Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Некоторые аспекты российско-сирийского сотрудничества

В.В. Евсеев

Большой Ближний Восток представляет для национальных интересов РФ исключительно большое значение по трем причинам. Во-первых, здесь располагается мировая кладовая нефти и природного газа, без которых невозможно само существование мировой экономики. Во-вторых, в регионе проходят важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с успешно развивающимися странами южной, юго-восточной и восточной Азии. В-третьих, именно по этому региону проходит глубокий разлом между христианской (западной) и мусульманской цивилизациями. А достаточно односторонние и не конца продуманные действия США и их ближайших союзников в Ираке и Афганистане, причисление к «оси зла» Ирана и Сирии и многое другое еще более усугубляют ситуацию в сфере международной безопасности и делают возможным расширение зоны конфликта на стратегически важные для РФ территории Центральной Азии и Кавказа. Как следствие вышеперечисленного, для Москвы крайне желательно не только восстановить ранее утраченные в регионе позиции, но и существенно укрепить их. На первый взгляд, легче всего это сделать через Сирию, с которой Россию (Советский Союз) связывают многолетние дружеские, порой даже союзнические отношения.

Советско-сирийские отношения были установлены в январе 1944 г. практически одновременно с провозглашением Сирией независимости. С этого момента Москва стала оказывать Дамаску дипломатическую, военную и экономическую помощь, столь необходимую по мере углубления сирийско-израильских противоречий. В частности, в 60-80-х гг. советские специалисты построили здесь 63 важнейших экономических объекта, в том числе нефтепромыслы на северо-востоке страны, нефтепродуктопровод "Хомс-Алеппо" (180 км), завод азотных удобрений, различные ирригационные и водохозяйственные объекты, 1,5 тыс. км железных дорог. Это позволило оросить около 70 тыс. га земли и получить 27% нефти. Общие же поставки вооружений превысили 26 млрд долл., а доля советского оружия в сирийской армии достигла 90%. С учетом того, что значительная часть вооружений и военной техники поставлялась в кредит, общий долг Дамаска к 1991 г. составил около 14 млрд долл.

В то время военно-техническое сотрудничество между нашими странами развивалось столь успешно, что два сирийских порта (Латакия и Тартус) стали использоваться как пункты материально-технического обеспечения советского Военно-морского флота (ВМФ). Необходимость в этом была обусловлена тем, что в 1967 г. была сформирована 5-я оперативная эскадра кораблей ВМФ с дислокацией в Средиземном море. В отдельные периоды состав этой эскадры увеличивался до 80 кораблей.

В 1980 г. между Сирийской Арабской Республикой (САР) и СССР был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве, который еще более укрепил двусторонние советско-сирийские отношения. Как следствие этого, САР стала одной из немногих стран, которые поддержали ввод советских войск в Афганистан при обсуждении этого вопроса на Генеральной Ассамблеи ООН.

Позиции России в Сирии значительно ослабли после распада Советского Союза. И причина этого состояла не только в резко сократившейся ресурсной базе нашего государства и нежелании Дамаска выплачивать Москве советский долг, но и в недостаточно продуманной ближневосточной политике, проводимой под руководством бывшего министра иностранных дел РФ Андрея Козырева. В итоге товарооборот между нашими странами сократился с 1 млрд долл. в 1991 г. до 88 млн долл. в 1993 г.

В 1992-1993 гг. РФ и САР удалось согласовать, а в апреле 1993 г. – подписать межправительственное соглашение о торговом, экономическом и техническом сотрудничестве, выделив в качестве приоритетных направлений добычу нефти и природного газа; развитие нефтехимической и металлургической промышленности, энергетики и сельского хозяйства; постройку железных дорог; использование ядерной энергии в мирных целях. После этого российско-сирийские отношения стали постепенно улучшаться, что к 2000 г. привело к увеличению ежегодного товарооборота между странами до 160 млн долл. к г. (на 80% по сравнению с 1993 г.). Однако военно-техническое сотрудничество стало носить только эпизодический характер. Так, в 1992-1993 гг. были подписаны контракты на поставку в САР танков Т-72А стоимостью около 270 млн долл., а в 1998-1999 гг. – противотанковых ракетных комплексов «Корнет-Э» на сумму 65 млн долл. и «Метис-М» на сумму 73 млн долл. Помимо этого РФ поставляла в САР стрелковое оружие и противотанковые ракеты.

Тем не менее ВМФ РФ смог сохранить в Тартусе пункт материально-технического обеспечения (единственный в настоящее время вне собственной территории). Потребность в нем неоднократно подтверждалась. В частности, для обеспечения постоянного присутствия кораблей ВМФ России вблизи Югославии весной 1999 г. (вооруженный конфликт Белграда с НАТО) и современной деятельности российских кораблей в рамках антитеррористической операции «Активные усилия» (Active Endeavour) с целью предотвращения незаконного транзита по Средиземному морю оружия и компонентов оружия массового уничтожения.

Прорыв в российско-сирийских отношениях произошел в январе 2005 г., когда Москва согласилась списать Дамаску 73% советского долга (9,8 млрд долл.) в обмен на гарантии новых заказов на вооружение. И если в период 2000-2004 гг. РФ поставляла туда только боеприпасы для стрелкового оружия и помогала САР готовить военные кадры, то позднее были заключены контракты на поставку в Сирию зенитных комплексов малого (“Стрелец” и “Панцирь-1С”) и среднего (“Бук-М2”) радиусов действия. В то же время Москва пока воздерживается от поставок Дамаску таких современных вооружений, как истребители МиГ-31Э и Су-30МКИ, зенитных ракетных систем среднего и дальнего радиуса действия C-300ПМУ-2 "Фаворит" и оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер-Э" ввиду нежелания излишне обострять свои отношения с США и Израилем.

В последние годы наблюдается устойчивый рост российско-сирийского товарооборота, который в 2006 г. составил 635 млн долл. В частности, успешно развивается сотрудничество в нефтегазовой сфере, при этом наибольшую активность проявляют российские компании «Стройтрансгаз», «Татнефть» и «Союзнефтегаз», которые за последнее время смогли получить ряд выгодных контрактов. Но в целом объем такого сотрудничества пока не велик, в том числе по причине сохранения у Дамаска негативного осадка от его свертывания в 1992-1998 гг. по политическим причинам.

Наиболее же перспективным направлением сотрудничества РФ и САР является энергетика ввиду того, что сирийские запасы нефти и природного газа постепенно истощаются. Как следствие этого с середины 1990-х – до начала 2000-х годов добыча нефти в САР сократилась на 13%, т.е. до 525 тыс. баррелей сырой нефти в день. Помимо этого на остроту энергетической проблемы влияют высокие потери при передаче электроэнергии (до 25%) и резко увеличивающийся на нее внутренний спрос, обусловленный, в частности, среднегодовым приростом населения страны около 3%. Ранее в этой сфере уже был создан значительный задел. Так, при участии советских (российских) специалистов в Сирии были построены каскад гидроэлектростанций на Евфрате (общая мощность около 800 МВт, водохранилище площадью 730 км2), гидроузел «Аль-Баас» (75 МВт), гидроузел "Тишрин" (630 МВт), первая очередь теплоэлектростанции "Тишрин" (400 МВт) и свыше 3,7 тыс. км высоковольтных линий электропередачи. Все эти объекты сейчас обеспечивают выработку 22% электроэнергии страны.

Большое значение САР придает созданию собственной атомной энергетики. С этой целью в 1968 г. был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия, а в 1976 г. основана Сирийская комиссия по атомной энергии (СКАЭ), которая оценила возможность строительства на территории страны атомных электростанций. В начале 1980-х Дамаск провел переговоры с Парижем о строительстве шести энергетических реакторов общей мощностью порядка 3,6 ГВт. Планировалось, что первый такой реактор будет запущен в 1991 г. Однако в силу ограниченности собственных финансовых ресурсов и оказанного со стороны Вашингтона давления эти переговоры закончились безрезультатно.

С целью подготовки сирийских специалистов в области атомной энергетики СКАЭ неоднократно пыталась купить за рубежом исследовательский реактор. В частности, переговоры о покупке легководного исследовательского реактора мощностью 10 МВт проводились с Аргентиной. Эта сделка была также сорвана под давлением США и Израиля. Только в 1993 г. СКАЭ удалось закупить китайский миниатюрный источник нейтронов мощностью 30 кВт, сфера применения которого ограничивается производством стабильных изотопов для исследовательских и медицинских целей.

В 1998 г. между СКАЭ и рядом российских организаций, в том числе ведущей организацией по проектированию реакторных установок – Научно-исследовательским и конструкторским институтом энерготехники имени Н.А. Доллежаля, была достигнута договоренность о сооружении в Сирии Центра ядерных исследований на базе легководного реактора бассейнового типа мощностью 25 МВт. Одновременно было принято решение о подготовке в Московском инженерно-физическом институте по программе двухгодичных курсов сирийских специалистов.

В дальнейшем на основе подписанного в мае 1999 г. сроком на 10 лет соглашения о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии предполагалось строительство в САР как энергетических реакторов, так и опреснительной установки на базе ядерного реактора. Однако такая деятельность развития не получила по следующим причинам. Во-первых, стоимость постройки одного энергетического реактора мощностью порядка 1 ГВт составляет от 1,5 до 2 млрд долл., что в настоящее время является труднореализуемой задачей для сирийской экономики, которая переживает сложный период модернизации. Во-вторых, по мнению Вашингтона САР является спонсором терроризма, поэтому продолжение российско-сирийского сотрудничества в ядерной области, как и военно-технического, неизбежно ставит российские компании под угрозу американских санкций в соответствии с антитеррористическим законом 1996 г. В-третьих, учитывая тесное сирийско-иранское сотрудничество, нельзя исключать, что полученные Дамаском ядерные технологии, которые в основной своей массе носят двойной (мирный и военный) характер, будут переданы Тегерану. В отношении последнего уже действуют санкции со стороны Совета Безопасности ООН (резолюции № 1737 и № 1747), обусловленные высокой степенью неопределенности истинных целей иранской ядерной программы.

Таким образом, российско-сирийские отношения сейчас переживают сложный этап своего развития. САР крайне нуждается в техническом перевооружении многочисленной армии, модернизации промышленности и сельского хозяйства, решении энергетической, водной, транспортной и других проблем. Перед Дамаском стоят важнейшие задачи возврата оккупированных Израилем Голанских высот и нормализации отношений с ведущими странами Запада, существенно обострившихся после убийства бывшего ливанского премьер-министра Рафика Харири. Помимо этого продолжается исламизация многоконфессиональной страны, что с учетом проживания здесь большого числа иракских и палестинских беженцев и усиливающегося социального расслоения общества (около 5% сирийцев распоряжаются 50% национального дохода страны) может при определенных условиях привести к власти в САР представителей радикального ислама.

Россия могла бы стать внешнеполитическим союзником Сирии, помочь ей решить существующие проблемы и ослабить на нее американское давление, но сделать это без поддержки со стороны Германии и некоторых других дружественных Сирии западных государств Москва не может в силу высоких политических рисков, ограниченности собственных ресурсов и недостатка передовых технологий (за исключением атомной энергетики и сферы производства оружия).

В этой связи списание Дамаску основной части советского долга следует рассматривать только как первый шаг качественного изменения российско-сирийских отношений. В качестве следующего шага целесообразно развивать экономическое сотрудничество во всех сферах, кроме атомной энергетики, способствовать восстановлению нормальных отношений САР с Западом и активнее вовлекать Дамаск в решение региональных проблем. На этом этапе желательно не продавать Сирии современных боевых самолетов и зенитных ракетных систем среднего и дальнего радиуса действия, способных изменить региональную расстановку сил, и ограничиться модернизацией имеющихся советских вооружений. А также обеспечивать эффект присутствия кораблей ВМФ РФ в прилегающих акваториях только на периодической основе и не рассматривать вопрос о развертывании в Тартусе собственной военно-морской базы. И только в будущем, по мере нормализации отношений САР с Западом и роста как сирийского, так и российского экономического потенциала, можно будет перейти к широкомасштабному российско-сирийскому сотрудничеству. Все это позволит России не только завоевать в Сирии твердые позиции, но и постепенно подготовить условия для дальнейшего проникновения в исключительно важный для национальных интересов регион Ближнего и Среднего Востока.

Начало