Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Саудовская Аравия, страны Совета сотрудничества и НАТО: развитие идеи сотрудничества

Г.Г. Косач

Состоявшийся в конце апреля 2008 г. визит норвежского министра иностранных дел Йонаса Гара Стере в Эр-Рияд был охарактеризован принципиально важным обстоятельством, о котором впервые было заявлено его саудовским коллегой принцем Саудом Аль-Фейсалом – королевство не считает себя противником расширения сотрудничества с НАТО. Размещенный 28 апреля 2008 г. на сайте саудовского министерства иностранных дел текст заявлений глав обоих внешнеполитических ведомств в ходе их совместной пресс-конференции в саудовской столице содержал и ответ принца С. Аль-Фейсала за заданный ему в этой связи вопрос. Эту часть пресс-конференции необходимо процитировать. Итак, вопрос: «Ваше Высочество! Вчера (27 апреля 2008 г. – Г.К.) в ходе конференции на Бахрейне представители НАТО заявили о своем настойчивом желании видеть Королевство примкнувшим к Стамбульской инициативе. Как к этому желанию относится Королевство?». И ответ саудовского министра иностранных дел: «Представители НАТО уже посещали Королевство, а представители Королевство посещали штаб-квартиру НАТО. Естественно, что мы внимательно изучаем сделанное нам предложение». В развитии контактов между арабскими государствами Залива и крупнейшей военно-политической организацией современного мира возможно будет сделан значительный шаг вперед, - от отношений Саудовской Аравии с НАТО на уровне взаимодействия с ней, ранее осуществлявшегося по линии Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), как об этом на страницах сайта Института Ближнего Востока уже однажды писала Е.С. Мелкумян, эта страна переходит к активизации двусторонних отношений с этой организацией.

Тем не менее, в тексте заявления принца С. Аль-Фейсала были названы, по крайней мере, два этапа развития этих контактов – Стамбульская инициатива и конференция НАТО-ССАГЗ в бахрейнской столице Манаме. В чем состоят сущностные характеристики этих двух этапов?

Прежде всего, это Стамбульская инициатива – Istanbul Cooperation Initiative (ICI), носящая красноречивое название – «Для развития отношений с Расширенным Ближним Востоком (Reaching out to the broader Middle East)» и выдвинутая саммитом НАТО, состоявшимся в июне 2004 г. в крупнейшем городе современной Турции. ICI предусматривала, как подчеркивалось в ее тексте, «содействовать долговременному поддержанию международной и региональной безопасности на основе двустороннего практического сотрудничества между блоком НАТО и странами региона Расширенного Ближнего Востока». Однако уже в начале текста этого документа подчеркивалось, что в рамках этого региона главы государств-членов НАТО считают необходимым «сосредоточить свое практическое сотрудничество на тех областях, где НАТО сможет оказать свою помощь в поддержании безопасности, а также начать его развитие с государствами-членами Совета сотрудничества арабских государств Залива – Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Оманом, Катаром, Кувейтом и Королевством Саудовская Аравия». Тем не менее, концентрация усилий руководства Северо-Атлантического блока на этой группе государств региона Расширенного Ближнего Востока вовсе не означала, что из сферы возможного сотрудничества с НАТО заранее исключались иные государства этой зоны. Напротив, текст цитируемого документа подчеркивал, что «инициатива открыта для любого заинтересованного государства региона, согласного с ее целями и содержанием, включая противостояние терроризму и распространению оружия массового поражения» (при этом, специально оговаривалось, что речь идет о регионе в целом). Более того, если в этом тексте и говорилось о «государствах», то это понятие распространялось и на Палестинскую Национальную Администрацию.

Присоединение того или иного государства Расширенного Ближнего Востока к Стамбульской инициативе должно было рассматриваться Советом НАТО в индивидуальном порядке и только на основе его собственного стремления осуществить движение в этом направлении. Речь, иными словами, шла о том, что этот военно-политический блок исходит, провозглашая свое желание сотрудничать с государствами региона, из того, что «появление новых и сложных угроз требует широкого международного сотрудничества», что предполагает, что Северо-Атлантический пакт стремится создать «сеть своих партнеров в области безопасности». В рамках этого «партнерства» НАТО предполагал «оказывать консультации, связанные с ходом оборонных реформ и оборонного планирования», содействовать «военно-военному сотрудничеству на основе своего участия в организации военной подготовки с целью повышения уровня боеготовности государств-партнеров». При этом, это «военно-военное сотрудничество» ни в коей мере не исключало возможного участия армейских подразделений этих государств в проводимых армиями стран-членов НАТО военных маневрах или «в руководимых НАТО военных операциях». Наконец, в качестве целей партнерства провозглашалась «совместная антитеррористическая деятельность, включая обмен разведывательной информацией», «совместное противостояние распространению оружия массового поражения и средств его доставки», взаимодействие «в сфере охраны границ и исключение трансграничного перемещения террористов, легкого вооружения и его незаконной контрабанды», а также «планирование чрезвычайных гражданских ситуаций, совместное участие в организации подготовки к их отражению, а также помощь в случае катастроф».

Делегация ССАГЗ приняла участие в работе Стамбульского саммита НАТО в июне 2004 г. Этому предшествовала состоявшаяся в мае того же года поездка заместителя генерального секретаря НАТО посла Клаудио Бизоньеро во все шесть стран ССАГЗ, когда руководители этих стран выразили свою заинтересованность в возможном взаимодействии с Северо-Атлантическим пактом. Впрочем, консультации с политическим руководством государств-членов Совета сотрудничества продолжались и в дальнейшем (все так же при посредничестве К. Бизоньеро) – в сентябре и декабре 2004 г., когда ставился вопрос о выработке конкретных форм сотрудничества в рамках Стамбульской инициативы (ICI). Эти консультации имели своим итогом официальное присоединение к ICI в течение первых трех месяцев 2005 г., соответственно, Бахрейна, Катара и Кувейта. В июне же 2005 г. официальным партнером НАТО в регионе стали и Объединенные Арабские Эмираты.

Движение арабских государств Залива к развитию партнерских отношений с НАТО сопровождалось огромными усилиями этой организации, направленными на пропаганду важности этих отношений в общественном мнении государств ССАГЗ. Одним из наиболее первых ярких проявлений этих усилий стала организованная соответствующими подразделениями аппарата Северо-Атлантического пакта в марте 2005 г. в Риме конференция на тему «Блок НАТО и Расширенный Ближний Восток», в работе которой приняло участие более ста высших чиновников государственного аппарата, парламентариев, университетских преподавателей и экспертов, представлявших все шесть стран ССАГЗ. Одновременно встречи такого же рода стали проходить и в странах Залива. Комментируя одну из них, состоявшуюся в начале декабря 2005 г. в Дохе конференцию на тему «НАТО и безопасность Залива», размещенный 1 декабря 2005 г. на сайте министерства иностранных дел Катара официальный комментарий внешнеполитического ведомства этой страны «Конференция “НАТО и безопасность Залива” начинает сегодня свою работу при широком арабском и международном участии» подчеркивал: «Сотрудничество и двусторонние отношения с НАТО укрепляют понимание безопасности, к обеспечению которой стремятся государства региона, рассчитывающие в этой связи на опыт Европы, широко представляющей свои технические возможности и новые формы своей устремленности к миру, воплощающиеся в новых задачах НАТО, направленных на осуществление взаимодействия с регионом Залива».

Тем не менее, официальное отсутствие Саудовской Аравии в ряду стран-партнеров НАТО в регионе Залива в значительной степени снижало возможности этой организации с точки зрения реализации провозглашавшихся ею целей и задач развития отношений с этим регионом.

24 апреля 2008 г. в бахрейнской столице Манаме с участием нынешнего генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схефера и по инициативе бахрейнского министерства иностранных дел начала свою работу конференция «НАТО и Бахрейн: отношения и Стамбульская инициатива сотрудничества». Комментируя проведение этой конференции, Бахрейнское информационное агентство (специально оговаривавшее, что эта конференция «по своему значению следует за апрельским саммитом НАТО 2008 г. в Бухаресте») в своем распространенном в то же день официальном заявлении подчеркивало: «Цель конференции – обмен мнениями между обеими сторонами в интересах укрепления сотрудничества и более полновесного использования программ, предлагаемых НАТО, на основе Стамбульской инициативы с тем, чтобы в наилучшей мере содействовать сохранению безопасности и стабильности Залива». При этом, что вытекало из текста этого документа, речь шла не только о взаимодействии по линии Бахрейн-НАТО, но и о расширении контактов между Северо-Атлантическим пактом, с одной стороны, и всеми странами-членами ССАГЗ, с другой. Это расширение контактов должно открыть путь к «внедрению новых форм обеспечения безопасности Залива, когда один из ведущих центров мирового развития – Европа, представленная мощным военно-политическим Северо-Атлантическим союзом, строит свои отношения с государствами региона на основе общих с ними интересов, обеспечивающих прогресс и процветание, а не страх и господство».

Естественно, что в рамках такой постановки вопроса задача подключения Саудовской Аравии в качестве регионального партнера НАТО в Заливе на основе Стамбульской инициативы становится, по сути дела, принципиальной.

На конференции в Манаме (как отмечала 25 апреля 2008 г. «Аш-Шарк Аль-Аусат») Я. де Хооп Схефер выразил точку зрения представляемой им военно-политической организации, согласно которой «скорейшее присоединение Саудовской Аравии к Стамбульской инициативе придаст партнерству НАТО с арабскими странами Залива необходимую для этого сотрудничества и действительно весомую легитимность». Он подчеркивал, при этом, что «Королевство Саудовская Аравия сможет последовать примеру четырех других государств региона и примкнуть к инициативе». Это тем более важно для НАТО, что, как, опираясь на уже существующий опыт партнерства между Северо-Атлантическим пактом и четырьмя государствами ССАГЗ, подчеркивал его генеральный секретарь, открывая конференцию в Манаме, «можно успешно сохранять арабо-исламское наследие, с одной стороны, и противостоять вызовам глобализации, обновления и политико-экономических реформ, с другой».

Скорее всего, слова, сказанные принцем С. Аль-Фейсалом в ходе его совместной пресс-конференции с его норвежским коллегой о «внимательном изучении» сделанного Саудовской Аравии «предложения» о партнерстве с НАТО в рамках Стамбульской инициативы, должны рассматриваться как важный шаг к официальному установлению этого партнерства.

Начало