Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Иран в регионе Персидского залива: проблемы безопасности

Е.С.Мелкумян
Доклады научной конференции "Место и роль ИРИ в регионе" ИВ РАН, 10 апреля 2006 г.

Благодаря значительной численности населения, запасам энергетического сырья, военному потенциалу и влиянию в мусульманском мире в качестве государства с исламской формой правления, Иран занимает одно из ключевых мест в регионе Персидского залива. В то же время его положение в этом регионе зависит от отношений с соседними арабскими государствами.

Зона Персидского залива традиционно была полем противоборства трех ведущих региональных держав – Ирана, Ирака и Саудовской Аравии. После свершения Исламской революции и провозглашения Исламской республики Иран (ИРИ) соседние арабские страны – члены региональной организации Совет сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) стали объектом курса ИРИ, направленного на «экспорт исламской революции». Положение было еще более обострено в ходе восьмилетней ирано-иракской войны (1980-1988 гг.), когда некоторые страны-члены (Саудовская Аравия и Кувейт) оказали большую финансовую и политическую поддержку Ираку. Однако государства Совета сотрудничества стремились к прекращению войны, которая была источником региональной нестабильности, и предпринимали посреднические шаги, направленные на достижение этой цели.

Осуждение Ираном агрессии, совершенной Ираком в 1990 г. против Кувейта, способствовало нормализации обстановки в регионе и урегулированию ряда противоречий, существовавших между Ираном и Саудовской Аравией, а также членами возглавляемого ею ССАГЗ. Страны Совета сотрудничества установили с Ираном добрососедские связи после того, как их позиции были сближены общим противостоянием Ираку.

Принципиально новая ситуация возникла после военной операции коалиционных сил под эгидой США в Ираке и падения режима С. Хусейна. Хотя и Иран, и арабские страны Персидского залива поддержали смену режима, их отношения к действиям коалиционных сил было различным. Антиамериканская политика Ирана лежала в основе его более критического отношения в этом вопросе, хотя позиции Ирана и государств-членов ССАГЗ по вопросу будущего развития Ирака совпадали. Обе стороны поддерживали возвращение независимости и суверенитета Ираку и восстановления его активной роли в качестве участника региональных отношений. Государственные деятели и официальные представители Ирана и государств ССАГЗ подчеркивали свою солидарность с иракским народом в решении им собственной судьбы.

Для всех стран Персидского залива принципиально важным представляется вопрос о сохранении единства Ирака. Они осознают, что опасность его дезинтеграции повлечет за собой обострение ситуации в регионе Персидского залива. Суть проблемы проста, - создание новых независимых государств на территории Ирака будет означать не только изменение регионального баланса сил, но и возможность для сепаратистских сил в других странах последовать этому примеру.

На позиции правительств этих стран огромное влияние оказал характер предшествующего режима и его региональная политика, результатом которой была восьмилетняя война с Ираном, оккупация соседнего Кувейта и угрозы в адрес Саудовской Аравии и других соседних стран.

Иран совместно с другими государствами региона участвовал в «совещаниях соседей Ирака», которые были призваны оказать помощь процессу нормализации в этой стране.

Страны ССАГЗ крайне беспокоит и развитие Ираном его ядерной программы. Иран отрицает, что он намерен создать ядерное оружие. В то же время он активно развивает атомную промышленность.

Государства Совета сотрудничества прямо не обвиняют Иран в том, что он прилагает усилия к созданию ядерного оружия. Однако на протяжении ряда лет в его документах осуждались государства, которые стремятся к получению ядерного оружия.

Противоречия между Ираном и странами Совета сотрудничества вызывает и проблема обеспечения региональной безопасности. Система коллективной безопасности ССАГЗ в значительной степени зависит от отношений в сфере безопасности с ведущими государствами Запада.

Можно предполагать, что Ирак, который будет подключен к решению проблем региональной безопасности в результате развития политического процесса в этой стране, вряд ли выступит против подхода к этой проблеме, который предлагает Совета сотрудничества. В то же время Иран, который выступает против присутствия иностранных войск в регионе и участия иностранных держав, в первую очередь США, в обеспечении региональной безопасности, скорее всего не согласится с таким решением. Иран категорически выступает против какого-либо участия внешних сил в этом процессе (речь идет, конечно же, о США и странах Запада). Государства же ССАГЗ поддерживают идею, заключающуюся в том, что за безопасность региона, который представляет первостепенное значение для состояния мировой экономики, должны нести ответственность ведущие мировые державы.

После урегулирования ситуации в Ираке и его активного подключения к участию в решении региональных вопросов можно предположить, что позиции Ирана в регионе будут ослаблены, так как Ирак, по всей вероятности, будет солидаризироваться по всем региональным вопросам с другими арабскими государствами. Однако Ирану, учитывая его сложное международное положение, крайне важно наладить прочные контакты с государствами региона и развивать с ними сотрудничество в различных сферах, не обостряя существующих противоречий, а, пытаясь найти пути для их разрешения.

Начало