Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Военно-политическая обстановка в Ираке (май 2008 года)

В.П.Юрченко

В мае 2008 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Вместе с тем, в прошедшем месяце положение дел в сфере безопасности заметно изменилось в позитивном направлении. Ситуация же на внутриполитической арене не претерпела ощутимых перемен: процесс политического урегулирования с целью достижения в стране национального примирения и согласия продолжал пробуксовывать. Внешнеполитическая деятельность иракского руководства и политико-дипломатическая деятельность вокруг Ирака отличались высокой активностью.

Ситуация в сфере безопасности в Ираке в последнее время заметно изменилась в сторону улучшения. В мае резко сократилось количество нападений на войска США и иракские правительственные силы, а также число жертв вооруженного насилия среди гражданского населения. Так, число иракцев, погибших в минувшем месяце от различных видов насилия, составило 563 человека (в апреле – 1073 чел.).

В первую очередь, произошедшие положительные изменения связаны с перемирием, достигнутым между правительством и шиитским движением, возглавляемым радикальным имамом М. ас-Садром, после чего боевики руководимой им «Армии Махди» прекратили вооруженное сопротивление в багдадском шиитском районе Садр-Сити, а ранее на юге страны в Басре. В конце мая власти официально заявили об успешном завершении операции правительственных войск против боевиков иракского филиала «Аль-Каиды» и некоторых других суннитских экстремистских группировок в крупнейшем городе севера страны – Мосуле.

Вместе с тем, в различных районах страны продолжают совершаться теракты, вооруженные нападения, другие насильственные действия. Духовный лидер иракских шиитов Великий аятолла А. ас-Систани издал в мае фетву (религиозное предписание), в которой провозгласил «допустимым» вооруженное сопротивление иностранным войскам, руководимым США. Отметим, что фетва была опубликована вскоре после встречи А. ас-Систани с премьер-министром Ирака Н. аль-Малики.

В мае 2008 года наиболее крупными очагами напряженности оставались северные и северо-восточные районы Ирака (провинции Найнава с центром в Мосуле, Эт-Таамим (г. Киркук), Дияла (г. Баакуба). Причем наиболее сложная ситуация сохраняется в провинции Дияла, где регулярно происходят вооруженные столкновения войск США и иракских сил безопасности с местными боевиками, часто совершаются теракты. Теракты и вооруженные нападения продолжают совершаться и в западной провинции Анбар.

В мае на севере, в центре и на западе страны вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Байджи, Тикрит, Самарра, Балад, Хувейджа, Талль-Афар, Эш-Шаркат, Балад Руз, Эль-Мусайиб, Эд-Дулулуйия, Синджар, Эль-Баадж, Хан-Бани-Саад, Эт-Тармия, Рутба, Мандали, Таль-эр-Руман, Хит и в ряде других мест.

С целью прекращения вооруженного противостояния в багдадском районе Садр-Сити правительство Ирака в начале мая направило специальную делегацию в Тегеран для переговоров с иранскими представителями. Иран подтвердил свою поддержку властям Ирака в деле наведения порядка в стране и пресечения действий неправительственных шиитских милиций, но при этом предостерег Багдад от чрезмерного применения силы и вовлечения в конфликт гражданского населения.

10 мая было объявлено о достижении соглашения о прекращении огня между сторонниками М. ас-Садра и властями, которое вступило в силу 11 мая, а официально было подписано 12 мая. Документ предусматривает, что боевики «Армии Махди» должны прекратить демонстрацию своего оружия и сложить имеющееся в их распоряжении «тяжелое и среднее» вооружение. Будут разблокированы все дороги, ведущие в шиитский район Багдада Садр-Сити. Правительственные армия и силы безопасности получают беспрепятственный доступ в Садр-Сити, который должен перейти под контроль официальных властей. Силы безопасности получают право беспрепятственного задержания всех лиц, подозреваемых в «незаконной деятельности», а также право на изъятие незаконно хранящегося оружия. В то же время речь не идет о расформировании отрядов «Армии Махди», что сторонники ас-Садра делать категорически не желают.

Американское командование поддержало решение иракского правительства пойти на заключение соглашения о прекращении огня со сторонниками М. ас-Садра. Командующий войсками США в Ираке генерал Д. Петрэус назвал его «очень правильным». Генерал также подчеркнул важность привлечения движения ас-Садра к политическому процессу в стране, т. к. оно представляет интересы важного сегмента иракского населения.

Премьер-министр Н. аль-Малики подчеркнул, что восстановление порядка в Садр-Сити, а ранее в Басре свидетельствует о том, что меры властей не направлены против какой-то одной религиозной конфессии.

В ходе боев в Садр-Сити погибли более 1000 человек. Району нанес значительный материальный ущерб. Разрушено много зданий, дезорганизована работа коммунальных служб, имеются значительные трудности с подачей воды и электричества, медицинским обслуживанием населения.

После заключения перемирия в Садр-Сити вошли 10 тыс. военнослужащих правительственной армии, где при поддержке танков и американских боевых вертолетов провели операцию по зачистке района от боевиков. Постепенно ситуация в Садр-Сити стала стабилизироваться. К 20 мая, как утверждают власти, военные и силы безопасности взяли под свой контроль восточную часть Садр-Сити. Однако полностью вооруженные столкновения здесь все же не прекратились. Представители М. Ас-Садра обвиняют власти в нападениях на сторонников имама, нарушении условий перемирия и стремлении разгромить движение.

Неспокойная обстановка сохраняется и в ряде других районов иракской столицы, где продолжают совершаться теракты, происходят вооруженные столкновения и др. В целом, как видится, стабилизация обстановки в Багдаде потребует длительного времени и очень больших усилий. К тому же, как полагают некоторые американские эксперты, руководство «Армии Махди» пошло на перемирие с властями главным образом для перегруппировки своих сил с тем, чтобы в будущем возобновить вооруженное противостояние.

Иракские войска при поддержке ВС США с 10 по 24 мая провели в Мосуле и прилегающих к нему районах масштабную операцию «Рев льва» против боевиков иракского филиала «Аль-Каиды» и других местных экстремистских вооруженных группировок. Считается, что именно этот район оставался главной опорной базой экстремистов и террористов на иракской территории.

Н. аль-Малики лично прибыл в Мосул для общего руководства операцией. К участию в ней были привлечены 19 пехотных, механизированных и танковых батальонов из состава 2-й и 9-й дивизий иракской армии, части Иракской национальной полиции (ИНП, выполняет функции внутренних войск). Отметим, что 9-я дивизия и ИНП в настоящее время входят в состав национальных Сил быстрого реагирования. В качестве вспомогательных полицейских сил в Мосуле действовали отряды суннитских «Советов пробуждения». Всего в мероприятиях по зачистке Мосула и его окрестностей принимали участие 18,2 иракских военнослужащих и полицейских, действия которых поддерживали 1,9 тыс. американских военных. Руководство операцией осуществлялось из специально созданного Оперативного центра провинции Найнава, который возглавил генерал-лейтенант Р. Тауфик (суннит из Мосула).

По официальным заявлениям властей, итоги мосульской операции являются успешными. Число терактов и вооруженных нападений сократилось на 80 проц, а число лиц, задержанных по подозрению в причастности к незаконным вооруженным формированиям и террористическим группам, составило 1480 человек. Вместе с тем, обстановку в городе никак нельзя назвать полностью стабильной. Здесь по-прежнему, хотя и в меньшем количестве, продолжают совершаться вооруженные нападения и теракты.

В мае более спокойной стала обстановка в т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада. Тем не менее, вооруженные столкновения и другие насильственные действия имели место в районе городов Эль-Искандерийя, Эль-Махмудийя и Эль-Юсифийя.

В апреле на юге Ирака вооруженные столкновения и нападения, теракты, другие насильственные действия происходили в городах (и прилегающих к ним районах): Басра, Эн-Насирия, Эн-Нуумания, Эль-Курна, Кербела, Махавил, Эз-Зубайдия, Амара, Эс-Сувейра, Сук-эш-Шуюх и в некоторых других местах.

В Иракском Курдистане в мае обстановка в целом сохранялась стабильной. Исключение, как и прежде, составили районы, где располагаются боевики сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП). 29 мая турецкие ВВС нанесли очередную серию ударов по объектам боевиков КРП на севере Ирака. Администрация иракской Курдской автономии создала 40 постов безопасности на границе с Турцией с задачей не допустить проникновения боевиков КРП из Ирака на турецкую территорию. Кроме того, посты должны информировать власти автономии о любых передвижениях и других проявлениях активности сил КРП. Аналогичные посты планируется установить на границах с Сирией и Ираном.

Директор ЦРУ М. Хейден заявил, что иракская «Аль-Каида» практически разгромлена, но в то же время предупредил, что нельзя впадать в самоуспокоенность, поскольку ситуация может измениться. По утверждению посла США в Багдаде Р. Крокера, иракская ветвь «Аль-Каиды» еще «никогда не была так близка» к разгрому, как сейчас, хотя дипломат и признал, что говорить о полной победе над этой террористической организацией пока рано. Со своей стороны, американские военные дистанцировались от высказываний о близком крахе иракской «Аль-Каиды», заявив, что хотя террористическая сеть и «разбалансировалась», но продолжает действовать и по-прежнему представляет смертельную угрозу. Военные также считают, что местная «Аль-Каида» и другие экстремистские группировки попытаются перегруппировать свои силы после нанесенных им ударов.

Не прекращается противостояние между арабами-суннитами и шиитами, хотя его острота заметно снизилась. Тем не менее, ежедневно в различных районах Ирака продолжают обнаруживать трупы убитых представителей обеих религиозных общин. Совершаются убийства активистов обеих общин.

Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы, шиитские и суннитские боевики совершают вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении местных политических деятелей различной ориентации, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, иракцев, работающих на иностранные войска. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в Ираке, в т. ч. дипломаты, предприниматели, женщины и дети, журналисты. Не прекращаются различного рода насильственные действия в отношении иракских христиан.

Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. В целом похищение людей и рэкет превратилось в сегодняшнем Ираке в прибыльный «бизнес».

Одним из наиболее часто применяемых способов осуществления терактов остаются действия боевиков-смертников, подрывающих себя или автомашины, начиненные взрывчаткой, в местах большого скопления людей или около различных объектов. В качестве подрывников-смертников боевики продолжают широко использовать детей, малолетних иракцев активно рекрутируют в различные вооруженные формирования и террористические группы. Боевики интенсивно и в целом эффективно используют для поражения людей и техники т. н. придорожные бомбы (roadside bombs).

Продолжаются нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы иракских политических партий и организаций, представительства местных и иностранных фирм, школы. В мае нападениям боевиков подверглись некоторые объекты нефтяной отрасли.

По состоянию на 1 июня 2008 года списочная численность личного состава силовых структур Ирака составляла 529,8 тыс. человек, в т. ч. вооруженных сил (Иракских оборонительных сил) – 175,27 тыс. человек и формирований МВД – 354,6 тыс. человек. Кроме того, 144 тыс. человек числятся в охранных формированиях различных министерств и ведомств.

Иракские вооруженные силы состоят из сухопутных войск (154,8 тыс. чел.), ВВС (2,9 тыс. чел.), ВМС (1,9 тыс. чел.) и вспомогательных частей (15,6 тыс. чел.).

МВД Ирака включают в себя полицию (288 тыс. чел.), Иракскую национальную полицию (33,7 тыс. чел.), пограничную охрану (38,2 тыс. чел.) и различные полицейские спецподразделения (4,7 тыс. чел.). Пограничные силы имеют в своем составе 12 бригад и 44 отдельных батальона. Части и подразделения ИНП на 70 проц укомплектованы шиитами и на 30 проц - суннитами, в центральном же аппарате ИНП это соотношение составляет, соответственно, 80 и 20 проц.

Потери иракских силовых структур в мае составили убитыми - 28 военнослужащих и 32 сотрудника МВД.

Различные иракские политические партии и движения ведут острую борьбу за контроль над министерством обороны и МВД, их центральными аппаратами и силами на местах. При этом входящие в правящую коалицию шиитские партии «Ад-Даава» (лидер Н. аль-Малики) и Высший исламский совет Ирака (ВИСИ, лидер А. А. Хаким) в значительной степени контролируют центральные структуры МВД и, отчасти, МО. Некоторое влияние в министерстве обороны имеют курдские партии, также входящие в правительственную коалицию. В регионах полицейские силы во многом находятся под влиянием самых различных политических группировок. В несколько меньшей степени это касается армейских частей. В войсках, и особенно в структурах МВД продолжает служить большое число сторонников различных шиитских и суннитских группировок. Все это негативным образом сказывается на положении дел в силовых структурах, взаимоотношениях между военнослужащими и сотрудниками МВД.

В армии и МВД продолжает числиться большое число «мертвых душ». Так, проведенные в текущем году проверки показали, что от 15 до 20 проц средств, выделяемых на денежное довольствие военных и полицейских, выплачивается лицам, не состоящим на службе.

После принятия закона о частичной амнистии бывших членов партии Баас на службу в силовые структуры вернулось до 7 тыс. бывших военнослужащих и полицейских.

Итоги операций в Басре, багдадском районе Садр-Сити и в Мосуле показали, что иракские армия и полиция, несмотря на имеющийся прогресс в их состоянии и подготовке, по-прежнему не в состоянии действовать полностью самостоятельно и нуждаются в значительной помощи со стороны сил коалиции (ВС США и Великобритании). В первую очередь, это касается авиационной, огневой и тыловой поддержки. Иракцы зависят от иностранных советников и инструкторов, обучающих местных силовиков. Руководящий состав ВС и МВД не в полной мере освоил сложные вопросы планирования крупных войсковых операций. Войскам и полиции не хватает транспортных средств, имелись перебои в снабжении боеприпасами, ощущалась нехватка вооружения.

Правительство Ирака принимает меры по развитию инфраструктуры МО и МВД. Намечено строительство новых военных баз, учебных центров, казарм, жилья для военных и полицейских, узлов связи, оперативных центров управления силами армии и МВД, различных объектов тыла и др. В Багдаде при этом рассчитывают на помощь США в размере 450 млн долларов. К строительству объектов военной инфраструктуры намечено привлечь силы Инженерного корпуса армии США.

По состоянию на 1 июня 2008 года группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала ок. 155 тыс. человек в составе 19 боевых бригад.

Глава Пентагона Р. Гейтс предупредил, что поспешный вывод американских войск из Ирака будет иметь «ужасные последствия» для Ближнего Востока и всего мира. Вопрос, как он считает, заключается не в том, уйдут ли США из Ирака, а в том, как быстро иракцы смогут принять на себя полную ответственность за ситуацию в стране.

Потери личного состава американских ВС в Ираке в мае 2008 года составили убитыми 19 человек и ранеными около 200 человек. Это наименьшие потери вооруженных сил США со времени начала иракской кампании. Таким образом, общие потери ВС США с марта 2003 года по 1 июня 2008 года достигли, по уточненным данным, убитыми 4333 человека и ранеными около 30180 человек. Кроме того, три американских военнослужащих считаются пропавшими без вести.

Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции в Ираке составили в мае убитыми 2 человека (Грузия) и ранеными 3 человека (Великобритания, Грузия, Чехия).

Американское командование в Ираке планирует и готовит военные операции на период до лета 2009 года. Их общей целью является достижение в стране «приемлемого» уровня безопасности.

В мае Пентагон сообщил о решении в течение ближайших нескольких недель вывести из Ирака еще одну бригаду (3,5 тыс. военнослужащих) из числа дополнительных сил, введенных в эту страну в 2007 году.

Командующий войсками США в Ираке генерал Д. Петрэус сообщил, что, прежде чем оставить свой пост в сентябре с. г., он, вероятно, сможет рекомендовать руководству в Вашингтоне дальнейшее сокращение численности американского контингента. По мнению генерала, это связано с улучшающейся ситуацией в стране. В то же время Д. Петрэус не был слишком оптимистичен насчет того, что до конца 2008 года все иракские провинции будут переданы под контроль местных властей и сил безопасности.

Р. Гейтс заявил, что американский спецназ играет ключевую роль в стабилизации ситуации в Ираке. Спецназовцы также активно участвуют в подготовке местных военнослужащих, оказывают им разностороннюю помощь. Сейчас на иракской территории действуют около 5 тыс. военнослужащих сил специального назначения ВС США.

Со стороны вооруженных сил США в мае имели место случаи ошибочного применения огневых средств в отношении иракского гражданского населения. Широкий негативный резонанс в стране получил инцидент, связанный с использованием американским военнослужащим Корана в качестве мишени для стрельбы из стрелкового оружия. Президент США Дж. Буш в этой связи принес официальные извинения премьер-министру Ирака Н. аль-Малики.

В прошедшем месяце на высоком уровне сохранялась интенсивность действий боевой авиации коалиционных сил в Ираке. Подразделения американских ВВС, авиации ВМС и морской пехоты США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты F-16, F-18 «Супер Хорнет», F/А-18, вертолеты армейской авиации) оказывали постоянную поддержку боевым действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах страны, наносили удары по опорным пунктам, базам и лагерям боевиков и террористов, их транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывали с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, регулярно вели воздушную разведку объектов боевиков, осуществляли патрулирование над районами повышенной активности сил противника. Ежедневно в мае авиация союзников совершала от 45 до 107 боевых вылетов (без учета вертолетов).

В мае действия боевой авиации были сконцентрированы на объектах противника в районах городов Багдад (и его пригородах), Баакуба, Басра, Эз-Зубайдия, Талль-Афар, Эль-Искандерийя, Эль-Курна, Амара. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, пушки, управляемые авиационные бомбы GBU-38, другие авиационные боеприпасы. Боевые вертолеты АН-64 «Апач» поражали цели противника ПТУРами «Хеллфайр» и огнем из пушек. Американское командование в мае заметно увеличило использование в Ираке беспилотных летательных аппаратов, в первую очередь WQ-1 «Предатор», которые поражали противника ракетами. Кроме того, самолеты сил коалиции неоднократно совершали полеты над неспокойными районами страны с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляют самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии. Дозаправка горючим боевых самолетов в воздухе производится американскими самолетами-заправщиками КС-10 и КС-135.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (25) составляла на 1 июня 2008 года 9,9 человек. Наиболее крупными контингентами располагают Великобритания (ок. 4,1 тыс. чел.) и Грузия (ок. 2,0 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи.

Великобритания не отказывается от планов сокращения своего военного присутствия в Ираке, но, по заявлению премьер-министра Г. Брауна, решение о выводе войск будет зависеть от рекомендации военных на местах.

Британские войска в мае возобновили патрулирование улиц Басры.

Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в мае 2008 года изменилась в лучшую сторону, хотя в целом и остается сложной. К тому же происходящие перемены все еще остаются довольно хрупкими. В этой связи многие эксперты полагают, что говорить об улучшении ситуации в Ираке в сфере безопасности как об устойчивой, долговременной тенденции пока не приходиться, а утверждать о скором «успокоении» Ирака явно преждевременно.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в мае 2008 года существенных изменений не претерпела и продолжала оставаться сложной. Реальных подвижек в процессе национального примирения не произошло. Правительство страны по-прежнему работает в неполном составе. Более того, суннитские политические партии, которые почти год бойкотируют кабинет министров во главе с Н. аль-Малики, 28 мая заявили о приостановке переговоров по возвращению в правительство, что связано с вопросом о распределении министерских постов.

Острые разногласия сохраняются между различными шиитскими политическими партиями и движениями, нет единства и в суннитском религиозном и политическом сообществе. На этом фоне руководство курдской автономии продолжает реализовывать курс на укрепление самостоятельности региона. Сильные местнические тенденции сохраняются во многих районах страны, особенно на юге.

По заявлениям командующего ВС США в Ираке генерала Д. Петрэуса и посла Д. Крокера, запланированные на 1 октября с. г. выборы в провинциальные органы власти страны будут, скорее всего, отложены, как минимум, на месяц.

Сложная и трудная ситуация сохраняется в экономике, а особенно в социальной сфере Ирака. Вместе с тем на протяжении последних месяцев отмечается в целом устойчивая работа нефтяного сектора.

В связи с тем, что количество дождей, выпавших минувшей зимой, составило всего 30 проц от уровня прошлых лет, серьезные трудности ожидаются в сельском хозяйстве. В первую очередь, это может коснуться урожая риса, кукурузы, подсолнечника, овощей и хлопка. В этой связи в Багдаде заявили о необходимости срочных переговоров с Ираном, Сирией и Турцией об увеличении сброса вод рек Евфрат и Тигр.

По мнению экспертов ООН, иракское правительство должно тратить больше бюджетных средств на образование, обеспечение населения чистой питьевой водой, на оказание помощи детям, которые находятся в «нетерпимой» ситуации. Так, количество детей, посещающих школу, сократилось с 80 проц в 2005 году до 53 проц в настоящее время. Около 1,5 тыс. детей и подростков находятся в местах заключения, в т. ч. 500 человек в тюрьмам, контролируемых войсками США. Только 40 процентов детей имеют доступ к чистой питьевой воде.

Таким образом, в мае 2008 года в Ираке сохранялась сложная, неустойчивая внутриполитическая ситуация. Причем реальные предпосылки ее значительного улучшения в ближайшей перспективе пока отчетливо не просматриваются.

Внешнеполитическая деятельность иракского руководства в мае 2008 года характеризовалась высокой активностью. Основным направлением иракской внешней политики остаются отношения с Соединенными Штатами.

Продолжаются переговоры между Ираком и США по заключению договора о стратегическом партнерстве, который, в частности, должен определить правовые основы пребывания ВС США на территории страны после окончания в декабре 2008 года мандата Совета Безопасности ООН на нахождение в Ираке коалиционных сил. Между тем в стране нарастает оппозиция заключению договора. 30 мая сторонники М. ас-Садра провели в Багдаде и ряде других городов массовые демонстрации протеста против подписания договора с Вашингтоном. Ас-Садр требует проведения всенародного референдума по этому вопросу. Сообщается, что противником договора является и духовный лидер иракских шиитов Великий аятолла А. ас-Систани. В то же время сторонники премьер-министра Н. аль-Малики и ВИСИ выступают в его поддержку.

22 мая Сенат Конгресса США одобрил законопроект о дополнительном финансировании военных операций в Ираке и Афганистане в текущем календарном году в размере 165 млрд долларов. Сенат также отклонил поправку, внесенную демократами, требовавшими от президента США начать вывод американских войск из Ирака.

Вашингтон обвиняет Тегеран в усиливающемся вмешательстве в иракские дела, финансировании, подготовке и вооружении боевиков, что мешает политическим процессам в Ираке, препятствует стабилизации обстановки в стране. Иран же 3 мая сообщил об отказе вести переговоры с США по вопросам безопасности в Ираке до тех пор, пока американские войска не прекратят боевые действия «против гражданского населения и безоружных иракцев».

Сложно развивались отношения Ирака с Ираном. Иракское правительство 5 мая заявило о создании специальной комиссии из представителей ведомств, отвечающих за безопасность, которая проверит материалы и сведения об иранском вмешательстве во внутренние дела страны. Иракские официальные лица признают, что Иран имеет значительное влияние в Ираке, особенно среди шиитских деятелей, которые в годы правления С. Хусейна находились в эмиграции в ИРИ.

Иранское руководство выступает против подписания американо-иракского договора о стратегическом партнерстве, обвиняя правительство Н. аль-Малики «больших уступках» США. Тегеран официально выразил протест в связи с тем, что Багдад заявил о поддержке позиции ОАЭ в вопросе о трех спорных островах в Персидском заливе, на которые претендуют ИРИ и Эмираты. Под давлением США и Великобритании иракские власти пошли на сокращение поставок товаров из Ирана на юг Ирака.

Вопреки давлению со стороны Вашингтона Саудовская Аравия и многие другие арабские страны по-прежнему не изъявляют желания направлять своих послов в Багдад. В то же время король Иордании Абдалла II считает, что арабы должны установить более тесные контакты и сотрудничество с Ираком, «бережно сохраняя его связи с арабскими соседями».

Россия призывает к включению в политический процесс урегулирования ситуации в Ираке всех заинтересованных сторон, независимо от их религиозной принадлежности, и готова оказать всемерную поддержку процессу политического урегулирования в Ираке. При этом в Москве считают, что ключевое значение здесь имеет поиск национального согласия внутри самой страны.

В мае в Стокгольме прошла вторая конференция по будущему Ирака, в работе которой участвовали делегации более чем из 90 стран. В резолюции форума говорится о необходимости оказания более широкого и разностороннего содействия Ираку в деле восстановления и развития страны. Н. аль-Малики обратился к участникам конференции с призывом принять решения о дальнейшем списании долгов с Ирака, однако конкретных решений по этому вопросу на форуме принято не было. Следующая конференция по развитию Ирака должна состояться в Багдаде в 2009 году.

Таким образом, в военно-политической обстановке в Ираке в мае 2009 года произошли позитивные изменения в сфере безопасности, что, однако, пока не представляет собой устойчивой тенденции. В целом же положение дел в стране остается сложным, а иракскому правительству предстоит еще «многому научиться, прежде чем оно сможет самостоятельно обеспечивать безопасность своего народа».

Начало