Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Духовный лидер египетских «братьев-мусульман» Мухаммад Махди Акеф

Е.В.Супонина

Победа Исламского движения сопротивления (ХАМАС) на выборах в Палестинской автономии в январе этого года могла стать сенсацией. Если бы до него этот путь не прошли другие.

Как только в той или иной арабской стране проходят более свободные, чем обычно, парламентские выборы – победа достается радикальным партиям религиозного толка.

Так было в Алжире в 1992 году, когда властям пришлось отменить результаты скандальных выборов. Так случилось в 2005 году в Египте, где по итогам завершившихся в декабре парламентских выборов 88 мест (что немало) в 454-местном парламенте получили так называемые независимые депутаты, на самом деле выставленные группировкой «Братья-мусульмане». Напуганные этим успехом египетские власти не рискуют чрезмерно давить на эту международную организацию, запрещенную во многих странах, в том числе с 1954 года в Египте.

Офис «Братьев» в Каире действует почти легально, а их духовный лидер и верховный наставник 77-летний Мухаммад Махди Акеф, в прошлом учитель физкультуры, уже разрабатывает собственную программу политических реформ в стране. Консультировал он и «братьев» из близкого по духу палестинского Исламского движения сопротивления (ХАМАС). Те в январе этого года выиграли парламентские выборы в Палестине, не в последней мере благодаря помощи коллег из Египта.

«Интересы Египта требуют возрождения и укрепления всей арабской нации. Для «Братьев-мусульман» проблема Палестины – это проблема номер один. В одном Египте – более 70 миллионов населения. И все они должны жить хорошо. Для этого Египет должен обладать самыми передовыми технологиями. Но израильтяне не дают арабам доступа к технологиям, потому что свой хороший уровень жизни они могут обеспечить только тогда, когда вокруг них – отсталые арабы. Но мы не будем отсталыми», - обещает лидер «Братьев». Одет он скромно, костюм недорогой. Типичная для исламиста бородка, на лбу видна забиба – мозоль-синяк от частых ударов лбом о землю при усердном молении. В офисе (обычная квартира в высотке) не курят. Слева высоко над дверью табличка – «Братья-мусульмане».

Накануне палестинских выборов Мухаммад Махди Акеф принял даже делегацию женщин из ХАМАС, участвовавших в избирательной кампании. Одна из них, 56-летняя Марьям Фархат, прошла в палестинский парламент и гордится тем, что трое ее детей погибли в борьбе с израильской оккупацией: двое юношей были застрелены при нападении на еврейское поселение в секторе Газа, третий был убит израильской ракетой.

Египетские «Братья-мусульмане» и палестинское движение ХАМАС единодушны в оценках Израиля. Духовный лидер «Братьев», пожалуй, только сегодня более резок и отнюдь не дипломатичен: «Да мы вообще не признаем Израиль как таковой. Никто из арабских и мусульманских народов не признает на самом деле Израиль. Израильтяне – это бандиты, которых заслали в наш регион некоторые страны Запада и Востока, чтобы самим избавиться от сионистов и чтобы через них распространить тут меж нас безнравственность и распутство. Если евреи хотят жить среди нас как обычные граждане – пожалуйста. Но если они хотят государство, да еще оккупирующее земли арабов, - то нет. Через много лет вы убедитесь: Израиль не в состоянии выжить в арабо-мусульманском окружении».

Духовного лидера не смущает тот факт, что Египет в 1979 году подписал мирный договор с Израилем. «Когда мы придем к власти, то мы вынесем это соглашение на общенародный референдум. Если народ выскажется «за», то добро пожаловать, если нет – то соглашение будет разорвано», - объясняет Мухаммад Махди Акеф. Он не сомневается в результатах референдума. Народ в арабских странах недолюбливает ни израильтян, ни американцев.

«Американцы, шантажирующие арабские правительства, не могут предложить ничего хорошего арабам», - переходит духовный лидер «Братьев» к теме отношений с США. Он искренне рад тому, что Запад так обеспокоен успехом исламистов на выборах: «На Западе поняли, что ислам – великая религия справедливости, свободы и гуманизма. А Запад не хочет ни справедливости и ни свободы. Там властвуют интересы. Там растаптывают людей. Запад во главе с Америкой не хочет усиления мусульман. Там хотят, чтобы мусульмане были отсталыми, и тогда в регионе продолжит заправлять делами Израиль. Но они столкнулись с тем, что ислам учит еще и смелости. А те, кто уверовал, умеют различать истину и ложь. Поэтому-то на Западе и беспокоятся».

В Египте группировка «Братья-мусульмане» запрещена вовсе не из-за ее отношения к Израилю или к США. «Закон о роспуске этой организации был издан еще в 1954 году. К тому времени многие ее члены были уличены в антиправительственных акциях. Выяснилось, что у нее есть тайная деятельность, вплоть до политических убийств. Сначала они устраняли тех, кто сотрудничал с британскими колонизаторами, потом и политических противников, вплоть до премьер-министров страны», - объяснял автору генерал Ахмад Умр из министерства внутренних дел Египта.

Генерал, занимающийся вопросами международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, признает одну особенность: запрет не такой уж строгий. То есть все знают, где находится штаб-квартира этой вроде как подпольной группировки, кто ее лидер, кого принимает. «Начинали-то они как легальная политическая организация», - напоминает генерал, не скрывающий, тем не менее, что контроль над «Братьями» в Египте жесткий. Еще бы, ведь группировка не скрывает, что в парламенте будет добиваться сокращения президентских полномочий. «Надо, чтобы полномочия президента Египта были ограничены двумя сроками каждый по четыре года, не больше. Президент должен избираться в результате честного, прямого голосования, а не в результате сфальсифицированных выборов», - считает Мухаммад Махди Акеф. Осенью 2005 года 77-летний Хосни Мубарак был вновь избран президентом Египта, пойдя на пятый шестилетний срок.

Еще одна причина послаблений заключается в том, что группировка, обескровленная арестами и казнями своих активистов, отказалась от насильственных действий. Если в ХАМАС есть четкое разделение на два крыла, боевое и политическое, то у «Братьев» боевого крыла не осталось –уничтожили египетские спецслужбы. Один из самых известных идеологов «Братьев», философ и теоретик Сейид аль-Кутб, не раз сидевший в тюрьме, был, в конце концов, приговорен в Египте к смертной казни и повешен в августе 1966 года. Чашу терпения властей переполнили его «Вехи на пути». В этой книге он обвинил собственное правительство в неверии: мол, оно лишь на словах мусульманское, но не на деле. На языке исламистов такое обвинение называется «такфир», а те мусульмане, кому оно предъявлено, объявляются «кафирами», то есть «неверными». «Это было очень опасно», - говорит генерал Ахмад Умр.

Сам Мухаммад Махди Акеф провел в тюрьме в общей сложности 25 лет. Первый раз он сел на два года совсем молодым, это было при короле Фаруке (свергнут в результате революции 1952 года; «Братья» способствовали его свержению). Потом попал за решетку во времена Гамаль Абдель Насера. В тюрьме он встретил приход и следующего президента Анвара Садата, того самого, которого исламисты 6 октября 1981 года расстреляли на военном параде. При Насере и Садате будущий лидер «Братьев» отсидел 20 лет – с 1954 по 1974 годы. Еще на три года он сел уже при нынешнем президенте Египта Хосни Мубараке.

Пытали? На этот вопрос бывший учитель физкультуры отвечает без удовольствия: «Это тяжелая история. Я не хочу про это говорить. Если рассказать, как меня пытали, то вам плохо станет. Да и мне это противно вспоминать». За годы тюремного заключения он пришел к выводу, что власть можно взять и мирным путем: «Мы за мирные преобразования». Коллеги из ХАМАС, как видим, оказались талантливыми учениками.

Он уверяет, что никаких боевиков его группировка не готовит и добровольцев никуда не отправляет – ни в Ирак, ни в Афганистан, ни в Чечню. В России, видимо, в этом сомневаются. Во всяком случае, когда в 2003 году Генеральная прокуратура впервые решила подготовить официальный список организаций, признаваемых Россией террористическими, туда попали и «Братья-мусульмане». Среди 15 структур там фигурировало и афганское движение «Талибан», и международная сеть «Аль-Каида», и группировка Шамиля Басаева. А вот палестинское движение ХАМАС в контактах с чеченскими сепаратистами замечено не было и в списке отсутствовало.

Тем не менее, сегодня показательная умеренность – это главное отличие «Братьев» от других исламистских организаций, таких, как египетский «Исламский джихад» или международная сеть «Аль-Каида». «Они идут другим путем. А мы категорически отрицаем насильственные методы. Мы против революций. Хотя понятно, почему они прибегают к таким методам – причина в Америке и в Израиле. Посмотрите, что американцы сделали в Ираке. Поэтому-то мы считаем, что сопротивление в Ираке – законно. Более того, это долг мусульман. Но с одним условием: чтобы жертвами операций не становились мирные граждане, иначе это преступление, терроризм, и это играет на руку оккупантам», - уверяет Мухаммад Махди Акеф.

Что касается России, то тут духовный лидер «Братьев-мусульман» не упускает случая похвастаться: «У нас есть представительства по всему миру. В Европе, в России, везде, нет страны, где не было бы «Братьев-мусульман». Наше главное богатство – люди. Наши сторонники нас приглашают, принимают, покупают билеты. В Советском Союзе у нас были свои люди, братья: и во времена Хрущева, и даже во времена Сталина. Ведь организация «Братья-мусульмане» существует с 1928 года, кстати, года моего рождения. Во времена вашего коммунизма я контрабандно переправлял в Советский Союз экземпляры Корана». Мухаммад Махди Акеф уточняет: «Конечно, я их не лично на себе вез, а через своих людей. В Москве я не был, а вот Европу исколесил всю. Был и в кое-каких странах СНГ, и в Турции. И с чеченцами вашими виделся в Турции и в Великобритании. Чеченцы пережили тяжелые репрессии».

Вывод, однако, собеседник делает вполне миролюбивый: «Пришла пора собраться вашим мудрецам и решить вместе с чеченцами, как жить - вместе или рядом, но главное, в мире». «Братья» постепенно отказываются от жесткой риторики по чеченской проблеме. Исламисты, по крайней мере, их часть, решили дружить с Россией.

В конце встречи автор этих строк задала лидеру «Братьев-мусульман» главный вопрос:

- Г-н Акеф, какова стратегическая цель организации «Братья-мусульмане»? Государство, живущее в соответствии с нормами ислама?

- Как конечная цель – да, эта. Цивилизованное демократическое государство, строящее свою жизнь в соответствии с предписаниями ислама. Понятно? Или трудно понять?

- И понятно, и нет. Хотелось бы конкретнее. К примеру, ежегодно в Египет приезжает почти 10 миллионов туристов. Не все, конечно, но кто-то из них распивает спиртные напитки, ходит в ночные клубы, расхаживает полуголым по пляжу. Это соответствует нормам ислама или это надо запретить?

- В 1964 году в Египет приезжал из Советского Союза Никита Хрущев (первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета министров СССР – Ред.). И вот как-то он стоял на палубе корабля, держа в руке бокал со спиртным, а потом сказал: «В этой стране вина не пьют, и я не буду». И выкинул бокал в море.

- Сказки. Не было такого, и Хрущев такого не говорил…

- Нет, говорил. В любом случае, туристы могут приезжать отдыхать в специально оборудованные отели. Если туристы будут уважать наши нормы морали и общественного поведения, то тогда – добро пожаловать. Разве турист приезжает в Египет, чтобы выпивать и развратничать? Нет. Турист должен получать пользу. От теплого климата, от соприкосновения с историей, от походов в музеи, к пирамидам. Да, продажу спиртных напитков в общественных местах мы запретим. А кто хочет пить дома – его проблемы. Мы уважаем свободы. Но мы даем людям советы: что вредно, а что нет, что соответствует исламу, а что нет. И жизнь доказала: что вредно по исламу – то вредно и на самом деле, по науке. Алкоголь, даже курево. Весь мир сейчас борется с курением. Разве это случайно? В исламе есть вещи, жестко подпадающие под запрет, как алкоголь. А есть то, что не запрещается жестко, но очень советуется не делать, поскольку вредно человеку – как курение, к примеру. Теперь понятно? Ну и слава Аллаху.

Начало