Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в пакистанской провинции Белуджистан

П. Топычканов

26 августа 2006 с.г. сбылось желание Тигра Белуджистана: «Вместо тихой смерти в постели я бы хотел умереть, сражаясь ради достижения своей цели». Наваб Мухаммад Акбар-хан Бугти погиб в субботу вместе с 37 боевиками в горном дистрикте Кохлу пакистанской провинции Белуджистан. По словам министра информации Мухаммада Дуррани, среди погибших есть два внука Мухаммада Бугти (это не подтвердили ни сын убитого лидера, сенатор Ага Шахид Бугти, ни премьер-министр Шаукат Азиз). Во время военной операции, по официальным данным, погибли четыре офицера и от одного до двадцати солдат сил безопасности Пакистана.

Мухаммад Бугти был легендарным лидером национального движения белуджей за справедливое распределение природных богатств Белуджистана и допуск коренного населения провинции к ее управлению. Белуджи являются этносом, населяющим Пакистан (свыше 3 млн в Белуджистане, 1,2 млн в Синде и свыше 300 тыс. в Панджабе), Иран (700 тыс.), Афганистан (150 тыс.) и другие страны региона. Этнос сохранил многие традиционные элементы социальной организации, например разделение на племена («туманы»). Мухаммад Бугти был потомственным главой («тумандаром») одного из крупнейших белуджских племен ? бугти. Он родился 12 июля 1927 года в дистрикте Бархан современной провинции Белуджистан. Согласно легенде, первого человека Мухаммад Бугти убил в двенадцатилетнем возрасте. Начальное образование он получил в Грамматической школе Карачи. Потом отец, Наваб Мехраб Хан Бугти, направил его учиться в Колледж Этчисона в Лахоре, после чего он несколько лет обучался в Оксфордском университете. По возвращении домой Мухаммад Бугти стал активным участником политической жизни. В качестве вице-президента Федерации белуджских племен он в 1947 году поддержал идею создания Пакистана.

В 1950 году Мухаммад Бугти участвовал в выборах в законодательное собрание Пакистана, но проиграл своему сопернику всего один голос. Вскоре после создания Республиканской партии в 1956 году стал ее членом. В 1958 году был назначен государственным министром обороны в правительство Малика Фироз-хана Нуна. После военного переворота 1958 года Мухаммад Бугти был приговорен военным трибуналом к смертной казни в связи с обвинением в причастности к убийству дяди главы военной администрации Мухаммада Айюб-хана ? Хайбат-хана. Позже Мухаммад Айюб-хан амнистировал Мухаммада Бугти, но с запретом занимать государственные посты. Поэтому он, не имея возможности выставить свою кандидатуру на первых выборах в законодательное собрание Белуджистана в 1970 году, принял активное участие в предвыборной кампании своего младшего брата Мир Ахмеда Наваза Бугти, кандидата от Национальной народной партии. Когда эта партия пришла к власти, у Мухаммада Бугти возникли серьезные разногласия с ее руководством, в частности с губернатором Белуджистана Мир Гхаусом Бакш-ханом Бизенджо. Мухаммад Бугти сообщил об антиконституционной деятельности правительства Белуджистана президенту Зульфикару Али-хану Бхутто, по распоряжению которого правительство Бизенджо ушло 14 февраля 1973 году в отставку, а губернатором Белуджистана на следующий день стал Мухаммад Бугти. Правда, через год он снял с себя полномочия губернатора в знак протеста против политики центрального правительства в Белуджистане.

В 1978 году Мухаммад Бугти проигнорировал предложение снова стать губернатором провинции, поступившее от генерала Мухаммада Зия-иль-Хака, который пришел к власти в ходе очередного военного переворота в 1977 году. В 1988 году Мухаммад Бугти основал Национальный альянс Белуджистана, от которого в том же году был избран в законодательное собрание Белуджистана. В 1989 году он был избран главным министром провинции. На этом посту он часто вступал в конфликты с центральным правительством Пакистана во главе с премьер-министром Беназир Бхутто. Результатом одного из таких конфликтов стало смещение в 1990 году Мухаммада Бугти с поста главного министра, после чего он основал Демократическую национальную партию, которая на выборах 1990 года получила большинство мест в законодательном собрании провинции, но из-за противодействия центральных властей не смогла сформировать правительство. В 1992 году члены клана Кальпар, который входит в племя бугти, убили сына Мухаммад Бугти ? Навабзаду Саляла. По некоторым слухам, Мухаммад Бугти распорядился казнить сто членов этого клана, причастных к убийству его сына. В 1993 году Мухаммад Бугти был избран в пакистанский парламент.

Серьезные разногласия с премьер-министром Беназир Бхутто заставили Мухаммада Бугти вернуться в Белуджистан. В слабо контролируемых горных районах провинции Мухаммад Бугти создал своеобразное «государство в государстве», расположенное в газоносном регионе, имеющем стратегически важное расположение. Под его руководством находилось около 250 тыс. человек, вооруженных стрелковым оружием, зенитно-ракетными комплексами, в том числе ПЗРК «Стингер», и современными средствами связи, в том числе спутниковыми телефонами. Такая превосходная оснащенность вызывает у руководства Пакистана вопросы об источниках доходов покойного Мухаммада Бугти. Часть финансовых средств, возможно, поступала от продажи газа, поэтому лидер племени бугти был известен также под прозвищем «Газовый человек». Но, во-первых, выручка от нелегальной продажи газа вряд ли могла полностью покрыть расходы на материально-техническое обеспечение деятельности подразделений, а во-вторых, приобретение и доставка современных видов вооружения не могли быть осуществлены собственными силами.

Среди стран, которые могли быть заинтересованы в дестабилизации данного региона, пакистанские эксперты называют как соседние страны (Индия, Иран, Афганистан), так и западные государства (Великобритания и США). У соседних стран могут быть различные мотивы спонсировать движение белуджских племен. Индии это дает возможность влиять на уровень конфликтности в Пакистане, который индийцы обвиняют в поддержке движения сепаратистов в штате Джамму и Кашмир, а также различных исламистских организаций. Ирану это позволяет вовлекать пакистанских белуджей в ожесточенное противостояние с центральными властями Пакистана, что не оставляет сил этносу белуджей для развития трансграничных связей с дальнейшей перспективой образования независимого государства Белуджистан, состоящего из иранских, пакистанских и афганских областей, богатых полезными ископаемыми. Что касается Афганистана, то поддержка белуджей с его стороны может осуществляться не на государственном уровне. Оказывать им помощь могут «Талибан», «Аль-Каида» и т.п., которым выгодно сохранение пояса нестабильности вдоль афганско-пакистанской границы. В условиях слабого контроля эти организации могут свободно создавать тренировочные лагеря, перемещать людские и материальные ресурсы, осуществлять незаконную торговлю оружием и наркотиками.

Несмотря на участие американских и британских подразделений в боевых действиях в зоне афганско-пакистанской границы, высказываются мнения, что США и Великобритания могут выступать спонсорами движения белуджей, чтобы с помощью племен помешать реализации проекта строительства газопровода из Ирана в Индию. Это мнение не является маргинальным. В начале июня Верховный комиссар Великобритании в Пакистане Марк Лайалл Грант вынужден был ответить на обвинение в британской поддержке белуджей на заседании сенатского комитета по обороне. По его словам, эти обвинения безосновательны. Поводом для них стали, во-первых, встреча британского консула в Карачи с сыном Мухаммада Бугти, Агой Шахидом Бугти, во-вторых, интервью Мухаммада Бугти корреспонденту британской компании «Би-би-си» и, в-третьих, проживание в Великобритании некоторых членов движения белуджей. Как заявил Верховный комиссар в сенате Пакистана, дестабилизация Белуджистана не в интересах Великобритании хотя бы потому, что она могла негативным образом повлиять на безопасность британских военнослужащих в районе афганско-пакистанской границы.

Как бы то ни было, Мухаммад Бугти имел широкие возможности для противодействия проектам центрального правительства в Белуджистне, прежде всего развитию газовой отрасли и строительству порта Гвадар. На современный уровень напряженности, характеризуемой некоторыми журналистами как «восстание» и «мятеж», ситуация вышла в январе 2005 года. Поводом стало изнасилование работниками газового предприятия в Суи местной медицинской сотрудницы. В ответ это предприятие было обстреляно из гранатометов. С этого времени в Белуджистане регулярно происходят подрывы газопроводов и нападения на правительственные войска. 14 декабря 2005 года было совершенно покушение на президента Первеза Мушаррафа: во время его обращения к старейшинам белуджских племен в дистрикте Кохлу по нему были выпущены по меньшей мере семь ракет, одна из которых разорвалась в трехстах метрах от президента. Несмотря на то, что ответственность за покушение взяла на себя Армия освобождения Белуджистана, связь с которой Мухаммад Бугти отрицал, пакистанский президент обещал, по словам покойного лидера белуджей, «уничтожить нас так, что мы даже не успеем понять, от чего мы умерли».

Серьезным успехом правительственных войск в борьбе с «мятежниками» стала сдача 15 июля 2006 года шестисот белуджских боевиков во главе с несколькими полевыми командирами, в том числе Ханом Мухаммадом Масури, «правой рукой» Мухаммада Бугти. Этот успех дал повод официальному Исламабаду заявить, что Мухаммад Бугти потерпел поражение. Его обнаружение и уничтожение были вопросом времени. Поводом для нынешней военной операции стал обстрел с земли двух армейских вертолетов 23 августа. В течение двух последующих дней было совершено еще несколько обстрелов. В район, откуда были сделаны выстрелы, выдвинулись подразделения пакистанской армии. Их поддержку осуществляли вертолеты, в том числе, по некоторым данным, американские (всего 10–12 единиц). 26 августа подразделения подошли к пещере, окруженной минными заграждениями. По официальной версии, при попытке проникнуть внутрь пещеры произошел взрыв и обвалившиеся своды погребли под собой Мухаммада Бугти, его соратников и пакистанских военнослужащих. Выдвигались также версии об обрушении сводов по причине массированного обстрела пещеры с воздуха или нанесении ракетного удара, который был наведен со спутника по месту нахождения Мухаммада Бугти, определенному по звонку с его телефона. Эти две версии были опровергнуты представителями силовых ведомств.

После гибели Мухаммада Бугти руководство Пакистана сделало несколько заявлений. И президент Первез Мушарраф, и премьер-министр Шаукат Азиз подчеркнули, что со смертью лидера белуджей военные операции в регионе не прекратятся, поскольку их целью являются не отдельные лица, а организации, ведущие антигосударственную деятельность. Кроме того, Первез Мушарраф заявил, что центральное правительство всегда открыто для диалога с белуджскими племенами, что оно делает для развития провинции намного больше, чем было сделано до этого. Подтверждением последних слов стало официальное открытие президентом газового проекта в Суи через два дня после гибели Мухаммада Бугти. На церемонии открытия Первез Мушарраф сказал, что «кто бы не стремился нанести вред Пакистану, ему придется сначала вступить в борьбу со мной». Он обещал, что будут приняты строгие меры против антигосударственных элементов.

Смерть лидера белуджей не повлекла за собой замирения провинции. Более того, в основных городах провинции Белуджистан, а также в Карачи (провинция Синд) и самой столице, Исламабаде, прошли массовые акции протеста, в ходе которых 27 августа были убиты три человека, арестованы ? около пятисот. Пакистанские СМИ сообщают, что в этот день в столице провинции Белуджистан Кветте были сожжены по меньшей мере 20 автобусов и 60 автомобилей. Жертвами погромов стали выходцы из провинции Панджаб, которые, по мнению белуджей, непропорционально представлены во власти и бизнесе в Белуджистане. Прекращение беспорядков является на настоящий момент первоочередной задачей правительства, поскольку они, во-первых, отвлекают силы от решения задач в рамках антитеррористической операции в Афганистане, а, во-вторых, ставят под сомнение способность Пакистана защитить иностранные инвестиции, вложенные в амбициозные проекты в провинции Белуджистан.

Начало