Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Визит В.В. Путина в Катар

Е.С. Мелкумян

12 февраля 2007 г. президент РФ В.В. Путин по пути из Саудовской Аравии в Иорданию посетил с кратковременным рабочим визитом Катар. Это небольшое арабское государство зоны Персидского залива обладает значительными запасами природного газа и является крупнейшим экспортером этого энергетического сырья на мировой рынок. Кроме того, Катар в последние годы стремится повысить свою роль в регионе Ближнего Востока путем проведения нетрадиционного для государств этого региона курса. Его все более активные связи с Израилем являются тому подтверждением. Наконец, катарская телевизионная кампании «Аль-Джазира» приобрела большую популярность во всем мире, и она успешно конкурирует с крупнейшими информационными кампаниями западных стран.

Внутриполитическое положение в Катаре – стабильно, поэтому это государство стало основной базой для размещения американских войск в регионе Залива после их вывода из Саудовской Аравии. Именно катарская территория использовалась американцами в ходе проведения военной операции в Ираке в марте 2003 г.

Между Россией и Катаром не существует широкомасштабных отношений. Хотя в ходе визита оба руководителя и подчеркивали, что две страны связывают отношения дружбы и сотрудничества. Дипломатические отношения между Катаром и СССР были установлены в 1988 г., но они не получили какого-либо развития. Положение не изменилось и после распада СССР. Единственным исключением стали контакты между руководителями обеих государств, связанные с судом над двумя российскими гражданами. В феврале 2004 г. в Катаре был убит один из лидеров чеченских повстанцев Яндарбиев. Он был одним из кандидатов на президентских выборах в Чечне в 1997 г., но проиграл их. Затем его направили в арабские страны для сбора финансовых средств для чеченских сепаратистов. Он проживал на территории Катара. По обвинению в его убийстве были арестованы два гражданина России. Они отрицали свою причастность к убийству, но суд приговорил их к смертной казни. После телефонного звонка президента Путина эмиру Катара шейху Хамаду бен Халифу Аль Тани, по личному указу эмира смертная казнь была заменена пожизненным заключением. По взаимной договоренности заключенные были переданы российской стороне.

В тот период общественное мнение в странах Залива было настроено резко отрицательно по отношению к России из-за ее политики в Чечне. Проявление доброй воли со стороны катарского главы государства было по достоинству оценено российским руководством. По-видимому, визит В.В. Путина в Катар был также связан с тем, что российский руководитель счел необходимым выразить признательность эмиру Катара, шейху Хамаду бен Халифу Аль Тани, хотя ни в российской, ни в катарской прессе об этом не упоминалось.

Центральным вопросом двухсторонних переговоров стала проблема координации политики обеих стран в газовой сфере. Президент В.В.Путин заявил, что взаимодействие в этой сфере крайне важно для России. Он также отметил: «Можно слышать, что поскольку мы производители энергосырья, то мы как бы и естественные конкуренты. Но это не совсем так. Во-первых, наши рынки разделены, и мы сейчас говорили с нашими хозяевами, с принимающей стороной, все прекрасно понимают, что такое “трубный газ”: он же всегда будет дешевле в определенных регионах мира (где у нас труба есть), чем сжиженный газ. Поэтому ясное понимание этого есть у всех. И для нас очень важно сотрудничать друг с другом, помогать друг другу на мировых рынках». Путин также подчеркнул, что потребности в газе постоянно возрастают. Он говорил: «Для нас очень важно выработать общие подходы и защищать интересы производителей, создавать единые условия работы производителей, строить соответствующую систему отношений с нашими основными потребителями. И в этом смысле для нас наши партнеры в Катаре представляют большой интерес, и я уверен, что наши специалисты обязательно приедут на конференцию, которая здесь в Катаре в апреле должна состояться – конференция производителей газового сырья».

Шейх Хамад бен Халифа Аль Тани – эмир Катара внес предложение о создании газового картеля. Он заявил, что «разница между организацией ОПЕК и газовым картелем заключается в том, что ОПЕК может поднять и понизить цены, а газовые контракты – они долговременные, долгосрочные: на 20 лет и больше». Реакция российской стороны была достаточно осторожной. Президент Путин подчеркнул: «Я бы не сказал, что мы отвергли предложение о создании картеля. Мы ничего не отвергали – наоборот, я бы сказал, что это интересное предложение. А нужен ли этот картель, будем ли мы его реализовать – это отдельный разговор». Россия не уверена в том, какое положение она может занять в этой планируемой структуре.

Между Россией и Катаром было подписано соглашение о создании Российско-Катарского делового совета. Подобные организации работают в 13 арабских странах, в том числе ряде стран региона Залива. Российские и катарские предприниматели проявляют растущий взаимный интерес к налаживанию делового сотрудничества. Причем, речь идет о компаниях-лидерах. Был, к примеру, подписан меморандум о взаимопонимании между компаниями «Лукойл» и «Катар-петролеум». К активному взаимодействию готовы и такие крупнейшие российские компании, как «Газпром» и «РУСАЛ». Россия и Катар стремятся добиться качественного прорыва в развитии торгово-экономического сотрудничества. Обе стороны считают, что большие перспективы открываются в топливо-энергетической, в металлургической отраслях, в области высоких технологий и в инвестиционной сфере.

Основное внимание в ходе переговоров между российским и катарским главами государств было уделено обсуждению проблем международных отношений. Было отмечено, что позиции России и Катара близки по крупнейшим международным вопросам. Российский президент подчеркнул, что сотрудничество с Катаром представляет для России особый интерес, имея в виду, что Катар в течение двух лет - 2006 и 2007 гг. сохраняет статус непостоянного члена Совета Безопасности ООН. В.В. Путин также заявил, что близость взглядов на решение целого ряда международных проблем открывает дополнительные возможности для двустороннего взаимодействия. Причем, обе стороны убеждены, что любые даже самые сложные международные вопросы могут и должны решаться на мирной основе, путем политических переговоров.

Эмир Катара Хамад бен Халифа Аль Тани поддержал предложение России о проведении мирной конференции по Ближнему Востоку. Он заявил: «Мы считаем, что наш регион нуждается в помощи, тем более в этой нестабильной обстановке в Ираке и в Палестине, а также в Ливане. Мы считаем, что эти конфликты уже много времени существуют. Мы приветствуем сотрудничество в этом направлении и надеемся, что это найдет отклик у других стран. Мы уверены, что в России будет успех в этом направлении». Со своей стороны В.В. Путин отметил: «Конечно, нам хотелось, чтобы заранее, еще до конференции, было ясно, чем она закончится, - и заранее неплохо было бы знать результат. Между тем в таких сложнейших вопросах, как ближневосточное урегулирование вряд ли на сто процентов сможем решить эту проблему заранее, до того как соберемся на конференцию. Но сегодня то, что мы там видим, - это вызывает как минимум сожаление». Сомнения в отношении результатов планируемой Россией конференции по Ближнему Востоку были им высказаны не случайно. Она пока не получила поддержки со стороны большинства арабских государств. Саудовские руководители, в частности, в ходе визита российского президента в эту страну не выразили своей поддержки этого предложения России.

Россия предложила включить в число участников конференции и Иран, что вызывает основные возражения арабских стран. Отвечая на вопрос корреспондента «Независимой газеты» на пресс-конференции по итогам российско-катарских переговоров 12 февраля 2007 г. Путин В.В. заявил: « Если говорить об урегулировании в целом, то, конечно, кого-то оставлять за рамками этих переговоров было бы, наверное, не очень правильно. Но хочу обратить внимание вот на что. Мы не упираемся в наше предложение – мы работаем и в других форматах, в “четверке”, мы работаем напрямую с нашими партнерами на Ближнем Востоке».

Эмир Катара в отношении мирного процесса на Ближнем Востоке выразил надежду на урегулирование, которое приведет к справедливому миру в регионе, и приветствовал достигнутое в Мекке соглашение между палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС и дал высокую оценку роли Саудовской Аравии в достигнутом согласии.

Визит завершился подписанием двух соглашений и двух протоколов. Это – соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, соглашение о создании совместного делового совета, протокол о намерениях в области консульского сотрудничества и протокол о намерениях между компаниями «Катар Петролеум» и «Лукойл».

Начало