Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Иран: неиспользованный потенциал

Н.К. Тер-Оганов

По богатству своих углеводородных запасов Иран занимает вторую позицию в мире. Только за последние восемь лет в результате проведенных разведочно-поисковых операций в стране были обнаружены дополнительные 76 млрд баррелей сырой нефти, а также газовых жидкостей и конденсатов, и более 4,3 трлн куб. метров природного газа. По заявлению представителя Иранской национальной центральной нефтяной компании (NICOC), в 2016 г. компанией будет произведено 375 млн кубометров природного газа и 110 баррелей газового конденсата. Ожидается, что к 2030 г. нефтяными и газовыми компаниями будет инвестировано в отрасль 3,5 трлн американских долларов, при этом иностранные компании будут держателями 38% акций, а национальные – 35% акций. Согласно специалистам, Иран нуждается в инвестициях на сумму более 100 млрд долларов для развития нефтегазовой инфраструктуры, включая нефтепроводы и газопроводы, а также необходимые средства транспортировки сырой нефти и природного газа. Учитывая финансовые возможности Ирана, можно предположить, что вряд ли эта страна будет в состоянии без иностранной помощи обеспечить отрасль инвестициями.

Общеизвестно, что энергетическая база является тем краеугольным камнем, без которого невозможно построить современную экономическую инфраструктуру. Вместе с этим односторонний рост энергетической отрасли не может служить гарантом развития всего экономического организма. Более того, при таком положении вещей угрожающе растет экономическая зависимость страны от поступления нефтедолларов. В этом отношении Иран может служить классическим образцом такого диспропорциального развития экономики. Известно, что более 70% от поступлений в госбюджет Ирана приходится на углеводороды.

Благодаря экспорту углеводородов, Иран планирует обеспечить финансовую базу для осуществления четвертого и пятого пятилетних (2005-2015 гг.) планов экономического развития страны. Наряду с денежными поступлениями от продажи нефти и газа, Иран возлагает большие надежды на расширение производства нефтехимической промышленности и, следовательно, на экспорт ее продуктов, таких как метанол, аммониум и этилен. Эти три продукта являются основными статьями иранского экспорта. Согласно прогнозам, инвестиции в нефтехимическую отрасль к 2025 г. составят приблизительно 50 млрд американских долларов. По официальным данным, в период осуществления планов четвертой пятилетки нефтехимической промышленностью было уже освоено около 50% запланированных инвестиций. Правительство намерено создавать предприятия нефтехимического производства по всей стране для обеспечения дополнительных производственных мощностей, а также рабочих мест.

Тем не менее в настоящее время именно нефтяная и газовая промышленности продолжают оставаться доминирующими отраслями национальной экономики. Несмотря на резкое увеличение доходов от нефти, Иран по-прежнему сильно нуждается в крупных инвестициях в деле разведки и разработки новых месторождений нефти и газа.

Выгодное географическое положение Ирана между двумя нефтегазовыми бассейнами — странами Персидского залива, с одной стороны, и странами Центральной Азии — с другой, повышает его шансы стать одной из ведущих стран в мире по транзиту нефти и газа. В идеальном варианте, учитывая сложную внутриполитическую ситуацию в Афганистане и частично в Пакистане, наилучшим вариантом транспортировки среднеазиатских энергетических ресурсов при условии нормализации отношений с Западом мог бы служить Иран. При этом Иран располагал бы уникальной возможностью осуществлять транзит как на юг, в направлении Персидского залива, так и на Запад, через Турцию в Европу. Для последнего варианта Иран мог бы воспользоваться уже проложенными нефтепроводом Баку–Тбилиси–Джейхан и газопроводом Баку–Тбилиси–Эрзерум. При этом самым рентабельным маршрутом транспортировки среднеазиатской нефти и газа в Европу, без сомнения, был бы Иран.

Таким образом, интерес к Ирану складывается из двух факторов: первый — это наличие в стране богатейших запасов нефти и газа, что делает его особенно привлекательным для иностранных инвестиций, второй – широкие транзитные возможности по транспортировке нефти и газа, добываемых в соседних с Ираном регионах. Совокупность этих факторов определяет не только стратегическое значение Ирана, но и, при определенных условиях, будущие контуры его нефтяной и газовой политики.

К числу стран-соседей, наиболее заинтересованных в транзите иранской нефти и газа, можно отнести Турцию. Еще в начале 90-х годов прошлого века не менее выгодное географическое положение Турции, находящейся на стыке Европы и Среднего Востока, продиктовало Западу возможность использовать транзитные возможности этой страны для транспортировки азербайджанской нефти по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан. Как известно, эта магистраль строилась с перспективой подсоединения к ней "большого" среднеазиатского газа. Однако современная геополитическая ситуация в мире внесла свои коррективы в среднеазиатскую (транскаспийскую) часть данного проекта. Что же касается ее западной части, то есть проекта Nabucoo, учредительными членами которого являются Австрия, Венгрия, Турция, Румыния и Болгария, то, судя по высказываниям представителей некоторых центральноевропейских стран, они не прочь, конечно в случае скорейшего решения политической проблемы Ирана, предоставить иранскому газу свою магистраль. Однако, как заявил министр экономики Австрии Мартин Бартенстейн, «поддержка, которая была оказана Nabucoo со стороны США, не должна быть подвергнута риску из-за привлечения Ирана к проекту».

Тем не менее турецкий министр энергетики и природных ресурсов Х. Гюлер подчеркнул потребность его страны в продолжении ирано-турецкого сотрудничества в области энергетики. Между тем, выступая на конференции в Центре по стратегическим исследованиям Евразии, посвященной энергетической стратегии и безопасности страны, а также региональным событиям, он отметил, что рассматриваются вопросы энергетического сотрудничества с соседними странами. Касаясь подписанного Ираном и Турцией меморандума о поставках газа, он высказал свое мнение о необходимости его транзита в Европу через Турцию.

Лишенная возможности получить доступ к среаднеазиатскому, в частности туркменскому газу по ту сторону Каспийского моря, Турция намерена воспользоваться услугами Ирана. Она обратилась к Ирану с просьбой позволить Туркменистану направить свой газ по территории Ирана в Турцию. При этом Турция в свою очередь может предоставить свою территорию для транзита газового потока в Европу. По заявлению Х. Гюлера, Европа придает огромное значение иранскому газу в деле диверсификации источников поступления энергии, что определает ее энергетическую безопасность. Согласно высказанной турецким министром идее по возрождению газового проекта Nabucoo, появилась бы возможность транспортировать природный газ из Азербайджана, Ирана, Туркменистана и России. Была высказана мысль, что газовым проектом могли бы воспользоваться также Казахстан, Египет и Сирия.

Однако, принимая во внимание состояние ирано-американских отношений, с одной стороны, и то обстоятельство, что Турция является союзником США, а также членом НАТО — с другой, такие высказывания турецкого министра вряд ли найдут понимание в западном сообществе. В нынешней ситуации, в разгар иранского ядерного кризиса говорить о каких-либо возможностях подключения этой страны к системе нефтегазового обеспечения Европы представляется преждевременным.

Кроме Турции в поставках углеводородов из Ирана весьма заинтересованы такие азиатские страны, как Пакистан, Индия и Китай.

Пакистан, как и два других азиатских гиганта, для обеспечения своего экономического роста остро нуждается в газе. Как известно, еще в

1994 г. начались переговоры о поставках иранского газа через территорию Пакистана в Индию. Стоимость проекта была оценена в 7,4 млрд американских долларов. Общая протяженность газопровода должна была составить 2,6 км. Однако из-за возникшей между странами напряженности осуществление проекта задержалось надолго. Переговоры были возобновлены в 2004 г., после мирных инициатив обеих стран. Между тем иранская ядерная программа и позиция США по этому вопросу во многом повлияли на позицию Индии относительно экспорта иранского газа.

В середине декабря прошлого года возобновились ирано-пакистанские переговоры о прокладке газопровода. Несмотря на то, что Индия не озвучила на официальном уровне свое окончательное решение по газовой сделке, заявления индийских властей указывают на заинтересованность Индии в возобновлении переговоров с партнерами. Следует напомнить, что Иран, Индия и Пакистан решили подписать контракт еще в июне прошлого года, однако на трехсторонней встрече эти страны так и не смогли прийти к взаимному согласию. Тогда одним из препятствий на пути подписания контракта стало настоятельное требование Ирана включить в текст контракта статью, предусматривающую ревизию цен на газ каждые три года. Тогда партнеры отказались удовлетворить требование иранской стороны. Не менее важной помехой стал вопрос о стоимости транзита газа для Индии через территорию Пакистана. Из-за осложнения внутриполитической ситуации в Пакистане Индия воздержалась от обсуждения вопроса о стоимости транзита. После июньской встречи представители Ирана и Пакистана встречались много раз, однако индийская сторона на переговорах не присутствовала, поскольку Индия считала, что прежде всего ей следует урегулировать некоторые вопросы с пакистанским партнером.

Что касается подписания контракта об экспорте иранского газа в Пакистан, стороны надеются подписать его в ближайшее время. Согласно предварительным расчетам, ожидается, что Иран приступит к экспорту газа в Пакистан к 2011 г. При этом стороны договорились, что каждая из них построит свой отрезок газопровода. Согласно контракту, Иран проведет газопровод до пакистанской границы. Протяженность трубопровода Иран–Пакистан–Индия (IPI)составит 2,67 км (1115 км придется на Иран, 705 км — на Пакистан и оставшиеся 850 км — на Индию). В настоящее время в своем секторе Ираном уже выполнена одна треть всего объема работ. По заявлению премьер-министра Пакистана Шаукат Азиза, Пакистан заинтересован в углублении двусторонних отношений с Ираном. В частности, он подчеркнул, что Пакистан желает импортировать из Ирана газ и электричество и намерен закончить переговоры по IPI.

Что касается Индии, она все еще заинтересована в осуществлении газового контракта. Так, согласно заявлению секретаря по нефтяным вопросам Сринивасана, Индия надеется, что газ пойдет по трубопроводу к 2011 г.

Как стало известно, Индия весьма заинтересована не только в экспорте иранского газа по IPI, но и в прямом участии в нефтегазовых разработках. Индийские ONGC Videsh (OVL), дочерняя компания ONGC, вместе с Hinduja Group JV ведут переговоры о партнерстве с зарегистрированной в Швейцарии NICO, представляющей интересы Иранской национальной нефтяной компании. Индийская компания намерена стать держателем 50% акций одних из крупнейших месторождений нефти и газа Южного Парса и Азадегана. Азадеган находится в 80 км к западу от Ахваза. Его запасы оцениваются в 33 млрд баррелей нефти. Запасы газа Южного Парса составляют 50% всего иранского газа. Южный Парс считается самым большим месторождением газа в оффшорной зоне (следует заметить, что оффшорная зоне поделена между Ираном и Катаром; доля Ирана составляет 3,7 кв. км и содержит, по предварительным данным, 14,2 трлн кубометров природного газа – приблизительно 8% всего мирового запаса, и более 18 млрд баррелей газового конденсата). Несмотря на такие перспективы, тем более что Иран предлагает индийским нефтяным компаниям экспортировать их долю нефти и газа на индийский рынок, Индия на сегодняшний день так и не смогла официально оформить сделку. Тем не менее еще в 2005 г. индийские нефтегазовые компании GAIL, Indian Oil Corp и Bharat Petroleum заключили сделку с Ираном на экспорт 5 млн тонн иранского жидкого природного газа (LNG) в год. Есть определенные колебания в индийской позиции, без сомнения связанные с американо-иранскими отношениями.

Если в ирано-пакистанских и ирано-индийских отношениях все-таки довлеет внешнеполитический фактор, то в ирано-китайских отношениях его влияние ощущается слабее. Стремительный экономический рост Китая заставляет эту страну поглощать все больше углеводородов. Страны Персидского залива, и в частности Иран, являются одним из основных поставщиков нефти и газа. Несмотря на попытки Китая заручиться дополнительными источниками поступления нефти и газа (Алжир, Судан и др.), по причине близости Персидского залива Китай все же очень заинтересован в энергетических ресурсах региона. У Китая есть значительные экономические связи с Ираном, он является вторым после Японии импортером иранской продукции.

В октябре 2004 г. Иран и китайская компания Sinopec подписали прелиминарное соглашение о разработке нефтяного месторождения в Ядаваране, на юго-западе Ирана, содержащем, по оценкам специалистов, более 3 млрд баррелей сырой нефти. Первоначально было решено, что доля Китая в проекте будет составлять 51%. Согласно контракту, Китай приобретал ежегодно 10 млн тонн иранского жидкого газа в течение последующих 25 лет, начиная с 2009 г.

По сообщению IRNA, 9 декабря 2007 г. Sinopec заключил с Ираном сделку стоимостью 2 млрд американских долларов. Примерно в такую сумму, по предварительным оценкам, обойдется начало разработки проекта Ядаваран. Что же касается его окончательной стоимости, то она будет установлена после анализа предложений, поступивших от участников тендера. Рассчитано, что на первом этапе разработки в течение первых четырех лет будет производиться 85 баррелей нефти в день, на втором этапе будет произведено еще 100 баррелей в течение последующих трех лет. Таким образом, суммарная мощность достигнет 185 баррелей в день. Китай также заинтересован в закупках в Иране жидкого природного газа (LNG), однако ожидается, что переговоры по данному вопросу могут состояться в будущем.

Китай, который является главным торговым партнером Ирана и третьим крупным потребителем иранской нефти, заинтересован в обеспечении своих энергетических нужд. Заметим, что, исходя из своих экономических интересов, Китай, впрочем, как и Россия, всячески противится американским попыткам воспрепятствовать развитию иранской ядерной программы, а точнее, обогащению урана. Определенная зависимость Китая от поставок иранской нефти и газа вынуждает Пекин накладывать вето на принятие жестких экономических санкций против Ирана.

Бескомпромиссность иранской позиции по ядерному вопросу наносит огромный материальный ущерб самому Ирану, лишая страну крупных иностранных инвестиций, без которых немыслимо развитие его нефтегазовой отрасли.

Начало