Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Уступки Ирану – угроза для безопасности Израиля

Н.К. Тер-Оганов

Декабрь 2007 г. дал богатую пищу для размышлений относительно не только иранской ядерной программы и поставок российского ядерного топлива в Иран, но и дальнейших перспектив российско-иранского военного сотрудничества в свете защиты иранских ядерных объектов от возможных американских или израильских воздушных атак.

Все началось 3 декабря с публикации доклада разведслужб США об иранской ядерной программе, вызвавшей, как и следовало ожидать, неоднозначную и диаметрально противоположную реакцию как в Израиле, так и в Иране. Согласно этому докладу, ставшему достоянием всеобщей гласности, Иран еще в 2003 г. прекратил разработку своей военной ядерной программы. В связи с этим сотрудники израильской разведки, военные эксперты и аналитики высказали сомнение по поводу верности выводов американского доклада. По заявлению бывшего руководителя израильской военной разведки, генерал-майора запаса Аарона Зеэви-Фаркаша, «просчеты американского разведывательного сообщества открыли Ирану дверь в достижении его ядерных амбиций». По его мнению, доклад не только лишил американского президента возможности использовать военную силу против Ирана, но и ослабил международную поддержку в пользу применения жестких санкций в отношении этой страны [1].

На специальном заседании кабинета безопасности, состоявшегося 9 декабря, премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт прямо заявил, что его страна не разделяет выводы упомянутого доклада и продолжит свои усилия по прекращению разработки иранской ядерной программы. Согласно ему, Израиль будет работать вместе с МАГАТЭ для выявления иранского плана по развитию ядерного оружия. Как известно, Израиль требует полного замораживания иранской ядерной программы. По заявлению Эхуда Ольмерта, ответственность за нераспространение ядерного оружия в Иране полностью ложится на плечи международного содружества и в первую очередь США. Однако Израиль, ставший объектом непрекращающихся угроз из Тегерана, должен добиваться большей координации действий на международной арене. Было выражено убеждение, что, вопреки выводам американского доклада, начальник Генерального штаба израильской армии генерал-лейтенант Габи Ашкенази и министр обороны Эхуд Барак смогут убедить находившегося с 24-часовым визитом в Израиле главу Объединенных штабов США (Chairman of the US Joint Chiefs of Staff) адмирала М. Муллена в агрессивных намерениях Ирана [2].

Ослабление международного давления на Иран воспринимается в Израиле однозначно: Израилю самому придется решать вопрос с иранской ядерной программой. Однако, как отмечает международный обозреватель русскоязычной газеты «Вести» Дов Конторер, «при этом международная легитимность силовых действий Израиля (если таковые все же возможны и перспективны) в одночасье свелась к нулю. Это означает, что если Израиль решится на подобные действия, их политическая цена будет огромной. И взыщут эту цену с Израиля в целях успокоения и умиротворения исламского мира те же Соединенные Штаты. Тому, кто хотел узнать, как выглядит политическое предательство, публикация доклада Национальной разведки США предоставила такую возможность» [3].

Основное положение израильской оценки иранской ядерной программы заключается не в том, остановил или нет Иран свою оружейную программу. По мнению израильских военных специалистов, критическим пунктом или необратимым процессом может стать разработка Ираном собственной ядерной технологии, даже если еще не принято политическое решение о создании ядерной бомбы. Поэтому здесь считают, что уже на данном этапе Иран представляет угрозу для Израиля. Вместе с тем американская позиция в отношении иранской ядерной программы, как считают в Израиле, претерпела определенные изменения. На это указывает, например, публичная поддержка советником по Национальной безопасности США С. Хедли компромиссного решения вопроса по обогащению урана на территории России, предложенное этой страной весной 2006 г. Тогда Израиль категорически выступил против данного предложения. Позиция, занятая Израилем в вопросе об иранской ядерной программе, как до появления Махмуда Ахмадинежада в президентском кресле, так и после него, является принципиально критической, поскольку политическое руководство Ирана не желает мириться даже с фактом существования еврейского государства, не говоря уже о непрекращающихся призывах уничтожения Государства Израиль.

Если исходить из выводов американского доклада, то следует полагать, что Иран был вынужден прекратить военную программу в результате давления со стороны Европейского союза, подключившегося тогда к американо-израильскому альянсу против иранской ядерной программы. Тогда под международным давлением оказалась и программа обогащения урана, осуществлявшаяся на ядерном объекте в Натанзе. 2003 и 2004 гг. прошли под всевозрастающим политическим прессингом международного сообщества, в результате которого были временно прекращены работы по обогащению урана. Однако с приходом к власти в 2005 г. М. Ахмадинежада возобновились работы на центрифужном предприятии. Несколько резолюций Совета Безопасности так и не смогли остановить развитие иранской ядерной программы. Между тем принятые в 2007 г. международным сообществом финансово-экономические меры против Тегерана уже стали давать определенные результаты, и в Израиле надеялись, что в случае их ужесточения можно будет заставить Тегеран отказаться от дальнейших разработок ядерной программы.

Однако именно тогда, когда над Ираном стали сгущаться тучи, вместо грома прозвучал доклад американских разведслужб, вызвавший не термоядерную, но не менее опасную и непредсказуемую цепную реакцию. Прежде всего, Иран воспользовался выводами американского доклада для подтверждения своей правоты и ослабления международного давления. Трудно утверждать, послужил ли доклад в качестве аргумента в пользу поставок российского ядерного топлива или же вопрос был заблаговременно решен, но очевидный факт, что вскоре после публикации доклада, в середине декабря, Россия отправила в Бушер первую партию низкообогащенного ядерного топлива. Вашингтон не только смирился с самим фактом отправки ядерного топлива в Иран, но и постарался представить дело таким образом, что теперь, когда Россия будет снабжать его топливом, отпадает необходимость в развитии программы обогащения урана в самом Иране. Однако, как стало известно, вопреки ожиданиям, Иран не намерен прекращать процесс обогащения урана. Но на этом иранская тема не была исчерпана.

Как известно, в декабре вновь всплыл на поверхность вопрос о российско-иранском военном сотрудничестве на фоне всевозрастающей роли России на Ближнем Востоке. Возвращение российских военно-морских сил в Средиземное море свидетельствует о намерении России продвигать свои интересы в данном регионе. Еще в начале декабря в своем интервью, данном газете «Джерузалем пост», министр старетегического планирования Израиля Авигдор Либерман на вопрос журналиста Гила Хофмана, улучшилось или ухудшилось в последнее время поведение России на Ближнем Востоке, откровенно ответил: «У русских есть интересы на Ближнем Востоке, которые не пересекаются с нашими интересами. Мы должны настаивать на том, чтобы российская ближневосточная политика не ущемляла наши интересы». Далее израильский министр выразил уверенность в том, что «по иранскому вопросу русские ведут себя ответственно. Ядерный газ [имеется в виду ядерное топливо], обещанный Ирану, так и не передан, и мы надеемся, что этого не случится» [4].

Кто мог ожидать, что американская оценка состояния иранской ядерной программы может повлечь за собой значительное изменение российской политики в вопросе о поставках ядерного топлива в Бушер. В результате ситуация на Ближнем Востоке может кардинально измениться. Хотя бы потому, что примеру Ирана могут последовать многие мусульманские страны, что, без сомнения, может привести к ядернизации всего Ближнего Востока, а что это может означать – нетрудно догадаться, ведь здесь и так хватает взрывоопасного материала в прямом и переносном смысле этого слова.

Не успели в Израиле "переварить" сообщение о поставках российского ядерного топлива в Иран, как в СМИ появилась не менее обескураживающая новость – Россия поставит Ирану зенитно-ракетный комплекс типа земля–воздух С-300 для защиты иранских ядерных объектов. Об этом заявил министр обороны Ирана генерал Мустафа Наджар. В израильских СМИ обратили внимание на усовершенствованные технические данные этого комплекса, способного обеспечить иранским ядерным объектам «зонт безопасности». По сообщению израильской газеты "Едиот ахронот", эти ракеты являются самыми усовершенствованными и они способны сбивать самолеты и баллистические ракеты противника. Газета особо подчеркнула то обстоятельство, что публикация американского доклада не только способствует снятию подозрений с Ирана в отношении его военной ядерной программы, но и "открывает путь к возобновлению российско-иранского сотрудничества, которое несколько уменьшилось в текущем году" [5].

Вопрос о поставках российских ракет противоздушной обороны в Иран также был обсужден на страницах ежедневной израильской газеты «Исраэл ха-Иом». Со ссылкой на одно информационное агентство, получившее сведения из российского источника, газета утверждала, что, согласно подписанному между Россией и Ираном соглашению, в Иран будут поставлены десятки комплексов С-300, которые по своим военно-техническим параметрам намного превосходят зенитно-ракетные комплексы Toр-M1, проданные ранее Ирану. По сообщению газеты, авторитетные российские военные специалисты утверждают, что они превосходят по своим показателям установленные в Израиле американские комлексы противовоздушной обороны «Пэтриот». Израильские эксперты уже выразили озабоченность в связи с тем, что в случае поставки российских комплексов противоздушной обороны в Иран станет намного сложнее нанесение бомбового удара с воздуха по иранским ядерным объектам. Кроме того, есть опасение, что атакующая сторона может понести тяжелые потери. По мнению израильских органов безопасности, такой комплекс затруднит действие военной авиации на территории Ирана. В Израиле небеспочвенно полагают, что в самое ближайшее время иранскому примеру может последовать Сирия, которая проявит желание прибрести российский комплекс, что, принимая во внимание радиус действия этих ракет (150 км), в свою очередь может создать стратегическую угрозу для Израиля [6].

Хотя российская сторона опровергла факт подписания соглашения о поставках зенитно-ракетного комплекса противовоздушной обороны S-300 в Иран, тем не менее такая возможность вызывает в Израиле глубокую озабоченность. Поэтому, как полагают здесь, данный контракт, впрочем, как и вопрос о поставках ядерного топлива в Иран, сразу после окончания рождественских каникул, станет предметом обсуждения во время визита министра иностранных дел Израиля Ципи Ливни в Москву. Израильская сторона в очередной раз попытается убедить Россию прекратить поставки ядерного топлива в Иран, а также не продавать ему ЗРК С-300. Высказывается опасение, что под щитом зенитно-ракетных комплексов Toр-M1 и С-300 Иран сможет безоглядно продолжать развитие своей ядерной программы [7].

Как показывает анализ последних событий, подход американской стороны в отношении иранской ядерной программы претерпел определенные изменения. Однако, на наш взгляд, они носят лишь тактический характер и вряд ли кардинально повлияют на отношение США к иранской ядерной программе в целом. Отправка российского ядерного топлива в Иран сразу же после публикации упомянутого выше американского доклада указывает на желание России оказывать дальнейшую поддержку Ирану в развитии ядерной программы.

Принимая во внимание характер российско-иранского сотрудничества, особенно его геополитическую сторону, а также возвращение России на ближневосточную политическую арену, можно предположить, что она будет стремиться к усилению своего влияния в регионе. Этой цели прямо или косвенно служит российско-иранское сотрудничество в ядерной и военно-технической сфере. Раз характер российско-иранского сотрудничества имеет прежде всего ярко выраженный геополитический оттенок, следовательно, иранская ядерная программа, как и вопрос о продаже Ирану ЗРК, должны быть обсуждены двумя глобальными игроками — США и Россией. Нет сомнения в том, что при этом ставки сторон могут оказаться непомерно высокими. Придут ли стороны к соглашению, покажет время.

1. The Jerusalem Post, 19 December 2007.

2. The Jerusalem Post, 10 December 2007.

3. «Вести-2», еженедельное приложение к газете «Вести», 20 декабря 2007.

4. The Jerusalem Post, 7 December 2007.

5. Едиот ахронот, 27.12.07.

6. Исраэл ха-Иом, 27.12.07.

7. The Jerusalem Post, 27 December 2007.

Начало