Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Башад Асад и ближайшее окружение

К.А. Капитонов

Покойный президент Сирии Хафез Асад готовил себе на смену старшего сына Баселя. Однако тот погиб при загадочных обстоятельствах в автомобильной катастрофе 21 января 1994 года. Выбор пал на другого сына — Башара. Правда, Башар не только никогда не изъявлял желания занять президентское кресло, но и не интересовался политикой. Голубоглазый врач-офтальмолог, отличающийся мягкими манерами, он вел ничем не примечательный образ жизни, участвовал в международных научных симпозиумах и вообще предпочитал проводить время в кругу сирийских интеллектуалов, а не среди военных или политиков. Тем не менее после смерти отца именно он взошел в июле 2000 года на сирийский «престол».

* * *

В семействе Асадов было не принято миндальничать с родственниками. В 80-х годах Асад-старший, не моргнув глазом, выслал из страны погрязшего в контрабандных махинациях своего младшего брата Рифаата, которому фактически принадлежал порт Латакия. Злые языки тогда говорили, что имела место «сделка» — и один брат дал другому уйти от ответственности, значительно на этом обогатившись.

Став президентом, Башар решил последовать примеру отца. И взялся за родственников. Армейское подразделение, возглавляемое его младшим братом Махером, произвело ряд конфискаций контрабанды в портах Сирии, находившихся под контролем ближайших родственников Рифаата. В ходе этих рейдов были захвачены грузы наркотиков и электронное оборудование на суммы в миллионы долларов. Почты были взяты под постоянный контроль армии.

Эти и другие «наезды» на родственников привели к тому, что в последние годы основа поддержки нынешней власти в Сирии значительно сузилась. Еще одной причиной такой ситуации стала концентрация рычагов власти в руках членов семьи Асада и удаление от властных полномочий представителей алавитских семей. Прежде всего, в плане контроля за ключевыми позициями в военном аппарате и в сфере безопасности.

Подтверждением такого развития событий является назначение на пост командующего республиканской гвардией брата президента — Махера, а также недавнее утверждение генерала Асефа Шауката (мужа сестры сирийского лидера — Бушры) на пост главы военной разведки. Кстати, в вооруженных силах родственники президента занимают ряд важных должностей.

Те представители алавитских семей, которые сохранили свои посты, значительно утратили степень своего влияния на главу государства. Бахгат Сулейман, являющийся шефом Службы внутренней безопасности, возможно, самый влиятельный из них, поскольку наиболее близок к семье Асада.

Разумеется, в чрезвычайно секретной и запутанной системе сирийского государственного истеблишмента сложно определить реальную степень влияния ключевых членов кабинета. Но многие лидеры из числа сирийцев-суннитов постоянно высказывают претензии на то, что президент Асад игнорирует их мнение и интересы. Представители деловых кругов Сирии открыто заявляют, что он отказывается вмешиваться в случаях откровенного злоупотребления членами президентской семьи своими полномочиями.

Отношения между Асадом-младшим и вице-президентом Абдель Халимом Хаддамом, который является наиболее высокопоставленным представителем суннитов, в последнее время чрезвычайно осложнились. Как предполагают, главной основой для конфликта стало убийство бывшего ливанского премьер-министра Рафика Харири, который был особенно близок к Хаддаму. Большинство министров в кабинете являются суннитами, но это не смягчает напряженности, поскольку они — за исключением министров внутренних дел, обороны и иностранных дел — практически не обладают реальной властью.

Конфликты в правящей верхушке Сирии дополняются дискуссией в обществе относительно откровенных просчетов режима Асада в ряде ключевых областей. В частности, в последнее время Дамаск окончательно изолировал себя в отношениях с США, Европейским союзом и арабскими странами. Это произошло главным образом из-за сирийской позиции в отношении Ливана. Убийство бывшего ливанского премьера стало дополнительным фактором, объединившим Запад и арабский мир против Сирии.

Эксперты и аналитики отмечают, что в сирийском обществе зреют определенные сомнения в способности нынешнего президента эффективно продолжать выполнять свои обязанности. Многие в Сирии считают, что Асад-сын превратился в проблему общества и государства. Большинство наблюдателей высказывают мнение, что он не обладает той степенью твердости и харизмы, которой славился его отец. После пяти лет пребывания у власти значительной части населения уже хорошо известны слабые места Башара. Сирия нуждается в изменении политики, а для этого ей может понадобиться новый лидер.

Перспективы появления другой подходящей фигуры оценить сложно. Прежде всего, в силу закрытости властной системы. В то же время совершенно очевидно, что сегодня у президента Асада отсутствует явный соперник, который способен мобилизовать движение против него и занять его кресло.

* * *

Тем не менее уместно задать вопрос: кто сегодня является его опорой? Разумеется, как это принято на Востоке, — ближайшие родственники. Которых, кстати, у него не так уж и много…

В 2000 году Асад-младший женился на Асме Ахрас — представительнице известного рода сирийских мусульман-суннитов. Она моложе Башара на 10 лет, но ко времени их знакомства уже сделала неплохую карьеру. Экономист и специалист в области компьютерных технологий, она оставила работу в банке, чтобы стать первой леди Сирии.

Старшая сестра президента Бушра — доктор фармакологии. Считается довольно жесткой личностью. Она наделена властью по праву рождения и принадлежит к узкому кругу, куда входят ее братья — президент Башар и начальник президентской гвардии Махер. Замужем за шефом военной разведки Асефом Шаукатом.

«Самый трудный» отпрыск покойного Асада — 37-летний Махер, «прославившийся» в арабском мире своим необузданным характером. В свое время он по приказу отца даже пошел на военную службу (Асад-старший наивно полагал, что непутевый сын исправится) и дослужился до капитана президентской гвардии. Но со своими привычками и повадками так и не расстался. В настоящее время — начальник президентской гвардии.

Между Башаром и Махером возникли серьезные разногласия, когда первый стал президентом. Но в последнее время отношения между ними восстановились.

Самый младший — Маджид — родился в 1979 году. В Сирии и за ее пределами известно, что он избалован матерью, не блещет здоровьем, был замешан во многих скандалах с наркобизнесом, а также замечен в связях с девицами легкого поведения. Поэтому отец решил, что младший сын совершенно не годится для выполнения ответственных государственных или военных функций.

Асеф Шаукат — уроженец города Тартуса, родился в 1950 году в простой семье алавитов. В 1968 году поступил на юридический факультет государственного университета, стал членом правящей в Сирии партии БААС. С 1972 по 1976 годы продолжал учебу в том же университете на историческом факультете. Тема докторской диссертации — великое сирийское восстание 1925 года. В 1978 году поступил в Высшую военную академию. В 1983 году получил звание офицера.

В середине 80-х Шаукат был простым офицером сухопутных войск. В конце 80-х он познакомился с единственной дочерью сирийского президента — Бушрой, которая в то время заканчивала учебу на факультете фармакологии Дамасского университета. Семье не понравился выбор дочери. На сторону Шауката встал только Башар. При его поддержке в 1995 году Шаукат, разведясь со своей первой женой, официально женился на Бушре. Единственному зятю было присвоено звание генерал-майора. После этого Башар сблизился с Асефом, и Хафез Асад даже назначил его советником сына по вопросам безопасности. Этим возвышением в президентской семье были довольны не все.

В 1999 году третий сын Хафеза Асада — Махер стрелял в Шауката прямо во дворце. Карьере Шауката это не помешало. Сначала он был назначен на пост заместителя начальника военной разведки, а в начале 2000 года возглавил Службу внутренней безопасности. В настоящее время — шеф военной разведки. На этот пост он был назначен в феврале 2005 года, на следующий день после убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. «Он умен, глубок и обладает харизмой, – сказал о Шаукате один из аналитиков. — Он опасен, но очень прагматичен».

Люди, с которыми Шаукат «беседовал» (так в Дамаске называют допросы), говорят, что он типичный представитель своей профессии. Он использует обещания и угрозы, предлагая работу в правительстве и денежное вознаграждение за сотрудничество и грозя жестоким обращением за сопротивление. Человек, которому случилось встретиться с Шаукатом в связи с деятельностью, не одобряемой правительством, вспоминает, что его обвинили в том, что он берет деньги у Израиля и ЦРУ, а потом предложили финансовое вознаграждение за то, что он перестанет это делать. В ходе беседы Шаукат кричал и говорил спокойно, цитировал классиков литературы, а закончил объятьями.

Как подчеркивают эксперты, назначив Шауката начальником военной разведки, президент таким образом сконцентрировал контроль над спецслужбами в своих руках. Генерал Шаукат, по его замыслу, будет контролировать операции разведки внутри страны и за границей, включая Ливан.

Сегодня Шаукат, пользующийся поддержкой умной и амбициозной жены, считается одним из немногих людей, способных устроить переворот, хотя нет никаких признаков того, что нечто подобное планируется. Он известен в Дамаске, где вызывает страх и восхищение. По словам некоторых из тех, кто причисляет себя к его друзьям, чтобы осуществить какой-либо проект, проще попросить его о помощи, чем действовать по официальным каналам.

Поскольку нынешний президент до начала своего президентства служил в Республиканской гвардии, он установил тесные контакты со многими офицерами этого подразделения. Несколько человек были особенно приближены им, прежде всего те, кто занимал важные посты в президентской охране. Личный секретарь Башара генерал Абу аль-Кудси является главой безопасности Республиканской гвардии.

* * *

На днях западные СМИ распространили информацию о секретной конференции, которую якобы провели представители алавитских семей, чтобы обсудить ситуацию в стране и обществе. Не исключается, что этот тайный форум может стать катализатором для мобилизации более мощной общественной поддержки в пользу смены лидера. Эксперты не исключают и возможность внутрисемейного переворота, при котором власть может перейти к Бушре или ее мужу. Президенту в этом случае может быть предложен символический пост.

Начало