Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

«Старая гвардия» иранских консерваторов в лицах: аятолла шейх Мохаммад Имами-Кашани

А.М.Вартанян

Аятолла М.Имами-Кашани родился в 1937 году, получил религиозное образование в г.Кум, где обучался под руководством великих аятолл Боруджерди и Табатабаи. Был сподвижником имама Хомейни в период антишахской борьбы, имеет большие заслуги в победе Исламской революции 1979 года. После этого он неоднократно избирался депутатом иранского парламента (меджлиса), а также несколько раз входил в состав Собрания экспертов – исламского органа власти, основной функцией которого является определение претендентов и окончательный выбор кандидата на пост Верховного лидера (Рахбара).

Невзирая на солидный возраст, аятолла М.Имами-Кашани и сегодня продолжает оставаться одним из наиболее влиятельных представителей правящей клерикальной верхушки. Более того, публичная деятельность аятоллы М.Имами-Кашани, занимающего почетную должность «эмам-е джомэ» - главного проповедника Тегерана (т.н. пятничный имам, который читает проповеди на самой массовой в иранской столице пятничной молитве), в последние годы заметно активизировалась.

Наряду с этим родом деятельности, велики его заслуги в области науки и образования. М.Имами-Кашани до сих пор возглавляет высшее медресе «Шахид Мотаххари», являющееся одним из главных учебных центров современного Ирана (был назначен на этот пост по распоряжению Имама Хомейни). Важной заслугой М.Имами-Кашани является организация в рамках школы «Шахид Мотаххари» основы и методики согласования религиозных понятий в области исламского права и философии с западными стандартами. Он выступает за конструктивный диалог по линии «ислам-православие». Так, в частности, труды М.Имами-Кашани «Последний день с точки зрения ислама и христианства», «Сравнительная эсхатология: православный и мусульманский взгляд» получили широкое распространение.

Несмотря на заметное ослабление позиций «старой гвардии» иранского духовенства, особенно с приходом во власть новых неоконсервативных сил, этот деятель до сих пор стабильно сохраняет за собой посты в главных по степени влияния органах государственной власти ИРИ. Он является членом Наблюдательного Совета (НС) – органа шариатско-конституционного надзора, который состоит из выдающихся законоведов и правоведов и считается одной из ключевых структур. М.Имами-Кашани входит в состав другого важного органа - Совета по целесообразности принимаемых решений (СЦПР), который выполняет функцию арбитра между парламентом и Наблюдательным советом в случае возникновения противоречий по тому или иному законопроекту, выносит компромиссное решение.

В системе государственной власти ИРИ М.Имами-Кашани выполняет важную функцию идеологической пропаганды, рупора клерикальной верхушки. Его проповеди как основного «пятничного имама» пользуются широкой популярностью среди населения, поэтому поставлены на службу национальных интересов Ирана. Они выполняют объединительную и интегрирующую задачу перед лицом внешних угроз, служат развитию патриотических идей в иранском обществе. М.Имами-Кашани имеет полномочия высказываться по широкому кругу актуальных вопросов, в том числе международного характера. В отличие от других, более эмоциональных проповедников аятолла Имами-Кашани говорит спокойно, но весьма убедительно. Характерная особенность - во время проповеди он часто держит в руках автомат. В последнее время его выступления направлены прежде всего в поддержку политики властей по развитию ядерной программы. В одном из своих последних выступлений Имами-Кашани подчеркнул, что иранский народ ни при каких условиях не откажется от своего законного права на использование мирного атома. Высказываясь в унисон заявлениям официальных лиц, он аргументирует эту позицию иранских властей экономической целесообразностью развития национальной атомной энергетики (нефтегазовые ресурсы Ирана могут закончиться через 25 лет), а также важностью сохранения научных достижений «талантливой молодежи». Главное, считает М.Имами-Кашани, не допустить в перспективе энергетической зависимости от других стран. Таким образом, заявления этого религиозного деятеля по ядерной программе выдержаны в достаточно умеренном тоне на фоне резких заявлений президента М.Ахмадинежада.

В отношении США М.Имами-Кашани высказывается в более жестком ключе. В частности, он постоянно предупреждает «оккупантов Ирака» о бесполезности попыток «вбить клин» между суннитами и шиитами и тем самым усилить этнические разногласия в регионе, делает акцент на необходимости сохранения территориального единства Ирака. На угрозы США в адрес Ирана М.Имами-Кашани отвечает также достаточно агрессивно: американцы стремятся закрыть иранскую ядерную программу и начать войну с Тегераном, но «нам есть, чем ответить».

По вопросу международного терроризма М.Имами-Кашани придерживается противоречивых взглядов. С одной стороны, он против безосновательного обвинения мусульман в терактах, выступает противником увязывания ислама с мировым террористическим интернационалом, отрицает тайные связи иранского правительства с сетью «Аль-Каиды», выступает за налаживание многостороннего сотрудничества в деле противодействия терроризму. Эти подходы М.Имами-Кашани достаточно конструктивны. С другой стороны, он громогласно обвиняет США и Израиль, называя их «главными очагами» международного террора. Что примечательно, по чеченской проблематике М.Имами-Кашани утверждает, что «независимо от политики Москвы в Чечне, на Россию не следует нападать, поскольку она поддержала более важное дело – палестинское движение». Это заявление, продиктованное исключительно конъюнктурными соображениями, прозвучало в свете недавнего визита в Россию руководителя движения ХАМАС

Одной из важнейших установок проповедей М.Имами-Кашани является курс на интеграцию шиитских общин региона, что в перспективе может теоретически привести к формированию единого шиитского образования с включением в него территорий Ирака, Ливана, Сирии. В частности, он часто высказывается по ливанской ситуации. М.Имами-Кашани обвиняет американцев в подготовке с подачи израильтян неких «тайных заговоров» в Ливане с целью «отдаления народа от правительства» и территориального распада этой страны. Теракт против бывшего ливанского премьер-министра, в котором, по его мнению, были замешаны США, стал одной из попыток давления на Ливан и Сирию, в результате чего сирийские войска были вынуждены покинуть Ливан, отмечает главный пятничный имам Тегерана.

Начало