Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Внешнеэкономические связи Ирана со странами Запада

M.М. Сергеев

Внешняя политика Исламской Республики Иран (ИРИ) после июньских президентских выборов 2005 года направлена на активизацию усилий по защите своих интересов в международном масштабе. Ее целью на современном этапе остается создание благоприятных международных условий для быстрого развития страны и повышения уровня жизни иранского народа. С учетом этого, несмотря на сохраняющуюся ее зависимость от религиозных принципов, руководство ИРИ выступает за развитие контактов практически со всеми государствами, в том числе и странами, входящими в НАТО.

Главные направления будущего внешнеполитического курса Ирана уже озвучены в ходе многочисленных заявлений М. Ахмадинежада, сделанных им после избрания на президентский пост. Их суть заключается в том, что новое правительство ИРИ будет выступать за многополярное мироустройство под эгидой ООН, в котором Иран и другие исламские страны будут формировать один из полюсов силы. Одновременно важное место в этом курсе, по словам президента ИРИ, будет отводиться деятельности кабинета министров, задача которого будет состоять в обеспечении благоприятных внешних условий для успешного развития иранского государства. По его утверждению, внешняя политика Тегерана будет направлена на развитие отношений с любым государством, считающимся с национальными интересами Ирана и готовым к взаимовыгодному сотрудничеству. В отношении же тех стран, в деятельности которых ранее прямо или косвенно проявлялись антииранские настроения, будет осуществлен переход от политики "бездействия к адекватным дипломатическим мероприятиям в рамках международного права".

Особенностью внешней политики ИРИ на европейском направлении является налаживание прочных торгово-экономических отношений с Европейским союзом и его ведущими государствами, в частности с Францией, Германией и Италией. Расширение переговорного процесса и заметное увеличение количества двусторонних встреч с представителями ЕС, рост числа подписанных договоров и соглашений в различных сферах экономики, особенно в нефтегазовой области, говорят о том, что Западная Европа заинтересована в сотрудничестве с Тегераном. Европейцы видят в ИРИ одного из энергетических партнеров, с которым уже сейчас намерены формировать тесные взаимоотношения. К тому же некоторые аналитики европейских стран полагают, что Иран реально создал барьер для транзита наркотических веществ из Афганистана в Европу.

Прежде всего, необходимо отметить прогресс в развитии внешней торговли Ирана с Европейским союзом. По предварительным данным статистического центра Еврокомиссии «Евростат», в 2004 году товарооборот, включая инженерно-технические услуги, между Ираном и ЕС составил около 23,4 млрд долл. США. Импорт европейских стран из Ирана возрос на 6% и составил около 9,1 млрд долл. США. На долю Германии, Франции и Италии приходится 77% всего экспорта Евросоюза в Иран, эти же страны являются основными европейскими экономическими партнерами Ирана.

По оценке «Евростата» на 1 июня 2005 года, экспорт Германии в Иран по сравнению с этим же периодом прошлого года вырос в два раза, а импорт из ИРИ сравним с показателями прошлого года. Французский экспорт и импорт увеличились в полтора раза. Италия в этом году должна увеличить товарооборот почти на 40%.

Германия, придавая большое значение укреплению своих позиций на иранском рынке, делает главный акцент на расширение капиталовложений немецких компаний в иранскую экономику. Берлин занимает первое место среди европейских инвесторов в иранскую экономику и участвует в реализации 19 различных проектов, в том числе строительстве ирригационных сооружений и создании инфраструктуры водоснабжения, строительстве электростанций, алюминиевого комбината "Аль-Мехди" в Бендер-Аббасе, завода пищевой промышленности и упаковки, строительстве опреснительной установки в Чахбахаре. Германия поддерживает членство Ирана во Всемирной торговой организации (ВТО).

Основными статьями экспорта Германии в Иран являются тяжелое оборудование и машины, продукция нефтехимической промышленности, генераторы и комплектующие детали для автомобилей. Иранский экспорт в Германию, кроме нефти, главным образом состоит из текстильной продукции, сухофруктов и сельскохозяйственной продукции.

Франция также является торгово-экономическим партнером Ирана. Так, в 2005 году Иран и Франция приступили к реализации долгосрочного (до 2010 г.) соглашения об экономическом сотрудничестве, которое подписали министры торговли двух стран в прошлом году. Соглашением предусматриваются активизация деятельности малого и среднего бизнеса обеих стран, расширение инвестиционного сотрудничества на взаимной основе в таких областях, как авиаперевозки, жилищное строительство, прогрессивные технологии, туризм, рыбное хозяйство, медицина, фармацевтика, строительство электростанций и метро, нефтегазовая промышленность.

Между французской компанией "Пежо-Ситроен", иранской компанией "САПКО" и администрацией свободно-экономической зоны (СЭЗ) "Кешм" решен вопрос о строительстве завода по производству автозапчастей на территории СЭЗ "Кешм". Основная часть продукции этого завода будет поставляться на экспорт. Иранская компания "САПКО" входит в промышленную группу "Иран Ходроу" и является крупным производителем комплектующих и запасных частей для автомобилей марки "пежо".

Франция и Иран сотрудничают в области создания инфраструктуры транспортных коридоров "Север-Юг" и "Восток-Запад''. Тегеран закупил у Парижа 100 локомотивов на общую сумму более 245 млн евро, а французская компания "Тоталь" участвует в разработке месторождения "Южный Парс".

Еще одним главным торгово-экономическим партнером Ирана является Италия. Основные товары, экспортируемые Ираном в Италию, — нефть, продукция нефтехимической, горнорудной и металлургической промышленности, сталь, фрукты, сухофрукты, кожа, ковры. Главной продукцией, импортируемой Ираном из Италии в 2004 году, были машины, механизмы и промышленное оборудование. Однако двустороннее сотрудничество не ограничивается только импортом иранской нефти и экспортом итальянского оборудования для тяжелой иранской промышленности. Две страны заинтересованы в развитии взаимодействия в различных сферах, в том числе в области связи, транспорта, судостроения, автомобилестроения, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и экспорта инженерно-технических услуг. Италия готова участвовать в проектах производства, переработки, маркетинга и экспорта иранских сельскохозяйственных товаров.

Организация развития промышленности и рудников Ирана и итальянская компания "Ираско" строят завод по производству графитовых электродов. Стоимость этого контракта составляет около 155 млн евро. Италия участвует в освоении железорудного месторождения "Сангестан" в районе Нейшапура. Стоимость проекта составляет более 150 млн долл. США.

Итальянские компании активно участвуют в нефтегазовых проектах, осуществляемых в Иране. Так, компании "ENI" и "AGIP'' задействованы в реализации обустройства газового месторождения "Южный Парс". В рамках соглашения о промышленном сотрудничестве между Ираном и Италией итальянская компания "Fata Aluminum Production" участвовала в модернизации алюминиевого комплекса "Аль-Мехди". Также продолжилось сотрудничество между иранской автомобильной компанией "Замьяд" и итальянской компанией "Iveco".

Помимо торгово-экономических связей, европейские страны проявляют заинтересованность в развитии других направлений сотрудничества с Ираном, в том числе и в весьма чувствительных областях, таких как военно-техническое сотрудничество (ВТС) и сотрудничество по линии спецслужб. Например, довольно тесное ирано-итальянское сотрудничество складывается именно по линии борьбы с незаконным распространением наркотиков. В текущем году успешное взаимодействие антинаркотических подразделений привело к интенсивному межведомственному диалогу между соответствующими службами двух стран. В апреле 2005 года Иран посетил заместитель руководителя антинаркотического ведомства Италии. В ходе этого визита было принято решение об учреждении в Тегеране представительства этого ведомства на постоянной основе.

С целью развития производственного потенциала собственной военной промышленности министерство обороны и поддержки вооруженных сил (МОПВС) Ирана предпринимает активные шаги по расширению круга зарубежных партнеров в военно-технической области. В этой связи руководство производственного объединения «Парчин» обратилось к испанской фирме «Explosivos alaveses» с просьбой рассмотреть вопрос о поставке в ИРИ технологической линии по производству боеприпасов к миномету «Hadid». Минимально необходимая производственная мощность линии — 1 млн мин в год. Вероятность реализации подобной сделки, по оценкам даже иранских экономистов, невелика в связи с тем, что сотрудничество Испании с Ираном в этой области неизбежно вызовет негативную реакцию со стороны США и сделка вероятнее всего останется нереализованной.

В целом, сотрудничество Ирана со странами Европейского союза в большей части сводилось к взаимовыгодным торгово-экономическим отношениям. Товарооборот, по данным на начало июня 2005 года, с основными странами Запада приведен в таблице.

Товарооборот Ирана с основными внешнеторговыми партнерами за I полугодие 2005 года (млн долл. США)

 

Страна

Экспорт

Импорт

Товарооборот

Франция

2162

3140

5302

Италия

2220

2750

4970

Германия

790

3890

4680

Турция

2058

870

2928

Приведенные в таблице данные свидетельствуют, что наиболее активно на рынке Ирана работают французские, германские и итальянские компании. Вместе с тем пристальное внимание к нефтяной отрасли Ирана оказывается со стороны Великобритании и США. Стратегическая конкуренция между британскими, американскими и иными компаниями усилилась в нефтяной и газовой сфере сразу же, как только франко-германский капитал проявил интерес к освоению крупнейшего нефтегазового месторождения "Южный Парс" в Персидском заливе. Именно данный проект во многом определил дальнейшую политику Франции, Германии, Италии и Великобритании в Иране.

Великобритания предприняла попытки форсировать участие в конкурентной борьбе в иранском нефтегазовом секторе. Главным доводом должно было стать посредничество Лондона в развитии американо-иранских отношений, а также проведение лояльной политики по отношению к Ирану, которая заметно отличается от политических взглядов США. Великобритания не скрывает, что занимает относительно умеренную позицию в отношении ядерной программы Ирана, последовательно отстаивает преимущества иранских маршрутов транспортировки каспийской нефти, игнорируя интересы США и Израиля. Лондон, хотя и с оглядкой на США, пытается максимально использовать временную экономико-технологическую изоляцию Ирана со стороны США, чтобы с выгодой для себя заполнить возникающие «пустоты» и удовлетворить иранские потребности в новейших технологиях. Значительному расширению английского присутствия в Иране мешают страны, которые уже давно присутствуют на иранском рынке, в том числе Китай и Россия. Поэтому одной из задач США и Великобритании является противодействие развитию ирано-российских и ирано-китайских отношений.

В последние годы Иран рассматривается европейцами как обширный экономический рынок. Доходы ИРИ от экспорта нефти превышают 35 млрд долл. США в год. Хотя Иран и не столь платежеспособен, как арабские экспортеры нефти, он также стремится приобрести не только вооружения, но и современные технологии. Россия является ведущим конкурентом европейских государств, прежде всего Франции, Германии и Италии, в технологической сфере.

Франция особенно заинтересована в поставках в Иран гражданских и военных самолетов, металлургического и химического оборудования, средств противовоздушной обороны, малых и средних боевых кораблей, материалов стратегического назначения, а также в создании новых производств бронетехники и автомобилей.

Страны Евросоюза, в первую очередь Великобритания, Германия и Франция, стремятся воспользоваться ситуацией вокруг "иранского ядерного досье" для продвижения своих экономических и политических интересов на Ближнем Востоке. В обмен на отказ от работ в критических ядерных областях Ирану было обещано содействие в строительстве легководных ядерных реакторов, поставке топлива к ним, в заключении ряда соглашений по торговле и снятии имеющихся экономических санкций.

В свою очередь, иранское руководство проявляет растущее стремление к расширению контактов с ведущими европейскими и азиатскими странами, в первую очередь с Россией, с целью обеспечения их поддержки в случае обострения обстановки вокруг республики.

Международные финансовые организации считают Иран экономически относительно стабильной страной, выполняющей свои внешние финансовые обязательства. Реформирование иранской экономики и увеличение доли частного сектора создают перспективы крупных инвестиций не только в нефтяной и газовый секторы промышленности. Западноевропейские государства (в том числе страны НАТО) заинтересованы в транспортировке иранского газа в Европу в обход территории России. В этой связи вызывает большой интерес возможность прокладки газопровода по дну Черного моря. Ключевую роль в решении вопроса о маршруте и способах транспортировки иранского газа играют германские и французские банки, а также компании "Рургаз" и "Франсгаз". Однако именно эти банки и организации являются основными партнерами "Газпрома" и могут попытаться получить независимый от России источник газа и средства его транспортировки. Кроме того, американцы достаточно давно и убедительно заявили европейцам о своем отрицательном отношении к транспортировке иранского газа в Европу по территории России.

Таким образом, европейские страны будут стремиться применить в отношении Ирана такие же принципы, как и в отношении Ирака: преодоление монополии США и их партнеров в части разработки нефтяных и газовых ресурсов, эксплуатация Ирана как рынка сбыта продукции и технологий. Франция и Германия могут проводить в отношении Ирана согласованную политику, прежде всего в экономической сфере.

Начало