Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Две недели войны в Ливане: некоторые предварительные итоги (военные аспекты)

В. П. Юрченко

Военные действия в Ливане начались 12 июля с. г. после обстрела израильских пограничных населенных пунктов и нападения боевиков «Хизбаллы» на израильских военнослужащих, двое из которых были захвачены. В качестве ответной меры правительство Израиля приняло решение о нанесении массированных ударов по ливанской территории, установлении блокады Ливана с моря и воздуха. Ливанская операция Армии обороны Израиля (АОИ, ЦАХАЛ) получила название «Достойное возмездие».

Уже 12 июля израильские ВВС нанесли 40 ударов по объектам на территории Ливана. Утром 13 июля ударом с воздуха был выведен из строя Бейрутский международный аэропорт. Одновременно к границам Ливана командование стало перебрасывать дополнительные силы сухопутных войск АОИ. В стране начался частичный призыв резервистов всех родов войск, в т. ч. спецназовцев, офицеров штабов, специалистов служб тыла, а также летчиков. Их общее число со временем достигло 7 тыс. человек. 25 июля заявлено о новом призыве солдат и офицеров запаса.

13 июля была установлена полная блокада территории Ливана с воздуха и моря.

После начала военных действий в Ливане снизилась активность боевых операций израильских ВС против палестинских экстремистских группировок в секторе Газа.

Ответом на удары израильской авиации стали ракетные обстрелы боевиками «Хизбаллы» городов и других населенных пунктов на севере Израиля.

В период с 12 по 21 июля израильские вооруженные силы вели военные действия главным образом силами боевой авиации, артиллерии, в т. ч. корабельной, а также подразделениями спецназа, проникшими на ливанский юг. В эти дни самолеты и вертолеты ВВС Израиля совершили свыше 3000 боевых вылетов, нанося удары по различным объектам практически на всей территории Ливана. Вместе с тем, основные усилия боевой авиации были сосредоточены на трех участках: (1) южная часть Бейрута и прилегающие к ней районы – место расположения штаб-квартиры «Хизбаллы» и других учреждений этой организации; (2) долина Бекаа и районы вблизи ливано-сирийской границы – здесь находятся основные базы снабжения и тренировочные лагеря «Хизбаллы», проходят линии коммуникаций военных формирований организации; (3) юг Ливана (южнее реки Литани) – район сосредоточения основных боевых сил «Хизбаллы», в т. ч. подразделений ракетчиков. По состоянию на 24 июля число боевых вылетов ВВС ЦАХАЛ достигло 4000.

В результате практически непрерывных ударов авиации, огня наземной и морской артиллерии в Ливане за первые две недели войны были уничтожены или выведены из строя аэропорты, многие мосты и автодороги, в первую очередь, соединяющие центральные и южные районы страны, большое число различных складов, топливозаправочных станций, средств связи, теле- и радиостанций, объектов электроснабжения, просто жилых домов. Значительны разрушения причинены шоссе Бейрут-Дамаск, другим дорогам на востоке и юге страны. Обстреляны порты Бейрут, Триполи, Сайда, Сур (Тир), где также имеются разрушения. Бомбардировкам с воздуха и артиллерийским обстрелам подвергались такие объекты боевиков как склады с оружием, укрепленные пункты, площадки для пуска ракет, тренировочные лагеря и т. п. Ударам подверглись также отдельные объекты ливанской армии.

Для борьбы с ракетчиками «Хизбаллы» израильское командование активно задействовало подразделения спецназа. Сообщалось о переброске из района сектора Газа на север Израиля трех батальонов спецвойск.

Всего за первые десять дней вооруженного конфликта ВВС ЦАХАЛ нанесли удары по 1750 объектам в Ливане, но только 124 из них специалисты считают относящимися к инфраструктуре военного назначения. К 24 июля число целей, по которым АОИ нанесла удары, составило 2400. Только в период с 12 по 20 июля израильская артиллерия выпустила по ливанской территории свыше 10 тыс. снарядов. По состоянию на 24 июля число погибших ливанцев превысило 420 чел., из которых ок. 20 военнослужащих ливанской армии и, ориентировочно, 25-30 (по другой информации – до 70) боевиков «Хизбаллы». Ранения получили свыше 1600 человек. Число беженцев из южных районов страны составляет по разным оценкам от 500 до 750 тыс. человек.

В целом же массированные авиационные и артиллерийские удары ЦАХАЛ не привели к значительным потерям среди боевиков, не снизили заметно их боеспособность. Сказалась, как видится, недостаточная осведомленность израильского командования о дислокации сил боевиков и их инфраструктуре, что свидетельствует о недостатках в работе военной разведки.

Боевики «Хизбаллы» интенсивно обстреливали ракетами северную часть Израиля, особенно города Хайфа, Цфат, Акко, Кирьят-Шмона, Тверия. Всего обстрелам подверглось ок. 70 городов и других населенных пунктов. Ежедневно в сторону Израиля выпускалось от 40 до 150 ракет. С 12 по 24 июля боевики выпустил по Израилю ок. 1100 ракет. По признанию израильских и американских специалистов, для них полной неожиданностью стали возможности ракетного вооружения, имевшегося у «Хизбаллы».

Число погибших в результате ракетных атак израильтян (мирных жителей) составило на 24 июля 18 человек, более 400 человек получили ранения. До половины жителей северных районов страны стали беженцами. Имеются разрушения целого ряда объектов инфраструктуры, жилых домов. Многие предприятия на севере Израиля и порт Хайфы приостановили свою работу. Боевики ракетой повредили корвет ВМС Израиля.

После начала военных действий израильское командование развернуло на севере страны ЗРК «Пэтриот» РАС-2, которые, однако, не в состоянии поражать ракеты с дальностью стрельбы менее 120 км.

22 июля части сухопутных войск Израиля пересекли ливанскую границу на восточном участке и начали продвигаться вглубь территории Южного Ливана (операция «Стальная паутина»). После ожесточенных боев Израильтяне захватили несколько населенных пунктов, в т. ч. Марон ар-Рас и Бинт-Джбайль (в последнем бои еще полностью не закончились), создав тем самым плацдарм для дальнейшего продвижения. Причем Бинт-Джбайль считается главным форпостом боевиков на юго-востоке Ливана. Его взятие позволит ЦАХАЛ выйти в тыл группировке боевиков в этом районе. Израильское командование продолжают подтягивать к месту боевых действий новые части. По сообщениям зарубежных СМИ, численность группировки АОИ, предназначенной для ведений военных действий на территории Ливана, составляет ок. 20 тыс. человек.

Командование АОИ, учитывая негативный опыт боев, совершенствует тактику действий войск. Пехотные подразделения стали продвигаться более медленно, широко используя поддержку артиллерии, танков и армейской авиации. Больше внимания уделяется разведке.

В целом же на сегодняшний день израильская военная операция в Ливане ограничена по масштабам. В ней принимают участие сравнительно небольшие силы, и она ведется на небольшом фронте и на небольшую глубину (порядка 10х10 км). Это, как можно предполагать, делается по двум причинам: нежелание нести большие потери (по состоянию на 24.07 погибли 24 военнослужащих, десятки получили ранения), а также ожиданием итогов политических переговоров. Так, не исключено, что в случае, если международная встреча по Ливану в Риме 26 июля не приведет к каким-либо конкретным результатам, устраивающим Израиль, то военно-политическое руководство страны, скорее всего, примет решение на расширение масштабов наземной операции на ливанской территории. При этом перед АОИ будет поставлена задача выйти на рубеж реки Литани, что в 25-30 км от границы.

Военно-политическое руководство Израиля полагает, что «Хизбалла» стремится навязать стране войну на истощение в расчете на растущее внутреннее и международное давление, в то время как израильскому правительству нужна «короткая и решительная» кампания.

Вопрос о продолжительности военных действий в Ливане во многом зависит от возможностей Израиля, его экономки и наличия в стране запасов средств для ведения войны. Как видно, Израилю затруднительно одновременно вести полноценные операции на двух фронтах – ливанском и палестинском. В этой связи встает вопрос о получении помощи из-за рубежа. В Пентагоне уже заявили, что израильтяне намерены закупить в США партию авиационного топлива на 210 млн долларов для обеспечения действий своих ВВС в Ливане. Администрация Дж. Буша также передала Израилю партию высокоточных авиабомб GBU-28 с лазерным наведением для ударов по целям глубокого залегания. Эта бомба известна под названием «разрушитель бункеров» и способна поражать цели под землей на глубине до 30 м и пробивать бетонное покрытие толщиной до шести метров.

Как показали первые бои на ливанском юге, боевики «Хизбаллы» намерены оказать ЦАХАЛ серьезное сопротивление. Они умело используют особенности местности и созданную ими в приграничных районах за шесть лет, прошедших со времени ухода ЦАХАЛ из «зоны безопасности» (приграничной полосы на юге Ливана шириной 10-15 км) систему инженерных заграждений и оборонительных сооружений, разветвленную сеть подземных ходов сообщений и укрытий. В приграничной полосе установлены многочисленные минные поля, позиции боевиков хорошо укреплены и замаскированы. Все это в значительной степени снижает эффективность ударов израильской авиации и артиллерии, затрудняет действия сухопутных войск.

Кроме того, исламистские боевики хорошо обучены, вооружены, снаряжены и мотивированы на ведение длительной и упорной борьбы. По всей видимости, «Хизбалла» сохранила значительную часть своих военных сил, в т. ч. ракетный арсенал, а также диверсионные подразделения. Лидер исламистов Хасан Насрулла заявляет, что война против Израиля еще «только начинается».

По оценке зарубежных военных экспертов, перед началом нынешнего конфликта в вооруженных формированиях «Хизбаллы» насчитывалось от до 5 тыс. человек. Из них 500-1000 человек входили в состав элитных подразделений. На вооружении отрядов «Хизбаллы» помимо стрелкового оружия имелись неуправляемые ракеты с дальностью пуска в несколько десятков километров (по заявлению начальника генштаба АОИ генерала Дана Халуца, «Хизбалла» имеет некоторое количество ракет с дальностью пуска до 200 км). Общее число ракет класса «земля-земля» всех типов оценивалось в 8-11 тыс. единиц. На вооружении исламистов также имелись артиллерийские орудия, минометы, РСЗО, ПТРК «Малютка» и «Фагот», безоткатные орудия, минометы, ПЗРК, зенитные установки. Боевики располагали большим количеством мин, радиоуправляемых фугасов и др. Кроме того, организация имеет РЛС для отслеживания кораблей и катеров ВМС Израиля. Создано подразделение морских «коммандос». В 2004 году Иран передал «Хизбалле» 8 БЛА типа «Мухаджир-4», имеющих дальность полета 24 км.

Таким образом, отряды «Хизбаллы» представляют собой хорошо обученные подразделения, обладающие возможностями использования современных средств вооруженной борьбы. Они могут компетентно использовать тактику партизанской борьбы, имеют большой опыт войны с Израилем. По информации СМИ, в формированиях исламистов по-прежнему находилось некоторое число военнослужащих Корпуса стражей исламской революции Ирана, действующих в качестве советников. Немаловажным обстоятельством является и то, что «Хизбалл» пользуется значительной поддержкой у многочисленного на ливанском юге шиитского населения.

Вместе с тем, нельзя полностью исключать и варианта, когда руководство «Хизбаллы» постарается не вводить в бой против АОИ свои основные силы, сохраняя их в качестве силового аргумента в политических баталиях на ливанской внутриполитической арене в послевоенный период. При этом вряд ли руководство исламистов пойдет на полное разоружение своих боевых отрядов.

Участие ливанской правительственной армии в военных действиях против Израиля по-прежнему представляется очень маловероятным. Во-первых, на юге страны в районах, непосредственно прилегающих к зоне боевых действий, дислоцированы лишь незначительные силы регулярных ВС. Во-вторых, и это главное, армия Ливана очень слабо вооружена, она практически не располагает современной боевой техникой, в первую очередь авиационной, противотанковой и ПВО. Качество подготовки личного состава, в первую очередь призывников (срок их службы составляет 12 месяцев), не отвечает современным требованиям. К тому же далеко не все ливанские военнослужащие (особенно христиане) стремятся воевать с Израилем.

В целом, по мнению ряда независимых израильских военных экспертов, ЦАХАЛ в состоянии вытеснить боевиков «Хизбаллу» из районов, прилегающих к ливано-израильской границе, серьезно подорвать военный потенциал исламистов. Однако добиться военным путем полного разгрома «Хизбаллы» вряд ли достижимо.

В заключение несколько предварительных оценок военных уроков боевых действий в Ливане. Израиль, учитывая эффективность ракетного оружия «Хизбаллы», а также наличие ракет у палестинских экстремистов, приложит значительные усилия по созданию системы тактической ПРО, способной перехватывать ракеты малой дальности. Руководство страны, командование АОИ будут больше внимания уделять состоянию и развитию сил и средств разведки с тем, чтобы своевременно получать более подробную и качественную информацию о намерениях, планах и конкретных делах в военной сфере у арабских противников. Израильские военные также воспользуются ливанским конфликтом для лоббирования повышения военных расходов, или, как минимум, отказа правительства от их сокращения.

Страны НАТО, прежде всего США, в послевоенный период, возможно, примут меры по полной реорганизации ливанской армии с целью превращения ее в надежный инструмент в руках прозападно ориентированного правительства (если таковое сохранится у власти). При этом, как видится, основной упор будет сделан на оснащение и подготовку ВС для контртеррористических и противоповстанческих действий. Возможно также и нацеливание новой ливанской армии на ведение сдерживающих действий на сирийском направлении.

Начало