Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Военно-политическая обстановка в Ираке (октябрь 2008 года)

В. П. Юрченко

Военно-политическая обстановка в Ираке в октябре 2008 года продолжала оставаться сложной. Ситуация в сфере безопасности в целом становится более устойчивой, хотя в ряде районов страны она по-прежнему далека от реальной стабильности. Основные события на внутриполитической арене и в области внешней политики Ирака были связаны с обсуждением проекта договора о стратегическом партнерстве с США, особенно в части сроков и особенностей пребывания американских войск на иракской территории.

Аналитики американской разведки подчеркивают, что нерешенные проблемы, сохраняющиеся в межэтнических и межконфессиональных отношениях в Ираке, могут привести к «новой волне насилия», которая в значительной степени перечеркнет позитивные изменения, достигнутые в сфере безопасности и шаги, предпринимаемые на пути к национальному согласию. В первую очередь, это относится к противоречиям между арабами-шиитами и арабами-суннитами, арабами и курдами, туркоманами и курдами, борьбе за контроль над городом Киркук – центром нефтеносного района на севере Ирака, преследованиям со стороны шиитского правительства бывших бойцов суннитских отрядов, помогавших американцам в борьбе с местной «Аль-Каидой», обостряющаяся политическая борьба накануне намеченных на январь 2009 года выборов в провинциальные органы власти. Эксперты разведслужб США также не исключают выхода из режима прекращения огня боевиков шиитской «Армии Махди», подчиняющейся радикальному политическому и религиозному деятелю М. ас-Садру, что может кардинально изменить в худшую сторону ситуацию в сфере безопасности в стране.

В октябре 2008 года положение в сфере безопасности в Ираке стало менее напряженным, а число жертв вооруженного насилия заметно снизилось, хотя в целом ситуация продолжает оставаться очень сложной, а в некоторых районах – устойчиво нестабильной. Командование ВС США и иракские власти по-прежнему сталкиваются со значительными трудностями в деятельности по нормализации обстановки в стране. По информации иракского министерства обороны, число местных граждан, погибших в октябре от различных видов насилия, составило 317 человек (в сентябре – 509 человек). Кроме того, различные ранения и увечья, связанные с вооруженным насилием, получили 562 человека (в сентябре около 900 человек).

Наиболее крупными очагами напряженности, как и прежде, оставались северные и северо-восточные провинции Ирака: Дияла с центром в Баакубе, Найнава (г. Мосул) и Эт-Таамим (г. Киркук), а также столица страны Багдад и прилегающие к городу районы.

В минувшем месяце на северо-востоке, севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Баакуба, Мосул, Самарра, Балад Руз, Талль-Афар, Эд-Дулулуйия, Рамади, Туз-Хурмату, Эд-Дора, Эль-Микдадия, Балад, Сулейман-Бег, Эль-Фаллуджа, Байджи и в ряде других мест.

Напряженная обстановка сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и прилегающих к нему районах, где практически ежедневно происходят вооруженные нападения или теракты. Этот город считается на сегодняшний день одной из самых «горячих точек» в Ираке. По оценке экспертов, обострившиеся межэтнические и межконфессиональные проти-воречия могут «взорвать» Мосул. В настоящее время в городе сосредоточены 23 тыс. иракских военнослужащих и полицейских, а также части армии США. 15 октября в Мосуле начата очередная масштабная операция против боевиков местных экстремистских группировок.

В октябре в Мосуле исламистские боевики продолжили развязанную в сентябре кампанию преследования христианского населения. По оценке религиозных лидеров общины, речь идет о целенаправленных действиях по «ликвидации» христиан, стремлении очистить город от «неверных». Вооруженные экстремисты изгоняли христиан из домов, убивали владельцев магазинов и лавок. Опасаясь насилия, Мосул покинули свыше 13 тыс. человек. В основном они обосновались в северных городах Эрбиль, Дахук и Киркук. Часть христиан выехала в соседнюю Сирию. Христиане для защиты своих единоверцев начали создавать вооруженные отряды самообороны. Многие жители города считают, что антихристианскую кампанию развязали курды, стремящиеся таким путем укрепить свои позиции перед предстоящими выборами в местные органы власти, а правительство, как всегда, увидело руку «Аль-Каиды». По распоряжению премьер-министра Ирака Н. аль-Малики в Мосул для защиты христианского населения дополнительно было направлено 3 тыс. военнослужащих и полицейских, что позволило снизить уровень межконфессионального насилия. Пострадавшим власти обещали помощь, начато расследование событий.

Справка. Численность христианской общины Ирака оценивается в 800 тыс. человек, проживающих в основном в северных районах страны. После свержения в 2003 году режима С. Хусейна положение христиан в Ираке заметно ухудшилось и из страны, опасаясь преследований, эмигрировало до трети христианского населения.

Напряженной остается обстановка в провинция Дияла к северо-востоку от Багдада. В минувшем месяце здесь регулярно происходили вооруженные столкновения правительственных сил с боевиками, совершались теракты и вооруженные нападения.

Напряженной, взрывоопасной сохранятся ситуация в Киркуке, что обусловлено непрекращающимся противоборством между курдами, с одной стороны, и арабами и туркоманами с другой, по вопросу о дальнейшей судьбе города.

Обстановка в Багдаде по-прежнему далека от реальной стабильности. В октябре в столице и ее пригородах участились случаи терактов, обстрелов, вооруженных нападений и других видов насилия. Боевики 30 октября совершили крупную диверсию на водопроводе, снабжающим водой суннитский района Багдада Адхамия. В результате без воды оказались несколько сотен тысяч человек.

Обстановка в западной провинции Анбар сохранялась в целом стабильной. Тем не менее, здесь произошло несколько терактов и вооруженных нападений. На территории провинции все еще находятся около 25 тыс. американских морских пехотинцев, которые в основном занимаются обучением иракских силовиков, а также оказывают помощь в «экономическом развитии и реконструкции».

Крупнейшая суннитская партия страны – Исламская партия Ирака 26 октября заявила о замораживании всех официальных контактов с военными и гражданскими представителями США в знак протеста против убийства одного из видных своих членов в ходе рейда американских войск и иракских силовиков в городе Эль-Фаллуджа в провинции Анбар.

В октябре ситуация в бывшем т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада продолжала оставаться относительно спокойной. Тем не менее, вооруженные столкновения и другие насильственные действия имели место в городах Эль-Искандерийя, Эль-Мусайиб.

В большинстве районов иракского юга обстановка в минувшем месяце сохранялась относительно спокойной. Вооруженные столкновения и нападения, теракты, другие насильственные действия произошли в городах (и прилегающих к ним районах): Басра, Кербела, Амара, Эль-Кут, Эд-Дивания, Хилла и в некоторых других местах.

Командование ВС США опасается, что перед выборами в местные органы власти, намеченными на январь 2009 года, может произойти активизация деятельности боевиков различных шиитских радикальных группировок. В первую очередь, как считают американцы, это относится к небольшим вооруженным отрядам, подготовленным в Иране и в настоящее время находящихся в «спокойном состоянии» во многих местах Южного Ирака. Американские военные также опасаются провоцирования массовых волнений в таких «чувствительных и динамичных» местах, как священные шиитские города Эн-Наджаф и Кербела.

В Иракском Курдистане в октябре ситуация в основном сохранялась стабильной. Исключение, как и прежде, составили районы, где базируются вооруженные отряды Курдской рабочей партии (КРП), ведущей вооруженную борьбу с турецким правительством. Боевики КРП совершили 4 октября нападение на блокпост турецкой армии, убив 17 военнослужащих. Ответным огнем были уничтожены 23 боевика. Эта акция стала одной их наиболее крупных, совершенных сепаратистами за последние несколько месяцев. После этого нападения вооруженные силы Турции резко активизировали действия против опорных баз и лагерей КРП на севере Ирака. Турецкие ВВС и артиллерия регулярно наносили удары по различным объектам боевиков. Причем 18 октября турецкие самолеты впервые бомбардировали базу сепаратистов на расстоянии 100 км от границы. Генштаб ВС Турции заявил о намерении продолжать операции против сил противника на иракской территории, а 8 октября турецкий парламент продлил еще на один год мандат армии на проведение таких операций. Турецкие и американские военные продолжают обмениваться развединформацией о действиях курдских сепаратистов. Правительство Турции потребовало от иракских властей принять надлежащие меры по «обеспечению проти-водействия сепаратистам и террористам, проникающим на турецкую территорию», «закрыть границу с Турцией на замок». Однако в Анкаре мало верят в возможность налаживания эффективного сотрудничества с багдадским правительством и властями иракской курдской автономии и поэтому намерены самостоятельно бороться с сепаратистами. Подобная позиция Турции вполне объяснима, ведь багдадское правительство реально не контролирует территорию курдской автономии, а власти последней никогда не проявляли желания решительно действовать против соплеменников из КРП. Вместе с тем, турецкое правительство отказалось от инициативы оппозиционных партий о создании на иракской территории буферной зоны с целью воспрепятствования проникновению боевиков через границу.

Не прекращается противостояние между арабами-суннитами и шиитами. Ежедневно в различных районах Ирака продолжают обнаруживать трупы убитых представителей обеих конфессий. Совершаются нападения на мечети, убийства шиитских и суннитских активистов.

Однако наиболее отчетливо суннитско-шиитские противоречия проявляются в вопросе о дальнейшей судьбе суннитских вооруженных формирований «сахва» и их бойцов. С 1 октября командование ВС США начало передавать под контроль иракских властей суннитские вооруженные формирования (до 100 тыс. чел.), оказавшие американцам очень большую по-мощь в борьбе против местного филиала «Аль-Каиды», что в немалой степени способствовало общему снижению напряженности обстановки в стране. В первую очередь, под контроль правительства Ирака перешли отряды, действующие в Багдаде и прилегающих к столице районах (до 54 тыс. чел.). Вместе с тем очень, многие лица в шиитском большинстве иракского руководства с настороженностью, а то и открытой враждебностью относятся к суннитским ополченцам. Только 20 проц из числа суннитских бойцов власти под американским давлением планируют интегрировать в официальные силовые структуры. В то же время большинство шиитских политиков категорически возражают против включения бывших суннитских ополченцев в армию и полицию. Многим из них власти угрожают судебным преследованием. В складывающейся ситуации не исключено, что часть суннитских бойцов вновь может включиться в вооруженную борьбу с багдадским режимом. Тем более, что «Аль-Каида» обещает им «прощение» и «материальную помощь». Считается, что часть ополченцев уже вернулась в ряды экстремистов. Некоторые бывшие бойцы «сахва» эмигрировали в Сирию.

Боевики иракского филиала «Аль-Каиды», несмотря на понесенные ими серьезные потери, продолжают проявлять заметную активность, особенно на севере и северо-востоке Ирака.

Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы и местные боевики совершают вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различной ориентации, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, бойцов суннитских отрядов «сахва», иракцев, работающих на иностранные войска. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в стране, предприниматели, женщины и дети, работники СМИ, врачи. Опасаясь насилия и преследований со стороны новой власти, страну после свержения режима С. Хусейна покинули свыше 7 тыс. специалистов-физиков. Большинство из них были суннитами и состояли в рядах бывшей правящей партии Баас. К настоящему времени лишь 600 из них вернулись на родину. Из Ирака в основном по этим же причинам эмигрировали 6780 профессоров и преподавателей высших учебных заведений. Вернулись обратно лишь 150 человек. В 2003-2008 годах были убиты до 300 профессоров.

Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. В целом похищение людей и рэкет продолжают считаться в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым пока не привела к заметным успехам.

Продолжаются нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы иракских политических партий и организаций, представительства местных и иностранных фирм, школы, различные экономические объекты.

В октябре в Ираке отмечено снижение числа крупных терактов с большим числом жертв. По информации американских военных и иракских силовиков, в последнее время теракты в стране стали чаще совершаться не путем подрыва автомобилей, начиненных взрывчаткой, а с использованием магнитных мин, взрывных устройств, устанавливаемых на велосипедах, «мин с глушителями». Очень часто взрывные устройства стали приводить в действие путем сигнала, передаваемого с мобильного телефона. В качестве террористов, в т. ч. подрывников-смертников экстремисты продолжают активно использовать детей и женщин.

В сентябре из тюрем, находящихся под контролем американских военных, были освобождены 2400 человек, а всего за девять месяцев текущего года на свободу вышли около 15 тыс. заключенных. При освобождении бывшие узники дают обязательство не брать в руки оружие и не заниматься деятельностью, направленной против иракских властей и коалиционных сил. Как правило, освобождаются лица, случайно оказавшиеся в местах заключения после их задержания в ходе облав и рейдов, проводимых американскими войсками. Многие из них покидают тюрьму так и не получив никакого обвинения. В настоящее время в распоряжении коалиционных сил имеются две тюрьмы - одна в районе Багдада и вторая – в районе Басры. В них содержится около 18 тыс. человек.

По заявлению иракского парламентария А. аль-Дайни, на территории страны в распоряжении иракских властей и командования войск США находятся 420 секретных «центров содержания», часть из которых представляют собой подземные тюрьмы. Аль-Дайни назвал эти «центры» «нелегальными» и утверждает, что «никто не может их посетить. Условия содержания в них значительно хуже, чем в официальных тюрьмах».

В октябре американское военное командование передало иракским властям контроль над провинциями Бабиль (г. Хилла) в центре страны и провинцию Васит (г. Эль-Кут) на юго-востоке Ирака. Под контролем коалиционных сил остается 5 из 18 иракских провинций: Багдад, Дияла (г. Баакуба), Салах-эд-Дин (г. Тикрит), Найнава (г. Мосул) и Таамим (г. Киркук). Все эти провинции расположены в центре и на севере страны.

По состоянию на 1 ноября 2008 года в силовых структурах Ирака числилось 562,3 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах – 209,7 тыс. человек и в различных структурах МВД – 382,0 тыс. человек. Кроме того, имеются т. н. «части охраны инфраструктуры», насчитывающие 110 тыс. человек и подчиняющиеся различным министерствам и ведомствам.

По официальной информации, в октябре иракские силовики потеряли убитыми 49 человек (военнослужащих – 28, полицейских – 21), что значительно ниже, чем в сентябре, когда число погибших составило 84 человека. Ранения в октябре получили 101 человек (40 военнослужащих и 61 полицейский). При этом иракские правительственные силы, как сообщается, убили 44 и арестовали 855 боевиков.

Вооруженные силы Ирака состоят из армии (180,4 тыс. человек), специальных оперативных сил (3,6 тыс. человек), сил поддержки (22 тыс. человек), ВВС (1,9 тыс. человек) и ВМС (1,9 тыс. человек).

В состав иракского МВД входят полиция (299,2 тыс. человек), Национальная полиция (39,7 тыс. человек) и пограничная охрана (43,1 тыс. человек). Национальная полиция (аналог внутренних войск или жандармерии) состоит из полицейского спецназа, полиции общественного порядка и механизированной полиции, сведенных в 32 батальона. Силы пограничной охраны несут службу на примерно 250 пограничных пунктах и заставах, часть из которых находится в стадии строительства. Пограничникам подчинена речная полиция.

Министр обороны Ирака А. К. Мохаммед Джасим 30 октября заявил, что все военнослужащие и сотрудники его ведомства «от высших официальных лиц до низших солдат» должны оставаться «политически нейтральными». Они в обязательном порядке подпишут специальное обещание, обязывающее их не посещать офисы политических партий и организаций, не участвовать в политических кампаниях и демонстрациях, а также «не присоединяться к политическим организациям». Данное решение принято в связи с предстоящими выборами в местные органы власти. С другой стороны, министр внутренних дел страны Дж. аль-Булани является основателем созданной в июне 2005 года Конституционной партии Ирака (КПИ). После назначения на пост главы МВД Аль-Булани формально покинул ряды этой партии, но фактически остался в числе ее руководителей. КПИ в настоящее время активно действует во многих провинциях страны.- Басра, Бабиль, Васит, Майсан, Анбар, Кадисия, Ди-Кар. Сообщается, что многие офицеры полиции, зная об отношении главы МВД к этой партии, вступают в ее ряды, в т. ч. по карьеристским соображениям.

По оценке американских экспертов, силовые структуры Ирака «не сбалансированы этнически и конфессионально», в их ряды по-прежнему проникают сторонники различных вооруженных группировок, Это особенно относится к полиции. Личный состав МО и МВД представлен в основном шиитами. Воинские части, укомплектованные курдами, дислоцированы на се-вере страны в районах с преимущественно курдским населением. В регионах с преимущественно арабским суннитским населением армия и полиция «в значительной степени представляют собой инструмент репрессий» и совершения убийств на почве межрелигиозной вражды. Командный состав вооруженных сил и полиции комплектуется в подавляющем большинстве шиитами, особенно сторонниками партии «Ад-Даава», которую возглавляет премьер-министр Ирака Н. аль-Малики. Госсекретарь США К. Райс считает, что иракские силовые структуры в их нынешнем состоянии «все еще не в силах самостоятельно защищать свою страну от террористов». Здесь же отметим, что в связи с трудностями, возникшими в деле подписания американо-иракского договора, в Соединенных Штатах участились критические высказывания о состоянии иракской армии и полиции.

В октябре в Париже состоялись французско-иракские переговоры по вопросам возобновления военно-технического сотрудничества между двумя странами. Как известно, в 1980-х годах Франция наряду с Советским Союзом и Китаем была в числе основных поставщиков вооружения и военной техники тогдашнему иракскому режиму. В ходе переговоров речь шла о возможности приобретения для ВВС Ирака 30 вертолетов для ведения разведки и поисково-спасательных операций. Также поднимались вопросы оказания Францией помощи в подготовке иракских военнослужащих и приобретении запчастей для ранее поставленной техники. Речь шла и о перспективах закупки истребителей и другого современного вооружения.

В столице Иордании Аммане в октябре прошло очередное совещание глав МВД стран-соседей Ирака. В его работе приняли участие делегации Иордании, Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии, Сирии, Турции, а также Бахрейна и Египта. Участники встречи заявил о поддержке усилий иракского правительства по достижению в стране мира, безопасности и ста-бильности, подчеркнули важность сохранения единства, суверенитета и территориальной целостности Ирака, «его арабской и исламской сущности». Со своей стороны, глава иракского МВД Дж. Аль-Булани заявил, что его страна заинтересована в помощи соседних государств в деле укрепления безопасности.

По состоянию на 1 ноября 2008 года группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала ок. 146 тыс. человек в составе 15 бригад (сухопутных войск – 13, морской пехоты – 2). Основные силы американских войск продолжают дислоцироваться в центральных и северных районах страны.

Оценивая положение дел в Ираке, американские разведорганы выражают сомнение в том, что оттуда можно будет в ближайшем будущем вывести крупные военные силы, которые можно было бы задействовать в Афганистане.

Потери личного состава американских ВС в Ираке в октябре 2008 года составили убитыми 13 человек и ранеными около 100 человек. Таким образом, общие потери ВС США с марта 2003 года по 1 ноября 2008 года достигли, по уточненным данным, убитыми 4436 человек и ранеными около 30800 человек. Кроме того, один американский военнослужащий считается пропавшим без вести. Снижение потерь ВС США обусловлено их меньшим участием в активных боевых операциях.

Данных о потерях в октябре среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции в Ираке не имеется.

26 октября подразделение американского спецназа, действовавшего с иракской территории, совершило рейд на территорию Сирии в районе г. Абу-Кемаль вблизи границы с Ираком. В ходе этой акции погибли 8 и получили ранения 14 сирийских граждан. В Дамаске утверждают, что все они – мирные жители. По информации из США, целью рейда было уничтожение лиц, причастных к деятельности боевиков в Ираке. Официально Вашингтон до сих пор не признал факт проведения операции, но американская администрация вновь потребовала от Сирии улучшить охрану границы с Ираком и не допускать проникновения боевиков в соседнюю страну. Вместе с тем, по информации генерала Д. Петрэуса, совсем недавно занимавшего пост ко-мандующего ВС США в Ираке, число сторонников боевиков, проникающих из Сирии в Ирак сократилось в настоящее время до 10-20 человек в месяц, тогда как максимальный показатель составлял 160 человек.

Правительство Ирака осудило американскую акцию в Сирии. В Багдаде заявили, что «не желают, чтобы кто-либо использовал иракскую территорию в качестве плацдарма для нападения на соседние страны», но одновременно власти Ирака указали на необходимость положить конец деятельности боевиков, проникающих в страну из САР. Для усиления охраны границы с Сирией направлены дополнительные силы полиции. В настоящее время Дамаск и Багдад согласовывают меры по поиску выхода из создавшейся ситуации с тем, чтобы не ухудшить отношения между двумя государствами.

В октябре интенсивность действий боевой авиации коалиционных сил в Ираке сохранялась примерно на уровне сентября. Авиация коалиционных сил (преимущественно самолеты F-16 и F/A-18) оказывала поддержку боевым действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах страны, наносила удары по опорным пунктам, базам и лагерям боевиков и террористов, их транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку объектов противника. Ежедневно в октябре самолеты союзников совершали от 40 до 91 боевых вылетов.

В минувшем месяце боевая авиация союзников действовала главным образом в районе городов Багдад, Мосул, Эд-Дора, Баакуба, Самарра, Туз-Хурмату. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, пушки и управляемые авиационные бомбы GBU-38, другие авиационные боеприпасы. Кроме того, самолеты сил коалиции неоднократно совершали полеты над неспокойными районами Ирака с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии. Дозаправка боевых самолетов горючим в воздухе производили американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (21) составляла на 1 ноября 2008 года около 6,3 тыс. человек. Наиболее крупным контингентом располагает Великобритания (4,1 тыс. чел.) и Южная Корея (520 чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингентов армий Румынии и Южной Кореи.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил, что настало время для вывода британских войск из Южного Ирака. Он поблагодарил британских военных за «важную помощь», но при этом напомнил, что в январе-марте 2008 года англичане дистанцировались от «драматических событий» в Басре, что позволило боевикам «Армии Махди» и молодежным бандам установить контроль над городом.

Министр обороны Великобритании Дж. Хаттон обсудил с иракским руководством в Багдаде условия и задачи пребывания английских войск в Ираке. Лондон намерен изменить характер их деятельности, сделав больший акцент на подготовке местных военнослужащих. Стороны договорились до конца 2008 года начать переговоры по статусу британских войск в Ираке. 28 октября Дж. Хаттон заявил, что британские войска будут полностью выведены из Ирака к октябрю 2010 года.

В октябре свои воинские подразделения вывели из Ирака Армения (46 чел.), Казахстан (27 чел.) и Польша (900 чел.). В Ираке осталось 20 польских офицеров, которые занимаются обучением сотрудников местных служб безопасности. К началу 2009 года свои подразделения планируют вывести из Ирака Македония (77 чел.) и Молдова (20 чел.).

Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в октябре 2008 года стала менее напряженной, но все еще остается сложной и недостаточно устойчивой.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в октябре 2008 года по-прежнему осложнялась многочисленными, зачастую острыми противоречиями между различными политическими силами страны.

3 октября президентский совет Ирака утвердил принятый 24 сентября парламентом новый закон о выборах в органы власти провинций. При этом членами Совета было выражено пожелание вернуть в текст документа статью, гарантирующую религиозным и национальным меньшинствам обязательную квоту представительства в местных законодательных органах. Как известно, проведение выборов на основе нового закона намечено на январь 2009 года.

По мере приближения выборов в провинциях усиливается соперничество между двумя влиятельными шиитскими партиями – Высшим исламским советом Ирака (ВИСИ) и партией «Ад-Даава». Наиболее остро это проявляется в южных, преимущественно шиитских районах страны. Большинство провинциальных правительств на юге, а также местные полицейские силы контролируются ВИСИ. В противовес сторонники «Ад-Даава» активно действуют среди влиятельных вождей местных племен. Руководство ВИСИ очень серьезно опасается растущего авторитета лидера «Ад-Даава» и премьер-министра страны Н. аль-Малики, что стало возможным на фоне улучшения положения дел в сфере безопасности и укрепления позиций аль-Малики в руководстве армии и, отчасти, МВД.

Растущую активность на иракской политической арене проявляет Аммар аль-Хаким – сын лидера ВИСИ Абдель Азиза аль-Хакима. В настоящее время он фактически заменил тяжело больного отца в руководстве партией. В начале октября А. аль-Хаким совершил поездку по районам с преимущественно суннитским и смешанным суннитско-шиитским населением, посетив города Тикрит, Самарра и Балад. В ходе поездки А. аль-Хаким постоянно подчеркивал необходимость единства всех иракцев независимо от их конфессиональной принадлежности.

Сложная ситуация продолжает сохраняться в экономике и социальной сфере страны. Мировой экономический кризис негативно отразился и на Ираке. В результате резкого падения цен на нефть правительство было вынуждено уменьшить расходную часть бюджета страны на 2009 год с 78,8 млрд долларов до 60,7 млрд долларов. Из этой суммы 15 млрд долларов намечено израсходовать на цели реконструкции страны.

Инфраструктура национальной нефтяной отрасли в значительной степени изношена, что препятствует наращиванию добычи и транспортировки нефти. Особую обеспокоенность у специалистов вызывает состояние сети подводных нефтепроводов в районе Басры, через которые ежесуточно перекачивается до 2 млн баррелей нефти. Эти нефтепроводы требуют срочного ремонта, что пока невозможно осуществить в силу ряда причин. В частности, необходимо урегулировать территориальные споры о прохождении морских границ с Ираном и, особенно, с Кувейтом. Также ремонтные и модернизационные работы требуют крупных зарубежных инвестиций.

Правительство Ирака в октябре предложило 35 иностранным компаниям подать заявки на участие в освоении 40 проц подтвержденных нефтяных ресурсов страны, которые составляют 115 млрд баррелей. Заявленные бизнес-планы должны быть поданы в течение шести месяцев, а контракты будут заключаться сроком на 20 лет.

По заявлению министра охраны окружающей среди Н. Осман, результатом пережитых Ираком за последние три десятилетия войн стала экологическая катастрофа в стране. Разрушенные и заброшенные заводы, превратившиеся в места скопления токсичных отходов, заражающих воды и почву, применение боеприпасов с обедненным ураном, приведшее к росту числа онкологических заболеваний, 25 миллионов мин, остающихся в иракской земле, осушенные болота, уничтоженные леса и пальмовые рощи – все это наносит стране непоправимый ущерб. Ситуация осложняется неудовлетворительным состоянием системы водоснабжения. На сегодняшний день до 40 проц иракцев не имею доступа к чистой питьевой воде. Междуна-родный Красный крест назвал гуманитарную ситуацию в Ираке «худшей в мире».

В стране сохраняется сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка. В различных районах Ирака продолжают отмечаться случаи заболевания холерой. По состоянию на середину октября зарегистрировано 479 заболевших холерой.

Таким образом, в октябре 2008 года внутриполитическая обстановка в Ираке не претерпела существенных изменений и продолжала оставаться сложной. Причем пути урегулирования разногласий, существующих между различными политическими силами страны, все еще отчетливо не просматриваются.

Основное место во внешнеполитической деятельности иракского руководства в октябре 2008 года продолжали занимать вопросы, связанные с заключением договора о долгосрочном стратегическом партнерстве с США и соглашения будущем статусе американских войск в Ираке.

Ирак и Соединенные Штаты 15 октября официально подтвердили завершение работы над проектом договора о стратегическом партнерстве между двумя странами. По сообщениям СМИ, этот документ предусматривает вывод американских войск из Ирака до конца 2011 года, но Багдад при необходимости может попросить Вашингтон продлить срок их пребывания в стране. Военнослужащие ВС США, находящиеся на военных базах или участвующие в боевых операциях, не будут находиться под иракской юрисдикцией, но могут быть привлечены местными властями к судебной ответственности за правонарушения, совершенные вне своих баз. Американские военные смогут задерживать иракских граждан только с предварительного согласия властей страны. Все иракцы, находящиеся сейчас в тюрьмах, контролируемых ВС США, будут переданы соответствующим иракским органам.

Вашингтонская администрация развернула кампанию в Конгрессе в поддержку договора с Ираком, хотя формально законодатели утверждать его не будут. В поддержку соглашения выступили госсекретарь К. Райс и глава Пентагона Р. Гейтс. Вместе с тем, среди конгрессменов нет единства по этому вопросу. Так, ряд сенаторов-демократов считают, что договор «свяжет руки» новому президенту США. Имеются сомнения и насчет надежности обеспечения правовой защиты американских военных в Ираке.

Сложнее дело обстоит в самом Ираке. Здесь договор в обязательном порядке должен быть утвержден парламентом. Причем как среди законодателей, так и в рядах иракской политической элиты имеется много противников соглашения с США. На изменениях в документе настаивает шиитские партии, входящие в правительственную коалицию. Кроме того, по оценке в американских СМИ, договор «глубоко непопулярен среди иракского населения». Наиболее активным его противником выступает влиятельный радикальный шиитский лидер М. ас-Садр, призывающий парламентариев отвергнуть соглашение и настаивающий на скорейшем уходе из Ирака американских войск. 18 октября сторонники ас-Садра провели в Багдаде крупную акцию протеста (участвовало ок. 50 тыс. чел.) против подписания договора с США. Двойственную позицию занимает духовный лидер иракских шиитов А. Систани: он не поддерживает соглашение, но и не отвергает его. Крайне негативно относятся к заключению иракско-американского договора в Тегеране, где видят в нем прямую угрозу безопасности ИРИ. Иран активно действует среди иракской политической элиты с целью недопущения подписания договора с США. Отрицательно оценили этот документ в Сирии.

Заявления иракских руководителей о необходимости доработки договора с США и отказе от подписания этого документа в его нынешнем виде вызвали резко негативную реакцию у вашингтонской администрации и американского военного командования. Глава Пентагона Р. Гейтс предупредил иракских политиков, что США могут прекратить военные операции в Ираке в случае провала соглашения и отказа Совета Безопасности ООН пролить в конце декабря 2008 года мандат на пребывание в стране коалиционных сил. Председатель комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Муллен считает что, срыв подписания договора отвечает интересам «Аль-Каиды», проиранских радикальных шиитских группировок и криминальных элементов, а иракские силовики окажутся не в состоянии успешно противостоять этим угрозам. С адмиралом согласилась госсекретарь США К. Райс, заявившая, что американцы должны продолжить контроль за безопасностью в Ираке.

28 октября иракское правительство одобрило поправки к соглашению о стратегическом партнерстве с США, которые переданы американской стороне для изучения и согласования. Прежде всего, иракцы настаивают на изъятии из текста этого документа любого положения, указывающего на возможность продления пребывания американских войск в стране после 2012 года. Исключительно важным, «решающим» для национального суверенитета в Багдаде считают внесение в соглашение положения о запрете вооруженным силам США действовать против других стран с территории Ирака. Кроме того, иракское руководство требует от американского военного командования тесно координировать с местными военными проведение всех боевых операций на национальной территории. В Багдаде настаивают на том, чтобы все грузы, материалы и вооружение, поступающее для ВС США в Ираке или вывозимые ими из страны, подвергались досмотру иракцами. Иракская сторона считает, что вопрос о привлечении американских военнослужащих к судебной ответственности за уголовные преступления, совершенные ими за пределами своих баз, должен решаться не отдельно командованием ВС США, а совместной иракско-американской инстанцией. В Багдаде заявили, что без принятия перечисленных поправок одобрение соглашения иракским парламентом вряд ли возможно. На их принятии настаивают многие видные политики и религиозные деятели страны. Канцелярия премьер-министра Ирака Н. аль-Малики сообщила, что в случае одобрения американцами предложенных поправок, правительство направит в соседние государства специальные делегации, которые разъяснят их руководству содержание и сущность соглашения с США, особенно в части, касающейся запрета американцам действовать с иракской территории против третьих стран. В то же время в Вашингтоне продолжают заявлять, что существующий проект документа является «хорошим», а иракские поправки к соглашению отказываются комментировать до их «полного изучения».

В чем же причина ставшей столь жесткой позиции иракского правительства? Эксперты видят здесь воздействие политических (особенно внутриполитических) и религиозных факторов. Так, шиитские политики в правительстве Н. аль-Малики, учитывая негативное отношение к соглашению со стороны большей части населения страны, опасаются, что в случае одобре-ния договора их будут считать «американскими агентами». А ведь совсем скоро – в январе 2009 года должны состояться очень важные для судеб Ирака выборы в провинциальные органы власти. Хотя с другой стороны, в случае полного отказа от соглашения Н. аль-Малики и его политические союзники могут быть причислены к числу «иранских агентов». Так, суннитские политики (кстати, то же выступающие против соглашения в его нынешнем виде) заявили, что отказ шиитов от его подписания является следствием давления Тегерана. Что касается религиозного фактора, то подавляющее большинство авторитетных служителей культа в Ираке выступают противниками договора.

Решительными сторонниками договора с США являются курдские политики, которые видят в нем одну из важнейших гарантий, обеспечивающих сохранение самостоятельности контролируемых ими территорий. В поддержку соглашения выступил министр внутренних дел Ирака Дж. аль-Булани, считающий, что «неподписание пакта ставит под угрозу всю политику безопасности, которую удалось выстроить в последнее время».

И все же, как видится, иракское правительство после шумной демонстрации своей твердости и решительности в отношениях с Вашингтоном, скорее всего, пойдет на подписание договора с США, добившись все же от американцев некоторых уступок. Ведь в Багдаде понимают, что без прямой мощной американской военной поддержки иракская армия и полиция вряд ли смогут успешно контролировать ситуацию в стране. И такое положение сохранится еще в течение длительного времени.

В октябре заметно активизировались отношения Ирака с арабскими государствами. Страну с официальными визитами посетили министры иностранных дел Египта и Бахрейна, а также наследный принц ОАЭ. В Багдад прибыли послы Сирии, Иордании, Бахрейна и Кувейта. И все же говорить о полном восстановлении связей с арабским миром еще рано. Так, в Каире считают, что этот процесс потребует времени и будет идти поэтапно. Египет и Саудовская Аравия пока не намерены направлять в Ирак своих послов, мотивируя это, как и прежде, отсутствием в стране надлежащих условий для безопасной работы дипломатов.

Таким образом, в октябре 2008 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка, причем ее изменения в позитивном направлении, постепенно происходящие в последние месяцы, пока еще нельзя считать необратимыми.

Начало