Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (6 –12 ноября 2006 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и в Ливане. Ситуация в палестино-израильских отношениях существенно обострилась в результате ошибочных действий израильской артиллерии, обстрелявшей район Бейт Ханун (сектор Газа), в результате чего погибли 19 мирных жителей. В Ливане безрезультатно закончился очередной раунд диалога между ведущими политическими силами страны по вопросам национального примирения.

Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта остается напряженной. И хотя подразделения ВС Израиля покинули Бейт Ханун, они остаются в ряде других районов сектора Газа. Израильское правительство заявило, что продолжит военные операции в анклаве до тех пор, пока палестинские боевики не прекратят ракетные обстрелы приграничных территорий Израиля, не будут надежно перекрыты все каналы контрабандной доставки оружия в сектор Газа и правительство, сформированное движением ХАМАС, «не изменит избранный курс на продолжение провокаций». Со своей стороны, палестинские экстремисты продолжают ракетные обстрелы израильского города Сдерот и некоторых других мест. В командовании ЦАХАЛа считают, что палестинским боевикам, благодаря не прекращающейся помощи из-за рубежа, удалось преодолеть технические трудности и в настоящее время они в состоянии изготовлять и накапливать большое число ракет «Кассам».

В ответ на обстрел Бейт-Хануна представители ХАМАС м других палестинских группировок объявили о своем намерении отомстить Израилю путем осуществления терактов и усиления ракетных обстрелов. Израиль же официально выразил сожаление фактом обстрела и признал ошибочность в действиях своей артиллерии. ВВС Израиля продолжают наносить удары по объектам боевиков в секторе Газа.

11 ноября США в Совете Безопасности ООН наложили вето на проект резолюции, предложенный Катаром, который призывал Израиль «немедленно прекратить свои военные операции и вывести вооруженные силы из сектора Газа». Документ также призывал палестинскую сторону прекратить боевые акции против Израиля.

ФАТХ и ХАМАС договорились об основных принципах формирования палестинского правительства национального единства, которое, как полагают в руководящих кругах обеих движений, будет создано в течение ближайших 2-3 недель. Предполагается, что в новый кабинет министров не войдут известные политики, и он будет представлен преимущественно технократами. В качестве кандидата на пост премьер-министра назван бывший глава Исламского университета в Газе Мохаммед Шбейр.

Совет Лиги арабских государств на экстренном заседании 12 ноября принял решение о прекращении экономической блокады палестинских территорий, которая была введена в марте с. г. после прихода к власти там движения ХАМАС.

Сложная ситуация сохраняется в Ливане. 11 ноября лидеры 14 основных ливанских политических партий и парламентских фракций не смогли прийти к компромиссным решениям по выходу страны из затянувшегося политического кризиса. Более того, участники «круглого стола» даже не заявили о возможности проведения нового раунда переговоров. Кроме того, пять министров, представляющих шиитскую общину, заявили о своей отставке. Премьер-министр Ф. ас-Синьора отказался принять их прошения и призвал министров продолжать работу в правительстве. Основным препятствием, не позволившим продолжить внутриливанский диалог, стало требование шиитов (прежде всего, движения «Хизбалла») и поддерживающих их христианского «Свободного патриотического движения» (СПД) во главе с генералом М. Ауном о предоставлении им трети мест в правительстве, включая посты министров обороны, финансов и юстиции. Парламентское большинство во главе с «Движением 14 марта» (лидер С. Харири) отвергло требования шиитов и СПД. Фактический срыв политического диалога, нежелание его участников прийти к взаимоприемлемым компромиссам может привести к дальнейшему обострению обстановки в Ливане.

Командующий Временными силами ООН в Ливане французский генерал А. Пеллегрини предупредил Израиль о недопустимости провокационных полетов его боевых самолетов над позициями миротворцев, т. к. они, по словам генерала, «чреваты опасными последствиями». Более того, Пеллегрини отметил, что «если по дипломатическим каналам ситуацию не удастся исправить, возможно, придется использовать другие меры». Тем не менее, самолеты израильских ВВС продолжают разведывательные полеты над различными районами Ливана, что правительство Э. Ольмерта оправдывает необходимостью получения информации о деятельности боевиков «Хизбаллы» и поставках оружия исламистам из Сирии.

США заявили о поставках ливанской армии различной военной техники и снаряжения на сумму 10,5 млн долларов. В частности, ВС Ливана получат автомобили повышенной проходимости типа «Хамвей», военные грузовики, боеприпасы, запчасти к ранее поставленной технике, учебное оборудование. Всего Вашингтон обязался оказать Ливану военную помощь на сумму 40 млн долларов. Кроме того, более 130 ливанских офицеров и сержантов прошли в этом году подготовку в США. Иран, со своей стороны, предложил ливанцам поставить зенитные ракетные комплексы и другие современные средства ПВО.

Как представляется, попытки заставить Иран свернуть реализацию национальной ядерной программы контрпродуктивны и не приведут к требуемым результатам. Это со всей очевидностью подтвердили события минувшей недели. Верховный лидер ИРИ А. Хаменени в очередной раз заявил, что его страна полна решимости продвигаться в ядерной области. В Тегеране также подчеркивают, что в случае принятия Советом Безопасности ООН резолюции по иранской ядерной программе, то это «не окажет никакого влияния» на работы, проводимые иранцами в данной сфере.

В Москве прошли российско-иранские консультации по атомной проблематике. Секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ А. Лариджани имел встречу с президентом России В. Путиным и провел переговоры с главой МИДа С. Лавровым и секретарем Совета безопасности РФ И. Ивановым. По заявлению С. Лаврова, в ходе московских консультаций была подтверждена принципиальная позиция о необходимости решать иранскую ядерную проблему «на прочной основе международного права и с учетом прав и обязанностей участников ДНЯО и опорой на профессиональные, непредвзятые, неполитизированные оценки инспекторов МАГАТЭ». По словам А. Лариджани, ИРИ намерена решать вопросы, связанные с его атомной программой, на переговорах с «шестеркой» (5 постоянных членов СБ ООН и Германия). Однако, как показывает политическая практика, Иран использует переговорный процесс не столько для поиска компромиссных развязок существующих проблем, сколько для твердого отстаивания своих позиций, от которых в Тегеране, по всей видимости, не намерены отступать. Об этом, к примеру, свидетельствуют намерения иранской стороны всемерно расширять работы по обогащению урана.

Официальные представители Корпуса стражей исламской революции Ирана (КСИР) утверждают, что к настоящему времени отобраны и проходят обучение «тысячи людей», которых готовят в качестве боевиков-смертников, в частности, для уничтожения танков и средств перевозки личного состава противника, а также для проделывания проходов в минных полях. По словам командующего КСИР генерала Я. Сафави, эти боевики являются «обученными профессионалами» и могут быть использованы для «остановки любого наземного вторжения в Иран».

На прошедшей неделе заместитель министра обороны Израиля Э. Снэ сообщил, что его страна может быть вынуждена применить силу для того, чтобы остановить ядерную программу Ирана, хотя и считает это «крайним средством», однако «крайнее средство – это иногда единственное средство». В ответ в Тегеране выступили с военными угрозами в адрес Израиля.

Положение дел в сфере безопасности в Ираке продолжает оставаться очень напряженным. В стране в последние дни отмечается усиление террористической активности со стороны противников нынешнего багдадского режима и иностранной оккупации. По информации МВД Ирака, в ответ на вынесение смертного приговора С. Хусейну, повстанческие группировки готовят убийства ключевых политических и религиозных деятелей шиитской общины. Во главе этого списка, как утверждается, стоит А. А. аль-Хаким - лидер крупнейшей политической организации шиитов Высшего совета исламской революции в Ираке. Покушения также готовятся на вице-президента страны А. А. Махди, бывшего премьер-министра И. аль-Джаафари и ряд других лиц. Иракский филиал «Аль-Каиды» заявил о намерении активизировать действия против американских войск в Ираке.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 12 ноября заявил о необходимости проведения крупных изменений в составе своего правительства.

После победы демократов на выборах в Конгресс, вашингтонская администрация заявляет о необходимости пересмотра своей стратегии в Ираке. В Пентагоне уже идет работа в этом направлении. Так, военное руководство рассматривает варианты увеличения численности иракских сил безопасности и коррекции численности группировки ВС США в Ираке. Отметим, что эти меры уже неоднократно предлагались и реализовывались, что, однако, не приводило к стабилизации иракской ситуации. Более действенным, как видится, является одно из предложений группы аналитиков во главе с бывшим госсекретарем Дж. Бейкером, которое предусматривает привлечение Сирии и Ирана к решению проблем Ирака. К этому варианту, кстати, все больше склоняются в Лондоне. Представители же победившей на выборах демократической партии предлагают вывести американские войска из Ирака в течение 4-6 месяцев.

Президент Египта Х. Мубарак стал первым и пока единственным руководителем арабского государства, который открыто высказал свою оценку в связи со смертным приговором бывшему президенту Ирака С. Хусейну. Мубарак считает, что приговор Саддаму нельзя приводить в исполнение, т. к. это может превратить Ирак «в кровавый омут и привести к углублению религиозных и этнических конфликтов», а также негативно отразиться на общей ситуации в ближневосточном регионе.

8 ноября Европейская комиссия решила не прекращать переговорный процесс с Турцией о ее вступлении в Евросоюз. Одновременно Анкаре напомнили о необходимости выполнять обязательства в отношении Кипра6 турецкому правительству предложено в ближайшее время решить вопрос о допуске в порты страны кораблей Республики Кипр. Анкара также подверглась критике за намеренное затягивание демократических реформ в стране. В ответ премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган отметил, что его страна изменит свой подход только тогда, когда ЕС снимет санкции в отношении турецкой части Кипра.

В Пакистане раскрыт заговор с целью убийства президента страны П. Мушаррафа. Органы безопасности арестовали ок. 50 человек, а большинство заговорщиков составляли молодые офицеры ВВС. Сообщается, что заговорщики были связаны с «Аль-Каидой» и афганскими талибами.

В Исламабаде вновь заявили о готовности построить заграждения на границе с Афганистаном, чтобы воспрепятствовать передвижениям боевиков с обеих сторон пограничного рубежа. В Кабуле выступают против этих планов, считая, что таким путем Пакистан намерен в свою пользу решить спорные пограничные проблемы.

Марокко заявило о готовности предоставить Западной Сахаре автономию, однако в Рабате не согласны на независимость этой территории. Ожидается, что в марте 2007 г. после консультаций с политическими и общественными силами страны король Марокко Мохаммед VI обнародует документ, в котором будут определены основы западносахарской автономии.

Приложение

Вооруженные силы Судана: состояние и перспективы

Вооруженные силы Судана (Народные вооруженные силы, НВС) состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил, войск противовоздушной обороны и военно-морских сил. Они насчитывают 104,8 тыс. человек. Верховным главнокомандующим НВС является президент республики генерал-лейтенант Омар аль-Башир.

Суданская армия обязана «защищать страну, охранять безопасность, участвовать в развитии страны, в защите национальных интересов, а также культурного и конституционного порядка». В руководящих военных документах указывается, что НВС ответственны за «сохранение территориальной целостности и независимости Республики, поддержание внутреннего порядка». Кроме того, вооруженные силы участвуют «в выполнении некоторых общественных работ», под которыми подразумевается строительство дорог, мостов, аэродромов и др.

На сегодняшний день суданская армия оснащена вооружением и военной техникой исключительно иностранного производства: советского (российского), американского, китайского, английского, египетского, югославского и др. Основная часть вооружения получена еще в 70-е - начале 80-х годов прошлого столетия, морально устарела и физически изношена, часто выходит из строя, что при слабо развитой ремонтной базе затрудняет его обслуживание и боевое применение. Положение усугубляется сложными природно-климатическими условиями страны, которые негативно влияют на повседневную эксплуатацию и хранение техники.

Вооруженные силы Судана испытывают острый недостаток в современных типах тяжелого вооружения, особенно танках, легкой бронетехнике, средствах ПВО, самолетах и вертолетах различных типов, а также в подготовленных кадрах различного профиля. На организационную структуру ВС, их численность, мобилизационные ресурсы, техническое оснащение негативное влияние оказывают возрастной и этнический состав населения, отсутствие собственного военного производства.

Суданское руководство в условиях сложной военно-политической обстановки в стране и регионе по мере возможностей пытается принимать меры по повышению боеспособности и усилению боевой мощи национальных вооруженных сил.

Сухопутные войска (100 тыс. чел.) являются основным и наиболее многочисленным видом ВС. На их вооружении состоит 270 основных и 70 легких танков, 465 артиллерийских орудий, 600 РСЗО, 725 ПЗРК.

Суданские сухопутные войска имеют большой опыт ведения военных действий против партизанских формирований в саванне, лесистой и горно-лесистой местности. Вместе с тем их слабой стороной является разнотипность боевой техники, значительная часть которой устарела, изношена и требует замены. Недостаточно подготовлен личный состав, имеются значительные трудности в деле технического обслуживания и ремонта вооружения.

Военно-воздушные силы и войска ПВО насчитывают в общей сложности 3 тыс. человек. На вооружении ВВС имеется 34 боевых самолета в т. ч. 10 современных истребителей МиГ-29. В вертолетных подразделениях имеется 10 боевых машин Ми-24В. Самолетный и вертолетный парк разнотипен и представлен в значительной степени устаревшими образцами авиатехники, многие из которых физически изношены, что значительно ограничивает возможности боевого применения ВВС. В вопросах ремонта техники суданская военная авиация находится в полной зависимости от иностранной помощи. Поступление из России в 2002-2004 гг. истребителей МиГ-29 существенно повысило боевые возможности суданской военной авиации. Части ПВО располагают устаревшей техникой и не в состоянии эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения. Фактически можно говорить об отсутствии в Судане системы ПВО как таковой.

Военно-морские силы (1,8 тыс. чел.) являются наименее развитым видом ВС. Их корабельный состав представлен 26 катерами различных типов.

Кроме вооруженных сил в Судане имеются военизированные формирования – «Силы народной обороны» (СНО, 17,5 тыс. чел. постоянного состава и 85 тыс. чел. в резерве). Они созданы «с целью национальной обороны, поддержания национальной безопасности или помощи любым регулярным войскам». В угрожаемый период формирования СНО должны перейти в оперативное подчинение командования НВС.

Мирное соглашение между правительством и повстанцами-южанами, заключенное в январе 2005 г., предусматривает интеграцию в состав правительственных ВС Суданской народно-освободительной армией (25-30 тыс. чел.). Однако этот процесс идет трудно, сказываются длительная взаимная вражда и недоверие между центральной властью и южанами.

Собственной военной промышленностью Судан не располагает. Правительство планирует строительство заводов по производству легкого вооружения с помощью КНР. В Хартуме начал действовать сервисный центр Новосибирского авиаремонтного завода, который будет заниматься техобслуживанием вертолетов типа Ми-8.

В настоящее время Судан не имеет перспективных источников поступления крупных партий современных образцов вооружения и военной техники, а также долгосрочных программ военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Это объясняется отсутствием у правительства достаточных финансовых средств, а также политическими причинами - негативным отношением к военно-исламистскому режиму в Хартуме со стороны многих государств, прежде всего западных. Введение Советом Безопасности ООН в 2005 г. эмбарго на военные поставки Судану в связи с конфликтом в Дарфуре привело к приостановке официальных контактов по линии ВТС с зарубежными странами. Вместе с тем освоение крупных нефтяных месторождений и рост экспорта нефти позволит суданцам в обозримой перспективе выделять больше средств на военный импорт.

В последние годы осуществлялись закупки небольших партий вооружения и военного имущества в Иране, Китае, Пакистане, Сирии, ЮАР, Белоруссии, Украине, Казахстане и в ряде других стран. Судан заинтересован в развитии военно-технических связей с Россией. Хартум проявлял интерес к закупке вертолетов Ми-17 и Ми-28, танков Т-80, БМП-3, БТР-90. В суданской армии действует небольшие группы иранских, китайских и египетских советников. Помощь в обучении национальных военных кадров оказывала Индия.

На всем протяжении истории независимого Судана армия играла исключительно важную роль в политической жизни страны. В Судане было совершено пять военных переворотов (1958, 1964, 1969, 1985 и 1989 гг.), а также было предпринято большое число попыток переворотов. Правительственные вооруженные силы широко использовались для борьбы с повстанческим движением на суданском юге в гражданских войнах в 1955-1972 гг. и в 1983-2005 гг. С 2003 г. по настоящее время армия активно участвует в вооруженном конфликте в западносуданском регионе Дарфур. Длительное и масштабное участие армии во внутренних вооруженных конфликтах, ее периодическое вмешательство в политические процессы, происходившие в стране, способствовали усилению роли военных в жизни Судана, выработке у военной верхушки прочного мнения о своей особой роли в определении судеб государства.

В настоящее время, несмотря на принятие новой конституции (2005 г.), другие важные изменения в политической жизни, военные продолжают во многом контролировать важнейшие структуры госаппарата и определять основные направления внутренней и внешней политики Судана. Более того, по оценкам зарубежных экспертов, в случае дальнейшего обострения обстановки в стране вполне возможно более активное воздействие военных на развитие политической ситуации.

Таким образом, за период независимости Судан в силу перманентного кризисного состояния экономики, острой нехватки финансовых средств, нестабильности внутриполитического положения, полной зависимости республики в вопросах технического оснащения национальной армии от иностранной помощи оказался не в состоянии создать вооруженные силы, которые могли бы надежно защищать страну от внешней агрессии и обеспечить целостность суданского государства. В итоге на сегодняшний день ВС Судана по уровню своей подготовки и технической оснащенности не в состоянии в полном объеме решать задачи по защите суверенитета и территориальной целостности страны. Отсутствие реальных перспектив получения крупной военно-технической помощи из-за рубежа будет способствовать усилению тенденции на дальнейшее ослабление военного потенциала Судана, понижение боевых возможностей национальной армии.

Начало