Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Военно-техническое сотрудничество США с арабскими странами

В.П.Юрченко

Руководство США рассматривает военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами в качестве важного и эффективного инструмента обеспечения национальных интересов, вовлечения различных государств в сферу своего влияния и закрепления глобального доминирования. Вашингтонская администрация всячески поощряет военный экспорт в союзные и дружественные Соединенным Штатам государства, преследуя и такие вполне конкретные цели, как сохранение достаточно стабильного источника получения крупных валютных средств за счет продажи вооружения и предоставления различных услуг военного характера, а также поддержания на должном уровне загруженности предприятий американского ВПК.

В реализации программ ВТС задействованы основные федеральные органы исполнительной и законодательной власти: государственный де-партамент, обе палаты Конгресса, министерства обороны, торговли и финансов, ЦРУ и ФБР. Их деятельность соответствующим образом координируется, а применяемые методы отличаются целенаправленностью, настойчивостью, стремлением сохранить и упрочить ведущие позиции США на мировом рынке вооружений и военной техники.

На протяжении нескольких десятилетий целый ряд стран Арабского Востока является одним из главных потребителей американского оружия и другой продукции военного назначения. Стремление США развивать ВТС с арабскими государствами обусловлено двумя основными факторами: необходимостью всемерного упрочения позиций Вашингтона в экономически, геополитически и военно-стратегически важном регионе Ближнего Востока и Северной Африки, и, что весьма важно, тем, что арабские страны расходуют значительные средства на приобретение за рубежом вооружений и другой военной продукции. Так, за период с 1999 г. по 2006 г. общая стоимость военных поставок в арабские государства составила около 88 млрд долл. В эти же годы странами региона были заключены новые сделки на приобретение товаров военного назначения на сумму до 63 млрд долл. В настоящее время ведутся переговоры о новых многомиллиардных закупках вооружений. Таким образом, на обозримую перспективу Ближний Восток и Северная Африка останутся одним из наиболее емких мировых рынков сбыта вооружений.

На сегодняшний день Соединенные Штаты остаются крупнейшим экспортером вооружений в страны Ближнего Востока и Северной Африки. В 1999-2006 гг. США поставили в арабские государства продукции военного назначения на 29 млрд долл. и заключили новые соглашения о военных поставках на сумму 33,3 млрд долл. Крупнейшими импортерами американского вооружения среди стран арабского мира традиционно являются Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт. Активно развиваются военные и военно-технические связи с Иорданией, Марокко, Тунисом, Оманом, Катаром, Бахрейном, Джибути. Значительную помощь в становлении новой армии американцы оказывают Ираку. Получают развитие ВТС с Алжиром, Йеменом, Ливаном и Мавританией.

В настоящее время военно-техническое сотрудничество США с арабскими государствами осуществляется в рамках следующих основных специализированных программ:

• «Экспортные продажи вооружения» - FMS (Foreign Military Sales) – продажа оружия за плату;

• «Передача излишков вооружений» - EDA (Excess Defense Articles) – передача вооружения и военной техники из наличия МО США на безвозмездной основе или по ценам с большой скидкой;

• «Подготовка иностранного военного персонала» - IMET (International Military Education and Training) – программа безвозмездной военной помощи по подготовке военнослужащих различного уровня и специальностей в США;

• «Финансирование экспорта вооружений» - FMF (Foreign Military Financing) – предоставление кредитов на закупку вооружений, боевую подготовку, обучение военнослужащих и др.;

• «Военная помощь» - MAP (Military Assistance Program) – безвозмездная помощь путем передачи оружия и предоставления различных военных услуг.

Главной из перечисленных программ считается «Экспортные продажи вооружения» (FMS).

Видный американский эксперт по военно-политическим вопросам Э. Кордесман считает, что американо-арабское сотрудничество в сфере безопасности может быть успешным лишь при условии его поддержки в политической и дипломатической областях. А для этого «необходимо восстановить доверие между США и их региональными друзьями и союзниками, улучшить выполнение Соединенными Штатами своих обязательств по отношению к друзьям и союзникам, улучшить качество и содержание американской публичной дипломатии». Эксперт также полагает, что Америке следует сделать систему военного экспорта более гибкой и «отзывчивой» на потребности ближневосточных клиентов, а одним из важнейших элементов военного сотрудничества должно стать достижение возможно более полной боевой совместимости вооруженных сил США с армиями арабских военно-политических партнеров.

Крупнейшим получателем американской безвозмездной военной помощи на Арабском Востоке с конца 1970-х гг. является Египет. США также оказывают содействие в развитии военной инфраструктуры АРЕ. На постоянной основе происходят военные консультации, встречи руководства министерств обороны двух государств. В Каире действует представительство вооруженных сил США.

Вашингтон, учитывая сохраняющуюся значимость Египта для продвижения американских интересов на Ближнем Востоке, заинтересован в дальнейшем укреплении отношений с Каиром и рассматривает АРЕ в ка-честве одного из ведущих партнеров в арабском мире. С 1988 г. Египет пользуется статусом «союзника США вне НАТО». На ближайшие 10 лет американская администрация не намерена отказываться от предоставления ежегодной безвозмездной военной помощи АРЕ в прежнем размере - 1,3 млрд долл., но при этом американцы настаивают на преимущественном приобретении египтянами оружия в США, что существенно ограничивает возможности АРЕ по налаживанию ВТС с другими странами.

Соединенные Штаты считают, что оказание содействия в реорганизации вооруженных сил Египта позволит улучшить их боевую совместимость с американскими войсками и армиями других стран НАТО, а также облегчит египтянам участие в коалиционных военных действиях и операциях по поддержанию мира. В Вашингтоне рассчитывают и на то, что сильная зависимость египетской военной машины от американских по-ставок и материально-технического обеспечения служит своего рода страховкой от возможного возврата АРЕ к конфронтации с Израилем. Кроме того, американцы полагают, что «сила египетских военных, их связи с Соединенными Штатами являются лучшей гарантией стабильности Египта и его прозападного курса».

Вместе с тем, отказ Египта от участия в антитеррористической операции в Афганистане под руководством США (2001 г.), нежелание Каира поддержать американскую военную операцию против Ирака (2003 г.) показывает, что имеются существенные внутри- и внешнеполитические ограничения по использованию египетской армии в действиях в составе многонациональных коалиций во главе с Соединенными Штатами.

Со своей стороны, при решении проблем оснащения армии и флота вооружением и военной техникой руководство АРЕ, учитывая сложное фи-нансово-экономическое положение страны, по-прежнему основной упор делает на получение масштабной гарантированной безвозмездной помощи со стороны США. Именно на продолжение сотрудничества с американцами в значительной степени сориентированы планы военного строительства республики. Значительные группы египетских военнослужащих (в т. ч. до 600 офицеров) ежегодно направляются в США на учебу и переподготовку.

Долгосрочные американские поставки позволили в значительной сте-пени обновить технику египетских ВС, оснастить их современными видами вооружения. В 2003-2006 гг. Египет приобрел в США по различным программам ВТС оружия и военной техники на 5,1 млрд долл., а также заключил новые соглашения на получение различной военной продукции на сумму 4,3 млрд долл.

В последние годы в США для египетских сухопутных войск приобретено 1058 ПЗРК «Стингер» типа Ш, 50 ЗРК «Авенджер» (1058 ЗУР), 60 ЗРК «Чапарэл» (1072 ЗУР). В 2005 г. достигнута договоренность о поставках из США еще 25 ПУ ЗРК «Авенджер» (прибытие новой техники в АРЕ ожидается в 2008 г.). Из США в 2005 г. получено 30 БТР М577А2 и 8 самоходных гаубиц (СГ) М109А2. Намечена закупка двухсот 155-мм СГ М109А5 для дивизий, оснащенных танками М1А1 «Абрамс» и М60А3. Сделан заказ в США на приобретение 26 РСЗО MRLS с 2850 ракетами. Намечаются поставки ПТРК ТОУ-2В, «Хот-3», «Хеллфайр». В 2005-2008 гг. проводится модернизация 134 танков М1А1 «Абрамс» и машин управления артиллерийским огнем. В 2007 г. АРЕ запросила 125 комплектов оборудования и снаряжения для сборки новой партии танков «Абрамс» на египетском предприятии. В 2006 г. США достигнута договоренность о модернизации 201 155-мм СГ М109А2/А3. В 2008 гг. должна завершиться поставка электронных систем разведки.

Значительную помощь оказывают США в деле развития египетских ВВС. В 2006 г. с американской помощью завершена модернизация боевых вертолетов АН-64 до уровня модели АН-64D. На них установили новое высокоточное оружие большой дальности, модернизированную систему связи и боевого управления. Предполагается со временем большинство состоящих на вооружении ВВС АРЕ тактических истребителей F-16 модернизировать до уровня F-16 Блок 40. Министерство обороны США изучает возможность создания в АРЕ полной технической базы, необходимой египтянам для самостоятельного технического обслуживания самолетов F-16. В перспективе египетским руководством может быть рассмотрена возможность приобретения еще одной партии самолетов F-16 для замены устаревших истребителей «Мираж» 5D/Е. Достигнута договоренность о проведении модернизации транспортных вертолетов СН-47. Также намечено приобрести самолетные комплекты опознавания «свой-чужой». Американцы поставят египтянам в ближайшие годы ракеты «воздух-воздух» AIM-9M-1/2 «Сайдвиндер» (414) и AIM-120 AMRAAM, ракеты «воздух-земля» «Спарроу» (54), «Хеллфайр» II (459).

С помощью США в Египте создана единая система управления ПВО, которая объединяет наземные огневые средства, истребительную авиацию, автоматизированные центры радиолокационного наблюдения и оповещения, а также самолеты ДРЛО Е-2С «Хокай». Войска ПВО должны получить из США шесть батарей ЗРС «Пэтриот» (48 ПУ) ЗУР и 384 ракеты РАС-3. Этот вариант «Пэтриота» обладает возможностями ПРО. Однако окончательное решение данного вопроса египтяне по финансовым соображениям отложили. Египетская сторона проявляет заинтересованность в приобретении наземного варианта американской ракеты AMRAAM для его использования в интересах ПВО с целью замены российских ЗРК «Квадрат». Подписан контракт на модернизацию ЗРК «Усовершенствованный Хок» и РЛС дальнего обнаружения AN/TPS-59/М34. РЛС AN/TPS-50(V)2 будут модернизированы до варианта (V)3, что улучшит возможности египетской ПВО по обнаружению баллистических ракет. Войска ПВО также получат новые РЛС SPS48E (6) и AN/MPQ-64 (12). Под давлением США египтяне отказались от закупки в России ЗРС С-300.

Вооруженные силы АРЕ регулярно принимают участие в совместных учениях с ВС США, других стран НАТО и ряда арабских государств, в ходе которых отрабатываются вопросы взаимодействия армий стран-участниц в возможных вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке. Наиболее крупными и значимыми из них считаются учения типа «Брайт стар», проводимые регулярно один раз в два года на севере Египта в районе средиземноморского побережья. Основными их участниками являются США и АРЕ. Последнее учение этой серии прошло в ноябре 2007 г. Отметим, что из-за занятости американцев в Ираке масштаб учений «Брайт стар» после 2003 г. резко сократился. К другим регулярно проводимым совместным американо-египетским учениям относятся: «Айрон кобра» - задействуются части и подразделения ВДВ, ПВО, военно-транспортной и тактической авиации, отрабатывается переброска войск и военной техники на большие расстояния и десантирования с различных высот; «Игл салют» - учения ВМС в Красном море.

США построили для египетских ВС вблизи Каира учебный центр, который считается одним из лучших в мире. В частности, в центре можно моделировать боевые действия.

Вашингтон, оказывая военную помощь АРЕ, стремится не допустить достижения египетского военно-технического превосходства над Израи-лем. Именно поэтому США отказали Египту в передаче самолетов F-15, до настоящего времени не решен вопрос о поставке ПТРК ТОУ-2В, который в состоянии пробивать броню израильских танков «Меркава». Под израильским давлением США отказались установить РЛС типа «Лонгбоу» на египетских вертолетах АН-64А «Апач» в ходе их модернизации.

На сегодняшний день, египтяне предоставили Объединенному центральному командованию (ОЦК) и силам быстрого реагирования (СБР) ВС США льготы по использованию территории, воздушного пространства и портов АРЕ. В частности, американским военным предоставлена возможность использования по предварительному согласованию с египетской стороной аэродромов Вади-Кена, Каир (Международный), Каир (Западный), Рас-Банас, Эль-Ариш, Рас-Кусрани, а корабли 6-го флота ВМС США имеют право захода в ряд египетских портов. Вместе с тем, Каир не идет на предоставление Соединенным Штатам баз для постоянного базирования войск и сил флота.

В целом есть все основания полагать, что нынешний уровень американо-египетского военного сотрудничества сохранится на обозримую перспективу. Причем руководство АРЕ прекрасно понимает, что реальной альтернативы военной помощи США не существует и не предвидится.

В арабском мире к крупнейшим и наиболее динамичным «потребителям» современных вооружений следует отнести страны-члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия). Соединенные Штаты сохраняют прочные лидирующие позиции на аравийском рынке оружия, являясь на протяжении многих лет главным партнером в сфере военно-технического сотрудничества для большинства стран ССАГПЗ.

Столь пристальное внимание Вашингтона к зоне Персидского залива, его внимание к вопросам обеспечения безопасности своих аравийских партнеров в значительной степени обусловлено стремлением обеспечить энергетическую безопасность США и иметь гарантированный свободный доступ к крупнейшим мировым запасам углеводородного сырья.

На современном этапе к основным направлениям военного и военно-технического сотрудничества США с аравийскими монархиями можно от-нести: поставки вооружения и военной техники; реализацию программ подготовки местных военных кадров; складирование американской боевой техники и материальных средств для СБР ВС США на территории аравийских государств, предоставление вооруженным силам США права пользования их портами и аэродромами, размещение в странах ССАГПЗ пунктов управления ВС США; проведение совместных учений и других мероприятий по боевой подготовке войск и оперативной подготовке штабов.

Министр обороны США Р. Гейтс постоянно подчеркивает важность для Америки укрепления военного сотрудничества с дружественными арабскими государствами зоны Персидского залива. При этом глава Пентагона особый упор делает на необходимость создания в регионе антитеррористических сил и системы ПРО для противостояния иранской ракетной угрозе.

В интересах расширения и углубления военно-политического партнерства с аравийскими монархиями в мае 2006 г. Вашингтон запустил программу т. н. Диалога по безопасности в Персидском заливе (Gulf Security Dialogue), которая реализуется по следующим основным направлениям: (1) обсуждение вопросов, связанных со способами и путями улучшения оборонительных возможностей и боеспособности аравийских ВС; (2) вопросы обеспечения региональной безопасности (Иран, Ливан, арабо-израильский конфликт и др.); (3) проблемы, связанные с нераспространением ОМУ в регионе; (4) проблемы борьбы с терроризмом и обеспечения внутренней безопасности стран ССАГПЗ; (5) обеспечение безопасности инфраструктуры аравийских государств, прежде всего объектов углеводородной отрасли; (6) проблемы, связанные с развитием ситуации в Ираке.

Диалог представляет собой встречи высокопоставленных политических и военных деятелей сторон с периодичностью один раз в шесть месяцев. С американской стороны в них, как правило, участвуют министр обороны, глава Совета национальной безопасности, председатель Комитета начальников штабов ВС США, командующий ОЦК ВС США.

О масштабах американских военных поставок в страны ССАГПЗ говорят следующие цифры. Всего с 1981 г. по 2006 г. США продали аравийским партнерам вооружения и военной техники на сумму свыше 72 млрд долл., из которых 57 млрд приходится на Саудовскую Аравию. Только в 2003-2006 г. страны ССАГПЗ получили из США различной военной продукции на сумму 6,8 млрд долл., а за этот же период американцы заключили с ними новые сделки на сумму 7,4 млрд долл. США предполагают и впредь осуществлять крупные военные поставки в страны-члены ССАГПЗ о чем свидетельствуют недавние заявления Белого дома и Пентагона о намерении заключить контракты на продажу аравийским партнерам различного вооружения на общую сумму 11,5 млрд долл.

В то же время среди американской политической элиты имеется немало влиятельных противников продажи аравийским монархиям, прежде всего Саудовской Аравии, новейших образцов вооружения, т. к. это, по их мнению, может представлять угрозу безопасности Израиля. Имеются и опасения того, что при определенных обстоятельствах поставляемая техника может оказаться в руках экстремистских сил и террористов. В ответ на эти претензии Белый дом и Пентагон отвечают: страны ССАГПЗ так сильно зависят от США в вопросах подготовки личного состава, поставок запчастей к продаваемому вооружению и оказания технической помощи, что «им будет очень трудно использовать сложное американское оружие против Соединенных Штатов, Израиля и других союзников США».

Вооруженные силы стран ССАГПЗ совместно с ВС США провели в 2005 г. крупное совместное учение «Игл Резолв-2005», на котором отраба-тывались вопросы коллективной защиты от ОМП и борьбы с террористической активностью в регионе.

В августе 2006 г. США заключили с Катаром, Кувейтом и ОАЭ соглашения о долговременном использовании военно-воздушных баз (ВВБ) на территории этих государств в интересах обеспечения военных операций в Ираке и Афганистане. В частности, предусматривается возможность использования ВВБ аравийских стран для оказания поддержки с воздуха действий наземных сил.

Соединенные Штаты являются главным военно-политическим партнером Королевства Саудовской Аравии (КСА). На протяжении последних 50 лет США также являются основным партнером Саудовской Аравии в сфере военно-технического сотрудничества. Американцы поставляют саудовцам боевую и вспомогательную технику для всех видов вооруженных сил: 85 проц вооружения ВС КСА американского производства. На сегодняшний день Саудовская Аравия остается одним из крупнейших покупателей американского оружия. В 2003-2006 гг. в КСА было поставлено американской военной продукции на сумму 4,4 млрд долл. и заключены новые контракты на закупку американских вооружения и военной техники на сумму 4,5 млрд долл. Из последних наиболее значимых американских военных поставок в КСА следует отметить 500 ракет «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, ПТРК ТОУ-2, систему предупреждения о ракетном нападении, авиационные тренажеры. Намечаются поставки крупной партии легкой бронетехники и армейских внедорожников. Рассматривается вопрос о приобретении девяти РСЗО MRLS, новых противотанковых средств. В перспективе не исключена закупка в США многоцелевых самолетов JSF. Имеются намерения удвоить число эскадрилий самолетов ДРЛО системы АВАКС и приобрести 70 транспортных самолетов С-130J-30.

В январе 2008 г. американская администрация уведомила Конгресс о намерении продать Саудовской Аравии 900 комплектов высокоточного наведения JLAM (Joint Direct Attack Munition) для управляемых авиационных бомб на сумму 123 млн долл. Отметим, что еще на начальной стадии обсуждения этого вопроса большие группы конгрессменов трижды обращались к президенту Дж. Бушу с просьбой отказаться от предполагаемой сделки с саудовцами, т. к. получение Эр-Риядом подобного вооружения может, по их оценке, представлять угрозу для Израиля.

Значительную помощь оказывают США в модернизации ранее поставленной саудовцам техники. В 2006 г. с американской фирмой «Локхид Мартин» подписан контракт на модернизацию танков М1А1 «Абрамас» до уровня модификации М1А2S. Причем 315 танков, состоящих на вооружении сухопутных войск КСА, будут модернизированы на территории королевства, а США дополнительно поставят еще 58 модернизированных машин. До уровня модификации D будут модернизированы боевые вертолеты АН-64 «Апач». Также американцы проведут еще одну модернизацию ЗРК Усовершенствованный Хок». Пентагон сообщил о намерении оказать содействие в модернизации оборудования для пяти самолетов ДРЛО системы АВАКС, состоящих на вооружении ВВС КСА. При содействии американских фирм в КСА налажен выпуск электронного оборудования для истребителей типа F-15.

Соединенные Штаты оказывают содействие в подготовке саудовских военных кадров. Велика роль американских специалистов в обслуживании поставляемой техники, особенно для ВВС и ПВО. В настоящее время в королевстве находятся свыше 500 американских военных советников и спе-циалистов, кроме того, в ВС КСА работает большая группа гражданских технических специалистов. Периодически проводятся совместные учения армий двух государств и стороны договорились об увеличении их числа. Осуществляются мероприятия по унификации систем управления, связи и разведки вооруженных сил КСА и США. В последние годы все большее внимание военное руководство королевства уделяет практическому внедрению американской концепции «объединенности» («jointness») в сферу планирования и проведения операций с участием всех видов вооруженных сил. Официально эта концепция была принята в ВС КСА еще в 2001 г.

При участии Инженерного корпуса армии США на саудовской территории построено или модернизировано до 100 крупных военных объектов, включая военно-воздушные и военно-морские базы, военные го-родки.

Американские эксперты полагают, что поставки из США в Саудовскую Аравию так велики и эта страна настолько зависит от американской долговременной помощи в подготовке персонала в сфере материально-технического обеспечения, что такие программы почти равнозначны договору о военном сотрудничестве. Эр-Рияд пытается уменьшить столь сильную зависимость от Вашингтона, но пока без особых успехов.

В 1994 г. Объединенные Арабские Эмираты подписали с США соглашение о военном сотрудничестве, однако до конца 1990-х гг. Соединенные Штаты не были в числе главных партнеров ОАЭ по ВТС. Ситуация изменилась после того как в 2000 г. с США был подписано крупнейшее в истории страны соглашение на поставку 80 истребителей F-16C\D Блок 60 «Дезерт Фалкон» (55 одноместных и 25 «спарок»). Вместе с самолетами поставлены ракеты «воздух-воздух» AIM-120DВ AMRAAM (491.) и AIM-9 «Сайдвиндер» (267), ракеты «воздух-земля» AGM-88 «Харм» (163) и AGM-65D/C «Мейверик» (1163), а также управляемые по лазеру бомбы GBU-10/-12/-24 (600, 420 и 300 соответственно), 1800 кластерных бомб CBU-87, бомбы МК-82/-84/-86 (1200, 560 и 44000 соответственно), а также противокорабельные ракеты «Гарпун» АGМ-84 (52) и 320 тыс. выстрелов к 20-мм авиационной пушке «Вулкан». Общая стоимость контрактов составила до 8 млрд долл., в том числе стоимость собственно самолетов – 6,4 млрд долл. Эмиратские летчики прошли курс обучения на новых самолетах в США. Поставки всех 80 самолетов завершены в 2007 г. Таким образом, ОАЭ первыми из государств Ближнего и Среднего Востока получили доступ к радиоэлектронному оборудованию столь высокотехнологичного самолета как F-16 Блок 60.

В 2003-2006 гг. Эмираты получили из США различного вооружения и военной техники на сумму 600 млн долл. и заключили новые соглашения на сумму 1,2 млрд долл. В 2004 г. достигнута договоренность о поставках в ОАЭ 100 ПТРК «Джавелин» с 1000 ракетами. В 2006 г. одобрен проект договора о продаже ОАЭ 20 ПУ РСЗО HIMARS (High-Mobility Artillery Rocket System) с дальностью стрельбы до 40 км. Кроме того, Эмираты приобретут 202 ракеты ATACMS, имеющих дальность пуска до 165 км и которые можно запускать с установок HIMARS. Стоимость будущей сделки оценивается в 752 млн долл. ОАЭ станет первой страной региона, которая получит на вооружение РСЗО этого типа. Боевые вертолеты АН-64 «Апач» намечено довести до уровня модификации АН-64D «Лонгбоу» (соответствующий контракт подписан 2005 г.). Кроме того, предполагается закупить дополнительно 30 вертолетов данного типа на сумму 1,5 млрд долл.

Летом 2007 г. Пентагон уведомил Конгресс о планах продажи ОАЭ 200 комплектов высокоточного наведения JLAM для управляемых авиа-бомб, Имеются планы продажи Эмиратам 900 кассетных боеголовок AGM-14L3 и 900 ПТУР «Хеллфайр». Для ВВС намечена закупка трех самолетов ДРЛО Е-2С с их последующей модернизацией до уровня «Хокай-2000». Кроме того, эмиратские ВВС планируют получить 229 ракет AMRAAM и 1586 управляемых авиабомб различных типов. Крупнейшей сделкой может стать закупка Эмиратами в США ЗРС «Пэтриот» (37 ПУ, 288 усовершенствованных ЗУР РАС-3, РЛС и др.). Ее общая стоимость оценивается в 9 млрд долл.

На регулярной основе проходят совместные учения ВС ОАЭ и США. Наиболее крупное из них - учение ВМС «Айрон Маджик» проводится ежегодно с 1996 г. Проходят также совместные учения ВВС двух стран.

На территории Эмиратов имеются небольшие склады для американских ВМС в Джебель Али, в качестве пункта материально-технического обеспечения ВМС США используют порт Эль-Фуджейра, американские военные корабли и суда имеют право захода в порт Абу-Даби. Имеется договоренность об аренде аэродромов Рас-эль-Хайма и Эль-Фуджейра, которые по планам оперативного развертывания группировки военной авиации США в регионе предназначены для базирования тактической авиации и стратегических самолетов-разведчиков (самолеты-разведчики ВВС США базируются в ОАЭ на постоянной основе с 2001 г.). Американцы активно используют в своих интересах (в т. ч. для операций в Ираке и Афганистане) ВВБ Эль-Джафра, где находятся около 1500 военнослужащих ВВС США. Здесь расположен Центр управления американских ВВС в зоне Персидского залива. База также используется для тренировок пилотов.

Ведущим партнером Кувейта в военной области остаются Соединенные Штаты. В 1991 г. Кувейт подписывает с США соглашение о военном сотрудничестве сроком на 10 лет (продлено еще на 10 лет в 2001 г.). Документ предусматривает оказание американской помощи в обороне страны от внешней агрессии, доступ вооруженным силам США к портам и военным базам на территории эмирата, право пролета в воздушном пространстве, преимущественное право поставлять Кувейту оружие и военную технику, участие в подготовке кувейтских ВС, проведение совместных военных учений, размещение на территории эмирата складов вооружения для американских войск. На основании соглашения создана и действует американо-кувейтская группа по вопросам обороны. В 2004 г. Кувейт получил статус «основного союзника США вне рамок НАТО».

Американо-кувейтское сотрудничество включает в себя регулярные встречи военных руководителей двух стран, проведение совместных уче-ний, постоянное присутствие на территории эмирата американского военного контингента, доступ кораблям и самолетам ВС США на военные объекты страны, оказание содействия в подготовке кувейтских военных кадров, поставки вооружения и военной техники. США участвуют в модернизации военных объектов Кувейта.

Эмират остается одним из значимых импортеров американского вооружения. В 2003-2006 гг. Кувейт импортировал американской военной продукции на 900 млн долл. и заключил соглашения на новые поставки на сумму 1.3 млрд долл. В 2006 г. завершены поставки 16 боевых вертолетов АН-64D «Лонгбоу» с 384 ПТУР «Хеллфайр». Кувейтцы намерены модернизировать истребители F/A-18С/D до уровня модели F/A-18F/E «Супер Хорнет». Ведутся переговоры о приобретении четырех транспортных самолетов С-130J-30. Рассматривается вопрос о продаже Кувейту 80 управляемых ракет «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM. Ве-дутся переговоры с США о приобретении 12 быстроходных патрульных катеров типа Mk.V. В конце 2007 г. - начале 2008 г. Пентагон сообщил о намерении продать Кувейту 80 ЗУР РАС-3 и модернизации 60 ЗУР РАС-2 (стоимость возможной сделки оценивается в 1,36 млрд долл.). Также намечено поставить эмирату 2016 ПТУР ТОУ-2А и 1404 ТОУ-2В (всего на 328 млн долл.). В перспективе возможно приобретение 60 танков М1А2 «Абрамс».

Американцы играют ведущую роль в обучении личного состава кувейтских вооруженных сил. В декабре 2004 г. впервые после окончания войны в Ираке было проведено совместное американо-кувейтское учение ВМС. На нем отрабатывались вопросы взаимодействия флотов двух стран на случай возникновения в эмирате чрезвычайной ситуации.

В ходе подготовки и проведения США и Великобританией военной операции против Ирака в 2003 г. территория Кувейта стала основным плацдармом для сосредоточения группировки американских и британских сухопутных войск и ВВС. Именно с территории Кувейта западные союз-ники начали сухопутную часть операции по захвату Ирака. При этом американские и британские войска фактически без ограничений ис-пользовали военную и транспортную инфраструктуру страны.

В настоящее время территория Кувейта представляет собой главный транзитный пункт для ВС США и их союзников на пути в Ирак и обратно. В эмирате расположены склады для вооружения и военной техники. На ВВБ «Али ас-Салех» базируется экспедиционное авиакрыло транспортных самолетов и вертолетов. В Кувейте на постоянной основе находятся от 15 до 26 тыс. американских военнослужащих. Предполагается, что в будущем (после прекращения оккупации Ирака) американские войска останутся в Кувейте на военных базах Кэмп Доха (сев. Эль-Кувейта) и Арифджан (на юге страны), а также в лагере в районе северной границы. В то же время кувейтское руководство неоднократно заявляло, что не позволит использовать территорию своей страны для ведения войны против Ирана.

Соединенные Штаты считаются важнейшим стратегическим партнером Омана. В Маскате выступают за сохранение американского военного присутствия в регионе Персидского залива.

В 2003-2006 гг. Оман получил из США вооружения и военной техники на сумму 600 млн долл. и подписал контракты на новые поставки на сумму 200 млн долл. В 2006 г. завершены поставки 12 истребителей F-16С/D Блок 50 (8 одноместных F-16С и 4 «спарки» F-16D. Кроме того, два самолета оборудованы средствами ведения воздушной разведки. Все истребители оснащены новейшей аппаратурой воздушной навигации и наведения на цель. Вместе с самолетами оманские ВВС получили ракеты «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM (50 ед.) и «Сайдвиндер» (100 ед.), ракеты «воздух-земля» «Мейверик» (80 ед.) и ПКР «Гарпун», управляемые бомбы различных модификаций, в т. ч. с лазерным наведением, запчасти. В перспективе возможно приобретение самолетов данного типа еще для 2-3 эскадрилий, а также партии военно-транспортных самолетов С-130Н. Изучается вопрос о закупке самолетов ДРЛО Е-2С “Хокай”. Оман также получил комплекты высокоточного наведения JLAM для управляемых авиабомб. Американцы поставили ВС Омана системы раннего предупреждения и тактической разведки, ПТРК ТОУ-2А. В США заказано 100 ПТРК «Джавелин» и. заявлено о намерении приобрести еще 30 ПТРК этого типа с 250 ракетами.

Американцы помогают в подготовке местных военных кадров. В оманских ВМС работают советники и инструкторы из США, проводятся совместные учения ВС двух стран.

В 1980 г. Оман подписывает соглашение о военном и экономическом сотрудничестве с США, по которому американские вооруженные силы получили право пользоваться военными базами на территории султаната (продлевается каждые пять лет). В частности американцы получили право использовать ВВБ Масира, Марказ-Тамарид, Эль-Хасиб, пункты базирования ВМС в Маскате, Райсуте и Сиди Лехза. Причем ВВБ Масира и порт Матра фактически поступили в их постоянное пользование, а остальные - в случае чрезвычайных обстоятельств. Все перечисленные объекты предназначались для СБР ВС США в качестве баз передового ба-зирования и обеспечения деятельности ВВС и ВМС. В ходе подготовки и поведения США военной операции против Ирака в 2003 г. на территории Омана была размещена крупная группировка ВВС США, в том числе стратегические бомбардировщики В-1В и самолеты ДРЛО Е-3 АВАКС.

Основой оборонной стратегии Бахрейна является тесное военное сотрудничество с США. В 1992 г. Бахрейн и Соединенные Штаты подписывают соглашение по вопросам обороны и безопасности. США остаются главным поставщиков вооружения и военной техники для бахрейнских ВС.

В 2003-2006 гг. Бахрейн получил из США вооружения на 300 млн долл. и заключил контракты на новые поставки на 200 млн долл. США по-ставили три РЛС AN/TPS-59(V)3, имеющие дальность обнаружения до 740 км и способные засекать момент пуска ракет. В 2006 г. закуплено 60 ПТРК «Джавелин» (180 ракет), а также тренажеры и различное оборудование. В ближайшие годы намечается модернизировать ЗРК «Усовершенст-вованный Хок», дополнительно закупить ПТРК ТОУ-2А/В, пять РСЗО MRLS. Кроме того, Бахрейн намерен модернизировать РЛС и электронное оборудование на 12 истребителях F-16С/D. В 2007 г. Пентагон сообщил о намерении продать Бахрейну 6 вертолетов Белл-412, предназначенных для поисково-спасательных работ. США оказывают королевству военную помощь (25 млн долл. в 2004 г.).

В 2001 г. руководство Бахрейна запросило у США согласия на приобретение 30 новейших оперативно-тактических ракет АТАСМS, обладающих повышенной точностью поражения целей. США дали согласие, но при условии, что это оружие будет находиться под совместным американо-бахрейнским контролем, а местные военнослужащие не получат доступа к кодам для запуска ракет. Бахрейн принял это условие. Всего поставлено 30 ракет, которые запускаются с РСЗО MRLS на дальность до 165 км.

Американские советники и инструкторы работают в бахрейнских ВС. Регулярно, два раза в год, проводятся совместные учения ВМС двух стран.

В ходе подготовки и проведения Соединенными Штатами военной операции против Ирака в 2003 г. группировка американских ВС на терри-тории королевства была значительно увеличена до 5 тыс. человек. В частности, сюда перебросили подразделения ВВС, включая несколько «самолетов-невидимок» F-117.

На территории Бахрейна находится штаб 5-го флота американских ВМС и его главные службы обеспечения. На ВМБ Манама базируются пять оперативных групп флота, в т. ч. соединения эсминцев, амфибийно-десантных и минно-тральных сил. В Манаме размещен региональный передовой пункт управления Сил специальных операций ВС США. Периодически ВВБ «Шейх Иса» используется американской авиацией для патрулирования в зоне Персидского залива и транспортных целей. Здесь же находится КП ВВС США. Для обеспечения действий военной авиации США пользуются также возможностями местного центра управления воздушным движением.

На современном этапе отношения Катара с США носят союзнический характер. В 1992 г. страны подписали соглашение по вопросам обороны и безопасности. Оно предусматривает оказание прямой американской военной помощи Катару в чрезвычайной ситуации. Вооруженные силы США получили доступ к портам и аэродромам эмирата, регулярно стали проводиться совместные учения ВС двух стран. Наиболее крупным из них является ежегодное учение ВМС «Дезерт пак». В настоящее время стороны готовят новое соглашение о военно-техническом сотрудничестве. При содействии Инженерного корпуса армии США в Катаре построены узел связи, склады боеприпасов и другие объекты. В катарской армии работают американские военные советники.

Изучается вопрос о заключении крупной сделки с США на приобретение вооружения и военной техники. В частности, речь идет об истребителях F-16, танках М1А2 «Абрамс», ЗРС «Пэтриот» РАС-3, ЗРК ближнего действия, системе раннего предупреждения, средствах управления и связи, тренажерах. Стоимость предполагаемого пакета закупок может превысить 2 млрд долл.

С 1995 г. на территории Катара заскладированы бронетехника (110 танков М1А2 «Абрамс»), артиллерия, средства ПВО, стрелковое оружие, средства связи, различное снаряжение и имущество для бронетанковой бригады из состава ОЦК ВС США. С этой целью построена специальная база хранения – одна из крупнейших на Ближнем Востоке. Кроме того, американские ВС используют еще две базы на катарской территории, в т. ч. ВВБ Эль-Удейд, которая имеет самую длинную в регионе ВПП – 4,5 км. База Эль-Удейд играет важную роль в американских операциях в Афганистане и Ираке. С 2002 г. Катаре на военной базе Эс-Салия размещен передовой командный пункт ОЦК ВС США, откуда происходило общее руководство американской военной операцией против Ирака в 2003 г. В период ее подготовки и проведения в страну были переброшены контингенты ВС США (до 8 тыс. чел.), в основном из состава ВВС, включая самолеты F-117 и Е-3 АВАКС. В 2003 г. на территории Катара разместили Центр управления ВВС ОЦК. С американской помощью проводятся работы по расширению возможностей порта Доха с тем, чтобы он мог принимать авианосцы. Катарское руководство выступает за сохранение военного присутствия США в стране, но возражает против использования территории Эмирата в воз-можной войне США против Ирана.

Со второй половине 1990-х гг. активизировались военные связи с США с Йеменской Республикой (ЙР). ЙР и США активно сотрудничают в деле борьбы с терроризмом. Проведено несколько совместных операций по выявлению и уничтожению главарей «Аль-Каиды», скрывающихся на территории республики. Американские специалисты участвуют в подготовке личного состава йеменского спецназа. США оказывают помощь Йемену в подготовке военных кадров и в реорганизации сил Береговой охраны ( в частности, поставлено 10 патрульных катеров). В 2004 г. прошло совместное учение ВС ЙР и США, в котором с обеих сторон участвовали подразделения сухопутных войск, ВВС и ВМС. Американцы снабжают Йемен запчастями к ранее поставленной технике – самолетам F-5, танкам М60 и БТР М113. Американцы имеют виды на использование Адена в качестве порта снабжения своего 5-го оперативного флота. Сюда уже совершают периодические заходы корабли и суда ВМС США.

Иордания рассматривает Соединенные Штаты в качестве главного гаранта обеспечения внешней безопасности королевства в условиях сохра-няющейся напряженности на Ближнем Востоке, а также гаранта стабильности монархического режима внутри страны. Вашингтонская администрация, в свою очередь, успешно использует различные рычаги воздействия на Иорданию в целях закрепления ее в качестве политического партнера США на Ближнем Востоке и необходимого обеспечивающего элемента американской концепции «гибкого военного присутствия» в регионе. Американцы гарантировали Амману оказание безвозмездной финансовой помощи на нужды обороны и безопасности, льготные поставки оружия и военной техники, помощь в реорганизации армии и подготовке военных кадров. Для рассмотрения данных вопросов создана и действует совместная иордано-американская военная комиссия. Налажен обмен разведывательной информацией. В иорданской армии работают американские советники и инструкторы. В Иордании имеется постоянное военное представительство США, регулярно происходят встречи на высшем уровне военных деятелей двух государств и переговоры по военным вопросам. В 1996 г. Иордания получила статус «союзника США вне НАТО». В 2004 г. подписано соглашение о партнерстве между ВВС Иордании и ВВС США. В 2006 г. Иордания получила американскую военную помощь в размере 231 млн долл.

В 2003-2006 гг. королевство приобрело в США вооружения и военной техники на 400 млн долл. и заключило соглашения на новые поставки на сумму 1,0 млрд долл. США в 2004 г. поставили Иордании систем тактической разведки и оповещения о ракетном нападении. В последние годы из США получено более 1000 ПТУР ТОУ-2, 30 ПТРК «Джавелин» (116 ракет), а также 42 БТР М113А2 и 5 БТР М577А2. В 2006 г. завершена модернизация БТР М113А1 до уровня М113А2. Для иорданских истребителей F-16 приобретены 50 ракет «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM. В 2008 г. должна быть завершена модернизация истребителей F-16А/В. В ближайшие годы намечено приобрести две РЛС FPS-117 и 8 многоцелевых вертолетов UH-60L. С помощью американских фирм будет создана сетевая система управления и связи министерства обороны и автоматизированная система контроля воздушного пространства и управления силами ПВО RADIANT. Иордания вы-сказывает пожелание приобрести ЗРС «Пэтриот» РАС-2 и модернизировать боевые вертолеты АН-1.

Систематически на территории королевства проводятся совместные американо-иорданские учения с участием частей и подразделений всех ви-дов ВС. Ежегодно в США проходят обучение до 300 иорданских военнослужащих. С американской помощью в стране создан учебный центр для подготовки подразделений спецназа.

В период подготовки и проведения американской военной операции против Ирака в 2003 г. в королевство были переброшены истребители ВВС США F-16, а также противопартизанские самолеты АС-130. Для их прикрытия на территории Иордании развернули два ЗРС «Пэтриот». С иорданской территории действовали спецподразделения ВС США.

Иордания подписала с США соглашение о доступе американских вооруженных сил на иорданские военные объекты в т. ч. для заблаговременного складирования военного имущества. Иорданские военно-воздушные базы используются американской авиацией для перелетов в зону Персидского залива и перебросок подразделений морской пехоты. В то же время Амман не идет на предоставление иорданской территории для постоянного базирования ВС США.

США остаются в числе основных партнеров Ливана в сфере ВТС. В последние годы американцы значительно увеличили объемы военной по-мощи этой стране. В 2007 г. она составила 270 млн долл. Ливанской армии и силам безопасности поставлены военная техника: 270 внедорожников «Хамвей», 124 армейских грузовика, запчасти к ранее поставленным вертолетам и др. В 2006 г. ливанское министерство обороны сделало в США запрос на приобретение вооружения и военной техники на 800 млн долл., в т. ч. боевых вертолетов, танков М60, ПТРК ТОУ, 155-мм СГ М109, патрульных катеров, средств ПВО, различного военного снаряжения. Однако Вашингтон пока не идет на предоставление Ливану тяжелого вооружения и всячески препятствует его получению в других странах. Как видится, основная причина такой позиции заключается в неуверенности американцев в прочности позиций нынешнего ливанского правительства и опасения того, что поставленное оружие может попасть в руки экстремистов, той же «Хизбаллы».

Новые вооруженные силы Ирака создаются при решающей помощи со стороны Соединенных Штатов. Решение об их формировании было принято Вашингтоном летом 2003 г. вскоре после падения саддамовского режима. США изначально создавали новые иракские ВС, что называется по своему образу и подобию. Так, воинские уставы иракской армии – это адаптированные к местным условиям уставы вооруженных сил США. Обу-чение иракских военнослужащих осуществляется преимущественно американскими советниками и инструкторами (4 тыс. чел.) и ведется на основе американских программ боевой подготовки. Кроме того, свыше 2 тыс. чел. занимаются подготовкой полиции и других подразделений МВД. Структура министерства обороны Ирака также создается на основе организации Пентагона. Всего с 2003 г. по 2007 г. американцы израсходо-вали на цели формирования иракских ВС и МВД около 19 млрд долл.

В июле 2004 г. президент США Дж. Буш принял решение о снятии запрета на поставки американского вооружения и военной техники Ираку. В 2004-2007 гг. Ирак приобрел американского вооружения и военной техники на 1,9 млрд долл., а в 2004-2006 гг. заключил соглашения на новые закупки на сумму 1,0 млрд долл. Соединенные Штаты не спешат вооружать иракскую армию современными видами вооружения и военной техники. На сегодняшний день ВС и МВД Ирака получают от США стрелковое оружие, средства связи и транспорта, снаряжение, обмундирование и т. п. В начале 2007 г. принята программа переоснащения ВС Ирака с советского оружия на американское. Причем она началась с неторопливой замены автоматов Калашникова на автоматические винтовки М-16. В октябре 2007 г. Пентагон уведомил Конгресс о намерении поставить Ираку вооружение и технику на сумму 2,3 млрд долл. И снова речь идет о стрелковом оружии, взрывчатых веществах, средствах связи и транспорта, транспортных вертолетах UH-1H и т. п. И только на уровне не очень конкретных обещаний говорится, например, о том, чтобы в 2011-2012 гг. поставить Ираку боевые самолеты. А пока иракское воздушное пространство находится под полным контролем ВС США.

Американцы откровенно признают, что создают в Ираке «легко вооруженную контрпартизанскую силу», которая сможет контролировать внутреннюю обстановку, но в обозримой перспективе «будет достаточно слабой», чтобы защитить страну от внешнего нападения, а поэтому США еще в течение длительного времени «будут гарантировать суверенитет Ирака». У американцев все еще существуют опасения насчет того, что в этой стране может начаться гражданская война, а тогда современная техника «сделает конфликт более ожесточенным». К тому же, на наш взгляд, немаловажную роль играет и то обстоятельство, что Вашингтон не очень уверен в устойчивости нынешних багдадских властей. Американцы также не скрывают, что зачастую получаемое иракскими военнослужащими и полицейскими оружие затем оказывается у боевиков.

В целом, несмотря на усилия, прилагаемые Соединенными Штатами и их союзниками по международной коалиции, иракские силовые структу-ры все еще очень далеки от того, чтобы самостоятельно обеспечивать безопасность в стране, а тем более защищать ее от внешних угроз. При проведении операций против боевиков и террористов иракские армия и силы МВД в большинстве случаев действуют не самостоятельно, а со-вместно с ВС США, по планам, составленным американскими военными, и под их командованием. Причем это делается не только для соблюдения принципа единого командования, но и отражает реальное положение вещей, когда иракские войска и полиция «недостаточно сильны, чтобы в одиночку взять дело в свои руки».

Вопрос о постоянном военном присутствии США в Ираке после вывода из этой страны основной части войск до конца не прояснен. На это счет имеются различные точки зрения. Но пока официально заявляется, что Соединенные Штаты не намерены создавать на иракской территории постоянные военные базы.

Военное и военно-техническое сотрудничество США со странами Арабского Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис) развивается главным образом в сфере борьбы с терроризмом. Исключение здесь составляют Марокко и Тунис, с которыми Вашингтон поддерживает давние и тесные военные связи.

Сотрудничество ос странами Магриба в деле борьбы с терроризмом в значительной степени реализуется в рамках т. н. «Транссахарской контртеррористической инициативы» (ТСКТИ, Trans-Sahara Counterter-roism Initiative), разработанной США и запущенной в 2005 г. Эта инициатива предполагает решение следующих основных задач:

• повышение эффективности действий государств региона в борьбе с террористической угрозой;

• налаживание взаимодействия между странами, участвующими в программе, при подготовке и проведении совместных антитеррористиче-ских операций;

• недопущение расширения террористической деятельности и повышение степени безопасности в зоне ответственности Европейского ко-мандования ВС США (USEUCOM);

• оказание тылового и материально-технического содействия странам, участвующим в программе, при проведении ими различного рода антитеррористических мероприятий.

Кроме того, при реализации программы ТСКТИ предполагается выявлять и обезвреживать конкретные базы и лагеря «Аль-Каиды», других террористических организаций, вскрывать сети, обеспечивающие деятельность террористов, «захватывать и убивать известных террористов в регионе ответственности USEUCOM».

В Транссахароской инициативе участвуют Алжир, Мавритания, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Сенегал, Тунис и Чад. Дважды, в 2005 г. и 2007 г. проводились совместные учения подразделений армий стран-участниц ТСКТИ с ВС США.

Отметим, что руководство Алжира, Мавритании, Марокко и Туниса заинтересовано в ликвидации террористических гнезд, которые угрожают их безопасности и стабильности, а также в получении американской военно-технической и материальной помощи в вопросах противодействия местным исламистским экстремистам. Как известно, обширные пустынные районы Сахары в значительной степени остаются вне контроля правительств и сил безопасности, что позволяет действовать там как террористам, так и различного рода криминальным элементам.

Весте с тем отметим, что страны Магриба в целом неодобрительно отнеслись к решению США создать отдельное командовании для Африканского континента и отказались от размещения на своей территории его штаба.

Важное стратегическое положение Марокко во многом объясняет интерес Вашингтона к этой стране. США неоднократно заявляли о своей непосредственной заинтересованности в укреплении безопасности ко-ролевства как прозападно ориентированного государства. На сегодняшний день Соединенные Штаты остаются основным партнером Марокко в сфере ВТС. В 2004 г. Марокко получило статус «важного союзника США вне рамок НАТО». Между двумя странами налажен «стратегический диалог» на высоком уровне. В 1982 г. создан и регулярно проводит свои заседания совместный комитет по вопросам военного и военно-технического сотрудничества, которое развивается по следующим основным направлениям: участие США в подготовке марокканских военных кадров, продажа или передача на безвозмездной основе вооружения и военной техники королевской армии, проведение совместных мероприятий по оперативной и боевой подготовке штабов и войск, обмен военными делегациями и визитами военных кораблей. В Марокко на постоянной основе находится военное представительство США. Корабли ВМС США совершают регулярные заходы в порты Марокко. Реализуется договоренность об увеличении числа и повышении качества совместных учений. В частности, на марокканской территории регулярно проводятся совместные учения «Африканский лев». Специа-листы из ВС США работают в частях ВВС и подразделениях «спецназа».

В 2003-2006 гг. Марокко получила из США продукции военного назначения на 100 млн долл. и заключила соглашения на новые поставки также на сумму 100 млн долл. В 2007 г. сообщено о поставках для королевских ВС 60 155-мм СГ М109А5 вместе с боеприпасами, запчастями и автотранспортом. В январе 2008 г. Пентагон уведомил Конгресс о намерении продать Марокко 24 тактических истребителя F-16С/D Блок50/52 и 24 новейших учебно-тренировочных самолета Т-68. Общая стоимость предполагаемой сделки оценивается в 2,6 млрд долл. Как сообщается, поставки Марокко истребителей F-16 являются своего рода ответом на приобретение Алжиром крупной партии современной российской боевой авиатехники. И еще, США обошли в это деле Францию, предлагавшую Рабату свои истребители «Рафаль».

В то же время американская военная помощь Рабату носит дозированный характер и не имеет тенденции к существенному расширению. Как правило, американцы стараются направлять ее преимущественно на развитие необходимых им элементов марокканской инфраструктуры, что не всегда отвечает интересам страны. В Рабате не скрывают своего недовольства американо-французской договоренностью о том, что объемы военной помощи и поставок оружия королевству не должны нарушать баланса сил между Марокко и Алжиром, даже в случае обострения отношений между соседними государствами.

По соглашению 1982 г. США получили право использовать военно-воздушные базы в Кенитре, Сиди-Слимане и Бен-Герире «в случае возник-новения чрезвычайных ситуаций на Ближнем Востоке и в Африке». С 1987 г. американцы могут использовать ВВБ Бен-Герир и в качестве запасного аэродрома для аварийной посадки космических кораблей многоразового использования. США имеют возможность использовать в своих интересах узел связи в Кенитре и военно-морскую базу в Мохаммедии, где расположены склады ВМС США. Через Марокко проходят морские и воздушные маршруты, используемые американскими ВС при разверты-вании группировок на Ближнем Востоке. В 2006 г. США предоставили королевству 18 млн долл. на модернизацию военных баз.

В целом, несмотря на имеющиеся разногласия, мароккано-американские отношения развиваются стабильно. Это позволяет Вашингтону рассматривать Рабат в качестве надежного партнера в Магрибе, арабском мире и в Африке, на поддержку которого он может рассчитывать. Со своей стороны, марокканское руководство, сознавая важность для страны американской финансово-экономической и военно-технической помощи, также заинтересовано в продолжении разностороннего сотрудничества с США.

До середины 1990-х гг. военные связи Алжира с США ограничивались ежегодным направлением на учебу небольших групп алжирских офицеров и эпизодическими поставками вспомогательной техники, но постепенно масштабы двустороннего сотрудничества в военной области стали увеличиваться. Расширяется практика направления на учебу алжирских офицеров в США. В 2003 г. Вашингтон выделил Алжиру 700 тыс. долл. на реализацию программ подготовки военных кадров. Между ВМС двух стран действует программа «обменов и сотрудничества». Алжир также рассчитывает на американскую помощь в реорганизации национальных ВС в полностью профессиональную армию. Вместе с тем, американская сторона не идет пока на полную отмену эмбарго на военные поставки АНДР.

Наиболее динамично алжиро-американское сотрудничество развивается в сфере борьбы с терроризмом. В 2003-2004 гг. США поставили АНДР приборы ночного видения и снимки с ИСЗ. Американские военные оказывают содействие алжирской армии в борьбе с бандформированиями исламистов в пустынных районах Сахары, участвуют в обучении алжирских спецподразделений. На территории АНДР даже действовали подразделения американского спецназа. Стороны обмениваются информацией о деятельности террористических организаций. Вместе с тем, в Алжире считают, что развитие сотрудничества с США в борьбе с терроризмом вовсе не означает, что американцы могут получить военные базы на алжирской территории.

С начала 1960-х гг. Соединенные Штаты являются главным партнером Туниса в военной и военно-технической области. Основными направлениями двустороннего военного сотрудничества являются: подготовка личного состава местных ВС; предоставление доступа ВС США на объекты военной инфраструктуры Туниса; продажа или предоставление безвозмездно в рамках программ военной помощи оружия и военной техники; оказание содействия в техническом обслуживании и ремонте поставленной техники; проведение совместных учений и ежегодных штабных переговоров. С 1981 г. действует совместная тунисско-американская военная комиссия, которая рассматривает оборонные нужды Туниса. В стране имеется военное представительство США. Тунисская армия в значительной степени оснащена американской техникой. Почти каждый офицер национальных вооруженных сил на том или ином этапе своей службы проходил обучение в США. Американская военная помощь Тунису в 2005 г. составила 4 млн долл. Пентагон изучает возможность получить военные базы в Тунисе.

Несмотря на продолжающийся процесс восстановления политических и экономических связей между США и Ливией, Вашингтон не идет на возобновление с этой страной военно-технического сотрудничества, а также пытается препятствовать поставкам в Ливию современных видов оружия другими государствами. В то же время в Триполи высказывались за восстановление связей в сфере ВТС, прерванных после революции 1969 г., но без предоставления американцам постоянных военных баз на своей территории.

С 1999 г. отмечается расширение военных связей Мавритании с США. 40 американских офицеров работали в качестве инструкторов в учебных центрах мавританской армии. В 2004 г. американские военнослу-жащие провели кратковременную подготовку мавританских военных по борьбе с терроризмом. Мавританские военнослужащие направляются на учебу в США. Руководство республики высказывает пожелание о реорганизации национальных вооруженных сил с американской помощью. В первую очередь, это относится к подразделениям спецвойск. Осуществляются небольшие по объему поставки военного снаряжения.

Проведение международной антитерроистической операции в Афганистане и военной операции против Ирака обусловили усиление внимания со стороны США к небольшому государству Джибути, занимающему важное положение на перекрестке морских путей между Красным и Аравийским морями. В 2002 г. в рамках ОЦК ВС США было создано Объединенное тактическое командование вооруженных сил США в районе Африканского Рога (ОТКАР, Combined Joint Task Force – Horn of Africa). В зону его ответственности вошли Джибути, Йемен, Кения, Сомали, Судан, Эритрея и Эфиопия. Штаб ОТКАР расположен в Кэмп-Лемонере (Джибути). Кроме того, на территории Джибути находится антитеррористический центр США. С территории республики американцы в конце 2006 г. оказывали содействие армии Эфиопии в войне против исламистов в Сомали, а в начале 2007 г. американские самолеты наносили удары по базам террористов на сомалийской территории. Соединенные Штаты используют территорию Джибути и в качестве базы для запуска беспилотных разведывательно-ударных летательных аппаратов «Предатор». Командование ВС США намерено также использовать территорию республики для обучения войск боевым действиям в условиях пустыни. Американские военные обучают местных военнослужащих.

К арабским странам, с которыми США не поддерживают отношения в военно-технической сфере, относятся Сирия и Судан. Американским фирмам, производителям продукции военного или двойного назначения, строго запрещено устанавливать или поддерживать какие-либо связи с эти-ми неугодными Вашингтону режимами, внесенными госдепартаментом в «черный список». Более того, США всячески препятствуют поставкам вооружений.

Начало