Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Террористы-одиночки или эволюция вселенской борьбы

Д.А. Нечитайло

По сути, с тех пор как Усама бен Ладен и другие идеологи всемирного движения джихада стали выступать с публичными обращениями по телевидению и интернет-каналам, началось формирование следующего поколения радикальных исламистов. Новое поколение, по предположению идеологов, будет более религиозным, профессиональным и менее уязвимым для спецслужб, более многочисленным, лучше оснащенным технически. Это поколение исламистов развивается в мире, в котором доминируют телевидение и Интернет. Оно будет лучше представлять себе глобальный характер борьбы ислама против неверия, их мировоззрение будет формироваться на основе общей исламской идентичности.

Известный идеолог радикального исламизма, автор проекта «грязной бомбы для грязной нации (США)» Абу Мусаб ас-Сури в январе 2005 г. опубликовал трактат под названием «Призыв к всемирному исламскому сопротивлению», в котором он приводит собственное стратегическое видение вселенской борьбы. В своей работе он рассматривает в исторической перспективе собственный опыт участия в деятельности различных исламистских группировок и использует научный подход, определяя новые подходы и методы ведения вселенской борьбы. Ас-Сури намечает основные черты «муджахедов четвертого поколения». В частности, он призывает к дальнейшей децентрализации движения джихада, более того, он настаивает на упразднении организационного аспекта. Он призывает действовать согласно принципу «система, но не организация», который подразумевает эволюцию военной доктрины «Аль-Каиды». Абу Мусаб ас-Сури пишет о том, как необходимо действовать радикальным исламистским группировкам в период постхолодной войны, когда государства тесно сотрудничают в борьбе с террором.

Сам Абу Мусаб ас-Сури был членом различных радикальных исламистских группировок, находился в тесном контакте с египетской радикальной исламистской организацией «Исламский джихад». Он исходит из того, что организационная модель современных групп себя полностью изжила. Даже при всей законспирированности организаций, наличии региональных секретных звеньев исламские группировки сохраняют определенную иерархию. В любом случае, уничтожение одного из звеньев увеличивает шансы спецслужб на раскрытие всей организации целиком. Ас-Сури делает ставку на хорошо подготовленных бойцов движения джихада, которые призваны действовать предельно автономно вне рамок какой-либо организации и будут руководствоваться лишь общими идеологическими установками «Аль-Каиды». Отдельных террористов-одиночек, мелкие ячейки связывать будет только общая цель, общая идеология тотальной войны против Запада. Успех же будет зависеть только от тщательной всесторонней программы самообразования. Посредством радикальных СМИ, интернет-сайтов «военно-тренировочная доктрина должна быть доступна в каждом районе, каждой деревне мусульманских стран – джихад как вооруженная борьба должен стать массовым явлением. Если ранее, чтобы пройти боевую подготовку, следовало посетить военно-тренировочный лагерь в Афганистане, Чечне, Пакистане и т.д., то теперь следует создавать такие лагеря в каждом мусульманском доме. Решающий фактор успешной подготовки к джихаду — это моральная мотивация и желание сражаться, а не навыки по использованию оружия».

Ас-Сури также считает, что «если идеологическая программа молодым человеком не усвоена, духовная подготовка отсутствует, то военная подготовка бесполезна». Ссылаясь на опыт войны в Афганистане, он пишет в этой связи, что многие из арабских добровольцев, которые прошли военную подготовку в Пешаваре и Афганистане, не разделяли идею вселенской борьбы. «Я не готов обучать людей стрельбе, так как многие из них в будущем, вдохновленные фетвами «Братьев-мусульман» и богословов из аль-Азхара, будут использовать эти навыки против нас. Они пришли к нам с пустыми головами и ушли с пустыми головами (т.е. не разделяя идеологию всемирной борьбы с неверием). Они ничего не сделали для ислама, так как у них нет идеологической подготовки». Таким образом, ас-Сури предлагает не тратить средства и усилия на подготовку молодых людей на военно-тренировочных базах. Новое видение вселенской борьбы состоит в том, чтобы идеология и практика тотального террора посредством Интернета и СМИ стала равнодоступна всем. И те, кто разделяет эту идеологию, призваны действовать на свой выбор.

Таким образом, Ас-Сури вводит метод «индивидуализации джихада», который обеспечит гибкость при проведении террористических акций. Отсутствие системы подчинения, иерархии создает сложности для обнаружения отдельных боевиков, а также предотвращения террористических акций. Создается видимость организационной структуры, системы подчинения и контроля. В отличие от террористических групп, в которых существует элемент организационной структуры, в концепции Ас-Сури подобные элементы отсутствуют вообще.

Отдельные террористы связаны друг с другом лишь идеологически. Они будут действовать в одном идеологическом пространстве, которое будут формировать лидеры «Всемирного фронта джихада». Каждая боевая единица будет действовать согласно собственной логике, выбирать цели по своему собственному усмотрению, масштабы терактов будут зависеть от наличия тех или иных компонентов. Уже в настоящее время такие фигуры, как Аз-Завахири, бен Ладен и другие идеологи, становятся скорее символами «вселенской борьбы». Они могут только заполнять лакуны информационного поля, но не приказывать. Ас-Сури считает, что в перспективе каждый муджахед должен использовать опыт ведения боевых действий различных исламистских групп, извлечь из них уроки, чтобы определить будущие наиболее перспективные цели против неверных, более того, каждый муджахед обязан заполнять пробелы других, дополнять деятельность других.

Ас-Сури также пишет о том, что в настоящее время следует отказаться от идеи создания «истинно исламского государства» в отдельно взятой стране или на определенной территории, а затем экспансии на другие государства, до тех пор пока не будет создано планетарное государство ислама. Он убежден, что в нынешних условиях тотального технического и военного превосходства Запада это невозможно.

В ситуации отсутствия определенного фронта Ас-Сури призывает бойцов воевать повсеместно. Важную роль он отводит мусульманам, выросшим на Западе. И последние теракты в Европе подтверждают это. Кроме того, он призывает не оставлять без внимания так называемые открытые фронты ислама против неверия: Ирак и Афганистан.

Ас-Сури пишет о каналах снабжения воинов джихада, которые также будут децентрализованными. Слабым элементом системы ас-Сури считает каналы поставок боеприпасов, оружия и финансирования. Он предлагает создать корпус курьеров для снабжения и по мере необходимости осуществления консультаций, что будет несколько облегчать выявление групп.

Будущие воины джихада, с точки зрения современных идеологов, должны отбросить национальные предрассудки и противоречия и вести борьбу во имя общей цели. Необходимо воспитать в них психологию победителей, они должны действовать предельно автономно, не ожидая помощи от кого-либо. Бывший телохранитель бен Ладена Абу Джандал считает, что каждый муджахед обязан усвоить, что его цель, миссия в этой жизни – это защита интересов исламской уммы, он должен носить это в сердце постоянно, где бы он ни находился. Бывший лидер «Аль-Каиды» в Саудовской Аравии Абу Хаджр аль-Мукрин настаивает на дисциплине и единстве в рядах бойцов за веру, он пишет: «Мы, сыны Аравийского полуострова, прибыли в военно-тренировочные лагеря Афганистана с большим желанием учиться, но не привыкли к дисциплине и военному порядку и обнаружили, что здесь полно ограничений и трудностей». Однако после того как получили подготовку «веры, духа и сердца», он и его товарищи стали ментально «жесткими и стойкими и поняли, что не должны бояться никого, кроме Всевышнего, и всегда быть готовы пожертвовать всем для того, чтобы утвердить слова Аллаха».

«Аль-Каида» старается достичь единства, стереть все грани и национальную вражду между своими последователями, отдельными группировками, сформировавшимися по национальному принципу. Абу Джандал говорит, что в 90-х гг. он по приказу руководства «Аль-Каиды» отправился в Афганистан. Одна из важных проблем, которую старались решить в руководстве «Аль-Каиды» посредством приглашения лидеров из различных группировок, – стереть национальные разногласия, объединить их под одним общим знаменем на основе общих принципов и целей. Абу Джандал считает, что уникальность «Аль-Каиды» в том, что в ее рядах можно встретить представителей различных стран, национальностей (в том числе этнических немусульман), которые проводят довольно эффективные акции против стран Запада. Устранение проблемы национализма – важнейший элемент подготовки. «Национализм следует выбросить из головы, нам необходимо более широкое мышление в масштабах интересов исламской уммы».

Видный идеолог современного радикального исламизма Юсуф аль-Аири пишет, «что у муджахеда следует воспитывать психологию победителя – он либо побеждает, либо приносит себя в жертву во имя высшей цели. Он будет победителем в любом случае». Юсуф аль-Аири интересует создание психологии победителя (фатализма). Аль-Мукрин отмечает, что муджахеды не должны волноваться по поводу будущего. «Все, что должно произойти с тобой, произойдет и не минует тебя. Если тебе суждено быть убитым, арестованным, раненым, если это твоя судьба, то ничто не спасет тебя от нее. Таким образом, ты в любом случае победитель, ничего не бойся».

Аль-Мукрин пишет, что каждый муджахед должен осознать, что где бы он ни находился, он борется в интересах мусульман. «Муджахеды должны быть готовы к тому, что местное население воспримет их недружелюбно, должны рассчитывать только на свои силы, когда они приезжают на новый театр боевых действий. Они должны всегда помнить, что большинство людей заняты своими повседневными заботами и не станут оказывать помощь муджахедам. Бойцы «Аль-Каиды» должны быть автономны и уметь действовать в любых обстоятельствах».

Идеологи и практики современного радикального исламизма, исходя из собственного опыта, стараются повысить живучесть будущих воинов джихада посредством различных советов и рекомендаций о том, как противостоять спецслужбам или вести себя в определенной ситуации. На нескольких радикальных исламистских форумах были размещены обращения с рекомендациями, как следует действовать в различных условиях, противостоять контртеррористическим мерам, предпринимаемым спецслужбами: «Энциклопедия джихада», письмо Абу Якина аль-Либи «Как противодействовать и вести себя, справляться с допросом спецслужб». «Энциклопедия джихада» была опубликована в 2002 г. Известно, что она является собранием рекомендаций от различных группировок и лидеров исламистов о том, как действовать в тех или иных условиях. Она разбита на разделы, в каждом около 70 страниц. Известно также, что «Энциклопедию джихада» начали создавать в 80-х гг., когда было открыто «Мактаб аль-Хидмат» (Бюро по обслуживанию муджахедов) в Пешаваре. Ее автор Абу аль-Кайдан. В энциклопедии содержатся инструкции о том, как вести разведку, применять методы конспирации, как составлять легенды и вести себя во время ареста. Например, там рассказывается, что «когда вы представляетесь гражданином какой-либо страны и используете паспорт, необходимо иметь при себе мнимые (фальшивые) письма якобы от друзей из этой страны по их вымышленному адресу в одном из городов этой страны, иметь при себе несколько билетов на транспорт, используемых в этой стране, и т.д.».

На одном из форумов было размещено письмо одного из обвиняемых в участии в террористической деятельности, Мухаммада Хасана (известного под именем Шейх Абу Яахья аль-Либи), который сбежал из американской тюрьмы в Баграме (Афганистане) в июле 2005 г. Аль-Либи — известный лидер «Аль-Каиды». Он поместил в Интернете видеозапись, призывавшую мусульман ряда европейских стран провести акции террора во Франции, Норвегии, Дании после публикации карикатур на пророка Мухаммада. Ему немного более 30 лет. Он написал книгу «Аль-Иджма ва Мафхума фи-ш-Шариа аль-Исламийя». В своем послании Аль-Либи рассказывает о способах перевозки заключенных, методах пыток, способах допросов, используемых американцами. Он пишет, что «в основном американцев интересует информация о будущих терактах, местонахождении бен Ладена и Аз-Завахири, а также других лидеров «Аль-Каиды», информация о мулле Омаре и других руководителях движения Талибан, источники финансирования, способы подготовки, маршруты переброски муджахедов». В обращении «Как противостоять на допросах» содержатся подробные инструкции о том, как выдержать пытки и допросы. Как воздействовать психологически на того, кто проводит допрос. В частности, радикальный идеолог «Аль-Каиды» Аль-Кандагари пишет, что «муджахед должен воздерживаться от ответа на один и тот же вопрос дважды; улыбаться допрашивающим и напоминать им о божественном наказании за издевательства над ни в чем не виновными; посмотреть в глаза и сказать, что наступит день, когда он уйдет с работы либо его уволят и его организация больше не будет его защищать, что адрес его может стать известен; постараться подать информацию, которая кажется точной, но на самом деле фальшивую».

Исламисты призывают к использованию новейших технических средств для проведения успешных операций. Существует ряд интернет-форумов, на которых любой радикальный исламист может опубликовать информацию, инструкции, полезные другим. Например, радикальные исламисты Италии рекомендуют использовать сразу несколько sim-карт для того, чтобы выразить одну мысль и запутать спецслужбы. «Каждый звонок должен быть очень коротким, он должен состоять из серии кодированных слов, после чего звонящий убирает старую sim-карту, вставляет новую и продолжает свою мысль, делая короткий звонок, используя несколько кодированных слов. И так до тех пор, пока информация не будет передана полностью, что практически не позволяет отследить перемещение и местонахождение террориста, а также передаваемую им информацию».

Следует заметить, что призывы к совершению терактов находят свой отклик. Недавно было сорвана попытка совершения теракта с подрывом подводного тоннеля, соединяющего Нью-Джерси и Нью-Йорк и, как следствие, затопление Нижнего Манхэттена. Это позволяет оценить масштабы и последствия идеологической линии современного глобального исламизма, идеологи которого призывают к совершению терактов не по прямому приказу «Аль-Каиды». Бен Ладен в своих обращениях говорит, что он всего лишь один из мусульман, он объясняет, что главная цель – убрать США как можно дальше от Ближнего Востока, а этого можно достичь только если мусульмане будут формировать ячейки в самих западных странах, будут собирать оружие и взрывчатку. Подготовкой теракта в США руководил 31-летний Ассим Хамуд, который в 2002 г. окончил Университет в Монреале и к моменту ареста преподавал экономику, бизнес-этику в Ливанском международном университете. Хамуд являлся лидером виртуальной террористической ячейки, члены которой вместе не собирались, находились на трех континентах и все контакты осуществляли по Интернету. В ходе следствия выяснилось, что у группы не было ни взрывчатки, ни финансовой поддержки, никто из задержанных никогда не был в Нью-Йорке. Хамуд, использовавший псевдоним Амир аль-Андалуси, планировал пройти подготовку в одном из военно-тренировочных лагерей «Аль-Каиды», чтобы получить необходимые навыки для проведения терактов с применением смертников. Тем не менее у Хамуда был обнаружен компьютер с картой тоннеля и планом места, где следует привести в действие взрывной механизм. План тоннеля был получен с сайта департамента Национальной безопасности. Прямая связь между «Аль-Каидой» и этой группировкой не была доказана, однако Ассим Хамуд на допросе сказал, что он действовал не по прямому приказу, а по «религиозному приказу бен Ладена», т.е. руководствуясь идеологической платформой «Аль-Каиды», призывающей активизировать деятельность радикальных группировок в США и других странах. Такая тактика, основанная на идеологической общей платформе, крайне затрудняет предотвращение терактов. Например, чтобы раскрыть ячейку Хамуда, потребовались усилия шести спецслужб различных государств, которые тщательно отслеживали переговоры в интернет-чатах и интернет-кафе.

Айман аз-Завахири считает, что «вопрос безопасности был и остается одним из важнейших аспектов практического курса подготовки бойцов для борьбы с Западом... К сожалению, движение джихада не всегда воспринимает данную проблему серьезно, что отдаляет нашу победу». Шейх аль-Либи, Рамзи Юсуф, Абу Зубайда, Абу Хаджр аль-Ираки рассматриваются Аз-Завахири и бен Ладеном как отважные бойцы, владеющие несколькими языками, побывавшие в разных странах. Однако стиль, в котором они действовали, имел оттенок высокомерия и пренебрежения к дополнительным мерам предосторожности. Все они задержаны спецслужбами, так как не уделяли достаточно внимания собственной безопасности. Поэтому методам обеспечения безопасности в будущем будет уделяться больше внимания.

Анализируя историю деятельности исламистских группировок, Аз-Завахири делает вывод, что «большинство неудач муджахедов объясняется не тем, что спецслужбы применяют экстраординарные методы, а прежде всего неподготовленностью и расхлябанностью воинов джихада». Идеолог «Аль-Каиды» Сейф ад-Дин аль-Ансари приводит в пример известного деятеля и военного стратега исламизма Сейф уль-Адиля, которому длительное время удавалось вводить в заблуждение западные спецслужбы, ничего не знавшие о нем, даже его происхождение.

О том, что бен Ладен в настоящее время является скорее символом вселенской борьбы с Западом, чем руководителем в привычном понимании, свидетельствуют различные статьи радикальных авторов. Появилось много статей, в которых рассматривается вопрос о том, как смерть бен Ладена либо его пленение повлияет на движение джихада. Одновременно на различных интернет-форумах радикальных исламистов периодически размещаются материалы, в которых содержатся призывы к распространению «культуры джихада» среди молодежи. Так, например, анонимный саудовский автор рассматривает роль бен Ладена в современном исламистском движении: «Без сомнения, многие мусульмане не только в арабском, но и во всем мусульманском мире беспокоятся о судьбе муджахеда Шейха Абу Абдаллы (бен Ладена). Это наше право, но мы должны принимать от Аллаха все, что он нам посылает. Одно из таких предначертаний – это возможная гибель бен Ладена, и неважно, при каких обстоятельствах это произойдет. Мы имеем дело с одним из серьезных вопросов, так как бен Ладен проложил нам дорогу для джихада, показал, какой должна быть сила веры. Он возродил то, что я называю культурой джихада, обращаясь к мусульманской молодежи. Я надеюсь, что этот феномен получит широкое распространение, станет составной частью повседневной жизни молодежи или даже способом мышления. Необходимо вдохновлять молодежь этими идеями». «Смысл культуры джихада в том, что у исламистов нет необходимости «встречаться с шейхом (бен Ладеном) и просить у него разрешение на проведение какой-либо операции, равно как нет необходимости просить разрешения молиться или думать об уничтожении иудеев и крестоносцев, чтобы освободить наши земли».

Автор настаивает на том, что самый важный элемент «культуры джихада» — формирование прочной и незыблемой религиозной платформы, отталкиваясь от которой радикальные исламисты будут проводить свои террористические акции. Эта идеологическая платформа не может быть поставлена под сомнение со стороны, выражаясь словами автора «духовенства правителей». Поэтому идеологи от радикального ислама открыто полемизируют с различными авторитетными исламскими мыслителями по таким вопросам, как использование смертников, применение оружия массового поражения и т.д. Им необходимо методологическое обоснование будущего глобального террора, который может привести к хаосу и катастрофе в мире. Главная задача в настоящее время, которая стоит перед всемирным исламизмом, – выиграть информационную войну у Запада, завоевать медиапространство, чтобы у молодежи не было иной альтернативы в жизни, кроме ведения вооруженной борьбы с теми, кто не разделяет идеи «чистого ислама». Автор в этой связи пишет, что «враги пытаются вести борьбу с нами на разных уровнях: они стараются пересмотреть систему исламского образования в школах, чтобы изменить наше мышление, оградить его от идеи джихада, переориентировать наши усилия на другие сферы, сделать нас наподобие друзов, которые не заботятся о практической стороне своего учения». Автор отмечает, что сторонники идеи джихада происходят не из бедности, так как в создании «Аль-Каиды» приняли участие состоятельные люди. После А. Аззама (один из основателей «Аль-Каиды») в мусульманском мире родились тысячи «аззамов», так же как в исламском мире тысячи «бен Ладенов». Поэтому нельзя отклоняться от пути, который проложил шейх бен Ладен, независимо от того, жив он или нет.

В статье Льюиса Атыйяалла «Сила «Аль-Каиды» в поглощении ударов» автор психологически готовит молодых людей к арестам, убийствам, потерям, которые являются неотъемлемым элементом в борьбе с неверными. В другом документе, «Заявление движения Талибан о подтверждении того, что бен Ладен на свободе и не арестован», говорится, что «идеология противостояния с Западом сформирована и новому поколению муджахедов уже не нужен бен Ладен, так как он сыграл свою роль, призвав к этому глобальному проекту». В статье кувейтского исламистского идеолога Сулеймана Абу Гейса «Под тенью копей» говорится об испытаниях на пути джихада: «История ислама полна событий, которые учат нас, что мусульманская умма не может выполнить свою миссию и достичь цели, не жертвуя своими сыновьями. Те, кто сейчас находятся в тюрьмах Афганистана или Пакистана, выполняют то, что предначертано Всевышним, религией, – это цена победы». Абу Гейс пишет, что «арест – это неотъемлемая часть джихада на пути Аллаха, поэтому необходимо занять правильную позицию во время задержания».

У идеологов радикального исламизма есть также свое представление о так называемых открытых фронтах борьбы, где происходит непосредственное вооруженное противостояние с войсками Запада. Здесь тактика и стратегия несколько иная. Работы Абу Хаджера, Абу аль Азиза, аль-Мукрина, Абу Убайда аль-Кураши, Абу Айман, аль-Хилали, Абу аль-Хади, Сейф ад-Дина аль-Ансари свидетельствуют о том, что идеологи радикального исламизма призывают к одновременному проведению политических и военных операций. Аль-Мукрин пишет: «Для того чтобы вдохновлять молодых мусульман, необходимо проводить военные кампании и медиакампании одновременно. Более того, постоянная медиаподдержка нужна для того, чтобы «предупредить через язык крови и огня граждан США и их союзников, что их правительства вовлекают их в конфликты и войны, в которых им, по сути, нечего делать».

Религиозная обязанность является центральной точкой доктрины «Аль-Каиды». Со времени вторжения США в Ирак тысячи исламистских лидеров объявили «оборонительный джихад» против США, обязывающий каждого мусульманина по мере его возможностей участвовать в нем оружием, финансами, молитвой, предоставлением убежища и т.д. Абу Аль-Азиз аль-Мукрин называет это «первой осью джихада», т.е. всесторонней поддержкой широких масс населения. Однако идеологи «Аль-Каиды» призывают к тому, чтобы мусульмане вели борьбу согласно общей стратегии и не совершали отдельных необдуманных акций. Сейф ад-Дин аль-Ансари пишет: «Обязанность ведения борьбы и личной ответственности не предполагает совершения безрассудных акций, они должны проводиться и планироваться с учетом общей стратегии». Деятельность в рамках общей стратегии называется «второй осью джихада». В отличие от «первой оси», пишет аль-Мукрин, которая не терпит половинчатых решений, «вторая ось» должна быть «гибкой и зависеть от условий и обстоятельств».

«Доктрина джихада постоянно меняется, что мешает США понять ее и подготовить свои войска, чтобы противостоять нашей стратегии», – пишет Абу Убайд аль-Кураши. Абу Айман аль-Хилали отмечает, что «группа, которая ведет джихад, должна обладать знаниями управления, безопасности, психологии, социологии, истории, географии, политики, законодательства, военных аспектов того общества, где она ведет работу, не говоря уже о знании религиозной специфики. Аль-Мукрин пишет, что руководители группировок должны готовить бойцов к «войне на истощение», их следует психологически готовить к худшему и на этой основе строить ячейки – если одно звено гибнет, то другие звенья сохраняют свою жизнеспособность – применительно к Ираку и Афганистану. Согласно Абу аль-Хади, перед тем как «перейти к широкомасштабным акциям, нужно составить базу данных на цели, по которым в будущем нанесут удары, определить слабые точки противника, избегать сложных целей. Мы сможем измотать, изнурить войска США без крупных сражений. Американцы привыкли иметь дело с видимыми, фиксированными, определенными базами, их вооруженные силы неповоротливы; высокооплачиваемы и перегружены средствами обеспечения комфорта, что ограничивает их мобильность». Таким образом, «американские базы известны и немобильны, в то время как вооруженные формирования муджахедов легки и мобильны» – это ключ к победе над войсками Запада в Ираке и Афганистане.

Незадолго до своей гибели Аль-Мукрин написал работу о тактике и стратегии «Аль-Каиды» в борьбе против США в Ираке и Афганистане. Он настаивает на необходимости создания «полуобычных» вооруженных сил. Период подготовки и формирования подобных подразделений он называет «решающей стадией». Он пишет, что «мощь США исключает любую возможность быстрой победы над ними; война с США – это постепенный процесс, который будет проходить через ряд стадий: мобилизация (вовлечение все большего количества мусульман в конфликт с США), серьезная политическая работа среди широких слоев населения, чтобы заручиться его поддержкой; накопление боеприпасов и других средств борьбы; создание мелких баз и схронов с оружием по всей стране и особенно в горах; проведение мелких акций с последующей интенсификацией боевых действий, пока не начнется широкомасштабный конфликт с вовлечением широких масс населения. Каждая из этих стадий имеет большое значение, и поэтому недопустимо начинать следующую, не закончив предыдущую, мы должны быть терпеливы и принимать в расчет все факторы». Аль-Мукрин приводит в пример Алжир, где исламисты в середине 90-х гг. потерпели неудачу именно в результате поспешных действий. По мере того как муджахеды будут проходить эти стадии, пишет Аль-Мукрин, ресурсы, политическая воля, мораль противника станут слабее, их вооруженные силы в стране примут более статичные позиции (положение). К этому моменту он не сможет проводить крупномасштабные операции, будет ограничивать свою активность мелкими рейдами, больше заботиться об укреплении своих баз, защите маршрутов снабжения и систем коммуникации. Этот этап будет означать начало финальной стадии борьбы – «из мелких ячеек по всей стране начнется формирование более крупных подразделений для крупных широкомасштабных акций против вооруженных сил США и их союзников». Далее, по сценарию Аль-Мукрина, с ослаблением противника, уменьшением количества широкомасштабных акций движение муджахедов должно воспользоваться этим, особенно в тех районах, где правящий режим слабо представлен либо его влияние очень слабое, чтобы подготовить как можно больше своих бойцов. В этих районах «движение джихада» будет создавать административные центры базы, «т.е. возьмет на себя функции государства». Создание же полурегулярных формирований будет означать подготовку к широкомасштабным вооруженным акциям, в которых эти формирования будут атаковать небольшие города (населенные пункты). Проводимые военные операции будут освещаться через СМИ с целью деморализации сил противника, чтобы сломить их боевой дух. Аль-Мукрин приводит пример афганских муджахедов 1988-1992 гг., когда после вывода советских войск афганские коммунисты оказались фактически сосредоточены в нескольких крупных городах. В это время Ахмад Шах Масуд и Джалалудин Хаккани стали готовить небольшие полурегулярные группировки, в последующем эти формирования оказались очень эффективными в различных боевых операциях на севере Афганистана. Именно полурегулярные формирования, по плану исламистов, обеспечат контроль над территорией Ирака после ввода американских войск.

Фактически идеологи радикального исламизма призывают новое поколение воинов джихада погрузить страны Запада в хаос. И хотя они призывают действовать в рамках общей стратегии и на основе единой идеологической платформы, тот факт, что акции террора будут непредсказуемыми ни по времени, ни по месту и будут совершаться не входящими ни в какие организационные структуры исполнителями в зависимости от наличия средств и обстоятельств, приведет к непоправимым последствиям. В современном мире каждый радикал от ислама получает возможность изложить собственное видение и стратегическую линию вселенской борьбы и быть услышанным через различные информационные каналы. Там же он всегда найдет религиозно-методологическое обоснование своим действиям. В ситуации сотрудничества государств в борьбе с терроризмом в настоящее время вырабатываются новые методы противостояния с Западом, которые становятся все более радикальными.

* * *

Ибн аш-Шейх аль-Либи. Инструктор «Аль-Каиды» ливийского происхождения. Преподавал в военно-тренировочном лагере «Аль-Хальдене» в Афганистане. Одним из его учеников был З. Муссауи. В ходе допросов некоторых членов «Аль-Каиды» удалось выяснить, что Аль-Либи был инициатором серии терактов в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах. Был арестован в конце 2001 — начале 2002 гг. Считается, что именно аль-Либи был тем источником дезинформации, который в ходе интенсивных допросов дал детальные показания американским спецслужбам о том, что в Ираке имеется ядерное оружие и на территории Ирака проходят подготовку боевики «Аль-Каиды», в частности с использованием оружия массового поражения. В ноябре 2006 г. была издана книга автора марокканского происхождения Омара Насири (псевдоним) «Внутри джихада: моя жизнь с аль-Каидой, шпионская история». В этой книге приводятся подробности, которые позволяют составить личностный портрет аль-Либи. Автор пишет, что аль-Либи — неординарный человек и талантлив во всех отношениях. А искусство вводить в заблуждение спецслужбы и умение правильно подать дезинформацию были ключевыми предметами, которые преподавал аль-Либи в военно-тренировочном лагере в Афганистане. Он вспоминает, что однажды после молитвы муджахеды спросили аль-Либи, какая страна лучше всего подходит для джихада. Тот ответил, что именно Ирак, так как, на его взгляд, в этой стране накопилось много недовольства, что и определяет ее слабость. Насири также указывает на то, что аль-Либи знал, чего «ждут от него американские спецслужбы, и в ходе допросов дал такую информацию». «Он мечтал видеть Саддама свергнутым даже больше, чем американцы».

Абу Зубайда – заместитель аль-Либи. Готовил теракт отеля Рэдиссон в Аммане. Был инициатором взрыва в аэропорту Лос-Анджелеса в 2000 г. (попытка закончилась неудачей). Известно, что умение прекрасно вести огонь из минометов и другого тяжелого вооружения привлекло к нему внимание бен Ладена в Афганистане. В 90-е гг. Абу Зубайда был вторым заместителем бен Ладена. Наладил сеть вербовки молодых людей в различных странах. Знал каналы контрабанды оружия и нелегального трафика людей. После окончания военной подготовки распределял выпускников по ячейкам «Аль-Каиды» в Европе и мусульманских странах. Арестован Фейсалабаде в Пакистане (в ходе задержания был три раза ранен).

Абу Шихаб аль-Кандагари – второй по значимости в иерархии «Аль-Каиды» в Йемене. Причастен к взрыву американского военного корабля «Коул» и французского танкера. Принимал участие в войне против советских войск в Афганистане. Известный идеолог «Аль-Каиды». Ведет радикальный форум в Интернете. Одна из его последних работ – «Ядерная война – решение по уничтожению США».

Аль-Кураши – считается военным стратегом «аль-Каиды». Один из наиболее приближенных к бен Ладену людей.

Абу Джандал – в прошлом возглавлял службу безопасности бен Ладена. Гражданин Саудовской Аравии йеменского происхождения. Известно, что однажды бен Ладен дал ему пистолет и сказал: «Ты не должен позволить им взять меня живым». Был задержан саудовскими спецслужбами по обвинению в причастности к взрыву «Коула». Затем был освобожден. По некоторым предположениям, находится в Йемене.

Сейф ад-Дин аль-Ансари аль-Адиль – египтянин, настоящее имя Мухаммад аль-Маккави. Третий человек в иерархии «Аль-Каиды». Известно, что в 2000-х он возглавлял службу безопасности «Аль-Каиды». За информацию о нем Госдеп назначил вознаграждение в сумме 25 млн долл. Военный стратег «Аль-Каиды».

Аль-Мукрин – 1972 г.р. В прошлом лидер «Аль-Каиды» в Саудовской Аравии. Принимал участие в боевых действиях в Афганистане (особенно отличился в тора Бора), Алжире, Боснии, Сомали. Убит саудовскими спецслужбами в 2003 г. Один из видных идеологов «Аль-Каиды».

Юсуф аль-Аири. Лидер «Аль-Каиды» в Саудовской Аравии. Занял пост после гибели аль-Мукрина. В прошлом был телохранителем бен Ладена. Принимал участие в боевых действиях на территории Афганистана и Боснии. Автор многих работ, последние из которых «Джихад в Ираке: надежды и угрозы», « Война в Ираке и будущее Аравийского полуострова». Убит саудовскими спецслужбами в 2004 г.

Абу Мусаб ас-Сури – родился в 1958 г. в Алеппо. Получил образование инженера. Известен также под именем Омар Абд аль-Хаким. В молодости был членом радикальной группировки «Ат-Талиа аль-Мукатиля», связанной с сирийскими «Братьями-мусульманами». Известно, что принимал участие в войне против советских войск в Афганистане. Затем отправился в Европу. В 1992 г. стал членом одной из групп, связанных с «Аль-Каидой» на территории Испании. После этого в середине 90-х гг. уехал в Великобританию, где был тесно связан с алжирской «Вооруженной исламской группой». В конце 90-х уезжает в Афганистан. Известный идеолог радикального ислама, его называют автором проекта «грязной бомбы для грязной нации» (США). По сообщениям газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», Госдеп США обвиняет ас-Сури в том, что он был руководителем военно-тренировочных лагерей Дерунта и Аль-Гураба в Кабуле и Джелалабаде, специализация этих лагерей — теракты с использованием токсичных материалов. Автор многих работ по идеологии радикального исламизма.

Начало