Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Американо-иранская конфронтация и реакция России

А.Д. Цыганок

Динамика развития отношений между США и Ираном за последние годы, особенно после избрания президентом Ирана Махмуда Ахмадинежада, напоминает игру в пинг-понг, в которой противники поочередно обмениваются ударами. Создается впечатление, что Вашингтон пытается вторично в истории в одностороннем порядке ввести в оборот ядерное оружие, мотивируя это тем, что иначе невозможно разбомбить те или иные подземные объекты ядерного производства на территории Ирана. Пример тому — анализ обмена ударами между двумя странами.

Предупреждающий военно-психологический удар. Пять лет назад. На востоке Ирана с 2001 года, после разгрома движения Талибан на территории Афганистана, размещены Международные силы по содействию безопасности в Афганистане, контролирующие девять провинций на севере страны общей площадью 185 тыс. кв. км в дополнение приблизительно к 3600 кв. км в Кабуле и его окрестностях. Численность международных сил в 2006 году возрастет с 6500 до 10000 человек. Авиационную поддержку этим силам оказывают шесть голландских самолетов F-16, базировавшихся на авиабазе Ганджи в Бишкеке, шесть британских самолетов вертикального взлета и посадки «Харриер-CR7», базирующихся в Кандагаре, и шесть военно-транспортных самолетов С-130, предоставленных Бельгией, Канадой, Португалией, Швецией, Великобританией и США.

Дипломатический удар. Четыре год назад, в 2002 году, США ввели в международный обиход новый политический термин — «страны оси зла», так были обозначены Ирак, Иран, Сирия и Северная Корея. При этом в Стратегии национальной безопасности было сказано, что «ничто так не угрожает США, как наличие оружия массового поражения в Ираке». Фактически с этого момента началось планирование операции по силовому введению демократических ценностей на территории Ирака силами коалиционных войск.

В ответ Иран объявил, что приступает к исследованиям мирного атома для развития собственной атомной энергетики и в ускоренном порядке завершил строительство пяти ядерных исследовательских центров. При помощи России Иран принимает меры по ускорению работ по вводу в эксплуатацию атомной электростанции в Бушере-2, недостроенной немецкими ядерщиками. Россия к этому времени поставила в Иран два полка истребителей Миг-29 и бомбардировщиков Су-24, три подводные лодки (типа «Кило» по натовской классификации), несколько дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-200ВЭ. Организовала лицензионное производство танков Т-72С, боевых машин пехоты БМП-2, противотанковых комплексов «Корнет».

Военно-предупредительный удар. Три года назад, в 2003 году. В течение короткого времени был разгромлен Ирак, бывший в свое время и противником Ирана. На территории Ирака был установлен оккупационный режим. По данным американской газеты «Нью-Йорк таймс», подписано соглашение с временным правительством Ирака о развертывании четырех военных баз США: рядом с международным аэропортом в Багдаде; в районе авиационной базы Башур (на севере Ирака); недалеко от Эн-Насирии, а также в Западной пустыне. Таким образом, с запада у Ирана находятся «силы стабилизации» в Ираке, насчитывающие около 130 тысяч человек. Что естественно нервирует иранское руководство.

Западный сосед Ирана — член НАТО — Турецкая республика хотя и имеет на границе с Ираном вторую и третью полевые армии (6,7,8 армейские корпуса) и 2-е тактическое авиакомандование, однако сомнительно, чтобы Турция ввязалась в конфликт со своим восточным соседом. У Турции одна головная боль с Ираном — возможность создания курдского государства. Напомним, что Анкара отказалась предоставить коалиционной группировке свое воздушное пространство и аэродромы в войне против Саддама Хусейна.

Дипломатический удар по иранским ядерным технологиям. В том же 2003 году в Париже было подписано соглашение между Исламской Республикой Иран и «евротройкой» (Великобритания, Германия, Франция) о создании мер доверия к мирной направленности иранской ядерной программы и добровольном согласии приостановить все работы, связанные с созданием полного цикла ядерной переработки урана.

Ответный иранский удар ядерными технологиями. Два года назад, в 2004 году, иранские оппозиционные деятели и американская разведка распространили заявление о том, что в Иране создан секретный фонд в размере 2,5 млрд долларов для приобретения чертежей атомной бомбы или самой бомбы (у Пакистана) и модернизации баллистических ракет дальностью более 1200 км. В настоящее время арсеналы ракетного оружия в Иране являются вторыми на Ближнем Востоке после Израиля. По экспертным данным, в Иране насчитывается до 40 оперативно-тактических ракет с дальностью стрельбы от 300 до 500 км, оборудованных на тягачах китайского производства. Одновременно Иран проводит испытания ракет Шихаб-3 и Шихаб-4 (Падающая звезда) с дальностью стрельбы 1300 и 2000 км. Основные характеристики ракет показаны в таблице.

Страна

Наименование

ракеты

Дальность пуска макс., км

Забрасываемый вес боевой части, кг

Коэффициент вероятного отклонения, м

Иран

Скад В

(Shihab-1)

Скад С

(Shihab–2)

Shihab-3, модернизиров.

НODONG -1

(КНДР)

Перспективная

Shihhab-4 на базе TaepoDong-2 (КНДР)

Shihab-5

Перспективные МБР «Корсар» или Shihab-6

300

 

550

 

1300

 

 

 

2000

 

4000

989

 

700

 

1200

450

 

1000

 

около2000

Одновременно Тегеран подал заявку на участие в качестве наблюдателя в ШОС, где два члена Совета Безопасности ООН — Китай и Россия — являются основными игроками. Россия проводит переговоры о поставках оборонительных вооружений в Сирию и Иран.

Удар информационный. Год назад. В 2004–2005 годах в СМИ появились организованные утечки информации о возможных вариантах ударов по территории Ирана либо силами ВВС только Израиля (повторение ранее используемой методики 1981 года), либо совместно с США и Великобританией, без наземной фазы операции или только силами США. В это же время опубликованы заявления руководства Польши и Великобритании о возможности размещения на их территории элементов ПРО для защиты «от иранских ракет». Руководство Грузии инициирует вопрос о выводе российских военных баз и российских миротворцев со всей территории и дает согласие на размещение на своей территории американских частей боевого обеспечения. Иран в ответ пригрозил, что выйдет из системы контроля МАГАТЭ и Договора о нераспространении ядерного оружия.

Парирующий военно-технический удар. В ноябре 2005 года в ответ на публикацию в американской прессе конфиденциального меморандума «Гор – Черномырдин» о предоставлении РФ возможностей для экспорта вооружений в страны НАТО взамен на свертывание военно-технического сотрудничества с Тегераном Россия аннулировала меморандум. Тогда же Россия подписала контракты на поставку Ирану до 2008 года 550 боевых машин пехоты БМП-3 и поставок в Иран систем противовоздушной обороны и морской техники. В частности, предполагается поставить 30 зенитно-ракетных комплексов Тор-М1, поражающих воздушные цели на высотах до 6 км в радиусе до 12 км. Одновременно Россия объявила об усилении объединенной группировки ВВС и ПВО СНГ на территории Белоруссии и Армении.

Удар — демонстрация возможностей Израиля. 2 декабря 2005 года Израилем были проведены испытания противоракеты «Эрроу» по макету ракеты с характеристиками иранской Shihab-3, запущенной с самолета над Средиземным морем. В это же время Ариэль Шарон отдал распоряжение о планировании к концу марта 2006 года операции с использованием израильских ВВС для нанесения удара по иранским объектам ядерного комплекса. По данным израильской разведки, на территории Ирана зафиксировано до 20 объектов, на которых ведутся исследования по ядерному циклу. Не исключено, что возможно применение и ядерного оружия для поражения глубоко заглубленных ядерных объектов. По экспертным данным, Израиль сейчас обладает до 200 ядерных боеприпасов. Для выполнения целей операции наиболее вероятны несколько направлений маршрутов пролета израильских самолетов. Первый и, предположительно основной, через Иорданию и Ирак для атаки бушерской атомной электростанции. Второй маршрут — через Сирию и Турецкий Курдистан для удара по предприятиям ядерного цикла в районе Тегерана и побережья Каспийского моря. Третий маршрут возможен через Средиземное море и Турецкий Курдистан на объекты северо-запада Ирана.

Россия к этому времени подписала контракт на поставку в Иран в течение ближайших двух лет 30 зенитно-ракетных комплексов Тор-М1, модернизацию 35 истребителей Миг-29, 24 бомбардировщиков Су-24 и 30 транспортно-боевых вертолетов МИ-8. Одновременно Россия обязалась поставить Тегерану морские катера.

Удар экономический. В феврале 2006 года. США, ограничив экономическое сотрудничество с Ираном до минимума, настаивает на передаче МАГАТЭ в течение месяца доклада в Совет Безопасности с попыткой введения международных экономических санкций против Ирана. США проводят консультации с Великобританией о согласовании действий в Ираке и возможных действиях.

Финансовый ответный удар. На угрозу введения экономических санкций правительство Ахмадинежада начало вывод своих валютных средств из западных банков, предупреждая возможные меры западных стран по замораживанию вкладов государственных и частных иранских лиц.

Удар — МАГАТЭ. В начале марта 2006 года директором агентства Мухаммедом аль-Барадеи передан в Совет Безопасности ООН доклад о нарушениях Ираном требований МАГАТЭ о прекращении работ по обогащению урана и непредставлении всей информации о своей ядерной программе инспекторам. В этой связи стало возможным принятие СБ ООН решения о введении санкций против Ирана.

В ответ на это президент Ирана Ахмадинежад принял решение о приостановке добровольного исполнения Тегераном Дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия и резком сокращении инспекций международных экспертов.

Предупредительно-настораживающий удар. 16 марта 2006 года в опубликованной Пентагоном Новой стратегии почти дословно записана мысль, ранее, в 2002 году, высказанная в отношении одной из «стран оси зла» — Ирака. Спустя четыре года эта фраза трансформировалась в другую, где заменена только страна. Ничто так не угрожает США, как овладение Ираном ядерными технологиями. Напомним, что после подобной фразы последовала разработка военной операции против Ирака. Что из этого вышло, видно спустя три года после войны. В центре Ближнего Востока создана зона нестабильности, США потеряли более 2400 военнослужащих убитыми, более 17000 ранеными и 9379 дезертиров.

Научно-психологический удар. В американской прессе появились доклады двух малоизвестных профессоров с сенсационными выводами о том, что США сейчас и до 2020 года обладают абсолютным превосходством в ядерном оружии над Китаем и Россией. Это, по мнению исследователей, позволит США применять силы и средства в ближайших конфликтах, в первую очередь против Ирана, не обращая внимания на двух членов Совета Безопасности ООН — Китай и Россию, которые не осмелятся противостоять США.

В ответ на это давление Иран проводит испытание ракеты большой дальности.

Россия и Китай подписывают соглашение о строительстве газопровода и планировании работ по строительству нефтепровода. Приступают к подготовке к проведению совместно с Индией военно-морских учений.

Россия заявляет об ускоренном строительстве на Западе и Юго-Западе станций СПНР высокой заводской готовности «Воронеж», которые должны заместить прорехи в сплошном радиолокационном поле при варианте отказа Украины и Азербайджана в использовании Россией трех станций СПНР, находящихся на их территории в интересах противоракетной обороны на западном и юго-западном стратегическом оперативном направлении.

Экспериментально-психологический удар. Америка заявила о проведении в пустыне Невада в июле 2006 года эксперимента по испытанию сверхмощного наземного взрыва, способного разрушить сооружения в скальных грунтах на глубине до 30 метров. Многие специалисты считают, что это завуалированное под обычную взрывчатку испытание, равное по мощности ядерному взрыву. Испытание несет не только мощный психологический посыл для иранского и северокорейского руководства, демонстрируя им, что при аналогичном ядерном ударе объекты ракетных и ядерных технологий, находящиеся на глубине 30 метров, могут быть гарантированно уничтожены. Одновременно испытания дают материалы для дальнейшего совершенствования ядерного оружия.

Ответно-демонстрационный удар по перекрытию Ормузского пролива. Практически через неделю Иран проводит учения своих ВМС. На учениях он демонстрирует сверхвысокоскоростную (100 метров в секунду) морскую ракету, по скорости сравнимую с российской ракетой «Шквал». Учения показали, что Иран в состоянии не только прекратить транспортировку нефти через пролив, но и нанести поражение надводной и подводной группировке кораблей, находящихся в акватории Персидского и Оманского заливов. Практически одновременно с учениями в СМИ появляется информация о наличии у Ирана украинских ядерных зарядов, якобы не переданных России при принятии Украиной статуса неядерной державы и проданных в третью страну.

В рамках Совета России – НАТО проводятся консультации об отношении России к иранскому вопросу. При этом начальник Генерального штаба РФ Юрий Балуевский (6 апреля 2006 года) не исключает силового варианта со стороны США в отношении Ирана. Государственный секретарь США и министр иностранных дел Великобритании внезапно инспектируют коалиционную группировку в Ираке.

Блефует Иран или нет? Шквал комментариев по всему миру последовал после двух заявлений 11 апреля президента Ирана М. Ахмадинежада о том, что специалистам ядерного центра в Натанзе удалось обогатить уран до уровня 3,5% и что Иран присоединился к сообществу стран, обладающих ядерными технологиями. При этом президент отметил, что ядерные технологии носят исключительно мирный характер. Это отличает его от Ким Чен Ира, который всегда подчеркивал военную направленность исследований. Многие российские эксперты считают, что Тегеран еще очень далек от создания ядерного оружия. Но что стоит за этим демаршем? Скорее всего, вместо уступок Иран получит не поддержку своей позиции, а жесткие санкции.

Скорость обмена ударами увеличивается, к чему это может привести? К перерастанию конфликта с применением обычного оружия в конфликт с применением ядерного оружия? Россия в этой ситуации прилагает все меры для того, чтобы на ее южных границах не возник новый конфликт и чтобы он не перерос в конфликт с применением ядерного оружия.

Начало