Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Сирия и ЕС накануне ближневосточной конференции: состояние отношений и перспективы

Ю.В.Зинькина

В свете предстоящей конференции по ближневосточному урегулированию особое значение приобретают отношения Сирии — одного из ключевых участников мирного процесса, со странами Евросоюза. ЕС входит в «четверку» спонсоров ближневосточного урегулирования; ведущие европейские страны активно проявляли интерес к значимым событиям политической жизни Ближнего Востока вообще и Сирии, в частности. Выстраивание стабильных политических и экономических отношений со странами ЕС, получение их поддержки на международной арене являются весьма существенными аспектами внешней политики Сирии в настоящее время. Отношения ЕС и Сирии строятся в целом в рамках партнерства Евросоюза со странами Средиземноморья.

Экономическое сотрудничество между Сирией и ЕС развивается несколько противоречиво. С одной стороны, доля европейских стран в сирийском экспорте существенно возросла. Сейчас ЕС – самый крупный торговый партнер Сирии, чья доля в сирийском торговом обороте уже в 2001 г составляла около 60%, в 2003 г. – более 40% (некоторое снижение было обусловлено политическими причинами). При этом 87% экспорта Сирии в ЕС – нефть и нефтепродукты, остальные 13% — продукция текстильной промышленности и сельского хозяйства. В списке торговых партнеров Евросоюза Сирия занимает 48-е место.

С другой стороны, Сирия – единственная средиземноморская страна, до сих пор не подписавшая двустороннее соглашение о сотрудничестве с ЕС в рамках евро-средиземноморского партнерства. Это обусловлено политическими причинами, в частности, разногласиями по проблеме ОМП, а также по вопросу о соблюдении прав человека в Сирии. Переговоры о подписании данного соглашения были начаты еще при Х. Асаде в 1997 г. и велись по 2003 г. включительно. В октябре 2004 г. начал разрабатываться проект соглашения. Однако этот проект так и не был подписан, так как три страны ЕС – Германия, Великобритания и Нидерланды – высказались против заключения соглашения. В настоящее время одним из наиболее значимых проектов сотрудничества Сирии и Евросоюза является соглашение, ратифицированное в апреле 2000 г. в контексте программы MEDA. В рамках этой программы за 2000-2004 гг. Сирия получила инвестиции в размере 93 млн евро.

Что касается выстраивания политических отношений, то здесь целесообразно рассмотреть внешнеполитические связи с Сирией отдельных стран ЕС, проводящих на Ближнем Востоке собственную политику. Наиболее активны в этом отношении Франция и Германия; отношения именно с этими странами имеют первоочередное значение для Сирии в контексте сотрудничества с Евросоюзом.

В настоящее время эти страны являются конкурентами в борьбе за влияние на Ближнем Востоке, расширение там своего экономического присутствия, а также роли посредника в ближневосточном урегулировании. Координатор германо-американских связей в МИДе ФРГ К. Фойгт считает, что Германия способна сыграть главную роль в приведении Сирии и США за стол переговоров. Глава МИДа Сирии Муаллим в октябре 2006 г., принимая германскую парламентскую делегацию, побуждал Германию играть более значительную роль в поиске решения проблем Ближневосточного региона. Представители французского правительства также неоднократно заявляли о своей готовности выполнять посреднические и координационные функции при проведении, в частности, сирийско-американских переговоров.

Как Франция, так и Германия активно помогают Сирии в проведении внутренних преобразований и либерализации экономики (о необходимости перехода к рыночной экономике в Сирии было объявлено во время 10-го съезда партии Баас в июне 2005 г.). Так, Франция направляет в Сирию группы высокопрофессиональных экспертов для консультирования сирийского правительства по вопросам реструктуризации экономики. Однако их активность носит лимитированный характер, так как чрезмерные усилия в этой сфере могут быть восприняты Сирией как попытки давления, что привело бы к потере доверия.

Что касается позиции вышеназванных стран по наиболее значимым вопросам сирийской внешней политики, то здесь необходимо упомянуть, что и Франция, и Германия вкладывают весьма значительные суммы в различные проекты сирийской экономики. Соответственно, политика этих стран в их отношениях с Сирией во многом ориентируется на их собственные первостепенные экономические интересы и может по-разному соотноситься с политикой Соединенных Штатов.

Так, США не наложили экономические санкции на Сирию в запланированном масштабе именно благодаря несогласию с этим тех стран ЕС, которые активно инвестируют средства в сирийскую экономику. В феврале 2005 г., сразу после убийства Р. Харири, США отозвали своего посла из Сирии, а также потребовали от Сирии немедленно выполнить резолюцию Совета Безопасности ООН по выводу войск из Ливана. Однако буквально через неделю после этого генеральный директор программ иностранной помощи ЕС К. Ришель пообещал, что ЕС выйдет на новый уровень сотрудничества с Сирией, в том числе подпишет соглашение о свободной торговле. В октябре того же года Германия обратилась к международному сообществу с просьбой не налагать санкции на Сирию, принимая во внимание выраженную этой страной готовность сотрудничать с комиссией, расследовавшей обстоятельства гибели Р. Харири.

Убийство ливанского премьер-министра, а также в целом политика Сирии по отношению к Ливану оказались практически единственной причиной существенных политических разногласий между Сирией, с одной стороны, и Францией и Германией — с другой. Названные страны всячески настаивали на выводе сирийского воинского контингента из Ливана, а также принимали активное участие в международном расследовании. Р. Харири был личным другом бывшего французского президента; комиссию по расследованию его убийства первоначально возглавил представитель Германии Д. Мехлис. Такой интерес к Ливану со стороны ведущих европейских держав вполне объясним, так как эта страна в довоенное время имела весьма благоприятный финансово-экономический климат для европейских инвестиций («арабская Швейцария»). При восстановлении в Ливане политической стабильности Евросоюз может принять активное участие в реконструкции экономического пространства этой страны, что представляется весьма прибыльным и перспективным делом. Соответственно, выведение Ливана из-под влияния Сирии являлось своего рода экономическим императивом в контексте инвестиционного освоения Евросоюзом Ближневосточного региона.

Таким образом, частично сообразуясь с политикой США, Франция и Германия преследовали собственные цели. Хотя требования часто выдвигались совместно США и Францией (требование к Сирии уйти из Ливана, предложение в ООН об экономических санкциях), нельзя говорить о полном согласии Парижа с политикой Вашингтона. Действительно, в тот же период посол Франции в Сирии Жан-Франсуа Жиро отрицал, что Франция стремится наложить санкции на Сирию или дестабилизировать ее экономику, назвав сирийско-французские отношения дружбой, способной преодолеть трудности. Анализируя причины такой двойственной политики, нужно учитывать, помимо прочего, что Франция переживала внутренние трудности, преимущественно социально-политического характера. По сообщению министра информации Сирии Билала, в августе 2006 г. популярность Ширака во Франции достигла низшей точки – 17%. Возможно, здесь, как и ранее в США, в какой-то степени преследовалась цель переключить внимание общества с внутренних проблем на внешние.

При этом следует отметить, что во время международной изоляции Сирии продолжались ее совместные проекты со странами ЕС в сфере образования, культуры и отчасти экономики. В январе 2006 г. Г. Шредер подчеркнул, что достижение мира и стабильности в Ближневосточном регионе невозможно, если не прекратятся попытки изолировать такую важную страну, как Сирия. Именно страны – представители Евросоюза первыми нарушили изоляцию Сирии, а затем ускорили ее возвращение в глобальное политическое и экономическое пространство, вопреки позиции США. В марте 2007 г. Сирию посетил Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Х. Солана; во время визита обсуждались перспективы сирийско-европейского сотрудничества. Его визит ознаменовал окончание периода изоляции; Солана также заявил, что у Дамаска есть шанс влиять на ближневосточное урегулирование.

Однако в целом, хотя и Франция, и Германия выстраивают отношения с Сирией, исходя из собственных политических установок и экономических интересов, они не вступают в открытую конфронтацию с политикой США в отношении Сирии. Так, министр иностранных дел ФРГ отложил в августе 2006 г. запланированный визит в Дамаск после речи Б. Асада, в которой в резкой форме обличались полная несостоятельность плана США «Большой Ближний Восток», а также крах планов и стратегий Израиля.

Развиваются отношения Сирии и с такими странами ЕС, как Италия и Испания. Эти страны имеют несколько меньшее значение для сирийской внешней политики, возможности для экономического сотрудничества используются не полностью. Тем не менее разрабатывается целый ряд различных совместных сирийско-испанских и сирийско-итальянских проектов в области экономики и образования. В июне 2004 г., когда обострились сирийско-американские отношения, а подписание соглашения в рамках евро-средиземноморского партнерства было приостановлено, Б. Асад нанес визит в Испанию, где опроверг обвинения в адрес своей страны перед Евросоюзом. В марте 2006 г. Испания заявила о своем решительном несогласии со стратегией изоляции Дамаска, оказавшись первой страной ЕС, нарушившей международную изоляцию Сирии. Италия также сыграла свою роль в этом процессе. Имеются данные, что министр иностранных дел Италии Массимо д’Алема предложил Б. Асаду свою помощь в выведении Сирии из международной изоляции в обмен на гарантию безопасности итальянских солдат в Ливане. Помимо этого в июне 2006 г. д’Алема сделал заявление, в котором подчеркнул важность роли Сирии в установлении мира на Ближнем Востоке, и выразил готовность своей страны напрямую участвовать в установлении мира в регионе. Как Испания, так и Италия в настоящее время все чаще заявляют о своей готовности выступить в качестве посредников в процессе ближневосточного урегулирования.

Из всех стран Евросоюза самые напряженные отношения у Сирии с Великобританией. Дипломатические отношения между странами были разорваны еще в 1986 г. и восстановлены лишь в ноябре 1990 г. В период правления Б. Асада первые трения в сирийско-британских отношениях ощущались уже в 2002 г., когда во время визита сирийского президента в Лондон премьер-министр Тони Блэр отметил существенные расхождения по иракской проблеме и вопросам терроризма. Позже, глава МИДа Великобритании Дж. Стро назвал международное давление на Сирию в связи с расследованием гибели ливанского премьер-министра «абсолютно заслуженным», отметив, что хотя Великобритания и ее партнеры не пытались способствовать падению сирийского правительства, сирийский правящий режим ослабляется изнутри. Когда США обвинили Сирию в сокрытии ОМП, Великобритания поддержала это обвинение (в отличие от других стран ЕС). Она также была одной из трех стран, по чьей инициативе было отложено подписание соглашения о партнерстве с Сирией; свое мнение по данному вопросу Тони Блэр обосновал тем, что одним из пунктов его политической программы является нераспространение ОМП, а также тем, что у Сирии чрезвычайно напряженные отношения с Вашингтоном.

Однако при этом еще в апреле 2003 г. Великобритания подчеркнула, что не будет иметь отношения к каким бы то ни было военным акциям против Сирии и Ирана. Интересно, что примерно в тот же период одной из главных проблем британской внешней политики становится восстановление доверительных отношений со странами Евросоюза, с которыми Британия придерживалась противоположных взглядов на вторжение США в Ирак. В ноябре 2006 г. Блэр признал, что для решения всего комплекса ближневосточных проблем, возможно, потребуется вовлечение Ирана и Сирии. При этом в 2006-2007 гг. возрос торговый оборот между Сирией и Великобританией. Так, с января по сентябрь 2003 г. экспорт из Сирии в Великобританию составил 58 млн фунтов стерлингов, а за тот же период 2007 г. – уже 216 млн. Пока рано говорить о пересмотре приоритетов во внешней торговле двух стран, однако наличие сфер для кооперации открывает перспективы для постепенной разрядки политических отношений.

Накануне предстоящей конференции по ближневосточному урегулированию необходимо отметить следующие аспекты состояния отношений Сирии со странами Евросоюза. В целом, ЕС сыграл (и продолжает играть) ведущую роль в оказании Сирии экономического и политического содействия по преодолению последствий международной изоляции. Наиболее активно развиваются различные направления сирийско-германского сотрудничества. В апреле 2007 г. Министерство экономического сотрудничества и развития ФРГ объявило, что в течение двух последующих лет намерено предоставить Сирии 70 млн евро. Приоритетными направлениями сотрудничества являются энергетика, водные ресурсы, создание инфраструктуры, а также либерализация сирийской экономики в целом. В августе 2007 г. было подписано финансовое соглашение между Сирией и Германией стоимостью 34 млн евро. Тогда же министр ФРГ по оказанию помощи на развитие Хайдемария Вейцзорек-Цойл, говоря о результатах переговоров с Б. Асадом, подчеркнула общность взглядов на «важность мирного процесса в регионе и гарантирование сирийской суверенности на всех ее землях… Это означает возвращение Голанских высот в рамках мирного процесса». Актуальной проблемой является приток в Сирию большого количества иракских беженцев. Германия обещала выделить Сирии 5,4 млн долларов для решения связанных с данной миграцией экономических и социальных проблем.

Что касается политического партнерства с Евросоюзом, то наиболее важным в настоящий момент является вопрос о европейском «представителе» интересов Сирии в мирном процессе. Иными словами, определяется, какая страна будет защищать на конференции национальные интересы Сирии с перспективой последующего статуса ключевого посредника в ближневосточном урегулировании в целом. О своей готовности выполнять посреднические функции в мирном процессе на Ближнем Востоке в последние два–три года неоднократно заявляли, в частности, такие страны ЕС, как Франция и Германия, а также Италия и Испания.

Наличие такого представителя необходимо Сирии, так как сейчас единственным достаточно постоянным союзником страны в регионе является Иран. С одной стороны, ЕС может представляться не слишком весомой политической силой; авторитет Евросоюза на Ближнем Востоке несколько снизился, когда США вторглись в Ирак вопреки возражениям большинства европейских держав. Однако если страны ЕС сумеют показать Сирии, что сотрудничество с ними позволит ей достичь конкретных результатов как в экономической, так и в политической сфере, вполне вероятно, что внешнеполитический курс Сирии начнет постепенно меняться. Для развития сирийской экономики огромное значение имеет европейская финансовая помощь и инвестиции, а в перспективе — получение свободного доступа сирийских товаров на общеевропейский рынок. В политическом аспекте принципиальным для Сирии является возвращение Голанских высот. Б. Асад уже заявил в своем выступлении на «Би-би-си» 24 сентября: «Если на конференции не будет обсуждаться вопрос об оккупированных территориях Сирии, ее участие в ней абсолютно исключено».

Страны Евросоюза заинтересованы в выполнении посреднических функций в ближневосточном урегулировании вообще и в «представлении» сирийских интересов, в частности, как минимум по двум причинам. Во-первых, такая роль позволяет выстраивать собственную, независимую экономическую политику в регионе, где практически нет крупных конкурентов; политическое доверие к США — основному экономическому конкуренту Евросоюза в мировых масштабах, на Ближнем Востоке крайне низкое, вероятность успешного экономического проникновения в регион (мирным путем) очень мала. С этой точки зрения, Сирия (а также другие страны региона, перспективен в этом отношении Ливан) предоставляет обширные возможности для инвестирования европейского капитала.

Во-вторых, политическое сближение Сирии с Евросоюзом в целом и с отдельными его представителями позволит ЕС в известной степени контролировать развитие сирийско-иранских отношений с целью поддержания стабильности в регионе. Первые шаги в этом направлении были сделаны Германией, которая заявила о своей готовности предложить Сирии пакет экономических программ, направленных на ускорение развития сирийской экономики, но при этом подчеркнула, что для воплощения этого плана ей потребуется помощь всего Евросоюза. Франция поддерживает идею в целом, но предполагает возможность ее применения и для Ирана.

Представляется вероятным, что во время предстоящей ближневосточной конференции страны ЕС, особенно Франция и Германия, будут оказывать поддержку сирийской позиции, однако одновременно будут постепенно склонять сирийское руководство к принятию разумного компромисса, если таковой будет найден. Дальнейшее развитие отношений Сирии с Евросоюзом зависит от уровня европейской поддержки сирийских интересов, а также от позиции сирийского руководства по предлагаемым вариантам урегулирования.

По материалам http://www.sana.org, http://news.bbc.co.uk, http://www.fco.gov.uk, http://politics.guardian.co.uk, http://www.cnn.com http://www.mirror.co.uk, http://www.arabicnews.com, http://www.eurunion.org, http://www.bmz.de, http://www.iht.com, http://ec.europa.eu, http://www.spiegel.de, http://www.syrialive.net, http://www.eubusiness.com, http://www.dw-world.de

Начало