Отчет израильских спецслужб о палестинском терроризме в 2004 году

О.А. Зайцева

Отчет Службы общей безопасности (ШАБАК), опубликованный 27 сентября, стал результатом аналитической работы, проводившейся соответствующими подразделениями израильских спецслужб с начала интифады «аль-Акса» в сентябре 2000 года и в течение последующих четырех лет противостояния. Целью анализа стало определение источников финансирования, организационной и кадровой базы, а также специфических характеристик палестинской террористической деятельности периода второй интифады.

Результаты, представленные в отчете ШАБАК, неутешительны: только две полномасштабные войны в истории Государства Израиль – Война за независимость (1948 – 1949 гг.) и Война Судного дня (1973 г.) – привели к большему числу жертв среди израильских граждан, чем нынешняя интифада. Для сравнения, во время Шестидневной войны (1967 г.) погибло 803 израильтянина, в Войне на истощение (1970 г.) – 738, в то время как в последнем вооруженном противостоянии еврейского государства и палестинцев погибло больше тысячи израильтян.

Известно, что во всех вооруженных конфликтах потери израильтян были значительно меньше, чем потери их арабских противников. В начале интифады «аль-Акса» воинствующие палестинские группировки заявляли о том, что их целью в конфликте является создание новой пропорции: жизнь израильтянина за каждых трех погибших палестинцев, что, по мнению экстремистов, должно было привести к деморализации израильского общества, спровоцировать недоверие и конфликт с руководством страны, ослабить и, в конечном счете, взорвать Израиль изнутри.

На сегодняшний день, по израильским данным, за время последней интифады погибло 2 124 палестинца, палестинская сторона называет цифру 2 736. Таким образом, соотношение между числом израильских и палестинских погибших составило 1: 2,12 или 1: 2,73.

При этом, в отчете сообщается, что с момента завершения строительства первой очереди Защитной стены в августе этого года, протянувшейся на 134 км. между Салемом и Эльканой, произошло 84% снижение количества жертв террористических акций среди мирного населения.

Одним из основных выводов отчета стало утверждение о личной ответственности главы Палестинской национальной администрации Ясира Арафата за проведение целого ряда террористических актов против израильских объектов и гражданского населения. Это утверждение было сделано на основе результатов специального расследования, проводившегося службами безопасности Израиля, а также многочисленных свидетельств лидеров террористических организаций, содержащихся в израильских тюрьмах, среди которых Марван Баргути (Marwan Barghouti), Нассер Авейс (Nasser Aweis), Ахмед Баргути (Ahmed Barghouti), и Нассер Абу Хамид (Nasser Abu Hameid). В ходе дознания указанные лица подтвердили тот факт, что за многие теракты на территории Израиля проводились с ведома и при поддержке Ясира Арафата, который лично выделял средства на финансирование целого ряда воинствующих палестинских организаций, сознавая, что значительная часть этих средств расходуется на подготовку и проведение терактов против израильских граждан. Как показало расследование, во многих случаях вооружение и боеприпасы, использовавшиеся в террористических актах, с ведома руководства Палестинской национальной администрации изымались из запасов палестинских служб безопасности и распространялись между членами террористических группировок.

В соответствии с данными, представленными в отчете, в течение последних четырех лет значительное число сотрудников палестинских служб безопасности было активно вовлечено в террористическую деятельность, направленную против Израиля. При чем с их стороны наблюдалось не только оказание организационной и технической поддержки различным вооруженным формированиям, но и непосредственное участие в осуществление терактов.

Другим важным фактом, представленным в отчете, стало зафиксированное увеличение числа израильских арабов и арабов жителей восточного Иерусалима, задействованных в террористической деятельности. Если первая интифада прошла под знаком практически полного нейтралитета со стороны арабов-граждан Израиля, то ко времени начала интифады «аль-Акса» властям Палестинской национальной администрации удалось привлечь этот сектор израильского общества к участию в конфликте на своей стороне. В 2000 году спецслужбы Израиля обнаружили девять террористических групп, в состав которых входили израильские арабы. В 2001 году их число увеличилось до 25 группировок, которые были ответственны за проведение 11 терактов, унесших жизни 45 израильтян. Наибольшую известность получил террористический акт в Нагарии, который, впервые в истории страны, совершил в октябре 2001 г. израильский араб, житель Галилеи. В 2002 году таких организаций стало уже больше 30. Трагическая динамика сохранялась и в 2003-2004 годах: значительная часть израильских арабов не только активно помогала террористам (провозили террористов-самоубийц, оружие, занимались распространением листовок, передачей сообщений и материалов для арабских СМИ, в том числе для телевидения «Хизбаллы», с целью добычи оружия вели наблюдение за израильскими военными базами и т. д.), но и сами стали заниматься террористической деятельностью. Спецслужбами были обнаружены группировки израильских арабов, связанных с организацией «Исламский джихад», подозревающиеся в планировании и осуществлении террористических актов на территории Израиля. Кроме того, на территории Израиля были вскрыты террористические ячейки организаций ХАМАС, ФАТХ, «Хизбалла» и других, созданные израильскими арабами.

Всего же за последние четыре года израильскими службами безопасности было арестовано 150 арабов-граждан страны, которые принимали участие в подготовке и проведение 20 терактов, приведших к гибели 163 израильтян.

Еще одним неутешительным выводом стало активное развитие сотрудничества и увеличение координации действий между различными террористическими организациями, действующими как на территории Западного берега, так и в секторе Газа. Как это не парадоксально, но причиной тому, по мнению израильских экспертов, стали многочисленные аресты лиц, обвиняемых в террористической деятельности, а также многочисленные антитеррористические операции, систематически проводимые израильскими спецслужбами с 2001 года. Эти действия вынудили различные военизированные группировки объединить свои силы, чтобы таким образом компенсировать урон, нанесенный израильскими контртеррористическими мерами.

Увеличение координации между террористическими организациями стало особенно заметно после проведения в Самарии (апрель 2002 года) операции «Защитная стена», в результате которой был нанесен существенный ущерб террористической инфраструктуре, а сотни подозреваемых в антиизраильской деятельности были задержаны. С целью избежать снижения интенсивности террористической угрозы безопасности Израиля, различные группировки, и в особенности Исламский джихад, ФАТХ и Народный фронт освобождения Палестины, приняли решение об объединении усилий для осуществления «совместных терактов» против израильских целей. Подобная же тенденция обнаружилась и в секторе Газа со второй половины 2003 года.

Примером совместной террористической деятельности может служить взрыв на перекрестке Эрез в январе 2004 года, в результате которого погибло четверо израильтян, и который был проведен членами террористических организаций ХАМАС и ФАТХ. В мае этого года «Исламский джихад» и Народный фронт освобождения Палестины организовали взрыв на шоссе и обстрел израильского транспорта возле Рафиаха.

Как отмечается в отчете, район Иудеи, в отличие от Самарии и сектора Газы, по-прежнему сохраняет роль признанного идеологического центра и мощной организационной и кадровой базы палестинского терроризма. Отчасти это объясняется тем фактом, что в этом районе практически все террористические группы возглавляются своими многолетними лидерами. В то время как в других районах Западного берега и сектора Газа, террористические группировки вынуждены часто привлекать в свои ряды активистов, не имеющих достаточного опыта, и хотя они, как правило, не останавливаются при выборе средств борьбы, их идеологическая подготовка, мотивация, а также степень самоидентификации с целями группировки крайне низки. Для группировок Иудеи характерна жесткая дисциплина, высокая мобильность и способность к дисперсии при строгой внутренней организации, развитая инфраструктура, налаженные каналы связи и широкая агентурная сеть.

Отдельный раздел отчета ШАБАК посвящен участию «Хизбаллы» в террористической деятельности на территории Израиля, а также ее связям с палестинскими террористическими организациями. После вывода израильских войск из Ливана в мае 2000 года, «Хизбалла» значительно упрочила свой авторитет и стала субъектом региональной политики, включив в список своих приоритетов поддержку и развитие террористической инфраструктуры на палестинских территориях. Для реализации этой цели были определены четыре основных направления деятельности:

- Внедрение на израильскую территорию иностранных граждан или владельцев иностранных документов для подготовки и проведения террористических актов. Участие иностранцев в палестинской террористической деятельности не ново. Еще в начале 1970-х «секулярные» палестинские террористические организации привлекали в свои ряды молодых людей, часто девушек, и особенно европейских (англичанок, голландок) и южноамериканских (перуанок), чтобы обойти строгие проверки израильских служб безопасности и провозить взрывчатку на борт самолета или в Израиль. Что касается «Хизбаллы», то она со второй половины 1990-х является одним их наиболее активных «экспортеров» террористов-самоубийц. Некоторые из них являются жертвами пропаганды, но многие и вполне осознанно принимают участие в том, что в их представлении является романтической революционной борьбой.

- Оказание помощи в организации/модернизации террористической инфраструктуры на территории Западного берега.

- Контрабанда вооружения и взрывчатых веществ на территорию Израиля. Сотрудниками израильских служб безопасности был обнаружен ряд каналов, по которым «Хизбалла» передавала на палестинские территории подробные инструкции по производству вооружения и взрывчатых веществ. Кроме того, по данным израильских спецслужб значительное число палестинских активистов террористических организаций прошли подготовку в тренировочных лагерях «Хизбаллы» в Ливане.

- Оказание финансовой поддержки палестинским террористическим организациям. Как отмечается, в течение последних четырех лет наблюдалось увеличение объемов финансовой поддержки, предоставляемой «Хизбаллой» различным палестинским группировкам. В этом году израильские службы безопасности конфисковали свыше 37 млн. шекелей, которые были размещены на счетах банков Рамаллы под прикрытием фиктивных благотворительных организаций и предназначены для финансирования антиизраильской деятельности.

Среди характерных черт современной террористической деятельности, упоминаемых в отчете, - ее интенсификация и расширение географии, использование высоких технологий и современных средств транспорта и связи, манипулирование информационными технологиями и активная работа со СМИ, высокая мобильность финансовых потоков и координация между террористическими организациями. Все эти характеристики, а также анализ и выводы, предлагаемые отчетом ШАБАК одинаково актуальны как для Израиля, так и для всего международного сообщества, а потому должны быть приняты во внимание западными лидерами. Последние события лишь доказывают реальность угрозы глобального террора и бесплодность попыток удержать эту угрозу за пределами границ своих стран, ставя необходимость масштабных, эффективных и скоординированных действий. При этом, реальное межгосударственное сотрудничество в этой области по-прежнему недостижимый идеал, а политика двойных стандартов – реальность.