Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (31 июля - 6 августа 2006 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне арабо-израильского конфликта и вокруг ядерной программы Ирана. Продолжались военные действия в Ливане и обстрелы северных районов Израиля. Вместе с тем, в Совет Безопасности ООН проходит процесс доработки проекта резолюции по урегулированию ливано-израильского конфликта. Израиль активизировал военные операции в секторе Газа. 31 июля СБ ООН принял резолюцию, согласно которой Ирану следует до 31 августа с. г. прекратить работы, связанные с обогащением урана. В противном случае может быть рассмотрен вопрос о введении экономических и дипломатических санкций в отношении ИРИ.

Части сухопутных войск ВС Израиля в течение недели вели боевые действия против отрядов движения «Хизбалла», постепенно продвигаясь вглубь территории Ливана. Наиболее ожесточенные бои происходили: на центральном участке фронта - в районе Айта-аш-Шааб, Рамия; на восточном участке - в районе Бинт-Джубайль, Айтарун, Марун-ар-Рас; на северном участке - в районе Кфар-Кила, Эт-Тайба, Эль-Удайба. Всего в боевых действиях на ливанской территории принимали участие свыше 10 тыс. израильских военнослужащих из состава восьми бригад. Наступление пехоты и десантников поддерживали подразделения 7-й бронетанковой дивизии ЦАХАЛ, артиллерия, в т. ч. корабельная, и авиация. Израильский спецназ совершил 2 августа рейд в район Баальбека (долина Бекаа), а 5 августа в Тир (Сур). Боевики «Хизбаллы», действуя небольшими группами, оказывают израильским войскам упорное сопротивление.

Ближайшей задачей ВС Израиля, как сообщается, является установление контроля над полосой ливанской территории шириной 6-8 км, прилегающей к израильской границе. В последующем не исключен выход на рубеж реки Литании с захватом города Тир. Но здесь, как видится, многое будет зависеть от возможного принятия СБ ООН резолюции по Ливану.

Израильские ВВС ежедневно наносили удары по объектам в различных частях Ливана. Наиболее мощным ударам подверглись районы долины Бекаа, Бейрут и его окрестности, юг Ливана, ряд шоссейных дорог, а также многие участки, прилегающие к границе с Сирией. В результате уничтожения нескольких мостов в окрестностях Бейрута сообщение ливанской столицы с остальными районами страны крайне затруднено. Всего с начала конфликта ВВС ЦАХАЛ совершили свыше 8700 боевых вылетов в Ливан.

Боевики «Хизбаллы» ежедневно подвергали обстрелам северную часть Израиля. Отмечается как увеличение интенсивности (150-200 ракет и реактивных снарядов в сутки), так и расширение районов обстрелов вплоть до города Хадера, что в 75 км от ливанской границы. Наиболее часто удары наносились по районам городов Хайфа, Тверия, Нагария, Акко, Маалот, Кирьят-Шмона.

Число погибших ливанцев превысило 900 человек, из которых, оценочно, до 150 боевиков «Хизбалла». Потери ливанской армии составляют свыше 30 человек погибшими. Количество раненых составляет более 3300 человек. Число ливанских беженцев приближается к 1 млн человек. Израиль потерял убитыми 58 военнослужащих и 43 мирных жителя, а количество раненых составило более 500 человек.

Резко ухудшилась гуманитарная и санитарно-эпидемиологическая обстановка в раде районов Ливана, особенно на юге, где сильно ощущается нехватка чистой питьевой воды и топлива. Гуманитарные конвои ООН часто не получают разрешения израильского командования на безопасный проход в пострадавшие районы. По оценке ооновских экспертов, Ливану угрожают вспышки эпидемий различных болезней. Растет и экономический урон от ракетных обстрелов израильского севера.

Руководство Израиля и «Хизбаллы» продолжали придерживаться жестких позиций относительно условий прекращения огня. Глава израильского правительства Э. Ольмерт заявил, что военная операция в Ливане «не имеет обозначенных границ» и боевые действия будут продолжаться до тех пор, пока Южный Ливан не будет контролироваться международными силами. Лидер исламистов Х. Насрулла пообещал, что «Хизбалла» прекратит обстрелы Израиля, «если будут остановлены бомбардировки ливанских городов и сел». В тоже время Насрулла предупредил, что в случае нанесения ударов по центру Бейрута, боевики подвергнут ракетному обстрелу Тель-Авив. Главным условием прекращения огня руководство исламистов считает полный вывод израильских войск с территории Ливана.

Сирия привела свои вооруженные силы в состояние полной боевой готовности. В стране произведен частичный призыв резервистов.

Продолжается активная международная деятельность по поиску путей урегулирования ливано-израильского конфликта. На экстренной встрече лидеров стран-членов Организации Исламская конференция в Куала-Лумпуре премьер-министр Малайзии А. А. Бадави обвинил СБ ООН в недостаточной критике израильских действий в Ливане. Резко, в своем стиле, выступил президент Ирана М. Ахмадинежад, заявивший, что решение конфликта в Ливане «заключается в уничтожении сионистского режима».

С посреднической миссией в Бейруте побывали главы МИД Франции Ф. Дуст-Блази и Испании А. А. Моратинос. Дуст-Блази также встретился в Бейруте с главой МИД ИРИ М. Мотткаки, а Моратинос посетил Дамаск, где провел переговоры с президентом САР Б. Асадом, после чего заявил о готовности Сирии поддержать прекращение огня в Ливане. Однако США отказываются привлекать сирийцев к участию в урегулировании ливано-израильского конфликта.

Президент США Дж. Буш вновь поддержал «полное право» Израиля на самооборону. Сообщается о выделении американцами Израилю различных видов высокоточного оружия на сумму 4,2 млрд долларов.

Великобритания и Германия отвергли проект заявления Евросоюза, в котором содержался призыв к незамедлительному прекращению огня в Ливане.

Президент России В. В. Путин заявил о необходимости немедленного прекращения боевых действий и политическом урегулировании ливано-израильского конфликта.

7 августа в Бейруте намечено провести встречу глав внешнеполитических ведомств арабских государств с целью оказания поддержки правительству Ливана.

Целый ряд стран – Австралия, Бруней, Индонезия, Малайзия, Польша, Турция, Франция сообщили о своей готовности выделить войска для международных сил в Ливане. В тоже время Германия и США отказываются направлять в эту страну своих военнослужащих. Предполагается, что общая численность международного контингента составит от 15 до 20 тыс. человек.

В конце недели США и Франция согласовали проект резолюции СБ ООН по Ливану. Документ призывает Ливан и Израиль обеспечить «немедленное и бессрочное прекращение огня». Также говориться о разоружении всех неправительственных формирований в Ливане и создании буферной зоны по линии реки Литании. После согласия Ливана и Израиля с принципами по достижению прочного мира, СБ ООН должен принять решение о направлении на юг Ливана международных сил по стабилизации. Обсуждение проекта состоится в начале будущей недели. Однако правительство Ливана уже выразило свое негативное отношение к документу, т. к. он не предусматривает вывод ВС Израиля с ливанской территории. Израиль же в целом положительно отнесся к проекту резолюции.

На прошедшей неделе израильские войска заметно активизировали свои действия в секторе Газа. Постоянно проводись рейды на территорию анклава. Израильская авиация регулярно наносила удары по различным объектам палестинских боевиков. 5 августа части ЦАХАЛ вновь заняли южную часть сектора Газа. Со своей стороны, боевики палестинских экстремистских организаций неоднократно обстреливали ракетами «Кассам» территорию Израиля. 6 августа израильские военные арестовали в Рамалле (Западный берег реки Иордан) спикера палестинского парламента, члена ХАМАС А. А. Дуэйки.

Иран официально сообщил об отказе выполнять требования резолюции Совета Безопасности ООН от 31 августа с. г. и подтвердил свою решимость продолжать исследования в ядерной области под контролем МАГАТЭ. В этой связи президент ИРИ М. Ахмадинежад заявил, что его страна даже под угрозой силы не откажется от своего права на обладание ядерными технологиями. Более того, иранцы намерены расширять свои ядерные программы, в т. ч. установить новые центрифуги для получения обогащенного урана.

В Тегеране считают, что резолюция СБ ООН не имеет под собой правовых оснований, а ее принятие, по мнению иранского руководства, приведет к еще большей напряженности вокруг ядерной программы ИРИ. Вместе с тем, в Тегеране не исключают продолжение диалога с Западом по своей ядерной программе и заявили, что за исключением «некоторых деталей» позитивно оценивают международный пакет предложений по этому вопросу.

В Ираке обстановка продолжает оставаться очень сложной и напряженной. В различных районах страны не прекращаются многочисленные теракты, вооруженные нападения, похищения людей, другие насильственные действия. Особенно сложной сохраняется ситуация в Багдаде. На минувшей неделе сразу два высокопоставленных американских военных – председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал П. Пейс и командующий Объединенным центральным командованием ВС США генерал Дж. Абизайд заявили о возможности дальнейшего ухудшения обстановки в Ираке и развязывании в стране гражданской войны. По словам П. Пейса, «такого поворота событий нельзя допустить, и в большей степени это зависит от самих иракцев», а не от американских войск.

Для усиления американских войск в Багдаде из района Мосула переброшена 172-я бригада «Страйкер» (3700 чел.), считающаяся одним и из наиболее боеспособных и оснащенных самой современной техникой соединений армии США.

4 августа в Багдаде сторонники радикального шиитского имама М. ас-Садра провели массовую манифестацию в поддержку ливанской «Хизбаллы». В мероприятии участвовало несколько сотен тысяч человек из различных районов Ирака. По нашей оценке, эта акция преследовала цель не только (а скорее не столько) поддержать ливанских исламистов, сколько продемонстрировать силу приверженцев ас-Садра.

В регионе Дарфур на западе Судана не прекращаются вооруженные столкновения между различными конфликтующими группировками. Сообщается об усилении боевой активности проправительственных формирований «Джанджавид», чьи действия поддерживаются самолетами суданских ВВС. Только в провинции Северный Дарфур число жертв насилия (убитых, раненых, беженцев) достигло 25 тыс. человек. В целом обстановка в Дарфуре все больше ухудшается. Действующие здесь вооруженные группировки продолжают вести ожесточенную борьбу за сферы влияния, а центральное правительство в значительной степени утратило контроль над ситуацией.

По заявлению командующего войсками НАТО в Афганистане британского генерала Д. Ричардса, силы альянса в этой стране меняют стратегию своих действий. Вместо активных мероприятий по вытеснению и преследованию отрядов движения «Талибан» предполагается укреплять гарнизоны в ключевых городах и других населенных пунктах с целью усиления влияния правительства во главе с президентом Х. Карзаем и завоевания поддержки местного населения, в т. ч. путем обеспечения условий для социально-экономического развития контролируемых регионов. По мнению Д. Ричардса, уже через 3-6 месяцев на юге Афганистана будут созданы «зоны безопасности». Генерал также считает, что одним из самых больших зол современного Афганистана является наркобизнес. Как известно, с 31 июля ответственность за поддержание безопасности и стабильности на афганском юге возложена на войска НАТО и их союзников. В состав Международных сил по стабилизации в Афганистане входят военные контингенты из 37 стран.

Приложение

О некоторых особенностях внешней политики Ливии

В последние годы в ливийской внешней политике произошли крупные принципиальные изменения. К основным ее направлениям на современном этапе следует отнести: улучшение имиджа страны в мире; активизацию политики на африканском направлении, стремление ливийского руководства стать общепризнанным лидером в Африке; целенаправленная деятельность по расширению экономического и технического сотрудничества со странами Запада и другими государствами, которые могут оказать Ливии реальное содействие в сфере экономического развития и восстановления боеспособности ее вооруженных сил.

Начало серьезных подвижек в ливийской политике можно отнести к 2001 г., когда в Триполи осудили террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне, а военную операцию США против режима талибов в Афганистане М. Каддафи охарактеризовал как «законный акт защиты». Ливия начала сотрудничать с Западом в сфере борьбы с терроризмом. В частности, западным спецслужбам была передана информация о ливийцах – членах международной террористической организации «Аль-Каида».

После достижения договоренности с правительствами США и Великобритании о выплате правительством Ливии компенсации семьям лиц, погибших в результате теракта на самолете в 1988 г. («дело Локерби»), в сентябре 2003 г. Совет Безопасности ООН принял решение о полном снятии санкций с Ливии, в т. ч. в части, касающейся поддержания военно-технических связей с Триполи. Каддафи заявил, что с отменой санкций «страна вступает в новую эру отношений с Западом», а ее руководство делает все возможное, чтобы перестать быть международным изгоем.

Американское вторжение в Ирак в 2003 г. и крах режима С. Хусейна показали М. Каддафи, что обладание оружием массового уничтожения (ОМУ) является не гарантией безопасности правящего в стране режима, а хорошим предлогом для военного нападения со всеми вытекающими из этого последствиями для его пребывания у власти. В декабре 2003 г. Каддафи заявил об отказе Ливии от программ по созданию собственного оружия массового уничтожения, а в мае 2004 г. Ливия сообщила, что не будет торговать оружием и военными технологиями со странами, которые, как предполагается, производят ОМУ. Одновременно Ливия дала обязательство не прибегать к насилию в политических целях.

В январе 2004 г. Ливийская Джамахирия подписала дополнительный протокол к ДНЯО, что предполагало создание на территории страны (в районе г. Мисурата) пункта по мониторингу ядерных программ. Ливия является участником Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.) и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.). В Триполи также заявили об отказе от баллистических ракет с дальностью пуска более 300 км. Ливия присоединилась к Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. В апреле 2004 г. страна вступила в международную Организацию по запрещению химического оружия. Ливийцы идут на всестороннее сотрудничество с МАГАТЭ в области верификации своих ядерных программ. Этот процесс происходит без каких-либо препонов со стороны местных властей. Ливийская сторона передала США большое количество оборудования, применявшегося в работах по созданию ядерного оружия, в частности, центрифуги для получения обогащенного урана, а также документацию по военным ядерным исследованиям. Помимо оборудования и документов в США были отправлены и баллистические ракеты с повышенной дальностью пуска.

Отказ от программ по созданию и обладанию ОМУ значительно укрепил внешнеполитические позиции Ливии. Начался процесс нормализации отношений с Соединенными Штатами. Две страны, откровенно враждовавшие на протяжении примерно 30 лет, стали налаживать экономические, политические и иные связи. В июне 2004 г. возобновляются поставки ливийской нефти в США. Американские компании начинают активно действовать в ливийском нефтяном секторе, получив большое число выгодных контрактов. В 2006 г. США восстановили дипломатические отношения с Ливией и вычеркнули ее из своего списка стран, поддерживающих терроризм. Тем не менее, американское посольство в Триполи все еще не открыто.

Как видится, ливийское руководство пошло на нормализацию отношений с США и Западом по следующим основным причинам: (1) продолжение конфронтации с Вашингтоном могло лишь усилить американское давление, в т. ч. силовое, с целью отстранения от власти М. Каддафи; (2) Каддафи был вынужден признать, что национальную безопасность Ливии «лучше обеспечить мирными отношениями с США и другими ведущими странами Запада, чем поддержкой терроризма и обладанием оружием массового поражения»; (3) сохранение режима международных санкций могло лишь ухудшить и без того тяжелое положение в экономике и социальной сфере, что представляло опасность для существования режима, в то время как отмена санкций вела к получению необходимых иностранных инвестиций, доступу к современным технологиям, общему улучшению дел в стране.

Отметим, что в ливийско-американских отношениях, несмотря на позитивную динамику, еще остается много нерешенных проблем и противоречий. Так, Вашингтон настаивает на скорейшем начале в Джамахирии либеральных политических и экономических реформ. Американцы в ряде случаев препятствовали заключению контрактов по военно-технической линии между Ливией и некоторыми странами Запада. Ливия же критикует политику США на Ближнем Востоке, выступает против нахождения американских войск в Ираке, настаивает на выплате репараций за ущерб, нанесенный американскими бомбардировками в 1986 г.

Динамично развиваются в последние годы отношения Ливии с ведущими странами Западной Европы – Италией, Францией, Великобританией, Германией, Испанией. В 2004 г. Евросоюз снял все экономические и военно-технические санкции с Джамахирии.

Нет оснований полагать, что М. Каддафи откажется от линии на то, чтобы стать респектабельным членом мирового сообщества и обеспечить благоприятные условия для перехода власти к своему сыну Сейф аль-Исламу. Триполи продолжит курс на расширение связей с Западом. Главная причина этого - осознание «новыми» ливийцами, в т. ч. Сейфом аль-Исламом, того, что у страны не может быть будущего без ее полной реинтеграции в мировое сообщество.

Ливийско-российские отношения значительного развития пока не получили.

В отношениях с соседними государствами руководство Ливии, по всей видимости, будет стремиться не создавать острых конфликтных ситуаций. В первую очередь, это относится к Египту. В настоящее время и на обозримую перспективу возникновение серьезных конфликтов в отношениях с Египтом маловероятно. Вместе с тем между двумя странами имеется ряд спорных территориальных вопросов. В районе границы с Ливией продолжает находиться крупная группировка египетских войск.

В 2001 г. Каддафи заверил президента Чада Деби в том, что Ливия не будет поддерживать местных повстанцев, действующих в северных районах страны. Тем не менее, имеются сведения о том, что некоторые антиправительственные группировки в Чаде пользуются поддержкой Ливии.

Произошло улучшение отношений Тунисом. Однако между двумя странами сохраняются нерешенные территориальные проблемы, в частности, по вопросам раздела богатого нефтью континентального шельфа.

Все большее место в ливийской политике занимает Африка. В 2000 г. М. Каддафи выступил с идеей создания Африканского союза взамен Организации африканского единства. Данная идея была реализована в 2002 г. Это способствовало росту авторитета Ливии и ее лидера на Черном континенте и международного положения страны в целом. В настоящее время политика Ливии в Африке активно ведется по двум направлениям: оказание посреднических услуг в урегулировании межгосударственных и внутренних конфликтов и предоставление разнообразной помощи африканским странам, в т. ч. военной и военно-технической. В частности, ливийцы активно посредничают в вопросах урегулирования конфликта в западно-суданском регионе Дарфур, и преодолении противоречий между Суданом и Чадом.

Отмечается снижение интереса Ливии к проблемам арабского мира. Это видно на примере последних событий, связанных с обострением палестино-израильского конфликта и войной в Ливане.

В целом стремление упрочить международные и региональные позиции страны, не допустить обострения ситуации вокруг Джамахирии будут и впредь определять внешнюю политику ливийского руководства.

Начало