Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ливан - новый фронт всемирного джихада?

Д.А. Нечитайло

Конфликт в Ливане вызвал определенный резонанс в среде суннитских теоретиков радикального исламизма. Особый интерес вызывает их позиция в отношении шиитской группировки «Хизбалла». С одной стороны, «Хизбалла» ведет борьбу против одного из главных врагов радикальных исламистов — Израиля, с другой, шиитская доктрина рассматривается ими как очевидная ересь. Однако война в Ираке показала, что бен Ладен и его «правая рука» Айман аз-Завахири наметили курс на сближение двух доктрин и объединение усилий против главных врагов ислама. Возможно, война в Ливане станет катализатором этого процесса, однако в данной связи уже сейчас можно говорить о некоторых тенденциях.

Сейф аль-Адиль, известный военный теоретик всемирного движения джихада, пишет, что тактика ведения боевых действий «Аль-Каиды» постоянно эволюционирует, дополняется из зон вооруженных конфликтов: Ирак, Афганистан, Чечня, Кашмир. Он говорит, что следует анализировать каждый бой и операцию и все лучшее использовать в дальнейшем на других фронтах джихада. Применительно к Ливану он пишет, что здесь следует действовать небольшими отрядами, так как маленькая группа при умелом руководстве становится опасной для врагов действующей силой, а также помогат избежать больших потерь. Однако, создавая укрепленные пункты, автор настаивает, что не следует использовать военную инфраструктуру, созданную противником ранее или известную ему. Он призывает учесть опыт войны талибов с американцами в Афганистане, когда талибы использовали позиции и военную инфраструктуру, которые стали известны американцам через российские и пакистанские спецслужбы. Он призывает муджахедов создавать небольшие схроны с оружием и боеприпасами, но таким образом, чтобы обнаружение одного не стало причиной уничтожения другого. Сейф аль-Адиль предлагает применять быстрые и легкие транспортные средства – минивэны «Каролла», в которых могут разместиться несколько человек с оружием. Он пишет, что «качество, надежность, маневренность японских «каролл» неоднократно себя оправдали, а японским компаниям-производителям следовало бы попросить у нас видео, на котором показаны их автомобили в действии в Афганистане и Ираке в качестве рекламы». Нужно использовать мотоциклы, лошадей, так как полиция и патрули часто пропускают их без досмотра. Следует запасаться терпением, готовиться к затяжной войне, то есть придерживаться стратегии «длинного вздоха» и терроризировать врага на захваченной им территории.

Он пишет: Чечня, Афганистан, Ирак показали, что авиация является непреодолимой проблемой, с которой столкнулись муджахеды. Он считает, что уровень подготовки российских и американских наземных сил не столь высок, чтобы без крупных потерь выиграть наземное сражение, не прибегнув к поддержке с воздуха. Он считает, что военные операции США очень предсказуемы: бомбардировка, наступление войск, в случае мощного сопротивления – отступление, еще больше бомб, до тех пор пока потери наступающих наземных сил не будут сведены к минимуму. В Афганистане, пишет Сейф аль-Адиль, наземные потери – это уже норма. Самое главное, на его взгляд, — получить доступ к ракетам против воздушных целей. В гористой местности муджахеды-ветераны уже научились устраивать засады на вертолеты, не прибегая к ракетным установкам.

В конце июля Айман аз-Завахири выступил с видеообращением в связи с ситуацией в Ливане. Он призвал муджахедов во всем мире рассматривать все нынешние конфликты мусульман и неверных в едином контексте. «Войны в Палестине, Ливане, Ираке и Афганистане взаимосвязаны. Весь мир для нас — это открытое поле для применения силы, так как США атакуют мусульман повсеместно. «Все угнетенные люди в мире являются жертвами деспотической западной цивилизации, во главе которой США: мусульмане столкнулись с несправедливостью, которой не было никогда раньше» Он выражает возмущение по поводу конфликта в Ливане, говорит, что кровь мусульман в глазах Запада ничего не стоит: «никто не заботится о судьбах 10 тысяч заключенных в израильских тюрьмах, однако возмущены захватом нескольких израильских солдат».

Второе, на чем аз-Завахири сосредоточил внимание, – это то, что ливанский кризис служит еще одним примером неспособности правящих арабских режимов защитить своих граждан от Израиля и США. В своем июльском обращении к мусульманскому сообществу он говорит: «Тебе (исламской умме) уже стало ясно без сомнения, что правительства арабских и мусульманских государств – это пораженцы, и ты осталась одна… Мусульманские правители в сговоре с США и Израилем». Эти слова он относит прежде всего к Лиге арабских государств, а также к королю Саудовской Аравии, которые осудили захват организацией «Хизбалла» израильских солдат. В-третьих, аз-Завахири, призывает объединить Афганистан, Ливан, Палестину, Ирак в единый фронт джихада с целью изгнания США и их союзников с Ближнего Востока и всех исламских территорий. Цель: «Война с Израилем – это не договор, не соглашение о прекращении огня, это борьба во имя Всевышнего, до тех пор пока ислам не будет установлен». В этой связи он говорит, что война в Ираке – ключ к освобождению Палестины, ссылается на аз-Заркауи, который говорил: «Мы ведем борьбу в Ираке, в то время как глаза наши на Иерусалиме».

Аз-Завахири напоминает, что Ирак находится близко от Палестины. И именно поэтому мусульмане обязаны поддерживать муджахедов Ирака, которые создают там халифат, и отсюда джихад перекинется на границы Палестины. Он призывает наносить удары по всем странам, которые ведут войну с мусульманами в Чечне, Кашмире, Ираке, Ливане, Палестине, Афганистане. Более того, он говорит, что снаряды и бомбы, которые разрывают тела мусульман в Газе и Ливане не «полностью» израильские, так как Израиль их получает или финансируется странами альянса «крестоносцев».

Он говорит, что война в Ливане может быть использована для того, чтобы положить конец суннитско-шиитским противоречиям, послужит стимулом для объединения этих двух ветвей ислама, чтобы отбросить с Ближнего Востока главного врага — США и уничтожить вероотступнические режимы мусульманских стран. Он также напоминает, что после смерти аз-Заркауи бен Ладен перестраивает стратегию «Аль-Каиды», ориентируя ее на длительную перспективу, в которой суннитско-шиитские взаимоотношения следует строить на основе общих интересов ислама. В этой связи аз-Завахири призывает мусульман обратиться к истории ислама и найти там для себя примеры мужества и отваги личностей, которые сыграли важную роль в истории ислама, например, первых халифов и сподвижников пророка. Перечисляя имена исламских деятелей, аз-Завахири подчеркивает роль таких личностей, как Али и Хусейн, наиболее почитаемых шиитами. До этого обращения имена шиитских лидеров и деятелей, как правило, либо не упоминались вообще, либо упоминались с ярко выраженной негативной оценкой. «Возможно, агрессия сионистов и крестоносцев в Ливане заставит предателей в Ираке задуматься и перестать оправдывать присутствие в стране неверных». Аз-Завахири полностью поддерживает деятельность «Хизбаллы», что является отклонением от традиционной позиции «Аль-Каиды», которая, как правило, обычно не упоминает об этой организации.

Подобная тактика, ориентированная на сближение со сторонниками шиизма, может привести к утрате «Аль-Каидой» некоторых ее сторонников и спонсоров в суннитской среде. Так, 22 июля известный саудовский радикальный духовный деятель Шейх Мухаммад Бен Абдалла аль-Хабадан поддержал короля Саудовской Аравии в его критических высказываниях в отношении «Хизбаллы». Аль-Хабадан говорит: «Как еврейское государство является нашим врагом, так и люди (шииты), которые считают сподвижников пророка неверными, которые сегодня в Ираке притесняют суннитов, также являются нашими врагами».

Вместе с тем обращение Аз-Завахири поддержал Фейсал аль-Мавали – генеральный секретарь «Джамаа аль-исламийя» в Ливане: «Этот новый альянс будет очень важным шагом». Лидер движения Талибан Мулла Омар также призвал оказать всяческую поддержку мусульманам Ливана, отправить бойцов в зону конфликта.

Верховный муфтий Египта Али Гомаа считает, что действия «Хизбаллы» оправданы, их можно расценивать как защиту страны, но не как терроризм. «Братья-мусульмане» осудили саудовских духовных деятелей, призвавших суннитов не оказывать поддержки «Хизбалле». Шейх Юсуф Аль-Кардави, один из наиболее уважаемых современных исламских деятелей, также осудил саудовское духовенство, назвав их фанатиками. Аль-Кардави приветствует действия «Хизбаллы». «Мусульмане всего мира обязаны поддержать исламское сопротивление в Ливане».

В связи с событиями в Ливане одна из исламистских группировок, «Джейш уль-Фатихин», ведущая борьбу в Ираке, опубликовала обращение. В нем говорится, что война в Ливане ослабит джихад в Ираке. Любой, кто наблюдает за событиями, происходящими в регионе, поймет, почему все это происходит. «Мы рядом с детьми, женщинами, стариками Ливана и Палестины, которые стали жертвами бомбардировок. Однако те, кто думают, что происходящее в Ливане и Ираке имеет лишь косвенную связь, ошибаются». В обращении говорится, что понеся серьезные потери в Ираке, американцы решили отвлечь внимание сторонников воинов ислама на Ливан и переориентировать поддержку на эту страну, так как в настоящее время уже проводятся массовые кампании по сбору пожертвований именно для ливанцев, а не для муджахедов, ведущих борьбу в Ираке и Афганистане.

Индонезийская группировка исламистов «Движение исламской молодежи» во главе с Суайбом Диду заявила о готовности 217 ее членов отправиться для участия в джихаде в Ливан. Суайб Диду говорит, что это многонациональная группа, в состав которой входят 57 филиппинцев, 36 малазийцев, 43 тайцев, 5 граждан из Брунея, 3 — Бангладеша, 1 — Сингапура, 72 индонезийца. Причем 22 человека имеют опыт ведения боевых действий в Афганистане, Боснии и Ираке. Группа «Движение исламской молодежи» известна тем, что в 2003 году угрожала атаковать американское посольство в Джакарте.

Еще один теоретик современного радикального исламизма, Абд аль-Азиз, более известный под прозвищем «Барбаросса», в статье «Опасности событий в Ливане и Палестине» пишет, что конфликт приведет к столкновению Израиля и Ирана, он станет еще одним очагом войны, в который будут направляться муджахеды-сунниты. Он считает, что причина конфликта «Хизбаллы» и Израиля кроется в столкновении Ирана и США. Тегеран использует арабов-шиитов как инструмент для реализации своих планов по усилению своего влияния на Ближнем Востоке. По мнению «Барбаросса», Ливан – идеальное место для разжигания духа исламской революции. В Ираке же Иран использует в своих интересах дух «реваншизма» за огромные потери во время ирано-иракской войны. Таким образом, Иран за счет вооруженных конфликтов, причем происходящих не на его территории, усиливает свое влияние в арабском мире. Он пишет, что ракетно-бомбовые удары по «Хизбалле» начались в самый «подходящий» момент – когда окончились провалом переговоры по ядерной программе Ирана с Европейским союзом, а также с саммитом в России, где обсуждение ядерной программы Ирана было одним из главных пунктов, что сформировало негативную позицию по иранскому вопросу в Совете Безопасности ООН.

По мнению «Барбаросса», США прекрасно понимают долгосрочные цели Ирана, который старается внести разлад в ряды западного альянса с Россией и Китаем, чтобы не дать им выступить против Ирана единым фронтом. Однако Иран смог разрушить все усилия США, разжигая конфликт между Израилем и Ливаном. Хасан Насралла – это «всего лишь страница в книге этой игры». «Барбаросса» расценивает действия Ирана в этой игре как эффективные и умелые, хотя яростно критикует шиитскую доктрину. Израиль и Иран ведут игру по одним и тем же правилам. В то же время он пишет, что война в Ливане открывает дополнительные возможности для всемирного движения джихада. На его взгляд, уничтожение «Хизбаллы» будет означать открытие нового фронта суннитского джихада, и путь «Аль-Каиды» будет проходить на него через палестинские лагеря беженцев, суннитские районы Северного Ливана, которые уже сейчас становятся благодатной почвой для набора новых муджахедов в ряды «Аль-Каиды». Именно они в будущем будут представлять серьезную опасность для Израиля. Таким образом, этот радикальный автор предлагает после уничтожения Израилем «Хизбаллы» открыть еще один фронт всемирного джихада в Ливане. Он исключает возможность участия шиитов и суннитов в войне в Ливане под единым знаменем.

В целом, радикальное суннитское сообщество поддерживает действия шиитской организации «Хизбалла», а также делится накопленным боевым опытом на территориях, где происходят различные конфликты, и даже направляет туда своих добровольцев. Однако очевидно, что далеко не все архитекторы современного исламизма готовы поддержать позицию лидеров «Аль-Каиды» по поводу объединения суннитов и шиитов в борьбе против главных врагов ислама США и их союзников. В то же время бен Ладен и Айман аз-Завахири после начала войны в Ираке все чаще выступают с требованием искусственно не провоцировать суннитско-шиитский конфликт и «напоминать» обычным мусульманам, к какой ветви ислама они принадлежат. Теоретики всемирного исламизма Аз-Завахири и аль-Макдиси неоднократно призывали «Аль-Каиду» в Ираке искать себе сторонников в шиитской среде, не действовать в полной изоляции без поддержки в массах, прекратить беспорядочные теракты в шиитских районах страны. На их взгляд, конфликт между шиитами и суннитами возможен только в отдаленной перспективе, когда главные враги ислама — США, Израиль и местные вероотступнические режимы — будут уничтожены. Безусловно, конфликт в Ливане внесет некоторые поправки в идеологию радикального исламизма.

Начало