Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Экономические реформы неоконсерваторов: теория и практика

А.А.Розов

Как показывают результаты последних социологических исследований в Иране, экономическая платформа неоконсерваторов, построенная на критике действий предыдущего реформаторского правительства С.М.Хатами, стала главным фактором успеха этого политического движения на президентских выборах в 2005 году, что позволило М.Ахмадинежаду одержать уверенную победу во втором туре голосования. Обвиняя реформаторов в неумелой макроэкономической политике (неуклонный рост цен на товары и услуги, отсутствие государственного контроля и управления в области ценообразования, бесконтрольный рост инфляции, коррупция в высших эшелонах власти), консерваторы обещали структурную перестройку экономической стратегии, которая по их логике приведет к стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Тем не менее, как показал более чем годовой опыт нахождения у руля в Иране неоконсерваторов, существует большой разрыв между теоретической базой экономической политики неоконсерваторов и практическим механизмом реализации поставленных задач. Конкретные предвыборные обещания команды неоконсерваторов, идущие в духе прагматизма и рационализма (именно этим они и «подкупили» иранский электорат) оказались на практике труднодостижимыми.

Рассмотрению одной из главных задач неоконсерваторов в области экономической политики – снижению уровня инфляции и установлению контроля за этим процессом – были посвящены первые заседания нового правительства, сформированного президентом М.Ахмадинежадом. Однако конкретного продолжения эта дискуссия не получила. Более того, еще до президентских выборов иранский парламент (большинство в нем составляли представители консервативного крыла и сторонники будущего президента) стали готовить платформу для решения соответствующих экономических задач. Накануне президентских выборов меджлис одобрил проект закона об установлении устойчивых цен на товары и услуги, что фактически означало возобновление государственного контроля над процессом ценообразования и позволяло в перспективе полностью управлять инфляционными процессами. Тем не менее, данный проект после формирования неоконсервативного правительства так и не вышел за рамки теории и не нашел практического применения. Более того, цены на потребительские товары в Иране продолжали расти быстрыми темпами. Пик этого роста пришелся на лето 2006 года и спровоцировал серьезный кризис доверия к иранскому правительству, в первую очередь, со стороны парламента.

Судя по оценкам специалистов, высокие темпы роста инфляции в Иране вызваны неэффективной практической работой правительства, которое не смогло обеспечить необходимые предпосылки для стабилизации. В частности, правительство так и не смогло использовать по назначению нефтяные доходы, создать конкурентную среду в производстве, снизить высокие затраты и издержки промышленного производства, осуществлять грамотную финансовую политику, обеспечить достаточное наличие на рынках товаров и услуг для удовлетворения высокого потребительского спроса.

Одним из обещаний президента в социально-экономической области стало увеличение доходов на душу населения, повышение жизненного и материального уровня граждан, сокращение масштабов бедности в стране. Единственным практическим воплощением в жизнь этой задачи за текущий год стала президентская инициатива выпуска и безвозмездного распространения среди населения т.н. «акций справедливости». Судя по иранской статистике, обладателями таких акций в обозримой перспективе могут стать более 4 млн. человек. Каким образом на практике проявит себя данная инициатива, пока не ясно. Однако очевидно, что рассчитывать на быстрый эффект не стоит. Тем более, что для повышения жизненного уровня и сокращения бедности, как показывает практика, необходим комплекс мер и постоянная работа на этом направлении. Пока иранское правительство не смогло продемонстрировать на практике эффективность своей стратегии: за текущий год существенно возросло социальное расслоение общества, увеличился разрыв между бедными и богатыми, сократился рост материальных доходов граждан, их экономическое положение в целом ухудшилось. И это на фоне повышения иранских доходов от экспорта нефти, цена которой на мировых рынках продолжает сохраняться на высоком уровне.

Столкнулась с препятствиями другая важная инициатива президента М.Ахмадинежада, связанная со «справедливым распределением среди народа» доходов, получаемых от импорта нефти. Уличенные в коррупции и экономических махинациях высокие «нефтяные чиновники» со своих постов сняты не были (более того, президенту так и не удалось поставить во главе Министерства нефти своего соратника – бывшего заместителя по тегеранской мэрии Али Саидлу). Теоретические обещания «чисток» и «реформ» в нефтяной элите государства на практике не были реализованы. Доходы от нефти, соответственно, также не стали транспарентными и не пошли на цели структурной перестройки экономической структуры, поощрение промышленного производства и т.д. Тем более, никто не вспоминает сегодня об «утопических» заявлениях президента передать эти доходы в руки населения.

Наиболее ярко расхождения между теоретической базой и практической составляющей экономической стратегии правительства М.Ахмадинежада проявились на примере приватизационной реформы. Поставленные задачи в рамках приватизационной реформы, идущей в русле долгосрочного пятилетнего плана социально-экономического развития (2005-2010), за первые 6 месяцев текущего иранского года (т.е. с марта по сентябрь 2006 года) были выполнены менее, чем на 10%. Как показали исследования, проведенные в рамках Министерства экономики и финансов ИРИ, за текущий период 93,7% поставленных целей выполнить на практике не удалось. Наиболее масштабная задача в этом контексте – продажа государственных акций в частные руки – с треском провалилась. В соответствии с ней, за первое полугодие было приватизировано акций госпредприятий на сумму 26 млн. долларов США вместо заложенного в плане уровня в 410 млн. долларов. В целом, в соответствии со статьей 44 иранской конституции, за годы приватизационной реформы в руки частного сектора будут переданы государственные акции на сумму более 130 млрд. долларов США. Для сравнения, в аналогичный период прошлого иранского года (март-сентябрь 2005 г.) в руки частного сектора было продано государственных акций на сумму более 123 млн. долларов США, что на 79% выше показателя первого полугодия 2006 года. Судя по нынешним темпам, для выполнения этой глобальной задачи иранскому правительству потребуется еще более двух с половиной тысяч лет.

Для сохранения макроэкономической стабильности в стране правительство неоконсерваторов, как представляется, должно действовать в складывающихся условиях максимально ответственно и оперативно. Кардинальная смена исполнительной и законодательно власти в 2004-2005 гг. сопровождалась отставками не только на уровне руководящего звена ключевых экономических структур государства, но и на экспертном уровне (за текущий год сменились практически все специалисты уровня «заместитель министра - начальник департамента» в основных министерствах и ведомствах ИРИ). Такая встряска не осталась без последствий. Сегодня стоящим у власти неоконсерваторам необходимо предпринять серьезные усилия для постепенного сокращения разрыва между данными ими предвыборными обещаниями (теоретическая база) и реальными задачами, требующими исполнения (практика). Если в обозримой перспективе радикальные меры практического характера предприняты не будут, то крах экономической политики нынешнего правительства грозит обернуться в будущем серьезным политическим кризисом в стране и полным обнулением кредита доверия избирателей к движению неоконсерваторов. Сегодня говорить об этом пока рано, однако первые «тревожные звонки», проявляемые в форме инициирования парламентом отставок некоторых министров социально-экономического блока, уже проявились.

Начало