Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (27 ноября – 3 декабря 2006 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ливане и Ираке. В Бейруте оппозиция (радикальное шиитское движение «Хизбалла», шиитское движение «Амаль» и христиане, сторонники генерала М. Ауна) проводят массовую акцию протеста с требованием отставки правительства во главе с Ф. ас-Синьорой. Положение дел в Ираке остается очень напряженным. Вместе с тем, прошедшие 30 ноября в Аммане переговоры президента США Дж. Буша с иракским премьер-министром Н. аль-Малики показали, что ни у американского, ни у иракского руководства пока нет действительно новых подходов по стабилизации обстановки в Ираке.

Внутриполитическая обстановка в Ливане имеет тенденцию к осложнению. 1 декабря оппозиционные силы начали в центре Бейрута бессрочную массовую антиправительственную акцию, требуя отставки кабинета Ф. ас-Синьоры и создания правительства национального единства, в котором оппозиция могла бы влиять на принятие важных внешне- и внутриполитических решений. По данным полиции, 3 декабря оппозиция уже вывела на улицы столицы ок. 800 тыс. человек. Манифестанты фактически осадили здание ливанского кабинета министров. Правительство ввело в Бейрут дополнительные части армии и сил внутренней безопасности. До последнего времени акции протеста проходили спокойно, однако вечером 3 декабря произошло первое столкновение сторонников и противников нынешнего правительства.

Со своей стороны, Ф. ас-Синьора утверждает, что никакие протестные акции не заставят его уйти с законно занимаемого им поста. Силы, поддерживающие действующее правительство начали 3 декабря акции в его поддержку. Великобритания, Германия, Италия, другие страны Запада заявили о своей поддержке Ф. ас-Синьоры. Глава российского МИДа С. Лавров заявил, что Москва «намерена содействовать урегулированию ситуации в Ливане и не допустить гражданской войны в этой стране», для чего ведет «постоянные консультации с ливанскими руководителями и соседними странами, включая Сирию». На сегодня позиции противоборствующих ливанских сторон остаются далекими от достижения компромисса. Сохранение подобного положения может привести к дальнейшему обострению ситуации в Ливане.

Обстановка в Ираке остается очень сложной и напряженной. В Багдаде и ряде других районов страны практически постоянно происходят теракты, вооруженные нападения, другие насильственные действия. Не снижается накал противостояния между арабами-суннитами и шиитами. Положение в Ираке вызывает все большую обеспокоенность у соседних государств, в частности, Саудовской Аравии и Турции. На этом фоне на минувшей неделе произошли два важных внешнеполитических события: визит президента Ирака Дж. Талабани в Иран и встреча в Аммане президента США Дж. Буша с премьер-министром Ирака Н. аль-Малики.

Иранские руководители заверили иракского президента в своей решимости оказать помощь соседней стране в вопросах обеспечения безопасности и улучшения экономической ситуации. По итогам визита Талабани в Тегеран подписан целый ряд соглашений по сотрудничеству в различных областях, достигнута договоренность о невмешательстве Ирана и Ирака во внутренние дела друг друга. Переговоры и встречи в Тегеране показали растущую активность Ирана на иракском направлении, его стремление более масштабно и весомо воздействовать на положение дел в Ираке, причем на вполне легитимной основе. Вместе с тем, не следует переоценивать итоги визита Талабани в Иран. Как известно, после свержения С. Хусейна в 2003 г. две страны неоднократно заявляли о готовности расширять и укреплять разностороннее взаимное сотрудничество, было подписано большое число различных соглашений, меморандумов и т. п. Однако далеко не все из них реализовывались на деле. Будущее, причем весьма близкое, покажет практическую действенность нынешних договоренностей. Причем очень многое здесь будет зависеть от дальнейшего развития обстановки в Ираке и ситуации, складывающейся вокруг Ирана, в связи с его ядерной программой.

На встрече Дж. Буша с Н. аль-Малики глава американской администрации в очередной раз заявил, что США «не позволят превратить Ирака в логово террористов» и выразил полную поддержку нынешнему иракскому правительству. Буш и аль-Малики также договорились не делить Ирак на «полуавтономные регионы». Президент США подтвердил намерение Белого дома не выводить пока американские войска из Ирака, т. к. их преждевременный уход «повлечет за собой катастрофические последствия». В тоже время заявление аль-Малики о том, что иракские войска «будут готовы к июню 2007 года» самостоятельно действовать по обеспечению безопасности в стране не выдерживает критики. Ведь хорошо известно, что армия и полиция Ирака на сегодняшний день не в состоянии без серьезной и разносторонней помощи и прямой поддержки американских войск проводить боевые операции против местных повстанцев и иностранных боевиков, и в ближайшие 6-7 месяцев они ни в коем разе не смогут значительно повысить свою реальную боеспособность.

В знак протеста против встречи Н. аль-Малики с Дж. Бушем министры (5) и парламентарии (30), представляющие группировку во главе с радикальным шиитским деятелем М. ас-Садром заявили о бойкоте работы правительства и парламента.

2 декабря Италии завершила вывод из Ирака своего воинского контингента.

На саммите НАТО в Риге 29 ноября принято решение направить в Афганистан дополнительное число войск численностью ок. 2,5 тыс. человек (в настоящее время Международные силы содействия безопасности Афганистана (ИСАФ) насчитывают 32 тыс. человек, основу которых составляют воинские контингенты из стран Североатлантического альянса. США намерены направить в Афганистан еще два батальона, один батальон выделит Польша, Норвегия перебросит 400 человек, а Болгария и Македония – небольшие подразделения. Страны НАТО также договорились о смягчении национальных ограничений на боевое использование войск в Афганистане, хотя достичь соглашения об их окончательной отмене не удалось. Германия, Испания, Италия, Франция и Турция не высказали готовности направить в Афганистан дополнительные воинские контингенты и снять территориальные ограничения на использование своих войск в этой стране. При этом Франция изъявила готовность помогать миротворцам ИСАФ в борьбе с талибами на афганском юге, но не на постоянной основе, а «от случая к случаю». Участники саммита согласились с предложением президента Франции Ж. Ширака о привлечении Ирана и Пакистана к решению вопросов, связанных со стабилизацией обстановки в Афганистане, в рамках создаваемой при НАТО контактной группы по Афганистану.

Кабульское правительство приветствовало решение Североатлантического альянса направить дополнительные силы в Афганистан. Между тем министр иностранных дел Пакистана Х. Касури заявил, что НАТО должно признать свое поражение в Афганистане и начать переговоры с талибами, конечной целью которых должно стать создание коалиционного правительства, но без участия в нем нынешнего афганского президента Х. Карзая.

Отмечается снижение напряженности в зоне палестино-израильского конфликта. В секторе Газа обе стороны в основном соблюдают условия перемирия, хотя ряд нарушений имел место. 3 декабря правительство Израиля приняло решение продолжать соблюдать перемирие в Газе, но отказалось распространить его на территории Западного берега реки Иордан, где израильтяне проводят силовые мероприятия против боевиков радикальных палестинских группировок. Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт сообщил о готовности освободить большое число заключенных палестинцев, в т. ч. тех, кто приговорен к большим срокам, в обмен на предоставление свободы израильскому военнослужащему Г. Шалиту. Ольмерт также предложил главе ПНА М. Аббасу начать переговоры о создании независимого палестинского государства, которое «будет располагать абсолютным суверенитетом, четкими границами и целостной территорией». Госсекретарь США К. Райс провела на минувшей неделе переговоры с М. Аббасом и Э. Ольмертом призвав обе стороны добиться укрепления режима прекращения огня между израильтянами и палестинцами.

М. Аббас сообщил, что переговоры с движением ХАМАС по формированию палестинского правительства национального единства зашли в тупик. В настоящее время руководство возглавляемого Аббасом движения ФАТХ рассматривает возможные варианты развития ситуации на палестинских территориях, «за исключением гражданской войны».

28 ноября глава палестинского правительства И. Хания начал с Египта свою первую официальную зарубежную поездку, в ходе которой он также посетил (или посетит) Сирию, Иран, Кувейт, Катар и Саудовскую Аравию. Цель поездки – получить для палестинцев политическую поддержку и материальную помощь от арабских стран.

Великобритания, Германия и Франция подготовили очередной проект резолюции Совета Безопасности ООН по ядерной программе Ирана, в тексте которого содержатся угрозы применения санкций в отношении ИРИ. Со своей стороны, в Тегеране настаивают на возвращении иранского ядерного досье в МАГАТЭ и обещают ответить на все неясные для этой организации вопросы по атомным делам ИРИ. При этом иранцы продолжают твердо стоять на позиции необходимости проведения работ по обогащению урана на своей территории.

Ф. Раджая, командующая иранскими «батальонами мучеников» (смертников) заявила, что ее бойцы готовы к «специальным акциям» против союзников США в Персидском заливе, подчеркнув при этом: «Страны, которые могут стать плацдармом американской агрессии, не могут считать себя в безопасности». Это первое открытое заявление такого рода, сделанное иранским официальным лицом.

Президент Судана О. аль-Башир вновь отверг предложение о направлении в западный регион страны Дарфур миротворцев ООН для усиления находящегося там контингента сил Африканского союза (АС), заявив, что «мы можем принять техническую помощь и финансовую поддержку ООН, но не войска ООН». В то же время руководство АС приняло на прошедшей неделе решение о продлении мандата африканских миротворческих сил в Дарфуре еще на шесть месяцев. Между тем обстановка в различных районах Судана далека от стабильной. Дарфурские повстанцы атаковали район нефтепромыслов в провинции Южный Кордофан, что, по признанию властей, нанесло им серьезный ущерб. На юге страны в районе г. Малакала произошли крупные вооруженные столкновения между подразделениями правительственной армии и бывшими повстанцами-южанами, в результате которых погибли, по меньшей мере, 150 и получили ранения ок. 400 человек. Эти столкновения считаются «наиболее серьезными» со времени заключения мирного соглашения между Хартумом и повстанцами-южанами в январе 2005 г.

Саудовская Аравия сообщила о намерении израсходовать от 50 до 60 млрд долларов на цели модернизации своей армии и сил безопасности. В частности, предполагается обновить вооружение сухопутных войск и ВВС, а также увеличить на 20% численность личного состава сухопутных войск.

На территории Пакистана в восточных районах провинции Пенджаб 27 ноября началось совместное пакистано-саудовское учение «Острый меч-2». В мероприятии, которое продлится три недели, принимают участие подразделения бронетанковых войск, пехоты, артиллерии, ПВО, армейской авиации и ВВС. 29 ноября в Пакистане в рамках учений национальных стратегических сил проведен успешный испытательный пуск баллистической ракеты «Хатф-IV» («Шахин-I»), имеющей дальность полета до 700 км.

1 декабря в Париже Кувейт и Франция подписали два договора о военном сотрудничестве. Первый из них предполагает обмен информацией между военными разведками двух государств, а второй оговаривает технические условия закупки и поставок Кувейту французского вооружения и военной техники. Изучается вопрос об организации в 2008 г. совместных французско-кувейтских учений, которые в перспективе должны будут проводиться один раз в 4 года.

Приложение

Силовые структуры Ирака: состояние и перспективы

В планах администрации США по стабилизации обстановки в Ираке постоянно важное место отводится повышению возможностей и эффективности местных вооруженных сил и МВД. Это, по мнению очень многих американских политиков и высокопоставленных военных, позволит ускорить передачу под контроль иракских силовиков всей территории страны, что, в свою очередь, даст возможность значительно сократить численность группировки ВС США в Ираке, а в более отдаленной перспективе вывести войска из этой страны. С 2003 г. по июнь 2006 г. американцы израсходовали на создание и подготовку иракских силовых структур 13,7 млрд долларов. Каков же результат?

По данным официальных источников США, вооруженные силы Ирака насчитывают 134,4 тыс. человек (сухопутные войска 132,4 тыс., ВВС - 0,9 тыс. и ВМС – 1,1 тыс. чел.), структуры МВД – 188,2 тыс. человек (в т. ч. полиция – 139,4 тыс. чел.), а всего – 322,6 тыс. человек. Кроме того, в различных ведомственных охранных формированиях (охрана объектов нефтяной отрасли, электроэнергетики и т. д.) насчитывается свыше 144 тыс. человек. Но это т. н. списочная численность. Реально, по оценке независимых американских экспертов, сухопутные войска насчитывают, например, ок. 100 тыс. человек, а в полиции служат ок. 105 тыс. человек.

Отметим, что происходящий рост численности личного состава и некоторое улучшение технической оснащенности не свидетельствуют о значительном повышении боеспособности и эффективности иракских ВС и полиции. Здесь дело продвигается очень медленно и перспективы быстрого изменения ситуации не предвидятся.

Основная причина низкой эффективности иракских силовиков по-прежнему заключается в разделении практически всех категорий их личного состава по религиозному, этническому, кланово-племенному, политическому и местническому признакам, что не позволяет говорить об армии и структурах МВД как о надежной силе в руках центральной власти, а также в значительной степени объясняет нерешительность багдадского правительства при решении вопросов о применении силы в интересах обеспечения безопасности и наведения порядка в различных районах страны. Особенно наглядно это проявляется в деле разоружения вооруженных формирований шиитских группировок и в ходе проведения операции по улучшению безопасности в Багдаде. В рядах армии, а особенно МВД, в т. ч. на руководящих постах, много сторонников и пособников шиитских боевиков и суннитских повстанцев. Более того, боевики шиитской «Армии Махди» в целом ряде случаев действовали под защитой полиции. Имеют место случаи беспрепятственного пропуска боевиков через блокпосты правительственных сил, отмечается прямая связь сотрудников правоохранительных органов с т. н. «эскадронами смерти», регулярно осуществляющими убийства людей по религиозному признаку.

Очень сложными остаются вопросы комплектования силовых структур, низкого качества их личного состава. Своеобразны и мотивации для службы в ВС и МВД. Не секрет, что в условиях сохраняющегося в Ираке высокого уровня безработицы, значительная часть лиц, желающих поступить на службу, делает это по причине получения постоянного жалования с тем, чтобы содержать свои семьи и родственников. И здесь речь не идет ни о каком патриотизме, верности правительству и т. п. В результате в дни после выдачи жалования боеспособность подразделений падает на 20%, поскольку солдаты поочередно расходятся по домам. Отсутствие единой банковской системы не позволяет отправлять деньги переводами, поэтому военнослужащим приходится уезжать на неделю и даже больше, чтобы расплатиться с долгами и передать деньги семьям. Другая часть рекрутов, причем немалая, представлена лицами, поступающими в армию и полицию по указанию руководства различных политико-религиозных организаций, в т. ч. оппозиционных. Слабой остается воинская и служебная дисциплина. Местные военные и полицейские не подписывают четкого контракта и всегда имеют возможность покинуть службу. ВС и МВД насквозь пронизаны коррупцией. Негативное воздействие на морально-психологическое состояние личного состава оказывают постоянные угрозы в адрес семей военных и полицейских со стороны боевиков.

Подготовкой иракских военных и полицейских занимаются иностранные, в подавляющем большинстве американские советники и инструкторы (ок. 4 тыс. чел.), которые испытывают значительные трудности в своей работе. Это – нехватка переводчиков, непонимание или нежелание понять местный менталитет, механический перенос на иракскую почву американских методик обучения и др. Зачастую иракские солдаты и офицеры не желают должным образом изучать военное дело, отмечаются далеко не единичные случаи пропуска занятий, особенно сложных тренировок. Имеется много случаев, когда американские советники заявляют о готовности иракских частей и подразделений, но фактически те небоеспособны. Однако их все же бросают в бой. В итоге в боевых условиях, по утверждению американцев, до 40% иракских подразделений разбегаются перед лицом опасности.

Вооруженные силы Ирака по уровню своей технической оснащенности и направленности подготовки, по сути, остаются внутренними войсками и на сегодняшний день, как и на обозримую перспективу, не в состоянии решать задачи по защите страны от нападения извне. Не будут они в достаточной степени подготовлены и для решения задач по обеспечению внутренней безопасности. Министерство обороны Ирака представляет собой плохо организованную структуру, его персонал разделен по конфессиональному и этническому признакам. МО слабо руководит и контролирует деятельность войск. Широкое распространение получила в штабах и войсках коррупция.

На сегодняшний день в сухопутных войсках, по американским данным, из 10 дивизий завершили формирование 6, из 36 бригад – 30, из 112 батальонов – 90. Войска не имеют артиллерии, средств противотанковой и противовоздушной обороны, очень слабо представлены танковые и инженерные подразделения, связь, разведка, тыловое и материально-техническое обеспечение. Слабой остается мобильность войск. Большинство соединений и частей не в состоянии самостоятельно решать боевые задачи по борьбе с повстанцами и террористами и, как правило, действуют при огневой, авиационной и тыловой поддержке ВС США. Это со всей очевидностью проявляется в ходе войсковых операций в западной провинции Анбар, в действиях военных в Багдаде, да и в других районах страны.

Армия испытывает острый дефицит подготовленных офицеров и сержантов, низким остается качество управления подчиненными частями и подразделениями. Среди личного состава преобладают шииты и курды, хотя в последнее время отмечается некоторое увеличение арабского суннитского элемента.

В лучшую сторону выделяются части Иракских специальных оперативных сил (9,6 тыс. чел.), оперативной антитеррористической группы (1,6 тыс. чел), подразделений спецназа. Также отмечается неплохая подготовка частей и подразделений, укомплектованных курдами, многие из которых ранее служили в военизированных формированиях «пешмерга».

Правительство Ирака имеет планы дальнейшего наращивания армии, для чего ее численность планируется увеличить на 30,7 тыс. человек, из которых 18,7 тыс. пойдут на формирование 8 новых бригад, а 12 тыс. – на доукомплектование имеющихся частей. В тоже время нет планов приобретения крупных партий тяжелого вооружения. ВВС и ВМС остаются в зачаточном состоянии и намерения по их значительному увеличению отсутствуют.

Министерству внутренних дел Ирака присущи примерно те же недостатки, что и МО, но в еще больших размерах. Особенно это относится к коррупции и наличию в различных структурах министерства сторонников шиитских радикальных группировок. Более сильно здесь развито местничество. Слабым остается вооружение и снаряжение полиции. Полицейские части в большинстве своем плохо управляемы. В лучшую сторону, как и в армии, выделяются подразделения спецназа. Не хватает подготовленных кадров различного профиля. Неудовлетворительно поставлен учет личного состава, низким остается качество подготовки полиции. Значительные трудности имеются в снабжении и материально-техническом оснащении органов и сил МВД. Фактически можно говорить о провале «года полиции», объявленного американцами и иракским правительством в 2006 г.

В целом развитие иракских силовых структур идет гораздо медленнее, чем того желают в Вашингтоне. По мнению независимых американских военных экспертов, иракские армия и полиция смогут самостоятельно решать задачи по обеспечению безопасности и поддержанию порядка в стране не ранее, чем через 3-5 лет и это при непременном условии преодоления религиозного и этнического раскола в Ираке, возможность чего на сегодняшний день не просматривается.

Начало