Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Иран: ноябрь 2008 года. Экономическая ситуация

В.И.Сажин

1. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Всемирный банк в своем последнем докладе привел данные о том, что Иран с объемом ВВП в размере более 776 млрд. долларов занял 17-ое место в мире среди 180 стран.

С первого по пятое места в данном списке заняли соответственно такие страны, как США, Китай, Япония, Индия и Германия.

Среди мусульманских стран Турция и Индонезия с объемами ВВП в размере соответственно 922 и 841 млрд. долларов заняли 15-ое и 16-ое места.

Австралия и Голландия с объемами ВВП в размере соответственно 733 и 621 млрд. долларов стоят в списке Всемирного банка после Ирана и занимают 18-ое и 19-ое места.

Однако, несмотря на приведенные выше оптимистические цифры, в целом ситуация в экономике Ирана оставляет желать лучшего. Министр экономики и финансов Хосейни заявил в ноябре, что спустя 30 лет после победы исламской революции экономика Ирана все еще сталкивается с серьезными вызовами. Реализация плана экономических преобразований позволит устранить эти вызовы и реформировать экономическую структуру страны.

В качестве важнейших направлений деятельности в рамках плана экономических преобразований министр назвал реформу системы субсидирования, налогообложения, таможенных сборов, банковской системы, реформу системы распределения товаров и услуг, повышение эффективности производства.

Так, серьезной проблемой считается система выплаты субсидий, на которые в Иране расходуется до 30% ВВП. При этом сбор налогов составляет только 8% ВВП.

Министр труда и социальных дел г-н Джахроми сообщил, что в настоящее время уровень безработицы в Иране составляет 10,2%.

По словам министра, в 4-ом пятилетнем плане развития страны (2005-2010 гг.) предусматривается ежегодно создавать до 900 тыс. новых рабочих мест, и до сих пор эти цели удавалось достигать.

В ноябре в Иране, естественно, широко обсуждались проблемы, связаные с мировым экономическим кризисом.

Председатель Тегеранской палаты торговли, промышленности и рудников Яхья аль-Исхак рассматривая проблемы мирового экономического кризиса, заявил, что первым его результатом стало падение цены на нефть с июля по октябрь с 145 до 60 долларов за баррель. Поскольку иранская экономика во многом зависит от нефтяных доходов, Иран в этой связи окажется в совершенно новых условиях. Падение цены на нефть скажется на бюджете страны на 1388 год (21.03.2009-20.03.2010) и приведет к определенным ограничениям в использовании валютных запасов.

Яхья аль-Исхак предупредил, что если серьезно не заниматься поисками пути для достижения экономического баланса, иранская экономика окажется уязвимой для негативных последствий кризиса.

Как отметил г-н Яхья аль-Исхак, финансовый кризис повлияет на процесс привлечения новых инвестиций, в первую очередь в нефтяную отрасль. Под его влиянием окажутся многие контракты, подписанные в период высоких цен на нефть. Кроме того, кризис в значительной мере скажется на проведении экспортных и импортных операций. Фактически, он сыграет ключевую роль во всех сферах экономической деятельности.

По информации руководителя Счетной организации страны Неджефи Эльми экономика Ирана в наименьшей степени пострадала от кризиса в мировой экономике по сравнению с остальными странами региона.

По словам Неджефи Эльми, до настоящего времени экономический кризис, охвативший практически весь мир, не причинил серьезна ущерба иранской экономике, но падение цены на нефть будет иметь отрицательные последствия.

Биржевой рынок страны также остался в стороне от экономического кризиса в отличие от других мировых бирж. Это связано с отсутствием на иранской бирже иностранных инвесторов и небольшим объемом капиталов.

Неджефи Эльми подчеркнул, что в Иране необходимо самым серьезным образом воспрепятствовать печатанью денежных знаков и ценных бумаг, чтобы не допустить в стране событий, подобных тем, которые произошли на Западе.

Неджефи Эльми отметил, что Западу вместо того, чтобы давать кредиты своим банкам, лучше оказывать помощь странам, которые импортируют его товары. Это спасет мир от охватившего его кризиса.

Член комиссии меджлиса по вопросам промышленности и рудников Шахрияр Тахерпур заявил, что с падением цены на нефть снизилась стоимость импортируемых в страну товаров и это создает угрозу для отечественных производителей. По словам г-на Тахерпура, в таких условиях необходимо как можно скорее пересмотреть импортные тарифы. Шахрияр Тахерпур отметил, что падение цены на нефть представляет собой большую опасность для отечественной промышленности. Хотя оно и приведет к снижению стоимости импортируемого для промышленности сырья, однако импорт готовой продукции окажет на состояние промышленности значительно большее влияние, чем импорт сырья, используемого в отечественном промышленном производстве.

Наиболее оптимистичный взгляд на последствия кризиса имеет президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. В ноябре он заявил: «Текущий мировой финансовый кризис не имеет никакого определенного эффекта на бюджет Ирана, поскольку экономика Ирана полагается на свой внутренний потенциал... Экономика Ирана основана на самообеспечении, поэтому низкие цены на нефть не могут оказать на нее особого влияния... Наконец-то он (Запад) узнает, что санкции не имеют никакого эффекта на желание иранской нации... Мы сможем управлять своей страной, даже если нефть будет стоит 7 или 5 долл...».

С точки зрения иранского президента, «самой важной проблемой для человечества» в настоящее время является отнюдь не финансовый кризис, а «ситуация в Палестине, причем не только потому, что палестинский народ оказался в изоляции и лишен нормальных гигиенических и санитарных условий, но также потому, что палестинцы, отстаивающие свои права, подвергаются самым ужасным атакам со стороны сионистов».

Но, несмотря на бравурные заявления президента, в Иране предпринимаются усилия, чтобы по возможности нейтрализовать влияние кризиса.

Как один из шагов в качестве реакции на кризис, можно рассматривать и план создания нового банка - «Таавон» («Кооперация»).

Министр кооперации ИРИ г-н Аббаси заявил, что устав Банка кооперации уже подготовлен и планируется, что первоначальный капитал банка составит 500 млрд. туманов (около 500 млн. долларов).

Банк кооперации создается для поиска инвестиций и привлечения населения страны к более активному участию в экономической деятельности страны. Кроме того, банк будет способствовать реализации целого ряда положений статьи 44 конституции, в которой предусматривается проведение широкой приватизации.

В ноябре Иран перевел часть своих финансовых резервов в золото. Какая часть из 120 млрд резервов Ирана была переведена в золото, не сообщается.Решение последовало за серьезным падением цен на нефть.

Справка: Иран располагает подтвержденными запасами нефти в 138 млрд. баррелей нефти. Добывает приблизительно 4,2 млн. баррелей нефти в день.

Иран является четвертым в мире экспортером нефти, а отчисления от ее продажи на экспорт составляют около 80% всех отчислений в бюджет страны. Международные финансовые организации считают, что для того, чтобы не столкнуться с бюджетным дефицитом, Ирану необходима цена на нефть на уровне 90 долл./барр.

Однако, несмотря на то, что ИРИ является нефтедобывающей страной, она испытывает резкий дефицит топлива из-за отсутствия достаточного количества перерабатывающих мощностей. В связи с этим правительство было вынуждено ввести нормирование потребления бензина и сократить норму продажи бензина по льготным ценам.

Министр нефти Ирана г-н Нозари заявил, что система введения государственного рационирования горючего для частных пользователей экономит стране 20 миллионов литров бензина в день. Министр отметил: «Страна потребляет в день 65-67 миллионов литров бензина. 20-миллионное снижение потребления является прямым результатом внедрения схемы рационирования».

Согласно действующей в Иране схеме распределения горючего по субсидируемым ценам, каждый частный владелец автомобиля может купить в месяц не более 120 литров бензина по цене 1000 реалов (10 центов) за литр (данные на ноябрь). Сверх этой нормы бензин продается по рыночной цене, в несколько раз превышающую субсидированную.

Заместитель министра нефти Акбар Торкан отметил: Иран вдобавок к выделенным из бюджета 3,3 млрд долларам для закупки топлива за рубежом нуждается в нынешнем году дополнительно еще в 5 млрд долларов. Деньги нужны в нынешнем финансовом году, который в Иране закончится 20 марта 2009 года в праздник весеннего равноденствия Новруз.

По официальным данным в период с марта по октябрь 2008 года Иран импортировал бензина на 2,53 млрд долларов, в том числе из ОАЭ - на 204 млн долларов.

Но в Иране ощущается не только дефицит бензина. По данным директора Компании водных ресурсов Ирана, советника министра энергетики Саттара Махмуди запасы воды в плотинных водохранилищах страны сократились на 30% по сравнению с прошлым годом. В прошлом году запасы воды в плотинных водохранилищах составляли 13,6 млрд. куб. м, а в текущем году этот показатель сократился до 9,5 млрд. куб. м. По словам Саттара Махмуди, прошедший гидрологический год (09.07-08.08) стал годом, в течение которого в Иране выпало наименьшее количество осадков за последние 40 лет.

Саттар Махмуди отметил, что в странах, подобных Ирану, которые располагаются в засушливых зонах, строительство водосборных плотин крайне необходимо. Это позволяет управлять водными ресурсами и противостоять засухам. В настоящее время в Иране ведется строительство 90 плотин. Всего в стране построено 560 подобных гидросооружений. В то же время в Турции, например, которая находится в зоне с более влажным климатом, в общей сложности насчитывается 8 тыс. водосборных плотин.

Сложности в иранской экономике, несмотря на заявления официальных лиц в Тегеране, множатся из-за политики финансово-экономических санкций со стороны Совета Безопасности ООН и вне их - США и некоторых западноевропейских стран.

6 ноября США объявили об очередном ужесточении экономических санкций в отношении Ирана. Министерство финансов запретило банкам, имеющим американские лицензии, проводить так называемые транзитные платежи, которые правительство и банки Ирана могли осуществлять при определенных условиях.

В заявлении министерства финансов США говорится: «Таким образом для Ирана закрыта последняя лазейка в американскую финансовую систему. В документе поясняется, что до сих пор американским финансовым структурам разрешалось работать с платежами для иранских банков, которые поступали через банки других стран. Заместитель министра финансов США Стюарт Ливи пояснил: «В результате проводимой Ираном политики нам пришлось закрыть такой доступ» к американской финансовой системе. Он не уточнил, сколько средств проводилось с помощью таких платежей, но сказал, что в последние годы в результате санкций в отношении Ирана их объем снизился.

Курс иностранных валют. На 26 ноября Центральный банк Ирана установил официальный курс 1 евро в размере 13004 риалов, 1 английского фунта в размере 15307 риалов, 1 американского доллара в размере 10118 риалов, 100 японских иен в размере 10508 риалов, 1 швейцарского франка в размере 8422 риалов.

Нефть.

Мохаммад Таллаеджан, главный технический эксперт нефтеперерабатывающей компании Jey Oil, выступая на нефтегазовой выставке в Абу Даби, выразил надежду, что Барак Обама смягчит санкции против Ирана. Это необходимо, прежде всего, для оживления нефтеперерабатывающей отрасли. Большинство иранских НПЗ были построены еще до исламской революции 1979 года при техническом содействии США. Режим санкций лишил эти предприятия возможностей для своевременного технологического и технического обновления имеющегося оборудования. Иран вынужден получать необходимые технологии из других источников, что резко повышает их стоимость.

Г-н Таллаеджан также сообщил, что его компания намерена построить завод по переработке нефтяных битумов на острове Кешм в Ормузском проливе. Стоимость этого проекта составляет 200 млн долларов. Завод рассчитан на переработку двух миллионов тонн битумов в год. Компания Jey Oil уже владеет тремя заводами по переработке битумов. Самый крупный из них близ города Исфахан рассчитан на ежедневную переработку 100 тонн битумов.

Исследовательские и проектные работы в рамках строительства трубопровода, по которому будет доставляться нефть из порта Нека на Каспии в порт Джаск на берегу Оманского залива, выполнены на 50%.

Нефтепровод Нека – Джаск протяженностью 1515 км строится в связи с разработкой и предстоящей эксплуатацией новых нефтяных месторождений в прикаспийских странах, в частности в связи с разработкой Кашаганского нефтяного месторождения в Казахстане, объемы нефтедобычи на котором составляют 1,5 млн. баррелей сырой нефти в сутки. Помимо экономического названный нефтепровод имеет большое геополитическое значение. Он позволит обеспечить энергетическую безопасность страны, а также с завершением его строительства Иран станет воротами во внешний мир для каспийских углеводородов, и это в полной мере отвечает интересам страны.

По оценкам министерства нефти Ирана, на реализацию проекта потребуются капиталовложения в размере как минимум 3,5 млрд. долларов. Пропускная способность нефтепровода составит 1 млн. баррелей в сутки. Предполагается, что на строительство нефтепровода уйдет не менее 4 лет.

Стратегическая цель строительства нефтепровода Нека – Джаск заключается в доставке каспийской сырой нефти на побережье Оманского залива.

Министерство нефти Ирана усиленно занимается вопросом строительства трубопровода для транспортировки нефти из Каспийского моря в Оманский залив в условиях, когда часть нефти прикаспийских государств поставляется на мировые рынки по трубопроводу Баку – Джейхан, который был введен в эксплуатацию около трех лет назад, и при строительстве этого трубопровода Иран рассматривался как серьезный конкурент в деле доставки каспийской нефти в воды открытого моря.

Газ

Исполняющий обязанности директора Иранской национальной газовой компании Азизолла Рамазани сообщил, что суточная добыча природного газа в стране доведена до 485 млн. куб. м и, тем самым, установлен новый рекорд. В результате, достигнут баланс между производством и потреблением газа.

В Иране предпринимаются шаги для сохранения сбалансированности производства и потребления газа с учетом погодных условий. При этом принимается во внимание объем потребления газа в быту, в торговой сети, на электростанциях и в промышленности.

Министр нефти Голамхоссейн Нозари заявил, что в Иране будут полностью обеспечены поставки газа на внутренний рынок.

Прошлой зимой в холодную погоду Иран неожиданно столкнулся с перебоями в поставках газа. Хотя страна и обладает вторыми по величине резервами голубого топлива, большинство из них находится на юге страны и на шельфе Персидского залива. На север Ирана газ поступает из Туркменистана в объеме 23 млн кубометров в день. В прошлом году туркменская сторона прекратила поставки по техническим причинам, однако, по имеющимся сведениям, за этой формулировкой стоят ценовые вопросы.

Министр Голамхоссейн Нозари сообщил, что в декабре будут завершены переговоры с Туркменистаном о поставках на следующий год и, кроме того, государство сделает большие вложения в развитие трубопроводной сети севера страны, несмотря на дороговизну подобных проектов.

Иран обладает большими запасами нефти и газа, однако разрабатываются они крайне медленно. Как сообщил Голамхоссейн Нозари, на шельфе Каспия обнаружено 49 нефтегазовых блоков, из которых 9 может быть разработано.

Нефтехимия

Первый вице-президент ИРИ Парвиз Дауди во время посещения нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Исфагане заявил, что проект по развитию Исфаганского НПЗ позволит увеличить его производительность с 9 млн. литров до 19,5 млн. литров бензина в сутки или обеспечить 25% потребностей страны. Низкая производительность заводов вынуждает увеличивать объемы импорта бензина.

Реализация проектов по развитию нефтеперерабатывающих заводов страны позволит увеличить объем производства бензина до 80 млн. литров в сутки.

Член исполнительного комитета Общества производителей автопокрышек Насер Эммами сообщил, что в Иране предпринимаются шаги по приобретению технологий производства современных радиальных автопокрышек, обладающих высокими эксплуатационными качествами и обеспечивающих безопасное движение со скоростью свыше 240 км/час.

На данный момент в Иране освоены технологии производства автопокрышек для движения со скоростью 210 км/час, и предпринимаются шаги по приобретению технологий производства автопокрышек, обеспечивающих безопасное движение со скоростью от 240 км/час до 300 км/час и выше.

В настоящее время Иран является важнейшим производителем автопокрышек на Ближнем и Среднем Востоке. Он обеспечивает 70% своих потребностей в названной продукции.

Энергетика

Вице-президент Ирана, глава Организации по атомной энергии (ОАЭИ) Голям Реза Агазаде заявил, что Иран желал бы, чтобы АЭС в Бушере, строительство которой завершается при содействии российских специалистов, стала производить электроэнергию уже ближайшим летом.

Г-н Агазаде сказал: «Мы надеемся, что российская сторона не подведет нас, и уже в этом году (по иранскому календарю – заканчивается 20 марта 2009 года) начнется загрузка (ядерного) топлива (в реактор)…Мы также рассчитываем, что в 1388 году (начинается 21 марта 2009 года) начнется эксплуатация этой станции».

На первой стадии станция будет обеспечивать 500 мегаватт электроэнергии. Вторая стадия, когда мощность возрастет до 1 тыс мегаватт, наступит через два-три месяца после запуска.

«Мы стремимся к тому, чтобы следующим летом началась первая фаза», - сказал Агазаде.

Горнорудная промышленность и металлургия

Ассоциация иранских производителей стали (ISPA) попросила Тегеран увеличить пошлину на импортную арматуру, двутавровую балку, а также на горячекатаный и холоднокатаный рулон. В официальном письме, адресованном министерству промышленности и природных ресурсов Ирана, ISPA, объединяющая большинство частных прокатных производств Ирана, обратилась с просьбой к правительству об увеличении пошлины, ссылаясь на «трудности, в которых находится национальная сталелитейная промышленность и проблемы, перед которыми стоят местные прокатные производства».

Председатель ISPA Таги Бахрами Ноушехр заявил о том, что с начала текущего года (с 20.03.08) в Иран было импортировано около 6 млн. т стальной продукции различного назначения.

В настоящее время с учетом роста импорта и насыщения внутреннего рынка в стране наблюдается сокращение потребления стальной продукции. В этой связи правительству предлагается срочно прекратить импорт стальной продукции, чтобы не допустить банкротства отечественных производителей.

По словам Таги Бахрами Ноушехра, сегодня основные мировые производители стальной продукции сократили объемы производства примерно на 40%. Пять крупнейших китайских сталелитейных компаний и еще целый ряд подобных предприятий по всему миру оказались на грани банкротства. Многие сталелитейные компании с большими объемами производства остались без потребителей их продукции.

Таги Бахрами Ноушехр отметил, что в иранских портах сконцентрировалось большое количество судов со стальной продукцией и в море в ожидании разрешения на разгрузку стальной продукции находится еще много судов.

Зарубежные компании, проводя демпинговую политику, фактически повели наступление на сталелитейную промышленность Ирана. В таких условиях иранское правительство могло бы воспользоваться антидемпинговым законодательством и в срочном порядке повысить импортные тарифы на стальную продукцию до 30%. Скорейшая реализация такого решения через таможенную администрацию позволит оказать существенную поддержку отечественным производителям.

Как сказал Таги Бахрами Ноушехр, с учетом застоя на рынке стальная продукция различного назначения имеется в изобилии и в случае продолжения импорта стальной продукции иранская экономика понесет еще большие убытки. Кроме того, в сталелитейной промышленности произойдет сокращение рабочих мест.

Как бы продолжая тему, директор сталелитейного комбината в провинции Йезд Мохаммед Эхрамиян заявил, что в текущем году импорт металлоконструкций более чем в два раза превысил объемы внутреннего производства и это представляет собой серьезную угрозу для отечественных производителей.

Г-н Эхрамиян подчеркнул, что если правительство не исправит ситуацию, производство на отечественных предприятиях остановится.

На данный момент около половины потребностей внутреннего рынка могут обеспечиваться за счет продукции отечественных производителей, однако торговцы металлом приобретают продукцию на портовых торгах и поставляют ее по низким ценам на внутренний рынок. Этим обусловлен сегодняшний застой на рынке.

По словам г-на Эхрамияна, с учетом кризиса на мировых рынках и ситуации, которая сложилась внутри страны, потребуется много времени для того, чтобы внутренний рынок возвратился в свое первоначальное состояние.

До тех пор, пока импортируемая продукция будет продаваться по более низким ценам, чем продукция, производимая на отечественных предприятиях, кризис на внутреннем рынке Ирана продолжится. Сегодня это основная проблема рынка металлоконструкций страны.

Министр промышленности и рудников Али Акбар Мехрабиян на церемонии ввода в эксплуатацию сталелитейного завода «Западный Эльбурс» в уезде Эбхер провинции Зенджан заявил, что с реализацией до конца текущего года (до 20.03.09) малых, средних и крупных проектов объем производства стальной продукции в стране увеличится на 50%.

По словам министра, благодаря созданию в министерстве промышленности и рудников специального штаба с целью оказания поддержки сталелитейному производству и разработке программы реализации проектов в государственных и частных компаниях в стране при поддержке специалистов до конца года будет реализован целый ряд малых, средних и крупных проектов, и годовой объем производства стали достигнет 15 млн. т.

Директор Иранской национальной сталелитейной компании (ИНСК) заявил, что ИНСК первая на Ближнем и Среднем Востоке произвела бесшовные трубы диаметром 6 дюймов. До недавнего времени монополией на производство бесшовных труб обладали американские и европейские компании. Ввод в эксплуатацию линии по производству бесшовных труб на сталелитейном комбинате в провинции Хузестан не только обеспечил уровень самодостаточности страны, но позволяет впредь не вывозить за границу до 100 млн. долларов валютных средств в год.

Иранская национальная сталелитейная компания способна производить для нефтяной промышленности страны до 30 тыс. трубных плетей диаметром 6 дюймов.

На первом этапе Иранская национальная сталелитейная компания, заключившая соответствующий контракт стоимостью более 900 млрд. риалов (90 млн. долларов) с нефтяной компанией южных нефтеносных районов, должна произвести 90 тыс. плетей бесшовных труб.

Директор Иранской медеплавильной компании сообщил, что на медеплавильном комбинате «Сарчешме» производится около 200 тыс. т катодной меди в год и через пять лет производственная мощность комбината будет увеличена до 440 тыс. т.

Машиностроение.

5 ноября т.г. на верфи Судостроительной кооперативной компании острова Кешм состоялась церемония спуска на воду пассажирского катера «Азарахш», который является головным в серии однотипных маломерных судов.

Это небольшое пассажирское судно может принять на борт 40 пассажиров. При этом судно имеет всё необходимое навигационное оборудование для безопасных и комфортных морских пассажирских перевозок на небольшие расстояния. Это судно предназначено для обновления пассажирского флота Кооперативной компании владельцев маломерных судов Бендер-Аббаса и острова Кешм. Предполагается, что это судно будет работать на регулярной пассажирской линии Бендер-Аббас – о. Кешм.

Директор компании «Сайпа дизель» Али Малек сообщил, что достигнуто предварительное соглашение о производстве в Иране нескольких видов продукции шведской компании «Вольво». Речь в первую очередь идет о тягаче FH16 грузоподъемностью более 20 т с двигателем мощностью 660 л.с. На повестке дня стоит также вопрос об импорте грузовиков SL и SD, которые относятся к средним грузовикам. Они могут прийти на смену французским «Рено Мидлам». Как отметил директор компании «Сайпа дизель», французы не очень надежны в коммерции, и их продукция будет заменена на продукцию компании «Вольво».

Руководитель Организации развития и модернизации промышленности (ИДРО) Ахмед Калебани заявил в Тегеране, что в прошлом году объем продаж автомобилей в Иране составил 15 млрд. долларов и 20% из названной суммы пришлись на импортную технику. При этом в 1372 году (21.03.1993-20.03.1994), например, объем продаж составил только 1 млрд. долларов, и на импортную технику пришлось примерно 75%.

Директор автопромышленной группы Iran Khodro Манучехр Мантеги, находясь в Сирии, заявил, что с будущего года в этой стране начнется производство пяти новых моделей иранских автомобилей «Саманд».

Транспорт

Министр дорог и транспорта ИРИ Хамид Бехбехани заявил, что развитие железных дорог относится к числу основных приоритетов министерства дорог и транспорта. В настоящее время протяженность железных дорог составляет 9 тыс. км, и в 20-летней программе перспективного развития страны предусматривается увеличение этого показателя до 25 тыс. км.

Для сравнения - в таких странах, как Индия и Австралия, протяженность железных дорог составляет соответственно 90 и 60 тыс. км

По словам министра, на повестке дня стоит вопрос о завершении строительства и продлении железной дороги Бушер – Шираз и железной дороги Бушер – Бехбехан – Ахваз с дальнейшим их подсоединением к общей железнодорожной сети страны.

Далее министр сказал, что в процессе строительства железной дороги Шираз – Исфаган возник целый ряд проблем. В первую очередь речь идет о нехватке железнодорожных рельсов. Дорога построена до Эклида, и работы пришлось остановить из-за названных проблем. Согласно графику, строительство этой железной дороги должно быть завершено к марту 2009 года.

В свою очередь, директор департамента по связям с общественностью компании Иранские железные дороги Эхсан Мокаддам заявил, что в Иран доставлено 3,2 тыс. т рельсов для ремонта и строительства железных дорог. Они закуплены в Китае компанией по техническому обслуживанию железных дорог.

Закупленные рельсы предназначены для ремонта железных дорог в районе Бендер-Аббаса, по которым движутся тяжелые грузовые железнодорожные составы, а также для завершения строительства железных дорог в направлении Исфагана и Шираза.

Эхсан Мокаддам отметил, что для снижения зависимости от поставок рельсов из-за границы проведены соответствующие переговоры с представителями частного сектора и есть все основания надеяться на то, что в ближайшие годы на отечественных предприятиях будут успешно освоены технологии по производству железнодорожных рельсов.

17 ноября был открыт крупнейший в Иране мост над озером Урмие. Длина моста составляет 2 тыс. 276 метров. Он позволит сократить расстояние между городами Тебриз и Урмие с 245 до 120 км. Мост связывает берега второго по величине соленого озера в мире и является составной частью автотрассы Урмие – Тебриз.

В конце ноября состоялась церемония начала строительства новой железной дороги Ахваз – Хорремшехр.

Протяженность названной железной дороги составит 121 км, и поезда по ней будут двигаться со скоростью до 160 км/час.

На строительство железной дороги потребуются капиталовложения в размере 140 млрд. туманов (около 140 млн. долларов). Названные средства будут выделены за счет кредитов, предназначенных для национальных проектов. Предполагается, что железная дорога будет построена в течение двух лет.

С вводом новой железной дороги в эксплуатацию ежесуточно на направлении Хорремшехр – Ахваз будет перевозиться в среднем около 3 тыс. пассажиров и 30 тыс. т различных грузов.

Кроме того, началась реконструкция старой железной дороги Хорремшехр – Ахваз. На эти цели выделено более 100 млрд. туманов (100 млн. долларов). Планируется, что работы будут завершены к концу текущего года (до 20.03.09). После реконструкции железной дороги скорость движения поездов увеличится с сегодняшних 45 км/час до 120 км/час.

Строительство

До конца 1387 иранского года (20.03.08 – 20.03.09) в Иране будет построено несколько современных домостроительных комбинатов, что позволит значительно ускорить выполнение государственной программы жилищного строительства.

7 ноября состоялась официальная церемония ввода в эксплуатацию первого домостроительного комбината, получившего название «Бонйане-панель».

Проектная мощность этого комбината составляет 1,8 млн. кв. м перекрытий и (стеновых и перегородочных) панелей. Стоимость этого проекта составила 4,35 млн. евро и 100 млрд. риалов (около 10 млн. долл. США). Этот проект создаёт 60 новых рабочих мест непосредственно на комбинате и ещё 600 рабочих мест на смежных предприятиях.

Отличительными особенностями нового комбината являются новые западные технологии, механизация и автоматизация всех трудоёмких производственных процессов и высокая сейсмостойкость выпускаемой продукции.

Сельское хозяйство и рыболовство

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) прогнозирует на текущий сельскохозяйственный год значительное сокращение в Иране объема производства сельскохозяйственной продукции.

Организация FAO в своем докладе «Прогнозы производства продуктов питания в мире» сообщает, что если в прошлом году в Иране было произведено 21,9 млн. т зерновых, то в текущем году этот показатель составит 14,1 млн. т.

В текущем году Иран импортирует 10,9 млн. т зерновых. В прошлом году объем импорта составил 4,2 млн. т. Экспорт зерновых из Ирана в текущем году не будет осуществляться.

Запасы зерновых в Иране в текущем сельскохозяйственном году составят 25,5 млн. т.

По поводу производства пшеницы в Иране в докладе организации FAO отмечается, что объем производства названной продукции сократится с прошлогодних 15 млн. т до 9,5 млн. т. Вся эта пшеница будет использована для внутреннего потребления.

По прогнозам организации FAO, в текущем сельскохозяйственном году Иран импортирует 6 млн. т пшеницы. Это намного превышает показатели прошлого года (200 тыс. т).

Запасы пшеницы в Иране составят 15,6 млн. т. Это только на 100 тыс. т больше, чем в прошлом году.

Объем производства кукурузы в Иране прогнозируется в размере 1 млн. т. Это на 700 тыс. т меньше по сравнению с урожаем прошлого года. При этом Иран импортирует столько же кукурузы, сколько и в прошлом году, т.е. в объеме 2,5 млн. т.

В докладе организации FAO отмечается, что в прошлом году в Иране будет произведено 1,8 млн. т риса. В текущем году произойдет сокращение объема производства данной продукции на 200 тыс. т, и урожай риса составит 1,6 млн. т.

В текущем году Иран импортирует 1,2 млн. т риса, и запасы этой продукции составят 2,9 млн. т.

В докладе FAO также говорится, что в текущем году в Иране в общей сложности будет произведено 2 млн. 546 тыс. т мясной продукции. Это на 119 тыс. т больше по сравнению с прошлым годом.

Опубликованные статистические данные свидетельствуют о том, что в текущем году Иран импортирует 150 тыс. т мяса и на экспорт отправит 27 тыс. т. Общие запасы мяса в стране составят 2 млн. 670 тыс. т, что на 128 тыс. т больше по сравнению с показателями прошлого года.

В текущем году в Иране из общего количества произведенного мяса говядина составит 378 тыс. т, баранина – 500 тыс. т и мясо битой птицы – 1 млн. 652 тыс. т. Импортировано будет 100 тыс. т говядины и 50 тыс. т мяса битой птицы.

Председатель сельскохозяйственной комиссии Палаты торговли, промышленности и рудников Ирана Мохаммед Хосейн Каримипур заявил, что в результате событий, связанных с мировым финансовым кризисом, средние цены на экспортируемую Ираном сельскохозяйственную продукцию, в частности на такие товары, как фисташки, снижаются и ситуация на рынке будет наверняка не такой, как в прежние годы.

По словам г-на Каримипура, основные последствия мирового финансового кризиса для экономики Ирана связаны с ценами на нефть, которые влияют на доходы правительства. С учетом сокращения нефтяных доходов и неясной ситуации с валютными запасами страны в ближайшее время правительство столкнется с уменьшением имеющихся в его распоряжении средств. Таким образом, перед экономикой страны и, в частности, перед сельским хозяйством открывается перспектива, когда правительство будет располагать ограниченными средствами.

Мохаммед Хосейн Каримипур высказал предположение о том, что с падением цен на нефть остановится процесс роста цен на продукты питания и давление, вызванное подорожанием продовольствия, ослабнет.

Одновременно со снижением стоимости продуктов питания будет наблюдаться сокращение потребления различных товаров в связи с ростом безработицы и уменьшением доходов. В результате, цены на многие виды продукции, в том числе на рис и зерновые, упадут.

По поводу влияния падения мировых цен на экономику Ирана г-н Каримипур сказал, что с учетом уровня инфляции в Иране выше 20% снижение цен будет означать, что если не изменить тарифную сетку, в ближайшее время можно ожидать увеличения импорта продуктов питания, причем импортные товары будут привлекательны из-за низких цен.

Заместитель министра сельскохозяйственного джихада, руководитель Организации сельских кооперативов страны Мохаммед Мусави заявил, что важнейшим направлением политика правительства является оказание поддержки крестьянам и осуществление гарантированных закупок сельхозпродукции по согласованным ценам.

По словам Мохаммеда Мусави, на данный момент у крестьян закуплено более 1,3 млн. т различной сельхозпродукции. С начала года (после 20.03.08) и по настоящее время осуществлены гарантированные закупки 118 видов сельхозпродукции, и крестьянам за нее в общей сложности выплачено более 5 трлн. риалов (около 500 млн. долларов). Объем закупок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 21%.

Иране впервые началось промышленное производство зеленого чая. В уезде Лахиджан провинции Гилян при финансовом участии частного сектора построена чаеразвесочная фабрика по производству зеленого чая, на строительство которой потребовалось 1,5 млрд. риалов (около 150 млн. долларов) капиталовложений.

Директор названной фабрики Эбрахими заявил, что данное предприятие построено для того, чтобы сократить импорт зеленого чая. Потребности страны в зеленом чае составляют около 5 т в день, и со строительством новых чаеразвесочных фабрик Иран может полностью отказаться от импорта данной продукции.

По словам Эбрахими, согласно проведенным исследованиям, зеленый чай, производимый на фабрике в Лахиджане, способен успешно конкурировать с импортной продукцией.

Директор департамента овощных и бахчевых культур министерства сельскохозяйственного джихада Мохаммед Мехди Бахрейни на конференции «Картофель – продукт будущего», которая проводилась в Нишапуре, заявил, что в Иране производится 5,08 млн. т картофеля в год и он занимает 11-ое место в мире по объемам производства названной продукции.

По словам М.М. Бахрейни, потребление картофеля на душу населения в Иране составляет около 50 кг в год. Урожайность картофеля на единицу площади в текущем сельскохозяйственном году достигла 28,5 т на 1 га. Это на 1 т больше по сравнению с показателями прошлого года.

М.М. Бахрейни указал на то, что для европейцев картофель стоит на первом месте среди потребляемых продуктов питания, а для иранцев – на третьем или четвертом месте.

Однако при этом г-н Бахрейни заявил ранее, что ежегодно в стране в виде отходов теряется около 10-15% урожая картофеля. По поводу размеров гарантированной закупочной цены на картофель М. Бахрейни сказал, что первоначально названная цена была предложена в размере 108 туманов (около 11 центов) за 1 кг, однако после проведенного анализа цена была установлена в размере 135 туманов (около 14 центов). Около 85% сельхозугодий, занятых под картофелем, обрабатываются механизированным способом.

Г-н . Бахрейни отметил, что урожай картофеля составил 22 млн. т, а потребности страны не превышают 18 млн. т. Излишки продукции поставляются на экспорт, однако, вместе с тем, на данный момент экспортные поставки осуществляются не самым лучшим образом.

Заместитель министра сельскохозяйственного джихада, руководитель Организации рыболовства и рыбоводства «Шилат» Вахид Заре заявил, что согласно 4-ому пятилетнему плану развития страны (2005-2010 гг.), в текущем году в рыбоводческих хозяйствах не прибрежных провинций должно быть произведено 236 тыс. т рыбы. За шесть месяцев (20.03-21.09.08) произведено 112 тыс. т или 44% от плановых заданий.

По словам Вахида Заре, во всем мире в рыбоводческих хозяйствах производят около 40% рыбы. В Иране этот показатель составляет 34%.

С целью увеличения названного показателя и достижения мировых стандартов необходимо включить в повестку дня такие вопросы, как повышение эффективности производства, обучение персонала, использование новых методов рыборазведения в хозяйствах, подведомственных Организации «Шилат».

Как сообщил Вахид Заре, запланировано, что потребление на душу населения рыбы, произведенной в рыбоводческих хозяйствах, должно составить к концу текущего 1387 года (к 20.03.09) 5,8 кг, а к концу 1388 года (к 20.03.10) – 10 кг в год.

2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Общие проблемы.

Глава международного департамента иранской национальной нефтяной компании (ИННК) Али Ашгар Арши заявил, что Иран не собирается диверсифицировать свой экспорт нефти путем переориентации основных потоков с Европы на Азию.

Несмотря на следование в русле политики ОПЕК, Иран намерен выполнить обязательства по поставкам нефти согласно действующим контрактам. Представитель иранской нефтяной компании также опроверг слухи о том, что Иран имеет резервы нефти в Персидском заливе.

В свою очередь, депутат иранского парламента Сепахе Аджирлу сказал: «Иран всегда выступал и выступает за диверсификацию своих энергоносителей. Для нас очень важны различные пути продажи своих энергоносителей, в том числе и газа по трубопроводу «Набукко».

По его словам, Иран занимает второе место в мире по запасам газа, и он заинтересован в выходе на рынки Европы. «Насколько я знаю, представители министерства энергетики ИРИ проводят с европейскими партнерами переговоры по экспорту газа в Европу. Мы сейчас продаем газ в Турцию и Армению, намерены провести газопроводы в Китай и Индию, и считаю, что мы могли бы в будущем продавать свой газ и в Европу», отметил он.

Однако, несмотря на то, что официальная политика Европейского Союза предусматривает диверсификацию источников поставок энергоносителей, Брюссель пока что избегает определенного ответа на предложения Тегерана. В связи с международными санкциями, введенными из-за спорной иранской ядерной программы, многие западные энергетические концерны заморозили свои инвестиционные проекты в Иране. Но эксперты ЕС уверены, что крупнейший проект по диверсификации поставок природного газа в Европу – газопровод «Набукко, идущий в обход России, – без иранского газа немыслим.

Тем не менее, иранские власти делают Европе новые предложения. С одной стороны, Тегеран наряду с участием в проекте Nabucco готов строить собственный параллельный газопровод в Европу. Кроме того, в будущем страна собирается поставлять европейцам природный газ через Турцию и пропускать транзитом через свою территорию на Запад природный газ из Туркмении.

12 ноября мировые СМИ сообщили, что ОАО «Газпром», Qatar Liquefied Gas Company Limited и иранская National Iranian Oil Company учредят совместное предприятие по добыче газа в Иране и его сжижению в Катаре. В рамках проекта планируется создать инфраструктуру добычи газа на Южном Парсе построить трубопровод по дну Персидского залива в Катар и там, в провинции Рас-Лаффан, построить предприятие по сжижению газа.

Через несколько дней поступила информация о позиции Ирана по этому проекту. Министр нефти ИРИ Голам Хоссейн Назари сказал, что Иран готов совместно с Россией и Катаром создать совместное предприятие, которое могло бы работать в любом из этих государств, либо в третьих странах. Однако мы никоим образом не согласимся на то, чтобы наш газ шел в Катар, где его перерабатывали бы на сжиженный природный газ (СПГ).

По сообщению государственной Торговой нефтехимической компании Ирана, с марта по октябрь текущего года было экспортировано 6,85 млн тонн нефтехимической продукции на сумму около 5,7 млрд долларов. По прогнозам экспертов, до конца года объем вывоза продуктов нефтехимии достигнет 13 млн тонн.

Согласно программе развития нефтехимической отрасли в Исламской республике, до 2012 года прибыль от экспорта должна составить свыше 20 млрд долларов в год.

28.11.08 Глава торговой палаты провинции Керманшах Кейван Кашефи сообщил, что руководство провинции Керманшах поставило перед собой задачу до конца текущего года (до 20.03.09) довести объем ненефтяного экспорта в населенные курдами районы Ирака до 1 млрд. долларов.

Секретарь Общества экспортеров инженерно-технических услуг Ирана Абдольхосейн Сабет заявил, что из двухсот крупных иранских подрядных компаний около 50 компаний принимают участие в реализации зарубежных проектов.

Эти компании занимаются строительством нефтегазовых и нефтехимических объектов, плотин и электростанций, прокладкой дорог, ведут строительство различных зданий и сооружений.

Один из членов упомянутого общества г-н Абуталеби дал высокую оценку потенциалу иранских компаний в области оказания инженерно-технических услуг и заявил, что частный сектор Ирана способен в течение года построить 5 тыс. жилых помещений и проложить 3 тыс. км дорог, поставлять до 85% оборудования для газовых и тепловых электростанций.

По словам г-на Абуталеби, в прошлом году объем иранского экспорта инженерно-технических услуг превысил 2 млрд. долларов.

Армения

Руководитель отдела инженерного обеспечения и контроля за экспортными поставками газа Иранской национальной компании по экспорту газа Расул Салмани сообщил, что, как предполагается, в декабре Армения будет готова получать иранский газ после завершения мелкого ремонта на армянском участке газопровода Иран – Армения. Согласно контракту, Иран уже с октября получает электроэнергию из Армении, как и было договорено. Однако из-за дефектов на трубопроводе сроки поставок газа в Армению изменились. Первоначально Иран будет получать 3,3 млрд. кВт/час электроэнергии в год, а к 2019 году объем поставок увеличится до 6,9 млрд. кВт/час электроэнергии. Поставки газа из Ирана в Армению начнутся с объема в 1,1 млрд. куб. м в год. Их объем будет постепенно увеличиваться и к 2019 году достигнет 2,3 млрд. куб. м.

Афганистан

В ноябре в Тегеране прошла встреча министра промышленности и рудников Ирана Али Акбара Мехрабияна и министра горной промышленности Афганистана Ибрагима Аделя. На встрече обсуждались пути развития сотрудничества между двумя странами в области горнодобывающей промышленности. По итогам переговоров подписаны соответствующие меморандумы, сформирован так называемый Штаб по развитию сотрудничества в области горнодобывающей промышленности с Афганистаном.

Министр промышленности и рудников Ирана подчеркнул, что в настоящее время очень большим потенциалом в области реализации горных и промышленных проектов располагает частный сектор Ирана, который готов к сотрудничеству с Афганистаном.

Министр горной промышленности Афганистана Ибрагим Адель в свою очередь подчеркнул необходимость укрепления связей и расширения сотрудничества между двумя странами и заявил, что Афганистан очень нуждается в сотрудничестве с Ираном, в особенности в области геологии и геологоразведки. Ибрагим Адель выразил надежду на укрепление сотрудничества между Тегераном и Кабулом в области горнодобывающей промышленности.

Специалисты иранской провинции Хорасане-Разави готовы оказывать услуги и делиться опытом со своими афганскими коллегами в области использования машинного оборудования, строительства и эксплуатации промышленных предприятий, в частности цементных заводов, в соответствии с мировыми стандартами.

В Иране сроки строительства цементных заводов сокращены с 7 до 2,5 лет. В провинции Хорасане-Разави производится до 9 млн. т цемента в год, что составляет около 20% от общего объема производимого в стране цемента.

Кроме того, провинция Хорасане-Разави готова также создать в Кабуле и Герате центры технического и профессионального образования, в которых молодежь Афганистана сможет получить необходимые знания и навыки. При этом афганское правительство обязалось обеспечить безопасность иранских инвестиций.

Белоруссия

Беларусия предлагает автомобильной компании Iran Khodro увеличить его долю в СП «Юнисон» с 42 % акций до контрольного пакета. Об этом заявил в Минске начальник управления машиностроения и металлургии министерства промышленности Александр Лабусов во время встречи с советником президента Ирана Али Акбаром Ашари и послом Ирана в Беларусии Сейдом Абдуллой Хоссейни. Такое предложение вызвано тем, что белорусская сторона хотела бы ускорить ход реализации проекта по сборке в Беларусии иранских автомобилей Samand и созданию их производства на площадях СП «Юнисон». Кроме того, белорусская сторона хотела бы видеть большее участие иранских специалистов в этом проекте.

Как сообщалось ранее, 29 ноября 2007 года в Минске иранский холдинг Iran Khodro и ЗАО «Юнисон» подписали контракт о создании предприятия по производству комплектующих для сборки в Беларусии иранских автомобилей. В мае 2008 года была достигнута договоренность о строительстве второй очереди завода, в частности создании кузовного и покрасочного производств. Это позволит довести долю белорусской комплектации до 51% и экспортировать продукцию в страны СНГ. Планируется, что вторая очередь будет запущена в 2010 году.

СП размещается в поселке Обчак под Минском на производственной базе ЗАО «Юнисон». Доля белорусской стороны 26% акций СП, 42% принадлежит Iran Khodro, 23% - английской компании «Фенокс» и 11% - ЗАО «Юнисон». Компания Iran Khodro заявляла о планах инвестировать в создание сборочных и покрасочных производств $80 млн. Iran Khodro определило 3- 4 модели автомобилей, которые будут производиться в Беларусии - это автомобили Samand компактного и среднего класса.

Иранская компания Mobina Group обсуждает в Белоруссии приобретение двух небольших частных банков, а также строительство предприятий по переработке отходов, сказал глава компании Мохаммад Риза Изалбин на встрече с белорусским премьером Сергеем Сидорским.

Белоруссия в последние годы особенно после визита в Минск иранского президента Махмуда Ахмадинежада и ответного визита в Иран белорусского лидера активизировала контакты с Ираном, договорившись о добыче нефти на территории этой страны, совместных проектах в области машиностроения.

Теперь на очереди сотрудничество в банковском секторе. Вполне вероятно, что иранская активность в этом направлении напрямую связана с финансовыми санкциями США и Европейского Союза против иранских банков. Это попытка Тегерана обойти санкции, используя дружеские страны, в частности, Белоруссию, Венесуэлу и некоторые другие.

Индия

Министр иностранных дел Индии Пранаб Мукерджи подтвердил приверженность Нью-Дели реализации проекта строительства газопровода Иран-Пакистан-Индия.

Переговоры по строительству трубопровода, стоимость которого оценивается в 7,5 миллиарда долларов, буксуют второй год из-за разногласий между участниками проекта. Индия, в частности, недовольна размером тарифа за транзит газа по территории Пакистана. Кроме того, Нью-Дели добивается твердых гарантий бесперебойных поставок газа в будущем.

Находившийся в ноябре с визитом в Тегеране г-н Мукерджи подчеркнул, что его страна стремится диверсифицировать энергоносители. Он сказал: «Наш интерес к соглашению Индия-США в сфере гражданской ядерной энергетики продиктован тем же, чем и интерес к газопроводу Иран-Пакистан-Индия: наши потребности в энергетике слишком велики, чтобы их можно было удовлетворить из одного источника», - сказал Мукерджи. Он призвал иранские предприятия вкладывать деньги в газодобычу на территории Индии. Г-н Мукерджи также подтвердил заинтересованность Индии в поставках сжиженного газа из Ирана наряду с реализацией проекта газопровода.

Ирак

5 ноября в ходе переговоров между руководителями организаций гражданской авиации Ирана и Ирака состоялось подписание меморандума о взаимопонимании в области воздушного транспорта.

В соответствии с подписанным меморандумом, иранские авиакомпании могут совершать еженедельно семь авиарейсов из Тегерана в Багдад и 14 авиарейсов из различных городов Ирана в Неджеф. Иракские авиакомпании могут совершать еженедельно семь авиарейсов из Багдада в Тегеран и 14 авиарейсов из различных районов Ирака в Мешхед. Кроме того, между двумя странами будут осуществляться 7 регулярных грузовых авиарейсов в неделю.

Между министерством сельского хозяйства Ирака и Тракторостроительной компанией Ирана подписано соглашение о сотрудничестве. В подписанном документе предусматривается закупка 800 иранских тракторов различного назначения на общую сумму в 14 тыс. 405 долларов.

С иракской стороной также достигнуто соглашение о строительство сборочной линии для производства в Ираке иранских тракторов.

Италия

Директор Организации Свободной экономической зоны (СЭЗ) «Киш» и посол Италии в Иране рассмотрели пути расширения двустороннего экономического сотрудничества, в частности, в области туризма.

К числу перспективных с точки зрения инвестирования проектов относятся развитие туристического комплекса на острове Киш, создание зон отдыха и развлечений, строительство отелей, торговых и промышленных центров.

При этом, с целью привлечения инвестиций в СЭЗ «Киш» предоставляются такие льготы, как освобождение от налогов и создание благоприятных условий для ввоза и вывоза капиталов зарубежных участников экономической деятельности. Посол Италии в Иране указал на благоприятные возможности для инвестиций в Иране и, в частности, на острове Киш и пообещал оказывать всяческое содействие в привлечении итальянских инвесторов к участию в коммерческой и экономической деятельности на острове Киш.

Казахстан

В ноябре в Иране находилась делегация Республики Казахстан во главе с вице-министром индустрии и торговли РК Едилем Мамытбековым. В результате проведенных переговоров с представителями министерств торговли, нефтяной промышленности, исследовательских центров и технологических парков сторонами достигнута договоренность о значительном расширении двусторонних отношений в сфере торговли, инвестиций, научно-технического обмена.

Стороны отметили, что перед Казахстаном открываются большие возможности принять участие в приватизации крупных и средних промышленных предприятий в нефтегазовой сфере, металлургии, телекоммуникаций, в том числе в энергетических проектах на острове Кешм и в свободно-экономической зоне «Южный Парс - Ассалуйе».

14 ноября состоялась встреча вице-министра транспорта и коммуникации Казахстана Жениса Касымбека с заместителем Чрезвычайного и полномочного Посла Исламской Республики Иран в Казахстане Мохаммадом Али Искандари.

В ходе встречи стороны обсудили значимость реализации трехстороннего проекта строительства железной дороги по маршруту Иран - Туркменистан - Казахстан, важность открытия прямого воздушного сообщения между двумя странами, что позволит увеличить товарооборот до 10 млрд. долларов США.

Вице-министр транспорта и коммуникаций Казахстана проинформировал о том, что разработка железнодорожного проекта «Иран - Туркменистан - Казахстан» будет завершена в середине следующего года, а в конце 2009 года начнется его реализация с последующим завершением в 2011 году. Вице-министр также отметил, что Туркменистан со своей стороны уже приступил к реализации проекта и закончил строительство 100 км. Желзной дороги на своей территории.

Киргизия

4 ноября министр иностранных дел Киргизской республики г-н Карабаев встретился с Министром торговли Ирана г-ном Мирказеми, прибывшим в Бишкек для участия в 9-ом заседании киргизско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.

Во время встречи глава МИД Киргизии Карабаев отметил успешную реализацию иранскими компаниями ряда значимых проектов в его стране и подчеркнул важность дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества двух стран.

Министр торговли Ирана г-н Мирказеми также выразил уверенность в расширении двустороннего сотрудничества. Сторонами была дана высокая оценка деятельности киргизско-иранской межправительственной комиссии. Киргизия получит от Ирана кредит в 50 млн. евро.

Китай

В середине ноября Мохаммад Али Эмади, директор по исследованиям национальной шельфовой нефтегазовой компании Ирана (NIOC), заявил, что в течение ближайшего месяца будут согласованы цены на газ и ряд других условий по контракту с китайской государственной нефтяной шельфовой компанией (CNOOC) о разработке месторождения Северный Парс.

Протокол о намерениях по этому контракту был подписан еще в 2006 году. Подписание контракта первоначально было намечено на февраль этого года, однако в последний момент китайская делегация отказалась от поездки в Тегеран из опасения нарушить режим санкций против Ирана.

Стоимость данного контракта составляет 16 млрд долларов, он рассчитан приблизительно на 25 лет. По словам г-на Эмади, соглашением также может быть предусмотрена совместная работа по производству и экспорту СПГ.

Аналитики, однако, скептически относятся к возможностям для Ирана приобрести технологии СПГ, во-первых, из-за жесткого режима санкций, а, во-вторых, потому что китайская компания-партнер такими технологиями сама не обладает, она лишь инвестировала в строительство терминалов для СПГ и установок по регазификации на восточном и южном побережье Китая.

Шельфовое месторождение Северный Парс находится в Персидском заливе в 85 км к северу, его резервы насчитывают 80 трлн кубических футов газа.

Объединенные Арабские Эмираты

Иран не доволен заключенным в 2001 году контрактом с одной из компаний ОАЭ. Член иранского парламента Мухаммед Реза Таджеддини заявил, что страна потеряла десятки миллиардов долларов на контракте с компанией из ОАЭ Crescent Petroleum . Контракт предусматривал экспорт газа в ОАЭ с подводного месторождения Салман в Персидском заливе.

Crescent Petroleum и иранская нефтяная компания ИННК построили совместный газопровод для экспорта газа. Поставки предусматривались по фиксированным ценам, которые в 2001 году были значительно ниже нынешних. Газопровод начал работу в 2005 году, по контракту предусмотрено, что Иран будет поставлять газ в Эмираты на протяжении следующих 25 лет.

Компания Crescent Petroleum опубликовала заявление, в котором говорится: «Подписанное соглашение является обязательным для обеих сторон, независимо от изменения цен на международных рынках. Контракт не может быть разорван в одностороннем порядке, в особенности принимая во внимание тот факт, что все технические отсрочки и задержки открытия газопровода произошли по вине иранской нефтяной компании».

Иранские аудиторы подсчитали, что если контракт будет выполнен в соответствии с установленными в 2001 году ценами, страна потеряет, как минимум, 21 миллиард долларов.

Россия

Посол Ирана в России Махмуд Реза Саджади заявил, что правительством Ирана закладывается основа и создается инфраструктура для присутствия иранских коммерсантов и инвесторов на рынке Российской Федерации.

По словам дипломата, предпринимаются шаги по более широкому предоставлению банковских и страховых услуг, транспортных льгот, создаются упрощенные условия для пребывания иранских коммерсантов в России.

Махмуд Реза Саджади указал на жесткую конкуренцию на российском рынке и отметил, что в качестве конкурентов для иранских коммерсантов здесь выступают компании европейских и других развитых стран, поэтому иранским предпринимателям и коммерсантам для успешного ведения конкурентной борьбы на российском рынке следует соблюдать самые высокие международные стандарты.

Посол Ирана подчеркнул, что Россия – очень богатая страна и именно благодаря этому обстоятельству на российском рынке существуют самые благоприятные условия для предложения высококачественных и представляющих большую ценность иранских товаров, в частности ковров ручной работы.

Махмуд Реза Саджади отметил, что политические отношения между Ираном и Россией находятся на высоком уровне. Правительство России приветствует присутствие иранских предпринимателей на российском рынке и считает, что это создает условия для дальнейшего укрепления двусторонних связей.

Иранская атомная электростанция «Бушер», в строительстве которой принимает участие России, начнет свою работу в 2009г. Об этом сообщил пресс-секретарь Организации по атомной энергии Ирана Мохсен Дэлавиз.

Однако Россия не планирует строительство еще одной АЭС в Иране. Об этом 6 ноября заявил глава «Росатома» Сергей Кириенко. «Не обсуждается», - сказал Кириенко, отвечая на вопрос, идут ли переговоры о строительстве еще одной АЭС. «На сегодняшний день по действующим соглашениям мы должны достроить АЭС «Бушер». Контракт предполагает на это один год. Мы ее достроим. Все идет по графику», - сказал Кириенко.

За 10 месяцев текущего года станцией Порт Оля Астраханского отделения Приволжской железной дороги и портом Оля в Астраханской области принято 10 тысяч грузовых вагонов. Для сравнения: такое же количество вагонов было переработано здесь за весь предыдущий 2007 год. На сегодняшний день основной груз, перевозимый Астраханским отделением Приволжской железной дороги через порт Оля – это металл (арматура, заготовка, рулонная сталь, слябы, катанка). Он прибывает с Урала и Северного Кавказа и отправляется в Иран.

Саудовская Аравия

По сообщению пресс-службы Палаты торговли, промышленности и рудников, торговый советник Ирана в Эр-Рияде Багери заявил, что завершена подготовка визита торговой делегации Саудовской Аравии в Иран. Он подчеркнул также, что в Саудовской Аравии существуют весьма благоприятные условия для работы и укрепления торговых связей Ирана с этой страной.

Таджикистан

В конце ноября делегация Таджикистана во главе с президентом республики Эмомали Рахмоном посетила Иран. Президент Рахмон в ходе переговоров со своим иранским коллегой Махмудом Ахмадинеджадом сначала на встрече в формате «тет-а-тет», а затем в расширенном составе делегаций обсудил состояние и перспективы двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Эмомали Рахмон, назвав Иран «естественным стратегическим партнером», выразил «удовлетворение» уровнем политических контактов между двумя странами. «В тоже время глава государства выразил неудовлетворение уровнем экономического сотрудничества, в частности, в сфере темпов строительства ГЭС «Сангтуда-2».

В ходе переговоров стороны рассмотрели вопросы, касающиеся завершения строительства автотранспортного тоннеля «Истиклол» под перевалом Анзоб, соединяющего Душанбе с северным регионом республики, а также начала строительства автотранспортного тоннеля «Чормагзак» на автотрассе Душанбе-Нурек и разработки проектной документации по строительству ГЭС «Шуроб» на реке Вахш.

«Стороны вновь потвердели заинтересованность в строительстве ЛЭП, а также автомобильной и железной дороги между Таджикистаном, Афганистаном и Ираном. Было отмечено, что к намерениям трех стран по вопросам освоения водно-энергетического потенциала могут присоединиться и другие заинтересованные государства, а в сфере транспортно-коммуникационных проектов - Киргизия и Китай», - подчеркнули в пресс-службе.

В ходе переговоров достигнута договоренность о создании нескольких совместных предприятий на территории Таджикистана, в частности, по ремонту вагонов для железнодорожных составов, металлургии, производству энергосберегающих ламп, а также о строительстве одного центра сейсмологии и крупного торгового центра. Достигнута договоренность о строительстве в Душанбе автомобильного завода.

Соответствующим ведомствам поручено взаимодействовать по вопросу развития свободных экономических зон.

В ноябре поступило сообщение, что в 2009 году правительство Таджикистана освободит совместный ирано-таджикистанский тракторный завод «ТаджИр» от уплаты любых налогов. Министр финансов Таджикистана Сафарали Наджмиддинов заявил, что этот тракторный завод занимается производством и ремонтом тракторной техники, необходимой сельскому хозяйству Таджикистана, и освобождение завода от уплаты налогов предпринимается с целью снижения конечной стоимости его продукции.

Туркмения

В начале ноября проходили переговоры между Ираном и Туркменией об увеличении поставок туркменского газа в ИРИ.

По результатам переговоров Иран согласовал формулу для расчета цены на газ с туркменской стороной. В настоящее время ведется серия переговоров с целью определения базовой цены. Цена, как отмечает иранская сторона, будет плавающей в зависимости от цены на сырую нефть.

Турция

18 ноября Турция и Иран в Тегеране подписали протокол о сотрудничестве в энергетической сфере. Документ предусматривает дальнейшее укрепление и развитие сотрудничества обеих стран в энергетической сфере. Протокол также предусматривает ряд совместных проектов, в частности, строительство газопровода для поставок в Турцию природного газа с месторождений Южного Парса.

В перспективе Турция намерена увеличить импорт газа из Ирана с нынешних 27 миллионов кубометров в сутки (10 миллиардов кубометров в год) до почти 50 миллионов кубометров в сутки (восемнадцать миллиардов кубометров в год), из которых часть уйдет на внутреннее потребление, а часть – на экспорт в Европу.

Источник поставок газа и сроки доставок не были озвучены. Но, согласно швейцарской EGL, которая намерена импортировать до пяти миллиардов кубометров иранского газа в год, первые поставки иранского газа в Юго-Восточную Европу могут начаться в 2009 году посредством существующих газовых сетей между Ираном, Турцией и Грецией.

Заместитель министра нефти Ирана Акбар Торкан сказал, что половина газа (из 46 миллионов кубометров в сутки) с месторождения «Южный Парс», которое может быть разработано турецкой компанией TPAO, будет доставлена для потребления в Турцию, а оставшаяся часть в 23 миллиона кубометров – экспортирована через Турцию в Европу посредством персидского трубопровода.

В прошлом году Турция и ИРИ подписали меморандум взаимопонимания, обязывающий TPAO инвестировать в разработку стадии 22-24 месторождения «Южный Парс». По словам министра энергетики Турции г-на Гюлера, переговоры с Ираном находятся на завершающем этапе.

Любое значительное увеличение экспорта газа в Турцию из Ирана потребует создания новой трубопроводной инфраструктуры в Иране. Речь идет о проекте «Парс», включающий трубопровод от южно-иранского месторождения Ассалуйя Южного Парса до границы с Турцией. Эта 1800-километровая труба будет стоить восемь миллиардов долларов и будет готова не ранее 2014 года.

Строительство газопровода имеет также целью перекачивать поступающий в Иран туркменский газ в Турцию и далее в Европу. Таким образом Анкара намерена получать 35 млрд кубометров туркменского газа в год.

Ожидается, что это уменьшит энергетическую зависимость Турции от России. В настоящее время эта страна получает из России 29% всей импортируемой нефти и 63% природного газа.

Ирано-турецкое сотрудничество в энергетике не ограничивается газовой сферой. В ноябре министр энергетики ИРИ Парвиз Фаттах после встречи в Тегеране с министром энергетики Турции Хильми Гюлером заявил, что между Ираном и Турцией достигнута договоренность о совместном инвестировании строительства тепловых электростанций общей мощностью 6 тыс. МВт электроэнергии. Названные электростанции будут строиться на территории обеих стран.

По словам Парвиза Фаттаха, топливом для электростанций будут служить газ, дизельное топливо и мазут, и их поставки должен обеспечивать Иран.

В последние несколько лет Иран вблизи турецкой границы и в северо-западных провинциях ввел в эксплуатацию газотурбинные энергоблоки тепловых электростанций, а паровые энергоблоки блоки этих ТЭС, согласно достигнутой договоренности, должны быть построены при совместном инвестировании иранской и турецкой сторон.

По поводу строительства совместной плотины Парвиз Фаттах сказал, необходимые исследования уже проведены, определено место под строительство и подписано соответствующее соглашение. Вся информация предоставлена в распоряжение турецкой стороны с тем, чтобы были начаты практические работы по реализации проекта. По завершению строительства плотины Турция вложит капиталы в проект по производству электроэнергии, и Иран обязуется поставлять часть производимой электроэнергии в Турцию.

Хильми Гюлер заявил, что до 2020 года Турция должна инвестировать в указанные проекты около 120 млрд. долларов.Турецкий министр отметил, что в ближайшем будущем энергосистема Турции станет составной частью европейской энергосистемы и Турция продолжит реализацию совместных с Ираном проектов.

Иран увеличивает поставки своих автомобилий на турецкий рынок. Директор регионального азиатского департамента экспортного управления компании Iran Khodro г-н Йезди заявил о том, что к настоящему времени на турецкий рынок экспортировано более 1 тыс. новых автомобилей «Саманд LX» с двигателем объемом 1600 куб. см, которые успешно конкурируют с европейскими и азиатскими аналогами по цене и качеству. До конца года (до 20.03.09) объем поставок автомобилей «Саманд» в Турцию увеличится до 2 тыс. единиц.

По всей Турции продажами и послепродажным обслуживанием автомобилей «Саманд» занимаются 23 торговых центра и 45 ремонтных мастерских.

С учетом мировой тенденции к эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями и автоматическими коробками передач в планах компании «Иран ходроу» предусматриваются поставки на турецкий рынок автомобилей «Саманд» с такими двигателями и коробками передач.

Г-н Йезди отметил, что на автосалоне в Стамбуле успешно прошла презентация автомобиля «Саманд Сурен». На данный момент уже получена разрешительная документация на поставки этого автомобиля в Турцию, и в ближайшее время эти поставки должны начаться.

Первый контракт на поставки автомобилей «Саманд» в Турцию был подписан в 2006 году. В контракте предусматривались поставки 3 тыс. иранских автомобилей с последующим возможным увеличением этого количества до 10 тыс. автомобилей. Поставляемые в Турцию автомобили «Саманд» оснащаются подушками безопасности и тормозными системами ABS. Их двигатели соответствуют нормам экологического стандарта «Евро 3» и могут быть доведены до стандарта «Евро 4».

Украина

Глава компании Aviation Industries Organization (AIO) (иранский аналог государственной Российской объединенной авиастроительной корпорации) Маджид Хедаят заявил, что Иран готов закупать и производить по лицензии новые региональные российско-украинские самолеты Ан-148.

Г-н Хедаят заявил: «Я уже хорошо знаю этот новый самолет, и я не только подробно осмотрел его на выставке Iran Kish Airshow 2008, изучил технические характеристики, но и полетал на нем. Если это новая разработка будет востребована авиакомпаниями Ирана, то никакой проблемы я не вижу. У нас есть завод HESA, уже производящий по лицензии машины Ан-140 («Иран-140» по местной спецификации), и на этом же заводе мы сможем организовать подобное лицензионное производство новой модели — Ан-148».

Вместе с тем он отметил, что переговоры по этому поводу пока находятся в ранней стадии, и скорость выполнения проекта зависит от конкурентоспособности российско-украинского самолета на иранском авиарынке.

«Мы должны быть уверены в том, что эта новая машина будет производиться серийно, а не единичными экземплярами, и не хотим ни в коем случае заблудиться. Мы хотим участвовать только в конкурентоспособном проекте и убедиться в достаточном уровне передачи передовых технологий на стадии окончательной сборки», — отметил Хедаят.

Он уточнил, что речь должна идти не столько о передаче технологий, сколько о продаже лицензии на производство самолета в сотрудничестве с российскими и украинскими предприятиями.

Франция

Глава Палаты торговли, промышленности и рудников (ПТПР) Ирана Мохаммед Нехавандиян в ходе встречи с бывшим премьер-министром Франции Домиником де Вильпеном и членами Парижской коллегии адвокатов заявил, что, несмотря на введенные в отношении Ирана санкции его товарооборот с зарубежными странами растет.

По словам Мохаммеда Нехавандияна, за санкции, введенные в отношении Ирана, расплачиваются те, кто вводил эти санкции. Иран занимает важное положение и может оказать серьезное влияние на ситуацию в регионе. Европейским странам следует использовать имеющиеся возможности для укрепления долгосрочных экономических связей с Ираном.

Указав на то, что определяющими факторами для важных мировых экономик является наличие емких рынков и квалифицированной рабочей силы, Мохаммед Нехавандиян отметил, что в течение двух десятилетий в Иране вкладывались значительные капиталы в сферу образования. В стране высокий процент грамотных и высокообразованных специалистов. Иран обладает большим потенциалом и может стать для Франции надежным торговым партнером.

Подчеркнув значимость проблемы энергетической безопасности в мире, Мохаммед Нехавандиян отметил, что поскольку одним из приоритетов для европейских стран является обеспечение энергетической безопасности, инвестиции в развитие энергетики будут отвечать интересам всего европейского сообщества.

Мохаммед Нехавандиян отметил, что с учетом имеющегося потенциала Иран и Франция могут еще больше укрепить двусторонние связи.

Затронув вопрос о финансовом и экономическом кризисе, глава ПТПР Ирана сказал, что если проявить разумный подход к проблеме, то из кризиса можно извлечь немалую пользу.

Мохаммед Нехавандиян подчеркнул, что не следует смешивать политические проблемы с вопросами экономики, однако экономические отношения могут и должны способствовать решению политических проблем.

По словам главы ПТПР, в экономике Ирана происходят важные изменения и создаются весьма благоприятные условия для участия частного сектора в экономической деятельности. Таким образом, европейские страны могут тесно сотрудничать с иранским частным сектором в таких областях, как нефтехимия, строительство плотин, и в целом ряде других отраслей.

Доминик де Вильпен в свою очередь подтвердил, что Иран сыграл огромную роль в мировой культуре и истории и занимает особое место в регионе.

По словам бывшего премьер-министра Франции, необходимо вести поиски путей для дальнейшего укрепления торгово-экономических связей между Ираном и Францией, а также всей Европой.

Доминик де Вильпен подчеркнул, что с целью расширения экономического сотрудничества самого пристального внимания требуют вопросы обеспечения международной и региональной безопасности.

3. ИНВЕСТИЦИИ

В ноябре поступили сообщения, что Иран рассматривает возможность выпуска международных облигаций на сумму 1 млрд долл., несмотря на мировой финансовый кризис и санкции со стороны США и ООН. В этой связи заместитель главы иранского Центрального банка Ирана Хоссейн Казави заявил, что облигации помогут Ирану привлечь иностранных инвесторов, которые смогут принять участие в различных проектах, в том числе по нефтепродуктам. На начальной стадии Иран планирует выпустить валютные депозитные сертификаты на сумму в 1 млрд долл. Дальнейшие подробности, в том числе и дата возможного выпуска облигаций, не сообщаются.

В случае выпуска международных облигаций Иран сможет вернуться на мировой рынок капитала после 6-летнего перерыва. Иран разместил 2 выпуска еврооблигаций на сумму 1 млрд евро в 2002г.

Директор Иранской национальной нефтяной компании (ИННК) Сейфолла Джашнсаз заявил, что Турция инвестирует в разработку 22, 23 и 24 фаз газового месторождения «Южный Парс» около 21 млрд. долларов.

В соответствии с достигнутым с Исламским банком развития соглашением, в феврале 2009 года в Тегеране будет проведена трехдневная специализированная международная конференция «Зарубежные инвестиции в Иране». Цель данного мероприятия заключается в ознакомлении его участников с возможностями, которые имеются в стране для зарубежных инвесторов.

В рамках конференции предполагается обменяться мнениями по поводу инвестиционных возможностей в девяти областях: 1) производство нефтехимической продукции; 2) автомобилестроение и производство автомобильных деталей и комплектующих; 3) строительство и туризм; 4) сталелитейное производство; 5) производство промежуточной промышленной продукции; 6) энергетика и связь; 7) пищевая промышленность; 8) сельское хозяйство и рыбоводство; 9) фармацевтическое производство.

Правомерно констатировать, что ситуация с инвестициями в иранскую экономику чрезвычайно сложная. Основные бюджетоформирующие отрасли экономики нуждаются в сотнях миллиардов долларов и новейших технологиях. Однако перспективы улучшения инвестиционной ситуации на сегодняшний день весьма призрачны. Даже мягкие санкции, наложенные на Иран Совбезом ООН, США и некоторыми европейскими странами, с каждым месяцем все больше заботят иранское руководство.

В целом, можно сделать вывод, что экономическое положение Ирана в ноябре 2008 года продолжает оставаться сложным. Мировой финансово-экономический кризис, несмотря на заявления некоторых высокопоставленных чиновников, все сильнее оказывает отрицательное влияние на многие отрасли экономики и социальную обстановку в стране.

На внешнеполитическом направлении просматривается возрастающая активность Ирана в Турции и странах Центральной Азии.

Начало