Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (6 – 12 марта 2006 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили вокруг иранской ядерной программы и в зоне палестино-израильского конфликта. 8 марта Совет управляющих МАГАТЭ принял решение направить в Совет Безопасности ООН доклад директора Агентства М. эль-Барадея по ядерной программе Ирана. Глава ПНА М. Аббас отклонил предложенную движением ХАМАС правительственную программу как не соответствующую требованиям международного сообщества и прежним решениям ООП в вопросе об отношениях с Израилем.

Состоявшийся 9 марта официальный визит в Алжир президента России В. В. Путина стал важным шагом в деле укрепления разносторонних связей между нашими государствами, а подписанные в алжирской столице документы будут стимулировать расширение двустороннего сотрудничества в экономической и военно-технической сферах.

МАГАТЭ не может однозначно утверждать, что Иран не действует в направлении создания ядерного оружия, т. к. он не выполнил требования остановить работы по обогащению урана и предоставить международным инспекторам полную информацию о ядерных исследованиях. В ответ президент ИРИ М. Ахмадинежад назвал решение МАГАТЭ о передаче доклада М. эль-Барадея в СБ ООН «несправедливым» и заявил, что его страна не намерена прекращать реализации программы ядерных исследований. Заседание Совета Безопасности, на котором предполагается обсудить иранскую ядерную проблему, состоится на следующей неделе.

Франция признает право Ирана на реализацию мирной атомной программы, но при условии, что ИРИ не будет пытаться создать собственное ядерное оружие. В Париже желают «вернуть Иран в русло разумных конструктивных переговоров». В Вашингтоне же продолжают в категорической форме заявлять о недопустимости обладания Ираном ядерным оружием и настаивают на полном и незамедлительном прекращении Тегераном «всей деятельности, связанной с обогащением и переработкой урана».

Иран, возможно, продолжит переговоры с Россией о создании совместного предприятия по обогащению урана на территории РФ, но при условии, что ему предоставят право вести ядерные исследования на собственной территории.

В целом ситуация вокруг иранской ядерной программы имеет тенденцию к дальнейшему осложнению.

По информации зарубежных СМИ, командование Корпуса стражей исламской революции (КСИР) ИРИ, в подчинении которого находятся ракетные войска, отдало 19 января с. г. распоряжение о постоянном (каждые 24 часа) изменении местонахождения мобильных пусковых установок баллистических ракет средней дальности (БРСД) «Шехаб-3». Это сделано в качестве превентивной меры по обеспечению их безопасности. КСИР располагает тремя ракетными бригадами, оснащенными БРСД «Шехаб-3». Эти ракеты имеют дальность пуска до 1500 км и вес боевой части до 1000 кг. Основная группировка иранских БРСД дислоцирована в западных провинциях Керманшах и Хамадан, а резервный компонент размещен в провинциях Исфахан и Фарс в центре и на юге страны.

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Переговоры победившего на парламентских выборах радикального исламистского движения ХАМАС с другими палестинскими политическими силами, в первую очередь с бывшим правящим движением ФАТХ, о создании коалиционного правительства успеха пока не имеют. В парламенте хамасовское большинство отменило закон, наделявший М. Аббаса правом назначать судей палестинского Конституционного суда – органа, который вправе накладывать вето на любое решение парламента. ХАМАС в своей правительственной программе заявляет об отказе признать Израиль и намерении пересмотреть все палестино-израильские соглашения, одновременно ХАМАС выступают за длительное перемирие с Израилем при условии прекращения огня с его стороны и освобождения палестинских заключенных.

Вместе с тем, ХАМАС, хотя и располагает в Законодательном собрании весомым большинством голосов, очень заинтересован в коалиции с ФАТХ, т. к. это сможет помочь движению решить две острые и важные проблемы: (1) урегулировать (хотя бы и временно) вопрос об управлении официальными палестинскими силовыми структурами, большинство личного состава которых представлено членами и сторонниками ФАТХ, и (2) попытаться выйти из изоляции со стороны многих стран Запада, которые не желают иметь дело с радикальными исламистами. США оказывают давление на ФАТХ с целью не допустить его вхождения в коалицию с ХАМАС.

В соответствии с действующим законодательством, М. Аббас предоставил ХАМАС две дополнительные недели на формирование нового правительства.

Заявление исполняющего обязанности премьер-министра Израиля Э. Ольмерта об окончательном определении границ еврейского государства к 2010 г. вызвало резко негативную реакцию со стороны руководства ХАМАС, т. к. это, по оценке лидера движения Х. Машаля, предусматривает сохранение израильского контроля над значительной частью Западного берега реки Иордан и отказ от права палестинцев вернуться на прежние места проживания.

Министр обороны Израиля Ш. Мофаз сообщил, что все члены ХАМАС, включая премьер-министра И. Ханию, станут целью точечных ликвидаций, если движение «возобновит террористические атаки». Вместе с тем Мофаз утверждает, что «следует подождать еще некоторое время, и посмотреть в каком направлении будут развиваться события в палестинской автономии, прежде чем предпринимать какие-либо шаги».

Президент Франции Ж. Ширак заявил о неприятии любых санкций в отношении палестинских территорий в связи с приходом к власти там движения ХАМАС.

Руководство Всемирного банка одобрило выделение 42 млн долларов на неотложные нужды ПНА. В частности, из этих средств планируется выплатить зарплаты чиновникам, сотрудникам силовых структур и другим государственным служащим.

Делегация ХАМАС во главе с Х Машалем посетила на минувшей неделе Саудовскую Аравию, где ей была обещана финансовая помощь.

Напряженная ситуация сохраняется в Ираке. В стране не прекращается активная террористическая и боевая деятельность сил местной вооруженной оппозиции и иностранных боевиков. В то же время основные политические группировки страны не в состоянии пока договориться о создании коалиционного правительства. Первое заседание иракского парламента, избранного в декабре 2005 г., перенесено с 12 на 19 марта.

На прошедшей неделе армия и силы безопасности Пакистана проводили крупную войсковую операцию против иностранных боевиков и местных незаконных вооруженных формирований на севере страны в приграничной с Афганистаном провинции Северный Вазиристан. Отмечается, что эти «бои были самыми кровопролитными за последние два года». По официальным данным, уничтожено до 150 боевиков. Делегация вождей и старейшин местных племен обратилась к президенту Пакистана П. Мушаррафу с просьбой прекратить военную операцию, т. к. от нее страдает мирное население. Власти же предложили руководителям племен «изгнать иностранных боевиков или быть готовыми к продолжению боевых действий». Исламабад также возложил ответственность за кровопролитие в Северном Вазиристане на афганское правительство, которое, по его мнению, не предпринимает значительных усилий по охране границы. Кроме того, в Исламабаде заявили о намерении соорудить инженерные заграждения и установить минные поля на границе с Афганистаном (2500 км) с целью пресечения попыток иностранных боевиков проникать на пакистанскую территорию.

Напряженная ситуация сохраняется и на юго-западе Пакистана в провинции Белуджистан, где местные племена продолжают «рельсовую» и газопроводную» войну против центрального правительства, требуя от него улучшения социально-экономического положения в регионе, повышения платы за транзит газа и транспортные перевозки через территорию племен.

Активную антиправительственную деятельность в различных районах страны продолжают радикальные исламистские силы.

В целом внутриполитическая обстановка в Пакистане имеет тенденцию к осложнению.

6 марта завершился официальный визит президента Франции Ж. Ширака в Саудовскую Аравию. Одной из главных целей этого визита было лоббирование французского вооружения и военной техники на саудовском рынке. Так, была предпринята попытка вновь убедить саудовцев закупить партию новейших истребителей «Рафаль». Всего же речь шла о возможных контрактах на сумму в 13 млрд евро. В итоге Ширак признал, что в Эр-Рияде не выразили согласия приобретать французские самолеты, танки и системы управления войсками, но «изучат предложенный Францией план укрепления обороны и безопасности в Арабском королевстве». Ж. Ширак стал первым руководителем иностранного государства, которому предоставили возможность выступить с речью в саудовском Консультативном совете.

В Ливане после двух раундов переговоров участники конференции по общенациональному диалогу и примирению с участием всех основных политических партий и движений страны смогли прийти к согласию по вопросу о прекращении палестинского вооруженного присутствия на ливанской территории и улучшения социально-экономического положения палестинских беженцев. Также выражена поддержка позиции правительству Ливана по проблеме спорного района фермы Шебаа, занятого израильскими войсками. Участники конференции приняли решение о создании трибунала для суда над организаторами убийства бывшего премьер-министра страны Р. Харири. Вместе с тем участники встречи не смогли договориться по вопросу о разоружении боевых отрядов шиитской радикальной организации «Хизбалла», на чем в резкой форме настаивал один из лидеров парламентского большинства В. Джумблат.

Президент Ливана Э. Лахуд заявил о своей готовности уйти в отставку в случае выдвижения участниками конференции единого кандидата на пост главы государства. Конференция должна возобновить свою работу 13 марта.

Министр иностранных дел Сирии В. Муаллим сообщил, что его страна заключила соглашение с комиссией ООН, расследующей убийство Р. Харири, специальное соглашение и намерена в полной мере сотрудничать с ее новым руководителем бельгийским прокурором С. Браммерцем. Сам же Браммерц предполагает в ближайшее время работать непосредственно в Дамаске.

7 марта в Израиле официально началась предвыборная кампания по избранию главы правительства и нового состава кнессета (парламента). Выборы намечены на 28 марта.

В Бухаресте 9 марта Румыния и Израиль подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве сроком на пять лет. Стороны также договорились совместно действовать в вопросах борьбы с терроризмом. На сегодняшний день свыше половины всех зарубежных контрактов, касающихся технического оснащения румынских вооруженных сил, подписаны именно с Израилем.

Иордания и Израиль урегулировали конфликт, вызванный высказыванием командующего Южным военным округом израильских ВС генерала Я. Наве, заявившего, что король Абдалла II станет последним монархом Хашимитской династии. Эти слова вызвали крайне негативную реакцию в Аммане. Израиль принес Иордании официальные извинения.

Новый глава Высшего народного комитета (правительства) Ливии Б. Махмуди заявил, что продолжит курс на проведение в стране экономических преобразований. Особый упор будет сделан на борьбу с безработицей и улучшение административно-управленческой деятельности. Предполагается открыть в Ливии частные и иностранные банки, для «содействия инвестициям и придания импульса экономике».

Приложение

О состоянии вооруженных сил Алжира

Вооруженные силы Алжира насчитывают 188,7 тыс. человек и состоят из Национальной Народной армии (127, 5 тыс. чел.), национальной жандармерии (60 тыс. чел.) и Республиканской гвардии (1,2 тыс. чел.).

Военная доктрина Алжира в качестве главной задачи ВС определяет противостояние любому диктату со стороны государств региона и обеспечение проведения республикой независимой внешней политики. Действующие военно-доктринальные установки предусматривают обеспечение национальной безопасности страны путем использования совокупности всех имеющихся в распоряжении государства средств, отдавая приоритет политико-дипломатическим, а также иным не силовым методам. Конституция АНДР (ст. 26) гласит: «Алжир отказывается от войны как средства покушения на законный суверенитет и свободу других народов», а также «выступает за урегулирование международных споров мирными средствами (ст. 144).

В условиях сложной военно-политической обстановки в Северной Африке военно-политическое руководство Алжира считает необходимым иметь боеспособные вооруженные силы и применять их в целях защиты суверенитета и территориальной целостности страны. Армия может также привлекаться (что и происходит в настоящее время) для борьбы с незаконными вооруженными формированиями и «другими действиями, угрожающими безопасности граждан и общества».

Основу ВС АНДР составляет Национальная Народная армия, состоящая из сухопутных войск, ВВС, войск ПВО и ВМС.

Сухопутные войска (110 тыс. чел.) имеют в боевом составе пять дивизий (механизированных - 2, танковых – 2, воздушно-десантных - 1), пять отдельных общевойсковых бригад (мотопехотных - 4, танковых - 1). На их вооружении состоит: 1000 танков (Т-72 – 350), ок. 590 орудий полевой артиллерии, в т. ч. самоходных – 185, до 500 ПУ ПТУР, ЗРК «Оса» и «Стрела-1», ПЗРК «Стрела-2», ок. 1700 БМП и БТР.

В настоящее время сухопутные войска отличаются недостаточно высоким уровнем подготовки личного состава, наличием в соединениях и частях большого количества устаревшего вооружения (танков, БТР, артиллерийских систем, средств противотанковой обороны и ПВО, связи, управления войсками и оружием). Артиллерия имеет мало самоходных орудий, специальных РЛС, системы управления огнем устарели. Имеющиеся противотанковые средства не позволяют достаточно надежно поражать современные типы танков. Вооружение ПВО также в значительной степени устарело и не позволяет эффективно противодействовать современным типам летательных аппаратов. Значительная часть техники требует ремонта, модернизации или замены на новые образцы. Поступающая в войска новая техника не всегда в полной мере осваивается личным составом. Программы модернизации сухопутных войск основной акцент делают на повышение мобильности механизированных и танковых соединений.

Военно-воздушные силы (10 тыс. чел. с войсками ПВО) имеют на вооружении 211 боевых самолетов (бомбардировщиков - 38 Су-24МК), истребителей-бомбардировщиков - 28, истребителей - 103, разведчиков – 33).

Парк боевой, вспомогательной и вертолетной авиации в значительной степени морально устарел и физически изношен. Слабо развиты возможности РЭБ. Не отвечает современным требованиям управление авиацией. Алжирское командование предпринимает шаги, направленные на улучшение положения дел в военной авиации. В первую очередь они направлены на обновление самолетного парка. В 2000-2005 гг. ВВС АНДР получили из России 22 бомбардировщика Су-24МК, а в 2004 г. - 42 транспортно-боевых вертолетов Ми-171Ш. Ведутся переговоры с ЮАР о закупке партии боевых вертолетов «Руиволк» и БЛА типа «Кенотрон». С помощью ЮАР модернизированы вертолеты Ми-24. Специалисты Украины и ЮАР модернизируют вертолеты Ми-8. В 2001 г. из США получено 6 самолетов электронной разведки «Бич 1900D». Намечено приобрести еще 12 самолетов этого типа.

Войска ПВО имеют на вооружении ЗРК С-125 «Печора», «Квадрат» и «Оса» (всего 140 ПУ) и 725 зенитных орудий. К слабым сторонам ПВО следует отнести разведку, управление силами и средствами противовоздушной обороны, РЭБ. Недостаточно развита сеть РЛС. В целом войска ПВО обладают ограниченными возможностями, а состоящая на вооружении техника является устаревшей. Намечается создание единой комплексной системы РЭБ для ВВС и ПВО.

Военно-морские силы насчитывают 7,5 тыс. чел. Корабельный состав включает в себя 14 боевых кораблей (в т. ч. две подводные лодки пр. 877ЭКМ) и 20 боевых катеров (в т. ч. ракетных - 9). Часть боевых кораблей и катеров морально устарела и физически изношена, а многие нуждаются в ремонте. Возможности средств ПВО и РЭБ ограничены. Слабым, по мнению иностранных специалистов, остается уровень подготовки личного состава флота и организация службы. Вместе с тем ВМС АНДР считаются более сильными, чем флоты Марокко и Ливии. Командование планирует проведение мероприятий по ремонту и модернизации корабельного состава.

Национальная жандармерия является самостоятельным видом ВС и подчиняется непосредственно президенту. Она выполняет задачи по поддержанию общественного порядка, охране важных государственных объектов и учреждений. Часть сил привлекается для охраны государственной границы.

Республиканская гвардия предназначена для охраны президента и других высших руководителей АНДР, а также выполняет представительские функции.

Главной задачей военного строительства на современном этапе считается реформирование ННА путем отказа от «тяжелой армии» советского типа, укомплектованной в основном призывниками. Алжир намерен в ближайшие пять лет полностью перейти на контрактный принцип комплектования армии. Предполагается создать новые подразделения спецназначения для борьбы против терроризма.

Военная промышленность в Алжире не получила должного развития и представлена главным образом предприятиями по ремонту боевой техники для всех видов ВС. Алжирское руководство высказывает намерение создать собственное производство различных видов вооружения.

Алжир в сфере ВТС придерживается курса на диверсификацию источников приобретения вооружения и военной техники. Вместе с тем, учитывая, что до настоящего времени большая часть оружия и военной техники ННА представлена советскими (российскими) образцами, предпочтение отдается развитию ВТС с Россией. Об этом свидетельствуют соглашения, подписанные с РФ в последние месяцы. Здесь следует особо подчеркнуть, что в случае их реализации в полном объеме, а также подписания ряда других контрактов, алжирские ВС смогут получить на вооружение значительное количество современных образцов вооружения и военной техники (самолеты МиГ-29СМТ, Су-30МКА, Як-130, ЗРС С-300 ПМУ-2 «Фаворит», танки Т-90, ПТУР «Метис-М1» и «Корнет-Э» и др.), а также модернизировать большое количество ранее поставленного оружия (танки Т-72, подводные лодки, надводные корабли и др.). Все это позволит значительно повысить уровень технической оснащенности ННА.

В последние годы позиция ведущих стран Запада в отношении военно-технического сотрудничества с Алжиром претерпела изменения. В первую очередь, это относится к Франции. В 2004 г. АНДР и Франция подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве, которое предполагает проведение совместных учений, поставки вооружения и военной техники, подготовку кадров для ННА. Готовится межправительственное соглашение в области обороны. Происходит расширение контактов Алжира с НАТО по военной линии: увеличиваются поставки в АНДР оружия и военной техники, растет число алжирских военнослужащих, направляемых на учебу в страны Запада, регулярно проводятся совместные учения. В 2000 г. президент АНДР А. Бутефлика посетил штаб-квартиру НАТО – это было первое ее посещение главой арабского государства. Расширяется практика направления на учебу алжирских военных в США. Вместе с тем, американская сторона не идет на полную отмену эмбарго на военные поставки АНДР.

Налажены военные связи с ЮАР, с которой в 1998 г. подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве. В качестве партнеров в военно-техническом сотрудничестве рассматриваются также Украина, Турция, Великобритания, Румыния, Чехия, Египет, Китай.

Традиционно военные играют важную роль в политической жизни Алжира. Позиция армии в острых для страны ситуациях всегда оставалась решающей. Однако в последние годы ситуация стала постепенно меняться. Следует подчеркнуть, что в условиях сложной внутриполитической обстановки алжирские ВС остаются главной стабилизирующей силой общества и основной опорой правящего режима.

Начало