Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (9 – 15 июля 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Пакистане и в Ираке. В столице Пакистана Исламабаде 11 июля завершилась операция по освобождению религиозного комплекса Красная мечеть от исламистских боевиков, однако в стране сохраняется напряженность. Палата представителей Конгресса США 12 июля в третий раз приняла законопроект, устанавливающий сроки вывода американских из Ирака, однако президент Дж. Буш, по всей вероятности, наложит вето на этот документ.

Командующим создаваемым Африканским командованием ВС США назначен генерал Вильям Варди. До нового назначения он занимал пост заместителя главы Европейского командования ВС США.

Делегация ЛАГ в составе глав внешнеполитических ведомств Египта и Иордании А. Абу аль-Гейта и А. Илях аль-Хатыба впервые посетит Израиль с посреднической миссией 25 июля. Изначально визит должен был состояться 12 июля, но его срок был перенесен по просьбе премьер-министра Израиля Э. Ольмерта.

Взятие штурмом религиозного комплекса Красная мечеть не привело к снижению напряженности в Пакистане, хотя в Исламабаде обстановка и нормализуется. 14 июля власти отменили в городе комендантский час, введенный 3 июля. Однако район Красной мечети по-прежнему оцеплен войсками и полицией. В различных регионах страны, включая столицу и такие крупные города как Карачи, Равалпинди, Пешавар, Лахор, прошли массовые демонстрации сторонников радикальных исламистских партий и организаций. На северо-западе Пакистана, главным образом в Зоне племен в районе пакистано-афганской границы боевиками-смертниками совершен ряд крупных терактов, в результате чего погибло несколько десятков военнослужащих и полицейских, а также гражданские лица. 15 июля руководство проталибски настроенных боевиков в провинции Восточный Вазиристан заявило о выходе из соглашения о перемирии с правительством. Армия и силы безопасности ведут подготовку к крупной войсковой операции против боевиков и террористов в этом регионе. Сюда перебрасываются дополнительные военные силы. Президент страны П. Мушарраф заявил о твердой решимости пакистанского руководства искоренить экстремизм в республике. В целом же, по оценкам экспертов, несмотря на заметное оживление деятельности радикальных исламистских сил и сохраняющуюся в стране напряженность, экстремистам не удалось использовать мятеж в Красной мечети для развязывания масштабного противостояния с властями.

На прошедшей неделе опубликован доклад о ситуации в Ираке, подготовленный вашингтонской администрацией. Документ, в частности, критикует иракское правительство, которое не достигло «убедительных успехов» в проведении политических, экономических, военных и других реформ. Авторы доклада подчеркивают, что «ситуация в сфере безопасности в Ираке остается сложной и опасной», «экономическая картина неровна», а главное – темпы процесса политического примирения в стране оставляют желать много лучшего. Указывается на «растущую озабоченность иракских политических лидеров тем, что США могут не быть привержены решению проблем их страны в долгосрочной перспективе».

Президент Дж. Буш заявил 12 июля, что условием возвращения американских войск из Ирака является «безопасность интересов США в этой стране и регионе». По оценке Буша, вывод войск из Ирака в настоящее время будет «опасным для этой страны, всего региона и США». Президент также считает, что «критически настроенные круги» в Америке должны дать войскам США время для «претворения в жизнь стратегии, направленной на подавление мятежа». Кроме того, глава Белого дома указал иракским властям на необходимость принимать более эффективные меры по снижению уровня насилия в Ираке. Между тем расходы Соединенных Штатов на иракскую кампанию превысили 450 млрд долл., составляя 10 млрд долл. в месяц (в 2004 г. – 8 млрд. долл.).

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил, что хотя национальная армия и полиция нуждаются в оружии и обучении, они способны поддерживать порядок в стране, когда ее покинут американские войска. По словам аль-Малики, американцы могут уйти «в любой момент, когда захотят». Трудно сказать, что именно подвинуло иракского руководителя на подобное заявление, но его несоответствие реальному состоянию и возможностям вооруженных сил и МВД страны сомнению не подлежит.

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта и на палестинских территориях. Израильская армия продолжает проводить рейдовые операции против боевиков экстремистских палестинских группировок в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. В израильской разведке обеспокоены ростом контрабанды оружия и взрывчатых веществ в палестинский анклав через границу с Египтом. Так, только за последний месяц в сектор Газа было доставлено до 25 т. взрывчатки (за весь 2004 г. – одна тонна). Израильские военные считают, что движение ХАМАС завершило создание на подконтрольной ему территории регулярной армии численностью ок. 10 тыс. чел., оснащенной современным стрелковым оружием, противотанковыми средствами и ракетами «Кассам». В армии организована регулярная боевая подготовка, проводятся учения. Для подразделений хамасовской армии характерны четкий порядок и дисциплина.

Правительство Израиля и палестинская администрация договорились об амнистии 178 боевикам вооруженных формирований ФАТХа в случае, если они официально откажутся от террористической деятельности.

14 июля по истечении предусмотренного законом 30-дневнего срока глава ПНА М. Аббас принял отставку чрезвычайного палестинского правительства во главе с С. Файядом. После формальной отставки Файяд вновь возглавил кабинет министров, который продолжит работу до проведения на палестинских территориях парламентских выборов, что в обозримой перспективе пока не просматривается. Руководство ХАМАСа не признало легитимность правительства С. Файяда, заявило об отказе сотрудничать с ним, а действия М. Аббаса назвала «неконституционными». Ранее, 11 июля депутаты от ХАМАСа бойкотировали заседание Законодательного собрания, что привело к его отмене из-за отсутствия необходимого кворума.

М. Аббас считает необходимым разместить в секторе Газа международные миротворческие силы, против чего решительно возражает ХАМАС. Не поддерживают эту идею и в Каире.

Власти Египта усиливают меры безопасности на границе с сектором Газа, где скопилось до 10 тыс. палестинцев, желающих вернуться домой. Как известно, после того, как в июне с. г. власть в палестинском анклаве захватил ХАМАС, его граница с АРЕ закрыта. В то же время руководители исламистов отказываются от предложения Израиля об организации возвращения палестинцев в Газу через КПП, расположенный на израильской территории.

В Тегеране прошли переговоры делегаций Ирана и МАГАТЭ по ядерному досье ИРИ. Как сообщается, стороны достигли соглашения по графику, по которому Иран предоставит в международное агентство сведения по остающимся неясными вопросам, касающимся мирного характера национальной ядерной программы. Иран считает, что этот вопрос может быть решен течение двух месяцев. Иранцы заявили о том, что разрешат инспекторам МАГАТЭ посетить в Араке место строительства ядерного реактора на тяжелой воде, способного производить плутоний. В Тегеране также сообщили о готовности рассмотреть предложение главы МАГАТЭ М. аль-Барадеи о прямых переговорах с США по иранской ядерной программе. Аль-Барадеи утверждает, что в последнее время иранцы замедлили темпы установки центрифуг для обогащения урана. В свою очередь, президент ИРИ М. Ахмадинежад заявил: «Процесс установки (центрифуг, - авт.) может быть замедлен или ускорен. Это технический вопрос. Однако не следует ожидать, что мы откажемся от своих прав и приостановим работу». Вместе с тем, по данным фотосъемки с ИЗС, полученным американским Институтом науки и международной безопасности, Иран строит сеть подземных тоннелей в горном районе вблизи ядерного центра в Натанзе.

Экономический совет Ирана выделил ок. 2 млрд долл. на строительство двух нефтеперерабатывающих заводов, а также модернизацию действующих НПЗ. Реализация этих планов позволит снизить остроту дефицита бензина и других видов углеводородного топлива в стране.

США восстанавливают в полном объеме дипломатические отношения с Ливией. Президент Дж. Буш назначил американского посла в Триполи. Дж. Буш также направил письмо ливийскому лидеру М. Каддафи, в котором отметил желание Вашингтона укреплять и развивать отношения между двумя странами.

Президент Франции Н. Саркози посетил на минувшей неделе Алжир. По словам главы французского государства, отношения Парижа и Алжира должны иметь «конструктивное содержание и видимый результат». Речь идет о своего рода «дорожной карте» по вопросам торговли, инвестиций, энергетики, безопасности». Причем особую заинтересованность в Париже проявляют к сотрудничеству в энергетической сфере. Франция во многом связывает перспективы своей, а также европейской энергобезопасности со стабильными и гарантированными поставками алжирского газа. Отдельно подчеркивалась необходимость развития военно-технических связей. При этом Саркози подчеркнул готовность Франции быть «очень открытой» в деле военных поставок АНДР. Вместе с тем, подписание франко-алжирского Договора о дружбе и сотрудничестве, планировавшееся еще в 2005 г., постоянно откладывается по инициативе алжирской стороны. Алжир ставит здесь, по меньшей мере, два условия: упрощение получение виз на въезд во Францию алжирским гражданам и «углубление работы над исторической памятью», что подразумевает признание Парижем негативных сторон колониального периода. Президент АНДР А. Бутефлика также сдержанно отнесся к инициативе Н. Саркози о создании Средиземноморского союза, который объединил бы страны Европы, Северной Африки и Восточного Средиземноморья.

После Алжира Н. Саркози посетил Тунис, президент которого З. бен Али позитивно отнесся к идее Средиземноморского союза. Отметим, что визит президента Франции в Марокко был отложен. По информации СМИ, в Рабате «обиделись» на то, что Саркози свою поездку по странам Магриба решил начать с посещения Алжира.

14 июля в пригороде Парижа началось совещание представителей 14 ведущих политических партий и организаций Ливана. Это первая с ноября 2006 г. встреча ливанских политиков, на которой обсуждаются вопросы выхода страны из затяжного политического кризиса. Учитывая остроту и глубину разногласий между ливанскими политическими силами, диалог между ними будет трудным. За день до начала встречи МИД Франции выступил со специальным заявлением, в котором говорится, что «Хезболла» является частью политической системы Ливана и не должна рассматриваться как террористическая организация. Франция также заявила, что присутствует на межливанском совещании не в качестве посредника, а наблюдателя.

Тяжелые бои продолжаются между ливанской армией и боевиками экстремистской группировки «ФАТХ аль-Исламий» в лагере палестинских беженцев Нахр-аль-Барид на севере страны.

Сложная ситуация складывается между Севером и Югом Судана. По мирному договору 2005 г. подписанным Хартумом с повстанцами-южанами к 9 июля с. г. должен был завершиться вывод частей суданской армии из южных провинций. Однако это выполнено лишь на две трети, а ок. 9 тыс. военнослужащих правительственных ВС остаются в районах нефтедобычи. По соглашению охрану нефтепромыслов должны нести специальные силы, состоящие из подразделений Севера и Юга, которые до сих пор не созданы. Хартум недоволен тем, что военные формирования южан, которые должны были интегрироваться в регулярные ВС, не сделали этого. По оценке представителей ООН в Судане, отсутствие перспектив решения военных вопросов усиливает напряженность в стране и даже может привести к возобновлению вооруженных столкновений между силами правительства и южанами.

Приложение

О состоянии вооруженных сил Ирака

Прошло четыре года со времени, когда США приняли решение о создании в Ираке новой армии взамен распущенных в мае 2003 г. ВС прежнего режима. На сегодняшний день иракские вооруженные силы насчитывают 154,6 тыс. чел. и состоят из сухопутных войск, специальных оперативных сил (спецназа), ВВС и ВМС. Причем приведенная цифра - это списочный состав армии, реально же, по оценкам экспертов, из-за дезертирства и постоянного отсутствия на службе многих военнослужащих численность ВС составляет от половины до двух третей от официального показателя. В 2007 г. правительство Ирака выделит на военные нужды 7,2 млрд долл., что составляет 20% госбюджета.

Сухопутные войска (150,8 тыс. чел.) составляют основу иракских ВС. В их составе имеется 10 дивизий (пд – 9, мд – 1), силы охраны стратегических объектов (3 штаба бригад, 17 батальонов), 9 автотранспортных полков, 3 тыловых батальона. Дивизия состоит из 3-5 бригад, а бригада – 2-5 батальонов. Батальоны в составе дивизий формируются во многих случаях по «географическому» принципу, т. е. выходцами из какой-либо одной местности. При этом военнослужащие зачастую не желают покидать родные места и проходить службу в других районах страны.

На сегодняшний день восемь дивизий формально находятся в подчинении командования сухопутных войск, а две дивизии (5,7) остаются в распоряжении коалиционных сил. К ноябрю их намечено передать иракскому командованию. Фактически же все иракские войска в оперативном отношении подчиняются командованию ВС США в Ираке и действуют по его боевым планам. Дивизии дислоцированы следующим образом: 1, 7 – провинция Анбар, 2, 3 – провинция Найнава, 4 – Киркук, 5 – провинция Дияла, 6, 9 – Багдад, 8 – Эд-Диванийя, 10 – Басра. По оценке военных США, иракские дивизии и бригады имеют слабые штабы, не на высоком уровне остается качество управления подчиненными частями и подразделениями, боевое и тыловое обеспечение.

На вооружении сухопутных войск имеется в основном стрелковое оружие и легкая бронетехника, а иракские дивизии фактически остаются охранными формированиями. Наиболее мощным соединением является 9-я механизированная дивизия, имеющая на вооружении танки Т-72 и БМП-1. Всего в войсках имеется 128 танков (Т-72, Т-55) и 300-400 единиц легкой бронетехники (БМП, БТР, БРМ) советского, украинского бразильского и западного производства. До конца 2007 г. намечено приобрести еще 110 БМП и до 160 БТР (БТР-80, МТ-ЛБ), а также большое число автомашин повышенной проходимости («Хамвей и др.). США также поставят Ираку боеприпасы для стрелкового оружия и военное снаряжение. На вооружение армии поступили первые партии американских автоматических винтовок М-16, которые со временем должны заменить автоматы Калашникова.

Наиболее подготовленными в ВС Ирака считаются формирования специальных оперативных сил (1,7 тыс. чел.), предназначенные для ведения антитеррористических и противоповстанческих действий. Силы спецназа объединены в бригаду из трех батальонов (антитеррористического, «коммандос», обеспечения) и разведроты.

Военно-воздушные силы (ок. 1000 чел.) состоят из эскадрилий: разведывательных – 2, транспортных – 1, вертолетных – 2, учебных - 1. На вооружении имеется 16 легких разведывательных самолетов, три транспортных самолета С-130 и 15 вертолетов. Главной задачей ВВС считается патрулирование нефтепроводов, других линий коммуникаций, государственной границы, а также наблюдение за ситуацией в городах. В ближайшее время на вооружение поступят 27 вертолетов Ми-17 и 6 разведывательных самолетов. В 2008-2009 гг. США должны поставить 8 противопартизанских самолетов, которые могут оснащаться управляемыми авиабомбами GBU-12.

Военно-морские силы насчитывают 1100 чел. и имеют в своем составе два дивизиона: патрульных катеров (5 ед.) и моторных лодок (24 ед.), а также батальон морской пехоты. Главной задачей флота является охрана нефтяных объектов в прибрежной зоне. В ближайшие годы планируется приобрести 4 патрульных корабля и 10 патрульных катеров. Численность ВМС намечено довести до 2,0-2,5 тыс. чел., будет улучшена береговая инфраструктура флота, в частности, восстановлена военно-морская база Умм-Каср.

Комплектование ВС Ирака осуществляется путем набора добровольцев, подписывающих контракт на определенный срок службы. Подготовкой личного состава занимается специальное Учебное командование, имеющее 6 региональных центров по обучению рекрутов, 3 учебных батальона и специализированных курсы родов войск и видов ВС. Младший офицерский состав готовится в военной академии (училище). Его программа адаптирована к программе английского военного колледжа в Сандхерсте. При академии имеются курсы командиров рот. Старших офицеров обучают в Объединенном штабном колледже. Также имеются Военный институт обеспечения и поддержки, Военный лингвистический институт, училища связи, военной разведки, военной полиции и военно-инженерное. В 2006 г. для подготовки офицерских кадров высшего звена открыт Университет национальной обороны. Также имеется Оборонный институт стратегических исследований. Обучением личного состава иракских ВС занимаются на сегодняшний день ок. 6 тыс. военных советников и инструкторов из США и свыше 300 чел. из других стран НАТО.

Правительство Ирака планирует в ближайшее время увеличить численность армии на 24 тыс. чел. и сформировать две новые дивизии для сил охраны стратегических объектов. США приняли программу переоснащения иракских вооруженных сил на американское вооружение и военную технику (замену оружия советских образцов). На эти цели правительство Ирака выделяет ок. 3 млрд долл. В Пентагоне считают, что реализация данной программы позволит ускорить и улучшить процесс обучения иракских войск, «сцементировать долговременное сотрудничество в сфере безопасности» с Ираком.

Увеличение численности вооруженных сил не перерастает пока в серьезное улучшение их качества. Только небольшая часть армейских частей является по-настоящему боеспособной. В войсках ощущается острая нехватка по-настоящему обученных кадров, профессионалов своего дела. Офицерский состав в целом подготовлен слабо. Невысоким сохраняется уровень технического оснащения ВС, войска испытывают дефицит различного снаряжения. В армии широкое распространение получили коррупция, хищения военного имущества. Руководство МО Ирака фактически расписывается в собственном бессилии, не может эффективно бороться с многочисленными негативными явлениями в армейской среде.

В настоящее время иракские ВС не представляют собой единый сплоченный организм. Они во многом разделены по религиозному и этническому признакам. Серьезно стоит вопрос о благонадежности личного состава. В армии все еще много сторонников и сочувствующих силам суннитского сопротивления и шиитским военно-политическим группировкам. Многие солдаты и офицеры не верят нынешнему правительству и высшему командованию, заявляют, что те не проявляют о них должной заботы. Военнослужащие бывших саддамовских ВС не спешат возвращаться в армию, а те, кто вернулся в строй, не проявляют особого служебного рвения. Основной мотивацией к службе для большей части военных остается регулярное получение денежного довольствия. Все это самым серьезным образом тормозит процесс подготовки иракских вооруженных сил. В конечном же итоге именно на американские войска ложится все возрастающая нагрузка в борьбе с повстанцами, боевиками и террористами. Однако США не спешат вооружать ВС Ирака современным оружием, утверждая, что их строительство на данном этапе должно быть ориентировано на решение задач по стабилизации обстановки в стране, и лишь после того, как армия их выполнит, «наступит время, когда можно будет поставлять другие оборонительные системы». А сегодня большая часть боевой техники представлена устаревшими образцами, получаемыми из государств Восточной Европы. В результате иракская армия не может действовать без «массивной помощи» коалиционных сил (ВС США). Она не располагает необходимым количеством бронетехники, не имеет артиллерии, нуждается в поддержке боевых действий наземных сил с воздуха (собственных боевых самолетов и вертолетов нет), крайне слабы возможности материально-технического и тылового обеспечения.

Таким образом, несмотря на ряд позитивных сдвигов, еще очень рано говорить о наличии у Ирака полноценных национальных вооруженных сил. Нет оснований утверждать и о наличии в стране комплексного подхода к военному строительству. Иракские ВС не могут самостоятельно и в полном объеме решать задачи по обеспечению безопасности в стране. По иракским оценкам, на создание боеспособной армии потребуется до полутора лет. Как представляется, подобный оптимизм явно не оправдан, а более реальные сроки называют независимые американские эксперты – от двух до пяти лет.

Начало