Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Еще раз про Мумбаи и «Аль-Каиду»

Е.Е. Кирсанов

События в Мумбае всколыхнули весь мир и вновь поставили вопрос о противодействии терроризму «во главу угла». Дипломаты и политики вспомнили о давно обсуждаемой, но до сих пор не принятой Конвенции ООН «О противодействии терроризму»; спецслужбы предупреждают о наступлении «Аль-Каиды» на «новых направлениях»; обыватели кричат об исламе «как религии убийц» и т.п.

Попробуем разобраться в первопричинах «мумбайского инцидента» и проследить его связь с «Аль-Каидой».

Террористические атаки в Индии со стороны исламистских экстремистов не редкость и повторяются с угрожающей регулярностью. Власти Индии тоже не остаются «в долгу» и отвечают ударом на удар: по данным зарубежных экспертов, индийские спецслужбы контролируют около 40 лагерей по подготовке боевиков, на которых пакистанцы возлагают ответственность за проведение терактов в своей стране. Обычно это противостояние связывается в основном с проблемой Кашмира и организацией «Лашкар и-Таиба», которая является «наконечником исламского копья» в этом конфликте. «Лашкар и-Таиба», несомненно, имеет связь с «зеленым интернационалом» и У. бен Ладеном, в частности. Вспомним хотя бы про печально известный так называемый кашмирский батальон, из которого вышли Хаттаб и другие боевики, в дальнейшем воевавшие в Боснии и закончившие (слава богу!) по большей части «свой славный боевой путь» в Чечне.

Но кашмирский вопрос не единственный и в нашем случае далеко не определяющий момент в теракте в Мумбае. Зарубежные эксперты в большой мере связывают последние события с событиями в штате Гуджарат в 2002 г. Напомним, что тогда произошло нападение неустановленных лиц на группу индийских муниципальных служащих, в результате которого погибли 52 человека. Нападение было тут же приписано исламским террористам, вследствие чего начались массовые погромы в мусульманских районах штата. Во время погромов при явном попустительстве властей штата были убиты около 2000 человек. В ходе дальнейшего судебного разбирательства, которое проводилось явно предвзято, было осуждено большое количество мусульман — в отличие от погромщиков с индийской стороны.

Именно указанный эпизод и присутствует на постоянной основе во всех «программных» документах и воззваниях исламистских террористических групп в самой Индии. Прозвучал он в этот раз.

Надо четко отдавать себе отчет в следующем. Политика индийских властей по отношению к мусульманскому меньшинству, особенно в приграничных к Пакистану штатах, служит основной причиной межконфессионального конфликта, апофеозом которого являются многочисленные террористические атаки. Немного статистики: мусульманское население составляет 11% населения Индии, 44% мусульман-мужчин — безработные, 53% мусульманского населения неграмотно, доля мусульман среди государственных чиновников разного ранга не превышает 5%. Мусульмане живут обособленно, фактически в гетто, индийское общественное мнение априори считает их «пятой колонной» Пакистана. Естественно, они притеснены и в экономическом плане. Например, питательную силу для массового недовольства мусульман и, как следствие, поддержку таким организациям, как «Лашкар и-Таиба», в том же Кашмире вызвали не призывы «Аль-Каиды» к «всемирному джихаду», а элементарный раздел плодородных земельных участков (как можно догадаться, не в пользу мусульман).

Возникает вопрос: если основное недовольство у террористов вызывает политика индийских властей, то при чем здесь иностранцы в Мумбае?

Попробуем разобраться и в этом. События в Мумбае широко обсуждаются на так называемой арабской улице. Версий много: от провокаций со стороны Израиля и США до внутрииндийских конфликтов. Но для нас наибольший интерес представляет версия (или, вернее, убежденность) ряда влиятельных религиозных деятелей в Королевстве Саудовская Аравия, которые в силу своего авторитета и тесных связей, в том числе с откровенными исламистами, обычно хорошо понимают природу того или иного события.

Так вот, в среде этих лиц бытует следующее мнение. Теракт в Мумбае подготовила и провела пакистанская организация «Лашкар и-Таиба». Причина — возникшие разногласия с У. бен Ладеном и его ближайшим окружением, что немедленно сказалось на финансовом положении организации. Руководство «Аль-Каиды» якобы выразило свое недовольство пассивностью «Лашкар и-Таиба» (последняя действительно в последнее время была мало активна). Подготовка теракта заняла около 4-6 месяцев. Основная цель, поставленная перед террористами, — захват возможно большего количества иностранцев с последующим их подрывом в одной из гостиниц.

По неизвестным в настоящее время причинам операция конечной цели не достигла (из почти 200 убитых иностранцы составляют около 20). Руководство «Аль-Каиды» от операции решило дистанцироваться (слишком много убитых местных жителей), но часть обещанной суммы руководству «Лашкар и-Таиба» все-таки выплатила.

Кстати, те же религиозные деятели утверждают, что операция в Мумбае не имеет ничего общего с «обещанным У. бен Ладеном глобальным терактом». Последний якобы подготовлен и будет проведен в одной из стран Европы до наступающего Нового года. Косвенным подтверждением этого может служить арест в начале этой недели в Лондоне гражданина Пакистана, который, по данным британских властей, был связан с «Лашкар и-Таиба» и «готовил глобальные теракты в британской столице». Сразу оговоримся, что к подобным (что называется, «по горячим следам») заявлениям представителей спецслужб следует относиться аккуратно: надо понимать, что организации должны оправдывать свой бюджет.

Автору статьи представляется, что истина лежит, как всегда, посередине. Итак, резюмируем.

Основой террористических атак в Индии является политика местных властей по экономической и политической дискриминации мусульманского меньшинства.

На этом фоне в Индии сформировались группы недовольной мусульманской молодежи, которая встала на путь вооруженной борьбы. Она пользуется (что естественно) финансовой, военной и моральной поддержкой пакистанских экстремистских группировок (таких как «Лашкар и-Таиба»). Но при этом не ассоциируют себя именно с пакистанскими группами, а стараются выступать как самостоятельная сила (отсюда возникновение различных названий террористических групп, которые раньше нигде не упоминались).

Свою долю в террористической активности в Индии занимают индуистские правые группировки, а также индийские спецслужбы, которые не гнушаются организацией откровенных провокаций (вспомним эпизод в 1971 г. с организацией захвата в Лахоре самолета индийских авиакомпаний, с тем чтобы обвинить в теракте кашмирское националистическое движение).

«Аль-Каида» в указанном раскладе играет вспомогательную (в основном идеологическую и финансовую) роль. Пакистанские и связанные с ними индийские мусульманские террористические группы, решая свои локальные задачи, не отказываются от «подработки», прежде всего из-за финансовых соображений.

Во всех территориальных конфликтах, замешанных на межконфессиональной вражде (Кашмир, Босния, Косово, Чечня), «Аль-Каида» возникает как внешний фактор, приходя уже на подготовленную почву и пытаясь превратить их в «межрелигиозный конфликт». Надо признать, что после минования «острой фазы» таких конфликтов роль и степень влияния «Аль-Каиды» падает. Националистические исламские движения в своем союзе с «зеленым интернационалом» (и прежде всего с «Аль-Каидой» как наиболее радикальной ее частью) видят выгоду главным образом в международной и финансовой поддержке своих сепаратистских усилий. Чисто военный эффект от присутствия «в горячих» точках арабских моджахедов все-таки вторичен.

Начало