Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (5-11 июня 2006 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ираке и зоне палестино-израильского конфликта. 7 июня в результате спецоперации был ликвидирован главарь террористической сети «Аль-Каиды» в Ираке А. М. аз-Заркауи. Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта заметно обострилась после ошибочного обстрела израильскими ВС прибрежного района в секторе Газа в результате чего погибли и были ранены мирные палестинские граждане. В ответ боевики ХАМАС возобновили ракетные обстрелы Израиля.

Уничтожение А. М. аз-Заркауи, несомненно, является крупным успехом в борьбе с иностранными террористами и их пособниками в Ираке. По всей вероятности, это может привести к некоторому ослаблению их активности в стране. Однако это вряд ли повлияет на деятельность собственно иракского вооруженного сопротивления, которое является национальным в своей основе, и к тому же зачастую вступает в конфликты с зарубежными боевиками. Борьба иракских повстанцев против нынешнего правительства и оккупационных сил не ослабнет, а насилие в Ираке, имеющее глубокие внутренние корни, не прекратиться. Фактически данное обстоятельство признали и президент США Дж. Буш, и командование американских войск в Багдаде. Буш также критически оценил заявления иракского руководства о том, что коалиционные силы смогут через полтора года полностью передать контроль за безопасностью в Ираке местным силовым структурам.

8 июня завершился длительный процесс формирования нового иракского правительства. Парламент страны утвердил министром обороны суннита генерал-майора А. К. Джасима, министром внутренних дел шиита Дж. аль-Булани и государственным секретарем по национальной безопасности шиита Ш. аль-Ваили.

Между тем напряженность обстановки в Ираке не снижается. В различных районах страны, прежде всего в Багдаде и его окрестностях, продолжают происходить многочисленные теракты, вооруженные нападения, похищения людей и другие насильственные акты.

Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта остается напряженной. Боевики палестинских экстремистских группировок осуществляют ракетные обстрелы израильской территории из сектора Газы, а ВС Израиля наносят удары по позициям террористов. Так, в результате авиационного удара был уничтожен Дж. Абу Самхадана – заместитель главы палестинского МВД, руководитель т. н. «Комитетов народного сопротивления» и командир созданного хамасовским правительством спецподразделения МВД. Вместе с тем, один из ударов явился ошибочным, что привело к гибели 7 и ранению ок. 40 мирных жителей. Израиль предложил помощь в лечении раненых палестинцев. Со своей стороны, боевики вооруженного крыла ХАМАС заявили о разрыве перемирия с Израилем и возобновлении вооруженных акций против израильтян. 11 июня хамасовцы обстреляли ракетами израильский город Сдерот, а авиация ЦАХАЛ нанесла ответный удар по объектам в секторе Газа. В Москве и Вашингтоне призвали палестинцев и израильтян проявлять сдержанность, не накалять ситуацию и избегать любых действий, которые могли бы привести к дальнейшему обострению напряженности в зоне конфликта.

10 июня глава ПНА М. Аббас подписал указ о проведении 26 июля с. г. референдума по вопросу о признании Израиля и создании независимого палестинского государства в границах до войны 1967 г со столицей в Восточном Иерусалиме. Предложенный для референдума документ также предусматривает формирование палестинского правительства национального единства, реформирование ООП, отказ от вооруженного противостояния между палестинцами и прекращение терактов на израильской территории. По сути, референдум, в случае если его удастся провести, будет означать голосование по вотуму доверия к нынешнему правительству ХАМАСа.

Пять палестинских организаций и группировок – ХАМАС, «Исламский джихад», Народный фронт освобождения Палестины, «Фронт арабского освобождения» и «Ас-Саика» - выступили против решения Аббаса о референдуме и потребовали его отменить.

По данным опроса (проводился до последних событий в Газе) 77% палестинцев поддержали проведение предложенного М. Аббасом референдума, а 85% респондентов выступили за создание палестинского государства в границах 1967 г.

После трехмесячной задержки палестинцы, работающие в правительственных структурах, начали получать зарплату. Первоначально деньги выдают 40 тыс. сотрудникам, имеющим наиболее низкие оклады. По имеющейся информации, хамасовцы сумели наладить доставку наличности в сектор Газа через КПП и тоннели на границе с Египтом.

По заявлению главы израильской службы безопасности ШАБАК Ю. Дискина, после ухода ВС Израиля, в сектор Газа резко возросло поступление контрабандным путем из Египта оружия, боеприпасов и взрывчатки. Оружие также поступает на Западный берег реки Иордан (ЗБРИ). Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт обратился к президенту АРЕ Х. Мубараку с требованием пресечь контрабанду оружия и денег со стороны Египта.

В секторе Газа на минувшей неделе продолжали иметь место вооруженные столкновения между сторонниками ХАМАС и ФАТХ.

В условиях сохраняющегося противостояния движения ХАМАС и ФАТХ наращивают свои боевые возможности, пополняют арсеналы новым оружием. Так, по признанию Э. Ольмерта, Иордания осуществляет «снаряжение и обучение палестинских президентских сил безопасности». Подразделения личной охраны М. Аббаса недавно получили противотанковые ракеты и американские бронированные автомобили.

На встрече с Э. Ольмертом король Иордании Абдалла II сдержанно отнесся к израильскому плану одностороннего размежевания с палестинцами на ЗБРИ, заявив, что в Аммане предпочитают необходимым добиваться двустороннего решения на основе переговоров с палестинской стороной.

Руководство Ирана заявило, что рассмотрит новые международные предложения по урегулированию его ядерной проблемы и даст на них ответ. При этом, по мнению секретаря Высшего совета национальной безопасности ИРИ А. Лариджани, «пакет предложений содержит положительные пункты, но также много неоднозначных утверждений, которые должны быть исключены». В Тегеране сообщили, что «Иран предпримет все усилия, чтобы достичь всеобъемлющего соглашения относительно предложений «шестерки» (Великобритания, Германия, КНР, РФ, США, Франция) в ядерной сфере» при условии учета права и интересов одной стороны и снятия обеспокоенности другой. Иран также готовит встречные предложения «шестерке».

Президент ИРИ М. Ахмадинежад заявил о готовности иранской стороны возобновить переговоры по ядерной проблематике, т. к., по его словам, западные страны согласились с требованиями Ирана и больше не настаивают на свертывании работ по обогащению урана.

По сообщению главы МАГАТЭ М. аль-Барадея, в тот же день, когда Тегеран получил пакет международных предложений, в стране началось обогащение новой партии урана.

США не изменили своей позиции по иранской ядерной проблеме и продолжают считать, что эта страна не должна иметь ядерного оружия.

Глава российского МИДа С. Лавров заявил, что если станет известно о нарушении Ираном своих обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия, то Россия будет готова поддержать международные санкции в отношении ИРИ.

Министр иностранных дел Афганистана Р. Д. Спанта выразил «определенное понимание» ситуации вокруг ядерной программы ИРИ, отметив, что любая страна имеет право на атомные разработки в мирных целях. При этом Спанта назвал США и Иран «дружественными странами» и высказался за урегулирование иранской ядерной проблемы путем переговоров.

В южных районах Афганистана продолжаются бои правительственных сил и войск международной коалиции с вооруженными формированиями оппозиционного движения «Талибан». Талибы в своих действиях все чаще стали использовать террористов-смертников, которые за пять месяцев 2006 г. совершили 21 теракт (в 2005 г. – 17, в 2004 г. – 5).

В условиях поголовной коррумпированности государственного аппарата в центре и на местах, значительных трудностей в деле восстановления национальной экономики, фактического провала мероприятий по борьбе с незаконным производством наркотиков, от которых главным образом страдают простые крестьяне, талибы, по мнению западных экспертов, все более уверенно выигрывают «битву за умы и сердца людей». В этих условиях официальный Кабул считает преждевременным вывод из страны сил международной коалиции.

Число американских военнослужащих, погибших в Афганистане, а также на территории Пакистана и Узбекистана в действиях, связанных с операцией в этой стране, составило с осени 2001 г. 236 человек, из которых 145 погибли в ходе боев.

Продолжаются крупные перестановки в афганском МВД. В последнее время были заменены начальники полиции и начальники отделов уголовного розыска в большинстве провинций, в некоторых округах Кабула и ряд чиновников пограничной службы. Всего произведено 86 новых назначений. Причем, в отличие от своих предшественников, многие новые назначенцы не имеют ни специального образования, ни опыта работы в структурах МВД.

В Судане находятся миссия Совета Безопасности ООН и совместная миссия ООН и Африканского союза (АС) по оценке возможности размещения в регионе Дарфур контингента «голубых касок». В ходе переговоров с президентом страны О. аль-Баширом делегации СБ ООН не удалось пока получить согласия на размещение в Дарфуре ооновских миротворцев. Хартум всячески затягивает решение этого вопроса, заявляя, что опасается повторения у себя «иракского сценария», а также требует жестких гарантий того, что иностранные военные покинут территорию страны после принятия суданским правительством соответствующего решения.

Руководство АС настаивает на увеличении численности африканских миротворцев в Дарфуре на 1000 чел., а также улучшении его снабжения, транспортного обеспечения и связи со стороны государств НАТО. В Брюсселе готовы оказать миротворцам из АС более значительную помощь в тыловом обеспечении и подготовке личного состава.

Вооруженные отряды исламистов, связанные с «Аль-Каидой», после длительных боев полностью захватили столицу Сомали Могадишо, вытеснив из города силы, верные правительству страны. В Вашингтоне опасаются, превращения Могадишо в плацдарм «Аль-Каиды», что усилит возможности международных террористов. США, по заявлению президента Дж. Буша, готовят ответные меры с целью не допустить превращения Сомали в убежище для террористов из «Аль-Каиды».

На конференции в Лондоне лидеры оппозиционных сил Сирии призвали свергнуть режим президента Б. Асада мирными средствами, путем акций гражданского неповиновения, как это произошло в конце 1980-х гг. в государствах Восточной Европы. Оппозиционеры также призвали сирийскую армию «принять на себя национальную и историческую ответственность» и не подчиняться приказам руководства страны. Конференцию организовал и провел созданный в марте 2006 г. «Фронт национального спасения Сирии» во главе с бывшим вице-президентом САР А. Х. Хаддамом и лидером сирийских «братьев-мусульман» А. эд-Дин Баянуни.

С. Браммерц, руководитель международной комиссии по расследованию убийства бывшего премьер-министра Ливана Р. Харрири, подготовил очередной доклад, в котором говорится о прогрессе в ходе следствия, а также отмечается улучшение сотрудничества с Сирией. «Сирийцы отзывались на все просьбы и делали это своевременно, а в ряде случаев исчерпывающе». Мандат комиссии истекает 15 июня с. г. Браммерц просит СБ ООН продлить его еще на один год, считая, что за этот срок он закончит расследование.

Приложение

О некоторых особенностях обстановки в Йемене

В настоящее время Йеменская Республика (ЙР) находится на трудном этапе своего развития. Происходящие в стране сложные процессы становления современного государства, экономического строительства, формирования единой нации и консолидации общества сталкиваются с многочисленными внутренними трудностями, активным сопротивлением консервативных сил, а также интенсивным воздействием внешних факторов, причем далеко не всегда позитивным. Главным образом это относится к исламскому радикализму и экстремизму. Усиливаются сепаратистские проявления в различных частях страны: сказывается незавершенность процесса национальной интеграции (племенной фактор, отношения Север – Юг). Сохраняется социальная напряженность в результате проводимых экономических реформ. Происходит исламизация общественной жизни и государственных структур.

Относительная стабильность политической системы современного Йемена во многом основывается на договоренностях, достигнутых около 30 лет тому назад между правящей группировкой во главе с президентом республики Али Абдаллой Салехом и влиятельными исламистскими силами, чьи интересы в настоящее время представляет партия «Аль-Ислах» во главе с шейхом Абдуллой бен Хусейном аль-Ахмаром, который одновременно является спикером парламента ЙР и главой самой влиятельной зейдитской племенной конфедерации Ханиш.

Благодаря своей традиционной гибкости и умению лавировать между различными политическими, религиозными и племенными группировками, президенту Салеху удается на протяжении многих лет сохранять свои позиции. Возглавляемая им правящая партия Всеобщий народный конгресс расширяет присутствие во всех государственных структурах. Что касается исламистов из «Аль-Ислах», то они пока стремятся воздерживаться от резких критических высказываний против правительства, накапливают силы, постепенно укрепляют влияние и ждут своего часа. Следует отметить, что йеменские исламисты официально занимают более умеренные позиции, чем их единомышленники в ряде других арабских стран. А. А. Салеху удалось в какой-то мере установить контроль над деятельностью основных исламистских политиков, а сама партия «Аль-Ислах» приобрела черты и атрибутику партии парламентского типа. Кроме того, став частью правящей политической элиты, кооптированной в органы государственной власти, исламисты, относящиеся к «Аль-Ислаху», временно утратили возможность проявлять свой экстремизм, стали придерживаться умеренных внешне целей и практических методов ведения политической деятельности.

Вместе с тем йеменские исламисты далеко не однородны. Так, в стране имеется влиятельная «салафитская» группировка, которая выступает в роли главного покровителя находящихся в ЙР (в основном на неподконтрольных правительству территориях) и интернациональных по своему составу «муджахеддинов». Местные «салафиты» также принимают активное участие в различных вооруженных конфликтах и кризисах в мусульманских странах на почве сепаратизма и межобщинной розни. Между «Аль-Ислах» и «салафитами существует острое соперничество. Кроме того, на территории ЙР действуют представительства экстремистских организаций ХАМАС и «Исламский джихад».

Исламистская ветвь международного терроризма пытается использовать в своих интересах слабую охрану йеменских границ и ограниченные возможности центрального правительства по контролю над рядом территорий на севере и северо-востоке республики, где, как достоверно известно, расположены лагеря исламских экстремистов, в которых осуществляется военная и идеологическая подготовка боевиков.

Наличие в стране мусульманских экстремистских группировок вызывает серьезную обеспокоенность у йеменского руководства, поскольку они представляют собой один из наиболее значимых факторов, привносящих напряженность и нестабильность во внутриполитическую обстановку в республике. Ряд исламистских группировок встал на путь открытой вооруженной борьбы с правящим режимом. Под радикальными исламскими лозунгами на северо-западе ЙР в провинции Саада действуют экстремистские силы с сепаратистским уклоном – последователи одного из лидеров зейдитской общины шейха аль-Бадруддина. Сам аль-Бадруддин был убит в ходе боев с правительственными войсками в 2004 г. Однако его сторонники продолжают активную, в т. ч. вооруженную борьбу с властями. В настоящее время правительство вынуждено держать в районе действий мятежников ок. 20 тыс. военнослужащих и полицейских.

Прочные сепаратистские настроения сохраняются и на юге республики, на территории бывшей НДРЙ. Они, в частности, подпитываются и таким немаловажным обстоятельство как наличием в южных районах (в Хадрамауте) до 80% всех обнаруженных запасов нефти в ЙР. На юге также проявляет активность экстремистская группировка «Исламская армия Адена и Абьяна».

Очень важное значение в жизни страны сохраняет племенной фактор – племена на всем протяжении истории Йемена представляли влиятельную политическую силу. При этом главным мотивом в поведении шейхов племен всегда оставалось противодействие центральным властям, стремившимся ограничить их суверенитет. Следует полагать, что племенной фактор еще в течение продолжительного времени будет играть одну из ключевых ролей в политической жизни страны, выступая в роли тормоза в деле консолидации йеменского общества, а традиционные формы по-прежнему будут продолжать оказывать большое влияние на мировоззренческие установки населения.

Негативное воздействие на ситуацию в ЙР оказывает наличие большого и постоянно растущего числа беженцев из Сомали, Эритреи и Эфиопии.

Очень важное значение для дальнейшего развития Йемена будут иметь президентские выборы, намеченные на сентябрь текущего года. Нынешний глава государства А. А. Салех – политический долгожитель на национальной и арабской политической арене (руководил Северным Йеменом (ЙАР) с 1978 г. и президент объединенной Йеменской Республики с 1990 г.). Но в 2005 г. он заявил, что не намерен баллотироваться на будущих выборах, т. к. следует «передать управление страной в руки молодого поколения политиков», хотя Салеха (1942 г. р.) и не назовешь уж очень «старым».

Насколько серьезным является это заявление нынешнего главы государства проясниться в самое ближайшее время. Причем, учитывая «переменчивость» йеменского лидера, вполне возможно, что в очередной раз станет баллотироваться на предстоящих президентских выборах.

Имеют место разговоры, что А. А. Салех готовит себе смену. При этом в качестве преемника рассматривается его сын Ахмед, являющийся депутатом парламента, но главное – он в звании полковника возглавляет созданное в 1999 г. специальное антитеррористическое подразделение. Личный состав для него отобран из элитных армейских частей. Структурно подразделение входит в президентскую охрану. Его задачей является борьба с любыми проявлениями терроризма, а также похищениями иностранцев. Здесь же напомним, что Силами центральной безопасности МВД (ок. 50 тыс. чел.) командует брат президента М. А. Салех.

Со своей стороны, исламистские политики и их лидер шейх аль-Ахмар хорошо чувствуют развитие ситуации в стране, видят рост недовольства политикой нынешнего главы государства, что во многом связано со снижением жизненного уровня значительной части йеменцев и поголовной коррупцией. По мнению ряда западных аналитиков, «Аль-Ислах» готов к отходу от коалиции с нынешней властью и началу самостоятельной политической игры. К тому же эта партия, в отличие от светских оппозиционных сил, является на сегодняшний наиболее организованной политической структурой. Тем более, что правительству удается держать под контролем действия и развитие социалистов, баасистов, насеристов и арабских националистов.

В пользу исламистов может сыграть и то обстоятельство, что в современном Йемене ислам играет особую, очень значимую роль. С одной стороны, население ЙР разделено на зейдитов (шииты) и шафиитов (сунниты). Но в то же время ислам на фоне племенной раздробленности и господства, особенно на севере страны, племенного сознания – это консолидирующая религия и идеология. Поэтому в преодолении племенной раздробленности немаловажное значение придается исламизации, а шариат противопоставляется племенному праву «урф». К тому же развитие идеологических доктрин как правящих, так и оппозиционных групп в Йемене всегда находилось под сильным воздействием ислама.

Таким образом, внутриполитическая обстановка в Йемене остается сложной. Есть все основания полагать, что по мере приближения сроков президентских выборов соперничество между ведущими политическими силами ЙР будет усиливаться, а общая ситуация в стране - обостряться.

Начало