Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Пакистано-американские отношения: новые подходы

Н.А. Замараева

Отгремели первые аплодисменты в адрес избранного президента США Б. Обамы, и эксперты представили перспективные планы для Америки, которая «жаждет» перемен. Уже спустя две недели после президентских выборов переходная администрация Белого дома выработала и представила общественности рекомендации, предусматривающие «кардинальные стратегические изменения» во внешней политике США в отношении Пакистана, а именно — «строительство партнерских отношений во имя прогресса южно-азиатской нации».

Новый подход заключается в осознании, что «многочисленные внутренние изменения в Пакистане оказывают влияние на соседние регионы и на стабилизацию обстановки как в регионе, так и в мире в целом». «Так же как и события в Афганистане, Индии, Иране и странах Центральной Азии оказывают опосредованное влияние на Пакистан…»

Центр американского прогресса, возглавляемый Дж. Подеста, который также является руководителем переходной администрации США, уже подготовил доклад, в котором содержатся призывы к новой администрации, конгрессу США, а также к международному сообществу оказать помощь Пакистану в достижении целей на ближайшие десять лет:

— ослабление «Аль-Каиды», движения «Талибан» и других военных группировок, с тем чтобы они не могли представлять угрозу стабильности Пакистана, Афганистана, Индии, региона, Соединенных Штатов Америки и миру в целом;

— охрана границ Пакистана с соседними странами, а также урегулирование всех спорных пограничных вопросов, включая Кашмир и Линию Дюранда;

— способствовать развитию стабильной политической системы, которая предусматривает участие всех граждан Пакистана, гражданских сил безопасности, спецслужб, а также правительственных учреждений, которые уважают основные права человека;

— создать условия для развития экономики, ее дальнейшей интеграции в мировую экономическую систему и т.д.

Доклад содержит опасения, что «радикальное крыло движения «Талибан» распространяет свое влияние далеко за пределы Fata/Федеральной административной зоны, а также Северо-Западной пограничной провинции в целом и даже пустило корни в Пенджабе и других районах Пакистана».

Ознакомившись с докладом, задаешься вопросом, а что, собственно, нового в подходах переходной администрации США по отношению к Пакистану?

Прежде всего, то, что «центр тяжести» антитеррористической борьбы США окончательно переносят в Азиатский регион; открытая вовлеченность США в решение давних региональных конфликтов, например, кашмирского, с возможным вводом миротворческих сил ООН по обе стороны границы; в целом утверждение позиций США в Азии, где, с одной стороны, не дает покоя «ядерная проблема Ирана», а с другой — углеводородные проекты Китая и связанные с ним инфраструктурные объекты, включая строительство второй очереди порта Гвадар, железнодорожные, телекоммуникационные и другие объекты; оказание экономической помощи Пакистану, но не в виде дорогих подарков, например полевых госпиталей для районов, пострадавших от землетрясения и т.д., а в виде лоббирования займов в международных организациях, в частности в Международной валютном фонде.

Но для дальнейшего утверждения в регионе, в частности в Пакистане, Вашингтон сегодня выбирает помимо военной и иную тактику — экономическую. Сегодня разговор ведется о подписании Договора о свободной торговле между двумя странами.

США также удалось лоббировать интересы Пакистана в Международном валютном фонде/МВФ, что крайне важно для страны. Из запрашиваемых 10 млрд долларов Исламабаду пообещали выделить 7,6 млрд. Причем первый транш будет проведен уже в конце ноября с.г. Известно критическое состояние пакистанской экономики, которая находится на грани дефолта; инфляция уже достигла 25%, подскочили цены на товары первой необходимости и на продовольствие, например, цена на пшеницу на местном рынке повысилась в 2,5 раза, а стоимость 1 литра бензина в Карачи сопоставима с его стоимостью в Нью-Йорке при несопоставимости уровней жизни основной массы населения.

Но, согласно условиям МВФ, выделяемый заем должен расходоваться на реализацию конкретных проектов, в частности на так называемую «Реконструкцию потенциальных зон» в Северо-Западной пограничной провинции, а в провинции Белуджистан — на сооружение ряда инфраструктурных объектов и восстановительные работы после землетрясения (условия предоставления кредита МВФ не предусматривают, например, восстановительных работ в Кашмире). Иными словами, если не военными средствами, то экономическими проектами США войдут на территорию двух «мятежных провинций», граничащих с Афганистаном, что, бесспорно, и является новым подходом переходной администрации США по отношению к Пакистану.

В целом, Пакистан, конечно, заинтересован в получении финансовой помощи от международных организаций, но по-прежнему остаются тщетными его просьбы, обращенные к США и Евросоюзу, о льготном широком доступе местных пакистанских товаров, в частности, сельскохозяйственной продукции и текстильной промышленности, на рынки Американского и Европейского континентов.

Собственно, «новый подход США» к сотрудничеству с Исламабадом стартовал еще с конца августа с.г., сразу после известий о первых авиаударах американских беспилотников с военных баз в Афганистане по населенным пунктам Северо-Западной пограничной провинции Пакистана с последующими жертвами среди мирных жителей. С тех пор зафиксировано более двадцати подобных налетов. Один из последних был совершен на следующий день после обращения президента Исламской Республики Пакистан Асифа Али Зардари к новоизбранному президенту США Б. Обаме с просьбой о «пересмотре стратегии выбора целей для атак в зоне пуштунских племен Пакистана».

Голос президента Пакистана, пришедшего к власти только в начале сентября с.г., в целом остался без внимания США. Прежний президент Пакистана Первез Мушарраф, генерал в отставке, правивший страной с октября 1999-го по август 2008 г., несмотря на глубокие симпатии к США, не допускал подобных инцидентов.

Пакистанская армия с конца 2001 г. на постоянной основе координирует свои действия с Объединенными силами НАТО, базирующимися в Афганистане, в вопросах борьбы с террористами, движением «Талибан» на территории Пакистана. За прошедшие годы зона конфликта, а следовательно, объем разрушений и число жертв неизмеримо увеличились. Обстрелам подвергается уже территория Пакистана, что говорит о качественном изменении подхода коалиционных сил НАТО в борьбе против терроризма в Западной Азии.

Постоянные обстрелы территории пуштунских племен ИРП за последние три месяца внесли существенные коррективы и в действия талибов, в частности в Северном Вазиристане. Если в прежние годы (2006–2008 гг.) некоторые из них договаривались с федеральными властями и прекращали вооруженные действия против пакистанской армии, то в сегодняшних условиях, когда, по их мнению, «армия не в состоянии защитить их дома и семьи… они вынуждены вновь взяться за оружие». То есть налицо очередная волна эскалации конфликта, что в целом грозит социальными потрясениями в провинции в ближайшем будущем, особенно на фоне жесточайшего экономического кризиса в стране.

Понимает это и пакистанская армия. Начальник штаба сухопутных сил генерал Ашфаг Кияни заявил о «невозможности решения данного конфликта только военным путем» и призвал к выработке «комплексного подхода… с учетом географической, культурной и исторической общности народов, населяющих данный регион».

Парламент Пакистана, видя тщетность неоднократных дипломатических и президентских обращений к США относительно прекращения обстрела пакистанской территории американскими беспилотниками, выносит вопрос на обсуждение и в ноябре с.г. принимает резолюцию. В резолюции не только осуждаются подобные действия США и подчеркивается, что народ Пакистана ведет борьбу против террористов, защищая свои национальные интересы, но и ставится вопрос о недопустимости ведения военных операций на своей территории силами иностранных военных подразделений, а также вопрос перед ООН о прекращении поставок продовольствия, оборудования и топлива через территорию Пакистана для коалиционных сил НАТО в Афганистане в целом.

Ситуация более чем интересная и сложная: с одной стороны, Пакистан с протянутой рукой обращается к мировому сообществу, США и Евросоюзу с просьбой оказать финансовую помощь и вытащить страну из «потенциального дефолта», и… деньги находятся; с другой стороны, принимая финансовую помощь, Пакистан обращается к тем же лицам с просьбой и… угрозами о защите своего суверенитета.

Начало