Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Судане: март 2007 года

М.А. Хмелинин

Самым громким событием марта во внутриполитической жизни Судана стала перестрелка в Омдурмане между полицией и сторонниками СОД. В результате ожесточенного столкновения, по официальным данным, погибли десять человек, по неофициальным – более 30.

Причиной случившегося 24 марта инцидента стало ДТП с участием выходцев из Дарфура – членов СОД. Полиция потребовала выдать двоих участников аварии. Далее версии случившегося расходятся. По словам пресс-секретаря СОД Тайиба Хамиса, «члены СОД попытались убедить полицейских в том, что конфликт можно разрешить мирным путем, но командующий полицейского подразделения отдал приказ открыть огонь». Пресс-секретарь уточнил, что полицейские застрелили восемь человек, а в результате ответного огня бывших повстанцев погибли двое охранников правопорядка.

Начальник полиции Хартума генерал-майор Мухаммед ат-Тайиб отказался сообщить подробности происшествия, но подтвердил, что погибли восемь членов СОД и двое полицейских. При этом он уточнил, что еще девять сотрудников МВД получили ранения различной степени тяжести. После столкновения 41 сторонник СОД был задержан.

Глава МВД Судана Зубейр Таха выступил с сообщением об инциденте на телевизионной пресс-конференции. Министр уточнил, что в ходе перестрелки, помимо восьми погибших, еще семь членов СОД были ранены. По его версии, причиной столкновения стало то, что по неизвестным причинам некое гражданское лицо открыло огонь по членам СОД, а затем уже вмешалась полиция[1].

Однако по распространившимся по Хартуму слухам, в результате боя в Омдурмане погибли до 30 полицейских, более 70 были ранены. Для разрешения кризиса руководство суданского МВД было даже готово прибегнуть к крайнему средству — помощи армейских подразделений и даже бронетанковых частей, но этому воспротивился старший помощник президента и лидер СОД Минни Аркои Минави.

Необходимо отметить, что перестрелка 24 марта стала первым серьезным происшествием в суданской столице после инцидентов начала августа 2005 г., когда после гибели Джона Гаранга в вертолетной катастрофе на улицы Хартума вышли тысячи южан, начавшие громить магазины и машины. Тогда погибли 45 человек, сотни пострадали. Сторонники же СОД присутствуют в суданской столице после заключения крылом СОД и правительством Судана 5 мая 2006 г. мирного договора в Абудже. После подписания договора лидер СОД Минни Минави был назначен старшим помощником президента, то есть стал четвертым человеком в суданской властной иерархии.

Стоит также подчеркнуть, что подписанное в Абудже соглашение на практике реализуется крайне медленно, что вызывает дополнительную напряженность в отношениях СОД с правительством, усиливает активность «неподписантов» соглашения и вызывает жесткую критику мирового сообщества в адрес официального Хартума. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что для разрешения дарфурского кризисного узла необходимы более серьезные меры, в том числе и с возможным участием международных сил в какой бы то ни было форме. Участие ООН в виде практически реализованного «легкого» или обсуждаемого «тяжелого» пакета поддержки Миссии Африканского союза в Судане может стать одним из возможных путей облегчения кризиса. В то же время говорить о том, что простое вмешательство международных сил может разрешить конфликтную ситуацию, было бы по крайней мере преждевременно.

4 марта состоялось заседание суданского кабинета министров, на котором рассматривалось обвинение Международного уголовного суда (МУС) в адрес Ахмеда Харуна и Али Кушайба. Напомним, что 27 февраля Генеральный прокурор Международного уголовного суда в Гааге Луис Морено Окампо назвал имена двух высокопоставленных суданцев, обвиняемых в преступлениях против человечества в Дарфуре. Один из них – Ахмед Харун, бывший государственный министр внутренних дел, а ныне госминистр по гуманитарным вопросам в суданском правительстве; другой – командир арабских ополченцев Али Мухаммед Али Абдеррахман, известный также как Али Кушайб. На заседании 4 марта министр юстиции Али аль-Марди доложил коллегам, что Судан не является членом МУС и, соответственно, не входит в сферу его юрисдикции. Госминистр иностранных дел Самани Васила в свою очередь заявил, что обвинения МУС «политически мотивированы» и являются частью общего курса на усиление давления на Судан[2].

Позднее, 14 марта, ОИК также отвергла обвинения МУС в адрес суданских официальных лиц и призвала к новому расследованию причин происходящего в Дарфуре: «Необходимо еще раз сформировать и отправить в Дарфур группу экспертов для того, чтобы они представили объективный и непредвзятый отчет»[3].

18 марта газета Khartoum Monitor написала, что Россия и Китай также призвали Совет ООН по правам человека проигнорировать доклад о ситуации с правами человека в Дарфуре на основании того, что эксперты не получили полноценного доступа в конфликтный регион и, соответственно, их выводы не достаточно обоснованны[4].

7 марта спецпредставитель президента США по Судану Эндрю Нациоса встретился с президентом Судана Омаром Баширом и передал ему послание президента США Дж. Буша, в котором говорилось о проблемах реализации Всеобъемлющего мирного соглашения, ситуации в Дарфуре, в частности, о том, как лучше вести переговоры с «неподписантами» Дарфурского соглашения, а также о двусторонних американо-суданских отношениях. Позднее на пресс-конференции по итогам встречи Нациос обвинил суданское правительство в том, что оно преднамеренно путем установления административно-бюрократических препятствий парализует гуманитарную деятельность в Дарфуре.

Эндрю Нациос встретился также с министром иностранных дел Судана Ламом Аколем. В ходе встречи обсуждались вопросы безопасности на юге страны, в частности проблемы разоружения ополченцев. Следует отметить, что США играют особую роль в восстановлении Южного Судана, во многом путем «рекомендаций» направляя деятельность министерств и ведомств автономного региона и фактически выстраивая всю систему административно-правовых отношений «под себя». Американские дипломаты в частных беседах отрицают стремление Вашингтона к контролю над Южным Суданом, декларируют приверженность курсу на единство страны, но очевидно, что американцы сделали ставку на независимость юга в 2011 г. и настойчиво проводят линию на контроль над элитой региона.

Также 7 марта суданский МИД отреагировал на американский доклад о положении с правами человека в Судане, в котором содержалась критика в адрес властей страны. По словам пресс-секретаря МИД Али ас-Садыка, доклад «политизирован и основан на недостоверных источниках, враждебных Судану». Далее представитель суданского внешнеполитического ведомства риторически вопросил: «Почему США не обвиняют прежде всего самих себя за убийства тысяч людей в Ираке и Афганистане? Почему не осуждают Израиль за жестокости в Палестине?»[5]

Также 7 марта в пригородах г. Омдурмана (одного из трех городов, составляющих столицу страны. – М.Х.) в рамках плана городской застройки были разрушены две деревни; около 20 человек, сопротивлявшихся действиям властей, получили ранения. Муниципалитет давно планировал снос поселений, но жители упорно отказывались переселяться[6]. Подобные инциденты периодически случаются в Судане, в том числе и непосредственно в окрестностях столицы, но чаще всего они направлены на снос лагерей беженцев, являющихся источником болезней и криминальной активности. При этом правительство чаще всего не предпринимает никаких действий по улучшению обстановки в лагерях или обеспечению жителей сносимых поселений другим жильем.

11 марта состоялся телефонный разговор между генсеком ООН Пан Ги Муном и Омаром Баширом, в ходе которого обсуждались кандидатуры на пост спецпредставителя ООН и АС в Судане. Башир пригласил генсека ООН в Судан для ознакомления с обстановкой в стране на месте[7].

В тот же день представитель ООН в Хартуме сообщил, что ряд стран не откликнулся на призыв ООН предоставить военных и гражданских наблюдателей и советников для помощи Миссии АС в Судане в рамках «легкого» пакета поддержки ООН. По состоянию на конец первой декады марта, в Дарфур были переброшены лишь 34 из 105 предусмотренных наблюдателей[8].

14 марта в суданской прессе было опубликовано несколько статей со ссылкой на материал американской Los Angeles Times, в котором цитировались эксперты ООН, высказывавшиеся о причинах кризиса в Дарфуре и Чаде. По их мнению, основной причиной, вызвавшей пересечение в регионе столь многих интересов, стало наличие в Дарфуре и Чаде значительных запасов нефти и газа.

В середине марта стало известно о том, что на востоке Дарфура произошли ожесточенные столкновения между племенем Маалийя и бойцами подконтрольной Минни Минави фракции СОД. В результате боев погибли 74 человека, 26 получили ранения. По другим данным, перестрелка произошла между фракциями СОД[9]. 17 марта произошло другое кровопролитное столкновение, на этот раз между племенами Турджум и аль-Абаля. В результате боя погибли 15 и были ранены 13 человек.

Глава оппозиционного Народного конгресса, создатель НИФ Хасан Тураби в середине марта в ходе поездки по штату Река Нил выступил с острой критикой в адрес правительства. Он обвинил руководство страны в коррумпированности и отсутствии «программы и опыта для руководства страной». Тураби также отверг намеки на причастность его партии к скандальному жестокому убийству осенью прошлого года главного редактора газеты «Аль-Вифак» Мухаммеда Тахи[10].

19–22 марта в Судане прошел Второй консорциум стран-доноров по Судану. По заявлениям суданских официальных лиц, суданскому правительству перечислено лишь 14% от обещанных на конференции в Осло сумм (4,5 млрд долл.), чем и обусловлены сложности в реализации Всеобъемлющего мирного соглашения. В ходе консорциума были представлены многочисленные доклады по различным вопросам экономического развития страны, реализации ВМС и гуманитарного содействия. Заседания консорциума проходили в Хартуме и Джубе.

1. Citizen, 25.03.07.

2. Ар-Рай аль-Амм, Сахафа, 5.03.07.

3. Ар-Рай аль-Амм, 15.03.07.

4. Khartoum Monitor, 18.03.07.

5. Al-Khartoum, 08.03.07.

6. Сахафа, 08.03.07.

7. Ар-Рай аль-Амм, 12.03.07.

8. САхафа, 12.03.07.

9. Альван, 14.03.07.

10. Сахафа, 15.03.07.

Начало