Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Внутриполитическая нестабильность в Иране: первые признаки

А.А. Розов

За последние недели макроэкономическая ситуация в иранской экономике превратилась в главный барометр внутриполитической жизни Ирана. Поступательное удорожание жизни, неожиданно возведенное в ранг центральной проблемы общества, грозит стать фактором возобновления открытого противостояния между различными кланами политического истеблишмента ИРИ. Экономическая политика правительства М. Ахмадинежада буквально за несколько недель превратилась в главную мишень критики со стороны высшего иранского духовенства и парламента.

Сегодняшняя ситуация в Иране закладывает «бомбу замедленного действия» под основы политической стабильности, которая установилась в первый год правления президента М. Ахмадинежада (август 2005 – август 2006 гг.). Наиболее настораживающим фактом является публичная критика президента и его правительства со стороны Верховного лидера А. Хаменеи, собравшего по этому поводу специальное совещание с участием президента и членов кабинета. Не менее тревожным стало и то, что свое неудовлетворение шагами правительства в области экономической политики выразили представители так называемой фракции большинства иранского парламента, основу которой составляют выходцы из пропрезидентского политического блока неоконсерваторов, ведомого партией «Благоустроителей исламского Ирана» («Абадгяран»). Они отрыто заявили, что нынешнее правительство «не имеет потенциала», необходимого для приостановки стремительного роста цен и стабилизации макроэкономического положения в стране. В частности, члены фракции, входящие в состав двух ключевых экономических комиссий парламента – Комиссии по экономике и Комиссии по планированию и бюджету, – выразили серьезное недоумение по поводу нежелания правительства признать наличие такого проблемного явления общенационального масштаба, как «подорожание жизни» в Иране.

Представители фракции реформаторского меньшинства в иранском парламенте подвергли экономическую стратегию правительства более глубокой и комплексной критике, выразив в целом свое негативное отношение к действиям экономического блока правительства в практической области. Что касается конкретно проблемы роста цен в Иране, то, по мнению реформаторского меньшинства, данную проблему невозможно решать «легкими путями». В частности, реформаторы считают бесперспективными предложения парламента по проведению различного рода «чрезвычайных совещаний» с участием ключевых членов кабинета министров. Они выступают за необходимость более радикальных шагов (вплоть до отставок в кабинете) для кардинального изменения ситуации.

Правительство М. Ахмадинежада пока достаточно спокойно реагирует на серьезные выпады в его адрес. Сам президент в публичных выступлениях и речах никак не комментирует складывающуюся ситуацию. Более того, он не разу не упомянул о проблеме подорожания жизни как таковой. В его тезисах, касающихся проведения социальной политики, доминируют проблемы безработицы (прежде всего, среди молодежи), инфляции и социального неравенства. Однако конкретно о причинах роста цен и способах преодоления данной проблемы президент ИРИ предпочитает не распространяться. Даже в самый пик обострения отношений между парламентом и правительством по указанной тематике вместо главы исполнительной власти с самыми общими высказываниями выступил официальный представитель правительства. По его словам, экономический курс кабинета выполняется успешно и в ближайшее время будет взят четкий контроль над ростом цен. Таким образом, несмотря на настораживающую тенденцию роста цен, которая наблюдается уже с начала текущего иранского года (с марта 2006 г.), правительство М. Ахмадинежада демонстративно игнорирует данную проблему, не усматривая в ней повода для беспокойства.

Непонятно и другое. Неуклонный рост цен на основные потребительские товары в Иране начался более шести месяцев назад, однако критика в адрес кабинета министров зазвучала лишь сегодня. Странным образом эта критика совпадает с другими нелицеприятными выпадами в адрес кабинета министров во главе с президентом М. Ахмадинежадом. В частности, по мнению некоторых представителей иранского экспертного сообщества консервативной направленности, в последние годы наблюдается серьезное падение уровня посещаемости населением так называемых пятничных намазов. Это явление, по их мнению, приобрело нарастающую тенденцию именно в последние месяцы и связано оно, как ни странно, в том числе с существенным ухудшением жизненного уровня широких слоев населения.

Таким образом, делают выводы эксперты, осложнение экономической ситуации в стране, в том числе рост цен на потребительские товары, отвлекает электорат от политической жизни, заставляя его тратить время и силы на решение насущных задач социально-экономического характера. В итоге наблюдается беспрецедентное с начала исламского правления 1979 г. притупление интереса общества к политической составляющей, что выливается в факт массового отказа от посещения «пятничных намазов», которые традиционно используются шиитским духовенством в контексте идеологической обработки общества.

Вместе с тем, считают некоторые эксперты, определенное «насыщение политикой» среди населения происходит за счет эпатажности и харизмы президента М. Ахмадинежада, острые высказывания которого по различным аспектам международной политики, включая ядерное досье Ирана, восполняют необходимую потребность избирателей ощущать себя частью политического курса страны. При таком раскладе, когда президент в регулярном режиме актуализирует позицию Тегерана по международной проблематике и частично по внутриполитическим аспектам жизни общества, политические лекции «пятничных имамов» теряют свою остроту и востребованность. В результате это приводит к снижению уровня посещаемости «пятничных намазов», чем в свою очередь серьезно обеспокоено высшее шиитское духовенство.

Очевидно, что начавшаяся в последние недели прямая политическая кампания против правительства М. Ахмадинежада имеет соответствующие объяснения. Как представляется, ответ на этот вопрос следует искать в том, что критика, острие которой со всей очевидностью направлено против главы исполнительной власти – президента М. Ахмадинежада, является элементом политической борьбы, только разгорающейся накануне предстоящего в конце 2006 г. важнейшего политического события — выборов 84 членов в Собрание экспертов. Выборы в этот важнейший орган исламской политической системы современного Ирана, отвечающий за назначение первого лица государства – Рахбара, – по всей вероятности, станут ареной для столкновения интересов различных политических кланов и течений иранской элиты.

Рост цен на товары и услуги в Иране спровоцировал обострение межфракционной борьбы, которая достигла своего накала в ходе президентской гонки, но зато заметно угасла за первый год правления М. Ахмадинежада. В преддверии новых ярких политических событий типа выборов в Собрание экспертов (а впереди выборы в парламент в 2008 г. и президента в 2009-м) столкновение различных политических группировок будет неминуемым. Как показывает нынешняя ситуация, многие столкновения вероятнее всего будут происходить на почве социально-экономических разногласий, в частности, в контексте повышения цен на товары и услуги. По крайней мере, сегодня использование этого фактора в политических целях различными группами иранской элиты не вызывает сомнений.

Начало