Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (15-21 мая 2006 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ираке, в зоне палестино-израильского конфликта и вокруг ядерной программы Ирана. 20 мая иракский парламент утвердил состав нового правительства страны. Сохраняется напряженность в зоне палестино-израильского конфликта, а на палестинских территориях усиливается противоборство между движениями ФАТХ и ХАМАС. Руководство Ирана продолжает настаивать на проведении работ по обогащению урана только на своей территории.

Новое правительство Ирака, возглавил Нури аль-Малики (шиит), а его заместителями стали араб-суннит и курд. Из 40 постов в кабинете министров 21 получили шииты, по 9 – сунниты и курды, а одно место – представитель христианской общины. Шииты, в частности, возглавили министерства внутренних дел, финансов и нефти; сунниты – министерства обороны и юстиции; курды – МИД (на этом посту остался Х. Зибари). Иракским политикам не удалось пока договориться о постоянных кандидатурах на посты глав МВД и МО, а исполняющими обязанности их руководителей стали Н. аль-Малики (МВД) и зам. премьера А. аз-Зубейи (МО). В правительстве всего две женщины – госминистр по делам женщин и министр по правам человека.

Официальное утверждение нового кабинета министров, несомненно, является важным шагом в иракском политическом процессе. В то же время его реальную значимость не следует преувеличивать, т. к. противоречия между основными политическими силами страны остались неурегулированными и вряд ли будут разрешены в обозримом будущем, что негативным образом будет сказываться на работе правительства. К тому же на политической арене страны пока отчетливо не просматривается сильный и авторитетный лидер, способный уверенно руководить Ираком на нынешнем крайне сложном этапе его истории. Станет ли таким лидером Н. аль-Малики? По самым оптимистическим оценкам – маловероятно.

К числу важнейших приоритетов в деятельности правительства его руководитель назвал вопросы обеспечения безопасности, где ситуация остается очень трудной и напряженной, что со всей очевидностью подтвердили события, происходившие в Ираке на минувшей неделе.

Зона палестино-израильского конфликта остается одним из наиболее нестабильных районов на Ближнем Востоке. На минувшей неделе повышенная напряженность здесь отмечалась в секторе Газа. Официальное начало деятельности полицейского спецназа, сформированного хамасовским правительством, способствовало очередному обострению отношений между движениями ФАТХ и ХАМАС. Глава ПНА М. Аббас приказал сотрудникам нового формирования разоружиться и покинуть улицы Газы. Одновременно Аббас отдал распоряжение о приведении верных ему силовых структур в состояние полной готовности. Со своей стороны, глава правительства И. Хания заявил, что новый спецназ не будет распущен. Более того, он обещал всячески его укреплять, в т. ч. увеличить численность (сейчас ок. 3 тыс. чел.). На улицах Газы происходили столкновения между полицейскими силами ФАТХ и ХАМАС. 20 мая был тяжело ранен один из руководителей палестинских спецслужб генерал Т. Раджаб. Силовики ФАТХа считают, что это произошло в результате теракта, возможно, организованного сторонниками ХАМАС. В целом, происходящая на палестинских территориях т. н. «война полномочий» между ФАТХ и ХАМАС не позволяет нормально функционировать правительственным учреждениям и силовым структурам, ведет к общему усилению нестабильности в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). На будущей неделе М. Аббас намерен провести переговоры с руководителями ХАМАС по прекращению конфронтации между палестинцами.

Израильская авиация продолжала наносить удары по боевикам палестинских экстремистских группировок в секторе Газа. Так, 20 мая израильской ракетой был уничтожен один из руководителей «Исламского джихада» в Газе М. Дахдух.

21 мая в Шарм-эш-Шейхе в рамках международного экономического форума прошла встреча министра иностранных дел Израиля Ц. Ливни с М. Аббасом. При этом израильтяне утверждают, что речь не идет о возобновлении мирного диалога, т. к. «политические переговоры не могут начаться, пока автономию контролирует движение ХАМАС». Сообщается, что Ливни и Аббас обсудили лишь экономические вопросы и текущее положение дел на палестинских территориях. Контакты решено продолжить. Израиль также принял решение о частичном возобновлении гуманитарной помощи палестинцам (ок. 11 млн долл.), но в обход правительства ХАМАС. Премьер-министр Э. Ольмерт заявил, что при решении вопроса о постоянных границах Израиля его правительство будет консультироваться с палестинцами, а также с членами международного «квартета» по ближневосточному урегулированию (ЕС, ООН, РФ, США).

16 мая состоялась встреча президента России В. В. Путина с главой ПНА М. Аббасом. Одним из главных вопросов переговоров были взаимоотношения с ХАМАС.

Франция считает неприемлемым определение постоянных израильско-палестинских границ в одностороннем порядке. Аналогичной позиции придерживаются и в Евросоюзе. Саудовская Аравия осуждает политику изоляции нынешнего палестинского правительства, что, по мнению Эр-Рияда, будет лишь способствовать росту экстремизма среди палестинского населения. Саудовцы также негативно относятся к одностороннему определению Израилем границ с палестинскими территориями.

Между тем строительство израильской разделительной стены с палестинскими землями на ЗБРИ идет медленными темпами. К настоящему времени она возведена лишь на 336 км из запланированных 730 км (42%). По оценке МО Израиля, причинами этого являются финансовые трудности, а также юридические проблемы: для продолжения строительства на участках общей протяженностью в 285 км требуется получение решения суда.

На минувшей неделе продолжалось активное международное обсуждение вопросов, связанных с ядерной программой Ирана. При этом сам Иран заявляет о готовности рассмотреть любое предложение, в котором официально будут признаны его права на использование «мирной атомной энергии». Одновременно Тегеран не намерен приостанавливать обогащение урана, в т. ч. в обмен на экономические и технологические стимулы, предлагаемые со стороны Евросоюза. Однако, «если Европа официально признает законное ядерное право Ирана, то появится пространство для дипломатических маневров и достижения взаимопонимания по дальнейшим стадиям ядерной программы».

Аравийские монархии высказывают свои опасения насчет ядерных планов Тегерана и призывают Иран «предоставить конкретные гарантии того, что в регионе не может произойти ядерной катастрофы». Вместе с тем страны-члены ССАГПЗ считают необходимым урегулировать ситуацию, складывающуюся вокруг Ирана, дипломатическим средствами.

Поддержку права Ирана на реализацию его ядерной программы выразили президент Сирии Б. Асад и король Иордании Абдалла II. Причем король Абдалла также высказался за создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия.

15 мая в Вашингтоне сообщили о предстоящем полном восстановлении дипломатических отношений между США и Ливией. Кроме того, американская администрация намерена исключить Ливию из своего списка стран-спонсоров терроризма. По словам госсекретаря К. Райс, Вашингтон пошел на эти шаги после отказа Триполи от ОМУ, признав активное сотрудничество Ливии в деле борьбы с международным терроризмом, а также из желания побудить Иран и Северную Корею «принять аналогичное стратегическое решение». Ливия одобрительно оценила действия США, но заявила, что в Триполи не шли и в дальнейшем не пойдут на уступки Вашингтону.

В последнее время заметно обострилась обстановка в ряде районов Афганистана, главным образом на юге страны, где активизировали вооруженные действия отряды боевиков радикального исламистского движения «Талибан». Многочисленные боестолкновения имеют место в районах, прилегающих к афгано-пакистанской границе. Происходящие сейчас бои специалисты оценивают как самые тяжелые со времени свержения талибского режима в 2001 г. Для оказания поддержки действиям наземных сил американское командование даже использовало стратегический бомбардировщик В-1В. По имеющейся информации, талибы «получили новое оружие, много денег, средства связи. Они также подготовили новых бойцов, освоили новую тактику, включая взрывы смертников и атаки из засад, нападения на восстанавливаемые объекты – больницы, школы, государственные учреждения». Отмечается реорганизация сил талибских боевиков и других группировок, оппозиционных кабульскому правительству. Причем противники режима сумели объединить различные силы, в т. ч. те, которые ранее действовали независимо от «Аль-Каиды» и «талибов». Президент Афганистана Х. Карзай обвинил Пакистан во вмешательстве в афганские дела и потребовал от Исламабада прекращения содействия местным антиправительственным силам. Пакистан же категорически отвергает все подобного рода обвинения.

Командование контингентом НАТО в Афганистане заявило, что продолжит развертывание сил альянса в южных провинциях страны, несмотря на активизацию там вооруженных столкновений.

Руководство НАТО намерено установить более тесную координацию с Пакистаном в ходе размещения войск на юге Афганистана. В частности, речь идет о содействии Исламабада в решении вопросов обеспечения безопасности натовских сил и возможной помощи в их тыловом обеспечении путем использования порта Карачи и транспортировки грузов через пакистанскую территорию.

Вашингтон настаивает на том, чтобы Исламабад отказался от планов сооружения газопровода из Ирана в Пакистан и далее в Индию. Пакистанское же правительство считает, что этот «проект имеет жизненное значение для удовлетворения растущих энергетических нужд страны».

17 мая Совет Безопасности ООН призвал Сирию и Ливан установить официальные дипломатические отношения и урегулировать спорные пограничные вопросы. Россия и Китай воздержались при голосовании по проекту документа, считая, что Сирия полностью выполнила требования резолюции СБ ООН № 1559 от 20.09.2004 г. и нет необходимости в дополнительном давлении извне для налаживания отношений между двумя соседними государствами. Однако Великобритания, США и Франция, инициировавшие принятие новой резолюции, полагают, что Дамаск по-прежнему стремится оказывать «слишком существенное влияние на события в Ливане».

В самом Ливане участники общенационального диалога по-прежнему не могут прийти к согласию по вопросу о кандидатуре на пост президента республики и необходимости разоружения отрядов радикальной шиитской организации «Хизбалла».

Сложной и нестабильной сохраняется обстановка в Дарфуре на западе Судана. В регионе не прекращаются вооруженные столкновения. По информации правительства Чада, представители дарфурских повстанческих группировок продолжают вербовать в свои ряды молодых мужчин в лагерях суданских беженцев на чадской территории. 16 мая СБ ООН принял резолюцию, в которой обязал суданское правительство в недельный срок дать согласие на поездку в Дарфур миссии международных военных экспертов по подготовке развертывания в регионе сил для ооновской миротворческой операции. В резолюции также говорится о возможности применения «решительных и эффективных мер» против тех, кто будет препятствовать реализации мирного соглашения по Дарфуру, подписанного 5 мая. Совет Безопасности призвал все группы и вооруженные формирования незамедлительно присоединиться к этому соглашению. Правительство Судана до настоящего времени все еще не дало четкого согласия на размещение в Дарфуре миротворцев ООН, но заявило о готовности вести переговоры по этому вопросу, считая, что мандат «голубых касок» «должен быть приемлемым для правительства Судана».

Приложение

О некоторых особенностях ситуации на Арабском Востоке

Ближний Восток и Северная Африка остаются одним из наиболее нестабильных районов мира. Многие страны региона продолжают испытывать давление межгосударственных и внутренних конфликтов, экономических, политических, демографических и экологических проблем, межнациональной и межконфессиональной вражды, социальной напряженности. Растущую угрозу для региональной безопасности и стабильности представляет деятельность экстремистских и террористических организаций. Усиливается роль исламского фактора, который в известной степени изменил ближневосточный политический климат. Во многих странах нарастает комплекс проблем свидетельствующих о «старении» и «износе» правящих режимов.

Арабский Восток в настоящее время находится на очень сложном этапе развития. Здесь все более отчетливо проявляются и действуют политические и социально-экономические факторы, способствующие постепенному вызреванию условий для формирования в регионе новой геополитической обстановки. В то же время мощные и влиятельные консервативные силы в арабских странах всячески стремятся удержать свои позиции, сохранить контроль над развитием событий. Они различными путями препятствуют продвижению демократических тенденций, пытаются приспособиться к новым реалиям в политике и экономике, не меняя при этом сущности правящих режимов, или идут под внешним и внутренним давлением на различного рода косметические изменения. И во многих случаях им это пока удается делать.

В значительной степени именно поэтому арабские государства остаются за пределами современного научно-технического сдвига, усвоив только отдельные его составляющие. Происходит отставание во всех сферах, обеспечивающих поступательное наращивание прогресса на стратегических направлениях развития, в первую очередь в технологиях. И все же усиливающаяся взаимозависимость мировых процессов все сильнее подталкивает арабские страны к поиску современных моделей развития, невозможных без модернизации экономических и политических структур.

В регионе сосредоточено много «болевых точек». В первую очередь, это арабо-израильский конфликт, а также Ирак, зона Персидского залива, Судан, Ливан, Западная Сахара и др. При этом анализ развития обстановке в регионе свидетельствует, что существующие здесь очаги напряженности сохранятся в ближайшей перспективе. Огромное воздействие на развитие ситуации в арабском мире оказали войны в зоне Персидского залива 1991 и 2003 гг., итоги которых самым существенным образом повлияли на расстановку политических и военных сил, во многом изменили геополитическую карту Ближнего и Среднего Востока. Нестабильность обстановки в Ираке после свержения режима С. Хусейна, продолжающееся присутствие на территории этой страны крупной группировки ВС США оказывают серьезное влияние на положение дел в регионе.

Мирные договоренности между палестинцами и Израилем, израильская эвакуация из Газы в 2005 г. открывали возможности для дальнейшего продвижения палестино-израильского урегулирования. Однако победа в 2006 г. на палестинских парламентских выборах радикального исламистского движения ХАМАС приостановила этот процесс. Ситуация осложняется тем, что у палестинцев и израильтян далеко не исчерпан потенциал взаимной неприязни и откровенной вражды. Отсутствуют перспективы возобновления диалога между Сирией и Израилем. В целом арабо-израильский конфликт вряд ли удастся полностью урегулировать в обозримом будущем, что негативным образом будет воздействовать на общую ситуацию на Ближнем Востоке.

В начале XXI в. удалось урегулировать (или начать урегулирование) ряда межгосударственных и внутренних конфликтов. В то же время появились новые очаги напряженности. Отказ Ливии от обладания ОМУ разрядил ситуацию вокруг этой страны. В 2005 г. было подписано мирное соглашение, положившее конец многолетней войне на юге Судана. Однако в 2003 г., на западе этой страны в Дарфуре вспыхнул новый конфликт, вероятность погашения которого остается проблематичной. Сложная ситуация складывается вокруг Сирии и в Ливане. Отсутствуют перспективы урегулирования вокруг Западной Сахары, хотя возможность трансформации конфликта в стадию вооруженного противостояния маловероятна. До конца не решены спорные пограничные проблемы между рядом арабских стран.

Сохранение сложной и нестабильной военно-политической обстановки, перманентная напряженность в регионе, взаимные недоверие и подозрительность в межгосударственных отношениях, а также наличие серьезных внутренних проблем, в т. ч. сфере безопасности, обусловливают повышенное внимание правительств арабских стран к вопросам военного строительства, повышению боевой мощи национальных вооруженных сил.

Особенностью большинства арабских государств является отсутствие подлинной демократии и узурпация власти правящими кланами по 20 - 30 и более лет. При этом практически любая оппозиция в арабском мире зачастую квалифицируется как «религиозные экстремистские группировки».

В государствах Арабского Востока усиливается исламизация общественно-политической жизни, укрепляются радикальные исламистские элементы. Причем главной целью исламских радикалов является дестабилизация существующих режимов, а в перспективе – приход к власти, в т. ч. и путем использования для достижения этой цели процессов демократизации. Опасность прихода к власти исламистов может быть и не так велика, как ее представляют, хотя ее ни в коем случае нельзя недооценивать (примеры тому – Палестинские территории, Египет, Ирак).

В то же время отсутствие реальных демократических преобразований консервирует традиционный «конфликтный потенциал» региона и генерирует на его основе новый «пакет» проблем. Жесткая этатическая модель развития в большинстве арабских стран фактически исчерпала себя. Волевые методы правления и меры силового администрирования стали все больше входить в противоречие с проблемами общественно-экономического развития, расширяющимися международными экономическими связями.

Армия и органы госбезопасности во многих арабских странах продолжают осуществлять контроль за развитием основных внутриполитических процессов с целью сохранения правящих режимов и поддержания политической стабильности в государстве, являясь одной из важных составляющих политической власти.

Все больше проявляет себя комплекс вопросов, связанный с положением т. н. «малых» народов в арабском мире. Это кабильская проблема в государствах Магриба, комплекс проблем межнациональных отношений в Судане, курдская проблема в Ираке и Сирии.

США рассматривают Ближний Восток в качестве зоны своих жизненно важных интересов, а с другой стороны в регионе очень сильны антиамериканские настроения. Вашингтон в 2004 г. выдвинул план «реконструкции» Ближнего Востока, предусматривающий, прежде всего, его демократизацию. Его авторы исходят с того, что западная демократия является универсальной. Большинство арабских стран заняли негативную позицию относительно американской инициативы, отмечая, что демократические реформы должны быть результатом эволюционного развития самых местных обществ, а не навязываться извне в виде готовых клише и стандартов, не принимая во внимание особенности, как всего региона, так и каждой страны отдельно. В то же время в арабских странах растет стремление развивать отношения с Евросоюзом как на многосторонней, так и двусторонней основе. Расширяются связи многих арабских государств с НАТО.

Сложно и неоднозначно развиваются арабо-иранские отношения. Иран стремится к укреплению стратегических и экономических позиций в зоне Персидского залива, к распространению своего влияния на другие арабские страны. У арабских государств вызывает опасение ядерная программа ИРИ.

Одной из наиболее острых и конфликтообразующих является проблема обеспечения пресной водой. Регион неотвратимо приближается к черте, за которой ее нехватка станет активно тормозить развитие расположенных здесь стран. Положение усугубляется быстрым ростом населения, развитием экономики и инфраструктуры. В случае, если заинтересованным сторонам не удастся прийти к взаимоприемлемым компромиссам в решении проблем распределения водных ресурсов, то не исключено, что в перспективе могут быть предприняты попытки их решения силовыми методами.

В целом, события, происходящие на Арабском Востоке, не являются изолированными явлениями. Они непосредственным образом связаны с общемировыми процессами, вовлекают самые различные мировые силы и одновременно оказывают влияние на всю систему современных международных отношений. Развитие событий также свидетельствуют, что арабские лидеры все больше осознают объективную необходимость осуществления политических и экономических реформ, хотя бы с точки зрения сохранения своей власти, обеспечения ее преемственности и поддержания стабильности режима.

Начало