Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Курды и напряженность на турецко-иракской границе

О.И. Жигалина

Борьба Турции против функционеров объявленной террористической Рабочей партии Курдистана (РПК), базирующейся в Кандильских горах, в зоне турецко-иракской границы, весной с.г. вызвала начало военной операции турецкой армии, распространившейся и на иракскую территорию. Эта акция была частью долгосрочной и согласованной с региональными державами (Сирией и Ираном) политики, направленной против стремления иракских курдов овладеть Киркуком и создать независимое государство.

В октябре 1992 г. в Анкаре состоялось заседание министров иностранных дел Турции, Ирана и Сирии, на котором было принято решение отстаивать принцип территориальной целостности. При этом были легализованы самые различные меры противодействия автономизации Иракского Курдистана, в том числе и военного характера. Турецкое руководство прибегло к этим мерам, поскольку «это вмешательство наиболее масштабно и часто практикуемое Турцией в 90-е годы ХХ в., по мнению зарубежных аналитиков, стало долговременным фактором, определяющим кризисное состояние ситуации в регионе».

Турция также выступает категорически против позиции некоторых курдских общественно-политических деятелей (например, М. Изади), пытающихся обосновать конструктивность создания курдского государства, состоящего из курдских ареалов Турции и Ирака. По их мнению, выход Турецкого Курдистана из состава Турецкой Республики позволил бы Турции гармоничнее развиваться экономически, что якобы избавит ее от решения курдской проблемы и облегчит вступление в Европейский союз (ЕС). Однако эта точка зрения противоречит заинтересованности турецких властей, поскольку потеря Турцией Курдистана существенно ослабит ее геополитическое значение в регионе Западной Азии и будет препятствовать осуществлению ее стратегических планов в отношении Центральной Азии, Кавказа и России. Объединенное курдское государство (состоящее из курдских районов Турции и Ирака) может доминировать в юго-восточных и восточных районах Турецкой Республики и преградить ей доступ к Азербайджану и, возможно, к Кавказу и тюркским республикам Средней Азии.

В создании курдского государства (под американским протекторатом) Турция, по-видимому, видит угрозу ее экономическому престижу, что может негативно сказаться на ее положении как региональной супердержавы. Курдский суверенитет будет означать для Турции потерю контроля над богатыми водными ресурсами и нефтяными месторождениями юго-восточной Анатолии, а также сократит ее ведущую роль в будущем экономическом развитии Западной Азии.

Поскольку иракские и турецкие курды являются важным фактором продвижения американской политики в регионе, то региональные державы опасаются того, что США собираются множить недружественные им марионеточные режимы, которые будут подстрекать проживающих там (в Сирии, Иране, Турции) курдов участвовать в акциях, направленных против существующих в них режимов.

Противодействие региональных держав формированию курдского государства в Западной Азии (в любой конфигурации) содержит как экономическую, так и политическую составляющую.

Занятая турецкими властями позиция по курдскому вопросу осложняет турецко-американские отношения, усиливает антиамериканский настрой турецкого общества. Несмотря на то что Турция является близким союзником и стратегическим партнером США, неоднократно следовавшим в фарватере американской политики в международных конфликтах, ее позиции по курдскому вопросу резко расходятся с американскими. Это обусловлено озабоченностью турецких правящих кругов сохранением собственной территориальной целостности, экономической стабильности и стремлением не допустить усиления влияния США и Израиля в Восточной Анатолии, а также на Кавказе (в особенности в Азербайджане и Грузии).

Американские политические и деловые круги, очевидно, желают потеснить Турцию в ее участии в добыче и контроле транспортировки ближневосточной нефти. Выбор маршрута транспортировки нефти имеет огромное политическое значение и чрезвычайно выгодные экономические последствия для страны, через территорию которой проходит труба. Поэтому то государство, которое одержит верх в этом вопросе, в дальнейшем получит не только экономические выгоды, но и долгосрочное геополитическое преимущество в регионе.

Следует отметить, что собственные запасы нефти на территории Турции, которые в настоящее время являются объектом промышленной разработки, сосредоточены именно на юго-востоке страны в районе Батмана. Кроме того, в случае реализации проекта строительства газопровода, соединяющего азербайджанское месторождение Шах Дениз с турецким городом Эрзерум, через который уже проходит газопровод, связывающий Турцию и Иран, Соединенные Штаты, обеспечив себе позицию в Восточной Анатолии с помощью курдов, смогли бы контролировать поставки энергоносителей из Центральной Азии в Турцию.

Одной из причин негативного отношения турецкого руководства к проблеме формирования независимого курдского государства может служить стремление США превратить курдское государство в барьер для Турции с целью торпедирования турецких интересов не только в Западной Азии, но и на Кавказе и в Прикаспии.

Стремление Вашингтона ограничить роль региональных держав обусловливает их борьбу против тенденций, способствующих укреплению американских позиций в Курдистане.

Однако в современной геополитической ситуации американский курс по вопросу о курдском самоопределении не отличается последовательностью. Он неоднозначен и противоречив. Сразу после вторжения в Ирак Соединенные Штаты обещали иракским курдам широкую автономию за счет включения в состав КАР районов, подвергшихся при режиме С. Хусейна политике арабизации. Но вскоре их планы изменились. Курдам было предложено закрепить свои достижения в новой иракской конституции. Эта пауза при решении курдского вопроса в Ираке была, очевидно, связана с поиском выхода США из иракского кризиса. В качестве одного из вариантов рассматривается, видимо, усиление американского влияния в Восточной Анатолии и «турецкой Армении», «пятой части» этнического Курдистана, «ворота» в которые, по замыслу американских военных, им помогут открыть курды.

Расчеты иракских курдов не оправдались, а их внешняя политика потерпела полное фиаско не столько из-за их политической наивности и ошибок, сколько из-за отказа региональных держав согласиться с политикой США в Ираке. Тем не менее иракские курды продолжают свое сотрудничество с США, основанное на партнерстве в политической и экономической сферах.

Как правило, Соединенные Штаты реализуют только выгодные для них политические и экономические проекты, в частности, проекты строительства нефте- и газопроводов. По свидетельству российских аналитиков, «усилия американской «трубопроводной» дипломатии направлены по трем основным векторам: полная изоляция Ирана, минимизация участия России и максимальная направленность трубопроводов из Каспийского региона на территорию Турции». А пока американцы с одной стороны заигрывают с РПК, с другой стороны они поддерживают тенденции, способствующие возникновению курдского государства в Иракском Курдистане. Об этом, в частности, свидетельствуют избрание М. Барзани президентом КАР, перемена названия КАР на Курдистан, обещание курдам сделать Киркук столицей Курдистана и др. Подобная политика вместе с тем служит инструментом давления на Турцию, усиливающую со своей стороны протестную политику против решения проблемы Киркука в пользу иракских курдов. Турецкое руководство выступает против проведения в срок референдума по вопросу о Киркуке. Руководство Курдистана же настаивает на реализации ст. 140 Постоянной иракской конституции, согласно которой референдум по Киркуку должен быть проведен в декабре текущего года. Опасаясь эскалации межэтнических столкновений, некоторые представители американской администрации предлагают отсрочить его проведение до мая 2008 г., что явно не устаивает курдов.

Важно отметить, что Кубат Талабани, сын нынешнего президента Ирака, пользующийся поддержкой курдской диаспоры США, на одной из встреч с американскими журналистами позволил себе покритиковать американскую политику реконструкции Курдского автономного района. Так, в частности, он отметил медленное решение проблемы Киркука, указав на то, что американцы игнорируют роль курдов в новом Ираке. При этом К. Талабани подчеркнул, что курдо-американские отношения основаны на общих интересах и курды не забыли, что США освободили их от саддамовской диктатуры. Эта дружба, по его мнению, будет крепнуть по мере стабилизации Ирака и реального политического объединения Иракского Курдистана.

Нельзя исключать, что курды выиграют референдум по Киркуку. Тогда они получат больше шансов для достижения независимости КАР. Это вызывает обеспокоенность турецкого руководства, заботящегося о стабильности своих юго-западных районов. Как бы упреждая события, в начале октября с.г. Турция заявила о своем праве вторжения на иракскую территорию в случае эскалации борьбы с РПК, способной возглавить борьбу за независимость в Турецком Курдистане.

Руководитель иракских курдов М. Барзани высказал мнение о мирном политическом решении проблем приграничной иракско-турецкой зоны. В то же время он осуждает турецкую политику угроз Северному Ираку, и с этим нельзя не согласиться.

Начало