Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

«Аш-Шарк Аль-Аусат»: «Международная арабская газета»

Г.Г. Косач

Основанная в 1978 г. (4 июля того же года вышел ее первый номер) в Лондоне, ежедневная (и ныне – 32-полосная) газета «Аш-Шарк Аль-Аусат (Ближний Восток)» – явление, далекое от того, чтобы его рассматривать в качестве обычного издания. Она необычна прежде всего потому, что в океане современной печатной прессы (включая в том числе и ее арабоязычное ответвление) идентифицирует себя в качестве «международной арабской газеты». Для этого есть достаточно оснований — газета печатается в Лондоне, Марселе, Нью-Йорке, Франкфурте, Касабланке, Каире, Дубае и Бейруте, а также в Саудовской Аравии – Эр-Рияде, Джидде и Дахране. Благодаря «Аш-Шарк Аль-Аусат» (но одновременно, хотя и в меньшей степени, лондонской и также саудовской «Аль-Хайят») арабоязычная пресса вышла за локальные рамки отдельных стран, став, если использовать выражение основателя газеты, «подлинно интернациональным феноменом».

Основатель газеты (скончавшийся 26 февраля 2006 г.) Хашим Али Хафез (как и его сподвижник и брат Мухаммед Али Хафез) был подданным саудовского королевства. Нынешний главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат» Тарик Аль-Хумейяд и его заместитель Осман Миргани – граждане королевства. Газета входит в крупнейший на Ближнем Востоке издательско-финансовый холдинг – Саудовскую исследовательскую и маркетинговую группу, административный совет которой возглавляет принц Фейсал бен Сальман бен Абдель Азиз. Родившийся в 1970 г., сын губернатора Эр-Рияда принца Сальмана бен Абдель Азиза (ведущей фигуры среди тех сыновей короля-основателя Ибн Сауда, которых обычно объединяют в «судейритскую семерку») представляет собой новую генерацию правящего в королевстве семейства Аль Сауд, он – выпускник Оксфорда, с 2002 г. возглавляет Саудовскую исследовательскую и маркетинговую группу. В 2005 г. Фейсал бен Сальман, как сообщило выходящее в Дубае издание «Arabian Business», был назван в Саудовской Аравии «человеком 2004 г. в мире предпринимательства».

Основатель «Аш-Шарк Аль-Аусат» Хишам Али Хафез родился 28 апреля 1931 г. в Медине — чуть более чем за пять лет до его рождения (в декабре 1925 г.) Хиджаз окончательно стал саудовским. Его отца Али Хафеза, самоучку, ставшего известным во втором «святом» городе ислама каллиграфом, обуревала страсть к печати. В 1939 г. он создал расположившуюся в обычном амбаре первую типографию Медины. В этом амбаре стала издаваться первая в истории Медины регулярно выходившая газета – «Аль-Мадина Аль-Мунаввара (Просветленная Медина)» (ныне газета «Аль-Мадина»), где и стал работать Х. А. Хафез. Обязанности восьмилетнего мальчика были просты, но одновременно ответственны — он готовил и приносил чай отцу и дяде, собственно, и работавшим в типографии.

Ходил ли он в школу? Формально да. Это была основанная еще в турецкое время начальная школа с ее обычным для того времени набором шариатских наук, а также обучением счету и письму. Получил ли он высшее образование? Да, саудовское государство, в котором вплоть до 1957 г. (когда в столице страны был создан Эр-Риядский университет, ныне Университет им. короля Сауда) отсутствовали высшие учебные заведения, нуждалось в специалистах. Годы после окончания Второй мировой войны стали эпохой, когда это государство направляло своих молодых граждан в учебные заведения соседних арабских стран. В 1954 г. Х.А. Хафез окончил Египетский военный колледж, получив степень бакалавра военных наук и звание старшего лейтенанта. Спустя год он стал бакалавром экономики и политических наук, завершив обучение в Каирском университете. В 1955 г. его брат Мухаммед Али Хафез получил степень бакалавра журналистики того же университета.

Годы учебы Х.А. Хафеза в Каире были временем «великой» египетской смуты, едва ли не сразу приобретшей оттенок «общенационального» события. 23 июля 1952 г., низвергая, казалось бы, устоявшуюся систему политической власти, к управлению страной пришли называвшие себя «свободными» молодые армейские офицеры. Сталкивался ли Х.А. Хафез в то время с теми египетскими офицерами, которые были сторонниками радикального изменения египетской политической системы? Знакомство с их идеями (и, наверное, самими носителями этих идей) и в годы учебы в Египетском военном колледже и, разумеется, в ходе контактов со студентами Каирского университета было скорее всего неизбежно. Тем не менее много лет спустя Х.А. Хафез в интервью корреспонденту газеты «Аль-Мадина» сказал: «Я никогда не любил Насера, потому что он отбросил Египет, как минимум, на десять лет назад». Поразительное явление — делая свой политический выбор, этот человек обращался не к герою арабского «национального дела». По его собственному признанию, сделанному уже на склоне лет, во время учебы в египетской столице Х.А. Хафез был «активным сторонником движения “Братья-мусульмане”».

Х.А. Хафез симпатизировал «Братьям-мусульманам» потому, что того требовало полученное им религиозное воспитание? Однако слишком много таких же молодых его соотечественников, получивших единственно возможное тогда в Саудовской Аравии религиозное воспитание и образование, вставали на сторону главы республиканского Египта. Причина его позиции была проще и приземленнее – он был, как он признался на склоне лет, «поклонником свободной прессы». Одним из прямых итогов прихода к власти «Свободных офицеров» стало наступление на египетскую частную прессу (новый режим нуждался в «социально и национально ориентированной личности»), включая возглавлявшуюся наиболее известным и успешным египетским журналистом предшествовавшей Насеру эпохи Мустафой Амином «Ахбар аль-яум (Известия [сегодняшнего] дня)», которая в тот период была ведущей газетой арабского мира. Мустафа Амин и его газета, первой пошедшая по пути «интернационализации» арабской прессы, были идеалом, к которому были устремлены помыслы молодого саудовца. Благодаря своему брату Мухаммеду Али Хафезу, слушавшему в годы своей учебы в Каирском университете лекции М. Амина по журналистике, Х.А. Хафез познакомился с человеком, учеником которого будущий основатель «Аш-Шарк Аль-Аусат» всегда себя считал.

Государство, давшее Х.А. Хафезу образование, требовало вернуть ему долг, — в 1955 г. он стал офицером саудовской армии. Казалось бы, военная карьера открывала молодому человеку путь к новым вершинам. Однако странно — он не только не был повышен в звании (оставшись старшим лейтенантом), но и, прослужив менее двух лет, ушел в отставку. Быть может, причина заключалась в его политической неблагонадежности? В конце концов, о его симпатиях к мусульманским радикалам (пусть даже и в силу специфических причин) наверняка было известно саудовской контрразведке. Но вновь странное обстоятельство — если членство Х.А. Хафеза в движении «Братья-мусульмане» и стало причиной его ухода с армейской службы, он, тем не менее, был допущен к работе в национальном внешнеполитическом ведомстве — государство нуждалось в его второй специальности – политологии. В ситуации, когда страна еще только формировала аппарат государственного управления, его прошлые «заблуждения» посчитали «болезнью детства и отрочества».

В 1957 г. Х.А. Хафез получил ранг атташе саудовского Министерства иностранных дел. Спустя год, в 1958 г., он был назначен вторым секретарем саудовского посольства в Тегеране, а через два года, в 1960 г., – первым секретарем в посольстве королевства в Вашингтоне. Однако уже в 1961 г. Х.А. Хафез покинул дипломатическую службу и вернулся в Медину, где вновь начал работать в созданной его отцом газете, возглавив ее редакционную (состоявшую только из него и его брата Мухаммеда) коллегию.

В своих воспоминаниях Х.А. Хафез писал: «В 1961 г. мы с братом превратили газету “Аль-Мадина Аль-Мунаввара” в современную, конечно, по меркам того времени, ежедневную газету. Мы работали, не думая ни об опасности, ни о стратегии. Мы не считали себя стороной, заинтересованной в том, чтобы защищать чьи-то интересы или бояться кого-то. Потому-то, используя газету, мы и ввязывались в самые разные сражения. Самым опасным среди них была публикация передовой статьи, написанной мной и братом, в которой мы протестовали против решения, принятого королем Фейсалом… о назначении принца Машаля Абдель Азиза на пост губернатора Благородной Мекки. Я был против этого назначения, считая, что жители Мекки должны сами выбирать своего губернатора из числа сыновей Мекки. Я говорил, что никто лучше жителей этого города не знает их проблемы, я говорил, что жители Мекки даже не были поставлены в известность о том, что принц Машаль станет их губернатором».

Хиджазский партикуляризм был наказан — в 1963 г. специальным указом короля «Аль-Мадина Аль-Мунаввара» лишилась статуса частной газеты и стала «общественным изданием», подчиненным (в то время) департаменту печати. Ее новосозданный в составе десяти человек административный совет не включил в свой состав ни отца Х.А. Хафеза, ни его самого. Ему же было предложено вернуться на дипломатическую службу в качестве первого секретаря и члена саудовской делегации при Европейском отделении Организации Объединенных Наций.

Вплоть до 1971 г. Х.А. Хафез оставался на государственной службе в Швейцарии, да и позже, уже после возвращения в 1972 г. в Джидду, он продолжал выполнять зарубежные задания саудовской разведки. Но после возвращения в Джидду ему позволили издавать «Араб ньюс». Вместе с братом Мухаммедом Х.А. Хафез создал компанию, которая была названа Саудовской компанией исследований и маркетинга. По ее уставу, она специализировалась на предоставлении услуг внутри страны и за ее пределами органам государства, предпринимателям и компаниям в сфере исследований и маркетинга. Капитал основанной братьями компании был создан благодаря принцу Турки Аль-Фейсалу, возглавлявшему в то время саудовскую общую разведку. Штаб-квартира компании располагалась в Лондоне.

Спустя год после начала издания «Аш-Шарк Аль-Аусат» акционером Саудовской компании исследований и маркетинга стал принц Сальман бен Абдель Азиз, а Саудовская компания исследований и маркетинга была преобразована в Саудовскую исследовательскую и маркетинговую группу с капиталом 600 млн риалов.

По оценке базирующей в Дубае консалтинговой и аудиторской компании SHUAA Capital, базирующаяся в Джидде Саудовская исследовательская и маркетинговая группа – «холдинговая акционерная компания, широко интегрированная в издательский бизнес Ближнего Востока и Залива, с публикациями которой знакомятся не менее 180 млн читателей в различных странах мира». Ее специализация связана с «осуществлением четырех видов предпринимательской деятельности — печать, распространение, ценообразование в сфере печатной продукции и реклама), ее первоначальный рынок – Королевство Саудовская Аравия». В мае 2006 г. Саудовская исследовательская и маркетинговая группа выпускала в свет 15 различных изданий (ежедневных, еженедельных или ежемесячных на арабском и английском языках, а также на урду и малаялам (в ряду этих изданий «Аш-Шарк Аль-Аусат» является, естественно, ведущим). После 2000 г. ежегодный консолидированный доход Саудовской исследовательской и маркетинговой группы приблизился к 1,5 млрд саудовских риалов (только за первую половину 2007 г. чистая прибыль группы составила 463,5 млн риалов), а объем прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений повысился с 28,1% в 2004 г. до 37,5% в 2005 г.

Осуществленная в 2000 г. реструктуризация группы ввела в состав ее акционеров новых лиц. До этого времени ведущий пакет ее акций (33,5%) принадлежал семье третьего сына принца Сальмана бен Абдель Азиза и первого руководителя Саудовской исследовательской и маркетинговой группы международного предпринимателя принца Азиза Ахмеда бен Сальмана. Остальными акционерами выступали Х.А. Хафез и его брат Мухаммед Али Хафез (по 11,6% акций у каждого), саудовско-эфиопский миллиардер Мухаммед Хусейн Аль-Амуди (9,4%), принц Фейсал бен Сальман (6,1%), саудовская Генеральная организация социального страхования и саудовский Пенсионный фонд – 5,6% акций у каждой из обеих организаций. Оставшиеся 16,6% акций группы распределялись между миноритарными саудовскими и арабскими (в частности, бывшим ливанским премьер-министром Рафиком Аль-Харири) владельцами. Начиная с 2000 г., 30% акций группы стали объектом торговых операций на саудовском фондовом рынке. В свою очередь, долевое участие братьев Х.А. и М.А. Хафез подверглось сокращению (до 8,1% акций у каждого из них), как и долевое участие всех прежних ведущих акционеров – наследники принца Ахмеда бен Сальмана – 23,5%, принц Фейсал бен Сальман – 4,3%, Генеральная организация социального страхования и Пенсионный фонд – по 3,9% акций.

Вместе с тем действующие ныне в Саудовской Аравии законодательные акты подталкивали Саудовскую исследовательскую и маркетинговую группу к дальнейшему расширению числа акционеров-владельцев и к более последовательному выведению ее акций на саудовский рынок ценных бумаг. В итоге к началу текущего года в числе ее владельцев присутствовало большее число физических лиц и частных компаний.

Ныне ведущие позиции в этом списке все так же сохраняет семья принца Ахмеда бен Сальмана, владеющая 33,3% акций Группы, а также братья Х.А. и М.А. Хафез – по 11,1%, М.Х. Аль-Амуди – 10% и наследники Р. Аль-Харири – 2,5% акций Группы. Долевое участие Генеральной организации социального страхования и Пенсионного фонда не изменилось – по 3,9% акций. Среди новых владельцев акций группы, вошедших в состав ее владельцев после покупки акций, находившихся в свободном обращении, саудовский Национальный коммерческий банк – 12%, Группа компаний Омара Касема Аль-Исаи – 7,5%, группа «Далла аль-барака» – 5%, финансовая компания «Аль-Ульян» – 2,5% акций, а также саудовский предприниматель Абдалла Салех Камель (сын основателя группы «Далла аль-барака» Салеха Абдаллы Камеля, а с 1999 г. – исполнительный директор этой группы) – 5% акций.

В структуре Саудовской исследовательской и маркетинговой группы присутствует «управляющая» компания. Это – Саудовская компания исследований и печати. Ее основная специализация – выпуск в свет всей издаваемой холдингом печатной прессы. В числе этих изданий в первую очередь три арабоязычные ежедневные газеты – «Аш-Шарк Аль-Аусат», посвященная экономическим проблемам Саудовской Аравии, региона Залива и арабского мира (начавшая выходить в свет с 1992 г., с апреля 2006 г. в Дубае выходит и ее англоязычная версия) «Аль-Иктысадийя (Экономическая газета)» и спортивная (издаваемая с 1987 г.), ориентированная на саудовскую (как и других стран Залива) молодежь «Ар-Риядийя (Спортивная газета)». В число ее ежедневных изданий входят также «Arab News» (тираж которой достигает 60 тыс. экземпляров) и мединская «Аль-Мадина». Издаваемые с 1994 г. «Urdu News» и «Malayalam News» и административно подчиненные издательству «Arab News» ориентированы на проживающих в королевстве и других странах региона Залива выходцев из Пакистана и Индии.

В течение 1980–1990 гг. Саудовская компания исследований и печати последовательно инициировала издание нескольких еженедельных журналов, ориентированных на различные возрастные, гендерные, этнические и профессиональные группы своих читателей. Это прежде всего арабоязычные издания – общеполитический «Аль-Маджалля (Журнал)», а также журналы для семейного чтения «Сейидати (Госпожа)» и для детей «Басим» и, наконец, «Urdu Magazine». В течение 1992-1996 гг. ею же стали выпускаться в свет нескольких глянцевых, рассчитанных на весь арабский мир ежемесячных журналов – «Ар-Раджуль (Мужчина)», «Хийя (Она)» и «Джамиля (Красавица)». Наконец, с 2004 г. стал выходить публикуемый два раза в месяц журнал «для образованной арабской публики» – «Кадайя алямийя (Международные проблемы)».

Все эти издания, включая «Arab News» (исключение составляет лишь журнал «Аль-Маджалля»), базируются в Саудовской Аравии. Однако для их распространения используется издательская база европейских и арабских стран (прежде всего, Великобритании, государств Залива, Ливана и Египта). Ежедневный тираж газет «Аль-Иктысадийя» и «Ар-Риядийя» достигает 100-120 тыс. экземпляров. В свою очередь, базирующийся в Лондоне «Аль-Маджалля», частично распространяемый в самой Саудовской Аравии, издается при долевом участии германского журнала «Der Spigel», а также ливанского «Аль-Хавадис (События)», кувейтского «Аль-Якза (Бдительность)» и двух египетских журналов – «Сабах аль-хейр (Доброе утро)» и «Аль-Ватан аль-арабий (Арабское отечество)».

В списке этих изданий «Аш-Шарк Аль-Аусат» (ежедневный тираж которой достигает почти 237 тыс. экземпляров) продолжает сохранять свой статус ведущего общеарабского издания и ведущего органа саудовской печатной прессы. «Аш-Шарк Аль-Аусат» – единственное арабоязычное издание, обладающее правом публикации арабских копирайтов «Washington Post» и «USA Today».

Дочерней компанией Саудовской компании исследований и печати является также Компания Объединенные Эмираты для печати, публикаций и маркетинга – ведущее специализированное предприятие в ОАЭ и в целом в малых государствах, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Залива. Саудовская компания исследований и печати является также владельцем Компании Просветленной Медины для целей публикации и печати. Имеющая в своем распоряжении современное печатное оборудование, эта компания на основе расположенных в Эр-Рияде, Джидде и Даммаме типографий осуществляет все издательские операции, связанные с печатными изданиями Саудовской компании исследований и печати на территории королевства. Наконец, Саудовская компания исследований и печати владеет Марокканской компании печати и публикаций, занимающейся издательской деятельностью в Марокко и других странах Магриба.

Вторым элементом группы выступает Саудовская маркетинговая компания дистрибьютора всех издаваемых Саудовской компанией исследований и печати изданий. К Саудовской маркетинговой компании примыкает Кувейтская группа печати и маркетинга, осуществляющая издательскую и маркетинговую деятельность на территории Кувейта и малых арабских государств Залива и владеющая там широкой сетью центров продажи печатной прессы и писчебумажной продукции.

Наконец, третий элемент группы представлен осуществляющей рекламные акции в Саудовской Аравии, государствах Залива и арабского мира, а также в международном масштабе созданной в 1990 г. и расположенной в Джидде компанией «Аль-Халиджийя» для целей рекламы и общественных связей. Ее дочерние офисы расположены в Эр-Рияде, Дахране, Дубае, Бейруте, Лондоне, Париже, а глобальная сеть распространителей опирается на дистрибьюторные центры в Токио, Бангкоке, Мумбае (Бомбее), Карачи, Стамбуле, Гонконге, Сингапуре и в крупнейших городах Соединенных Штатов. В свою очередь, во Франции и Великобритании действуют ее дочерние компании – Al-Khaleejiah Sociйtй и Al-Khaleejiah Society.

Главой Административного совета группы, в состав которого входят десять членов, является принц Фейсал бен Сальман. Члены Совета — М.Х. Аль-Амуди, главы Генеральной организации социального страхования и Пенсионного фонда, глава Исполнительного комитета Административного совета Национального коммерческого банка и представитель группы «Далла аль-барака», сын основателя группы компаний Омара Касема Аль-Исаи, глава ведущего подразделения группы – Саудовской компании исследований и печати и два «независимых» члена Совета.

Определяя выдвигаемые им задачи, руководство Саудовской исследовательской и маркетинговой группы подчеркивало, что важнейшей среди этих задач является «стратегическое расширение». Речь идет о «горизонтальном расширении» – «приобретении новых информационных трибун» и «инициировании новых информационных изданий и сервисных услуг», а также о «вертикальном расширении» – «инвестировании в производственные проекты».

Группа заявляет о том, что она несет возложенную на нее «миссию», суть которой заключается в том, чтобы «создавать заслуживающую доверия и высококачественную по содержанию информационную продукцию», «способную удовлетворить запросы различных социальных групп читателей». Эта «миссия» определяет «видение» будущего холдинга, который должен стать «ведущей медиакомпанией Ближнего Востока и Северной Африки», «мостом для укрепления взаимопонимания между Востоком и Западом».

Используя выражение автора SHUAA Capital, «качество “Аш-Шарк Аль-Аусат” значительно выше, чем ее, несомненно, высокая денежная стоимость, поскольку это качество должно оцениваться в категориях воздействия на политику, экономику и общественную жизнь». И далее: «Так, “The Financial Times”, “The Wall Street Journal”, “The Washington Post” и “The New York Times” оказывают огромнейшее воздействие на мнение и решения, принимаемые аудиторией читателей, правительств и институтов власти. Это воздействие не может быть оценено в финансовых терминах, но оно неоспоримо. Сказанное в отношении этих изданий справедливо и в случае “Аш-Шарк Аль-Аусат”, газеты, влияние которой на читателей и власть заставляет их спорить и менять устоявшуюся точку зрения».

Отмечавшееся выше саудовское происхождение главы редакционной коллегии газеты Тарика Аль-Хумейяда и его заместителя Османа Миргани ни в коей мере не означает, что остальные ее члены (как и члены всего ее журналистского корпуса) саудовцы. Напротив, «международный» статус «Аш-Шарк Аль-Аусат», как и заложенная уже в момент появления ее проекта идея «интернационализации» издания, заранее предполагали, что сотрудниками газеты будут арабоязычные журналисты – уроженцы различных регионов и стран того геополитического и этнического пространства (включая страны, где арабы являются меньшинством), которое обычно квалифицируется как арабский мир. Среди ведущих авторов газеты (32 чел., включая ее главного редактора), ведущих собственную колонку, – уроженцы Ливана, Египта, Иордании, Кувейта, Ирака, Судана, Мавритании, Ирана и Туниса. В их числе и значительная доля граждан Саудовской Аравии (9 журналистов).

Журналистский корпус «Аш-Шарк Аль-Аусат» не только многонационален (с точки зрения принадлежности сотрудников газеты к различным сообществам стран арабского мира), он многоконфессионален (цитировавшиеся ливанские сотрудники газеты вовсе не мусульмане). Его политические предпочтения, скорее, либеральны, связаны с левой, но склоняющейся к центру шкалой ценностей, даже если некоторые из его представителей входили в жизнь, отталкиваясь от более крайних воззрений и политической практики. Несомненно, что эти либеральные ценности несут в себе арабский «национальный» заряд, который сопрягается с общегуманистическими взглядами и представлениями.

«Аш-Шарк Аль-Аусат», на самом деле, стремится охватить своим влиянием все то геополитическое пространство, которое она рассматривает в качестве арабского. Ее бюро (как и сеть ее корреспондентов, всегда уроженцев соответствующих стран) действуют в нескольких саудовских городах – Эр-Рияде, Джидде и Даммаме. Это естественно — саудовская «международная» газета должна формировать для своих Саудовских читателей и образ королевства, предназначенный для современного мира, и образ современного мира. Впрочем, эта же задача решается выходящей в Лондоне в течение последних семи лет (ныне) ежедневной англоязычной версией «Аш-Шарк Аль-Аусат», не предназначенной для распространения в арабском мире, – «Asharq Alawsat».

Бюро «Аш-Шарк Аль-Аусат» (опираясь в том числе и на своих местных корреспондентов в соответствующих странах) представляют своему центральному лондонскому офису всю информацию о развитии событий в государствах Аравийского полуострова и Персидского залива. Столь же естественно существование бюро газеты в тех столицах арабского мира, которые газета рассматривает в качестве ключевых, – Каире, Аммане, Бейруте и Рабате. Отсутствие бюро «Аш-Шарк Аль-Аусат» в других арабских столицах вовсе не означает, что там не работают ее корреспонденты, хотя очевидно, что в некоторые из этих столиц (в частности, Триполи, поскольку информация о Ливии всегда публикуется со ссылкой на иные источники) бюро не работают по политическим причинам или причинам, связанным с безопасностью (воссозданное после марта 2003 г. бюро «Аш-Шарк Аль-Аусат» в Багдаде прекратило свою деятельность из-за широкой волны терроризма в Ираке).

Тем не менее сеть бюро газеты значительно шире и отражает (скорее всего) не только политические предпочтения саудовского истеблишмента, но и существующие международные реалии. В списке этих бюро, разумеется, численно значительное представительство в Вашингтоне, охватывающее своей работой как Соединенные Штаты и Канаду, так и ООН, а также столь же весомое бюро в Брюсселе в его качестве «столицы» Европейского сообщества. С 1989 г. и в течение десяти лет идентичное бюро, распространявшее свою деятельность и на другие постсоветские государства, существовало и в Москве. Для этого были скорее всего весомые обстоятельства, определявшиеся вниманием международного сообщества к «демократической» эволюции России, дополнявшиеся (в случае «Аш-Шарк Аль-Аусат» это было тем более очевидно) интересом к развитию конфликтной ситуации в Чечне. Ныне же в Москве работает только корреспондент «Аш-Шарк Аль-Аусат».

Особое место среди представительств «Аш-Шарк Аль-Аусат», конечно же, занимает ее «палестинское бюро» с корреспондентскими отделениями в Рамалле и Газе, а также в Иерусалиме и Тель-Авиве. Газета была первым арабским печатным изданием, создавшим свои корреспондентские отделения в Израиле.

Любой ежедневный выпуск «Аш-Шарк Аль-Аусат» обязательно содержит несколько рубрик. Это в первую очередь «Новости», «Экономика», «Мнение», «Местные саудовские новости», «Почта читателей» и посвященный культуре, историческим памятникам и религиям Востока «Восточный ежедневник». В зависимости от дня недели (газета учитывает при этом, что для подавляющего большинства ее читателей еженедельный выходной – пятница, а начало недели совпадает с субботой) на ее страницах появляются специализированные рубрики. Это посвященная искусству «Шестая струна», «Клуб культуры», «Мир бизнеса», «Информационные технологии». Кроме того, есть рубрики «Недвижимость», «Мода», «Кухня», «Автомобили», «Туризм» и «Здоровье». Несколько раз в неделю газета выходит со спортивным приложением – «Мир спорта» и приложением «Мир прессы».

Еженедельными рубриками «Аш-Шарк Аль-Аусат» являются также разделы «исламские горизонты» и «мусульманские банки». Менее регулярна (что оправдано) другая рубрика газеты – «диалог», представляющая собой тексты интервью с ведущими политиками, общественными деятелями, ведущими фигурами мира культуры или религий арабского мира и их зарубежными коллегами. Появление этих интервью определяется порой существенными политическими обстоятельствами – визитами саудовских руководителей в те или иные страны или визитами тех или иных деятелей политики в Королевство Саудовская Аравия. Наконец, «Аш-Шарк Аусат» публикует объемные и многоаспектные репортажи своих корреспондентов (чаще всего в приложении «Мир прессы») из наиболее значимых (в силу определенных политических обстоятельств) стран или регионов мира (в частности, Иран, Дарфур, Газа), а также переводы наиболее интересных политических статей (посвященных как внутренней американской политике, так и ее внешнему аналогу), опубликованных в «Washington Post» и «USA Today».

Как выглядят основные рубрики газеты? Ее специальная полоса (но очень часто и две полосы) «Мнение» – это колонки ведущих авторов «Аш-Шарк Аль-Аусат», а также непрофессиональных журналистов (но специалистов в соответствующих областях) или журналистов, не работающих в этой газете, при условии, что ставящиеся ими проблемы не получили серьезного освещения журналистами самой газеты или затрагивают иной аспект уже ставившихся тем. Профессиональная специализация ведущих авторов газеты (свойство, имеющее отношение ко всем ведущим мировым изданиям) очевидна — речь не может идти о бесконечном разнообразии тем, которые касаются любого события современной жизни. Автор, пишущей о моде или туризме, ни в коей мере не может претендовать на подготовку статьи, анализирующей, например, развитие ситуации в секторе Газы или мире нефти, включая и отношения между государствами – членами ОПЕК. Одновременно тон того или иного аналитического материала (речь, конечно же, идет о сфере политики или экономики) заранее исключает возможность высказывания жестких односторонних взглядов, склоняясь к тому, что в саудовском политическом дискурсе обычно называют «умеренность». Но это вовсе не исключает возможности публикации материалов (как авторских, так и в широком изложении), которые представляют точку зрения той или иной стороны конфликта. Едва ли не наиболее яркий пример такого подхода – публикации официальных лиц Ирана, с одной стороны, и Соединенных Штатов, с другой, или, в частности, интервью руководителей Палестинской национальной администрации и лидеров движения ХАМАС и предельно детальное изложение выступлений представителей того или иного сегмента израильского политического истеблишмента.

Такое же максимально объемное ознакомление читателей с подходами различных сторон – свойство и двух других еженедельных рубрик, политической и экономической. Это означает, что читатели «Аш-Шарк Аль-Аусат» всегда детально информируются о взглядах политических деятелей региона Ближнего Востока (включая и Израиль) вне зависимости от того, к какой партии или организации эти деятели принадлежат и интересы какой конфессиональной или этнической общины они выражают (что имеет отношение прежде всего к Ираку и Ливану, но также касается «коптского» вопроса в Египте или положения ближневосточных православных автокефальных церквей). При этом, разумеется, точка зрения представителей саудовского политического истеблишмента представляется наиболее широко.

Важно и другое обстоятельство — ориентированность «Аш-Шарк Аль-Аусат» на арабский мир заставляет газету включать в предлагаемые ею блоки политических и экономических новостей сообщения из иных регионов мира (в том числе мусульманского) лишь в той мере и в силу того (что оправдано и естественно), насколько эти сообщения связаны с ситуацией в арабском геополитическом пространстве. Тем не менее в том или ином номере газеты доля новостей из Ирана или в свете определенного поворота событий в Пакистане всегда будет превышать долю новостей из других регионов мира. Более того, степень информированности читателей «Аш-Шарк Аль-Аусат» об эволюции, в частности, позиции американской администрации в связи с ближневосточным конфликтом или его палестино-израильской составляющей будет всегда выше, чем степень их знания нюансов соответствующего российского аналога. Вопрос, однако, связан не столько с некоей «проамериканской» ангажированностью этого издания, сколько с той ролью (вне зависимости от уровня ее эффективности и последовательности), которую американская администрация играет в процессе поиска решения этого конфликта. Вместе с тем количество «российских» публикаций «Аш-Шарк Аль-Аусат» имеет тенденцию к повышению каждый раз, когда российский истеблишмент обращает свое внимание на проблемы арабского мира и региона Ближнего Востока или, в частности, пытается осуществлять «самостоятельные» действия на мировом рынке нефти.

Ежедневная рубрика «Местные саудовские новости» многообразна и многоаспектна. Работающие в Саудовской Аравии бюро и корреспонденты «Аш-Шарк Аль-Аусат» представляют картину реальной внутрисаудовской жизни, включающей деятельность Консультативного совета, местных органов власти, торгово-промышленных палат, общественных организаций, в том числе объединений правозащитников и благотворительных обществ (иными словами, реально действующих в стране институтов государственной власти и структур, оказывающих воздействие на принятие национального внутри- и внешнеполитического решения). Значительное место в этой рубрике занимают вопросы, касающиеся общественного положения женщин и их роли в сфере национального предпринимательства и на рынке труда. Естественно, что экономический и социальный раздел этой рубрики связан с анализом ситуации в сфере «саудизации» рабочей силы (в том числе и вопросы, касающиеся иностранных рабочих), хозяйственным развитием, его успехами и диспропорциями, становлением новой системы технического образования. Однако эти темы не охватывают всего содержания этой рубрики — в ней рассматриваются проблемы экологии, наиболее существенных аспектов здравоохранения (включая рассмотрение ситуации в области наиболее распространенных заболеваний или роста числа пораженных СПИДом), а также анализируются причины асоциальных явлений в жизни современного саудовского общества – проституция, нищенство, наркотики.

Критичны ли публикации «Аш-Шарк Аль-Аусат»? Но эта газета не выступает в роли выразителя интересов или задач какой-либо политической партии или социальной структуры. Основанное на положениях шариатской доктрины саудовское законодательство далеко от того, чтобы даже ставить вопрос о возможности политической жизни, основанной на свободной «игре» таких партий или структур. В свою очередь, саудовская внешняя политика (основным полем деятельности которой выступает региональное пространство арабского мира и Ближнего Востока) направлена на достижение основанного на «арабизме и исламе» такого варианта «единства» арабского мира, в котором не может вновь возникнуть ситуация эпохи «холодной войны» с ее разделением арабских стран на «радикальные» и «консервативные» государства.

Но тот же вопрос можно поставить и по-другому — а разве представление читателю наиболее детальной и объемной картины о положении в регионе, в тех или иных его странах, в мире, в самой Саудовской Аравии не есть введение этого читателя в современный сложный мир с его многочисленными и отнюдь не «одномерными» проблемами? Разве такая постановка вопроса не может рассматриваться как критика «черно-белых» вариантов видения мира? И разве эта постановка вопроса, следующая саудовскому принципу «умеренности», который, видимо, в полной мере отвечает либеральному умонастроению журналистского корпуса «Аш-Шарк Аль-Аусат», не есть наилучший способ воздействия на умы людей (включая и членов политического истеблишмента государств), подводящего этих людей к тому, чтобы они были способны принять адекватное соответствующей ситуации решение? Это тем более существенно, что публикуемые в рубрике «Диалог» репортажи о происходящих в различных странах арабского мира (в том числе и в самой Саудовской Аравии) многочисленных дискуссиях по различным аспектам политики, экономики и общественной жизни, представляющие все разнообразие нюансов точек зрения интервьюируемых политиков или участников этих дискуссий, являются, по сути дела, критикой (с различных политических позиций) существующей реальности.

Материалы рубрики «Исламские горизонты», обычно дающие широкую картину претворения в жизнь принципа свободного суждения – иджтихада, предлагаемого компетентными законоучителями (как саудовскими, так и представителями иных стран ислама) по важнейшим вопросам жизни мусульман в современном мире, также призваны содействовать принятию этого решения. Это происходит в том числе и потому, что эти суждения отталкиваются от того, что жизнь современного мусульманина протекает не в эпоху «праведных халифов», а в эру высоких технологий и информатики.

Та рубрика газеты, которая носит название «Почта читателей», имеет непосредственное отношение к поставленным выше вопросам. Публикуемые в ней письма демонстрируют в первую очередь высокую степень внимания арабоязычного мира к «Аш-Шарк Аль-Аусат» — эту газету читают не только во всех странах — членах Лиги арабских государств, но и повсюду, где живут носители арабского языка. Более того, письма читателей – своеобразный барометр, используемый газетой для того, чтобы ее редакция имела четкое представление о том, что в первую очередь интересует читателей газеты, насколько они удовлетворены уровнем публикуемых материалов, в какой мере и как, опираясь на мнение читательской аудитории, должно эволюционировать издание. Но, кроме того, читательские письма формируют дополнительный уровень специфического «критического поля» газеты — они высказывают собственные суждения, непосредственно вытекающие из метода подачи информационного материала – его наибольшего объема и многосторонности. Впрочем, и в этом отношении «Аш-Шарк Аль-Аусат» ничем не отличается от других печатных изданий действительно мирового уровня.

Претворяется ли в «Аш-Шарк Аль-Аусат» принцип свободы журналистского корпуса?

Конечно же, обращение к уважающему себя и поднявшемуся на мировой уровень изданию не позволяет выделить среди его публикаций те, которые появляются на его страницах как итог заказа той или иной фракции политического истеблишмента или лоббистской структуры. Это невозможно в том числе и в силу профессионализма реализации, возможно, поступившего заказа. Тем не менее нет никаких оснований считать «Аш-Шарк Аль-Аусат» газетой, точка зрения авторов которой в полной мере совпадает с точкой зрения саудовского правительства или той или иной группы в составе саудовской правящей семьи. Ее журналистский корпус свободен в выборе тем, которые он считает необходимым подвергнуть анализу. Если же список этих тем совпадает с теми проблемами, которые саудовский истеблишмент сегодня решает в сфере проводимой им внутренней или внешней политики, то это обстоятельство имеет важное внутреннее измерение. Суть этого измерения заключается в том, что более многогранное видение этих проблем, предлагаемое ему газетой, не может не воздействовать на расширение понимания этим истеблишментом их содержания и связанных с ним путей их решения. Влияние газеты на процесс принятия саудовского политического решения очевидно. Но столь же очевидно и стремление «Аш-Шарк Аль-Аусат» влиять на процесс принятия решения другими арабскими правительствами, а также иными акторами регионального политического поля.

Тем не менее «Аш-Шарк Аль-Аусат» руководит «Управляющий совет». Его состав практически полностью повторяет состав Административного совета Саудовской исследовательской и маркетинговой группы во главе с принцем Фейсалом бен Сальманом. Единственное различие между Управляющим советом газеты и Административным советом издающего эту газету холдинга состоит в том, что в составе Управляющего совета присутствует брат основателя газеты Х.А. Хафеза — Мухаммед Али Хафез. А, кроме того, глава ведущего подразделения группы – Саудовской компании исследований и печати в составе Управляющего совета «Аш-Шарк Аль-Аусат» выступает в роли «генерального директора» этой газеты, чем вновь доказывается, что она является основным звеном созданной в связи с ней многоуровневой компании.

Оказывает ли Управляющий совет газеты какое-либо воздействие на развитие газеты? Ответить на этот вопрос трудно. Но несомненно другое обстоятельство — ориентированная на получение коммерческой прибыли Саудовская исследовательская и маркетинговая группа (как и ее «управляющая» компания – Саудовская компания исследований и печати), видящая в «Аш-Шарк Аль-Аусат» основу собственного бизнеса, не может не быть заинтересована в том, чтобы либерально ориентированная и действующая на основе принципа «умеренности» редакционная коллегия газеты и далее работала так, как это происходит сегодня. Ее сегодняшние формы работы таковы, что именно они способны обеспечить группе максимально возможную финансовую прибыль.

Существует и дополнительный аспект этого вопроса. Он заключается в том, что крупнейшими дольщиками группы (и, соответственно, «Аш-Шарк Аль-Аусат») являются представители лишь одной из фракций саудовского правящего семейства. Иными словами, способна ли эта фракция, опираясь на газету, проводить в жизнь собственные интересы (которые отнюдь не во всем совпадают с интересами других фракций Аль Сауд)? Однако насколько такой курс разумен в той ситуации, которая сегодня является реальностью Ближнего Востока, арабского мира и самой Саудовской Аравии? Реальности, полной многочисленных внешних и внутренних вызовов для страны и ее «политического класса»? Напротив, этот «класс» демонстрирует свою сплоченность (пусть даже эта сплоченность, как доказывают время от времени исходящие из рядов Аль Сауд сигналы, и условна), стремясь к единству и гармонизации своих интересов ради сохранения собственного будущего.

Начало