Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Кувейт: новый этап в развитии демократии

Е.C. Мелкумян

В Кувейте — одном из нефтяных государств Персидского залива, традиционно квалифицируемых в качестве консервативных стран, произошло неординарное событие. Новым эмиром страны после смерти Джабера Аль-Ахмеда Ас-Сабаха стал не наследник престола Саад Аль-Абдалла Ас-Салим Ас-Сабах, а премьер-министр Сабах Аль-Ахмед Ас-Сабах. Впервые в истории эмирата парламент не утвердил кандидатуру эмира, а выступил с инициативой избрания нового правителя государства в связи с тем, что наследный принц болен и не сможет выполнять свои обязанности. Утверждение кандидатуры нового эмира произошло путем голосования в парламенте. Повышение роли парламента как института представительной власти свидетельствует о серьезных изменениях в политической системе страны.

Кувейт является членом Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) — организации, которая объединяет все арабские нефтедобывающие государства, где власть принадлежит правящим кланам, которые стояли у истоков создания этих государственных образований. Среди этих государств Кувейт по праву считается наиболее демократическим государством.

Характер политического устройства этой страны — эмирата — определяется в соответствии с кувейтской конституцией тем, что власть в ней передается по наследству потомкам Мубарака Ас-Сабаха, рассматриваемого официальной историографией в качестве основателя современного кувейтского государства. При нем (в 1899 г.) был заключен договор с Великобританией, заложивший основы будущих взаимоотношений с этой державой, на протяжении длительного периода времени осуществлявшей опеку над Кувейтом. Нахождение у власти представителей правящей семьи Аль Сабах является с официальной точки зрения главным фактором легитимации государства Кувейт.

Это государство возникло тогда, когда семья Аль Сабах вместе с другими семьями, входившими в род Утейба крупного племенного союза Анейза, переселилась из Неджда (центральной части Аравийского полуострова) на берега Персидского залива, где уже существовало поселение Эль-Кувейт. Жители этого поселения избрали представителя семьи Аль Сабах своим правителем (хаким) и заключили с ним договор о взаимных обязательствах — мубаяъа. В сегодняшнем Кувейте это обстоятельство и дает основание утверждать, что форма правления в Кувейте основана на демократии. Институт мубаяъа является важной составляющей государственно-политической системы, сложившейся в Кувейте и сохранившейся, несмотря на последующие эволюционные изменения, связанные как с социально-экономическим развитием страны, так и с повышением ее значения на международной арене.

В дальнейшем договор мубаяъа был трансформирован в конституционную клятву (аль-ямин ад-дустурий), даваемую каждым из эмиров при вступлении в должность. Эта клятва зафиксирована в конституции страны в разделе, посвященном главе государства. Статья 60 этого раздела гласит: «Прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, эмир произносит на специальном заседании Национального собрания следующую клятву: “Клянусь Всемогущим Аллахом, что буду уважать конституцию и законы государства, заботиться о соблюдении свобод народа, его интересах и имущественных правах, гарантировать независимость родины и неприкосновенность ее территории”».

Традиционное представление об обязанностях эмира, который должен заботиться о нуждах граждан своей страны, включая и их защиту от вооруженного нападения извне (кувейтская конституция, что отражено в ее 68-й статье, запрещает ведение наступательных войн), наложилось на современные представления о нормативно-правовых основах государственной власти.

В официальной кувейтской идеологии отсутствует идея сакрализации верховной власти. Право эмира и правящей семьи Аль Сабах на власть основывается лишь на исторической традиции. Иными словами, эта группа национальной правящей элиты выполняет главным образом представительские и управленческие функции. В соответствии с конституцией, источником власти является кувейтская нация. Эмир же — глава государства, и его личность неприкосновенна. В соответствии со статьями 67 и 68 конституции эмир занимает пост верховного главнокомандующего и имеет право объявлять оборонительную войну.

Реальным органом, влияющим на политический курс страны, является парламент — Маджлис аль-умма (Национальное собрание). Кувейтский парламент начал свою работу в 1963 г. В соответствии с конституцией, Национальное собрание совместно с эмиром осуществляет законодательную власть. Статья 79 конституции гласит, что «ни один закон не может быть издан без его утверждения Национальным собранием и одобрения эмиром». Эмир может отправить на повторное рассмотрение законопроект, одобренный Национальным собранием и отправленный ему для ратификации. В то же время законопроект автоматически приобретает силу закона, если он получает одобрение двух третей состава Национального собрания на его следующей сессии или же одобрение простого большинства на последующей сессии. Национальное собрание может заявить о своем недоверии любому министру, и в этом случае министр обязан подать в отставку. Кувейтский парламент не обладает, тем не менее, полномочиями отправить в отставку премьер-министра, однако имеет право обратиться c запросом к эмиру, который должен в этом случае отправить в отставку премьер-министра или же распустить парламент.

Национальное собрание состоит из 50 членов, избранных на основе прямого тайного голосования в соответствии с законом о порядке проведения выборов. В 2005 г. был принят закон, согласно которому женщины получили право участвовать в выборах. Это стало результатом длительной борьбы, которую вели женские организации и другие политические силы страны, выступающие за демократизацию общественно-политической системы Кувейта. Министры, которые не избраны в Национальное собрание, считаются его членами на основании занимаемой ими должности. Депутаты парламента участвуют в общественном договоре, заключаемом между правящей семьей и гражданами страны, — мубаяъа. Перед тем как приступить к исполнению своих обязанностей, каждый из депутатов приносит зафиксированную в конституции клятву (аль-ямин), текст который гласит: «Клянусь Всемогущим Аллахом быть искренне преданным родине и эмиру, уважать конституцию и законы государства, заботиться о соблюдении свобод народа, его интересах и имущественных правах, а также честно выполнять свои обязанности».

Традиция принесения клятвы депутатами Национального собрания подтверждает сохранение принципа мубаяъа и его роль в современной структуре разделения властей. Благодаря этому возникает возможность, позволяющая, с точки зрения официальной идеологии страны, консолидировать кувейтское общество.

Новый эмир Кувейта Сабах Аль-Ахмед Ас-Сабах принес клятву на заседании Национального собрания, подтвердив тем самым продолжение традиции общественного договора — мубаяъа. В то же время та роль, которую сыграл парламент в процессе его назначения, подтверждает, что порядок распределения власти между правящей семьей и парламентом меняется. Конечно же, пока рано говорить о том, что правящая семья становится формальным институтом власти. Полномочия эмира и правящей семьи сохраняются в полном объеме в соответствии с конституцией страны. Однако повышение значения парламента в процессе избрания нового правителя страны является несомненным подтверждением дальнейшей демократизации политической системы Кувейта и его стремления соответствовать тем ценностям, которые сегодня рассматриваются мировым сообществом в качестве универсальных. Кроме того, личные качества нового эмира свидетельствуют о том, что этот выбор не был случаен.

Сабах Аль-Ахмед родился в 1929 г. Начал свою карьеру в 1955 г., еще до получения Кувейтом независимости (это произошло в 1961 г.), когда был назначен главой департамента социальных дел и труда. В течение 40 лет (с 1963 по 2003 гг.) исполнял обязанности министра иностранных дел. В 2003 г. Сабах Аль-Ахмед возглавил кувейтское правительство, став премьер-министром. Он — наиболее выдающийся политик современного Кувейта. Его отличительные черты — гибкость и взвешенность. Благодаря этим своим качествам он завоевал авторитет и признание не только у себя в стране, но и за рубежом.

Сабах Аль-Ахмед — четвертый сын эмира Ахмеда Аль-Джабера Ас-Сабаха и сводный брат умершего эмира Джабера Аль-Ахмеда Ас-САбаха. Он — представитель одной из ветвей правящей семьи — Аль Джабер. Согласно традиции, эмирами Кувейта становятся поочередно представители двух ветвей его правящей семьи — Аль Джабер и Аль Салем. В данном случае традиция была нарушена. Для кувейтского парламента более существенными стали компетентность нового эмира и его преданность избранному страной курсу на развитие демократии и проведение реформ, которые позволят Кувейту продолжать играть видную роль на мировой арене.

Начало