Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25 февраля – 2 марта 2008 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и в Ираке. Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта вновь резко обострилась. Боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа усилили ракетные обстрелы приграничных израильских территорий, а ВС Израиля наносят интенсивные воздушные удары по объектам боевиков и проводят наземную операцию в палестинском анклаве. С обеих сторон имеются многочисленные человеческие жертвы. 29 февраля Турция объявила о завершении войсковой операции против боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП) на севере Ирака и начале вывода войск с иракской территории.

На прошедшей неделе ситуация в зоне палестино-израильского конфликта характеризовалась значительным ростом напряженности и расширением масштабов боевых действий. С 27 февраля боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа усилили ракетные обстрелы израильской территории, прежде всего городов Сдерот и Ашкелон. Ежедневно по Израилю выпускалось несколько десятков реактивных снарядов, причем не только самодельных «Кассамов», но и более мощных и дальнобойных ракет типа «Град». В ответ израильские ВВС наносили удары по объектам экстремистов в Газе. Резкая эскалация вооруженного противостояния произошла 1 марта, когда подразделения израильской армии в рамках операции «Горячая зима» при поддержке танков вошли на территорию палестинского анклава. Одновременно израильская авиация увеличила число ударов по боевикам и их объектам. В частности, ударами с воздуха разрушена штаб-квартира руководителя ХАМАСа в секторе Газа И. Хании. На территории анклава произошли ожесточенные бои между израильскими войсками и палестинскими боевиками, главным образом из группировки ХАМАС. В то же время командование ЦАХАЛа заявляет, что речь пока не идет о крупномасштабном вторжении. По информации СМИ, в ходе боев и воздушных ударов только 1 марта погибли до 70 палестинцев, а около 180 получили ранения. В том числе и мирные жители. Потери Израиля в этот день составили два убитых и семь раненых военнослужащих и свыше 20 раненых мирных жителей. 2 марта боевые действия в зоне конфликта были продолжены.

Совет Безопасности ООН на экстренном заседании, созванном по просьбе главы ПНА М. Аббаса, осудил эскалацию насилия в зоне палестино-израильского конфликта и выразил глубокую озабоченность в связи с гибелью мирных жителей. М. Аббас сообщил о приостановке переговоров с Израилем до полного прекращения им боевых действий в секторе Газа. Лидер ХАМАСа Х. Машааль заявил о готовности пойти на перемирие с Израилем, «если найдутся международные посредники, способные уговорить его прекратить насилие в секторе Газа». С резким осуждением израильских действий в Газе выступили многие арабские страны. Евросоюз заявил о непропорциональном использовании силы Израилем и призвал его к сдержанности в отношении гражданского населения. США призвали Израиль и палестинцев прекратить военные действия и возобновить переговоры. Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт подтвердил, что ЦАХАЛ не остановит операции в палестинском анклаве, и отверг международную критику действий своей страны.

29 февраля генштаб ВС Турции сообщил о завершении наземной операции против боевиков КРП на севере Ирака, заявив, что ее задачи выполнены, а войска выводятся с территории соседнего государства и возвращаются в места своей постоянной дислокации. Вместе с тем, турецкие военные признали, что в результате последних масштабных силовых мероприятий структуры сепаратистов не были ликвидированы полностью, хотя им и нанесен серьезный урон. Заявлено, что «борьба с терроризмом будет решительно продолжаться на территории Турции и за ее пределами». Одновременно премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган призвал боевиков КРП сложить оружие, т. к. «никаких оправданий террористической деятельности не может быть».

Президентский совет Ирака 27 февраля отверг закон о выборах в провинциальные законодательные органы, принятый ранее парламентом. В то же время все три члена совета утвердили законы о госбюджете страны на 2008 г. и об ограниченной амнистии иракских граждан. Для утверждения закона о провинциальных выборах в парламенте в ходе нового голосования документ должны одобрить не менее 2/3 депутатов, что представляется маловероятным.

1 марта начался первый в истории двух стран визит президента Ирана М. Ахмадинежда в Ирак, который продлится два дня. На переговорах с иракскими руководителями обсуждаются главным образом вопросы, связанные с ситуацией в сфере безопасности в Ираке и развития двусторонних экономических связей.

Совет Безопасности ООН перенес с 1 на 3 марта обсуждение проекта резолюции по ядерной проблеме Ирана. Это связано с желанием авторов документа - Великобритании, Германии и Франции – внести в его текст поправки, которые устроили бы большинство членов Совета Безопасности. Проект новой резолюции предусматривает введение запрета на зарубежные поездки ряда иранских должностных лиц, участвующих в работах по ядерной программе, замораживание счетов некоторых иранских компаний, а также инспекцию грузов, направляющихся в Ирана или вывозимых из этой страны. В связи с предстоящим принятием новой резолюции в Тегеране заявляют, что Исламская республика, не взирая ни на что, продолжит развитие национальной ядерной программы и «ни одна держава в мире не способна остановить продвижение Ирана» по этому пути. Кроме того, иранское руководство намерено найти «адекватные меры» в ответ на введение новых санкций.

По данным доклада, подготовленного разведслужбами США, в настоящее время правительство президента Х. Карзая контролирует лишь треть территории Афганистана. В то же время радикальные исламисты из движения «Талибан» удерживают власть примерно над 10 проц афганской территории, а на остальной части страны власть принадлежит лидерам местных племен. В докладе подчеркивается, что главным фактором, дестабилизирующим обстановку в Афганистане, по-прежнему остаются различные группировки боевиков, ведущие вооруженную борьбу с кабульским режимом. Причем финансирование боевиков осуществляется главным образом за счет доходов от наркоторговли, в то время как говорить о каких-либо серьезных успехах в борьбе наркобизнесом в стране пока преждевременно. Наиболее активно противники правительства действуют в труднодоступной зоне вблизи границы с Пакистаном. При этом, как подчеркивается в докладе, ни у пакистанских, ни у афганских властей нет возможности для проведения эффективных операций в этом регионе. Доклад американских разведслужб вызвал негативную реакцию в Кабуле. Министерство обороны Афганистана заявило, что оценки, приведенные в этом документе, «далеки от действительности», а правительство контролирует всю страну. Не согласен с выводами доклада и генеральный секретарь НАТО Я. Де Хооп Схеффер. По его утверждению, контроль над большей частью афганской территории со стороны старейшин племен – это «победа международного сообщества», а для Афганистана подобное явление отнюдь не является чем-то новым и необычным.

Между тем большинство афганских беженцев, находящихся в Пакистане (свыше 1 млн чел.) и в Афганистане (около 900 тыс. чел.) не спешат возвращаться на родину, ссылаясь на ухудшение ситуации с безопасностью и трудности с обустройством на новом месте, особенно с получением постоянной работы.

Пакистанская народная партия (ПНП), получившая на недавних парламентских выборах наибольшее число мест, определилась с кандидатурой лидера парламентской фракции и главы кабинета министров. Им стал Макдум Амин Фахим. Одновременно лидер ПНП А. А. Зардари пообещал в обмен на снятие с него обвинений в коррупции не голосовать в парламенте за импичмент президенту Пакистана П. Мушаррафу. Со своей стороны, Н. Шариф, лидер Пакистанской мусульманской лиги – Н, занявшей второе место на выборах и ведущей переговоры с ПНП по формированию коалиционного правительства, продолжает настаивать на вынесении импичмента главе государства.

По информации американских дипломатов, новое правительство Пакистана может быть сформировано «в ближайшие две недели или даже раньше». Причем США рассчитывают на сотрудничество с руководителями будущего правительства этой страны. Здесь же отметим, что обстановка в ряде районов Пакистана продолжает оставаться напряженной. Так, на минувшей неделе в северо-западной части страны были совершены два крупных теракта, жертвами которых стали многие десятки человек.

Сложная обстановка сохраняется в Ливане и вокруг него. Выборы президента Ливана 25 февраля вновь были перенесены, на этот раз на 11 марта. США и их арабские партнеры – Египет, Иордания, Саудовская Аравия и другие аравийские монархии оказывают разностороннее давление на Сирию с целью вынудить ее отказаться от воздействия на ливанскую ситуацию. Так, в Эр-Рияде обвинили Дамаск в отказе содействовать посредническим усилиям Лиги арабских государств по избранию нового президента Ливана. Президент Египта Х. Мубарак назвал Сирию «частью проблем Ливана» и призвал руководство САР оказать необходимое содействие в урегулировании ливанского кризиса до намеченного на 29-30 марта арабского саммита в Дамаске. Не исключено, что в случае не избрания до этого срока нового президента Ливана, ряд арабских стран могут отказаться от участия в работе саммита, что, фактически приведет к его срыву и, естественно, самым негативным образом отразится на и без того очень сложном положении Сирии в арабском мире. Соединенные Штаты направили в Восточное Средиземноморье группу своих военных кораблей, в т. ч. эсминец «Коул». По заявлению председателя Комитета начальников штабов ВС США адмирала М. Маллена, переброска кораблей свидетельствует об американском участии в делах региона. Официальные лица США также сообщили, что направление кораблей в восточную часть Средиземного моря является «демонстрацией поддержки региональной стабильности». Сирия и ливанская оппозиционная группировка «Хизболла» назвали развертывание кораблей ВМС США вблизи берегов Ливана «неприемлемым».

В Египте в связи с предстоящими 8 апреля с. г. муниципальными выборами продолжаются аресты руководителей и активистов крупнейшей оппозиционной политической организации страны «Ассоциации братьев-мусульман», легальная деятельность которой официально запрещена. За последние недели власти арестовали свыше 500 деятелей «Ассоциации». Считается, что исламисты могут составить на выборах серьезную конкуренцию правящей в АРЕ Национально-демократической партии. По заявлению духовного лидера «братьев-мусульман» М. М. Акефа, несмотря на аресты и преследования, его организация примет участие в муниципальных выборах. Как правило, «братья» участвуют в выборах различного уровня, выставляя своих представителей в качестве «независимых» кандидатов и зачастую добиваются значительных успехов.

В зоне Персидского залива, в т. ч. на территории ОАЭ продолжаются начавшиеся 24 февраля совместные учения «Щит Залива» с участием частей и подразделений сухопутных войск, ВВС и ВМС Франции (1,5 тыс. военнослужащих), ОАЭ (2,5 тыс. чел.) и Катара (1,3 тыс. чел.). Саудовская Аравия в мероприятии не задействована, но предоставила его участникам право использовать свои территориальные воды и воздушное пространство. По замыслу учений, одна из стран Залива подвергается ракетной атаке, а остальные на основании союзнических обязательств оказывают ей военную помощь. Учения завершатся 5 марта.

Новый президент Кипра Д. Христофиас подтвердил свое намерение возобновить переговоры по урегулированию кипрской проблемы под эгидой ООН. Христофиас заявил о намерении в ближайшее время встретиться с лидером т. н. Турецкой Республики Северного Кипра М. А. Талатом. В свою очередь, Талат выразил надежду на скорейшее начало диалога с главой Республики Кипр.

Приложение

О египетско-суданских отношениях

Египет и Судан уделяют большое внимание двусторонним отношениям, имеющим давнюю и сложную историю. Все египетские правители, вне зависимости от их политических взглядов стремились, как минимум, всемерно укрепить позиции Каира в Судане, а по возможности добиться максимальной интеграции двух стран, не исключая их объединения в одно государство. Суданцы же с настороженностью относились к этим замыслам «старшего северного брата» и всячески отстаивали свою самостоятельность. Однако при этом как в Каире, так и в Хартуме всегда отчетливо понимали и видели тесную взаимозависимость двух стран, наличие у них большого числа общих, хотя зачастую и трудноразрешимых проблем. Все это обуславливало неровное развитие двусторонних отношений, где периоды подъемов чередуются со спадами и обострениями.

По оценкам египетских экспертов, Судан относится к числу наиболее важных зон стратегических, внешнеполитических и экономических интересов АРЕ. В Каире вполне обоснованно полагают, что положение дел в Судане оказывает непосредственное влияние на состояние национальной безопасности Египта.

Ключевой в египетско-суданских отношениях является проблема распределения вод Нила. На сегодняшний день основную долю воды этой крупнейшей африканской реки потребляют именно АРЕ и Судан. Причем наиболее уязвимым в плане обеспечения пресной водой остается Египет, где 98 проц населения проживает в долине Нила и прилегающих к ней районах, а на реку приходится 85 проц потребляемой в стране пресной воды. Ситуация осложняется тем, что потребность АРЕ в пресной воде постоянно увеличивается в связи с довольно быстрым ростом населения и поступательным развитием экономики.

Считалось, что держава, контролирующая течение Нила в Судане, неизбежно будет доминировать над Египтом. Подобного рода постулаты и исторический опыт не могли не сказаться на подходах к формированию основных положений египетской концепции национальной безопасности, в т. ч. ее экономической составляющей, где южному соседу отводится роль «стратегического тыла».

На сегодняшний день сложившаяся практика и правовая база в отношении водозабора полностью защищают монополию Египта и, частично, Судана на использование нильских вод. По действующему соглашению 1959 г. АРЕ имеет право ежегодно использовать 55,5 млрд кубометров воды, а Судан – 18,5 млрд. Подчеркнем, что пока обе стороны придерживаются линии на согласование строительства крупных гидросооружений на основе существующих квот.

В Хартуме понимают исключительную важность и болезненную чувствительность египтян к нильской теме, особенно когда речь заходит об изменении сложившегося статус-кво. Именно поэтому суданцы делают акцент на общности стратегических интересов двух государств, пытаются, как могут, разыгрывать «нильскую карту», но пока без особого успеха. Судан, в частности, неоднократно заявлял о планировании строительства ряда гидросооружений на Ниле с целью увеличения забора воды. Но на данном этапе в условиях очень сложной и нестабильной внутриполитической ситуации в Судане речь вряд ли может идти о сооружении на реке крупных объектов. Тем не менее, в случае нормализации обстановки, потребности развития национальной экономики и рост населения неизбежно поставят вопрос об увеличении забора нильской воды, что, в свою очередь, может привести к серьезным осложнениям в отношениях с Египтом.

В 2011 г., по истечении срока переходного периода, предусмотренного мирным соглашением 2005 г. между повстанцами-южанами и центральным правительством, вероятнее всего, произойдет разделение Судана на два государства, что, конечно же, создаст дополнительные проблемы в разрешении вопроса о квотах на нильскую воду. Именно поэтому в Каире всячески поддерживали идею сохранения суданского единства. Хотя здесь следует отметить, что нынешнее экономическое состояние южных провинций Судана не дает достаточно веских оснований утверждать, что им на ближайшие несколько лет потребуется дополнительное количество нильской воды. Но в более отдаленной перспективе этот вопрос неизбежно обострится.

В целом Египет продолжает очень внимательно следить за водной ситуацией в Судане. В Каире неоднократно заявляли о твердой решимости всеми средствами, включая силовые, отстаивать право на получение египтянами необходимого им количества нильской воды.

Руководство АРЕ отдает отчет в том, что сохранение в течение длительного времени внутриполитической напряженности в Судане может негативным образом сказаться на обстановке в самом Египте (беженцы, действия террористов и т. п.). Президент АРЕ Х. Мубарак заявил, что «Судан жизненно важен для Египта и его страна сделает все возможное для того, чтобы суданский народ обрел стабильность и безопасность». Исходя из этого, египтяне деятельно участвуют в урегулировании внутрисуданских конфликтов. В последние годы приоритет здесь отдается усилиям по разрешению конфликта в западносуданском регионе Дарфур. Однако, учитывая крайнюю сложность дарфурской ситуации, говорить о каких-либо серьезных положительных результатах посреднических усилий, в т. ч. египетских, пока не приходиться. При этом АРЕ не поддерживает введение различного рода санкций в отношении Судана, считая, что они не помогут решению вопроса, а лишь усложнят обстановку в Дарфуре. Каир согласился направить в Дарфур свои воинские подразделения, которые будут действовать в составе миротворческого контингента ООН/Африканского союза.

Все еще далек от урегулирования спор о принадлежности «треугольника» Халаиб – пограничной территории на восточном участке египетско-суданской границы (площадь около 18 тыс. кв. км, население свыше 20 тыс. чел.). В последний раз обострение этого вопроса произошло в середине 1990-х гг., когда дело дошло до вооруженных столкновений на границе. Однако стороны не пошли по пути дальнейшей эскалации конфликта и обстановка в пограничном районе постепенно нормализовалась. Тем не менее, опасность нового обострения ситуации вокруг «треугольника» существует. К тому же имеются сведения, что на территории Халаиба могут находиться месторождения нефти.

В 1990-е гг. Каир обвинял Хартум в предоставлении убежища экстремистским элементам; создании на суданской территории лагерей для подготовки террористов и предоставлении им оружия, взрывчатых веществ, спецсредств; организации политико-религиозных мероприятий для экстремистских организаций из арабских стран с целью оказания давления на их власти; непосредственном участии суданских спецслужб и армии в подготовке боевиков; в создании в Судане подставных коммерческих фирм, под вывеской которых действуют экстремисты, а также в налаживании каналов переброски антиправительственных элементов в соседние государства. Кроме того, египтяне опасались усиления иранского влияния в Судане и негативно относились к поддержке, оказывавшейся в то время хартумскими властями алжирским исламистам. В 1995 г. АРЕ обвинила суданские власти в содействии организации покушения на Х. Мубарака в Аддис-Абебе. Дипломатические отношения между двумя Каиром и Хартумом были разорваны и восстановлены только в 2000 г.

В начале нового столетия египетско-суданские отношения вновь стали улучшаться. Президент АРЕ Х. Мубарак дважды – в 2003 и 2004 г. посещал Судан. Обе страны стремятся развивать взаимовыгодные торгово-экономические связи, проявляют заинтересованность в улучшении транспортного сообщения, развитии сотрудничества в сферах образования и культуры. В то же время связи по военной и военно-технической линии практически не поддерживаются, хотя в 1970-х – 1980-х гг. египтяне оказывали Судану существенную помощь поставками вооружения и в деле подготовки военнослужащих.

В целом будущее египетско-суданских отношений в значительной степени зависит от развития внутриполитической ситуации в обоих государствах, прежде всего в Судане. Также отметим, что сохранение неурегулированных территориально-пограничных проблем периодически будет обострять отношения между Каиром и Хартумом, что не исключает полностью возможности возникновения вооруженного конфликта локального характера. В более отдаленной перспективе возможно возникновение конфликта и по вопросу распределения вод Нила, что может привести к более серьезной и масштабной конфронтации между двумя странами.

Начало