Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

«Советы пробуждения» в Ираке

Д.А. Нечитайло

Одной из наиболее эффективных сил, противостоящих «Аль-Каиде» в Ираке в настоящее время, являются «Советы пробуждения» (Ас-Сахва).

В 2004 г. у «Аль-Каиды» были довольно прочные позиции в суннитской провинции Анбар. Однако иностранные муджахеды стали навязывать местному населению свою идеологию: требовать от старейшин ввести запрет на игру на музыкальных инструментах, отказаться от торжеств, женщинам носить хиджаб. Помимо неприятия племенами идеологии «чистого ислама» в провинции Анбар, «Аль-Каида» лишила местные кланы доходов, получаемых ими за сопровождение грузов в соседнюю Сирию. Известно, что в период санкций (1991-2003) лидеры племени Риша предоставляли транспортные коридоры и охрану контрабандистам, получая тем самым стабильный доход. Обосновавшись в провинции, исламисты сами стали взимать с бизнесменов плату за проезд, похищали их с целью получения выкупа. Нередки были случаи убийства людей, работающих в государственных учреждениях. Присутствие большого числа активистов «Аль-Каиды» лишило местных вождей возможности получать доход от контрактов и других деловых проектов, предлагаемых коалиционными силами.

В результате местные старейшины призвали молодых людей идти на службу в полицию, прежде всего в силу финансовых соображений. Это привело к нападениям со стороны радикальных исламистов на тех, кто сотрудничал с оккупационными войсками. «Аль-Каидой» были убиты шейх Базиа ар-Ришави, отец Абд ас-Саттара Абу Риша — будущего основателя «Совета освобождения Анбара», и его младший брат Мухаммад, похищены его братья Абдалла и Али. Кодекс чести племен требует от вождей возмездия.

В ответ на акции устрашения «Аль-Каиды» Абд ас-Саттар создал «Совет освобождения Анбара», состоящего из 100 активистов, чьей задачей было обнаружение и уничтожение членов «Аль-Каиды». Руководители Совета стали получать от коалиционного командования финансовые средства для создания подразделений по борьбе с «Аль-Каидой». Так началась активная фаза противостояния местных племен и «Аль-Каиды». Радикальными исламистами были уничтожены такие ключевые фигуры Совета, как шейх Хикмат Мумтаз аль-Бази — глава совета племен Самарры, шейх Камал ан-Наззаль, возглавлявший совет племен Фалуджи.

С одной стороны, лидеры племен, следуя обычаям, стремились отомстить «Аль-Каиде», с другой — коалиционное командование стало оказывать техническую и финансовую поддержку «советам освобождения» в противостоянии общему врагу. Но главной причиной является националистический характер повстанческого движения в Ираке, что расходится с наднациональной идеологией всемирного исламизма. «Иракские кадры» местных повстанческих группировок также не всегда довольны терактами, ведущими к многочисленным жертвам среди мирного населения.

В октябре 2006 г в провинции Анбар появилось движение «Ас-Сахва», которое начало получать широкую поддержку в других суннитских районах страны. Во главе движения встал видный племенной лидер 35-летний Абд ас-Саттар ар-Ришави, известный также как Абу Риша. Он сформировал «Маджлис сахват аль-Анбар» (Совет пробуждения аль-Анбар), в который вошли лидеры 57 местных кланов. В течение года такие «горячие» города провинции, как Ар-Рамади и Аль-Фалуджа, были практически полностью очищены от присутствия боевиков «Аль-Каиды». Движение приобрело популярность в провинции Салахеддин, где всегда была сильна поддержка Саддама Хусейна. В Тикрите состоялось совещание 130 племенных шейхов, выразивших поддержку «Ас-Сахва». Подобные акции проводились и в других районах страны. Полувоенное ополчение «Советов пробуждения» в настоящий момент насчитывает по стране около 200 тыс. человек.

«Ас-Сахва» оказалась весьма эффективным инструментом в борьбе против «джихадистов». С октября 2006 по август 2008 года число террористических вылазок против американцев сократилось в семь раз. В итоге положение на местах стало заметно улучшаться, из многих районов террористы были выдавлены, а во многих физически уничтожены. Для ликвидации лидеров «Ас-Сахвы» по всей стране радикальными исламистами были совершены десятки терактов. Для того чтобы лишить джихадистов поддержки широких слоев населения, американское командование стало вводить практику подкупа суннитских племен во многих районах страны, ранее выступавших против иностранного присутствия.

Постепенно «Советы пробуждения» стали серьезной политической силой. По сути, они превратились в самостоятельные вооруженных формирования, участники которых в зависимости от ранга получают от американских военных 300-1200 долл. США ежемесячно. Лидеры «сахвистов» требуют интеграции их отрядов в вооруженные силы Ирака. Появление такой силы настороженно встретили в контролируемому шиитами правительстве страны. В ряде газет Ирака, со ссылкой на спецслужбы страны, была проведена акция по дискредитации «Советов пробуждения», изобилующих бывшими боевиками «Аль-Каиды», активистами партии «Баас», членами других повстанческих группировок, лидеры которых приказали своим сторонникам вступать в ряды «сахвистов».

В американском командовании также осознают ненадежность такого тактического союзника. Например, в прошлом видный полевой командир «Бригад революции 1920 г.» Абу Мааруф, касаясь вопроса о включении отрядов «Сахва» в регулярные подразделения иракской армии, заявил, что «если американцы думают, что могут использовать нас, чтобы разгромить «Аль-Каиду» и отодвинуть нас в сторону, то они ошибаются». Этот руководитель 13 тыс. бойцов угрожает, что в случае невыполнения их требований они могут начать боевые действия против коалиционных сил.

Утрата Анбара для радикальных исламистов имела серьезные последствия. По территории эта провинция является одной из самых крупных — она занимает одну треть общей площади Ирака. С самого начала вторжения американских войск этот район, граничащий с Сирией, был своего рода воротами для иностранных муджахедов, стремившихся принять участие в боевых действиях на стороне «Аль-Каиды». Именно на территории Анбара в 2006 г. «Аль-Каида» объявила о создании истинно исламского государства.

Тем не менее американские военные с большой настороженностью относятся к местным лидерам, хотя часто работают с ними в тесном взаимодействии. Многие из них неоднократно задерживались за бандитизм и разбои. МакФарленд, командующий американскими войсками в Рамади, заявлял, что «кланы, как страны, — у них нет друзей, у них есть только интересы». Так, например, вышеупомянутый шейх Саттар Абу Риша после падения режима С. Хусейна оказывал помощь «Аль-Каиде»: предоставлял транспорт, убежище, проводников. Однако это партнерство было кратковременным. «Когда боевики «Аль-Каиды» стали обирать местных жителей, устраивать засады на дорогах, между людьми Саттара и членами «Аль-Каиды» стали возникать вооруженные столкновения», — говорит в интервью бывший боевик «Аль-Каиды». Он рассказывает, что проблемы «Аль-Каиды» в том, что «региональные лидеры хотят денег и власти и готовы жать руку любому, кто, на их взгляд, может предоставить им это. Однако завтра они могут отрезать вам эту руку, если кто-нибудь другой им предложит больше». Таким образом, в 2004-2005 гг. группа Саттара стала действовать в альянсе с радикальными националистическими группировками. Создание исламского государства в суннитских районах не входит в планы региональных суннитских лидеров.

Несмотря на демонстрируемую лояльность, многие сунниты считают и американцев, и поборников «чистого ислама», и шиитов врагами Ирака. Однако беспрецедентные акции террора «Аль-Каиды» вынуждают их сотрудничать с коалиционными войсками. Таким образом, вооружая отряды прагматичных суннитских вождей и добиваясь этим определенных положительных для себя результатов, американцы фактически готовят тех, кто может при определенных обстоятельствах повернуть оружие против них. В настоящее время формируется получившая закалку в боях суннитская сила. Подобные действия коалиционного командования вызывают недовольство шиитского политического истеблишмента Ирака. В частности, иракский премьер-министр Нури аль-Малики, возглавляющий парламентский блок «Объединенный иракский альянс», подверг жесткой критике политику американского командования по созданию неподконтрольных властям страны хорошо вооруженных суннитских групп. Шиитские лидеры выразили опасения, что создание подобных группировок может иметь негативные последствия для будущего страны.

Начало