Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Вооруженные силы Туниса

M.М.Юрьев

1. История развития тунисских ВС

Независимым государством Тунис стал в 1956 году, освободившись от 75-летнего колониального господства Франции. Одним из первых актов правительства, возглавляемого Хабибом Бургибой, лидером партии Новый Дестур, стало решение о создании национальной армии.

Официальной датой создания ВС Туниса является 24 июня 1958 г. Изначально вооруженные силы Туниса были немногочисленны и включали в основном стрелковые части, сформированные из бывших военнослужащих французских колониальных войск и личной гвардии бея, являвшегося номинальным правителем страны в период протектората. Основу новой армии составляли бывшие солдаты колониальных войск, имевшие хорошую подготовку и реальный боевой опыт, полученный в сражениях Второй мировой войны и во время боев в Индокитае, где участвовали три тунисских батальона. Однако при формировании национальных вооруженных сил руководство страны столкнулось с большими трудностями: отсутствием офицерских кадров и технических специалистов, низкой дисциплиной, нехваткой современного вооружения. Кроме того, на территории Туниса продолжали оставаться французские войска, и молодой армии пришлось почти сразу после создания вести против них боевые действия в южных районах вдоль границы с Алжиром. К 1959 году с территории Туниса были выведены почти все французские войска, за исключением гарнизона Бизерты - одного из крупнейших городов и портов страны. Упорный отказ руководства Франции эвакуировать эту базу привел к военному конфликту («битва за Бизерту», 19 - 22 июля 1961 года), ставшему первой крупномасштабной операцией тунисской армии, которая понесла большие потери (около 670 убитых и 1150 раненых). Опыт этих боев со всей очевидностью показал назревшую необходимость реорганизации и переоснащения национальных вооруженных сил.

Со времени завоевания независимости подразделения тунисских ВС задействовались в операциях по поддержанию мира в шести странах, в т.ч.:

июль 1960 г. - март 1963 г. в Конго (всего в стране побывал 3361 военнослужащий ВС Туниса);

июль 1992 г. - август 1993 г. в Камбодже (972 военнослужащих);

январь 1993 г. - февраль 1994 г. в Сомали (280 военнослужащих);

сентябрь 1993 г. - июль 1995 г. в Руанде (840 военнослужащих);

июль 1998 г. - по н.в. на Коморских островах (до взвода);

- июль 1999 г. - по н.в. в Косово (группа гражданских специалистов военно-медицинской службы ВС Туниса);

- с июня 2000 г. - по н.в. в Демократической Республике Конго (более 260 человек).

За 50 лет существования армия Туниса из разрозненных, слабоуправляемых и плохо вооруженных частей превратилась в современную военную структуру.

2. Военно-доктринальные взгляды

Общая направленность внешнеполитического курса тунисского руководства - миролюбивая. Тунисское руководство придерживается принципа возможности и необходимости разрешения кризисных ситуаций без применения силы. Оно выступает за исключение политики двойных стандартов из практики международных отношений, за укрепление роли ООН в поддержании мира и стабильности.

Военно-политическое руководство Тунисской Республики рассматривает национальное вооруженные силы (ВС) в качестве важнейшего компонента системы обеспечения государственной безопасности и отводит им роль основного гаранта суверенитета страны. При определении основных направлений строительства ВС оно учитывает ряд политико-экономических факторов, из которых наиболее важными являются:

оборонительный характер военно-доктринальных установок Туниса, приверженность мирным способам урегулирования внешнеполитических разногласий с пограничными государствами;

сложная военно-политическая обстановка в соседних странах, особенно в Алжире, что создает определенную напряженность в приграничных районах и может оказать дестабилизирующее влияние на ситуацию в самом Тунисе (распространение исламского экстремизма, рост нелегальной миграции африканского населения, возможный трафик наркотиков, оружия через Тунис в Европу и т.п.);

экономическая зависимость от международных валютно-финансовых организаций и жесткого целевого кредитования, что обязывает руководство соблюдать пятипроцентный уровень расходов на оборону (требование МВФ) и не позволяет использовать на эти цели внебюджетные средства, поступающие по кредитным линиям из-за рубежа;

физический и моральный износ значительной части поставленного в начале 80-х годов и ранее вооружения и техники, необходимость обновления их парка;

насущная потребность привлечения ВС к решению народно-хозяйственных задач (освоение пустынь и труднодоступных территорий, совершенствование инфраструктуры и коммуникаций);

определенная заинтересованность руководства в участии подразделений ВС Туниса в миротворческих акциях для получения политических дивидендов, а также материально-финансовой помощи.

Военно-доктринальные установки Туниса имеют оборонительную направленность и в последние годы существенных изменений не претерпели. По-прежнему, их социально-политической сущностью остается противодействие распространению в регионе религиозного экстремизма и терроризма - основным деструктивным силам, способным обострить отношения между государствами. Остаются в силе и технические аспекты (концепция «активной обороны», принципы взаимодействия с дружественными государствами, участие в реализации социально-экономических программ, создание инфраструктуры, обновление и модернизация коммуникаций). В качестве союзников рассматриваются США и другие страны НАТО, со многими из которых Тунис связан соглашениями о сотрудничестве в военной области. Тунис регулярно посещают официальные лица НАТО, взаимодействие с которым строится на базе совместного военного планирования, а также в рамках т.н. Средиземноморской инициативы Североатлантического альянса. Тесные военные связи со странами НАТО, и, прежде всего с США, Францией, ФРГ, получение к 2008 году статуса ассоциированного члена ЕС позволяет Тунису в случае внешней агрессии рассчитывать на их помощь. В последние годы дипломатическим путем решены практически все территориальные споры с соседними государствами.

3. Общая характеристика ВС и система комплектования

Вооруженные силы Туниса включают в себя три вида: сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы. В 1996-98 гг. организационно оформились войска развития.

По состоянию на начало 2006 г. численность ВС составляет около 40 тыс. человек, в т.ч.: СВ - 30 тыс., ВВС - 3 тыс., ВМС - 4 тыс., войска развития - 1 тыс., центральный аппарат MHO и части центрального подчинения - 2 тыс. человек.

Верховным Главнокомандующим ВС Тунисской Республики, согласно Конституции (ст.44), является Президент страны. Он управляет ими в мирное время через министра национальной обороны. При Президенте создан консультативный орган - Совет национальной обороны, который определяет военную политику страны, основные направления военного строительства, а также координирует деятельность других министерств в военной области.

Министром национальной обороны Туниса назначается гражданское лицо, которое осуществляет административное управление ВС через начальников штабов видов вооруженных сил и отвечает за их состояние, боеготовность и строительство. Министерство национальной обороны, кроме того, решает задачи комплектования войск, подготовки резервных компонентов, материально-технического обеспечения, закупки вооружений, руководит деятельностью военно-научных учреждений.

Политико-моральное состояние личного состава ВС высокое. В войсках поддерживается жесткая воинская дисциплина, направленная по большей части на неукоснительное подчинение и повиновение. Отлажен строгий контроль политической и религиозной направленности и настроений офицерского состава. Пресекаются всякие попытки политической активности.

В армейской среде регулярно проводятся мероприятия по искоренению идей религиозного экстремизма, отлажена жесткая система дисциплинарной практики, неукоснительно претворяется в жизнь принцип единоначалия

Комплектование ВС - смешанное (по призыву и контракту на основе конкурсного отбора). Срок службы -12 месяцев. Ежегодно призывного возраста достигают более 105 тыс. юношей. Мобилизационные ресурсы страны составляют 2,8 млн. человек, в том числе годных к военной службе - 1,6 млн. человек.

Организация и порядок прохождения военной службы регулируется законами № 51 от 14 марта 1989 года и № 53 от 9 июля 1992 года. Военнослужащие ее могут проходить в ВС, подразделениях МВД, а также в «войсках развития». Существует система отсрочек, а также основания для полного освобождения призывников от военной службы. В соответствии с законом, гражданин не может быть призван в армию по следующим причинам:

1) По здоровью.

2) По семейным обстоятельствам:

имеет одного или более законных детей;

женат более 2 лет;

имеет отца старше 65 лет, или инвалида с потерей трудоспособности на 60 и более процентов;

сестра или брат являются инвалидами.

3) По достижении 30-летнего возраста, если он законно пользовался отсрочками от военной службы.

4) По достижении 28-летнего возраста, если:

обязан содержать семью;

работает за границей, выехав туда в законном порядке.

Тунисское законодательство предоставляет также разнообразную систему отсрочек от военной службы:

1) По семейным обстоятельствам:

отец призывника является временно нетрудоспособным по состоянию

здоровья;

призывник имеет на иждивении мать-вдову, либо его мать разведена;

призывник имеет на иждивении младшую сестру, которая не замужем;

призывник имеет на иждивении брата до 20 лет, либо который не получил обязательного образования.

2) По причинам, связанным с обучением:

призывник является аспирантом или студентом в государственном институте либо профессионально-техническом учебном заведении;

призывнику не менее 23 лет и он учится в частном учебном заведении;

призывник учится в специальном учебном заведении со сроком обучения более 4 лет.

3) Призывник работает за рубежом.

4) Брат призывника проходит действительную военную службу по призыву.

В Тунисе также действует «принцип откупа» от призыва, закрепленный в ведомственных инструкциях. Лицо, не желающее быть призванным на службу, имеет право освобождения от нее при условии уплаты в течение года от 60 до 80 процентов зарплаты, которая, в свою очередь, не должна быть меньше 300 тунисских динар. В этом случае призывник проходит 21-дневные сборы в учебном центре, после чего возвращается на место работы. По истечении года и при исправной уплате «откупных взносов» ему выдается соответствующий документ, и он исключается из списков лиц, подлежащих призыву.

Законодательно определены приоритеты комплектования. Сначала удовлетворяются заявки министерства обороны, боевые подразделения, затем подразделения МВД и «войск развития». Призывники также могут быть прикомандированы к одному из предприятий оборонного значения или задействованы в рамках технического сотрудничества с другими странами.

Большое внимание уделяется подготовке резервов видов ВС, от которых зависят масштабы и сроки мобилизационного развертывания.

В качестве первоочередных резервов, поступающих в распоряжение Верховного главнокомандующего в угрожаемый период, рассматриваются другие военизированные формирования, которые в мирное время подчиняются министру внутренних дел. В Тунисской Республике к ним относятся национальная гвардия и полиция.

Резервисты делятся на три категории - первой, второй и третьей очереди. Нахождение в резерве первой очереди - два года, второй - 2 года и третьей - 20 лет. Резервисты первой и второй очереди приписаны к конкретным частям и подразделениям, а третьей могут быть призваны только при необходимости.

Бригады и отдельные полки СВ имеют собственные мобилизационные планы на угрожаемый период, позволяющие в короткие сроки доукомплектовать существующие части и подразделения постоянной готовности и развернуть на их базе резервные полки и батальоны. Всего, по оценкам Института национальной обороны, за период М-90 и к начальному этапу боевых действий, после выполнения необходимых мобилизационных мероприятий, численность ВС Туниса может достичь 150 тыс. человек.

Совершенствование средств и способов вооруженной борьбы, усложнение современной военной техники ставят новые задачи перед офицерским составом и военнослужащими, проходящими службу по контракту в тунисских ВС. Руководством Туниса отмечалось, что уровень общей и специальной подготовки офицеров не отвечает требованиям дня. В связи с этим, к середине 90-х годов в стране была разработана новая программа подготовки офицерских кадров для национальной армии, которая призвана при минимальных финансовых затратах оптимизировать тунисскую систему военного образования.

В Тунисской Республике для подготовки офицеров имеются следующие военно-учебные заведения: подготовительные школы в военные академии, Военная академия, Военно-морская академия, Авиационное училище, Училище Главного штаба, Военная академия Главного штаба, Институт национальной обороны и Высшая военная школа.

Некоторое количество военнослужащих (офицеров и унтер-офицеров) обучается за рубежом. Это определено двусторонними соглашениями о военном и военно-техническом сотрудничестве между Тунисом и рядом иностранных государств. В США проходят подготовку до 100 человек, во Франции до 80 человек, в ФРГ до 40 человек, а также в Италии, Испании, Турции, Бельгии и других странах (в меньших количествах).

В тунисских ВС для офицерского состава и военнослужащих контрактников установлены следующие сроки службы:

- кадровые офицеры - 30 лет;

- унтер-офицеры - 25 лет;

- рядовые и сержанты (по контрактам) - 20 лет;

Важным моментом является наличие соответствующих соглашений Туниса с Францией, Турцией, Алжиром о порядке прохождения воинской службы лиц с двойным гражданством. В соответствии с данными соглашениями, лица с двойным гражданством могут проходить службу по выбору в одной из стран.

4. Сухопутные войска

Численность сухопутных войск ВС Туниса составляет около 30 тыс. человек. Непосредственное руководство войсками (с мая 2002 года) осуществляет начальник штаба - командующий СВ бригадный генерал Рашид Аммар.

Основным тактическим соединением в сухопутных войсках Туниса остается бригада. Всего в СВ три мотопехотных и одна пехотная (Сахарская) бригады. Дислокация частей и подразделений каждого из соединений определяет военно-административное деление территории страны на зоны ответственности (военные округа) со штабами бригад в городах Бежа, Кайруан, Габес, Ремада. Воинские подразделения, дислоцированные в столице страны г. Тунис, ряд других частей и подразделений центрального подчинения входят в Центральный военный округ. Эти войсковые формирования имеют свои зоны ответственности, при этом через штаб СВ организовано соответствующее взаимодействие.

Боевой состав СВ

Военные округа - 5

Бригады - 4

мотопехотные -3

пехотная (Сахарская) -1

Отдельные полки - 7

танковый - 2

разведывательный -1

противотанковый - 1

инженерный -1

связи - 1

автотранспортный - 1

военной полиции - 1

Группа специального назначения -1

Центр связи - 1

Учебные центры - 5

Вооружение СВ

Боевые танки - 144

М-60АЗ (поставлены США в 1982-1985 гг.) - 100

М-48А2 (поставлены США в 1982-1985 гг.) - 30

Артиллерия - 250

орудия ПА (155 мм СГ - 25, 105 мм- 64) - 90

минометы (120мм-18,81мм-30, 82мм-12, 60мм- 78) - 150

Противотанковые и зенитные средства - 400

ПТРК («Toy» - 107, «Милан» -72) -180

ЗРК « Чапарел» (поставлен США в 1982 г.) - 25

ПЗРК RBS-70 (Швеция) - 60

орудия ЗА и ЗУ (40 мм - 12, 37мм - 24, 20 мм -112) - 150

Легкая бронетехника - 700

АМХ-13 (Франция) - 35

SK-105 (Австрия) - 65

EBR-75 (Франция) - 20

АМХ-30 (Франция) - 25

AML-90 «Панар» (Франция) - 35

ЕЕ-11 « Уруту» (Бразилия) - 20

Salladin (Великобритания) - 25

М-706 «Командо» (Италия) - 80

Fiat 6614 (Италия) - 80

МПЗ (США) -85

Хаммер (США) - 200

AML-60 (Франция) - 10

РЛС RATAK (ФРГ) - 40

5. Военно-воздушные силы

ВВС Туниса - самостоятельный вид вооруженных сил страны. Они призваны решать следующие основные задачи:

оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВМС;

проведение самостоятельных воздушных операций, нанесение ударов по наземным и морским целям;

противовоздушная оборона важных государственных, военных и экономических объектов, группировок войск;

высадка воздушных десантов, доставка и перевозка грузов;

спасение экипажей терпящих бедствие самолетов, вертолетов и кораблей;

защита морских коммуникаций, прилегающих морских акваторий.

В мирное время ВВС также привлекаются к проведению совместных с МВД операций по обнаружению и перехвату морских транспортных средств контрабандистов и перевозчиков нелегальной рабочей силы в Европу, ведут наблюдение за деятельностью иностранных государств на континентальном шельфе Туниса, принимают участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, организуют контроль наземной обстановки во время поездок президента Туниса по стране.

Возглавляет ВВС начальник штаба, он же командующий бригадный генерал Махмуд Бен Мохамед, который непосредственно подчиняется министру обороны. Он отвечает за:

состояние боевой готовности ВВС и их развитие;

разработку планов боевого применения, мобилизационного и оперативного развертывания;

планирование, организацию и контроль оперативной и боевой подготовки;

определение организационно-штатной структуры частей, подразделений и учебных заведений, а также проведение реорганизационных мероприятий;

материально-техническое обеспечение, своевременное пополнение запасов вооружения, боеприпасов и другого имущества.

Повседневное руководство командующий осуществляет через штаб в г. Тунис.

В тунисских ВВС существуют следующие рода авиации: истребительно-бомбардировочная, штурмовая, военно-транспортная, разведывательная. Имеются также вертолеты различного предназначения.

Основу организационной структуры Туниса составляют авиационные базы и авиационные эскадрильи. В зависимости от оперативно-тактического предназначения авиазвенья одной эскадрильи могут быть дислоцированы на различных авиабазах и организационно подчинены их командирам. ВВС Туниса располагают достаточным количеством авиационных баз и аэродромов для базирования, боевой и повседневной деятельности авиации. Основными из них являются: Сиди Ахмед, Аль-Аюна, Сфакс, Габес, Гафса. Все они оснащены радио- и светотехническим оборудованием для обеспечения полетов в сложных метеоусловиях днем и ночью.

Общая численность личного состава ВВС Туниса на начало 2006 года составляет 3 тыс. человек. После отмобилизования их численность может достигнуть 5 тыс. человек (с учетом летчиков и технического персонала тунисских гражданских авиакомпаний).

По количеству боевых самолетов Тунис значительно уступает своим североафриканским соседям Алжиру и Ливии.

Всего в боевом составе ВВС Туниса имеется 66 самолетов, сведенных в шесть эскадрилий, в том числе: истребителей-бомбардировщиков F-5E (производство США) - 9; легковых штурмовиков L-59 (Чехия) - 12 и MB-326KI (Италия) - 5; разведывательных самолетов «Partenavia Observer» (Италия) - 3; военно-транспортных С-130Н, В «Геркулес» (США) - 9 и L-410 (Чехия) - 8; учебно-боевых Р-5Р «Тайгер» (США) - 4, МВ-326В (Италия) - 5 и S-208M (Италия) - 1, «Соката» ТВ 20 (Франция) - 2, «Пайпер СЕНЕКА 5» (США) - 2.

Вертолетный парк насчитывает около 80 вертолетов (шесть эскадрилий): боевых вертолетов SA-341, 342 (Франция) - 5; транспортно-разведывательных вертолетов UH-III (США) - 15, АВ-205/212 (Италия) - 8, SA-313A (Франция) - 7, АВ-412 (Италия) - 2; вертолетов поиска и обнаружения НН-3 (США) - 6, НН-4 (США) - 16; учебных вертолетов АВ-205/212 -11, SA-350 (Франция) - 6.

6. Военно-морские силы

Военно-политическое руководство Туниса, учитывая значительную протяженность своих морских границ (более 1300 км), уделяет большое внимание укреплению национальных ВМС. При этом оно также исходит из стратегической важности географического положения, которое занимает страна, находясь на пересечении морских путей из Европы и Америки в страны Востока и Азии.

Тунисские ВМС являются самостоятельным видом ВС, возглавляются штабом ВМС и подчинены MHO страны. Начальник штаба ВМС - командующий старший капитан 1 ранга Т.Ф. Аль-Арби отвечает за боевую и мобилизационную готовность флота, организацию боевой подготовки, политико-моральное состояние личного состава и выполнение планов строительства и модернизации ВМС. Флот способен выполнять возложенные на него задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами ВС.

Перед национальными ВМС стоят следующие задачи:

В военное время:

поддержка боевых действий сухопутных войск на приморских направлениях;

уничтожение судов и боевых кораблей противника в прибрежных водах;

охрана и оборона своих портов, военно-морских баз, пунктов базирования и объектов береговой инфраструктуры;

обеспечение прикрытия при конвоировании судов на переходе морем;

ведение разведки;

доставка групп специального назначения для проведения разведывательных или диверсионных операций.

В мирное время:

охрана территориальных вод;

пресечение проникновения в страну террористов, транспортировки оружия и наркотиков;

пресечение незаконной иммиграции в Италию, на Мальту и другие страны Средиземноморья тунисцев и африканцев;

контроль за рыболовством и соблюдением квот на добычу морепродуктов в природоохранных зонах, отведенных под эти цели совместным тунисско-итальянским соглашением;

участие в гидрографических работах по уточнению рельефа морского дна и континентального шельфа.

Основными тактическими подразделениями ВМС Туниса являются дивизионы, находящиеся в подчинении начальников военно-морских районов (Бизерта, Келибия, Сфакс).

Система базирования военно-морских сил включает главную военно-морскую базу (Бизерта), три военно-морские базы (Ла-Гулетт, Келибия, Сфакс), пункт базирования и ремонта Мензель Бургиба, два пункта базирования (Сус, Габес).

Для базирования боевых кораблей также могут использоваться морские порты Табарка, Монастир, Махдия, Зарзис, Зембра.

Боевой состав ВМС

Дивизионы боевых катеров - 4

ударные дивизионы

дивизион наблюдения за побережьем -1

Дивизионы вспомогательных судов -1

дивизион поддержки и обеспечения (21) -1

Корабельный состав ВМС

Боевые корабли и катера - 34

ракетные катера -6

сторожевые катера - 21

десантные катера - 7

Вспомогательные суда - 9

учебные суда - 1

гидрографические суда - 2

суда обеспечения - 1

буксиры - 3

буеустановщики - 2

7. Военизированные формирования

Военизированные формирования Туниса, исходя из функционального предназначения и решаемых ими задач представлены двумя основными компонентами: Национальной гвардией и полицией. На военизированные формирования возложены задачи обеспечения внутренней безопасности и охраны государственных границ. Все эти формирования объединены под единым командованием и входят в систему министерства внутренних дел (МВД) страны.

Национальная гвардия (НГ) является автономной структурой МВД и представлена в нем организационно главным управлением. Она подчиняется через генерального директора - командующего НГ Абдессаттара Беннура непосредственно министру внутренних дел. Управление подчиненными силами и средствами НГ осуществляется через оперативный пункт командующего НГ и органы оперативного и административного управления.

В мирное время на Национальную гвардию возложены задачи обеспечения общественной безопасности и порядка вне территории столицы и крупных городов, охраны границ, дорожного контроля, предотвращения и подавления массовых беспорядков и антиправительственных выступлений в столице и других городах. В военное время НГ передается в оперативное подчинение верховному главнокомандующему и решает задачи в составе группировки СВ ВС Туниса.

Общая численность личного состава НГ составляет более 15 тысяч человек.

В структуру НГ входят следующие основные подразделения:

1) Управление общих служб, включающие четыре направления - кадров, тыла, воспитательной работы, техническое.

2) Управление охраны границ - занимается вопросами охраны государственных границ. Структурно по оперативному предназначению делится на два направления: охраны сухопутных границ и охраны морских границ

Направлению охраны сухопутных границ оперативно подчинены пять региональных секторов: южный, юго-западный, западный, северный и центральный. Кроме того, данному направлению подчинены до 16 групп охраны сухопутных границ, Различается два вида групп - стационарная и мобильная. На вооружении подразделений имеется стрелковое оружие и автотранспорт.

Направлению охраны морских границ подчинены силы и средства трех морских секторов: южного (штаб в г. Габес), центрального (штаб в г. Сус) и северного (штаб в г. Бизерта). В подчинении направления находятся до 10 групп охраны морских границ, насчитывающих в своем составе до 28 центров охраны границ. Задачами направления охраны морских границ является охрана морской границы, борьба с незаконным ловом рыбы в территориальных водах Туниса, борьба с нелегальной иммиграцией. На вооружении состоят пять сторожевых катеров типа «Брамс» производства ФРГ и три дозорных катера местного производства. В составе ВМС в интересах НГ действует Национальная служба наблюдения за побережьем.

3) Управление частей быстрого реагирования включает части, предназначенные для подавления антиправительственных выступлений борьбы с терроризмом. Кроме того, в составе управления имеется управление поддержки силами реагирования, основной обязанностью которого является руководство подразделениями и частями реагирования, предназначенными для усиления других формирований НГ ходе решения полицейских задач.

В составе НГ имеется три полка общей численностью до 2,5 тысяч человек с пунктами постоянной дислокации в пригородах Туниса Бардо и Марна-кийа, а также в г. Сфакс. Оперативно они подчинены командующему НГ.

4) Управление территориальными частями включает три направления: юридическое (осуществление полицейского надзора за гражданским населением), военного призыва и мобилизации (руководство соответствующими подразделениями, учет военнообязанных) и направления поддержки Главного командования (охрана скоростных магистралей, обеспечение торжественных церемоний, экстренное реагирование на чрезвычайные ситуации). Также на подразделения территориальных частей возложены задачи охраны важных государственных объектов. Небольшие подразделения территориальных частей дислоцируются практически в каждом населенном пункте страны. Общая численность этих формирований достигает 3,5 тысяч человек.

5) Управление частей специального назначения осуществляет руководство силами, ориентированными на решение задач по борьбе с антиконституционными выступлениями, террористическими актами. Части специального назначения также являются боеготовым резервом сухопутных войск Туниса. Части включают в себя три полка численностью до 500 человек каждый. На вооружении имеются бронетранспортеры, легкая артиллерия.

6) Управление дорожной полиции НГ отвечает за регулирование движения вне населенных пунктов, осуществление розыска, задержания и доставки в адрес заинтересованных инстанций НГ и полиции находящихся в розыске автомобилей. В подчинении данного управления состоят до 25 групп дорожной полиции. Силы дорожной полиции НГ насчитывают в своем составе около 1,5 тысяч человек и обеспечены стрелковым оружием и автотранспортом

7) Управление расследования и розыска имеет в своем составе три направления: планирования вопросов безопасности и координации, расследований, уголовных преступлений. Кроме того, в состав управления входит служба безопасности гарнизонов НГ. Основная задача управления - координация действий подразделений спецслужб безопасности НГ, содействие силам полиции и судебным органам первой инстанции.

Полиция, организованно входящая в Главное управление общественной безопасности МВД, подразделяется на криминальную, экономическую, таможенную, полицию нравов, охраны общественного порядка и регулирования движения, техническую. Полиция также включает в себя отдельные службы - следственную, информации, по борьбе с наркотиками и по борьбе с подразделениями.

Все полицейские формирования и службы оперативно и административно подчинены начальнику Главного управления общественной безопасности МВД страны. Общая численность личного состава сил полиции - около 40 тысяч человек.

Наиболее боеспособными подразделениями полиции являются специальные «силы вторжения» (Шурта Ат-Тадаххуль). Организованно они объединены в три полка (численность около 1,5 тысяч человек) и предназначены для решения задач подавления антиправительственных выступлений, обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий, охраны иностранных представительств.

В военное время главными задачами полицейских подразделений будут обеспечение режима военного положения в городах и крупных населенных пунктах, охрана важных объектов, борьба с диверсионными и разведывательными группами, сопровождения грузов.

Другими, второстепенными вооруженными формированиями, имеющимися в Тунисе, являются подразделения министерства юстиции. К ним относится полиция правосудия, осуществляющая решение задач прокурорского надзора за деятельностью полиции. Она подчиняется Генеральному инспектору МВД. Численность - около 300 человек. Также министерству юстиции подчинена полиция исправительно-трудовых учреждений (тюрем) численностью около 700 человек.

8. Оперативная и боевая подготовка

Оперативно-боевая подготовка нацелена на поддержание боевой готовности войск на требуемом уровне. Оперативные навыки командного состава отрабатываются в ходе командно-штабных учений и тренировок, тактико-специальных занятий и сборов руководящего состава. Ввиду ограничения в финансовых средствах боевая подготовка в войсках не носит интенсивного характера и в основном проводится на уровне взвод-рота-батальон.

Один раз в год проводятся крупные общевойсковые совместные учения сухопутных войск с привлечением подразделений и частей, командного и руководящего состава других видов ВС. В ходе учений отрабатываются задачи удержания района обороны бригады, морской десантной операции, противодесантной обороны побережья (мотопехотная бригада в обороне). Одновременно проводится командно-штабное учение, в котором участвуют штабы других частей и соединений, не задействованных в общевойсковых совместных учениях. Финансовые расходы по организации и проведению учений в значительной степени несут США, Франция, а также другие традиционные партнеры Туниса (Италия, Греция, Турция).

Оперативная и боевая подготовка СВ

Действующие в ВС Туниса наставления определяют основные формы и периодичность проведения мероприятий боевой подготовки. Общевойсковые учения - 1-2 раза в год, бригадные учения - 1 раз в год, полковые и батальонные - 3-4 раза в год. Планами предусмотрено проведение командно-штабных, тактико-специальных учений. Основная тематика учений - оборонительная. В последнее время участились занятия по антитеррористической подготовке.

Подготовленность штабов соединений и частей СВ, органов управления MHO, их боевая готовность в целом удовлетворяет предъявляемым требованиям со стороны военно-политического руководства и позволяет решать задачи по обеспечению национальной безопасности.

В ходе боевой подготовки активно применяются компьютерные программы, разработанные во Франции, США, и используются тренажеры (танк М-60, ПТРК «Toy»), поставленные в страну в рамках военного сотрудничества с зарубежными странами.

Оперативная и боевая подготовка ВВС

При планирования оперативной и боевой подготовки штаб ВС учитывает ограниченность материальных средств и острый дефицит горюче-смазочных материалов.

В этой связи боевая подготовка ВВС характеризуется относительно низкой интенсивностью. Крупномасштабных учений с привлечением значительных сил авиации, как правило, не проводится. Основное внимание в боевой подготовке обращается на выполнение задач в условиях, максимально приближенных к боевым. Летчики истребительно-бомбардировочных эскадрилий тренируются в нанесении ударов по наземным целям и непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск. Большое внимание уделяется отработке вопросов преодоления противодействия средств ПВО противника.

Состояние боевой готовности авиационных подразделений зависит от типа боевой техники, находящейся на вооружении. Наиболее боеготовыми считаются всего лишь несколько эскадрилий, располагающие более совершенной, по сравнению с другими, авиатехникой. Что касается других подразделений, оснащенных самолетами устаревших типов, то около 10-15% их самолетного парка находится в ремонте.

Командование ВВС стремится максимально использовать возможности военного сотрудничества, в первую очередь со странами НАТО. В н.в. практически весь летный состав ВВС прошел обучение в учебных центрах США, Франции, Испании и др.

На регулярную основу переводится проведение совместных учений и действий. Так, ежегодно до двух-трех истребителей-бомбардировщиков F-5E, до четырех военно-транспортных самолетов С-130Н ВВС Туниса совершают перелеты с авиабаз «Сиди Ахмед» и «Аль-Аюна» на авиабазы ВВС Испании и обратно. Кроме того, с целью повышения практического налета экипажей военно-транспортной авиации они активно привлекаются для доставки гуманитарных грузов в различные страны.

Оперативная и боевая подготовка ВМС

Оперативная и боевая подготовка проводится в соответствии с годовым планом, в котором, как правило, предусматриваются совместные с кораблями ВМС США, Франции и других стран НАТО мероприятия. Для проведения учений используется каждый заход иностранных военных кораблей в ГВМБ Бизерта.

Командный состав частей, подразделений и органов управления ВМС Туниса в основном подготовлен к выполнению поставленных задач. Подавляющее большинство офицерского состава прошло обучение за рубежом (США, Франция, Италия, Греция, Турция) и способно управлять современной техникой и вооружением.

Ежегодно курсанты и слушатели военно-морских учебных заведений принимают участие в учебных плаваниях.

9. Основные направления развития

В связи с постепенным моральным устареванием оружия и боевой техники основные усилия MHO планируется направить на поиск путей приобретения техники и военного имущества в рамках безвозмездной помощи или приобретения ее на льготных условиях. Здесь руководство тунисских ВС опирается как на своих традиционных партнеров (США, Францию, Италию), так и изыскивает новые возможности по расширению двустороннего военно-технического сотрудничества с Турцией, Германией, Китаем, Чехией, другими странами.

На ближайшую перспективу количественно-качественных изменений в СВ не предвидится. Их современный состав отвечает требованиям национальных военно-доктринальных установок. Разрабатываются перспективные планы по созданию в штате мотопехотных бригад отдельных разведывательных батальонов.

В связи с малым эксплуатационным ресурсом оружия и боевой техники, а также ее моральным устареванием основные усилия MHO будут направлены на поиск путей приобретения техники и военного имущества в рамках безвозмездной помощи или приобретения ее на льготных условиях. Здесь руководство тунисских ВС опирается как на своих традиционных партнеров (США, Францию, Испанию, Италию), так и изыскивает новые возможности по расширению двустороннего военно-технического сотрудничества с Турцией, Германией, Китаем и Чехией. Собственно высокотехнологичной военной промышленностью Тунис не располагает и перспективы развития его СВ всецело зависят от уровня отношений с другими, прежде всего, западными странами.

Будут предприняты усилия в направлении дальнейшего совершенствования системы подготовки командирских кадров в национальных военных ВУЗах. В этих же целях планируется более эффективно использовать возможности стажировок тунисских офицеров за рубежом.

Особое внимание планируется сосредоточить на подготовке личного состава к ведению антитеррористических операций. В этом направлении будут активно использоваться возможности группы специального назначения.

Командование ВС Туниса продолжит поиск путей повышения боевых возможностей и технической оснащенности подразделений спецназа и разведки новыми образцами ВВТ.

В ближайшие годы командование ВМС продолжит освоение новой организационно-штатной структуры флота. Руководство MHO страны продолжит проведение консультаций с США, Францией и Германией о возможностях приобретения корабля класса «Фрегат-эсминец», который стал бы флагманом флота. По мере закупок или получения на безвозмездной основе новых катеров различного назначения из боевого состава тунисских ВМС будут выводиться суда, выслужившие сроки эксплуатации и ремонт которых экономически нецелесообразен. В этом плане особые надежды возлагаются на военно-техническое сотрудничество с Германией и Китаем.

Состояние и структура системы управления ВС Туниса направлены на эффективное использование вооруженных сил, возможностей и ресурсов страны в угрожаемый период и в ходе вооруженного конфликта.

Основу системы управления и связи национальных ВС составляют действующие и поддерживаемые в рабочем состоянии пункты управления различной степени защищенности. Так, продолжают оставаться в резерве командования для использования в угрожаемый период времени защищенные (подземные) пункты управления в районе г.г. Кассерин и Габес.

Основными направлениями совершенствования системы связи и управления вооруженных сил Туниса являются следующие:

создание единых объединенных органов и пунктов управления с целью повышения уровня координации и взаимодействия видов ВС при решении задач мирного и военного времени;

повышения уровня автоматизации процесса управления, скрытности

управления войсками, сокращения сроков доведения распоряжений до исполнителей;

внедрение современных помехоустойчивых средств связи во всех звеньях управления.

Начало