Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (1-7 мая 2006 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили вокруг ядерной программы Ирана, в зоне палестино-израильского конфликта и в Судане. Члены Совета Безопасности ООН не смогли прийти к согласию по проекту резолюции по иранской ядерной проблеме. Консультации продолжаются, а голосование по иранскому вопросу должно состояться 9 мая. В Израиле 4 мая кнессет (парламент) утвердил состав нового правительства страны. Его глава Э. Ольмерт заявил, что «о переговорах с ХАМАС в его нынешнем виде не может быть и речи». 5 мая в столице Нигерии Абудже представители правительства Судана и одной из фракций крупнейшей повстанческой группировки – Суданской освободительной армии (СОА) – подписали соглашение о мирном урегулировании конфликта в регионе Дарфур.

Великобритания и Франция при содействии США подготовили проект резолюции СБ ООН с требованием к Ирану прекратить работы, связанные с обогащением урана. В противном случае в отношении ИРИ могут быть предприняты «дальнейшие шаги», что подразумевает введение международных санкций и не исключает применение военной силы. О последнем варианте особенно настойчиво говорят в Вашингтоне. Причем госсекретарь К. Райс предупредила, что США готовы действовать в обход Совета Безопасности, чтобы заставить Иран отказаться от ядерной программы.

Россия и Китай не согласны с жестким давлением на ИРИ. Глава МИД РФ С. Лавров считает необходимым «приложить все усилия для продолжения работы МАГАТЭ в Иране, чтобы снять все имеющиеся вопросы в отношении наличия у Тегерана военной ядерной программы». Премьер-министр Франции Д. де Вильпен выступает за «проявление твердости» в отношении ИРИ, но одновременно считает, что военная операция не является решением иранской ядерной проблемы. Пакистан выразил полную поддержку Ирану в его праве на использование атомной энергии в мирных целях и «категорическое несогласие» с возможным использованием силы в отношении ИРИ. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган, признавая законность иранского права на мирное использование атомной энергии», призвал президента Ирана М. Ахмадинежада к дипломатическому решению иранского ядерного вопроса», проявляя при этом «открытость и прозрачность». Турция неоднократно выражала опасения как ядерными работами в Иране, так и негативными последствиями возможной военной операции против ИРИ. Эмира Катара шейх Хамид бен Халифа ат-Тани, находившийся с визитом в Тегеране, считает, что «использование ядерных технологий в мирных целях является одним из легитимных прав Ирана». Главы внешнеполитических ведомств стран-членов ССАГПЗ призвали Иран доказательно убедить международное сообщество в том, что он не создает ядерное оружие.

На фоне активной политико-дипломатической деятельности Иран продолжает реализацию своей ядерной программы. В стране начато производство центрифуг для обогащения урана. Идут работы по созданию центра обогащения урана, где будут использованы три тысячи центрифуг. Президент М. Ахмадинежад исключает возможность обсуждения права своей страны на «мирное использование атомной энергии». При этом иранцы хотят продолжать работы в ядерной сфере «на основе международного права и под контролем МАГАТЭ», но одновременно пригрозили выйти из этой организации, а также из Договора о нераспространении ядерного оружия, если против ИРИ будут приняты «враждебные меры».

В ответ на угрозы со стороны Вашингтона в Тегеране заявляют, что Израиль будет первой целью Ирана, если США «пойдут на подлость» и совершат нападение на ИРИ. Иран также намерен перейти в расчетах за нефть с доллара на евро, причем сделать это, «возможно, в ближайшие два месяца». В свободной экономической зоне на о. Киш в Персидском заливе создается нефтяная биржа, которая будет оперировать в евро.

В целом ситуация вокруг иранской ядерной программы имеет тенденцию к дальнейшему осложнению.

Напряженная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. В ответ на действия боевиков палестинских экстремистских группировок ВС Израиля наносят удары по их объектам в секторе Газа. На Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) израильтяне производят аресты экстремистов.

Ситуация на палестинских территориях продолжает ухудшаться. Здесь ощущается нехватка медикаментов и продовольствия. В то же время под давлением США банки арабских стран не решаются переводить палестинским властям деньги, которые выделены им арабскими и мусульманскими государствами (всего до 347 млн долл.). Евросоюз сообщил о подготовке экстренной помощи палестинским территориям в размере 34 млн евро с целью улучшения положения в области образования и здравоохранения. При этом предполагается избегать прямых контактов с правительством ХАМАС. Само же правительство И. Хания обратилось к центральному палестинскому банку с просьбой о выделении займа в размере 100 млн долларов на покрытие чрезвычайных расходов. Однако, даже в случае согласия, у банка нет в наличии такой суммы.

Продолжается противоборство между движениями ФАТХ и ХАМАС. Сторонники ФАТХ создают новое собственное вооруженное формирование (2000 чел.), которое предназначено для противостояния полицейскому спецназу, создаваемому ХАМАС. Переговоры между главой ПНА М. Аббасом и премьер-министром И. Хания о разделении властных полномочий успеха не имели. В то же время Хания заявил, что его правительство «не будет препятствовать мирным переговорам с Израилем», которые предполагает вести Аббас.

Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт заявил, что после реализации программы разграничения с палестинцами границы страны «сильно изменятся». Все небольшие еврейские поселения на ЗБРИ будут эвакуированы, а их жители (до 70 тыс. чел.) переселены в крупные поселенческие блоки, которые станут суверенной израильской территорией. План размежевания, по словам Ольмерта, будет реализован в любом случае – согласятся на него палестинцы или нет, хотя достижение договоренности с ними «крайне желательно, но не необходимо».

Госсекретарь США К. Райс выразила надежду, что ХАМАС вернется к выполнению условий, выдвинутых международным сообществом (признание Израиля и всех заключенных палестино-израильских соглашений, отказ от террора) и примет участие в мирном процессе. В то же время Райс признала, что международный план палестино-израильского урегулирования «дорожная карта» более не работает. Министр иностранных дел Египта А. Абул Гейт считает, что сроки реализации «дорожной карты» должны быть изменены, а палестинцам следует «выработать недвусмысленный рабочий план, определяющий позицию Палестинской автономии на принципах, зафиксированных «квартетом»» (ЕС, ООН, РФ, США) по ближневосточному урегулированию, а также принять арабскую мирную инициативу 2002 г.

В новое правительство Израиля вошли представители четырех партий: центристской «Кадима» (12 мест, в т. ч. посты премьер-министра, министров иностранных дел и финансов), левоориентированной «Авода» (7 мест, в т. ч. пост министра обороны), ультрарелигиозной ШАС (4 места) и партии пенсионеров «Гиль» (2 места). Впервые за последние 10 лет в израильском правительстве не представлены репатрианты из бывшего СССР.

Мирное соглашение между правительством Судана и ведущей фракцией Суданской освободительной армией предполагает разоружение проправительственного ополчения «Джанджавид», интеграцию части повстанцев в правительственные ВС и полицию, предоставление региону Дарфур широкой внутренней автономии. В то же время группировка Движение за справедливость и равенство (ДСР) и одна из фракций СОА отказались подписать соглашение. При этом руководство ДСР настаивало на предоставлении его представителю поста вице-президента Судана и выделении Дарфуру большей доли при распределении национальных богатств страны.

Мирное соглашение по Дарфуру, достигнутое при посредничестве Африканского союза, а в последние дни также Великобритании и США, получило широкое одобрение международного сообщества. Вместе с тем, отказ части повстанческих группировок (хотя и не самых сильных и авторитетных) поставить свои подписи под документом, а также оговорки, сделанные правительством и СОА, говорят о том, что практическая реализация соглашения, скорее всего, столкнется с очень серьезными трудностями.

Сложной и напряженной сохраняется обстановка в Ираке. В различных районах страны ежедневно совершается большое число вооруженных нападений, терактов, других насильственных действий. На этом фоне процесс формирования нового правительства явно затягивается по причине сохраняющихся серьезных разногласий между ведущими иракскими политическими силами, которые не могут поделить основные посты в будущем кабинете министров. В то же время в Иракском Курдистане 7 мая было сформировано единое правительство региона, которое возглавил представитель Демократической партии Курдистана Н. Барзани, а вице-премьером стал представитель Патриотического союза Курдистана.

Ирак выразил озабоченность не прекращающимися обстрелами его территории со стороны Ирана. Отметим, что иранские войска проводят вблизи северного участка границы с Ираком крупную войсковую операцию против боевиков Партии за свободную жизнь в Курдистане – иранского крыла Курдской рабочей партии (КРП), действующей в Турции.

Вооруженные силы Турции продолжают крупномасштабную войсковую операцию против боевиков КРП на юго-востоке страны вблизи границы с Ираком и Ираном. Сообщается, что Анкара и Тегеран координируют свои действия против курдских сепаратистов. Со своей стороны, руководство КРП заявило, что если турецкие и иранские войска совершат нападения на базы повстанцев, расположенные на севере Ирака, то в ответ сепаратисты могут развязать партизанскую войну, в первую очередь, на турецкой территории.

Пакистан решил сократить количество истребителей типа F-16, планируемых к закупке в США, с 77 до 54 самолетов. При этом в Исламабаде намерены приобрести 18 новых истребителей F-16С/D и 36 бывших в употреблении F-16А/В. В настоящее время на вооружении пакистанских ВВС имеется 32 самолета F-16А/В, полученных из США еще в начале 1980-х годов.

На минувшей неделе Пакистан, Афганистан и США начали первое совместное антитеррористическое учение под кодовым названием «Вдохновенный гамбит». Мероприятие, которое продлится 10 дней, проводится на территории пограничной Северо-Западной провинции Пакистана в 30 км от Пешавара, а также на ряде других участках пакистано-афганской границы. В нем принимают участие ок. 1000 военнослужащих трех стран. В ходе учения отрабатываются вопросы совместных действий против вооруженных формирований афганского радикального исламистского движения «Талибан».

Командование Международными силами по содействию безопасности в Афганистане по ротации перешло к британскому генералу Д. Ричардсу. К ноябрю 2006 г. численность военных контингентов из государств НАТО в стране (без учета ВС США) планируется увеличить с 9 до 21 тыс. человек, что вызвано осложнением обстановки в Афганистане, где в последнее время заметно активизировались действия различных отрядов вооруженной оппозиции.

Начальник штаба Национальной народной армии (ННА) Алжира генерал А. С. Гаид в начале мая посетил с визитом Францию, где обсуждал вопросы двустороннего военного сотрудничества. Ранее, в апреле с. г., генерал Гаид совершил поездку в США, в ходе которой поднимались вопросы поставок американского оружия ННА и обучения алжирских военных в Соединенных Штатах. Поездки начальника штаба ННА свидетельствуют, что Алжир намерен придерживаться курса на диверсификацию партнеров по военно-техническому сотрудничеству.

Приложение

Кувейт: проблемы обеспечения национальной безопасности (внешние аспекты)

Основным фактором, определяющим политику кувейтского руководства в области национальной безопасности и обороны является сложная, нестабильная военно-политическая обстановка в зоне Персидского залива.

Иракская агрессия (1990 г.) поставила под сомнение прежнюю концепцию обеспечения национальной безопасности Кувейта, основу которой традиционно составлял отказ от размещения иностранных войск на своей территории. После освобождения страны стержневым элементом концепции ее безопасности становится участие в оборонительных союзах и поиск политических решений, которые исключали бы возможность повторения катастрофы августа 1990 г., откуда бы ни исходила угроза эмирату – с севера, востока или юга. Причем на практике кувейтское руководство убедилось, что реальной гарантией обеспечения защиты страны от внешней агрессии может быть только военно-политический союз с США и другими государствами НАТО.

В настоящее время главным военно-политическим партнером Кувейта являются Соединенные Штаты. В сентябре 1991 г. Кувейт подписывает с США соглашение о военном сотрудничестве сроком на 10 лет (продлено на 10 лет в 2001 г.). Оно предусматривает оказание американской помощи в обороне страны от внешней агрессии, доступ ВС США к портам и военным базам на территории эмирата, право пролета в воздушном пространстве, преимущественное право поставлять Кувейту оружие и военную технику, участие в подготовке кувейтских ВС, проведение совместных военных учений, размещение на территории эмирата складов вооружения для американских войск. На основании соглашения создана и действует американо-кувейтская группа по вопросам обороны. В 2004 г. Кувейт получил статус основного союзника США вне структур НАТО.

В 1992 г. заключено кувейтско-английское соглашение (меморандум о взаимопонимании) по вопросам обороны сроком на 10 лет. Документ предусматривает широкое взаимодействие сторон в оперативном планировании применения кувейтских ВС, проведение совместных учений, расширение поставок вооружения из Великобритании, участие британской стороны в обучении местных военнослужащих и реконструкции кувейтских военных объектов. Английские ВМС получили право пользоваться портовыми сооружениями Кувейта.

С Францией в 1992 г. заключено соглашение по вопросам обороны сроком на 10 лет, которое предусматривает непосредственное вмешательство Франции для оказания помощи Кувейту в том случае, если эмират станет объектом нападения извне. Предполагается также осуществлять поставки французского оружия, оказывать содействие в подготовке военных кадров, обмениваться экспертными оценками о ситуации в регионе Залива, участие французских специалистов в обучении армии эмирата, обмен разведывательной информацией, проведение совместных учений, предоставление льгот ВС Франции по использованию военных объектов на кувейтской территории.

В 1992 г. подписывается соглашение о военном сотрудничестве с Италией, которое предполагает поставки кувейтской армии вооружений и проведение совместных учений вооруженных сил двух стран.

Сформирование системы соглашений об обороне и безопасности с ведущими западными державами свидетельствует о том, что линия на превращение США и других стран НАТО в главных союзников эмирата реально превратилась в ключевой элемент обеспечения безопасности и территориальной целостности кувейтского государства.

В марте 1991 г. Кувейт, другие страны ССАГПЗ, Египет и Сирия подписали Дамасскую декларацию, предусматривавшую привлечение египетских и сирийских войск для обеспечения безопасности страны. Однако вскоре позиция эмирата претерпела изменение, и Кувейт отказался от постоянного военного присутствия АРЕ и САР, чьи войска вернулись летом 1991 г. на родину. Тем не менее, Кувейт в случае нападения на него продолжает рассчитывать на военную помощь Сирии и Египта и не отказывается от политического сотрудничества в рамках Дамасской декларации.

Кувейт сотрудничает в области безопасности и обороны в рамках ССАГПЗ, выступает за укрепление боевой мощи объединенных ВС «Щит полуострова», принятие единой военной доктрины, создание объединенной системы ПВО. В то же время слабый суммарный военный потенциал аравийских монархий не позволяет им самостоятельно обеспечивать защиту стран-участниц организации от агрессии со стороны сильного противника.

В 1993 г. было подписано соглашение о военном сотрудничестве с Россией сроком на 10 лет, предусматривающее поставки российского оружия, оказание помощи в подготовке кувейтских военнослужащих и проведение совместных учений. Однако, в отличие от документов, заключенных со странами Запада, оно не предусматривает оказание нашей страной военной помощи эмирату в случае внешней агрессии.

В 2002 г. Кувейт заявил о своей готовности предоставить территорию и войска для размещения американских и союзных войск в случае проведения ими военной операции против Ирака. В 2003 г. Кувейт стал главным плацдармом, с которого войска американо-британской коалиции начали наступательную операцию против Ирака, приведшую к краху режима С. Хусейна. В настоящее время территория страны является основной перевалочной базой для коалиционных сил, находящихся в Ираке.

Кувейт выступает за скорейшую стабилизацию обстановки в Ираке, считая, что сохранение напряженности в соседней стране представляет непосредственную угрозу безопасности эмирата.

Серьезным источником угрозы безопасности в зоне Персидского залива в Кувейте считают Иран. Это обосновывается энергичными усилиями ИРИ по наращиванию своей военной мощи, неурегулированностью спора с ОАЭ по вопросу о принадлежности трех островов в Заливе, и, что немаловажно, опасением возможных действий со стороны Тегерана по активизации радикальных элементов многочисленной шиитской общины в стране. В то же время на официальном уровне Кувейт предпочитает не акцентировать внимание на потенциальной угрозе со стороны Ирана и ведет линию на расширение двустороннего сотрудничества в различных областях на основе уважения взаимных интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга. В целом положительно решается вопрос о разграничении между двумя странами континентального шельфа в западной части Персидского залива.

В марте 2006 г. Кувейт и Иран подписали Меморандум о сотрудничестве и координации усилий в области безопасности. Документ предусматривает взаимодействие в деле борьбы с терроризмом, контрабандой наркотиков и нелегальной миграцией. Также намечено сотрудничество служб береговой охраны и обмен информацией в сфере безопасности. Кувейт с осторожностью относится ко всему, что связано с ядерной энергетикой и выражает надежду, что атомная программа Ирана носит исключительно мирный, а не военный характер.

Определенные разногласия имеются у Кувейта с Саудовской Аравией. Кувейтяне не желают полного саудовского доминирования в ССАГПЗ. Между двумя странами сохраняются спорные вопросы о принадлежности прибрежных островов Нару и Умм эль-Мардан, из-за чего морская граница между ними до сих пор не установлена. По этой же причине не были определены границы в территориальных водах и на континентальном шельфе Залива.

В последнее время кувейтское правительство все большее значение придает экономическим путям обеспечения национальной безопасности. С этой целью интенсивно проводится линия на закрепление интересов крупных иностранных компаний на территории страны путем поощрения инвестиций, развития различного рода совместных проектов, открытия доступа иностранному капиталу в нефтяную отрасль, в частности, для разработки пограничных с Ираком северных нефтяных полей.

В целом Кувейт стремится обеспечить многоуровневую структуру международных военно-политических и экономических гарантий своей независимости, безопасности и территориальной целостности. Эмират выступает за создание надежной системы безопасности в зоне Персидского залива, способной обеспечить на достаточно длительный период стабильность в регионе и оградить его страны, прежде всего сам Кувейт, от рецидивов конфронтации и вооруженной агрессии как способов разрешения возникающих конфликтных ситуаций.

Таким образом, в деле обеспечения внешней безопасности государства руководство Кувейта на современном этапе и в обозримом будущем основное внимание будет уделять поддержанию тесных военно-политических отношений с США и ведущими странами НАТО, что рассматривается в качестве главной гарантии защиты страны, ее суверенитета и территориальной целостности. Одновременно большое внимание будет уделяться развитию союзнических отношений со странами ССАГПЗ, в т. ч. в военной области.

Начало