Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Саудовский наследный принц в Сингапуре: программа действий королевства

Г.Г. Косач

Саудовская Аравия развивает отношения с ведущими азиатскими державами, - сегодня в этом не приходится сомневаться. Состоявшийся в феврале 2006 г. официальный визит короля Абдаллы в Китай, Индию, Малайзию и Пакистан не стал единственным шагом саудовского истеблишмента в этом направлении. Визит наследного принца Султана в Японию и Сингапур (будущий этап этой поездки – Пакистан) в апреле текущего года подтвердил стремление королевства и далее диверсифицировать свои внешнеэкономические и политические связи. Но не менее важна и другая сторона поездки принца Султана, - едва ли не впервые саудовский истеблишмент официально провозгласил программу своих будущих действий. Эта программа была изложена вторым лицом национального «политического класса» во время его пребывания в Сингапуре, где 11 апреля наследный принц выступил с лекцией, представленной сингапурским Институтом исследований Юго-Восточной Азии.

Принц Султан ставил вопрос о трансформации саудовского сотрудничества с ведущими странами азиатского континента в приоритетное направление внешней политики королевства. Речь, однако, не шла лишь только о Саудовской Аравии, но и об «арабско-азиатских отношениях», содействие которым, по мнению принца, превращается в настоящее время в принципиально важную для его страны задачу. Если, подчеркивал он в Сингапуре, «экономика многих азиатских стран, как и стран арабского мира и, прежде всего, государств-членов Совета сотрудничества арабских государств Залива, демонстрирует в последние годы высокие темпы роста, то это означает, что мы должны укреплять двустороннее сотрудничество во всех областях, используя все возникающие возможности ради реализации взаимных интересов».

Но каковы базовые основы этого сотрудничества? Они лежат в сфере торговли и инвестиций.

Как азиатские страны, так и страны арабского мира, отмечал принц Султан, «осуществляют программы приватизации». Соответствующая программа, реализуемая саудовским королевством, включает, в частности, «сферу опреснения воды, производства электроэнергии, разведки месторождений газа и, в целом, полезных ископаемых, сферу коммуникаций, воздушного и морского транспорта, включая аэропорты и порты, как и сферу обслуживания в широком смысле этого слова». Осуществление этой программы, естественно, создает «новые перспективы для вкладчиков капиталов в саудовскую экономику».

Более того, Саудовская Аравия, подчеркивал наследный принц королевства, вовсе не считает необходимым обращаться к опыту приватизации западных стран. Ее истеблишмент считает, что страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, в частности) смогли добиться значительного прогресса «в области развития человеческих ресурсов и экономического процветания». Эти страны доказали развивающему миру, что их «опыт роста не только уникален, но и достоин подражания с точки зрения всех аспектов этого опыта». Не стоит ли тогда и королевству, и арабским странам в целом использовать этот опыт? Но если Саудовская Аравия осознает необходимость обращения к «достижениям Сингапура и некоторых других азиатских стран», то почему бы этим странам (Сингапуру, например) не «участвовать в преобразовании саудовской экономики, как и экономик тех арабских стран, которые действительно стремятся к хозяйственному подъему и улучшению качества своих человеческих ресурсов»? Методы действий в этом направлении? Они вытекают из задачи развития сотрудничества, - «Саудовская Аравия приветствует участие сингапурских компаний и бизнесменов в финансировании осуществляемых в ней экономических проектов, как и в создании совместных предприятий». Стоило бы заметить, что об этом же принц Султан говорил в Японии, а король Абдалла в ходе своей февральской поездки по странам Азии в Китае, Индии и Малайзии.

Саудовская Аравия, говорил принц Султан, «исходит и принципа ответственности и той роли, которую она играет на мировом нефтяном рынке». Королевство «всегда действовало и будет действовать в направлении стабилизации этого рынка, поскольку оно отдает себе отчет в том, что его устойчивое состояние будет содействовать неуклонному экономическому росту всего мира». Именно поэтому саудовский истеблишмент «осуществляет долгосрочную программу, реализация которой составит более пятидесяти млрд. долларов США, увеличения производства нефти ради удовлетворения растущих потребностей в углеводородном сырье». После завершения этой программы, по словам наследного принца, «производственная мощность королевства достигнет 12,5 млн. баррелей нефти в день». Иными словами, объединение усилий Саудовской Аравии и государств-членов руководимого ею Совета сотрудничества арабских государств Залива, с одной стороны, и экономических «тигров» Юго-Восточной Азии, с другой, позволит создать новую ситуацию и в развивающемся мире, и в мире в целом, когда появится возможность «более эффективного противостояния современного мира тем вызовам, в которыми он все еще сталкивается».

Эти вызовы многочисленны, и внешнеполитические интересы саудовского королевства требовали от наследного принца назвать в первую очередь те из них, которые, прежде всего, волнуют его страну.

В списке этих вызовов принц Султан помещал на первое место «еще продолжающийся в регионе Ближнего Востока арабо-израильский конфликт». Он считал, что его решение должно быть «справедливым и всеобъемлющим, основанным на международной законности». Что предполагает эта «международная законность»? Речь идет об «инициативе Служителя Двух Благородных Святынь короля Абдаллы (в то время еще наследного принца – Г.К.), принятой ХIУ арабской встречей в верхах, состоявшейся в 2002 г. в Бейруте» и о «дорожной карте». Неупоминание принцем Султаном документов Совета Безопасности ООН понятно и объяснимо, - называвшиеся им инициативы исходят из известных резолюций международного сообщества.

Конечно же, на втором месте в списке вызовов была ситуация в Ираке. Наследный принц саудовского королевства вновь подтвердил позицию своей страны, заключающуюся в том, что Ирак должен быть сохранен как «единое и независимое государство, способное на основе действий всех его политических сил занять подобающее ему место в рамках арабского и международного сообщества».

Разумеется, на третьем месте в этом же списке был «терроризм, грозящий сегодня всем без исключения странам и народам мира». Саудовская Аравия, заявлял принц Султан, «неоднократно осуждала все формы проявления терроризма, как и то, что это явление абсолютно противоречит нормам и ценностям ислама». Королевство всегда подчеркивало свою решимость «продолжать всеми силами противостояние терроризму, тем, кто помогает террористам, кто их финансирует или подстрекает к нему». Для представителя саудовского истеблишмента было важно подчеркнуть, что одним из наиболее ярких подтверждений позиции его страны стало проведение в 2005 г. в Эр-Рияде международной антитеррористической конференции, на основе решений которой король Абдалла создал в столице своего государства Международный антитеррористический центр, сотрудничество которого с ООН принц Султан рассматривал в качестве «принципиальной задачи» его страны.

Вместе с тем, в своей лекции в Сингапуре принц Султан считал необходимым подчеркнуть и другое обстоятельство, - и задачи экономического роста, стоящие перед всеми развивающимися странами как части современного мира, и противостояние мирового сообщества терроризму предполагают «развитие совместных усилий международного сообщества ради укрепления принципов диалога и взаимопонимания между нациями и цивилизациями». В сегодняшнем мире, по его словам, речь должна идти о «распространении культуры мира, упрочении принципов справедливости, толерантности и равенства, как и об искоренении насилия». Это, по его словам, не только придаст «новые импульсы арабско-азиатским отношениям, но и создаст блестящие перспективы их будущего развития». Вместе с тем, сами эти отношения станут «вкладом обеих сторон в созидание нового мира, мира процветания всех составляющих его народов и стран».

Начало