О ситуации в районе Красного моря

Юрченко В. П.

Красное море занимает выгодное географическое и важное геостратегическое положение на стыке Азиатского и Африканского континентов. Экономические, исторические и стратегические узы тесно связывают этот район с зоной Персидского залива и Восточным Средиземноморьем. После открытия в 1869 г. Суэцкого канала Красное море стало, является в настоящее время и останется на обозримую перспективу одним важнейших водных путей, соединяющих Северную Атлантику с Индийским океаном. Начиная с 50-х годов ХХ века Красное море является важной составной частью водной коммуникации, по которой осуществляются транспортировка нефти из зоны Персидского залива в Европу и Северную Америку.

Суэцко-красноморский путь имеет большое военно-стратегическое значение. Так, при подготовке и проведении операции по освобождению Кувейта в 1990-1991 гг. именно по нему были переброшены основные силы флотов антииракской коалиции, шла основная часть перевозок войск, военной техники и различных видов снабжения из США, Западной Европы и ряда арабских стран в зону конфликта. В Красном море находилась крупная корабельная группировка ВМС стран антииракской коалиции. И сегодня, в ходе подготовки военной операции против Ирака США и Великобритания активно используют этот маршрут для воинских перевозок в район Персидского залива. Да и в своей повседневной деятельности ВМС многих государств часто используют суэцко-красноморский маршрут для переходов боевых кораблей и вспомогательных судов из одного морского театра в другой.

Красноморский бассейн всегда представлял интерес для крупных мировых держав. Сейчас наиболее пристальное внимание к нему проявляют США. Красноморский район входит в зону ответственности Центрального командования ВС США. Постоянной группировки американских ВМС здесь нет, однако военные корабли США часто заходят в Красное море.

Из стран Западной Европы наибольший интерес к региону проявляет Франция, проводящая активную африканскую политику. Французы имеют военную базу в Джибути, которую, несмотря на планируемое сокращение своего военного присутствие в Африке, не собираются ликвидировать. В Джибути размещено 3200 военнослужащих, 9 истребителей «Мираж» F.1 (5) и «Мираж» 2000 (4), корабли ВМС (их состав периодически меняется).

Для России суэцко-красноморский путь представляет собой кратчайшую морскую коммуникацию между портами Черного моря и Дальнего Востока.

Значимость Красного моря заключается и в наличии здесь различных запасов полезных ископаемых: цинка, меди, золота, серебра, кадмия, кобальта, углеводородов. В случае начала их промышленной разработки могут возникнуть споры между прибрежными государствами из-за прохождения морских границ, что станет дополнительным фактором напряженности в регионе.

На берегах моря расположены такие ключевые государства Ближнего Востока как Египет, Израиль, Саудовская Аравия, а также Судан, Йемен, Иордания и Эритрея. К странам красноморского бассейна относятся Эфиопия и Джибути.

На протяжении длительного времени регион Красного моря остается зоной целого ряда конфликтов, как межгосударственных, так и внутри отдельных стран. В настоящее время большинство из них не находится на стадии прямой вооруженной борьбы, однако урегулирование их также далеко от завершения и нет гарантий того, что какой-либо из этих конфликтов вновь не перейдет в «горячую» форму. Все это делает красноморскую зону, особенно ее южную часть, потенциальным источником напряженности.

К наиболее значимым конфликтам в регионе можно отнести: арабо-израильский (в т. ч. его палестинскую составляющую), египетско-суданский, эфиопско-эритрейский, йеменско-эритрейский, йеменско-саудовский, внутренние конфликты в Судане и Эфиопии. Красноморскую зону напрямую затрагивают конфликт вокруг Ирака и международная антитеррористическая операция в Афганистане.

Арабо-израильский конфликт. Обе стороны активно использовали Красное море в военных, экономических и политических целях. Так, арабы неоднократно прибегали к морской блокаде израильского порта Эйлат, что в 1956, и особенно в 1967 г., явилось одним из главных поводов для развязывания войн. В настоящее время палестинские экстремистские организации пытаются использовать Красное море для переброски оружия и снаряжения.

Израиль использовал в своих интересах антиарабские силы в Судане и Эфиопии, а некоторые безлюдные острова в южной части Красного моря для создания там баз для диверсионно-разведывательной деятельности. Оказав энергичную помощь Эритрее после получения ею независимости, Израиль в значительной степени способствовал отказу этой страны от вступления в Лигу арабских государств. Таким образом, многолетняя политическая, материальная и военная поддержка арабских стран эритрейским повстанцам фактически не оправдала их надежд на превращение Эритреи в страну, верную арабскому делу. Более того, Эритрея стала одни из основных источников напряженности в красноморском регионе, имея на сегодняшний день конфликтные ситуации практически со всеми своими соседями.

Сегодня для Израиля важное экономическое и политическое значение имеет соблюдение режима свободного и безопасного судоходства по Красному морю - по этому водному пути он осуществляет торговлю со странами Южной Азии, Восточной Африки и Дальнего Востока.

Подписание мирных договоров между Египтом и Израилем (1979 г.) и Иорданией и Израилем (1994 г.) способствовало стабилизации обстановки в северной части красноморского района, которая в настоящее время превратилась в одно из популярных мест туризма и отдыха.

Арабские страны заинтересованы в поддержании безопасности и стабильности в красноморском бассейне, обеспечению здесь свободного судоходства. Этому, по их мнению, будет способствовать налаживание процесса арабо-израильского, прежде всего палестино-израильского урегулирования, уменьшение иностранного военного влияния и урегулирование конфликтов между прибрежными государствами.

Красное море имеет важнейшее экономическое и стратегическое значение для Королевства Саудовской Аравии (КСА), что, в первую очередь, обусловлено перевозкой по суэцко-красноморскому пути саудовской нефти из зоны Персидского залива в страны-импортеры. На побережье Красного моря расположены важные экономические центры КСА: индустриальная зона в районе порта Янбо, крупнейший морской порт страны, важный промышленный и деловой центр Джидда. Недалеко от моря находятся святые места ислама Мекка и Медина.

Руководство КСА в целях защиты транспортных коммуникаций и обеспечения безопасности приморских районов страны уделяет серьезное внимание укреплению группировки национальных ВМС на Красном море.

Военно-морские силы КСА насчитывают 15,5 тыс. чел. и состоят из двух флотов - Западного (на Красном море, штаб в Джидде) и Восточного (в Персидском заливе, штаб в Эль-Джубайле). В ВМС помимо сил флота входят морская пехота, морская авиация и береговая оборона.

В ВМС КСА имеется 15 боевых кораблей (фрегатов - 4, корветов - 4, тральщиков - 7) и 75 боевых катеров, в т. ч. 9 ракетных. Из них в состав Западного флота входят: 4 фрегата, тральщик, 2 ракетных катера. Они базируются в военно-морских базах Джидда, Янбу, Эль-Ваджх. Строится ВМБ Джизан.

Большое внимание уделяется оснащению ВМС современными боевыми кораблями и катерами, развитию системы базирования и материально-технического обеспечения. В 2002 г. ВМС КСА передан первый из трех фрегатов типа F 3000S («Усовершенствованный «Лафайет»), построенный во Франции. Второй фрегат должен вступить в строй в апреле 2003 г, третий - в январе 2004 г. Саудовцы намерены приобрести в Англии еще три тральщика типа “Сэндаун”. Изучается вопрос о закупке малых подводных лодок и 6 самолетов базовой патрульной авиации.

В 1990-гг. с помощью США были модернизированы военно-морская база Джидда и военно-воздушные базы Таиф и Хамис-Мушайит, расположенные недалеко от моря.

Важность Красного моря для Египта определяется необходимостью защиты южных подступов к Суэцкому каналу и важному экономическому центру и порту Суэц, обеспечения безопасности собственных морских коммуникаций и защиты морского побережья, в т. ч. расположенных на юго-западе Синая месторождений нефти.

Военно-морские силы АРЕ насчитывают 19 тыс. чел. и являются самыми крупными на Ближнем Востоке. Главные силы флота базируются в Средиземном море, а меньшая часть образует красноморскую группировку. В то же время наличие Суэцкого канала позволяет в случае необходимости оперативно производить маневр силами между двумя морскими театрами.

На Красном море расположены ВМБ Суэц, Сафага (штаб) и Хургада.

Корабельный состав флота насчитывает 41 боевой корабль (4 подводные лодки, 11 фрегатов, эсминец (используется как учебный корабль), 12 десантных кораблей, 13 тральщиков), 40 боевых катеров, в т. ч. 25 ракетных.

В последние годы отмечается усиление внимания военно-политического руководства АРЕ вопросам развития ВМС. Увеличены бюджетные ассигнования на флот, разработана программа обновления и модернизации корабельного состава, перевооружения береговой обороны. Значительное внимание уделяется совершенствованию инфраструктуры флота. Для удовлетворения минимальных потребностей ВМС в новых кораблях командование считает необходимым закупить по меньшей мере 2 дизельные подводные лодки, 10 тральщиков, 2 танко-десантных корабля типа «Ньюпорт», 6 ракетных катеров.

ВМС АРЕ и КСА с 1995 г. ежегодно проводят совместные учения "Марджан" («Коралл») в Красном море. На них отрабатываются задачи защиты морских коммуникаций, противоминной и противолодочной обороны, охраны территориальных вод, проведение поисково-спасательных операций.

Военно-морские силы других арабских стран, Израиля (в Красном море) и Эритреи по своему составу незначительны и представлены в основном патрульными и, отчасти, ракетным катерами.

Йеменско-эритрейский конфликт возник из-за принадлежности группы островов Ханиш, расположенных в южной части Красного моря у входа в Баб-эль-Мандебский пролив и находящихся примерно на одинаковом расстоянии от Йемена и Эритреи. Во время войны Эритреи за независимость от Эфиопии с разрешения йеменских властей эритрейские повстанцы использовали острова для своих баз. Ранее на них претендовала Эфиопия. Йемен, со своей стороны, утверждал, что в 1972 г. острова Ханиш были переданы ему Великобританией.

Эритрейские войска в декабре 1995 г. захватили самый крупный из них - Ханиш Кебир, а в августе 1996 г. соседний остров Ханиш Сахир, но вскоре были втеснены оттуда йеменцами. В то же время конфликт не перерос в крупное вооруженное столкновение, т. к. оба государства не имели для этого экономических, финансовых и военных возможностей. В итоге стороны решили обратиться в международный арбитражный суд в Гааге, который в 1998 г. вынес решение, признавшее принадлежность островов Йемену. Оба государства согласились с вердиктом суда. Причем Йемен заявил, что не будет использовать острова в военных целях. Йеменско-эритрейские отношения после урегулирования территориального спора начали нормализоваться. Однако летом 2002 г. Эритрея вновь пошла на обострение отношений с Йеменом по вопросу о принадлежности островов Ханиш.

Долгую историю имеет йеменско-саудовский конфликт по вопросу о принадлежности большого числа территорий на различных участках границы между двумя странами. Только в 90-е годы прошлого столетия это неоднократно приводило к вооруженным пограничным конфликтам: 1994, 1995 гг. - на севере и северо-востоке в районе Маариб, в 1996 г. на севере, в районе Красного моря, в 1997 г. - на различных участках границы, в 1998 г. - на прибрежных островах в Красном море.

Вместе с тем, ни Йемен, ни Саудовская Аравия не были заинтересованы в дальнейшем росте напряженности в двусторонних отношениях, не желали расширения масштабов пограничных конфликтов, а тем более их перерастания в крупное военное столкновение. Поэтому Эр-Рияд и Сана вели переговоры по урегулированию спорных проблем, в ходе которых саудовцы настаивали на прохождении линии границы так, чтобы оставить за собой территории нефтеносных районов. В 1998 г. было достигнуто соглашение (ратифицировано в 2000 г.), по которому войска обоих государств должны быть отведены на 20 км от пограничной линии. Практически их отвод уже начат, в первую очередь на центральном и западном участках. Предусмотрено также совместное патрулирование границы. Улучшаются экономические связи между Саудовской Аравией и Йеменской Республикой (ЙР).

В 2000 г. стороны подписали соглашение о прохождении линии сухопутной и морской границы на основе Таифского договора 1934 г. и его приложений. Это соглашение должно положить конец территориальному спору между ЙР и КС. Пограничная зона между ними объявлена “зоной сотрудничества и развития”. В то же время остался неурегулированным вопрос о двух небольших районах: Джебель-Атид к востоку от Маариба в северной части нефтеносного района Шабва и на западе вблизи красноморского побережья.

Египетско-суданский конфликт из-за принадлежности т. н. «треугольника» Халаиб на побережье Красного моря обострился в 1993-1994 гг., когда на границе произошли вооруженные столкновения. В 1995 г. египетские войска заняли территорию "треугольника" за исключением города Халаиб. Кроме того, Каир выдвинул против Хартума обвинения в предоставлении убежища экстремистским элементам, создании на суданской территории лагерей для подготовки террористов и предоставлении им оружия. Ситуация еще больше обострилась после неудачного покушения на президента АРЕ Хосни Мубарака в Аддис-Абебе в июне 1996 г., в причастности к которому Египет обвинил суданские власти.

В то же время ни Каир, ни Хартум не были заинтересованы в дальнейшей эскалации противостояния и, начиная с 1997 г., напряженность между ними стала постепенно снижаться. Однако вопрос о принадлежности района Халаиб так и не решен, что не исключает нового обострения спора. В целом же возникновение крупномасштабного вооруженного конфликта между Египтом и Суданом вряд ли реально. Обе страны не пойдут на его развязывание по политическим и экономическим причинам.

Напряженная ситуация сложилась к середине 1990-х гг. на границах Судана с Эритреей и Эфиопией. С территории этих государств действовали суданские оппозиционные силы и их вооруженные формирования. Судан, в частности, обвинил Эритрею и Израиль в создании на эритрейской территории центра по подготовке боевиков для южносуданских повстанцев. Со своей стороны, Хартум оказывал содействие оппозиционным группировкам в Эфиопии.

Вспыхнувший в 1998 г. пограничный вооруженный конфликт между Эфиопией и Эритреей привел к ослаблению напряженности в отношениях Судана с восточными соседями. В мае 1999 г. Судан и Эритрея подписали соглашение о мире, которое предусматривает взаимный отказ от поддержки оппозиционных сил. В последнее время отмечается расширение экономических связей между Суданом и Эфиопией, облегчен визовый режим в приграничных районах, стороны договорились начать работы по уточнению линии прохождения границы. Эфиопия увеличивает закупки суданской нефти и имеет намерение расширять свою внешнюю торговлю через Порт-Судан. Тем не менее, территориальные и политические проблемы все еще ждут своего решения. В то же время Эритрея в 2002 г. вновь пошла на обострение отношений с Суданом, после чего Хартум закрыл границу, обвинив эритрейцев в поддержке антиправительственных сил.

Эфиопско-эритрейский конфликт. Его причиной стали разногласия о принадлежности ряда пограничных территорий. С мая 1998 по июнь 2000 г. стороны пытались решить его силовыми методами, причем инициатором развязывания военных действий была Эритрея. Однако в конечном итоге военная инициатива перешла к Эфиопии. В июне 2002 г. правительства обеих стран приняли план, предложенный Организацией африканского единства, который предусматривал прекращение огня, создание буферной зоны на территории Эритреи шириной 25 км и отвод эфиопских войск на позиции, занимавшиеся ими до начала конфликта. В буферной зоне в настоящее время размещены международные миротворческие силы. В ходе военных действий стороны потеряли 120 тыс. чел. убитыми и ранеными, а 950 тыс. чел. стали беженцами.

В октябре 2002 г. руководители Йемена, Эфиопии и Судана на встрече в Сане обсудили вопрос об агрессивной политике Эритреи при решении спорных пограничных вопросов.

С момента начала международной антитеррористической операции в Афганистане осенью 2001 г. в Джибути базируется 152-е оперативное соединение, состоящее из кораблей ВМС ФРГ, США, Великобритании, Франции, Испании и ряда других стран. Соединение обеспечивает безопасность судоходства в Красном море и Персидском заливе.

На территории Джибути американцами создается региональная антитеррористическая база. США используют территорию страны и в качестве базы для запуска беспилотных летательных аппаратов (БЛА) «Предатор». Командование ВС США намерено также проводить на территории Джибути обучение войск боевым действиям в условиях пустыни. В настоящее время в республике находится до 3000 американских военнослужащих.

Рассматривается вопрос о создании в Джибути базы подготовки для спецназа ФРГ, подразделения которого предполагается использовать для борьбы с международными террористами в различных регионах мира.

Деятельность международного терроризма имеет место и в районе Красного моря. В октябре 2002 г. у берегов Йемена террористами был подорван французский танкер «Лимбург», а ранее в 2000 г. в порту Адена они подорвали американский эсминце «Коул». По имеющейся информации, на территории Йемена в районах, не подконтрольных центральному правительству, размещаются боевики «Аль-Каиды», прибывшие из Афганистана. Здесь они пытаются восстановить свои силы.

В этих условиях правительство Йемена проводит мероприятия по пресечению деятельности террористов в стране, в т. ч. с помощью США. Так, 4 ноября 2002 г. ракетой, выпущенной с американского БЛА, в районе Маариб был уничтожен один из ближайших сподвижников бен Ладена. Для усиления охраны морского побережья и борьбы с террористами руководство ЙР приняло решение о создании Береговой охраны МВД численностью до 2 тыс. чел. Ее предполагается оснастить сторожевыми катерами, РЛС, современными средствами связи.

В целом в настоящее время обстановка в районе Красного моря не характеризуется заметной напряженностью. Вместе с тем неурегулированность имеющихся между красноморскими государствами конфликтов и деятельность сил, связанных с международным терроризмом, не позволяет говорить о прочной стабильности в регионе. Серьезное обострение во многих странах красноморского бассейна может произойти в результате военной операции США и их союзников против Ирака. Весьма вероятно, что ее проведение явится мощным стимулом для выступлений арабской «улицы» под радикальными исламистскими, антиамериканскими и антиизраильскими лозунгами и под предводительством исламских экстремистских организаций. Подобные массовые выступления, особенно с применением насилия, способны серьезно дестабилизировать обстановку, прежде всего, в таких странах как Египет, Саудовская Аравия, Йемен и на палестинских территориях.