Отношения Израиля со странами бывшего СССР

А.И. Новиков

Прошло немногим более 13 лет после восстановления в октябре 1991 г. дипломатических отношений с еврейским государством, прерванных Советским Союзом в 1967 г. после Шестидневной войны. Срок достаточный для нормализации существовавших ранее многосторонних связей, тем более после 24 с лишним лет разрыва. И все же даже за такой промежуток времени отношения Израиля с Россией и другими странами СНГ, как отмечает израильская печать, уже пережили взлеты и падения. В частности, газета "Джерузалем пост" в 93 году писала: "Налицо явные признаки того, что Россия и страны СНГ постепенно отказываются от откровенного заигрывания с Израилем, которое мы наблюдали в течение последних двух лет".

Период расцвета, своего рода "медовый месяц" в отношениях с бывшим СССР в конце 80-х — начале 90-х годов израильтяне связывают с пребыванием у власти таких советских руководителей, как М. Горбачев, А. Яковлев, Э. Шеварднадзе. Особо выделяется их заслуга в переориентации на всестороннее сотрудничество с Западом, и прежде всего с Соединенными Штатами, в коренном пересмотре ближневосточной политики и свертывании многолетнего сотрудничества с некоторыми арабскими государствами. В свое время подчеркивалась также важная роль М. Горбачева и его ближайшего окружения в "распахивании ворот Союза для массового выезда евреев на свою историческую родину".

Выделение израильскими политологами периодов "потепления" и "похолодания" в отношениях Израиля со странами бывшего СССР далеко не случайно и связывается с тем, насколько эти взаимоотношения отвечают государственным интересам Израиля.

"Медовый месяц", по мнению израильтян, начался для них еще задолго до официального восстановления сторонами дипотношений. Так, по данным Центрального банка Израиля, с конца 1989 г. по 1991 г. в страну из Советского Союза переселились 460 тыс. евреев.

Особенно солидные дивиденды Израиль, по признанию его руководителей, получил от пересмотра бывшим СССР своей политики на Ближнем Востоке, которая в основном строилась на оказании политической поддержки и военной помощи арабским странам и палестинцам в их борьбе за ликвидацию последствий Шестидневной войны. С нескрываемым удовлетворением встретили в Израиле решение советского руководства прекратить поставки вооружения арабским странам до выплаты ими накопившейся задолженности. Присоединение стран бывшего Советского Союза к международным санкциям против бывшего союзника — Ирака, включая применение против него вооруженной силы, также было одобрительно встречено израильтянами. Не осталось без их внимания и то, что после распада Союза в выступлениях некоторых ответственных государственных и политических деятелей Украины, Грузии и других стран бывшего СССР исчезли заявления в поддержку требований арабов, в том числе "неотъемлемого законного права палестинцев (согласно прежней терминологии) на создание своего собственного национального государства". Вслед за этим некоторые средства массовой информации стали опускать применительно к Израилю такие определения, как "оккупация", "агрессия", "насилие".

Значительные выгоды извлек Израиль из отношений с распавшимся СССР и в идеологическом плане. Согласно заявлениям руководителей Еврейского агентства («Сохнут»), в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Риге, Днепропетровске и других городах бывшего СССР с разрешения властей были открыты и развернули активную деятельность культурные центры этого агентства по подготовке евреев к выезду в Израиль. Попутно, как признает израильская печать, сотрудники этих центров занимались и продолжают заниматься сбором политической, экономической и иной информации о положении в России и других бывших советских республиках. Такие задачи, отмечала газета "Джерузалем пост", были в свое время возложены на специальное "Бюро по связям", которое действовало под непосредственным руководством канцелярии израильского премьера, поддерживало связи с еврейскими общинами в бывшем СССР и информировало израильское руководство обо всем, что "творится за железным занавесом".

Активно начали развиваться культурные связи. Израиль буквально заполонили различные музыкальные и танцевальные группы и ансамбли из бывшего СССР.

Что же касается экономической сферы, то сотрудничество между сторонами в этой области до сих пор находится, пожалуй, лишь на стадии становления и еще не получило должного развития. Это объясняется целым рядом факторов как объективного, так и субъективного характера. Так, в частности, израильские бизнесмены, как, впрочем, и другие иностранцы, сетуют на политическую и экономическую нестабильность в СНГ, отсутствие надежных законодательных гарантий для иностранных инвестиций. В то же время, при всей обоснованности подобных замечаний, на развитие израильских торгово-экономических связей со странами СНГ серьезное негативное влияние оказывают довольно сложное экономическое положение в самом Израиле, весьма ограниченные возможности этого небольшого государства и переживаемые им собственные социально-экономические трудности.

Израиль располагает крайне ограниченными природными богатствами и энергетическими ресурсами. Сырье, нефть и нефтепродукты, необходимые для промышленности и выработки электроэнергии местными тепловыми электростанциями, в основном импортируются. В стране нет тяжелого и среднего машиностроения. Станки, другое технологическое оборудование, грузовые и легковые автомобили, дорожно-строительные механизмы ввозятся из-за рубежа. Бытовые электротовары, обувь, одежда, некоторые другие товары массового спроса большей частью также импортируются.

Особое место в израильской экономике занимает оборонная промышленность, на долю которой приходилось почти 10% всего национального экспорта и более трети экспортной продукции промышленности госсектора. Страна в основном обеспечивает нужды армии в артиллерийско-стрелковом вооружении, боеприпасах, авиационных, противотанковых и зенитных ракетах.

По сообщениям израильской и западной печати, для израильской экономики характерны такие показатели: сильная зависимость от иностранной помощи, поставок сырья и технологического оборудования; солидный дефицит внешнеторгового баланса, чрезмерные налоги, крайняя узость внутреннего рынка, низкая покупательная способность основной массы населения, очень высокая стоимость жизни, особенно продуктов питания, товаров широкого потребления, коммунальных услуг.

Кроме того, несмотря на предоставляемые льготы, правительству Израиля пока что не удается добиться привлечения в национальную экономику иностранных инвестиций в необходимом объеме. Здесь, видимо, сказываются и нестабильная внутриполитическая обстановка в стране, и неурегулированность арабо-израильского конфликта. В последнее время израильские бизнесмены все в больших объемах вкладывают капиталы за пределами страны.

Вместе с тем Израиль относится к числу промышленно развитых западных стран и по уровню образования, медицинского обслуживания, производству товаров в стоимостном выражении на душу населения в последние годы занимает 18 – 20-е место в мире. По этим показателям Израиль опережает более 150 государств, в том числе все страны Латинской Америки, Африки, Азии (за исключением Японии), Восточной Европы, и даже такие западноевропейские страны, как Италия, Греция, Испания. Особым достоянием еврейского государства считаются его богатый научно-технический потенциал и наличие в большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Из бывшего СССР в Израиль прибыли свыше 65 тыс. научно-технических работников, из них более 7 тыс. — доктора и кандидаты технических наук. Израиль также располагает значительными научно-техническими разработками и новейшими технологиями в различных областях промышленного и сельскохозяйственного производства.

Все эти положительные и отрицательные факторы в их неразрывной связи оказывают и, очевидно, будут оказывать впредь влияние на развитие торгово-экономического партнерства Израиля с другими странами. Распад Советского Союза заметно осложнил решение этого вопроса для еврейского государства, которому зачастую приходится заново налаживать сотрудничество со многими бывшими советскими республиками. Рассматривая порядок выстраивания отношений Израиля с этими республиками, следует учитывать тот факт, что, по мнению экспертов, в Белом доме пытались проводить проамериканскую политику в бывших советских республиках (Восточно-Европейский регион, Кавказский регион и Центрально-Азиатский регион) с помощью Турции. При этом исходили из общности языка и надеялись противопоставить распространению экстремистского ислама светский, умеренный его вариант. Возможно, США и удалось бы достичь своей цели, однако турки начали действовать очень неаккуратно. И в настоящее время, учитывая совпадение интересов и тесные отношения двух стран, именно израильтяне смогли бы взять на себя миссию проведения американского влияния в указанных регионах. Тем более что, по мнению известного израильского журналиста Эхуда Яари, Израиль действительно заинтересован в разработке каспийской нефти и функционировании трубопровода Баку – Джейхан, который позволит ему отказаться от арабской нефти. И отношения с СНГ Израиль по-прежнему строит с учетом своих национальных интересов, заботясь прежде всего об обеспечении внешней безопасности, продолжении иммиграции евреев на историческую родину, внутренней стабильности и устойчивом, поступательном развитии национальной экономики. Примером этому могут служить отношения Израиля с Украиной, Молдавией, Грузией, Азербайджаном, Узбекистаном и др.

В частности, в контексте реализации нефтяных интересов наибольшую перспективу развития взаимоотношений с Израилем имеют страны Кавказского и Прикаспийского регионов, в частности Грузия и Азербайджан.

«26 веков в Грузии дружно жили грузины и евреи, никогда между ними не было никаких инцидентов. Эта традиция продолжается и на государственном уровне» — эти слова экс-президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе во многом характеризует отношения, которые исторически сложились между евреями и грузинами.

14 января 1998 г. президент Грузии Эдуард Шеварднадзе посетил Израиль с рабочим визитом. Программа визита включала встречи с главой правительства Израиля Биньямином Нетаниягу, президентом Эзером Вейцманом и министрами. На всех этих встречах единодушно отмечалась большая роль Эдуарда Шеварднадзе (бывшего министра иностранных дел СССР) в возвращении сотен тысяч евреев на их историческую родину. В ходе встречи с премьер-министром Израиля был подписан ряд важных документов, среди которых Декларация о сотрудничестве в областях двусторонних инвестиций, воздушного транспортного сообщения, телекоммуникаций, сельского хозяйства, туризма, науки и культуры. Представители двух стран обсудили вопросы, касающиеся совместного проекта реконструкции крупнейшего грузинского химического предприятия. В осуществлении этого самого масштабного с момента провозглашения Грузией независимости проекта (его стоимость составит примерно 200 млн долларов) примет участие израильская фирма «Битман проджект». Также Биньямин Нетаниягу и Эдуард Шеварднадзе подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Государством Израиль и Республикой Грузия.

В ходе этого же визита в муниципалитете Иерусалима состоялась встреча Эдуарда Шеварднадзе с мэром столицы Эхудом Ольмертом. Согласно принятому на встрече решению, Тбилиси и Иерусалим стали городами-побратимами. Кроме того, участники встречи сделали официальное сообщение об открытии грузинского посольства в Израиле.

Дружеские связи, существующие между Грузией и Израилем, развиваются в рамках общества дружбы Израиль — Грузия. Его цель — расширение культурных, научных и экономических связей между двумя государствами. Общество, председателем которого избран бывший депутат кнесета Эфраим Гур, намерено построить в Иерусалиме культурный центр Израиль-Грузия. Эту ассоциацию отличает то, что ее основателями являются государственные деятели, деятели науки и искусства двух стран.

В конце января 2001 г. Грузию посетил президент Израиля Моше Кацав в сопровождении представительной делегации израильских бизнесменов. Визит был посвящен вопросам развития и углубления экономических связей между двумя странами. В ходе переговоров М. Кацав обсудил с президентом Грузии возможность строительства трубопровода по транспортировке питьевой воды из Грузии через Турцию в Израиль. Следует отметить, что впервые идея строительства трубопровода по транспортировке питьевой воды из Грузии в Израиль обсуждалась в ходе визита тогдашнего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу в 1999 г. Как заявлял в свое время Э. Шеварднадзе, «поставка воды может стать одним из приоритетных направлений сотрудничества с Израилем, так как Грузия - одна из богатейших стран по ресурсам питьевой воды». Также на переговорах израильский лидер пообещал Грузии гуманитарную помощь, а Э. Шеварднадзе вручил М. Кацаву орден Чести.

Израиль и Грузия сотрудничают в военно-технической сфере. Так, в апреле 2001 г. состоялся демонстрационный полет модернизированного штурмовика Су-25, получившего название "Скорпион", Тбилисского авиационного объединения. На презентации присутствовали президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, министр обороны Давид Тевзадзе, а также министр обороны Эстонии Юри Луйк. Штурмовик был модернизирован совместно грузинскими и израильскими специалистами. В июне 2001 г. самолет был представлен на авиасалоне в Ле Бурже. Модернизацией Су-25 в рамках соглашения о сотрудничестве с Тбилисским авиационным объединением (ТАО) в течение восьми месяцев занималась израильская фирма "Эль-Бит системз". На штурмовике были установлены новая радиолокационная аппаратура, современные электронные средства наведения. Модернизированный Су-25 может совершать боевые вылеты и поражать цели ночью и в условиях плохой видимости. Среди нововведений — оптимизированные универсальные пилоны для подвески вооружения, благодаря которым Су-25 может нести на борту вооружение как российского, так и западного производства.

В 2003 г. отношения между двумя странами резко активизировались, что видно по многочисленным визитам делегаций двух сторон друг к другу. В январе 2003 г. государственный министр Грузии Автандил Джорбенадзе совершил официальный рабочий визит в Израиль. В ходе визита он, в частности, встретился с представителями государственной компании IMI, производящей оружие и военное оборудование.

Однако следует отметить, что в отношениях между двумя странами возникают и сложные моменты. Так, в преддверии официального визита в Израиль председателя парламента Грузии Нино Бурджанадзе разразился скандал, связанный с продажей Грузией Ирану штурмовиков Су-25. На пресс-конференции бывший тогда президентом Грузии Эдуард Шеварднадзе объяснил это тем обстоятельством, что "бизнес есть бизнес". Однако, по словам грузинского лидера, тбилисское авиационное предприятие нашло покупателей, которые платят больше, и в Иран Су-25 больше не поставляются. Президент проинформировал, что информация о том, будто специалисты Сухумского физического института участвуют в производстве в Иране атомной бомбы, не подтвердилась.

В июне 2003 г. председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе прибыла с официальным визитом в Израиль. Она провела переговоры с президентом Израиля, премьер-министром, председателем кнесета и министром иностранных дел. Во время этих встреч Бурджанадзе обсудила немало идей, касающихся перспектив дальнейшего развития отношений между двумя странами. В ходе визита констатировалось некоторое отставание в области экономических связей – это, пожалуй, наиболее слабое звено на фоне культурного и туристического обменов, сотрудничества в сфере международной политики. Экономический оборот между странами составляет порядка нескольких миллионов долларов: 4 млн экспорт и 5 млн – импорт. Это, конечно, невысокий показатель для Израиля. Намерения грузинской стороны состоят в первую очередь в максимальном расширении экономических контактов. «Внешнеторговый оборот Грузии только за 2003 г. вырос на 97% в сравнении с аналогичными показателями 2000 г.». И в Тбилиси надеются, что израильская промышленность – сельское хозяйство, оборонная, телекоммуникаций и связи, авиационная и другие – внесет свой вклад в развитие двусторонних отношений. В частности, существуют инициативы, связанные с продвижением американо-израильских интересов на Кавказе, в сфере сотрудничества с Азербайджаном и Грузией, есть проект Баку-Тбилиси-Джейхан по прокладке нефтетрубопровода, проекты оборонного характера и т.д. «Интересы эти охватывают как регион Черного и Средиземного морей, так и имеют более глобальный аспект».

По окончании визита депутат кнесета Роман Бронфман, возглавлявший парламентскую группу дружбы "Израиль - Грузия", подвел его итоги: «Этот визит - очередной этап развития отношений между двумя государствами. Израиль и Грузия традиционно, начиная с 90-х гг., поддерживают дружественные отношения» – сказал он.

В августе 2003 г. в Тбилиси с трехдневным официальным визитом прибыл министр социального обеспечения Израиля Звулун Орлев. Он встретился с руководителями страны — президентом Эдуардом Шеварднадзе и государственным министром Автандилом Джорбенадзе. В ходе визита З. Орлев ознакомился с ситуацией в социальной сфере Грузии. Были обсуждены вопросы по оказанию грузинской стороне технической помощи и помощи в подготовке кадров, сотрудничестве в сфере занятости. Звулун Орлев проинформировал, что будет создана программа сотрудничества двух стран в социальной сфере.

В октябре того же года Израиль с официальным визитом посетил министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили, 27 октября он встретился со своим израильским коллегой Сильваном Шаломом. Стороны обсудили вопросы двустороннего и регионального сотрудничества. "Израиль и Грузия, обе страны могут многое получить от углубления торгово-экономических взаимоотношений. Мое больше желание вместе с моим коллегой способствовать развитию таких инициатив, как, например, проект нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан", - заявил глава внешнеполитического ведомства Израиля после встречи с Ираклием Менагаришвили. Министры иностранных дел двух стран также договорились о сотрудничестве в борьбе против международного терроризма.

В «послереволюционной» Грузии сохраняется теплое отношение к Израилю. На заседании только что приступившего к работе парламента Грузии нового созыва президент Михаил Саакашвили заявил: "Израиль традиционно важный партнер для нашей страны. Поэтому мы с Израилем должны сохранить и развивать теплые и близкие отношения". Израиль - один из важнейших торговых партнеров Грузии, еврейские бизнесмены осуществляют в закавказском государстве ряд важных проектов. Как заявил начальник департамента по внешним связям Илья Бибилеишвили, намечено расширение контактов с Израилем по разным направлениям. В частности, министерство сельского хозяйства совместно с израильскими коллегами намерено разработать план приоритетных направлений сотрудничества на ближайший период.

На первый взгляд, Азербайджан не является той страной, с которой стоило бы сотрудничать Израилю, так как он расположен между сильными государствами, такими как Россия и Иран, а его население численностью 8 миллионов исповедует ислам (шииты). В 1990 г. Баку потерпел поражение в войне с Арменией за контроль над Нагорным Карабахом. Но именно наличие таких соседей и делает Азербайджан и Израиль союзниками.

Кроме того, еврейское государство — второй крупнейший импортер нефти из этой страны, поэтому Израиль всемерно поддерживает строительство нефтепровода через Баку и Грузию до турецкого порта Джейхан. Этот порт находится в относительной близости от города Хайфы и его нефтеперегонных заводов. Посол Израиля в Азербайджане Эйтан Наэ отмечал, что Израиль, как и Азербайджан, заинтересован в развитии экономических отношений: «Мы можем предложить им модель развития» - сказал он и добавил, что Израиль, чья экономика базируется на легкой промышленности, высоких технологиях и сельском хозяйстве, может помочь Азербайджану кроме нефтяного развивать и другие секторы экономики. Наэ отметил, что «факт переезда 20 тысяч азербайджанских евреев в Израиль станет реальной основой коммерческих связей».

Далее, в сентябре 2003 г. в целях развития отношений в области сельского хозяйства посол Израиля посетил два аграрных района Азербайджана. Основной целью поездки была презентация программы "Машав", реализуемой под эгидой МИДа Израиля в развивающихся странах. Посол отметил, что в рамках этой программы обучение на тренинговых курсах (медицина, экономика, сельское хозяйство, бизнес) в еврейском государстве пройдут 30 жителей закавказской республики. Он также заявил, что для углубления сотрудничества между двумя странами в образовательной и сельскохозяйственной сферах необходима поддержка азербайджанского парламента. Кроме того, в апреле 2003 г. в рамках программы «Машав» в Баку прошла двухнедельная израильская благотворительная программа оказания офтальмологической помощи малоимущим гражданам Азербайджана. За две недели израильские хирурги провели 19 операций и оказали 150 консультаций гражданам Азербайджана. Помощь оказывалась также проживающим в палаточных городках беженцам и вынужденным переселенцам. В офтальмологическую клинику Caspian Compassion Project, в которой проводились благотворительные операции и консультации, израильские врачи передали медицинское оборудование и лекарственные средства на сумму 10 тыс. долларов.

Известно, что, несмотря на опровергнутую в 2001 г. информацию о том, что Азербайджан собирался закупить у Израиля 100 танков типа "Меркава" и 30 военных самолетов, в 2004 г. азербайджанская сторона все-таки заключила контракт о поставках израильского вооружения, произведенного в Турции.

Азербайджанский эксперт по международной политике Гулузаде заявил, что инвестиции Израиля не только помогут в установлении общественных отношений, но и предоставят работу 50% населения страны: «Если Израиль построит фабрику, это даст работу тысячам безработных и станет хорошей антииранской пропагандой» — отметил он.

Депутат парламента Азербайджана, президент фонда "Конституция" Алимамед Нуриев в январе 2004 г. выступил с заявлением, в котором призвал власти республики к расширению сотрудничества с Израилем в политической, экономической и военной сферах. По мнению парламентария, для этого есть хорошие предпосылки: в Азербайджане всегда дружественно относились к евреям, в республике никогда не было антисемитизма. Долгосрочной основой азербайджано-израильского экономического сотрудничества, по мнению Алимамеда Нуриева, может стать нефть, добываемая в стране, экспорт которой по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан должен начаться в 2005 г. Израиль, считает депутат, заинтересован в надежных источниках энергоснабжения, к каковым и относится трубопровод, имеющий проектную мощность 50 млн тонн нефти в год, а маршруты танкерных перевозок из Джейхана в порты Израиля составляют лишь несколько сотен километров. В обмен на нефтяные поставки Азербайджан мог бы получить от Израиля доступ к новейшим технологиям, в том числе военным, повысить боеспособность вооруженных сил, а также профессионализм секретных служб. Принципиальным шагом, свидетельствующим о начале нового этапа в развитии азербайджано-израильского сотрудничества, депутат Нуриев считает скорейшее открытие посольства Азербайджана в Израиле. Комментируя заявление депутата, посол Израиля в Азербайджане Эйтан Наэ заявил: "Мы приветствуем любые шаги, направленные на расширение и углубление взаимоотношений между Израилем и Азербайджаном".

После Кавказского региона большой интерес для Израиля представляет Центрально-Азиатский регион. В этом регионе основное направление реализации израильских интересов связано с Узбекистаном.

"Я знаю евреев и горжусь тем, что являюсь руководителем страны, которая никогда не знала антисемитизма", - эти слова президента Узбекистана Ислама Каримова, сказанные на встрече с президентом Государства Израиль Эзером Вейцманом, процитировала "Маарив" - одна из ведущих израильских газет, еще в 1998 г.

Не было забыто и то, что Узбекистан стал первым государством в Центральной Азии, установившим с Израилем дипломатические отношения. Именно в Ташкенте открылось первое в этом регионе израильское посольство.

Правда, не было забыто и то, что узбекский лидер оказался последним руководителем тюркоязычных государств Центральной Азии, прибывших в Израиль с официальным визитом. До него в Иерусалиме принимали С. Ниязова и Н. Назарбаева, а раньше всех там побывал А. Акаев.

Заинтересованность Узбекистана в развитии широкого сотрудничества с Израилем, представляющим собой своеобразный мост между Востоком и Западом и имеющим чрезвычайно высокий уровень межгосударственных отношений с США, вполне объяснима. Интерес Ташкента к Израилю усиливается стремлением получить доступ к новейшим технологиям, в которых Республика Узбекистан потенциально заинтересована. Первые шаги в этом направлении были сделаны сразу же после установления узбекско-израильских отношений. Это внедрение капельного орошения, передовых методов животноводства, хлопководства, других агротехнологий и т.д.

И. Каримов призвал израильских бизнесменов смелее выходить на узбекский рынок. Он обратил внимание на огромные возможности и перспективы сотрудничества между двумя странами: "Партнерство между Израилем и Узбекистаном должно показать всему миру, что нет никаких причин для конфронтации между мусульманами и евреями".

Следует отметить, что совместные усилия руководителей и бизнес-элит двух стран приносят определенные плоды в области экономического сотрудничества. Так, в начале 2003 г. в Фергане открылось узбекско-израильское совместное предприятие “Фер-Из” по выпуску прохладительных и спиртных напитков. В него было инвестировано полмиллиона долларов США.

В июне того же года израильская компания Bateman Projects Ltd приступила к подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта по расширению Кызылкумского фосфоритного комплекса, общая стоимость проекта составит около 200 млн долларов. По словам узбекской стороны, израильские партнеры параллельно с ТЭО должны разработать схему финансирования проекта за счет кредитных ресурсов европейских и израильских банков, которые привлекаются под гарантию правительства Узбекистана. После завершения в 2007 г. реконструкции объем переработки фосфоритной руды на комплексе будет увеличен с 860 тыс. тонн до 3,6 млн, а производство сырья для получения фосфорных удобрений с 570 тыс. тонн до 2,5 млн. В Кызылкумредметзолоте уточнили, что запасов Джеройского месторождения в Центральных Кызылкумах должно хватить более чем на 100 лет.

Узбекистан и Израиль развивают сотрудничество и в газовой отрасли. Так, в августе 2003 г. прошла торжественная церемония ввода в строй дожимной компрессорной станции на крупнейшем газоконденсатном месторождении Шуртан в Кашкадарьинской области. В церемонии принял участие президент Узбекистана Ислам Каримов. Проект стоимостью 195,2 млн долларов завершила израильская компания "Bateman Projects Ltd", которая в декабре 2000 г. выиграла тендер и подписала контракт на инжиниринг, поставку и монтаж оборудования для строительства станции. Основное оборудование (газоперекачивающие агрегаты) поставила американская "Dresser-Rend". На строительство республика получила три кредитные линии в размере 195,21 млн долларов от зарубежных банков под страховое покрытие "Eximbank" (США) и агентства IFTRIC (Израиль). Предполагается, что станция позволит поддержать необходимое пластовое давление на месторождении Шуртан, на котором ежегодно получают 15 млрд кубометров природного газа, что составляет 36% общей добычи по республике.

После пуска дожимной станции объем добычи газа будет доведен до 20 млрд кубометров.

Интересы израильского бизнеса в Узбекистане распространяются и на золотодобычу. Так, в конце 2003 г. израильская инжиниринго-финансовая компания "Бейтман" подписала контракт с Навоийским горно-металлургическим комбинатом на финансирование нового проекта по добыче золота на объединенной базе двух золоторудных месторождений Узбекистана - Коклатас и Даугызтау. Для реализации проекта кредитную линию стоимостью 198 млн долларов открыл ряд банков Европы и США. Реализация проекта позволит к 2007 г. увеличить ежегодную добычу золота из этих месторождений с 5 до 20 тонн.

В начале 2004 г. в Ташкенте состоялась презентация совместного узбекско-израильского предприятия Toshkent taksofoni (Ташкентский таксофон). Данный проект реализуется в рамках программы "О развитии телекоммуникационной сети Республики Узбекистан", принятой акционерной компанией "Узбектелеком" и израильской Solan International Communication Services Limited.

Как сказал в своем выступлении перед журналистами президент израильской компании Яков Солан, приоритетным направлением СП станет предоставление высококачественных услуг телефонной связи населению путем внедрения новейших систем оборудования и универсальных карточных таксофонов.

Вопросы военно-технического сотрудничества между двумя странами также получили свое развитие, пусть не столь значимое, как в экономической сфере, но, тем не менее, израильская компания "Эльбит системс" выиграла конкурс МИДа США на поставку тренажеров боевых вертолетов "Ми-24" и "Ми-8" для военно-воздушных сил Узбекистана на общую сумму 6,5 млн долларов США. В тендере, кроме израильской, участвовали фирмы из США, России и Восточной Европы. Однако "Эльбит системс" предложила более выгодные условия за счет высокого уровня интеллектуального обеспечения проекта. Тренажеры предназначены для тренировок летных экипажей вертолетов. Данная программа реализуется в рамках американского проекта "Поддержание Свободы". Тренажеры должны быть поставлены в Узбекистан в конце 2005 г.

Отмечаются также факты сотрудничества между двумя странами в гуманитарной сфере. Так, Центр международного сотрудничества при министерстве иностранных дел Израиля "Машав" уже свыше 10 лет активно сотрудничает с различными организациями в Узбекистане. Эта организация тесно взаимодействует с министерством здравоохранения Узбекистана, областными управлениями здравоохранения и Республиканской ассоциацией медсестер по программе повышения роли медицинской сестры в здравоохранении. В рамках реализации данной программы младший медицинский персонал должен в течение трех недель проходить курс обучения в Израиле и неделю по развитию руководящих навыков — в Узбекистане.

За три года пятилетней программы 160 медицинских сестер и преподавателей сестринского дела Ферганской и Андижанской областей прошли обучение в академических школах сестринского дела "Каплан" и "Дина" в Израиле. За время обучения специалисты из Узбекистана ознакомились с системой здравоохранения Израиля, приобрели знания и навыки в области сестринского дела в первичном звене здравоохранения, в частности, в области профилактики заболеваний и их лечения на начальном этапе.

Надо отметить, что израильская сторона не ограничивается только обучением узбекского медицинского персонала, но и оказывает практическую помощь местному населению. Так, с 17 по 24 марта 2004 г. в Узбекистане находились ведущие офтальмологи, специалисты по лечению катаракты из Израильского национального офтальмологического центра PORIYA д-р Нафтали Мордехай и д-р Инна Мовшович. Передвижной офтальмологический госпиталь действовал в Сурхандарьинской областной офтальмологической больнице в Термезе.

По сообщению УзА, все необходимые материалы для проведения операций, в том числе искусственные хрусталики, перевязочные материалы и медикаменты для послеоперационного периода, доставлялись из Израиля. Ежедневно проводилось по 10-15 операций по удалению катаракты и вживлению искусственного хрусталика.

Это не первый опыт сотрудничества Израиля и Узбекистана в области здравоохранения и медицины. Ранее в Узбекистане побывал передвижной офтальмологический центр из Израиля, благодаря которому было обслужено около 70 пациентов из Карши и Шахрисабза.

Не оставляет Израиль без внимания и научную проблематику в регионе. В мае 2004 г. на заседании редакции "Краткой узбекской еврейской энциклопедии" было принято решение о проведении осенью того же года конференции с целью создания Еврейского научного общества Центральной Азии. Среди организаторов и спонсоров проекта – посольство Израиля в Узбекистане, "Сохнут", "Джойнт", ряд еврейских общественных организаций Израиля, США и Узбекистана.

Таким образом, следует отметить, что развитие двусторонних экономических и культурных контактов между Израилем и Узбекистаном проходит на фоне готовности двух стран к сотрудничеству в борьбе с исламским фундаментализмом и гонкой вооружений в регионах Ближнего и Среднего Востока. В Израиле отмечают тот факт, что узбекский лидер неоднократно выступал против опасности распространения исламского фундаментализма в Центральной Азии. Кроме того, И. Каримов солидаризируется с призывами Израиля не допустить обладания Ираном атомного оружия. В этой связи в Иерусалиме с удовлетворением отметили все большую дистанцированность Узбекистана от Ирана, сдержанность официального Ташкента в развитии узбекско-иранского диалога, что, безусловно, лежит в русле израильских интересов в данном регионе.

Неплохие экономические и геополитические выгоды может получить Израиль при реализации своих интересов в европейской части бывшего СССР, акцентируя внимание на Украине и Молдавии.

«Мы обсуждали отношения наших государств, и я обратил внимание В. Литвина, историка по профессии, на переплетающиеся судьбы украинского и еврейского народов, проживающих вместе не 200 лет, а тысячелетие». Эти слова принадлежат председателю межпарламентской группы «Израиль – Украина» проф. Михаилу Нудельману, который по поручению спикера кнесета Р. Ривлина встречал в аэропорту украинскую делегацию во главе с председателем Верховной Рады Украины Владимиром Литвиным.

Наиболее результативным стал визит украинской делегации в Израиль в феврале 2004 г. В первый же день членов делегации принял президент Израиля Моше Кацав. Он заявил, что Израиль считает очень важными отношения с Украиной, и подчеркнул, что его визит на Украину в ранге президента Израиля был одним из первых. Он также отметил, что Украина — «это родина национального возрождения еврейского народа». По его словам, «все выдающиеся деятели израильской истории, культуры и сионистского движения — украинского происхождения».

В ходе встречи председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин и спикер кнесета Государства Израиль Реувен Ривлин подписали меморандум «О взаимопонимании относительно сотрудничества между кнесетом Государства Израиль и Верховной Радой Украины».

Этим меморандумом стороны заявили, что будут работать ради дальнейшего углубления двусторонних политических, экономических, культурных отношений между двумя странами, развивать все формы многосторонних парламентских отношений, в том числе в рамках международных организаций. Верховная Рада и кнесет будут проводить консультации о направлениях взаимного сотрудничества. Оба парламента совместно и согласованно, работая в рамках своего национального законодательства, будут принимать соответствующие меры по обмену информацией о своей законодательной деятельности. Стороны также договорились об организации регулярных визитов парламентских делегаций.

Владимир Литвин встретился с вице-премьер-министром, министром иностранных дел Израиля Сильваном Шаломом. Литвин подчеркнул, что у Украины и Израиля есть все возможности для вывода двусторонних отношений на качественно новый уровень, который отвечает интересам обеих стран. Он высказался за необходимость «проведения инвентаризации наших возможностей» и «определения приоритетных для сотрудничества направлений». В ходе этого визита были определены перспективные направления сотрудничества двух стран.

Крупным событием в отношениях двух стран стал приезд в Израиль в марте 2004 г. делегации, состоящей более чем из 90 украинских политиков, еврейских общественных деятелей и бизнесменов, представителей религиозных еврейских организаций, раввинов и учеников иешивы, молодых лидеров еврейских движений с миссией солидарности в борьбе с терроризмом «Mission solidarity — Ukraine-Israel». Представители еврейских общин всех регионов Украины прилетели на специально зафрахтованном «Боинге-737» в конфликтный регион Ближнего Востока, чтобы на деле доказать: «Еврейская община Украины солидарна с народом Израиля в его борьбе против террора, за укрепление мира и сотрудничества».

С членами делегации встречались вице-спикер кнесета Михаил Нудельман, депутат кнесета Юрий Штерн, министр транспорта Авигдор Либерман, спикер кнесета Реувен Ривлин, министр обороны Шауль Мофаз. Украинская делегация подарила израильской стороне оборудованный по последнему слову техники автомобиль для оказания первой медицинской помощи жертвам терактов. Бизнесмены заявили, что берут шефство и патронат над элитной частью специального назначения «Дувдеван» («Вишенка») Армии обороны Израиля, которая непосредственно участвует в боях с палестинцами.

Была специально организована встреча родителей, приехавших с Украины, с детьми, которые проходят службу в Армии обороны Израиля.

Израильская сторона отметила, что Израиль чрезвычайно волнует обострение антисемитских настроений в украинском обществе.

Отношения евреев и молдаван начали формироваться еще в XIV веке, когда на территории нынешней Молдавии появились первые еврейские поселения. С тех пор в отношениях между двумя народами были разные этапы. Один из значимых моментов произошел в 1903 г., когда усилившиеся антисемитские настроения в обществе переросли в погромы в Кишиневе и ряде других городов.

На современном этапе израильско-молдавские отношения вошли в новую фазу, началом которой в 2000 г. стал официальный визит в Израиль делегации парламента Молдавии во главе со спикером Думитру Дьяковым. В ходе визита не было подписано никаких соглашений и договоров, но обе стороны остались удовлетворены двусторонними контактами. В феврале 2003 г. в Израиль с визитом прибыла делегация еврейских бизнесменов из Молдавии и Украины. Целью визита была оценка возможности расширения деловых контактов этих стран с Израилем. Членов делегации принял глава израильского правительства Ариэль Шарон. Бизнесмены также встретились с министрами, депутатами кнесета и общественными деятелями. В том же году прошел официальный двухдневный визит президента Израиля Моше Кацава в Кишинев. В своем выступлении перед депутатами молдавского парламента Кацав отметил, что, по его мнению, «антисемитизм не только не пошел на убыль, но и обрел второе дыхание, особенно в Западной Европе». Однако в ходе визита в большей степени обсуждались вопросы экономического характера. Так, министр транспорта Израиля заявил: "Казалось бы естественным, чтобы у Израиля были прочные экономические отношения со странами СНГ. Но все прошедшие годы отношение к этим странам было необъективным. Между нашими странами существует интенсивный человеческий обмен. Это нужно подкрепить экономическим сотрудничеством”. В ходе июльского визита в 2003 г. в Кишинев 50 крупных израильских бизнесменов приняли участие в форуме деловых людей. Выступая на нем, молдавский президент Владимир Воронин заявил, что его страна заинтересована в масштабных проектах, особенно в коммуникационной и дорожной сферах, аграрном секторе, производстве экологически чистой продукции. По его словам, молдавский закон об иностранных инвестициях исключительно благоприятен для западных бизнесменов и признан многими экспертами одним из лучших в СНГ.

Итогом визита президента Израиля в Молдавию стало подписание соглашения о сотрудничестве молдавской торгово-промышленной палаты и Федерации торговых палат Израиля. Также были подписаны два межправительственных соглашения: о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и о совместной деятельности в области планирования и строительства путей сообщения.

Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков было одобрено правительством Молдавии. В этот документ включено двустороннее соглашение между правоохранительными органами Молдавии и Израиля, которое предусматривает постоянный обмен оперативной информацией и координацию усилий по предотвращению незаконного оборота наркотиков. Молдавия, по оценкам зарубежных экспертов, считается одним из новых, но “перспективных коридоров" по переправке наркотиков на Запад из стран Ближнего Востока. Кроме того, молдавские правоохранители намерены создать с израильской стороной единый фронт борьбы против торговцев живым товаром. По данным пресс-службы МВД Молдавии, в стране действует хорошо отлаженная система незаконной поставки в еврейское государство дешевой рабочей силы и девушек для занятий проституцией. За последнее время по этому поводу было возбуждено несколько уголовных дел. Активная роль в противодействии международной преступности будет отведена также министерствам иностранных дел государств — участников настоящего соглашения.

На заседании межведомственной молдавско-израильской комиссии по сотрудничеству в области сельскохозяйственного производства, созданной в 2003 г. с участием министра сельского хозяйства, одного из лидеров правящей партии Ликуд Исраэля Каца, состоялось обсуждение перспектив совместной долгосрочной программы "Молдавия: экологический продукт". По оценкам специалистов, переработка урожая, в том числе замораживание продуктов, — одно из самых перспективных направлений возможной кооперации двух стран. "Традиционно сельскохозяйственная Молдавия ныне остро нуждается в соответствующих передовых израильских технологиях, - подчеркнул президент Молдавско-израильского центра внешнеэкономических связей Мирон Шор. - Может считаться уникальным и израильский опыт по выращиванию экологически чистой продукции, которую охотно купят потом у молдаван и в Европе, и в самом Израиле…"

Израильские бизнесмены активно исследуют и осваивают сельскохозяйственный рынок Молдавии. Есть совместные предприятия, правда, пока с небольшим уставным капиталом и оборотом. После того как президент Молдавии Владимир Воронин в 2004 г. поддержал второй большой молдавско-израильский бизнес-форум в Кишиневе, на котором присутствовали 100 бизнесменов из Израиля, процесс пошел гораздо активнее. Не случайно программа пребывания израильской делегации оказалась чрезвычайно насыщена – были предусмотрены поездки по республике, в том числе посещение фермерских хозяйств, встречи с молдавским премьером Василием Тарлевым и его заместителем, с министром сельского хозяйства и пищевой промышленности Дмитрием Тодорогло, молдавскими предпринимателями. И конечно, с представителями еврейской общественности республики.

Кроме того, в рамках соглашения по АПК Молдавия собирается увеличить поставки выдержанного кошерного вина в Израиль. Кишинев поставляет в Израиль кошерное вино с 2000 г., но эти поставки составляли всего 400 бутылок за сезон, и до 2003 г. оно было “молодым”.

Для решения этого вопроса группа израильских виноделов специально приезжала на предприятия концерна “Басавин”. По заявлению директора предприятия Вячеслава Драгнева, ни одна страна СНГ не производит кошерное вино для Израиля, Молдавия – первая.

Был заключен крупный договор о поставках в Израиль кондитерских изделий из Молдавии. Известно, что АО "Букурия", главная кондитерская фабрика Молдавии, заключила договор с израильской фирмой "Тивтам" на ежемесячную поставку 25 тонн конфет сорока наименований на сумму 35 тыс. долларов. Таким образом, годовая сумма закупок составит 420 тыс. долларов. Подписав этот договор, Израиль стал третьим (после Эстонии и Латвии) наиболее крупным иностранным заказчиком продукции "Букурии", далее следуют Белоруссия, Украина и США.

Молдова предложила Израилю реализовать ряд конкретных взаимовыгодных проектов. В частности, в ходе встречи с Чрезвычайным и Полномочным Послом Израиля в Молдове Наоми Бен-Ами в декабре 2003 г. президент РМ Владимир Воронин предложил сотрудничество в совместном производстве экологически чистых продуктов и возможном привлечении для этого иностранных инвестиций. Кроме того, глава молдавского государства предложил совместными усилиями построить на территории РМ современную автомобильную трассу, которая соединила бы страну с европейской сетью автомобильных дорог. Тем более что во время визита в Молдавию израильские бизнесмены проявили интерес к проекту строительства нефтяного терминала в Джурджулештах и к проекту строительства автотрасс.

Данная тема получила свое развитие в ходе неофициального визита министра транспорта Израиля Авигдор Либермана в Молдавию в ноябре 2003 г. В ходе встречи с Либерманом глава Молдавии высказался за создание смешанной межправительственной израильско-молдавской комиссии для активизации многопланового молдавско-израильского сотрудничества, особенно в торгово-экономической сфере. Либерман, в свою очередь, высказался в том смысле, что израильская сторона заинтересована возможностью участия в строительстве Джурджулештского нефтеналивного терминала на юге Молдавии, поскольку терминал сможет стать транспортным узлом перекачки нефтепродуктов из Ирака, Ирана и стран Прикаспия, занимающихся экспортом нефти и нефтепродуктов. Молдавская сторона заинтересована в привлечении иностранных капиталов, так как, согласно условиям Европейского банка реконструкции и развития, она обязалась наладить прохождение через терминал в Джурджулештах не менее 1 млн тонн нефтепродуктов в год. Это позволит республике не только обеспечивать внутренние потребности в дешевых энергоносителях и топливе, но и получать немалые прибыли за транзит. Однако если проект сорвется, правительству Молдавии, как гаранту его реализации, придется выплачивать ежедневную неустойку в размере 10 тыс. долларов. На завершение строительства, начатого еще в 1997 г., у республики не достает средств, и без притока иностранного капитала Молдавия оказывается в крайне затруднительном положении. Пока, правда, не уточняется, получат ли израильские инвесторы права собственников терминала.

В связи с этим Молдавия идет на встречу Израилю, и в ходе переговоров президента Моше Кацава и его молдавского коллеги было принято решение, что Молдавия не будет лишать гражданства евреев, репатриирующихся в Израиль, то есть они смогут иметь двойное гражданство.

Молдавская Служба информации и безопасности (СИБ) - аналог российского ФСБ - заявила, что предоставит музею исследовательского института Холокоста в Вашингтоне список лиц, причастных к массовым уничтожениям евреев в Молдавии в годы Второй мировой войны. "В списке 61 фамилия, и в скором времени он будет предоставлен правительству Израиля согласно договоренностям", - подчеркнул руководитель пресс-службы СИБа Виталий Бурзаковски. "Ждем теперь изменений в оценке геноцида евреев на государственном уровне, включение темы Холокоста в учебники" - сказал заместитель председателя молдавской Ассоциации евреев - бывших узников гетто и концлагерей Иосиф Белоус. Официально в Молдавии насчитывается около 30 крупных захоронений евреев - жертв массовых репрессий во время оккупации. В действительности, утверждает Иосиф Белоус, их в несколько раз больше. По подсчетам активистов ассоциации, в Молдавии во время войны погибли 700 тыс. евреев, а не 200 тыс., как уверяют официальные источники.

В целом, у Израиля есть свои интересы в Молдавии. Инвестиции в строительство терминала в Джурджулештах сулят ему достаточную экономическую выгоду. Из-за скудности своих земель Израиль реализует в Молдавии крупные проекты в области АПК для дальнейшего продвижения производимых товаров как на европейском, так и на внутреннем рынке сельского хозяйства. Кроме того, Молдавия может стать хорошим рынком сбыта для израильской агропромышленной техники.