Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Военно-политическая обстановка в Турецкой Республике Северного Кипра

М.М. Юрьев

Внутриполитическая обстановка в Турецкой Республике Северного Кипра

В 2005–2006 гг. внутриполитическая обстановка в Турецкой Республике Северного Кипра (ТРСК) характеризовалась дальнейшим укреплением позиций Республиканской турецкой партии (РТП), генеральный председатель которой М. Талат был избран «президентом» непризнанной республики на выборах, прошедших в начале 2005 г. Вместе с тем на парламентских выборах в апреле 2005 г. РТП не удалось обеспечить большинство мест, необходимое для формирования однопартийного правительства. В связи с этим возникла необходимость возобновления коалиционного соглашения с Демократической партией (ДП) и сохранения двухпартийного правительства.

Лидер ДП С. Денкташ поставил условие работы возглавляемой им партии в правительстве ТРСК: в том случае, если к 2008 г. не будет достигнут реальный прогресс в кипрском урегулировании, его партия выйдет из коалиции. При этом возникнет необходимость проведения досрочных выборов в парламент ТРСК. Лидер ДП рассчитывает, что к этому моменту недовольство населения непризнанной республики неурегулированностью ситуации на острове достигнет своего апогея, что должно обеспечить его партии победу на выборах.

С избранием М. Талата «президентом» РТП окончательно стала доминирующей на севере Кипра политической партией, представители которой отныне контролируют исполнительную и законодательную ветви власти ТРСК, а также основные муниципалитеты.

Оппозиционные националистические силы, представленные Партией национального единства (ПНЕ) и Партией социального освобождения (ПСО), не смогли объединить усилия для формирования единой позиции. Руководству РТП, имеющему административный ресурс влияния, удалось добиться смещения генерального председателя ПНЕ Д. Эроглу, занимавшего наиболее непримиримую позицию, а также лидера Партии объединенного Кипра (ПОК) И. Изджана, сумевшего наладить конструктивный диалог с основной греко-кипрской партией АКЕЛ. В результате деятельность оппозиции приняла пассивный характер и ограничивается обвинениями в адрес правительства ТРСК в самоустранении от урегулирования ситуации на острове.

На волне разочарования турок-киприотов в перспективах процесса объединении острова возрастает популярность лидера Демократической партии С. Денкташа, который продвигает идею о невозможности достижения компромисса с греками-киприотами и необходимости смены политики Турции по Кипру. В своих публичных выступлениях С. Денкташ отвергает любые планы решения кипрской проблемы, не содержащие положения о предоставлении независимости ТРСК. По его мнению, туркам-киприотам необходимо выдвинуть свои инициативы по урегулированию ситуации на острове. Лидер ДП допускает проведение переговоров с греко-кипрским руководством, настаивая при этом на соблюдении жесткого временного графика. В случае провала очередного раунда переговоров, по его словам, необходимо приступить к реализации модели, которая предусматривает создание конфедерации на острове, в которой обе стороны будут иметь равные политические права и осуществлять независимое управление каждый своей частью острова.

Стремление проводить собственную политическую линию и использование служебного положения (С. Денкташ занимает пост министра иностранных дел) приводят к периодическому обострению отношений внутри правительственной коалиции. Однако после совещаний кабинета министров, куда вызываются С. Денкташ и посол Турции в ТРСК, стороны находят компромиссные решения и обстановка нормализуется. С. Денкташу удается удерживаться на своем посту благодаря поддержке со стороны его отца Р. Денкташа (бывшего президента ТРСК) и турецких военных кругов. В частности, новый начальник генерального штаба Турции армейский генерал Яшар Бююканыт неоднократно встречался с Р. Денкташем и придерживается жесткой позиции по кипрской проблеме, созвучной позиции бывшего президента непризнанной республики.

В целом, правительству ТРСК удается удерживать ситуацию под контролем, несмотря на падение своей популярности и снижение числа сторонников развития отношений с ЕС.

Экономическое положение в ТРСК

Итоги экономического развития ТРСК в 2005 г. свидетельствуют об улучшении экономической ситуации. Официальная статистика демонстрирует устойчивый рост экономики непризнанной республики. Однако данный показатель не является постоянным и определяется текущей ситуацией. Переломным моментом в экономике ТРСК был 2004 г., показавший динамику развития, сопоставимую с динамикой развития экономики нефтедобывающих стран и промышленно развитых государств. В основе активизации экономической деятельности в ТРСК лежит развитие строительного сектора, что привело к скачку роста ВВП. В настоящее время рынок недвижимости вошел в стадию насыщения, что в свою очередь обусловило падение спроса и появление тенденции к замедлению темпов роста экономики ТРСК.

В 2005 г. темпы экономического роста составили 10,6%. Относительная свобода передвижения по острову и меры, введенные Европейским союзом и правительством Республики Кипр, положительно повлияли на турко-кипрскую экономику. Сохранение темпов роста ВВП на современном уровне может в перспективе привести к выравниванию уровней экономического развития турко-кипрской и греко-кипрской частей острова.

В апреле 2005 г. было сформировано новое коалиционное правительство ТРСК. Основной экономической целью нового кабинета министров является достижение уровня экономического развития, соизмеримого с греко-кипрской общиной и позволяющего интегрироваться в европейское сообщество. Одновременно правительство не смогло определиться со стратегией экономического развития. Причиной этого стали разногласия между двумя партиями, составляющими коалиционное правительство, что привело к блокированию многих проектов и неопределенности перспектив развития основных отраслей экономики.

В среднем, темпы роста ВВП в 1977–2004 гг. составили 3,6%. В 2005 г. объем валового внутреннего продукта достиг 1 млрд 992 млн долларов США.

Финансовая помощь ТРСК со стороны Турции в 2005 г. составила 328 млн долларов США. Помощь Турции распределена следующим образом (млн долларов США):

58 — на содержание руководства Сил обеспечения безопасности и содержание министерства гражданской обороны ТРСК;

5,9 — на оплату энергопотребления 11 АК ВС Турции;

109,6 — на проекты развития инфраструктуры;

59,7 — на проекты инфраструктуры в счет 2004 г.;

93,5 — выделены в качестве кредита в счет неиспользованных в 2004 г. средств.

Рис. 1. Доля секторов экономики в производстве ВВП (%)

Бюджетом Турции на 2006 г. предусмотрено выделение 618 млн долларов США в качестве помощи ТРСК, из которых 203 млн будут использованы для развития 570 различных проектов инфраструктуры, 385 тыс. — на совершенствование радио- и телевещания, 1,8 млн — на внедрение систем автоматизации в госсекторе, 6 млн — на развитие системы высшего образования, 7,7 млн — на строительство госпиталя в Фамагусте.

Перспективными планами предусмотрено значительное сокращение зависимости экономики ТРСК от поступлений из Турции. При этом основное внимание будет уделяться привлечению иностранных инвестиций и созданию самодостаточной экономики ТРСК.

В 2005 г. дефицит внешней торговли достиг 47,13 % ВВП и составил 691 млн долларов США, что на 30% больше, чем в 2004 г. Общий объем экспорта составил 52 900 тыс. долларов США, импорта — 744 млн долларов США. Основную статью импорта составили автомобили — 120 млн долларов США, что на 33% больше, чем в 2004 г. Далее следуют цемент, топливо, металлоконструкции, производственное оборудование.

Торговый дефицит страны покрывается в основном за счет доходов от туризма, обучения иностранных студентов, иностранных инвестиций, доходов турок-киприотов, работающих на юге острова. Иностранная финансовая помощь значительно улучшает показатели невидимого баланса внешней торговли и составляет около 8% ВВП. Значительная финансовая помощь ухудшает балансовые показатели экономики и приводит к деградации системы управления страной. Скрытая иностранная финансовая помощь достигает 20% ВВП.

В целом, динамика и номенклатура импорта отражают основные экономические процессы в ТРСК. Наметилась тенденция снижения активности в секторе недвижимости, которая повлекла за собой снижение объемов продаж земельных участков.

Основным внешнеторговым партнером ТРСК является Турция. Импорт из Турции составляет 63,9%, из стран — членов ЕС — 22,6%, из азиатских государств — 7,5%, из европейских стран — не членов ЕС — 2,4%. Экспорт ТРСК в Турцию составляет 50,4 %, в ЕС — 26,1%, в европейские страны не члены ЕС — 13,3%, в страны Ближнего Востока — 8,9%.

Несмотря на непризнание ТРСК мировым сообществом и экономическую изоляцию оккупированной части острова, внешняя торговля ведется практически без ограничений. Доставка осуществляется кораблями в порт Фамагуста, но при условии, что это не регулярный рейс, а разовая сделка. Контейнеры для ТРСК доставляются в турецкий порт Мерсин, перегружаются на маломерные суда и направляются в порты Кирения и Фамагуста. В контрактах на поставку в качестве места доставки указывается Фамагуста. В случае снятия эмбарго контейнерные перевозки не подешевеют и алгоритм работ сохранится, поскольку перевозки через порт Лимасол экономически неэффективны. В настоящее время турки-киприоты не испытывают серьезных затруднений и дефицита товаров из-за ограничений внешней торговли.

Экономика ТРСК развивается быстрыми темпами, однако этого недостаточно для преодоления дисбаланса с южной частью. Правительством ТРСК определено, что основой будущего роста должно стать развитие государственных программ строительства и производства.

На перспективы развития экономики ТРСК влияют следующие факторы:

неопределенные сроки урегулирования кипрской проблемы;

международная изоляция севера Кипра, определяющая растущий государственный долг;

необходимость коренной перестройки экономической системы, основывающейся на государственном секторе.

Вместе с тем экономика страны имеет значительный потенциал развития. Снятие экономической изоляции способно оказать положительное влияние на рост экономики, однако помимо этого в ТРСК еще имеется неиспользованный потенциал для роста, основанный на совершенствовании экономической политики правительства, который достаточен для достижения уровня экономического развития, соответствующего нормам ЕС и сопоставимого с уровнем Республики Кипр. Развитие экономики ТРСК важно для оздоровления ситуации на всем острове.

Для реализации имеющегося потенциала перспективными планами правительства страны предусмотрена реализация экономических реформ по нескольким направлениям. К основным успехам финансовой политики относятся стабилизация курса турецкой лиры и снижение ставки ссудного процента. Это позволило в значительной мере оздоровить ситуацию в государственном бюджете, либерализовать рынок капиталов и наладить функционирование банков после кризиса 2001 г. Эти тенденции позволяют говорить о возможности стабильного развития в краткосрочной перспективе и способствуют подготовке экономики ТРСК к переходу на евро. Структурные реформы, проводимые в частном и общественном секторах, имеют долгосрочные перспективы и нуждаются в улучшении координации. Возникла необходимость в разработке интегрированной стратегии. В то же время отсутствие правительственной программы развития делает невозможным определение долгосрочных перспектив развития экономики ТРСК.

В краткосрочной перспективе развитие строительного сектора и финансовой сферы услуг значительно повышает риск появления чрезмерного дефицита государственного бюджета и ухудшения положения на рынке рабочей силы. В среднесрочной перспективе в случае объединения общин острова, что маловероятно, эти показатели еще больше ухудшатся. Резкий рост доходов населения, развитие системы инвестирования и кредитования приведут к нарушению баланса в частном секторе.

В целом, в ближайшей перспективе экономическое положение ТРСК будет во многом зависеть от хода и результатов межобщинных переговоров по кипрскому урегулированию и процесса вступления Турции в ЕС.

Учитывая, что ТРСК имеет тесные связи с Турцией, которая стремится к определенной прозрачности экономики с целью вступления в ЕС, можно предположить, что нелегальные финансовые потоки и грузы будет переведены и сосредоточены в северной части Кипра на территории ТРСК.

Основные направления внешнеполитической деятельности турко-кипрской администрации

В 2005 – 2006 гг. руководство ТРСК продолжило работу по расширению контактов с международными организациями и некоторыми странами. В формировании внешнеполитического курса непризнанного государства произошло разделение зон ответственности: восточное направление возглавляет министр иностранных дел С. Денкташ, западное — президент М. Талат. В целом, внешнеполитическая деятельность строится на основании указаний МИДа Турции.

В настоящее время основными направлениями внешнеполитической деятельности являются:

использование всех имеющихся возможностей для оказания давления на РК с целью возобновления переговорного процесса по кипрской проблеме на основе плана, предложенного ГС ООН;

развитие отношений со странами — членами ЕС и европейскими структурами;

поиск стран, неподверженных значительному влиянию ведущих государств и международного сообщества, руководство которых может пойти на установление официальных отношений с ТРСК.

В 2005 – 2006 гг. значительно активизировался диалог между ТРСК и европейскими структурами, который проводился в соответствии с политикой турок-киприотов по повышению статуса на международной арене и расширению вовлеченности непризнанной республики в международные процессы.

Руководство ТРСК прилагает активные усилия для реализации политики разностороннего развития отношений со странами — членами ЕС. Это делается, несмотря на заявления лидеров оппозиционных турко-кипрских партий о недопустимости вовлечения ЕС в урегулирование кипрской проблемы. Развитие контактов с европейскими структурами осуществляется для оказания давления на РК по всем направлениям с целью добиться международного признания ТРСК.

Для поддержки курса на евроинтеграцию непризнанной республики 7 июля 2004 г. Еврокомиссией были разработаны регламенты предоставления ТРСК финансовой помощи и организации прямой торговли. Однако данное решение было заблокировано Великобританией и РК как не соответствующее резолюциям СБ ООН о незаконности государственного образования на севере острова.

В конце февраля текущего года Комитет постоянных представителей ЕС принял решение о разблокировании директивы и предоставлении ТРСК финансовой помощи в размере 139 млн евро (165,3 млн долларов США). По оценкам представителей ЕС, решение принято для преодоления намерения греко-киприотов заблокировать переговорный процесс о вступлении Турции в ЕС.

Руководство ТРСК полагает, что предоставление помощи со стороны ЕС является политическим шагом и неспособно повлиять на экономическое развитие севера острова. Вопрос о распределении помощи ЕС спровоцировал серьезные разногласия в коалиционном правительстве ТРСК и обострил ситуацию кипрского урегулирования в целом. Турко-кипрское руководство настаивает на исключении греков-киприотов из процесса распределения финансов и полагает, что финансирование проектов должно вестись через международные банки, имеющие связи с банками ТРСК.

В настоящее время разрабатывается механизм выделения средств. По предварительным данным, финансирование будет проводиться в три этапа: открытие офиса Еврокомиссии в ТРСК, выделение 25 млн евро (гранты не более 5 млн евро) малым предприятиям в ТРСК через UNDP и финансирование крупных проектов.

Государственные организации и торгово-промышленная палата (ТПП) ТРСК отмечают, что не будут предлагать проекты для финансирования со стороны ЕС, для реализации которых необходимо одобрение со стороны греков-киприотов, поскольку их участие приведет к замораживанию проектов. По мнению турок-киприотов, для преодоления возможного заблокирования реализации финансовой помощи греко-киприотами основная часть средств должна выделяться через европейскую программу помощи новым членам ЕС, решения по которой принимаются простым большинством голосов, и тогда правительство РК не сможет заблокировать предоставление денег.

Одобрение регламента ЕС о финансовой помощи ТРСК позволит отработать создание финансовых инструментов для взаимодействия с международными организациями на территории, неподконтрольной правительству РК, что может стать значительным шагом в создании легитимного государства на севере острова.

В последнее время правительство ТРСК стало уделять повышенное внимание работе с Европейским парламентом. Отличительной особенностью этой работы является организация визитов евродепутатов в ТРСК и их встреч с политическими лидерами и руководителями ассоциаций бизнесменов.

В свою очередь, руководство Европарламента проявляет заинтересованность в расширении контактов с турко-кипрской общиной острова. В конце 2005 г. была создана группа Европарламента по контактам на высшем уровне с турко-кипрской общиной, которая совершила ряд визитов на север Кипра с целью ознакомления с текущей остановкой в ТРСК, проведения консультаций по оптимальному использованию финансовой помощи ЕС, поиска путей улучшения состояния экономики ТРСК.

Инициаторами создания группы и организации визитов являются протурецки настроенные депутаты Европарламента, стремящиеся предотвратить заблокирование процесса вступления Турции в ЕС.

Помимо указанных евроструктур, турко-кипрское руководство стало более тесно взаимодействовать с Советом Европы и его Парламентской ассамблеей. Укреплению их контактов во многом способствовало принятое Бюро ПАСЕ в октябре 2004 г. решение, разрешающее избранным турко-кипрским представителям присутствовать на пленарных заседаниях ассамблеи (без права голоса). В соответствии с этим решением, впервые два депутата меджлиса ТРСК — О. Нами (от фракции РТП) и Х. Озгюргюн (от фракции ПНЕ) — в январе 2005 г. присутствовали на зимней сессии ПАСЕ. Кроме выступления с трибуны ассамблеи — первый раз в истории ПАСЕ, они провели ряд встреч с ее представителями и другими парламентариями. В результате активизации контактов в Совете Европы в настоящее время рассматривается возможность смены у представителей ТРСК статуса наблюдателей и наделение их правом участия в совещаниях.

Следует отметить, что на европейском направлении политики ТРСК произошли значительные успехи. Расширились контакты между представителями ТРСК и структурами ЕС. Благодаря активной пропагандистской кампании Турции и ТРСК, в Евросоюзе появились негативные оценки роли греков-киприотов в кипрском урегулировании, что ведет к усилению давления на РК по этому вопросу.

Важное место во внешней политике ТРСК отводится развитию отношений с мусульманским миром. В настоящее время турки-киприоты активно используют председательство Турции в организации «Исламская конференция» (ОИК) для расширения контактов со странами — членами этой организации. Так, в марте с.г. по инициативе Турции в ТРСК прибыла группа послов стран — членов ОИК для ознакомления с ситуацией на острове. Примечательно, что в состав делегации вошли послы Азербайджана, Киргизии, Казахстана, Омана, Бангладеш и Афганистана. Послы Сирии и Египта отказались принять участие в поездке, заявив, что уважают решения ООН и признают легитимным только РК. Посол Ирана заявил, что не сможет принять участие в поездке, поскольку опасается возможной негативной реакции со стороны США. Несмотря на представительный состав делегации (глава — помощник ГС ОИК) и встречи с руководством турко-кипрской общины, реальных шагов по нормализации отношений с ТРСК предпринято не было.

В июне текущего года в Баку состоялось заседание 33-й сессии министров иностранных дел ОИК. На сессии было одобрено предложение Турции о смене наименования «турко-кипрская мусульманская община» на «турко-кипрское государство». Однако этот шаг остался декларативным, поскольку реального изменения статуса ТРСК в ОИК не произошло и вопрос об установлении дипломатических отношений и прямой торговли с севером Кипра не поднимался. По результатам работы была принята декларация, касающаяся ТРСК. В ней отмечается несправедливость изоляции турко-кипрской общины острова и необходимость урегулирования ситуации на острове с соблюдением равных прав двух общин острова на основе плана, предложенного ГС ООН в 2004 г.

В декларации сказано, что ОИК:

подтверждает равные права двух общин на острове в качестве основного принципа кипрского урегулирования;

поддерживает создание технических комитетов;

выражает разочарование по поводу нежелания греко-кипрской стороны участвовать в процессе поиска путей урегулирования ситуации на острове;

призывает международное сообщество оказать давление на греко-кипрскую сторону для активизации работы по выработке решения относительно урегулирования кипрской проблемы на основе плана ГС ООН, предложенного К. Аннаном;

призывает международное сообщество принять меры по снятию изоляции с турко-кипрской общины острова;

призывает страны — члены ОИК проявить солидарность с турками-мусульманами, проживающими на Кипре, оказать им материальную и политическую поддержку для преодоления изоляции и развития связей во всех областях;

приглашает страны — члены ОИК организовывать визиты делегаций бизнесменов в ТРСК для поиска путей организации прямого транспортного сообщения, развития проектов в туристической области и информационных технологиях, культурных связей, сотрудничества в сфере высшего образования;

рекомендует членам ОИК организовать визиты высокопоставленных делегаций в ТРСК;

вновь подтверждает свое намерение поддерживать турко-кипрскую общину до окончания процесса урегулирования ситуации на острове, обеспечивая доведение до мировой общественности хода решения проблемы;

рекомендует ГС ОИК продолжить работу с Исламским банком развития по поиску путей реализации проектов на севере Кипра;

считает необходимым продолжить рассмотрение вопроса о полноценном членстве турко-кипрской стороны в ОИК.

В целом, в 2005 – 2006 гг. Турция активно использовала свое председательство в ОИК для продвижения интересов ТРСК. Представители турко-кипрской общины, принимая участие в работе ОИК, в свою очередь сконцентрировали усилия на развитии связей с исламскими государствами для установления в конечном итоге официальных отношений. В результате усилий турко-кипрского и турецкого руководства в секретариате ОИК рассматривается возможность выдвижения инициативы в рамках ООН по интенсификации процесса урегулирования ситуации на острове.

ВС Турции на Кипре, Силы безопасности Турецкой Республики Северного Кипра

Миротворческий контингент турецких ВС на Кипре состоит из соединений, частей и подразделений 11 АК ВС Турции и Сил безопасности Турецкой Республики Северный Кипр (СБ ТРСК). Общая численность объединенной группировки турецких вооруженных сил на Кипре составляет около 50 тыс. человек, из которых 40 тыс. — военнослужащие 11 АК и 10 тыс. — СБ ТРСК.

Ежегодно с мая по август проходит плановая замена личного состава 11-го корпуса, отслужившего установленные сроки. Ротация осуществляется путем прибытия дополнительно около 5 тыс. военнослужащих из Турции, которые в течение трех месяцев проходят дополнительную подготовку непосредственно в частях 11-го корпуса, после чего аналогичное число солдат и сержантов, отслуживших установленные сроки службы на Кипре, убывают на материковую часть Турции.

В августе с.г. начальником генштаба ВС Турции был назначен армейский генерал Яшар Бююканыт. В связи приближающимися всеобщими парламентскими выборами, избранием нового президента, а также некоторыми особенностями взаимоотношений армии и нынешнего политического руководства страны плановые кадровые перестановки в ВС приобрели особую значимость с точки зрения внешней политики Турции на ближайшую перспективу.

Новый начальник генерального штаба ВС Турции занимает более жесткую по сравнению с правительством позицию по ряду важных вопросов внутренней и внешней политики страны. Среди них кипрское урегулирование и условия вступления Турции в ЕС в качестве полноправного члена. В частности, Я. Бююканыт считает чрезмерными требования Евросоюза к Анкаре по ряду вопросов, в том числе кипрскому и курдскому, так как их выполнение может нанести вред турецкому обществу. Эта позиция генерала находит поддержку у президента страны А.Н. Сезера.

Начало