Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ближний Восток: реакция на ядерное испытание КНДР

П.Н. Мамед-заде

Проблема ядерной программы КНДР относится к одной из самых животрепещущих тем современной международной политики. На протяжении длительного времени Северная Корея подозревалась в стремлении к обладанию ядерным оружием. И вот 9 октября с.г. КНДР осуществила подземное испытание ядерного заряда, став, таким образом, девятым государством в мире, де-факто обладающим ядерным оружием. Это событие всколыхнуло мировую общественность, вызвав волну критики и осуждения в адрес северокорейского руководства. Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммед аль-Барадеи выразил в связи с действиями Пхеньяна «глубокое сожаление и серьезную озабоченность», заявив, что проведенное в Северной Корее ядерное испытание подрывает «режим нераспространения и создает серьезную угрозу безопасности не только Юго-Восточной Азии, но и всего мирового сообщества». По его мнению, совершенное Пхеньяном нарушение глобального моратория на ядерные испытания стало серьезным препятствием в реализации международных договоренностей по развитию процесса ядерного разоружения».

Международное сообщество довольно жестко отреагировало на действия КНДР. Совет Безопасности ООН 14 октября единогласно принял резолюцию № 1718, которая предусматривает санкции, направленные на ликвидацию ракетного и ядерного потенциала КНДР, запрет на поставки, продажу или передачу КНДР любой обычной военной техники и вооружений, а также любых материалов, оборудования, товаров и технологий, которые могут быть использованы в северокорейских программах оружия массового уничтожения. Кроме того, СБ ООН потребовал от КНДР прекратить экспорт всех перечисленных наименований, а от государств — членов ООН – заморозить фонды, другие финансовые активы и экономические ресурсы, задействованные в реализации таких программ КНДР. Совет призвал государства-члены к совместным действиям, включая досмотр всех грузов, направляющихся в Северную Корею или вывозимых из нее, на предмет наличия ядерного, химического или биологического оружия и относящихся к нему материалов. В ответ на это КНДР «полностью отвергла» резолюцию СБ ООН, расценив ее как «объявление войны».

Ядерное испытание, проведенное КНДР, вызвало повышенный интерес и живую реакцию в странах Ближневосточного региона, где проблема нераспространения оружия массового поражения является весьма актуальной и существенно влияет на взаимоотношения между ведущими региональными державами. Министерство иностранных дел Ирана в связи с ядерными испытаниями КНДР заявило о необходимости переговоров по ядерной деятельности Пхеньяна, которые учитывали бы как его интересы, так и интересы мирового сообщества. Официальный Тегеран также заявил, что «выступает за мир без ядерного оружия», подчеркнув, что всегда последовательно выступал против ядерного оружия и деятельности, связанной с его производством, а потому настаивает на необходимости превращения Ближнего Востока в регион, свободный от оружия массового поражения. Комментируя демарш Пхеньяна, власти Исламской Республики Иран подчеркнули необходимость всеобщего ядерного разоружения, отметив при этом, что «великие мировые державы должны начать процесс разоружения с самих себя». Согласно позиции Тегерана, «МАГАТЭ должно обеспечить для всех стран возможность мирного использования ядерной энергии».

Власти Арабской Республики Египет решительно осудили ядерное испытание, проведенное КНДР. Как заявил министр иностранных дел АРЕ Ахмед Абу аль-Гейт, его страна «выступает против ядерного взрыва или какого-либо другого действия, угрожающего международному миру и безопасности и нарушающего Договор о нераспространении ядерного оружия». Одновременно с этим Египет выступил за возобновление переговоров по северокорейской ядерной проблеме и ее решение дипломатическим путем. Согласно позиции официального Каира, наложение санкций на Пхеньян не является способом урегулирования проблемы «ядерного досье» КНДР.

Движение неприсоединения, в состав которого входит большинство ближневосточных стран, выразило «обеспокоенность» в связи с осуществленным Пхеньяном ядерным взрывом и призвало КНДР отказаться от проведения испытаний. Эта авторитетная международная организация, насчитывающая 118 стран-членов, выступила за разрешение «корейской проблемы путем дипломатии и диалога», а также за полное уничтожение арсеналов ядерного оружия, предотвращение распространения «материалов, приборов и технологий, имеющих отношение к созданию ядерного оружия».

Израиль осудил ядерные испытания в Северной Корее, назвав действия Пхеньяна «безответственными и провокационными», представляющими серьезную угрозу региональной стабильности в Северо-Восточной Азии, глобальной и международной безопасности. В своем заявлении МИД Израиля призвал КНДР вернуться к мораторию на ядерные испытания и воздержаться от каких-либо действий, чреватых дальнейшей дестабилизацией ситуации. По мнению ряда израильских политиков, северокорейские ядерные испытания могут сыграть на руку Израилю, подтолкнув мировое сообщество к более решительным действиям в отношении Ирана. Как известно, Израиль выступает категорически против ядерных исследований Ирана, будучи убежденным в их военной направленности. Согласно позиции, которую высказал экс-глава комиссии по атомной энергии Израиля Узи Эйлам, ядерные испытания в Северной Корее могут ускорить атомные разработки Ирана, а также подтолкнуть Сирию к началу собственного ядерного проекта.

Страны арабо-мусульманского мира в свою очередь испытывают серьезную обеспокоенность по поводу ядерного арсенала Израиля, насчитывающего, по мнению международных экспертов в области вооружений, по меньшей мере, 200 боеголовок, включая авиабомбы, боеголовки ракет и нестратегическое оружие. Израиль официально не признает наличие у него ядерного оружия, но и не отрицает этого, а, кроме того, отказывается сотрудничать по данному вопросу с международными организациями, прежде всего с МАГАТЭ. Израиль также не является участником международных соглашений о контроле над ядерным экспортом. Это вызывает серьезную озабоченность арабских стран, считающих, что стремление Израиля монополизировать право на обладание ядерным оружием на Ближнем Востоке представляет прямую угрозу общеарабской безопасности.

Запад, игнорируя ядерное оружие Израиля, осуществляет серьезное политическое давление на Иран, подозревая Тегеран в том, что его ядерные исследования носят не только мирный, но и военный характер. Иранские власти категорически отвергают подобные обвинения, указывая на исключительно мирную направленность своих атомных разработок.

Между тем идея использования мирных ядерных технологий в целях экономического развития приобретает все большее число сторонников и в арабском мире. В сентябре с.г. члены Лиги арабских государств по итогам сессии Совета министров иностранных дел приняли единогласное решение о намерении активно использовать атомную энергию в мирных целях. Вскоре после этого власти Арабской Республики Египет заявили о масштабных планах развития собственной программы освоения мирного атома. Среди основных причин принятого решения Каир назвал всевозрастающий спрос развивающейся хорошими темпами египетской экономики на дешевые, возобновляемые и чистые источники энергии, а также необходимость сохранения нефтяных и газовых ресурсов для будущих поколений. Власти подчеркивают, что в отношении ядерной программы страна будет придерживаться принципа открытости и соблюдения международных соглашений.

Одновременно с развитием своей мирной атомной программы Египет ведет активную дипломатическую работу, направленную на превращение Ближнего Востока в зону, свободную от оружия массового поражения. Задача ядерного разоружения Ближневосточного региона входит в число ключевых составляющих внешнеполитической стратегии «страны пирамид» в период правления нынешнего президента Хосни Мубарака. Египет, подписавший и ратифицировавший в свое время Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) настаивает на том, чтобы Израиль сделал то же самое, однако власти еврейского государства явно не торопятся идти на этот шаг. В ответ на требования арабских стран и МАГАТЭ признать факт обладания ядерным оружием и подписать соответствующие международные соглашения израильские власти ссылаются на невозможность «обсуждать вопрос о понижении уровня защиты своей безопасности, пока в регионе не будет установлен прочный мир и пока Израиль не будет принят соседями в качестве неотъемлемой части этого района планеты». По мнению израильского общественно-политического деятеля и публициста Ури Авнери, «граждане страны считают необходимым обладать таким мощным оружием, которое сделает невозможным уничтожение Израиля враждебными силами». При этом он отмечает, что «единодушие израильтян в вопросе об отказе разоружаться проявляется гораздо более явно, чем по любому другому вопросу внешней и внутренней политики».

Несмотря на дипломатические усилия, Египту не удается организовать международное давление на Израиль. На прошедшей в сентябре с.г. 50-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ страны Запада в очередной раз отклонили принятие предложенной арабскими странами, в том числе Египтом, резолюции «Ядерный потенциал и ядерная угроза Израиля». В ответ на это Каир обвинил Запад в применении «двойных стандартов» и проведении дискриминационной политики: угрозы Ирану санкциями по поводу его мирных атомных разработок и в то же время полное игнорирование Израиля, который располагает одним из крупнейших в мире ядерных арсеналов.

Начало