- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемных моментах в отношениях Марокко с ЕС из-за вопроса о Западной Сахаре

Несколько месяцев назад два депутата Европарламента подняли вопрос о статусе марокканских фосфатов, импортируемых в Европу, несмотря на то, что Королевство Марокко добывает их в Западной Сахаре. Отвечая в марте на вопрос испанских депутатов Европарламента Карлеса Пучдемона и Клары Понсати Обиолс о статусе марокканских фосфатов, импортируемых в Европу, Европейская комиссия дала подробный ответ ранее в этом месяце через своего комиссара по торговле, латвийца Валдиса Домбровскиса. Два депутата Европарламента, которые идентифицируют себя с движением за независимость Каталонии, спросили, рассматривает ли Комиссия возможность расширения «сферы действия регулирования в отношении полезных ископаемых из зон конфликта, чтобы включить импорт фосфатов из Западной Сахары». Депутаты Европарламента имели в виду, в частности, тот факт, что с начала военной операции России на Украине 50% европейского импорта фосфатов поступает из Марокко. В первом квартале 2022 года оборот марокканской государственной OCP group, добывающей фосфаты в стране, производителя фосфорной кислоты и удобрений, составил 2,4 млрд евро, что на 77% больше, чем в прошлом году, за тот же период. В мае компания заявила, что этот рекорд может быть объяснен тем фактом, что «российско-украинский конфликт усилил напряженную ситуацию с точки зрения баланса спроса и предложения на рынке фосфатов и привел к дальнейшему росту цен, чему также способствовал рост стоимости сырья, особенно аммиака и серы». Хотя результаты полугодия еще не опубликованы, источник в OCP group сообщил, что та же тенденция сохраняется с марта. Таким образом, в конце апреля объем продаж составил бы чуть более 3,5 млрд евро — вдвое больше, чем в 2021 году за тот же период. Та же тенденция сохраняется и 2022 году и в начале нынешнего. 70% мировых запасов фосфатов находятся в Марокко и Западной Сахаре, и королевство хочет частично удовлетворить спрос и увеличить производство на 10% в этом году. «В ближайшие четыре года производственные мощности могут увеличиться более чем на 50%», — сообщил источник в OCP group на условиях анонимности. При этом добыча и экспорт фосфатов в Западной Сахаре является политически спорным вопросом, поскольку сахарцы обвиняют Марокко в незаконном использовании оккупированной спорной территории для получения прибыли от ценного природного ресурса.  Согласно анализу Института Ближнего Востока, базирующегося в Вашингтоне, «помогая противостоять российской угрозе милитаризации продовольственно-энергетической цепочки, Рабат демонстрирует свою растущую важность для Европы и Соединенных Штатов в качестве геополитического партнера в Африке к югу от Сахары. Поскольку Европа сталкивается с двусторонней геоэкономической войной на истощение с Россией, план Марокко по увеличению производства удобрений… меняет стратегическое уравнение, противодействуя способности Москвы милитаризировать продукты питания и энергию». На данный момент фосфаты не подпадают под действие этого регламента, который действует с 2021 года и направлен в первую очередь на мониторинг добычи золота, олова, вольфрама и тантала в Демократической Республике Конго и районе Великих озер. Пучдемон и Понсати Обиолс упомянули фосфатный рудник Бу Краа на спорной территории Западной Сахары. Ссылаясь на отчет норвежской неправительственной организации Western Sahara Resource Watch за 2021 год, они также подчеркнули сотрудничество испанских компаний с марокканским фосфатным гигантом OCP group, включая юридическую консультацию фирмы  Palacio y Asociados, которой руководит бывший министр иностранных дел Испании Ана Паласио. В данном случае важно понимать и тот факт, что этот запрос во многом обуславливается и жесткой оппозицией двух каталонских депутатов позиции по этому вопросу  официального Мадрида. Нынешнее правительство Испании с начала года взяло уверенный курс на нормализацию своих отношений с Рабатом, что уже вызвало   кризис испано-алжирских отношений, что, впрочем, не повлияло на поставки в Испанию алжирского газа (около 10 млрд куб. в год).

Домбровскис не рассматривал эти вопросы напрямую, хотя он и объявил, что положение о конфликтных минералах будет пересмотрено в этом году. «Однако Комиссия не ожидает, что этот первый обзор приведет к окончательным выводам2, — сказал он, утверждая, что Европейский союз фактически не импортирует фосфаты из Западной Сахары. Комиссия, похоже, готова включить этот вопрос в свой спор с королевством в то время, когда соглашения о рыболовстве между двумя сторонами в настоящее время находятся в подвешенном состоянии. Два депутата Европарламента также затронули соглашение о партнерстве в области устойчивого рыболовства между Рабатом и Брюсселем, протокол об осуществлении которого был аннулирован в 2021 году Общим судом Европейского союза из-за спора о Западной Сахаре. Домбровскис отметил, что Комиссия обжаловала решение суда. Решение суда по апелляции ожидается не ранее 2024 года. Это решение зависит от возможного продления протокола по рыболовству 2019-2013 годов между Рабатом и ЕС, срок действия которого истек 16 июля. Хотя в сентябре Суд Европейского союза вынес решение в пользу заявления Фронта ПОЛИСАРИО о том, что соглашения о свободной торговле между ЕС и Марокко по сельскому хозяйству и рыболовству не должны применяться к спорной территории Западной Сахары, Совет ЕС был готов обжаловать это решение. А 22 декабря 2022 года Европейская комиссия опубликовала доклад, восхваляющий «преимущества» этих соглашений для жителей Западной Сахары — документ, который был очень благоприятен для Марокко и который был встречен с беспокойством в Алжире и Западной Сахаре.

Что же конкретно указывается в этом докладе ЕК? Напомним, что  соглашение ЕС–Марокко о внесении изменений в Протоколы 1 и 4 к Ассоциации ЕС-Марокко которое распространяет тарифные преференции, предусмотренные Соглашением об ассоциации, на товары, происходящие из Западной Сахары, вступило в силу 19 июля 2019 года. В январе 2019 года Европейский парламент принял незаконодательную резолюцию, дающую свое согласие на это соглашение. Нынешний доклад является ответом на призывы Европейского парламента к Комиссии и Европейскому службе внешних действий (EEAS) внимательно следить за осуществлением и воздействием Соглашения и регулярно сообщать о своих выводах Парламенту. Он обновляет предыдущий ежегодный отчет от 23 декабря 2020 года и основывается на анализе, касающемся распространения тарифных преференций, предусмотренных в Соглашении об ассоциации между ЕС и Марокко, на товары из Западной Сахары и о связанных с этим преимуществах для заинтересованных лиц. Чтобы предоставить некоторые общие элементы справочной информации, полезные для понимания контекста доклада и конкретной ситуации в Западной Сахаре, в нем  содержится описание последних событий в связи с делом, переданным в Общий суд ЕС Фронтом ПОЛИСАРИО, мирным процессом под руководством ООН и ситуацией в отношении основных прав  населения.   Настоящий доклад включает, среди прочего, информацию, предоставленную Марокко, что ни в коем случае не означает   какого-либо признания Брюсселем  территориальных претензий Марокко на Западную Сахару. Эти ссылки скорее являются результатом того факта, что значительная часть территории в настоящее время находится в ведении Королевства Марокко, и поэтому только марокканские власти могут обеспечить соблюдение необходимых правил. Также использовалась информация из других доступных источников, собранная во время технического визита, который состоялся в сентябре 2021 года в регион Дахла-Уед-эд-Дахаб в Западной Сахаре, а также информация, полученная от различных представителей соответствующего населения. В  ходе этой миссии были проведены консультации со многими заинтересованными сторонами, включая власти, бизнес и других представителей в Дахле. Миссия включала пять выездов на фермы и предприятия, экспортирующие продукцию в ЕС, а также встречи с представителями рыбного хозяйства, сельского хозяйства и ремесленного сектора, кооперативов и учебного центра. Технический визит показал, что в регионе наблюдается быстрое развитие сельскохозяйственной и рыбной деятельности, которое в основном происходило в течение последних полутора десятилетий, чему также способствовали инвестиции правительства Марокко. Природные ресурсы, и в частности грунтовые воды в сельском хозяйстве, как представляется, используются рационально. Во время этих визитов и встреч представители местного бизнеса подчеркивали, что доступ к рынку ЕС является решающим фактором для большинства инвестиций частного сектора в регионе, и выражали широкую поддержку соглашениям о сельском хозяйстве и рыболовстве с ЕС и полагались на них.  Такая позиция совета ЕС остается неизменной, из чего следует вывод о том, что инициатива каталонских депутатов вряд ли приведет к какому-то кризису в рамках поставок марокканских фосфатов в ЕС.