Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Египте /сентябрь - октябрь 2006г./

В.В.Куделев

Решение Египта о возобновлении реализации национальной ядерной программы после того, как в течение 20 лет она была заморожена, стало самым заметным осенним событием в АРЕ. Согласно этому решению, Каир предусматривает построить до 2020 года на севере страны по меньшей мере одну АЭС. Уже выбрано место для первой АЭС - на Средиземноморском побережье в населенном пункте Дабаа к востоку от Александрии. Стоимость объекта - 1,5 млрд долларов. Чтобы аккумулировать эти средства, потребуются иностранные инвестиции. По данным газеты "Аль-Масри аль-Яум", всего в Египте может быть построено три АЭС. Что касается АЭС в Дабаа, Египту уже в ближайшее время предстоит сделать сложный выбор между Россией и Китаем, которые могут оказать техническую помощь. Новым рынком тут же заинтересовались и США. По мнению наблюдателей, с учетом определенных сложностей, возникших за последнее время между Каиром и Вашингтоном, Египет обратится за помощью к России и Китаю.

Египет является участником Договора о нераспространении ядерного оружия и активно выступает за создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия. В настоящее время в исследовательском центре в Иншасе работают два атомных реактора - советского и аргентинского производства. Чтобы снять возможное беспокойство относительно своей ядерной программы, Каир уже дал понять, что намерен импортировать обогащенный уран.

6 октября исполнилось 25 лет со дня прихода к власти в АРЕ Хосни Мубарака, выдвинувшегося на первый план после убийства Анвара Садата. В настоящее время главе Египта 78 лет. За время его правления проведены экономические реформы, позволившие Египту достичь ежегодного показателя экономического роста в 6 проц. Однако, отмечают наблюдатели, остаются нерешенными вопросы преемственности власти и многочисленные социально-экономические проблемы, которые дают возможность главной оппозиционной силе - "Братьям-мусульманам" - выступать в качестве альтернативы действующему режиму. Х.Мубарак недавно отверг "уроки демократии", предложенные Вашингтоном, поскольку, по его мнению, ускорение реформ приведет Египет к хаосу.

Несколько дней спустя после первого юбилея многие в Египте отметили еще один, пожалуй, не менее важный - 100 лет со дня рождения основателя организации "Братья-мусульмане" Хасана аль-Банны. Именно он создал современную идеологию использования ислама в политических целях, радикальные формы которой подрывают в настоящее время устои многих ближневосточных государств. 13 октября по случаю этой годовщины глава "Братьев" Мехди Акеф заявил, что его организация сделает все возможное для того, чтобы не допустить династической передачи власти от Х.Мубарака его 43-летнему сыну Гамалю.

В течение сентября - октября руководители АРЕ сделали достаточно много важных внешнеполитических заявлений.

3 сентября министр торговли и промышленности АРЕ Рашид Мохаммад Рашид заявил, что Египет намерен установить "особые отношения" с КНР, которая в ближайшие 5 лет может заменить США как главного торгового партнера страны. Судя по всему, подобный демарш стал следствием постоянного давления, которое оказывают США на Египет, пытаясь навязать этой стране демократизацию "сверху". Для подобного намерения Каира есть все основания: если в 2002 году объем торговли между двумя странами не превышал 1 млрд долларов, в 2005 году этот показатель составил уже 2,2 млрд долларов.

4 сентября глава МИД Египта Ахмед Абуль Гейт исключил какую-либо возможность участия АРЕ в контингенте ООН в Ливане. Это решение он мотивировал, в частности, тем, что "Египет в прошлом участвовал в вооруженных конфликтах с Израилем и в настоящее время имеет общую границу с этой страной", дав тем самым понять, что египетские военные не смогут быть беспристрастными, оказавшись между израильскими солдатами и боевиками "Хизбалла".

5 октября Х.Мубарак упомянул возможность проведения в Палестине досрочных парламентских выборов с тем, чтобы преодолеть кризис между ФАТХ и ХАМАС.

19 октября А.Абуль Гейт предостерег против "тотальной гражданской войны" в Ираке, которая втянет в свою орбиту все религиозные общины страны.

Уже 22 октября глава МИД АРЕ предположил, что ливанское движение "Хизбаллаа" попыталось развязать войну с Израилем в июле с.г.для того, чтобы избежать разоружения, запланированного правительством Ливана. Разоружение всех действующих в Ливане милицейских формирований предусмотрено, в частности, соглашениями, заключенными в Эт-Таифе в 1989 году.

3 октября в Каире побывала госсекретарь США Кондолиза Райс, которая провела в египетской столице встречу со своими коллегами из восьми ближневосточных стран - союзниц Соединенных Штатов. Она дала понять, что для реанимации палестино-израильского диалога США рассчитывают на "новую конфигурацию" их арабских союзников в формате "ССАГПЗ плюс два" /шесть стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива плюс Египет и Иордания/.

В сентябре - октябре несколько заметных событий произошли на антитеррористическом "фронте". 2 сентября египетские власти объявили в розыск трех палестинцев, подозревающихся в подготовке покушений против израильских туристов на Синайском полуострове. По египетским данным, трое палестинцев входили в террористическую группу, недавно нейтрализованную в секторе Газа. Участники этой группы готовили антиизраильские теракты на египетской территории. Египетские спецлужбы объявили также в розыск пять "террористов", предположительно, связанных с "Аль-Каидой", которые недавно проникли на Синай с фальшивыми египетскими паспортами. Их фотографии были переданы во все отели полуострова.

7 сентября стало известно, что с начала месяца египетские силы безопасности арестовали свыше 90 человек по подозрению в связях с террористическими группами. До 70-ти человек были арестованы в Александрии, остальные - в Даманхуре. Все они, утверждается в обвинении, поддерживали прямые контакты с террористическими группами.

12 сентября египетские силы безопасности обнаружили в районе КПП Рафах близ границы с сектором Газа тайник с оружием, в котором находились 32 автомата, 28 пистолетов, а также боеприпасы. По египетским данным, этот арсенал предназначался для последующей транспортировки в сектор Газа. Однако не исключено, что эта партия оружия двигалась в обратном направлении и предназначалась для египетских исламистов. Две недели спустя глава Службы внутренней безопасности Израиля Юваль Дискин подверг резкой критике Египет за его неспособность пресечь незаконные поставки оружия в сектор Газа. По его данным, с августа 2005 года, когда израильские войска ушли из сектора, через египетскую границу контрабандным путем были поставлены по меньшей мере 20 тонн взрывчатки и оружия, включая противотанковые ракеты. Израиль не зря бил тревогу. 30 сентября египетские службы безопасности арестовали четверых полицейских, непосредственно причастных к контрабанде оружия в сектор Газа.

Осенью несколько раз дала о себе знать египетская кинематографическая цензура, известная своими двойными подходами к ряду проблем. Так, был запрещен к показу на Каирском кинофестивале фильм "11-е сентября". Единственный предлог для подобного решения - присутствие в числе 11-ти создателей фильма гражданина Израиля Амоса Гитаи. Ранее этот фильм, в создании которого принял и египетский режиссер Юсеф Шахин, уже демонстрировался без купюр на кинофестивале "За диалог культур", прошедший в Александрийской библиотеке.

13 сентября стало известно, что французские фирмы выиграли тендер на строительство третьей линии Каирского метро, которая должна связать район Имбаба с международным аэропортом. Ранее консорциум компаний "Винчи" и "Буйгу" уже построил две линии метро в египетской столице. Протяженность новой линии составит 33 км. Ее электромеханическую часть создаст консорциум также французских компаний "Спи", "Альстом" и "Талес". Первые две компании должны освоить около 125 млн евро, остальные - 75 млн евро. После завершения е строительства общая протяженность подземных магистралей Каира составит 100 км. Каирское метро будет способно к 2020 году ежедневно перевозить около 5 млн пассажиров. Главным конкурентом французов были испанцы /прокладка линии/ и японцы /электромеханика/. Уже определено, что системы связи поставят французские компании "Алкатель" и "Альстом", рельсовое оборудование поставят также французские компании "Кожифер" и ТСО /буквы латинские/. За право поставить подвижный состав борятся компании из Франции, Японии, Китая и Испании.

Начало