Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Реформы в регионе расширенного Ближнего Востока: подходы арабских стран и государств Запада

Е.С. Мелкумян

«Расширенный Ближний Восток» — так был обозначен регион, в котором, согласно плану «Группы восьми», были поддержаны реформы. В июне 2004 г. на совещании стран этой наиболее влиятельной в глобальном масштабе группировки в Си-Айленде был принят документ «Партнерство во имя прогресса и общего будущего с регионом Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки». Этому совещанию предшествовал ряд предложений США, касающихся проведения реформ на Ближнем Востоке. Таким образом, можно вполне обоснованно предположить, что документ, принятый «Группой восьми», был инициирован Соединенными Штатами. Постановка вопроса о Расширенном Ближнем Востоке также совпадает с подходом США, касающимся проведения единой политики в отношении тех мусульманских стран, которые расположены в непосредственной близости друг от друга и представляют собой угрозу для обеспечения глобальной безопасности.

В документе о партнерстве границы региона не определены. Однако если судить по перечню стран, принимающих участие в осуществлении тех или иных конкретных проектов, то в регион Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки (РБВСА) входят все арабские страны — члены Лиги арабских государств (ЛАГ), а также Афганистан, Иран, Турция и Пакистан. Правда, положение Турции представляется двойственным: она также нуждается в продолжении и углублении реформ, но уровень развития демократии в этой стране выше, чем в соседних странах; кроме того, Турция как кандидат в члены ЕС скорее выступает не как объект помощи со стороны индустриально развитых государств, а в качестве их партнера.

Лидеры стран «Группы восьми» определили основные принципы, на которых должны строится партнерские отношения с государствами РБВСА, и основные цели этих отношений. Прежде всего, было отмечено, что проблемы региона представляют собой вызов для всего мирового сообщества, поэтому необходимо оказывать помощь демократическим, социальным и экономическим реформам, осуществляемым в регионе. Несомненно, что страны, входящие в «Группу восьми», осознают: отставание региона в социально-экономическом развитии, а также отсутствие в нем демократических институтов создает благодатную почву для появления различного рода экстремистских организаций, представляющих реальную угрозу для безопасности как на региональном, так и на глобальном уровне. Решение проблем обеспечения мира и стабильности возможно только на основе коренных изменений в жизни народов этого региона. Поэтому лидеры «Группы восьми» предлагают следующие основные направления реформ: в политической сфере — прогресс на пути к демократии и верховенство закона; в культурной и социальной сферах — образование для всех, равенство между мужчинами и женщинами, а также доступ к глобальным информационным технологиям; в экономической сфере — создание новых рабочих мест, поддержка малого и среднего бизнеса, расширение торговли, инвестиций и доступа к капиталу. Успешное осуществление реформ должно привести к изменениям в социальном составе населения стран РБВСА, увеличению численности «среднего класса», его более активному участию в управлении государством, повышению числа представителей «образованного класса» — тех, кто будет способен к активной интеграции в глобализирующийся мир, развитию гражданского общества — гаранта необратимости изменений в политической и социальной областях.

Поддержка со стороны предпринимателей и широких слоев общественности должна способствовать успешному развитию демократии и стать залогом долговременного развития реформ. В документе подчеркивается, что поддержка реформ является долгосрочной программой и требует принятия «Группой восьми» и странами региона обязательств, длительность которых была бы рассчитана на жизнь целых поколений. Это замечание свидетельствует о понимании индустриально развитыми странами того, что результаты реформ скажутся не скоро; скорее всего, коренные изменения в странах региона произойдут только тогда, когда управление в них перейдет в руки следующего поколения, которое будет разделять общечеловеческие ценности и воспринимать себя как часть мирового сообщества.

Для успешного развития процесса реформ лидеры «Группы восьми» считают необходимым содействовать урегулированию арабо-израильского конфликта. Их подход к этой проблеме заключается в следующем: основой урегулирования являются резолюции Совета Безопасности ООН 242, 338 и 425 и деятельность «четверки» международных посредников по Ближнему Востоку, которая руководствуется положениями «Дорожной карты», получившей статус международно признанного документа в соответствии с резолюцией 1515 Совета Безопасности ООН. Кроме того, страны «восьмерки» делают акцент на необходимости проведения реформ в Палестине. Налицо приверженность неолиберальному подходу к решению конфликтов, основанному на утверждении о том, что их успешное разрешение возможно только между демократическими государствами, которые по своей природе не воинственны и готовы к компромиссам.

Необходимым условием для успешного осуществления реформ «Группа восьми» также считает поддержку усилий по восстановлению Ирака. Она призывает мировое сообщество оказать содействие экономическому возрождению Ирака, поддерживают усилия доноров, а также программу МВФ и Парижского клуба по сокращению его внешней задолженности. Успех демократических реформ в Ираке может стать наглядным подтверждением позитивных изменений в арабском мире, на которые нацелены индустриально развитые государства и арабские страны в своих коллективных усилиях по развитию реформ.

На совещании в Си-Айленде был также принят подробный план поддержки реформ в РБВСА — План «Группы восьми» по поддержке реформ. Он содержит конкретные задачи по разным направлениям, по которым осуществляются реформы, а также перечень стран, участвующих в их реализации. Осуществление этого плана уже началось. Страны «восьмерки» активно сотрудничают со странами РБВСА в осуществлении различных образовательных программ и в развитии малого и среднего бизнеса. В политической сфере они совместно участвуют в проведении свободных и транспоретных выборов и в развитии парламентской жизни в странах ближневосточного региона. Одним из заметных направлений деятельности «восьмерки» в странах РБВСА является помощь в расширении прав женщин и их участия в общественно-политической и экономической жизни. Одной из важных составляющих реформ должна стать судебная реформа, предусматривающая создание независимой судебной системы, подготовку судей и адвокатов и создание общественных юридических консультаций. Страны «восьмерки» взяли на себя обязательства содействовать этому процессу. Они также оказывают странам региона помощь в достижении свободы слова и вероисповедания, в развитии независимых средств массовой информации, в том числе путем их финансирования, обмена опытом и подготовки журналистов.

Еще одним направлением деятельности «Группы восьми» является поддержка усилий по повышению роли всех элементов гражданского общества, включая и неправительственные организации (НПО).

В соответствии с планом поддержки реформ был создан Форум для будущего, который призван обеспечить возможность диалога, направленного на продвижение политических, экономических и социальных реформ. Форум проводится на регулярной основе, в нем принимают участие министры иностранных дел, министры экономики и другие министры стран «восьмерки» и региона, а также представители деловых кругов и гражданского общества с обеих сторон.

Кроме того, была создана организация, получившая название «Диалог по содействию демократии». Ее цель — объединить усилия правительств, гражданского общества, различных организаций из стран «восьмерки», ЕС и других заинтересованных сторон, а также стран региона, направленные на координацию деятельности по осуществлению демократических программ в регионе, принимая во внимание особенности каждой из стран региона и необходимость их руководящей роли в этом процессе. Эта организация также стремится расширить существующие программы по развитию демократии, инициировать новые, поощрять совместные проекты, а также осуществлять обмены между группами гражданского общества и других организаций, работающих над программами в регионе.

«Диалог по гражданскому обществу» стал еще одной организацией, которая также должна способствовать развитию демократии.

Арабские государства со своей стороны заявили о необходимости проведения реформ и о своей безусловной их поддержке. Подход арабских государств к реформам был сформулирован прежде всего в документах, принятых в мае 2004 г. на саммите ЛАГ в Тунисе, где был утвержден документ, озаглавленный «Путь развития, обновления и реформ». В нем определены основные предпосылки проведения серьезных изменений в арабском мире и намечены их основные направления. Декларируя необходимость проведения реформ, арабские лидеры исходят из того, что они уже назрели, поддержаны широкими слоями населения арабских стран, соответствуют культурным и религиозным традициям арабских народов, призваны упрочить арабскую идентичность и арабское единство. При этом был сделан акцент на то, что эти реформы соответствуют общемировым тенденциям и призваны внести свой вклад в поддержку универсальных ценностей, таких как толерантность, умеренность и взаимопонимание.

Реформы в арабском мире, как это следует из текста анализируемого документа, должны основываться на общемировом опыте и традициях арабского общества. Именно такой подход к реформам представляется приемлемым представителям правящего класса арабских государств, которые стремятся, с одной стороны, упрочить свое положение в мире, а с другой, опасаются утратить поддержку со стороны широких кругов арабского общества и поэтому пытаются в процессе реформ сохранить некую присущую арабскому менталитету специфику.

Реформы, по мнению тех, кто их планирует, должны способствовать решению конфликтных ситуаций в регионе и укреплению безопасности, а также освобождению народов региона от тех негативных явлений, которые не изжиты из-за веков колониальной зависимости. Кроме того, эти реформы будут направлены на укрепление демократических тенденций и защиту прав человека в арабском мире.

Арабские лидеры стремятся к разработке единой арабской стратегии, направленной на социально-экономическое развитие, а также развитие человеческих ресурсов, с тем чтобы упрочить основы власти, бороться с бедностью, неграмотностью, решать проблемы, связанные с защитой окружающей среды, созданием новых рабочих мест, совершенствованием системы здравоохранения в арабском мире.

В социальной области руководители арабских государств подтвердили необходимость совершенствования системы образования и научной сферы, так как это позволит обеспечить усвоение мировых достижений в научно-технической и технологической областях. Они призвали создать условия для того, чтобы арабское общество отвечало духу и требованиям современной эпохи при сохранении собственной идентичности и уважении своих собственных традиций. В документе ясно прослеживаются опасения в отношении возможности утраты своего лица, своей специфики. Они связаны прежде всего с осознанием арабскими лидерами вероятности того, что они могут оказаться под влиянием более развитых и в экономическом, и в социальном плане государств, а это может привести к размыванию идеологических основ арабских государств и к серьезным политическим изменениям. В то же время арабские лидеры призывают к развитию сотрудничества с мировым сообществом на основе учета взаимных интересов и с целью развития и процветания арабских государств, что послужит укреплению мира, безопасности и стабильности как на региональном, так и глобальном уровне.

Несмотря на некоторые различия в позициях отдельных арабских стран можно с уверенностью сказать, что партнерские отношения с «Группой восьми» по проведению реформ в РБВСА будут развиваться и что они носят перспективный и долговременный характер. Не оспаривая лидирующую роль США в этом процессе, необходимо отметить усиление внимания к нему со стороны европейских государств.

Поддержка реформ в странах РБВСА со стороны высокоразвитых индустриальных государств будет, по всей вероятности, определяться их заинтересованностью в обеспечении безопасности, так как только путем решения острых экономических проблем, а также путем ускоренного развития социальной и политической сферы можно обеспечить стабильность в странах этого региона. Позитивные изменения, которые произойдут в результате развития процесса реформ, позволят эффективно противодействовать деятельности экстремистских организаций, привлекающих в свои ряды наиболее обездоленную часть населения стран РБВСА.

Со стороны самих стран РБВСА поддержка реформ, связанных с созданием новых рабочих мест, усовершенствованием системы подготовки кадров, ликвидацией неграмотности, развитием малого и среднего бизнеса, встречает поддержку и одобрение.

Деятельность индустриально развитых государств, направленная на поддержку реформ в регионе РБВСА, представляется многоплановой и масштабной. Однако она не предусматривает структурную перестройку экономики в странах региона или же серьезные изменения в их политической системе. Но даже те ограниченные цели, которые были поставлены, встречают неоднозначную реакцию со стороны тех стран, где эти реформы должны проводиться.

Начало