Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Итоги выборов в палестинский законодательный совет: реакция международного сообщества

П.Н. Мамед-заде

Прошедшие 25 января 2006 г. выборы в палестинский Законодательный совет вызвали повышенный интерес в мире, поскольку воспринимались как событие, неразрывно связанное с дальнейшей судьбой процесса мирного урегулирования палестино-израильского конфликта. Главным их итогом стала убедительная победа избирательного блока «Реформа и перемены», созданного движением ХАМАС (Исламским движением сопротивления), впервые участвовавшем в выборах в палестинский парламент. Он получил 74 депутатских мандата в 132-местном парламенте, а его основной соперник — движение ФАТХ, возглавляемое главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом (Абу Мазеном), смогло получить лишь 45 мест. Третье и четвертое места заняли соответственно «Народный фронт освобождения Палестины» и левый блок «Аль-Бадиль» («Альтернатива»).

О том, что победа ХАМАСа является полной и сокрушительной, говорит высокая явка избирателей — 77%. За ходом парламентских выборов следили сотни международных наблюдателей. В заявлении российских наблюдателей говорилось, что «выборы прошли организованно и открыто, в целом соответствовали международным нормам и стандартам» и «продемонстрировали способность палестинцев продвигаться по пути создания своей государственности». Точку зрения официальной Москвы выразило Министерство иностранных дел, в заявлении которого было отмечено, что в Москве «всегда уважали и будут уважать демократический выбор палестинского народа, на основе которого предстоит сформировать новый состав палестинской законодательной и исполнительной власти». В России выборы расценили «как крупное событие на пути дальнейшей демократизации палестинского общества, создания институтов будущего государства», подчеркнув, что «выборы наглядно продемонстрировали, что палестинцы могут самостоятельно, взаимодействуя при этом с Израилем, осуществлять масштабные и важные мероприятия».

Признавая, что прошедшие выборы были свободными и демократичными и явились отражением воли палестинского народа, страны Запада вместе с тем выразили озабоченность и тревогу по поводу их результатов. Власти большинства стран Европы и США призвали ХАМАС отказаться от насилия и признать право Израиля на существование, а также соблюдать соглашения, заключенные ранее палестинской стороной. Негативное отношение правящих кругов на Западе к ХАМАСу во многом обусловлено тем, что движение числится в списках террористических организаций Госдепартамента США, Израиля и ЕС. По итогам состоявшегося в Лондоне 30 января 2006 г. министерского заседания «квартет» международных посредников выступил с заявлением, в котором «поздравил палестинский народ с избирательным процессом, который был свободным, справедливым и проходил в безопасной обстановке». Согласно заявлению, «квартет» исходит из того, что все члены будущего палестинского правительства должны придерживаться принципов отказа от насилия, признания Израиля и уважения прежних соглашений и обязательств, включая «Дорожную карту». «Квартет» призвал новоизбранный палестинский Законодательный совет проводить курс на верховенство закона, толерантность, реформирование и надежное управление финансами.

Судя по поведению и заявлениям хамасовцев, в целом негативная реакция Запада нисколько их не смутила. Более того, уже самые первые шаги движения ХАМАС свидетельствуют о его стремлении изменить свой имидж в глазах большей части мирового сообщества, утвердиться в качестве международно-признанной политической силы, с которой придется считаться и иметь дело традиционным партнерам палестинцев. Как заявил представитель ХАМАСа Сами Абу Зухри, движение намерено изменить свой имидж в глазах Запада; он отметил, что «негативное мнение о ХАМАСе сложилось в странах Запада под влиянием враждебной израильской пропаганды». В своем послании «свободному миру» ХАМАС заявил о своей приверженности принципам демократии: свободе, справедливости и равенству. Согласно тексту документа, движение пришло к власти, чтобы «утвердить режим плюрализма, укрепить закон и правопорядок, провести реформы, которые обуздали бы коррупцию и облегчили тяжелую гуманитарную ситуацию». ХАМАС призвал ближневосточный «квартет» посредников начать диалог с движением «без предварительных условий и давления».

Экономический аспект во взаимоотношениях палестинцев с внешним миром имеет едва ли не большее значение, чем политический. После победы ХАМАСа многие доноры палестинцев пригрозили приостановить финансовую помощь. Госдепартамент США исключил возможность финансовой помощи правительству, сформированному ХАМАСом, а Израиль заявил о своем решении заморозить банковские счета ПНА, чтобы предотвратить их использование террористическими элементами. В ответ на это руководители ХАМАСа заверили своих финансовых доноров, что денежные поступления из-за рубежа, во многом благодаря которым палестинская экономика удерживается на плаву, будут использованы для выплаты зарплат, обеспечения повседневных потребностей и нужд инфраструктуры. ХАМАС заявил о проведении реформ в административно-хозяйственной сфере, в судебном производстве и силовых структурах, в борьбе с коррупцией, бедностью и безработицей.

Вполне логично, что самая негативная реакция на итоги палестинских выборов последовала в Израиле, заявившем, что не будет вести переговоры ни с одним палестинским правительством, в составе которого будут представители движения ХАМАС. Глава МИДа Израиля Ципи Ливни призвала международное сообщество не признавать палестинское правительство во главе с ХАМАСом. Израиль потребовал от движения ХАМАС разоружения, признания права еврейского государства на существование и обязательств, прежде взятых на себя ПНА. Власти Израиля также заявили, что не позволят палестинским депутатам от движения ХАМАС свободно передвигаться между сектором Газы и Западным берегом реки Иордан. Экс-премьер Израиля Биньямин Нетаниягу после победы на парламентских выборах движения ХАМАС потребовал введения международных санкций против палестинцев. На фоне крайне резких заявлений представителей высшего руководства еврейского государства ХАМАС первым сделал дипломатический реверанс в сторону Израиля, заявив, что согласится «на создание палестинского государства на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газы и считает возможным перемирие с Израилем на 10 лет». В то же время председатель политбюро ХАМАСа Халед Машаль заявил, что движение «не признает законность израильской оккупации», подчеркнув, что «ХАМАС не отказывается от переговоров с Америкой и европейцами, но не позволит им навязывать свои решения палестинцам». В целом, лейтмотив высказываний руководителей ХАМАСа сводился к тому, что «сопротивление законно до тех пор, пока существует израильская оккупация».

Палестинцы, независимо от политических пристрастий, назвали выборы торжеством демократии. Глава ПНА и лидер проигравшего движения ФАТХ Махмуд Аббас назвал выборы в палестинский парламент «прозрачными и справедливыми», «решающим этапом на пути к независимости» и призвал все стороны отнестись с уважением к закону и принять волю народа. Как заявил Махмуд Аббас, «после выборов начинается новая эпоха, и мы призываем международное сообщество помочь нам вернуться за стол переговоров с израильтянами для заключения и реализации мирного соглашения». Член руководства ХАМАСа Исмаил Хания назвал выборы «выражением сильной воли и решимости палестинского народа продолжить сопротивление и создать политическую систему на базе многопартийности».

Необходимо отметить, что голосование прошло успешно и без особых происшествий, несмотря на имевшиеся опасения местных и зарубежных наблюдателей. Накануне голосования палестинские радикалы обнародовали совместное заявление, в котором отвергли любые попытки саботажа выборов, внесения хаоса и беспорядка. Движение ФАТХ признало победу ХАМАСа. Как заявил один из лидеров ФАТХа, Мухаммед Дахлан, «мы благословляем исламское движение ХАМАС на всю полноту административной и хозяйственной ответственности на палестинских территориях». Хусейн аш-Шейх, еще один член руководства ФАТХа, заявил, что «палестинский народ жестоко наказал ФАТХ за ошибки, но мы уважаем его выбор». Видный представитель ФАТХа Саиб Арикат обвинил Израиль в отрицательном влиянии на результаты выборов, отметив, что неуспех движения на выборах вызван отказом Израиля продолжить мирные переговоры с возглавляемым ФАТХом правительством.

Реакция официальных властей большинства арабо-мусульманских стран на победу ХАМАСа была сдержанной, в целом лишенной восторженных восклицаний и отличалась дипломатичностью высказываний. Так, король Иордании Абдалла II заявил, что мирный процесс на Ближнем Востоке должен продолжиться вне зависимости от результатов палестинских выборов, и выразил надежду, что они станут «шагом на пути к строительству независимого палестинского государства». По мнению Генерального секретаря Лиги арабских государств (ЛАГ) Амра Мусы, мировому сообществу придется сосуществовать с новыми властями ПНА. Президент Пакистана Первез Мушарраф заявил, что победа ХАМАСа «должна быть принята израильской стороной», и отметил, что ХАМАС может оказаться именно той властью, которая принесет мир в ближневосточный регион.

Наиболее положительная реакция последовала от властей Сирии и Ирана. Официальный Дамаск приветствовал победу ХАМАСа на всеобщих выборах в палестинский парламент, подчеркнув, что «справедливая борьба, которую ведет ХАМАС в защиту подлинных интересов палестинского народа, получила должную оценку в результате честного демократического голосования». Президент Сирии Башар Асад лично поздравил главу политбюро ХАМАСа Халеда Машаля с победой движения на выборах в палестинский парламент, заявив, что «результаты выборов будут способствовать укреплению единства палестинцев». Исламская Республика Иран также приветствовала победу ХАМАСа. Как заявило министерство иностранных дел ИРИ, «палестинский народ, выбравший путь сопротивления, доказал верность своим идеалам», а «активное участие в выборах свидетельствует о решимости палестинского народа продолжить сопротивление и борьбу с сионистским оккупационным режимом». По мнению официального Тегерана, «итоги выборов будут способствовать еще большему сплочению палестинского народа в деле полной реализации его законных прав».

В Египте, являющемся одним из ключевых региональных коспонсоров ближневосточного мирного процесса, успех ХАМАСа был с ликованием встречен группировкой «Братья-мусульмане», представляющей самую многочисленную оппозиционную властям силу в обществе и парламенте. Премьер-министр Египта Ахмед Назиф, выражая точку зрения официального Каира, заявил, что палестинскому правительству, сформированному ХАМАСом, необходимо соблюдать заключенные в 1990-х гг. соглашения между ПНА и Израилем. Глава египетского кабинета министров призвал уважать волю палестинского народа и дать движению ХАМАС время, чтобы проявить свои намерения. Министр иностранных дел АРЕ Ахмед Абу аль-Гейт выразил надежду, что Европейский союз продолжит оказывать экономическую помощь палестинцам. По мнению египетских дипломатов, в сложившейся ситуации роль Каира как посредника в палестино-израильских переговорах может значительно возрасти. В целом же, позиция большинства зарубежных наблюдателей по итогам палестинских выборов сводилась к тому, что, став ведущей, демократически избранной политической силой, ХАМАС переживет неизбежную трансформацию в сторону смягчения своих радикальных воззрений.

Начало