Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Американская политика «кнута и пряника» в отношении Тегерана

А.А.Розов

В последние недели антииранская риторика администрации США приобретает менее агрессивный характер: американцы последовательно готовятся к принятию рамках Совета Безопасности ООН санкций в отношении Тегерана, одновременно пытаясь не упустить окончательно в будущем свою нишу на перспективных иранских рынках, где им составят серьезную конкуренцию другие мировые центры силы (ЕС, Россия, КНР). Обращает на себя внимание, что тема возможной военной интервенции в Иран себя окончательно исчерпала, и сегодняшняя формула сводится к простому выбору: переговоры или санкции.

Эта политика напоминает известную концепцию «кнута и пряника», с помощью которой американцы надеются каким-то образом воздействовать на иранское руководство с тем, чтобы убедить его отказаться от выполнения амбициозных проектов в атомно-энергетической области. В роли «кнута» в данном случае выступает известный набор из 15 пунктов, сформулированный еще в июне с.г., который США рассчитывают применить против Ирана в полном объеме, а если этого окажется мало, то расширить его другими мерами.

Предлагаемый американцами «набор из 15 мер» можно условно разделить на 2 блока: санкции против ракетной и ядерной программы ИРИ; санкции экономического и политического характера. К первой категории относятся следующие:

- запрет на поставку в Иран оборудования, продукции и технологий, имеющих отношение к ракетно-ядерной тематике;

- арест финансовых активов и запрет на финансово-экономические операции и деятельность лиц и организаций ИРИ, имеющих отношение к ракетной и ядерной сфере;

- запрет на въезд и выдачу виз лицам, относящимся к иранской ракетной и ядерной программе;

- приостановка технического сотрудничества Ирана с МАГАТЭ;

- запрет на вклад инвестиций в области, относящиеся к ядерной и ракетной программе Ирана;

- запрет на обучение иранских студентов заграницей по специальностям, относящимся к ракетной и ядерной сфере;

К категории возможных мер политического и экономического характера относятся:

- снижение уровня, ограничение или разрыв двусторонних контактов с Ираном;

- запрет на въезд и выдачу визы высокопоставленным представителям иранской власти;

- наложение арестов на финансовые активы лиц и организаций, имеющих прямое отношение или приближенных к иранским властям;

- санкции на поставку в Иран вооружений и военной техники;

- санкции на иранский экспорт отдельных стратегических товаров (нефть, газ);

- прекращение поддержки процесса оформления членства Ирана во Всемирной торговой организации (ВТО);

- запрет на сотрудничество и инвестиции в отдельных сферах;

- общий арест всех финансовых активов Ирана;

- сокращение государственной поддержки развитию торговых отношений с Ираном.

В роли «пряника» американцы, равно как и другие члены «шестерки», традиционно предлагают экономические, технологические и иные дивиденды плюс т.н. гарантии безопасности, ставшие неизменным атрибутом пакетного предложения. И всё это в обмен на выполнение главного условия – прекращения или (хотя бы) приостановки уранового обогащения.

Что интересно, на фоне этих общих и расплывчатых обещаний в наборе американских «пряников» Ирану появилось принципиально новое: 12 октября с.г. Госдепартамент США на фоне продолжающихся угроз о скором введении санкций неожиданно предложил Ирану технологическое содействие в форме поставок запасных частей и оборудования американского «Боинга» для неновых французских «Аэробусов», которыми укомплектована гражданская авиация ИРИ. Дело в том, что французские самолеты этого класса оснащены двигателями американского «Боинга», которому власти США запрещают выходить на иранский рынок. Именно данное обстоятельно служило всегда главным препятствием для налаживания ирано-французского сотрудничества по поставкам новых видов «Аэробусов» в иранскую гражданскую авиацию, парк которой сильно устарел и уже давно нуждается в серьезном обновлении. В условиях блокады со стороны США иранская авиационная стратегия взяла курс на диверсификацию связей с внешним миром и оказалась довольно успешной. Еще год назад иранцы закупили целую серию самолетов «Фоккер», которые почти полностью покрыли дефицит во внутренних авиаперелетах. А за последний месяц появилась информация о приобретении Ираном серии самолетов семейства «Туполев» у России, а также б/у самолетов у ОАЭ. На фоне усиливающейся конкуренции нынешний американский ход вполне логичен: помимо политических мотивов («задавить» Иран как «спонсора терроризма» и центральное звено «оси зла») Вашингтон очевидно печется и о сохранении своих экономических интересов на перспективном иранском рынке. При этом американское внешнеполитическое ведомство устами его официального представителя уже озвучило и конкретную схему осуществления сделки: американцы поставляют необходимые запчасти не напрямую в Тегеран, а на территорию «третьих стран», где соответственно и осуществляется ремонт самолетов. Причем речь идет конкретно о 6 иранских «Аэробусах» (А-310), находящихся на обслуживании в государственной авиакомпании «Иран Эйр». Сейчас данное американское предложение (оно, судя по всему, исходит напрямую от президента Дж. Буша) проходит «обкатку» в американском Сенате и имеет все шансы на успех. Реакция Тегерана оказалась мгновенной и довольно благожелательной: руководитель Организации гражданской авиации ИРИ А.Резаи выразил надежду, что данное американское предложение станет первым шагом для налаживания полномасштабного сотрудничества по поставкам в Иран частей и оборудования для других классов французских самолетов «Аэробус». Иранский чиновник особо отметил, что успешная реализация данной сделки позволит значительно повысить уровень безопасности полетов иранской авиации.

Таким образом, американскую политику «кнута и пряника» можно считать новым феноменом конфронтации, ведущейся между Тегераном и Вашингтоном более 27 лет. Понимая растущую угрозу со стороны конкурентов на иранском рынке и не имея потенциальных возможностей применения силы против режима аятолл, власти в Вашингтоне решили сменить тактику и сочетать угрозы с заманчивыми дивидендами.

Начало